Научная статья на тему 'РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотова К.Е., Еремеева О.А.

В статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION & DEVELOPMENT WORK GIFTEDNESS IN YOUNGER STUDENTS

The article presents the experience of an educational organization in identifying giftedness in children and its development

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013

Мотова К.Е.

студент, Елабужский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

Еремеева О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга, Россия)

РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье представлен опыт образовательной организации по выявлению одаренности у детей и ее развитию

Ключевые слова: одаренность, развитие одаренности.

Феномен одаренности детей остается для науки интересным и не до конца раскрытым вопросом.

Одаренностью следует считать уникальное сочетание способностей, от которых зависит успех в конкретной области деятельности человека. То есть говоря об одаренности учащегося подразумевают некое опережение в развитии способностей ребенка в конкретной области (учеба, хореография, вокал и др.).

Важно систематически мотивировать одаренных детей к процессу познания и личностного развития.

В наше время построение процесса обучения и воспитания одаренных детей должно строиться с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника и современных технологий образования в целом.

На констатирующем этапе эксперимента нами были использованы следующие методики:

- методика «Помоги зайке», целью которой является выявление уровня изобретательности, где третий уровень - использование условных объектов в готовом виде, второй уровень - использование условных объектов с учетом незначительных видоизменений, третий уровень - использование условных объектов в качестве основы для создания принципиально новых, более сложных объектов.

-методика «Нарисуй картинку», целью которой является определение уровня неординарности мышления в соответствии с критериями оценивания оригинальности дополненного элемента, его разработанности в соответствии с объемом значимых деталей и общего количества баллов, которое является решающим в обработке результатов.

В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие младшие школьники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан в составе 30 человек.

Этапы работы с одаренными младшими школьниками включали в себя следующие направления:

-раскрытие и развитие способностей школьников на уроках; -раскрытие и развитие способностей детей во время внеурочной работы (проекты, конкурсы, выступления);

-обеспечение условий для гармоничного развития одаренных детей. Организация процесса обучения и воспитания одаренных детей предполагала применение в работе следующих методов и приемов:метод дифференцированного обучения, проектный метод обучения, метод взаимного

обучения школьников, метод деятельностного подхода в познании, метод организации дискуссий и бесед, метод игровых технологий, проведение пресс-конференции и др.

Цикл занятий проводился нами с экспериментальной группой детей, один раз в неделю. Общее количество занятий - 8.

Итоги повторного этапа эксперимента показали, что после реализации работы по организации обучения и воспитания одаренных детей, количество школьников с высоким и средним уровнем развития навыков переноса знаний в новую ситуацию увеличилось на 3 человека (20%), методика «Помоги зайке».

Низкий уровень развития творческого мышления показал на контрольном этапе эксперимента 1 школьник, что также свидетельствует об эффективности реализации образовательно-воспитательной деятельности с одаренными детьми.

Повторный анализ результатов исследования по методике «Нарисуй картинку» и «Помоги зайке» в контрольной группе учащихся выявил незначительную положительную динамику.

Соответственно, гипотеза о том, что влияние процесса обучения и воспитания на развитие одаренных детей будет результативным, если выявить диагностический инструментарий определения уровня развития творческого мышления и навыков переноса знаний в новую ситуацию одаренных детей, осуществить процесс организации обучения и воспитания одаренных детей и провести констатирующий, формирующий и контрольный этап эксперимента с учащимися начальных классов, успешно подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонова, В. К. Начальное звено школьного обучения / В.К. Антонова. -Казань: Изд-во Астра, 2020. - 112 с.

2. Боткина, А.И. Особенности одаренных детей / А.И. Бугаева. - Курск: Изд-во Свет, 2021.-122 с.

3. Володин, П.А. Развитие и воспитание младшего школьника / П.А. Володин. - СПб.: Изд-во Сфера, 2018. - 155 с.

4. Гаврилов, А. К. Диагностика одаренности детей начальной школы / А.К. Гаврилов. - М.: Изд-во Лань, 2019. - 222 с.

Motova K.E.

student, Yelabuga Institute (branch) Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

Eremeeva O.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Kazan Federal University (Yelabuga, Russia)

IDENTIFICATION & DEVELOPMENT WORK GIFTEDNESS IN YOUNGER STUDENTS

Abstract: the article presents the experience of an educational organization in identifying giftedness in children and its development

Keywords: giftedness, development of giftedness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.