Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ФЕНОМЕН ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мотова К.Е., Еремеева О.А.

В статье затрагивается тема одаренности детей как научного феномена, раскрывается понятие одаренности, выявляются особенности одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF EDUCATIONAL PROCESS IN GIFTED CHILDREN: THEORY & PRACTICE

The article touches upon the topic of children's giftedness as a scientific phenomenon, reveals the concept of giftedness, identifies the features of gifted children.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 37.013

Мотова К.Е.

студент, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация: в статье затрагивается тема одаренности детей как научного феномена, раскрывается понятие одаренности, выявляются особенности одаренных детей.

Ключевые слова: одаренность, феномен одаренности.

Вопросы одаренности всегда интересовали многих педагогов и психологов.

Часто современные исследователи при изучении вопросов одаренности придерживаются того определения, которое дает образовательная система США.

Здесь авторы подчеркивают, что одаренность ребенка можно выявить при подключении к диагностической работе профессионалов. При этом оцениваются выдающиеся способности школьника в конкретной области:

-творчество;

-обучение;

-исполнительское искусство;

-интеллектуальные умения;

-изобразительная деятельность и др. [2 с. 90].

То есть, говоря об одаренности учащегося, подразумевают некое опережение в развитии способностей ребенка в конкретной области (учеба, хореография, вокал и др.).

Нельзя судить об одаренности ребенка, понаблюдав только за его общим процессом выполнения определенной деятельности. Проявление одаренности ребёнка А.К. Решетов связывает с тем, что именно в детском возрасте происходит активное развитие всех сторон личности.

Здесь важное место начинает отводиться тому, насколько данные проявления у школьника сохранятся в будущем, например, при переходе в среднее звено обучения школы и другое.

Если данные склонности и увлечения угасли или перешли в разряд нормативных показателей, мы не можем говорить об одаренности школьника.

Одаренный ребенок, который очень хорошо раскрывается в определенной области в отношении других направлений своего развития, ничем не отличается от своих сверстников.

Например, некоторые дети очень хорошо рисуют, поют, вяжут, вышивают, танцуют, учатся и другое [4 с. 250].

Но в то же время, если приглядеться к одаренным школьникам более внимательно, они проявляют некоторые индивидуально-психологические особенности в своем развитии, что можно наблюдать в отношении любознательности, активности в познании, инициативности личности и др.

Информация такими детьми очень быстро передается по нейронам, что связано с разветвленностью структур их головного мозга. Такие дети информацию улавливают очень быстро и сохраняют в своей памяти надолго.

Одаренный ребенок выделяется среди других детей умением быстро говорить, он строит сложные предложения, часто задает глубокие по смысловой нагрузке вопросы [1 с. 29].

Рассмотрим виды одаренности детей по Р.Д. Жирнову: -одаренность в коммуникативной деятельности;

-одаренность в художественно-эстетической деятельности (музыкальная, сценическая, хореографическая одаренность и др.); -одаренность в практической деятельности; -духовная одаренность;

-познавательная одаренность (точные науки, гуманитарные науки, языки и др.). [3 с. 9].

Таким образом, феномен одаренности детей остается для науки интересным и не до конца раскрытым вопросом. Одаренность — это сочетание способностей, от которых зависит успех в конкретной области деятельности человека.

То есть, говоря об одаренности учащегося подразумевают некое опережение в развитии способностей ребенка в конкретной области (учеба, хореография, вокал и другое).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Демченко, И.В. Организация работы с одаренными младшими школьниками / И.В. Демченко // Вопросы образования. - 2018. - № 8. - С. 30.

2. Зубова, И.С. Проблемно-поисковые методы обучения одаренных детей / И.С. Зубова. - М.: Изд-во Радуга, 2019. - 124 с.

3. Иванова, А.А. Процесс воспитания и обучения детей с выдающимися способностями в науке и творчестве / А.А. Иванова. - М.: Изд-во Лирика, 2019. - 258 с.

4. Логова, А.Ю. Диагностика одаренных младших школьников / А.Ю. Логова. - СПб.: Изд-во Сфера, 2019. - 259 с.

Motova K.E.

student, Yelabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

Eremeeva O.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

FUNDAMENTALS OF EDUCATIONAL PROCESS IN GIFTED CHILDREN: THEORY & PRACTICE

Abstract: the article touches upon the topic of children's giftedness as a scientific phenomenon, reveals the concept of giftedness, identifies the features of gifted children.

Keywords: giftedness, phenomenon of giftedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.