ф
^ Образование в сфере культуры
туры педагога (принимая во внимание светский и религиозный контекст).
Иными словами, необходимо заботиться как об образовательной стороне подготовки выпускников педагогических вузов, так и о патриотизме, высокой духовности, гражданской ответственности, социальной зрелости и ответственности, что является основой всесторонне качественной подготовки буду-
щих специалистов.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что, только решив вышеперечисленные проблемы и создав высокую образовательную среду в вузе, можно достичь основной цели — подготовить высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующие современным перспективным потребностям общества.
Примечания
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011—2020 годы.
2. Грин, А. А. Современные образовательные реформы в Германии в свете образовательной концепции Гумбольда / А. А. Грин // Педагогика. — 2010. — № 3. — С. 102—107.
3. Закон РК «Об образовании» : с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 года № 487—IV.
4. Панин, М. С. Казахстанское образование: взгляд ученого, педагога, руководителя / М. С. Панин ; под ред. Е. Б. Сыдыкова. — Алматы : Раритет, 2009. — 616 с.
5. Повестка дня на 21 век! — Москва, 1999. — С. 199—204.
6. Сласшенин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века / В. А. Сластенин. — Москва : МАНПО, 2010. — 70 с.
7. Ярославский образовательный форум «Европейская стратегия образования — 2020», Ярославль 20—21 апреля 2012 г.
Ф
Ф
А КМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УДК 37:001.12/.18 Н.В. Шувалова
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохов
В статье рассматривается акмеологическая образовательная среда как формирование пространства образовательного учреждения. Автор пишет, что в рамках акмесредового подхода возможно конструирование идеальной среды, а разработанные акмеологические технологии становятся матрицей моделирования групповых и индивидуальных профессионально-образовательных сред.
Ключевые слова: акмеологическая образовательная среда, формирование, пространство, образовательное учреждение.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 151-155 151
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
N. V. Shuvalova
Moscow State Humanitarian University named after M. A. Sholokhov
ACMEOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FORM OF EDUCATIONAL INSTITUTION SPACE
The article discusses akmeologicheskaja educational environment as the formation of the space educational institution. The author writes that within akmesredovogo approach can design the perfect environment, and developed technologies become acmeological matrix modeling of group and individual vocational and educational environments.
Keywords: Akmeologicheskaja educational environment, formation, space, Educational Institution.
В понятийный аппарат определения понятия «акмеологическая среда» с видовыми различиями входит поэтапное построение ведущих компонентов профессионализма и компетенций, оптимальное сочетание которых осуществляется в процессе акмеологизации среды.
Образовательная среда рассматривается В. А. Ясвиным как система влияний и условий формирования личности, содержащихся в ее окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду среда какого-либо образовательного учреждения, прежде всего школьного образовательного учреждения [3; 5]. Ее можно обозначить как локальную для субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые отношения профессионального функционирования «встроенных» в нее микросред.
Т. Нийт выдвинул предположение, что возможно рассматривать всю психологию как науку, которая изучает соотношение познания и поведения человека и среды, при этом в качестве различных черт выдвигается, во-первых, то, как рассматривают эту среду, а во-вторых, модель человека (каким он является, как функционирует, как его следует исследовать).
Акмеологическая модель формирования образовательной среды представляет ее взаимодействие с личностью будущего специалиста посредством компонентов: социального, ресурсного, акметехнологического.
К акмеологическим критериям и показа-
телям сформированности образовательной среды отнесены:
A) внутренние (профессиональное и ценностное самоопределение, выходные параметры продуктивной деятельности, степень реализации творческого потенциала);
Б) внешние (широта образовательной среды, обогащенность, инициатива, мобильность и социальная активность);
B) интегративный критерий — акмео-логичность среды — объединяет пункты «а» и «б», определяет комплексное обеспечение возможностей для личностно-профессионального развития.
В современных условиях исследования образовательной среды разработаны акмеоло-гические технологии: постановка проблемных и эвристических средовых задач, ак-меологический средовой тренинг, проекция акмеологических задач на профессиональную деятельность. В рамках акмесредового подхода возможно конструирование идеальной среды, а разработанные акмеологиче-ские технологии становятся матрицей моделирования групповых и индивидуальных профессионально-образовательных сред.
Для проектирования образовательной среды важно иметь четкое представление о структурных компонентах. Г. А. Ковалев выделяет:
• физическое окружение — архитектура школьного здания, степень открытости — закрытости контура и т.д.;
• человеческие факторы — пространственная и социальная плотность субъектов,
^ Образование в сфере культуры
учебно-воспитательное влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей и т.п.
Программа обучения — деятельностная структура, стиль преподавания и характер социального заказа, конкурентные формы обучения, содержание программ обучения.
Представления Г. А. Ковалева [2] о структуре образовательной среды хорошо согласуются с одной из наиболее фундаментальных теорий — функционального единства человеческого сообщества.
«Эпицентром» проектирования становится «точка взаимопроникновения» пространственно-предметных компонентов образовательной среды и потребностей субъектов образовательного процесса.
Доминирующая роль в организации «зоны развивающихся возможностей» принадлежит проективному компоненту, который призван адекватно опосредовать, целесообразно преобразовать взаимодействие между пространственно-предметным и социальным компонентами образовательной среды.
Характеристики сред определяются их функциями:
1. Проективной — опережающее отражение структуры и действия среды, модели востребованного взаимодействия, направленного на акме- и самоосуществление.
2. Адаптивной — функцией подстраива-ния в процессе взаимодействия, активного взаимодействия «ставшей» и «становящейся» культуры.
Социальная адаптация — один из основных социально-психологических механизмов социальной личности. Высокий показатель социальной адаптации, по нашему мнению, это умение работать в условиях совместной деятельности, адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды, конструктивно разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности.
Личностное развитие подразумевает стра-
тегию высвобождения внутренних ресурсов, включающих способность решать нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, активно воздействовать на среду, отстаивая свою независимость от внешнего давления и возможность творческих проявлений.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
М. Я. Басов рассматривал два предмета изучения: организм и человека как деятеля в среде. В первом случае развитие совершается в соответствии с биологически фиксированным механизмом, во втором — возрастает значение среды: она задает предел развития и определяет содержание опыта, из нее вносится в развитие закономерность, существующая объективно.
Внутренний смысл второго вида развития М. Я. Басов видит не столько в практической деятельности, сколько в познании человеческого мира. Две линии развития относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны. Их взаимосвязь исследователь описывает, используя понятия фактора и источника закономерного развития.
3. Развивающая функция, так как образовательное пространство не является статичным, раз и навсегда построенным. Более того, его эволюция — это непременное условие развития непосредственных участников процесса обучения, воспитания развития.
4. Интегративная функция — гармонизирует взаимодействие качественно разнообразных свойств и характеристик среды.
Исследователи проблемы человека, открыто опирающиеся в своей работе на редукционистскую методологию, на принцип редукции, сознательно и успешно реализуют интегративные функции, воссоздавая комплексные процессы становления человеческого рода с привлечением данных всего множества релевантных наук, но исходя при этом из единых теоретических представле-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
ний о механизмах этого процесса.
5. Интегрирующая функция акмеологи-ческой среды гармонизирует взаимодействие качественно разнообразных свойств и характеристик профессионала на каждом уровне внутренней организации, способствуя развитию самости как общего системообразующего фактора, интегрирует его свойства как индивида, личности и субъекта в его индивидуальность.
По утверждению Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина, развитие профессионализма коррелирует с социально-перцептивной компетентностью [1], а также рефлексивной организацией деятельности и рефлексивной культурой субъекта.
На уровне индивида интегрирующая функция акмеологической среды проявляется в наибольшем согласовании темперамента и задатков человека как предпосылок и условий формирования профессиональных способностей, развития его внутреннего мира.
На уровне личности интегрирующая функция акмеологической среды обеспечивает объединение в единое системно-структурное образование целостно-смысловой, мотивационно-целевой и эмоционально-волевой сфер личности.
На уровне субъекта интегрирующая функция позволяет человеку максимально полно реализовать субъектность в профессиональной деятельности.
6. Социокультурная функция предполагает среду как проживание, как событийный ряд, источник жизненно-профессиональных ситуаций, как определенную организацию жизнедеятельности. Это — свобода взаимодействия, многообразие возможностей для саморазвития и самореализации, минимальность внешних требований и регламентирования.
Социокультурная функция сопряжена с координирующей, образовательной, самореферентной, развивая сущностные силы профессионала и профессионально-деятельные проявления посредством социализации и
культурной самореализации.
Для создания акмеологической среды суммируются определенные предпосылки: 1) методологические; 2) теоретические; 3) практико-технологические. При создании акмеологической среды происходит интеграция функций сред с выраженной доминантностью на одну из них в зависимости от вида среды (проективная, адаптивная, развивающая, сотрудническая и т.д.).
Можно выделить три направления проблемы личностного роста: функциональное, рассматривающее человека как детерминированного внешними условиями во всех сферах жизнедеятельности; гуманистическое, делающее акцент на самоактуализацию через изменение ценностно-смысловых характеристик, ставя ее в центр личностных идеалов; системологическое, объединяющее предыдущие на основе принципа системной детерминации [6].
Таким образом, акмеологическая среда, интегрирующая свойства, как минимум, десяти описанных в психолого-педагогической литературе сред, позволяет осуществлять оптимальное личностно-профессиональное развитие, которое может быть выделено следующими показателями:
• целостность как интегративное качество, несводимое к свойствам и качествам элементов, образующих систему, и не выводимое из них;
• структурность, то есть наличие упорядоченных связей и отношений, совокупности элементов, обусловленных местом каждого элемента в системе;
• взаимосвязь системы и среды, то есть проявление системных качеств в процессе взаимодействия со средой (при этом вся система остается активным компонентом взаимодействия);
• иерархичность, то есть представление каждого компонента системы как подсистемы и всей системы как компонента большей системы;
• целенаправленность, то есть наличие механизмов, обеспечивающих ее устойчивость.
ф
^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Богданов, Е. Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. — Калуга, 2001. — 145 с.
2. Ковалев, Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1993. — С. 28—34.
3. Максимова, В. Н. Введение в акмеологию школьного образования / В. Н. Максимова. — Санкт-Петербург, 2002. — 228 с.
4. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. — Санкт-Петербург, 2004.
— 150 с.
5. Максимова, В. Н. Акмеология: новое качество образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт] / В. Н. Максимова. — Электрон. дан. — Режим доступа: akmeology.ru>data/documents...2003_03-Zagruzhen.pdf
6. Рубинштейн, С. Л. принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии.
— 1989. — № 4. — С. 13—14.
Р
АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ СТРАТЕГИЕЙ
УДК 372.881.1
Е. Г. Бабаскина
Курский государственный университет
В статье дается обоснование того, что процесс развития профессионализма переводчика происходит через овладение переводческой стратегией, что, в свою очередь, невозможно без развития познавательной активности. Данный фактор представлен как ключевой в течение учебной деятельности студентов-переводчиков в вузе. В статье рассматривается содержание понятия «познавательная активность» в условиях овладения переводческой стратегией.
Ключевые слова: познавательная активность, переводческая стратегия.
E.G. Babaskina
Kursk State University
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AS A LEADING FACTOR IN THE PROCESS OF MASTERING THE TRANSLATION STRATEGY
Article substantiates the fact that the process of development of the translator takes place through the mastery of translation strategy, which, in turn, is impossible without the development of cognitive activity. This factor is represented as a key within the educational activity of students specializing at the University. The article considers the concept of«cognitive activity» in the conditions of mastering translation strategy.
Keywords: learning activity, translation strategy.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 155-159 155