Научная статья на тему 'Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации'

Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации»

А.А. Баранов, Р.Н. Шарафутдинов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

В новых социально-экономических условиях развития общественного сознания на фоне обострения глобальных проблем (экологических, демографических, социальных) особую актуальность имеет становление нового, «инновационного» специалиста-профессионала, способного находить новые возможности для их рационального решения. Отличительной чертой такого человека является высокий уровень формирования качеств: креативности, когнитивности, способности к постоянному самосовершенствованию и осуществления успешной жизнедеятельности -важнейших составляющих основы высокого профессионализма и творческого мастерства [5, 8].

Для реализации подготовки профессионала инновационного уровня возникает необходимость переосмысления путей и перспектив дальнейшего совершенствования личности, формирования нового подхода к проблеме развития человека в рамках новых концепций образования. Одним из направлений повышения качества образовательной системы является становление фундаментальной науки о закономерностях и технологиях роста профессионализма и творчества как оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности - акмео-логии. Под акме в профессиональной деятельности подразумевается устойчиво успешный (высокий) уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области. Достижение акме - это результат взаимодействия многих объективных и субъективных условий жизни человека. Наиболее значимые из них

- условия воспитания, обучения, качество образования [4]. В аспекте акмеологии, подготовка специалиста - профессионала направлена как на достижение максимального социального статуса в соответствующей социальной среде и определение личностью своей роли в этом процессе, так и на достижение максимального профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов в ак-меологии является проблема становления и совершенствования творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности: в сфере управления, науки и изобретательства,

предпринимательства, образования и т.п.

Профессионализм обозначается психологами и педагогами как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, его предпосылкой является высокий уровень формирования специальных способностей и умений. Между тем, понятие профессионализма в настоящее время приобретает непосредственную связь с такими категориями профессиональной деятельности как проектирование, субъект, индивидуальность, инновация. В философском понимании субъектом является человек, познающий и изменяющий мир, поэтому становление субъекта возможно лишь при дидактических условиях, способствующих активизации и приобретению личного опыта познавательной и преобразовательной деятельности. С позиций гуманистической парадигмы образования А.А. Радугин видит конечную цель воспитания в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за всё происходящее в этом мире [11].

В соответствие с этим в современной акмео-логии выделяется целостная характеристика индивидуальных свойств человека - интегральная индивидуальность [6]. Это особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека. Одним из основных феноменов процесса формирования индивидуальности является становление индивидуального стиля как способа адаптации человека к конкретной профессиональной среде, социальной группе и обществу в целом. При этом индивидуальный стиль - это, прежде всего, стиль профессиональной деятельности. В контексте развития индивидуальности особо значение имеет аутопсихологическая компетентность. А. А. Деркач выделяет следующие акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности:

сформированная позиция внутреннего наблюдателя, как метакоммуникатора, субъекта само-преобразующей деятельности, способного ком-муницировать с разными уровнями психики и в разных каналах восприятия;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Баранов А.А. Шарафутдинов Р.Н., 2007

способность личности планировать этапы своего развития и предусматривать коррекцию неблагоприятных периодов за счет нейтрализации негативных психологических образований и активизации позитивных личностных ресурсов;

умение поддерживать постоянную позитивную динамику своего развития [2, 3].

Отчасти, рассмотренные компоненты проявляются в структуре проектной деятельности, которой в последнее время уделяется особое внимание со стороны педагогов и психологов в аспекте становления и совершенствования субъекта - профессионала «инновационного типа». В частности учебная и профессиональная проектная деятельность в современной интерпретации включает в себя следующие этапы: рефлексия, направленная на анализ профессиональных потребностей; выявление и формулирование проблемы, постановка цели и задачи проектирования (преобразования), планирование этапов последующих действий; исследование существующих технологий, проведение поиска и анализа информации, нахождение и обоснование выбора оптимальных решений проблем; разработка технологий и средств решения проблемы на основе инновационных методов; диагностика результата и авторефлексия [9].

В настоящее время исследователи находятся в поиске путей, позволяющих сделать акмеологию менее подверженной академизму и, сохраняя в ней подлинную научность, непрерывно повышать ее практическую востребованность. Нами представляется, что одним из таких путей может быть реализация учебной и профессиональной деятельности на основе проектирования, как главного условия инновационной профессионализации специалиста любого профиля с учётом акмеоло-гических представлений. Такая гипотеза находит своё обоснование в результатах применения проектной технологии в образовании. По словам её разработчиков, учебное проектирование в значительной степени способствует становлению субъекта, творческой самореализации развивающейся личности, совершенствованию её интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей [7].

Кроме того, проектирование сегодня, это важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. Профессиональная деятельность современного педагога приобретает непосредственную взаимосвязь с педагогическим проектированием, направленным на

создание инновационных технологий обучения, поэтому она носит инновационный характер. Инновационная деятельность нацеливает учителя на познание и осмысление проблем. Видение проблем и возможностей - это своего рода рождение новой культуры, инновационной философии [10]. Это объясняется тем, что процессы кардинальных преобразований системы образования и общества требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой, инновационной педагогической деятельности. Отсюда следует, что современный учитель как субъект педагогического процесса становится главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения.

В этой связи обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными социальными потребностями в педагоге-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением [10]. Между тем, потребность в проектировании деятельности педагога возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки педагогического проекта. Педагогическая проектная деятельность определяется исследователями как система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения поставленных целей. Её реализация предполагает высокий уровень развития личностных, общепрофессиональных и культурных качеств учителя, проектировочных умений, глубокого знания содержания учебного материала, о чём говорят как отечественные, так и зарубежные исследователи.

С этих позиций профессионализм педагога можно определить как системную интегральную характеристику личности, представляющую совокупность педагогической компетентности, мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа учителя, обеспечивающей эффективность и оптимальность инновационной образовательной деятельности. Педагогическая компетентность с учётом этого, это единство теоретической и практической готовности к осуществлению инновационной деятельности на основе педагогического проектирования, включающей уровень овладения предметными, методико-педагогическими и проектировочными знаниями и умениями.

Несмотря на то, что педагоги профессиональ-

12

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

ной школы и учителя уже психологически готовы к педагогическому проектированию, всё же система подготовки учителя в вузе не отвечает требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности. В частности процесс профессионального становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности, что предопределяет стихийный и эпизодический характер подготовки педагога [10]. А.А. Вербицкий эту ситуацию описывает следующим образом - «формы организации учебно-познавательной деятельности студентов неадекватны формам профессиональной деятельности специалистов» [1]. Таким образом, в реальной высшей школе не закладываются предпосылки для инновационной профессионализации педагога. Исследователи видят решение этих задач в организации систематической проектной деятельности студентов, которая может быть обеспечена при интеграции предметного направления обучения будущего учителя с учебным проектированием. Однако в существующей профессиональной подготовке эти направления дезинтегрированы и не образуют системного единства. При этом методико-педагогичес-кая и проектировочная области представлены в профессиональной подготовке недостаточно, что снижает её эффективность и уровень достижения профессионализма будущего педагога.

Анализ научных работ, посвящённых проблемам обучения будущего педагога, позволил нам придти к выводу о том, что важнейшим условием повышения эффективности его подготовки к профессиональной проектной деятельности может быть межпредметная интеграция дисциплин, причем на основе системы предметного и педагогического учебного проектирования. Исходя из этого, нами предложена дидактическая система, обеспечивающая включение в структуру лекционных и лабораторно-практических курсов дисциплин учебной методико-педагогической и предметной проектной деятельности. Главным её компонентом является новая, проблемно-проектная форма проведения лекционных и лабораторнопрактических занятий, которая существенно изменяет их характер. В частности лекция преобразуется в проблемно-проектную лекцию, поскольку одной из главных дидактических единиц здесь является самостоятельное выявление студентом проблемы и её решение. Лабораторно-практические работы в таком аспекте становятся лабораторно-проектными занятиями. Благодаря вклю-

чению в структуру учебных курсов системы учебных проектов обеспечивается интеграция методи-ко-педагогического, предметного и проектировочного направлений профессионального обучения.

Таким образом, проектирование приобретает сквозной характер, что способствует формированию инновационного стиля мышления у студентов, повышению эффективности развития проектировочных умений, создаёт предпосылки для дальнейшего успешного профессионального роста в профессиональной деятельности. Иными словами, здесь создаются организационно-педагогические условия непрерывного развития профессионализма педагога. Главным из них, является учебное, а затем и профессиональное проектирование деятельности, как студента, так и педагога, обуславливающее их профессионализацию. Именно благодаря проектированию создаётся рефлексивно-инновационная среда, в которой развиваются творческие возможности профессионала-субъекта.

Результаты апробации рассмотренной дидактической системы на примере подготовки будущих педагогов, показали достоверную корреляцию между уровнем развития у них проектировочных, методико-педагогических и предметных умений. Кроме того, нами выявлена устойчивая устремленность студентов к достижению вершин своего акме - личностного, профессионального развития, самосовершенствования, что позволяет рассматривать предложенную нами дидактическую систему в аспекте разработки практикоориентированной акмеологической технологии.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос.— М.: Высш. шк., 1991. - С.14, 15, 46, 57, 135.

2. Деркач А.А. Акмеология. - М.: РАГС, 2004.

- 688 с.

3. Деркач А.А. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / Кафедра акмеологии и политической психологии.

- М., 1993. - С. 5-6.

4. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.

5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречие, перспективы: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Логос, 2000. - C. 5, 6, 32.

6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. -254 с.

7. Методика обучения технологии. Кн. для учи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

13

теля / Под ред. В.Д. Симоненко; Ишимский гос. пединститут. НМЦ Технология. - Брянск - Ишим, 1998. - С. 97, 112.

8. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. - М.: Наследие, 1996. - С.8-16.

9. Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия

проектирования / Монография. - Москва-Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2005. - С. 156-159.

10. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП Магистр, 1997. - С. 3, 6, 7, 24, 84, 85, 87.

11. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций.

- М.: Центр, 1997. - С. 194.

М.Н. Федорова

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Еще совсем недавно профессиональная переподготовка и повышение квалификации не считались серьезным образованием. Большинство стремилось получить фундаментальные знания и диплом о втором высшем образовании или МВ А (мастер делового администрирования). Однако за последние пару лет ситуация изменилась коренным образом, и профессиональная переподготовка стала пользоваться спросом. Это заметили и учебные центры, открывающие новые программы переподготовки, и официальная статистика говорит об этом же. По данным Министерства образования РФ, за 2002-2003 учебный год квалификацию повысили около 1,1 млн. человек, а профессиональную переподготовку прошли более 90 тысяч.

Различные учебные заведения объясняют этот факт по-разному, но в целом все сводится к нескольким основным причинам.

1. Рынок труда стал более динамичен, идет постоянная миграция персонала из одной области в другую, специалисты «перетекают» в более перспективные, высокооплачиваемые сферы экономики. Но сделать это сегодня не так легко, как в начале 90-х. Необходим государственный диплом о профессиональной переподготовке или документ, подтверждающий повышение квалификации в определенной сфере деятельности.

2. Кроме того, многие сферы бизнеса развиваются столь стремительно, что даже работающие специалисты вынуждены постоянно повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания. Например, те, кто работает в области информационных технологий или просто использует их в своей деятельности, должны проходить переподготовку не реже одного раза в год, иначе их стоимость на рынке труда начнет падать.

3. Нельзя забывать и о том, что буквально на наших глазах постоянно появляются новые специальности. Например, такая профессия, как налоговый консультант, официально появилась только в 2000 году. Многие юристы, аудиторы, экономисты решили заняться этим бизнесом, но для того, чтобы быть занесенным в государственный реестр налоговых консультантов и вести эту деятельность легально, необходимо иметь диплом о переподготовке.

4. И последняя причина увеличения интереса к дополнительному образованию - жесткая конкуренция среди молодых специалистов. На рынке труда более конкурентоспособным становится тот молодой специалист, который имеет несколько образований. Так, инженер с углубленным изучением иностранного языка имеет гораздо больше шансов сразу после института найти хорошую работу, чем его однокурсник, не имеющий дополнительного диплома переводчика.

По стандартам Министерства образования РФ послевузовская подготовка предполагает две формы: второе высшее образование и дополнительное образование, которое в свою очередь делится на переподготовку и повышение квалификации. К какой именно категории относится тот или иной курс, в первую очередь, зависит от количества учебных часов.

Переподготовка привлекает, прежде всего, тех специалистов, которые хотят получить новые знания по своей профессии. Повышение квалификации в рамках своей специальности помогает приспособиться к постоянно меняющимся требованиям отечественной экономики. Например - переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Любому работающему бухгалтеру доста-

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Фёдорова М.Н., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.