Научная статья на тему 'Основы подготовки внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК'

Основы подготовки внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Елена Александровна, Петренко Надежда Владимировна

Внештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы отнесены к силам ГО, главными задачами которых являются оказание экстренной помощи населению в случае возникновения ЧС и ликвидация её последствий. От уровня подготовки внештатного аварийно-спасательного формирования объекта АПК зависит эффективность ликвидации ЧС. Разрабатывая план проведения занятий, определяют исходные данные и проведение рекогносцировки места занятий, ведут подготовку командира и личного состава внештатных формирований, определяют район и средства материально-технического обеспечения. Проводятся учения на учебно-материальной базе объекта АПК, которая включает территорию объекта с производственными зданиями, сооружениями и коммуникациями. Некоторые темы отрабатываются на территории селитебной зоны с привлечением населения и жилищно-эксплуатационных органов. Комплексное учение проводится поэтапно. Содержание этапов и их количество зависят от разрабатываемой темы и учебных целей, а также масштабов и отведённого времени на учение. Учения завершаются подведением итогов и проведением разбора с подробным анализом и оценкой практических действий всех категорий обучаемых, и по результатам проведенных учений издается приказ. На основании приказа разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, вносятся необходимые изменения в планы ГО и планы действий в ЧС объекта АПК, а также в документы по подготовке внештатных формирований в области ГОЧС. По результатам проведенных учений разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы объекта АПК в чрезвычайных ситуациях. Оценка проведённого на объекте АПК комплексного учения ставится в соответствии с принятыми в системе гражданской обороны и РСЧС критериями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таран Елена Александровна, Петренко Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы подготовки внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК»

2. Семгенкова, Л.В. Оказание скорой неотложной помощи при автомобильных авариях / Л.В. Семгенкова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Глушко, О.В. Труд и здоровье водителя /О.В. Глушко, Н.В. Клюев. - Москва: Транспорт, 2007.

4. Левшин, А.Г. Сельскохозяйственная техника и работоспособность механизатора I А. Г. Левшин II Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2006. -№ 1.-С. 15-19.

5. Лейтас, А.М. Модель переработки информации человеком в процессе управления мобильной машиной / А.М. Лейтас, О.М. Макаревич II Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2008. - № 3. - С. 4-7.

6. McFarland, R.C. Human Factors in Transport Design. - New York: McGraw-Hill, 2007.

7. Pew, R. W. Introduction to human factors engineering I R.W. Pew, P. Green, eds. II Human factors engineering; Ann. Arbor. Me.: The University of Michigan College of Engineering, 2009.

8. Chapanis A., Gerner W.K., Morgan C.T. Applied Experimental psychology. - New York: Wiley, 2010.

9. PTM 10.13.003-90. Термины и определения, применяемые при эксплуатационно-технологической оценке сельскохозяйственной техники. - Новокубанск: РосНИИТиМ, 1990.

10. Bekey, G.A. The human operator in control systems II Systems psychology. - New York: McGraw-Hill, 2011.

References

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 No 197-FZ (redakcija ot 05.10.2015).

2. Semgenkova L.V. Okazanie skoroj neotlozhnoj pomoshchi pri avtomobil'nyh avariyah [Providing first aid at car accidents], Rostov-on-Don, Feniks, 2006.

3. Glushko O.V., Klyuev N.V. Trud i zdorov'e voditelya [The driver's work and health], M., Transport, 2007.

4. Levshin A.G. Agricultural machinery and operability of a mekhanizator [Agricultural machinery and efficiency of a machine operator], Mechanization and electrification of agriculture, 2006, No 1, pp. 15-19.

5. Leytas AM., Makarevich O.M. Model of processing of information by the person in process of management of the mobile car [Model of processing information by a man in the management process of a mobile machine], Mechanization and electrification of agriculture, 2008, No 3, pp. 4-7.

6. McFarland R.C. Human Factors in Transport Design, New York, McGraw-Hill, 2007.

7. Pew R. W., Green P., eds. Introduction to human factors engineering; Human factors engineering, Ann. Arbor Me., The University of Michigan College of Engineering, 2009.

8. Chapanis A., Gemer W.K., Morgan C.T. Applied experimental psychology, New York, Wiley, 2010.

9. PTM 10.13.003-90. The terms and definitions applied at an operational and technological assessment of agricultural machinery, Novokubansk,1990.

10. Bekey G.A. The human operator in control systems, Systems psychology, New York, McGraw-Hill, 2011.

Сведения об авторах

Липкович Игорь Эдуардович - доктор технических наук, профессор кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Егорова Ирина Викторовна - кандидат технических наук, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). E-mail: orishenkolrina@mail.ru.

Information about the authors

Lipkovich Igor Eduardovich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

Egorova Irina Victorovna - Candidate of Technical Sciences, assistant of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zemograd (Rostov region, Russian Federation).

УДК 614.8:006

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВНЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

ОБЪЕКТОВ АПК

© 2018 ЕЛ Таран, Н.В. Петренко

Внештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы отнесены к силам ГО, главными задачами которых являются оказание экстренной помощи населению в случае возникновения ЧС и ликвидация её последствий. От уровня подготовки внештатного аварийно-спасательного формирования объекта АПК зависит эффективность ликвидации ЧС. Разрабатывая план проведения занятий, определяют исходные данные и проведение рекогносцировки места занятий, ведут подготовку командира и личного состава внештатных формирований, определяют район и средства материально-технического обеспечения. Проводятся учения на учебно-материальной базе объекта АПК, которая включает территорию объекта с производственными зданиями, сооружениями и коммуникациями. Некоторые темы

отрабатываются на территории селитебной зоны с привлечением населения и жилищно-эксплуатационных органов. Комплексное учение проводится поэтапно. Содержание этапов и их количество зависят от разрабатываемой темы и учебных целей, а также масштабов и отведённого времени на учение. Учения завершаются подведением итогов и проведением разбора с подробным анализом и оценкой практических действий всех категорий обучаемых, и по результатам проведенных учений издается приказ. На основании приказа разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, вносятся необходимые изменения в планы ГО и планы действий в ЧС объекта АПК, а также в документы по подготовке внештатных формирований в области ГОЧС. По результатам проведенных учений разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы объекта АПК в чрезвычайных ситуациях. Оценка проведённого на объекте АПК комплексного учения ставится в соответствии с принятыми в системе гражданской обороны и РСЧС критериями.

Ключевые слова: аварийно-спасательные формирования, спасательные службы, аварийно-спасательные работы, чрезвычайная ситуация, гражданская оборона.

Nonstandard rescue formation and rescue services are assigned to the civil defense forces, whose main task is to provide emergency assistance to the population in the event of emergency situation and the elimination of its consequences. On the preparation level of nonstandard emergency rescue unit of the agro-industrial complex facility, the effectiveness of the disaster management mainly depends. Developing plan for conducting classes, the initial data and reconnaissance of the employment place are determined, the training of the commander and the personnel of the nonstandard units, preparation of the area and the used means of material and technical support. Training is conducted on the educational and material basis of the agro-industrial complex facility, which includes the territory of the facility with production buildings, facilities and communications. Some topics are worked out on the territory of residential area with the involvement of the population and housing-operational facilities. The complex training is carried out by stages. The content of the stages and their number depend on the researched topic and the educational objectives, as well as the scale and the time allotted for the training. The training ends with summing up the results of the exercise and conducting assay with such analysis and evaluation of practical actions of all categories of trainees and, following the results of the training, the order is issued. On the basis of the order, plan of measures to eliminate identified shortcomings is designed, there are made necessary changes to civil defense plans and action plans in emergency situations of the agro-industrial complex facility, as well as to documents on the preparation of nonstandard situation units in the field of civil defense of emergency situations. Basing on the training results, specific organizational and technical measures are being developed aiming at increasing the sustainability of the work of the agro-industrial complex facility in emergency situations. The evaluation of the complex training conducted at the agro-industrial complex facility is made in accordance with the criteria adopted in the civil defense system and the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations.

Keywords: rescue formations, rescue services, emergency rescue operations, emergency situation, civil defense.

Введение. Одной из основных функций государства является защита и сохранение жизни и здоровья людей, а также материальных и культурных ценностей в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера. Для этого была создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Внештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы отнесены к силам гражданской обороны, главными задачами которых являются оказание экстренной помощи населению в случае возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидация её последствий. Внештатные аварийно-спасательные формирования являются самостоятельной структурой.

Количество внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК может быть меньше, чем организаций гражданской обороны, однако они должны быть также оснащены многофункциональной мобильной современной техникой и оборудованием.

Своевременное и успешное выполнение аварийно-спасательных работ во многом зависит от степени подготовки внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК.

Целью подготовки членов внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК является обеспечение готовности спасателей к выполнению задач по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие в чрезвычайных ситуациях, и ведению поисковых работ с применением различных видов пожарного, аварийно-спасательного инструмента и другого оборудования и снаряжения [1, 2].

Эффективность ликвидации чрезвычайной ситуации во многом зависит от организованных действий членов внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК.

К основным задачам подготовки внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК относятся:

- овладение теоретическими знаниями по использованию пожарного и аварийно-спасательного оборудования и инструмента;

- овладение практическими навыками применения спасательного оборудования и инструмента;

- формирование боевой слаженности подразделений;

- развитие высоких морально-волевых и необходимых психологических качеств;

- формирование физической готовности членов сводной команды ГО объекта.

Личный состав внештатных аварийно-спасательных формирований на объектах АПК проходит базовую и специальную подготовку. Обучение проводится по специальной программе подготовки в рабочее время [3,4, 5].

Методика подготовки. От уровня подготовки сводной команды ГО объекта АПК, которая в данном случае является внештатным аварийно-спасательным формированием, зависит эффективность её деятельности, особенно при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Сводная команда объекта АПК должна быть укомплектована личным составом, техникой и имуществом полностью в соответствии с требованиями. Вариант комплектации личного состава представлен в виде схемы (рисунок).

Заместитель по воспитательной работе Командир формирования Заместитеи, поМТО

Санитарная дружина

Спасательная группа

Спасательное звено - 8 чел

¡Ком. звена-1 'чел ¡Сдасат,- 5 чел. ¡Пожарв. - 5 чел.

Звено обеззараживания Звено механизации

ком звена - 1 чел. ¡Хщдмддед.-4чел Ком.звена -1 чел.; Экскават - 2 чел Автокран - 1 чел !

Пример комплектации сводной команды ГО объекта АПК

Разрабатывая методику проведения занятий, учитывают последовательность отработки программы: во-первых, проводят практические занятия, во-вторых - тактико-специальные со сводной командой ГО объекта АПК. Эти занятия руководитель обычно готовит и проводит самостоятельно. Для проведения тактико-специальных занятий привлекаются начальники служб предприятия [4, 6, 7].

Для подготовки проведения практических занятий членов внештатных аварийно-спасательных формирований объектов АПК в первую очередь необходимо провести подготовку командиров звеньев, личного состава формирований и учебно-материальной базы.

Инструкторско-методические занятия являются основной формой подготовки командиров звеньев к занятиям. Инструктаж командир проводит за 1-2 дня до начала занятий в последовательности, которая будет применяться при обучении личного состава сводной команды ГО объекта в целом.

Командиры звеньев при подготовке тем занятий используют нормативные документы, методические пособия, соответствующие разделам программы, составляют план проведения занятий, который утверждается командиром сводной команды.

Подготовка проведения тактико-учебных занятий включает в себя разработку плана проведения занятий, определение исходных дан-

ных и проведение рекогносцировки места занятий, подготовку командира и личного состава внештатных формирований, подготовку района и применяемых средств материально-технического обеспечения.

При подготовке к занятиям командир уточняет тему, согласно которой определяет обстановку, которую необходимо отработать в указанные сроки, а также приемы и способы действий. Согласно теме командир определяет учебные цели занятия и намечает контрольные вопросы, которые разрабатываются так, чтобы они потребовали активных действий всех обучаемых и были связаны с техникой выполнения наиболее характерных приемов и способов действий.

План тактико-учебных занятий утверждает директор объекта АПК за 2-3 дня до начала их проведения.

Учения по ГО на объекте АПК являются наиболее эффективной формой подготовки его устойчивости в чрезвычайных ситуациях, подготовки органов управления, руководящего состава, рабочих и служащих объекта к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Учения проводятся не реже одного раза в три года. Продолжительность учений должна быть достаточной для обеспечения полной и качественной отработки всех учебных вопросов и составляет не более двух суток.

Проводятся учения на учебно-мате-риальной базе объекта АПК, которая включает территорию объекта с производственными зданиями, сооружениями и коммуникациями. Некоторые темы отрабатываются на территории селитебной зоны с привлечением населения и жилищно-эксплуатационных органов.

Организацию, подготовку и проведение учения осуществляет руководитель объекта АПК, однако они могут быть совмещены по времени с учениями, проводящимися в муниципальном образовании.

На основании плана основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и указаний руководителя объекта АПК документы по учению разрабатываются заблаговременно. Документы согласовываются, рассматриваются и утверждаются руководителем и должны быть доведены до исполнителей за 1-1,5 месяца до начала учений.

Для проведения учения на объекте АПК разрабатывается ряд документов.

В приказе руководителя объекта о подготовке и проведении комплексного учения по гражданской обороне указываются:

- сроки и цели комплексного учения;

- ответственные исполнители за руководство по учению с установкой задач и сроков исполнения;

- ежемесячная дата доклада руководящего состава ГО объекта АПК о ходе подготовки подчинённых служб и структурных подразделений к комплексному учению и о полной готовности к учению в установленный срок;

- ответственный за исполнение настоящего приказа и выполнение мероприятий календарного плана по подготовке к комплексному учению (заместитель руководителя - начальника отдела ГОЧС).

Подписывает приказ руководитель объекта АПК.

В календарном плане подготовки учений указываются наименование мероприятий, сроки их исполнения и ответственные исполнители.

Мероприятия, входящие в календарный план подготовки учений:

- организационные мероприятия;

- подготовка руководящего состава;

- подготовка формирований;

- подготовка рабочих и служащих, не вошедших в формирования;

- мероприятия по материально-техническому обеспечению.

Подписывает календарный план подготовки учений начальник штаба руководства.

План проведения учений является основным документом, который определяет организацию, порядок и последовательность выполнения учебных вопросов по этапам учения. На основе указаний руководителя объекта АПК план проведения учений разрабатывается начальником отдела ГО ЧС с привлечением всех начальников служб.

План проведения комплексного учения по гражданской обороне и мобилизационной подготовке включает в себя:

- тему комплексного учения;

- учебные цели;

- календарные сроки и общую продолжительность проведения учения с указанием даты и времени начала и окончания проведения отработок каждого из этапов учения;

- состав участников учения (от руководства объекта, отдела и службы, КЧС и ПБ, формирования до общего числа рабочих и служащих, которые не входят в формирования, с указанием цехов и отделов);

- оснащение участников учения средствами индивидуальной защиты и необходимым имуществом, техникой и инструментом;

- материально-техническое обеспечение;

- тема (замысел) учения с указанием исходной, частной и метеорологической обстановки;

- последовательность проведения поэтапного учения (на первом этапе создается обстановка или её имитация, при которой обучаемые отрабатывают все учебные вопросы и возможные решения и действия согласно порядку, содержанию и последовательности выполнения работ; согласно плану проведения комплексного учения аналогично отрабатываются учебные вопросы второго и третьего этапов);

- после окончания комплексного учения указывается время и место для проведения разбора учения.

Для имитации обстановки практических действий необходимо провести оборудование района действий, т.е. создать такие участки, которые будут имитировать завалы разрушенных зданий и сооружений, участки заражения опасными химическими веществами, аварии на коммунальных энергетических сетях, очаги пожаров и т.д. Участки создаются с учётом особенностей объекта АПК, его производства и возможных последствий техногенных аварий, природных катастроф и стихийных бедствий, а также характера рельефа местности и плотности застройки населенного пункта. В зоне поражения некоторые поражающие факторы, которые опасны при их применении или если невозможно их воссоздать, могут обозначаться указателями и знаками с поясняющими данными. Имитация должна быть выполнена таким образом, чтобы она способствовала полной и качественной отработке учебных задач.

Учение завершается подведением итогов и проведением разбора с подробным анализом и оценкой практических действий всех категорий обучаемых. По результатам проведенных учений издается приказ. Отработанные документы по подготовке и проведению комплексного учения представляются в управление ГОЧС города для обобщения и внедрения в практику проведения подобных учений.

План наращивания обстановки на комплексном учении включает в себя номер вводной обстановки, время доведения, ответственного по вручению кода.

Перечень вводных данных с детализацией обстановки - предполагаемое решение обучаемых и действия руководителя учений по имитируемой чрезвычайной ситуации.

Документы по проведению тактико-специальных учений с внештатными аварийно-спасательными формированиями и по обеспечению учения содержат следующие документы: планы материально-технического и медицинского обеспечения; инструкцию по соблюдению мер безопасности; планы организации разведки и связи; график проведения технической проверки противогазов и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все документы, которые разрабатываются для проведения учений, по структуре, оформлению и содержанию обязаны быть выполнены согласно установленным требованиям для служебных документов.

Результаты и их обсуждение. На территории предприятия АПК учения внештатных аварийно-спасательных формирований проводятся с максимальным использованием учебно-материальной и технической базы. Чаще всего при проведении учений производственная деятельность предприятия АПК не прерывается.

Для отработки мероприятий согласно плану ГО учение начинается с оповещения руководящего состава.

Участники учения всегда должны действовать согласно разработанным мероприятиям и срокам, которые предусмотрены в планах учений объекта АПК, и с учетом дополнительных указаний, данных руководителем.

Комплексное учение проводится поэтапно. Содержание этапов и их количество зависит от разрабатываемой темы и учебных целей, а также масштабов и отведённого на учение времени. На каждом этапе учений даются определенные задачи, которые решаются внештатными аварийно-спасательными формированиями за отведённое на учение время.

Согласно разработанным документам тактико-специальные учения могут отрабатываться как весь комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте АПК или только их часть.

Для того чтобы быть готовым к комплексному учению на объекте АПК, необходимо в со-

ответствии с планом отработать следующие мероприятия: перевести объект в режим военного времени; укомплектовать и оснастить формирования, провести смотр их готовности; проверить готовность эвакуационных органов.

Рабочие и служащие объекта АПК, которые не входят в состав внештатных формирований, могут быть привлечены к таким видам работ, как герметизация служебных и жилых помещений, защита продовольствия и воды, изготовление простейших средств защиты, участие в противопожарных, санитарно-гигиенических и других мероприятиях. Зти работы могут быть выполнены с привлечением необходимого количества личного состава внештатных формирований и других групп, обучаемых на территории или за пределами объекта АПК, например, в жилом секторе или в загородной зоне.

На объекте кроме мероприятий, направленных на проведение комплексного учения, должны отрабатываться и мероприятия по повышению устойчивости работы объекта АПК в условиях чрезвычайных ситуаций или военного времени.

В начале учения особое внимание уделяется постановке и решению учебных задач, качеству планирования, а также поддержанию и взаимодействию друг с другом, своевременности и эффективности действий обучаемых.

Далее происходит наращивание исходной обстановки, когда руководитель усложняет отработку поставленных учебных задач, что заставляет обучаемых принимать новые, более рациональные решения.

Для объективной оценки, правильности выполнения поставленных задач внештатными формированиями, осуществляется контроль со стороны руководителя учений, его заместителей и помощников, и при необходимости им оказывается помощь.

Руководитель учения при отработке вопросов эвакуации персонала из зоны чрезвычайной ситуации в соответствии с разработанными планами определяет объём мероприятий, осуществляет контроль за их выполнением и уточняет задачи эвакуационной комиссии, которые направлены на проведение эвакуационных мероприятий.

Особое внимание необходимо уделить контролю и организации защиты персонала, срокам оповещения, своевременности сбора сотрудников и привлекаемого к учению населе-

ния в сборном эвакуационном пункте, организации отправки их в безопасные районы и выполнению функциональных обязанностей членами эвакуационной комиссии.

Руководитель учения с заместителями, помощниками и посредниками при организации и проведении учений по аварийно-спасательным работам контролируют точность доведения задач до внештатных формирований, выполнение дозиметрического или химического контроля и осуществление ими режима радиационной защиты, а также эффективность проводимых мероприятий и работ. Руководство перед проведением учений по аварийно-спасательным работам заслушивает предложения по их проведению, а затем принимает решение. Особое внимание уделяется организации и ведению разведки, последовательности в выполнении работ, взаимодействию сил ликвидации ЧС и мерам безопасности при проведении работ.

В ходе проведения учений по аварийно-спасательным работам отрабатываются такие действия, как розыск и спасение пострадавших людей из-под завалов, разрушенных зданий и защитных сооружений, спасение людей из полуразрушенных и горящих зданий и ликвидация пожаров; вскрытие заваленных и повреждённых защитных сооружений и обеспечение подачи воздуха в них; эвакуация пострадавших из загазованных и задымлённых помещений и оказание им первой медицинской помощи, вывод пострадавших из очагов поражения; эвакуация персонала и населения из очага поражения, а также проведение работ по обеззараживанию территории, зданий, техники и оборудования, проведению санитарной обработки людей и животных и т.д.

Непрерывность ведения аварийно-спасательных работ обеспечивается путём организации посменной работы персонала.

Руководитель учения должен обратить особое внимание на согласованные действия внештатных формирований по установленным задачам, объектам работ и установленному времени, а также на слаженность в действиях при выдвижении к месту проведения аварийно-спасательных работ, на очерёдность и достаточность выполнения спасательных работ.

На учениях одновременно с объектовыми внештатными формированиями могут действовать силы постоянной готовности - поисково-спасательные, аварийно-спасательные службы,

воинские подразделения и другие силы, с которыми постоянно поддерживается взаимодействие, устойчивая связь и обмен информацией [8, 9].

Проводя организацию и ведение спасательных работ ночью, в условиях ограниченной видимости, необходимо принять меры по освещению участков, на которых проводятся аварийно-спасательные работы, а также принять меры по строгому выполнению всеми участниками учения мер безопасности, чтобы не допустить несчастных случаев.

Одновременно с проведением аварийно-спасательных работ, как правило, отрабатываются и вопросы по восстановлению разрушенного объекта или технологического процесса, находящегося в аварийном состоянии.

Группа, исследующая правильность выполнения всех установок внештатными формированиями объекта АПК, анализирует все результаты их действий и оценивает эффективность выполнения восстановительных работ с учетом состояния ресурсов и принятых решений, после чего готовит руководителю учений предложения по наиболее целесообразным способам действий конкретно в данной чрезвычайной ситуации.

Рассмотрев предложения, руководитель учения корректирует, а затем утверждает решения обучаемых, направленных на проведение мероприятий по обеспечению и восстановлению функционирования объекта АПК в чрезвычайной обстановке.

При оценке правильности действий внештатных формирований объекта АПК в чрезвычайной ситуации основное внимание должно быть уделено принятым решениям и практическим действиям обучаемых при использовании технических средств, машин и техники.

Оценивается также, если в ходе учения обучаемые внештатные формирования принимали смелые и инициативные решения, умело и организованно действовали в условиях ограниченного времени, эффективно управляли и контролировали выполнение принятых решений, всесторонне обеспечивали действие сил, а также полностью выполнили все запланированные мероприятия в установленные сроки [10].

При оценке работы руководящего и ко-мандно-начальствующего состава объекта АПК особое внимание уделяется умению быстро организовать действия подчинённых, полно-

стью отработать документы, точно и своевременно отдавать приказы и распоряжения согласно обстановке и поставленной задаче внештатным формированиям, организовывать их взаимодействие друг с другом.

По завершении учений заместители и помощники руководителя и посредники докладывают о выполнении всех намеченных учебных задач и по команде руководителя учение заканчивается. Затем даются указания с уточнением времени сбора внештатных аварийно-спасательных формирований АПК в запланированном районе и их дальнейших действий по проверке состояния техники и приведению в порядок района учения, а также даются указания о месте и времени проведения разбора учений.

По прибытии формирований и техники и всех участников учения в указанный район руководитель объявляет «Отбой учению» и в установленное время делает его разбор. Это является заключительной частью учения.

Для приведения района практических действий в первоначальный вид необходимо провести работы по демонтажу всех дополнительно возведённых учебных объектов и мест имитации, по очистке территории, где отрабатывались приёмы и способы ведения аварийно-спасательных работ. Эта работа выполняется по указанию руководителя учения после окончания учений и разборки всех учебных вопросов.

Заключение. Разработку материалов для разбора учения начинают заблаговременно и параллельно с документами по организации и проведению учения. По мере того как проходят учения, материалы разбора дополняются конкретными примерами и фактами, расчётами и результатами действий обучаемых.

В заключение разбора выслушиваются выводы руководителя учения о действиях структурных подразделений, служб, командиров, внештатных аварийно-спасательных формирований АПК и всех участников учений с оценкой их действий.

В общем разборе участвуют руководитель учениями, его заместители и помощники, штаб руководства, посредники и обучаемые.

Разбор, как правило, проводит руководитель учений. В нём рассматриваются тема и цели учения, а также действия структурных подразделений на этапах учений и отрабатываемые по ним учебные вопросы.

Руководитель делает общие выводы по проведенному учению, в которых определяется степень достижения учебных целей, даётся оценка действиям руководящего и командно-начальствующего состава, штаба руководства, служб и формирований. Далее ставятся задачи по внедрению полученного положительного опыта в практику обучения внештатных формирований объекта АПК и по устранению недостатков, которые были вскрыты на учении.

Заместители и помощники руководителя после общего разбора учений обычно проводят частные разборы в структурных подразделениях и с внештатными формированиями. В них более подробно анализируются действия, которые контролировались и оценивались при подготовке и в ходе учения каждого обучаемого с учётом общей оценки, данной руководителем учения, и личных наблюдений.

По выводам и результатам учения руководитель издаёт приказ, в котором оцениваются положительные действия обучаемых, отмечаются характерные недостатки, допущенные в ходе учения, которые необходимо устранить в последующем, а также поощряются отличившиеся внештатные формирования, структурные подразделения и отдельные участники учений.

На основании приказа, изданного по результатам учений, и полученного опыта разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, вносятся необходимые изменения в планы ГО и планы действий в ЧС объекта АПК, а также в документы по подготовке внештатных формирований в области ГОЧС.

По результатам проведенных учений разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы объекта АПК в чрезвычайных ситуациях.

Оценка проведённого на объекте АПК комплексного учения ставится в соответствии с принятыми в системе гражданской обороны и РСЧС критериями.

Литература

1. Захарин, В. И. Подготовка личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований / В.И. Захарин, О.Н. Логовичев. - Москва: Военные знания, 2008.

2. Бариев, ЭР. Аварийная спасательная подготовка I Э Р. Бариев. - Москва: ИВЦ Минфина, 2014.

3. Головченко, Ф.Ф. Как подготовить и провести комплексное учение на объекте / Ф.Ф. Головченко,

A.M. Мельничук. - Москва: ИЦ - Редакция «Военные знания», 2012.

4. Головченко, Ф.Ф. Как планировать мероприятия по ГО и ЧС на объекте / Ф.Ф. Головченко. - Москва: ИЦ -Редакция «Военные знания», 2013.

5. Таран, Е.А. Прогнозирование и оценка последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера / Е.А. Таран. - Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА. 2008.

6. Шумилин, В.К. Чрезвычайные ситуации. Защита населения и предприятий / В.К. Шумилин. - Москва: Альфа-Пресс, 2011.

7. Петренко, Н.В. Психологические аспекты в обеспечении безопасности труда / Н.В. Петренко, С.М. Пятикопов II Вестник АПК Ставрополья. - 2015. -№1(17). -С. 58-63.

8. Revision sheet tear off and return this sheet General Rescue Manual - March 2006 121 Ministry of Civil Defence & Emergency Management PO Box 5010 WELLINGTON RE: General Rescue Manual - Feedback for revision.

9. Search is an Emergency: A Text for Managing Search Operations. Emergency Response Institute International, Inc, USA (team of authors).

10. Fundamentals of Search and Rescue [National Association for Search and Rescue], USA (team of authors).

References

1. Zaharin V.I., Logovichev O.N. Podgotovka lichnogo sostava neshtatnyh avarijno-spasatel'nyh formirovanij [Training of personnel of emergency rescue teams], Moscow, Voennye znanija, 2008.

2. Bariev Je.R. Avarijnaja spasatel'naja podgotovka [Emergency rescue training], Moscow, IVC Minfina, 2014.

3. Golovchenko F.F., Mel'nichuk A.M. Как podgotovit' i provesti kompleksnoe uchenie na ob'ekte [How to prepare and conduct comprehensive training at the facility], Moscow, Voennye znanija, 2012.

4. Golovchenko F.F. Как planirovat' meroprijatija po GO i ChS na ob'ekte [How to plan activities for civil defense and emergency situations at the object], Moscow, Voennye znanija, 2013.

5. Taran Е.А. Prognozirovanie i ocenka posledstvij chrezvychajnyh situacij tehnogennogo haraktera [Forecasting and assessment of the consequences of man-caused emergencies], Zernograd, FGOU VPO AChGAA, 2008.

6. Shumilin V.K. Chrezvychajnye situacii. Zashhita naselenija i predprijatij [Emergencies. Protection of the population and enterprises], Moscow, Alfa-Press, 2011.

7. Petrenko N.V., Pjatikopov S.M. Psihologicheskie aspekty v obespechenii bezopasnosti [Psychological aspects in ensuring of labor safety], Vestnik APK Stavropol'ja, 2015, No 1 (17), pp. 58-63.

8. Revision Sheet. Tear off and return this sheet General Rescue Manual - March 2006 121 Ministry of Civil Defence & Emergency Management PO Box 5010 WELLINGTON RE: General Rescue Manual - Feedback for revision.

9. Search is an Emergency: A Text for Managing Search Operations. Emergency Response Institute International, Inc, USA (team of authors).

10. Fundamentals of Search and Rescue [National Association for Search and Rescue], USA (team of authors).

Сведения об авторах

Таран Елена Александровна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Петренко Надежда Владимировна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность и физика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация).

Information about authors

Taran Elena Alexandrovna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zemograd (Rostov region, Russian Federation).

Petrenko Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Technosphere safety and physics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.