Научная статья на тему 'МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ'

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ГЕН / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ / МЕТОД "ОЦЕНКА ОДАРЕННОСТИ ЭКСПЕРТОМ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамбеталина Алия Сактагановна, Курмангалиева Жанаргул Курманбаевна, Мұхамбетқалиева Карима Сабыркызы

В данной статье описывается мультидисциплинарый подход в исследовании одаренности в школьном возрасте. Описаны параметры генетического исследования личности, такие как потенциал развития общей, вербальной, эпизодической, рабочей, пространственной, долговременной и кратковременной памяти, обучаемость, скорость обработки информации, агрессивность, мотивация, стрессоустойчивость и представлены разделы метода экспертных оценок по определению одаренных детей, использованного нами в исследовании. В методике «Оценка одаренности экспертом» представлены следующие виды одаренности: академическая, интеллектуальная, творческая и социальная. Расписаны параметры, включенные в экспертную оценку одаренности. Представленная методика предназначена для обучающихся 3, 7, 10 классов и соответственно вопросы распределены с учетом возрастных особенностей. Экспертами в методике выступают школьные учителя-предметники и психолог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDISCIPLINARY APPROACH IN THE PROCESS OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

This article describes a multidisciplinary approach to the study of giftedness at school age. The parameters of the genetic study of personality are described, such as the potential for the development of general, verbal, episodic, working, spatial, long-term and short-term memory, learning ability, information processing speed, aggressiveness, motivation, stress resistance. and the sections of the method of expert assessments for the determination of gifted children, which we used in the study, are presented. In the methodology "Assessment of giftedness by an expert" presents the following types of giftedness: academic, intellectual, creative and social. The parameters included in the expert assessment of giftedness are described. The presented methodology is for students in grades 3,7,10 and, accordingly, are distributed taking into account age functions. The methodology experts are school subject teachers and a psychologist.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научнаястатья

УДК 37.04

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5 -21-35

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Алия Сактагановна Мамбеталина

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 mambetalina@mail.ru

Жанаргул Курманбаевна Курмангалиева

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-6323-2130 shade82@mail.ru

М^хамбеткалиева Карима Сабыркызы

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368) 99karima@mail .т

Аннотация. В данной статье описывается мультидисциплинарый подход в исследовании одаренности в школьном возрасте. Описаны параметры генетического исследования личности, такие как потенциал развития общей, вербальной, эпизодической, рабочей, пространственной, долговременной и кратковременной памяти, обучаемость, скорость обработки информации, агрессивность, мотивация, стрессоустойчивость и представлены разделы метода экспертных оценок по определению одаренных детей, использованного нами в исследовании. В методике «Оценка одаренности экспертом» представлены следующие виды одаренности: академическая, интеллектуальная, творческая и социальная. Расписаны параметры, включенные в экспертную оценку одаренности. Представленная методика предназначена для обучающихся 3, 7, 10 классов и соответственно вопросы распределены с учетом возрастных особенностей. Экспертами в методике выступают школьные учителя-предметники и психолог.

Ключевые слова: одаренность, ген, генетический паспорт, метод «Оценка одаренности экспертом»

Для цитирования: Мамбеталина А.С., Курмангалиева Ж.К., М^хамбеткалиева К.С. Мультидисциплинарный подход в процессе выявления детской одаренности // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 5. С 21-35 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5 -21-35

Original article

MULTIDISCIPLINARYAPPROACHINTHEPROCESS OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

Aliya S. Mambetalina

Eurasian National University. L. N. Gumilyova Nur-Sultan, Kazakhstan https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368 mambetalina@mail.ru

Kurmangaliyeva Zhanargul Kurmanbaevna

L. N. Gumilyov Eurasian National University, Nursultan, Kazakhstan https://orcid.org/0000-0001 -6323 -2130 shade82@mail.ru

Mukhambetkalieva Karima Sabyrkyzy

Eurasian National University. L. N. Gumilyova Nur-Sultan, Kazakhstan https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368) 99karima@mail .ru

Abstract. This article describes a multidisciplinary approach to the study of giftedness at school age. The parameters of the genetic study of personality are described, such as the potential for the development of general, verbal, episodic, working, spatial, long-term and short-term memory, learning ability, information processing speed, aggressiveness, motivation, stress resistance. and the sections of the method of expert assessments for the determination of gifted children, which we used in the study, are presented. In the methodology "Assessment of giftedness by an expert" presents the following types of giftedness: academic, intellectual, creative and social. The parameters included in the expert assessment of giftedness are described. The presented methodology is for students in grades 3,7,10 and, accordingly, are distributed taking into account age functions. The methodology experts are school subject teachers and a psychologist.

Key words: giftedness, gene, genetic passport, method of expert, Assessments

For citation: Mambetalina A.S., Kurmangaliyeva Zh.K., Mukhambetkalieva K.S. Multidisciplinary approach in the process of children's giftedness. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 5. PP. 21-35 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-21-35

Введение

Современное общество, порождающее социальные, техногенные и экономические трансформации, предъявляет возрастающие требования к психологическим ресурсам и потенциалу человека.

Сегодня, в свете нового послания главы государства, где он отметил, что недопустимо утверждение специалистов о том, что государственная поддержка только одаренных школьников может усилить социальную дистанцию между детьми, мы видим, что необходимо исследовать потенциал каждого ребенка и как отметил Президент важно обратить самое серьёзное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения[1].

Современная социальная ситуация ставит вопросы, требующие психологического осмысления одарённости и потенциала творчества человека, благодаря которым порождаются знания и инициативы, за пускающие инновационные и созидательные процессы в обществе.

В последние годы проблема одаренности приобретает новые грани, что связано с социальным заказом, направленным на создание условий для формирования и развитие одаренности.

Таким образом, возникла необходимость разработки и адаптации психологического инструментария, позволяющего выявить школьную одарённость.

Общество нуждается в духовно и интеллектуально развитых, творчески одаренных людях, способных быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия, пластично изменять навыки своего мышления, видеть и решать проблемы, встающие перед обществом. В связи с этим особенно остро стоит проблема обучения и развития детей, чья любознательность и потребность в познании выходит за пределы возможностей традиционной системы обучения в школе. Отличаясь от своих сверстников в силу опережения в интеллектуальном развитии, а также особого психологического склада, такие ученики не находят удовлетворения своим познавательным потребностям и возможностям в рамках традиционной системы обучения.

Одаренные дети вызывают интерес ученых и общества в целом. Ежедневно публикуются новости о том, что тот или иной выпускник школы был приглашен одновременно в несколько вузов мира, школьники Казахстана приняли активное участие в международной олимпиаде по математике, химии или физике и завоевали огромное количество медалей. В данной статье мы хотели бы поделиться опытом мультидисципли-нарного подхода в процессе исследования одаренности в школьном возрасте.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей - Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу). Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, А.М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В.С. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных детей считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая - не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специа-

листом. Профессиональный долг педагога - учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия - необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития. Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

- своевременная диагностика возможностей,

- адекватное содержание обучения;

- внедрение личностно - ориентированной и развивающей технологией;

- психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

- побудительно - интенсифицирующая деятельность учителя.

Проблема исследования.

Любая психологическая концепция или даже конкретное исследование, какими бы рациональными и объективно подтверждаемыми они ни казались (в том числе и самому автору), всегда покоятся на некотором аксиоматическом представлении о сущности человека, о том, «кто мы, откуда и куда идем». Это основание не выводится рацио-нальнологическим путем из каких-либо объективных данных - напротив, предшествуя их анализу, оно свободно и ответственно полагается автором.

В своем фундаментальном труде начала прошлого века «Проблема психической причинности» [20] В.В. Зеньковский сформулировал понятие внутренней активности души (в других местах - внутренней энергии, или самодеятельности души), которая изначально присуща каждому человеку и которая телеологически, то есть по логике цели, а не причины, не вследствие внешней детерминации, осваивает и трансформирует весь материал объективных воздействий и условий, в которых с самого начала протекает жизнь человека. Каждый человек одарен внутренней активностью души, которая требует реализации. Иначе говоря, одаренность - это «способность-потребность» человека воплощать потенциал внутренней энергии психики в объективном мире, в той или иной области жизни и культуры. Здесь необходимо акцентировать несколько важных положений.

Первое. Одаренность или, что то же самое, творческая одаренность - не элитарное качество немногих людей, а общечеловеческая норма, понимаемая не в статистическом, а в ценностном смысле, как «высшее из возможного» в нормальных (то есть оптимальных) условиях развития.

Второе. Поскольку потребность в творческой самореализации - выходе внутренней энергии психики - это нормальное свойство человека, препятствование этому выходу, отсутствие полноценного творчества, характерное, в частности, для традиционной системы образования, искажает нормальное развитие ребенка и служит причиной многих негативных явлений психологического и социального плана. И наоборот, приобщение к творчеству обладает в этих отношениях большим терапевтическим и профилактическим потенциалом.

Третье. Многие ученые, занимающиеся проблематикой одаренности, стремятся эмпирическим путем сформировать некий перечень основных «видов одаренности». С нашей точки зрения, в этом проявляется традиционная механистическая установка, согласно которой понять и объяснить какое-либо явление - значит установить, из каких частей оно состоит. В этом перечне, в силу своего эмпирического происхождения, неизбежно остающимся открытым, творческая одаренность занимает место в ряду других: интеллектуальной, художественной, «академической» и т.д.

Все больше учёных разных отраслей занимаются совместными исследованиями с целью всестороннего изучения способностей. В нашем исследовании мы также предлагаем провести всестороннее изучение способностей ребенка совместно с генетиками.

В лаборатории «TreeGen» проводится исследование 73 генов по слюне, согласно которому можно выявить умственное, эмоциональное и физическое здоровье. Проведенный анализ исследовательских теорий и концепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании и развитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа в детерминации одаренности достаточно высока. Особенно широко эта точка зрения, получила свое распространение в первой половине XX века в трудах таких психологов, как Ф.Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В. Штерн, Э. Мей-ман, У.Р. Чарлсворз, А. Гезелл. К генотипическим факторам данные исследователи относили: «умственный уровень» (Э. Клапаред), «интеллектуальный уровень» (А. Бине, Т. Симон), «интеллектуальную энергию», несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующую развитие одаренности (Ч. Спирмен), «задатки», от которых зависит, какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн) и т.д. В то же время, необходимо четко обозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказывает влияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине XX века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, что значительная роль генотипа прослеживается в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияния генетических и средовых факторов на вербальный и невербальные интеллект. Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций. В целом, устоявшейся в психологической науке является точка зрения, согласно которой степень генетической детерминации одаренности равна примерно 40-60%.

Большинство исследователей признают активное воздействие генотипических факторов на развитие умственной одаренности в двух направлениях:

во-первых, генотипом определен некий теоретически существующий предел развития способностей;

во-вторых - индивидуальный темп развития. Однако это обстоятельство не следует рассматривать в качестве признания фатальной предопределенности результатов развития, поскольку данные, получаемые в ходе различных психогенетических исследований, свидетельствуют не о наследуемости той или иной характеристики, а лишь о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий.

В первую очередь нас волнуют склонности к занятиям искусства, спортом и развитие психических качеств, которые проявляются у одаренных и были исследованы учеными. По итогам полученных данных обследуемому предоставляется генетический паспорт, в котором отражены следующие результаты исследования: потенциал развития общей, вербальной, эпизодической, рабочей, пространственной, долговременной и кратковременной памяти, обучаемость, скорость обработки информации., агрессивность, мотивация, стрессоустойчивость.

Результаты по данному исследованию развития рабочей памяти были выявлены высокие аналитические возможности, которые позволяют быстро обрабатывать информацию и решать логические задачи. И были даны следующие рекомендации: рабочая память - разновидность памяти, определяющая способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности, например, для решения логической задачи, анализа данных или осознания

сложной информации. Чем выше балл, тем выше потенциал развития рабочей памяти. Рабочая память предоставляет решающую возможность для обучения в спортивной деятельности, поскольку обеспечивает интеллектуальное рабочее пространство. Важным продуктом рабочей памяти является усвоение тактического действия (восприятие спортивной ситуации, мысленное решение тактической задачи и ее реализация). Рабочая память важна для интеллектуальных (шахматы, шашки и др.) и игровых видов спорта, а также для единоборств (борьба, бокс, фехтование и др.). Результаты обучаемости показали респондента быстро и качественно усваивать новые знания и приобретать навыки. Обучаемость - общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, в том числе двигательных. Высокий балл указывает на высокую обучаемость индивида.

В свою очередь нами предпринята попытка разработать психологический инструментарий, позволяющий выявлять академическую и творческую одаренность методом экспертных оценок по определению одаренных детей и предложены следующие параметры к оцениванию:

1. Академическая одаренность:

Быстрота ума, логическое и абстрактное мышление, рациональность. Способность в уме моделировать задачи, строение последовательности алгоритмов решения.

Смысловое запоминание, богатый словарный запас. Высокий уровень развития фантазии, впечатлительность, сочувствие, интерес к персонажам историй.

Активное участие в проектах связанные с защитой животных, сохранение и любовь к живой природе. Использование экологических чистых продуктов.

Всегда в курсе последних научных открытий, занимается робототехникой, увлекается созданием своих сайтов, интернет-страничек.

Быстрое освоение цифровых площадок Kundelik.kz, Zoom и др.

Интерес к другим иностранным языкам, отличное знание более 2-х языков, высокий уровень зрительного и аудиального запоминания.

Интерес к лабораторным исследованиям, получению растворов, химических реакций, исследованию клеток, изучению анатомии строения человека.

Интерес к поэзии, способность сочинять стихотворения, постановка сценария литературных произведений.

Развитые творческие, художественные способности, чувство вкуса и стиля, проектирование макетов, конструкторские способности, навыки черчения.

Способность к логическому истолкованию, знание точных формул, решение задач и примеров, знание законов физики, направленность к завершённости и конкретности. В.А. Крутецкий, изучавший математические способности как совокупность специализированных компонентов [17], в конце своего исследования обнаружил качество особо рода, которое позже признал определяющим. Название, которое он ему дал, не вполне удовлетворяло самого автора: «математическая направленность ума». Под этим подразумевалась «способность-потребность» математически одаренных людей, в том числе детей, еще не имевших представления о математике как науке, рассматривать все явления жизни под углом зрения количественных отношений. Тут уместно вспомнить замечательный очерк Б.М. Теплова о детстве Н.А. Римского-Корсакова [18, с. 19-28], где он отмечает, что «музыкальной» для будущего композитора, не слишком увлеченного в то время музыкой как таковой, была сама природа, действительность в ее полноте. То есть, в окружающей жизни человек избирательно вычленяет тот или иной родственный ему аспект для творческих преобразований, в которых проявляет себя «внутренняя активность».

2. Творческая одаренность:

Умение планировать собственную деятельность, наличие лидерских качеств, умение правильно поставить задачу команде, проконтролировать выполнение задачи, распределять обязанности.

Целостно-личностный характер художественной одаренности проявляется в том, что развитое эстетическое отношение охватывает всю психическую жизнь человека, преобразуя нейтральные по сути качества психики в художественные способности. Так, к примеру, звуковысотный слух как таковой, тонкое цветоразличение, даже воображение, понимаемое как способность выхода за рамки наличной ситуации или как способность перекомбинировать данные чувственного опыта - все эти качества сами по себе представляют собой лишь нейтральные характеристики человеческой психики «вообще». И лишь необходимость создать чувственный образ, адекватно выражающий сверхчувственное содержание эстетического переживания превращает их в актуальные художественные способности. Более того, статус способностей приобретают даже такие качества, которые с традиционной точки зрения никогда не рассматриваются как способности к художественному творчеству. Например, восприятие или память - они будут выбирать, хранить и актуализировать именно те элементы чувственного опыта, которые способствуют решению художественной задачи

Наличие музыкальных способностей, чувство ритма, сочинение музыки, музыкальный слух.

Активное участие в инсценировках, концертах, свободное выступление перед публикой, артистичность, оригинальность, подчеркивание своей индивидуальности.

Изобретательность в выборе и использовании различных предметов, умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения.

Большой интерес к спорту, активные физические упражнения, участие в спортивных соревнованиях, выносливость к физическим нагрузкам, слежение за спортивными новостями.

Интерес к поэзии, литературе, сочинение стихотворений, написание эссе, анализ сюжета разных произведений, посвящать свободное время чтению.

Танцевальные способности, чувство ритма, интерес к разным видам танцевального искусства.

Цветовое восприятие предметов, художественные способности, преобладание чертежных навыков, способность создавать образ по описанию, чувство вкуса и гармонии, создание нового индивидуального, оригинального.

Преобладающее ораторское качество, развитое красноречие, участие в дискуссиях, в соревнованиях, защита проектов.

3. Социальная одаренность:

Легко адаптируется в новой среде, чувствует себя комфортно среди сверстников и в новых условиях среди незнакомых людей.

Способен быстро улаживать конфликт, обычно первым идет на применение.

Пользуется авторитетом среди своих сверстников, часто в центре внимания сверстников.

В основном проявляет сочувствие к другим, обладает высоким уровнем эмпатии.

Проявляет интерес и является организатором во многим мероприятиях, лидер в классе, не стесняется высказывать свое мнение.

Быстро находит общий язык с незнакомыми людьми, является общительным человеком.

Способен понимать чувства другого человека и распознавать эмоции.

Большинство друзей в окружении считают его общительным, веселым, открытым человеком.

Чаще других понимает ситуации взаимоотношений и способен рассудить любую конфликтную ситуацию, помирить одноклассников.

Одноклассники спрашивают совета, чаще принимает ответственные решения за группу друзей.

4. Интеллектуальная одаренность:

Может логически и последовательно мыслить. Рассуждая и обосновывая вопросы, делает точные выводы.

Быстро запоминает и понимает прочитанное, не нуждается в повторении.

Может быстро переключать и удерживать внимание, сохранять последовательность действий и может с легкостью вернуться к предыдущему заданию.

Быстро находит альтернативные решения, не застревает на одном варианте, если что-то не получается, видит множество решений одной задачи.

Обладает творческим мышлением, развитым воображением, с интересом решает сложные задачи.

Всегда проявляет любознательность, стремится узнать и получить больше новых знаний.

Быстро и хорошо улавливает связь между предметами, между причиной и следствием, понимает научную литературу и цитирует ее.

Имеет богатый словарный запас.

Быстро адаптируется к новым условиям, придумывает ход событий, всегда открыт новым возможностям.

С легкостью выполняет умственные задачи, имеет хорошую память.

Результаты: в результате исследования одаренности, нами разработана отечественная методика экспертной оценки школьной одаренности для обучающихся 3, 7, 10 классов. Данная методика апробирована в школах Казахстана и представленные результаты дали возможность получения нормального распределения и выделения шкал оценивания одаренности по каждому виду. Так же получены сведения о том, какой вид одаренности наиболее развит у казахстанских школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы считаем, что общечеловеческий творческий потенциал в детские годы наиболее успешно актуализируется именно в области искусства, поскольку дети 4-5 -9-10 лет обладают рядом благоприятных предпосылок художественного развития. Это в большинстве случаев не имеет отношения к будущей профессии ребенка, но дает ему психологически необходимый опыт творчества, самоощущение творца, а также делает его в будущем человеком, который будет любить, понимать и обогащать свою душу в общении с явлениями художественной культуры. Практика преподавания разных видов искусства по развивающим программам, основанным на понимании специфики искусства и психологии ребенка, неизменно показывает, что опыт создания полноценного художественного образа, в большей или меньшей степени, доступен практически всем детям. С этой точки зрения главная психолого -педагогическая задача в том, чтобы создавать такие условия, когда дети смогут осваивать любую область культуры и познания как пространство творчества, как возможное и достойное поле реализации своего творческого потенциала. Тогда некоторые из них сочтут его достойным того, чтобы «перевести в нее свою жизнь», а другие найдут другие области для реализации пробудившейся в них внутренней энергии души. Одаренность развивается под влиянием интересов и познавательной мотивации детей. Это ставит перед образованием задачу пе-

реориентации ценностей педагогического процесса с усвоения школьной программы на формирование интереса к предмету.

Окружение в образовательном контексте, а именно образовательная среда как один из факторов, влияющих на успешное развитие одаренного ребенка, также является неоднозначной темой. Как гомогенная, так и гетерогенная образовательная среда имеют свои преимущества и недостатки, что следует из исследований Адамс-Баерс и др. [2], Колеман [6], Нейхарт [15]. В качестве преимуществ при обучении в гетерогенном коллективе отмечаются возможность взаимодействовать с разнообразной группой детей и более располагающая обстановка для одаренного ребенка, чтобы стать успешным среди группы сверстников, например, оказывая помощь менее сильным ученикам [2]. При этом недостаток внимания со стороны учителей, а также нехватка сложного материала в академическом контексте отмечаются самими одаренными детьми как минус обучения в гетерогенном классе [2]. В отношении обучения в гомогенном классе, несмотря на благоприятные условия, в связи с наличием более или менее одинаковых одаренных детей, имеет место и социальное расслоение, так как со временем кто-то оказывается более, а кто-то менее способным [2; 4; 6; 7; 15]. Академическая среда не единственный аспект, который необходимо принимать во внимание, когда речь идет о социальных проблемах, возникающих у одаренных детей при взаимодействии с обычными сверстниками. Разнообразная культурная среда может также привести к появлению социальных проблем, в особенности у одаренных детей, представляющих культурные или национальные меньшинства [7; 15;]. Дети часто предпочитают дружить со сверстниками той же расы или национальности в силу того, что дружба определяется уровнем сходных черт между потенциальными друзьями.

Силлессен [5], Родригес и др. поясняют, что понимание социального статуса ребенка может помочь выявить его потенциальные потребности и проблемы. Изучение степени популярности ребенка среди одноклассников может осуществляться путем социометрического исследования. Номинирование одноклассников при заполнении социометрического опросника всеми учащимися класса позволяет оценить социальные предпочтения каждого ученика [6]. В случае если ребенок имеет большое количество выборов со стороны одноклассников в контексте нежелания выполнять с ним совместное задание или играть, он оказывается отчужденным и отверженным. Такой результат может быть показателем того, что одаренный ребенок испытывает чувство одиночества в классе и имеет проблемы при социальном взаимодействии [6; 8]. В рамках исследования социального статуса одаренного ребенка также определяется близость отношений с остальными учениками класса, что дает информацию о том, насколько успешен одаренный ребенок в установлении близких отношений.

Понимание природы социального взаимодействия помогает в разработке необходимых вмешательств и оказании необходимой социальной поддержки. Распознать успешность социального взаимодействия можно путем проведения поведенческого анализа на основе трех функциональных механизмов социального взаимодействия: социальной эффективности, социального (ой) соответствия (согласованности) и социальной обоюдности (реверсивность). Социальная эффективность определяется, как способность получать реакцию со стороны социального партнера в ответ на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Социальное (ая) соответствие (согласованность) — это способность реагировать на инициированное взаимодействие в социальном контексте. Наконец, социальная обоюдность — это способность к двустороннему (реверсивному) взаимодействию в равных пропорциях между социальными парт-

нерами в социальном контексте. Изучение социального взаимодействия с помощью поведенческого анализа имеет высокую значимость именно в школе, так как школа является той средой, в которой дети ведут себя естественно в силу того, что проводят в ней много времени. Школьный контекст предлагает разнообразные возможности для социализации и позволяет вести наблюдение за ребенком, занятым интерактивной деятельностью, такой как совместная работа или игра [2]. Наблюдение в школе позволяет определить социальную роль каждого ребенка и те способы, которые он использует для того, чтобы стать социально эффективными [2]. Ребенок способен выражать свою социальную эффективность индивидуально: одному свойственно агрессивное поведение, так как оно помогает в достижении целей; другой предпочитает оставаться незамеченным, несмотря на то, что такое поведение может привести к низкому социальному статусу среди одноклассников. Поведенческий анализ с учетом трех функциональных механизмов, описанных выше, применялся в исследовании в Испании и дал положительные результаты, позволив выявить ученика с наиболее неуспешным социальным взаимодействием [4; 8; 13]. Из исследования Каденас и др. [4] следует, что после ряда вмешательств в академическом контексте и повторного поведенческого анализа испытуемый стал демонстрировать больше паттернов, подтверждающих как наличие социальной эффективности, так и социального соответствия при общении со сверстниками.

Данный пример пилотного исследования социального взаимодействия одаренных детей в гетерогенном классе в одной из международных школ Голландии, выполненного в 2016 г. Участники Восемь учеников начальной школы: 5 учеников 3-го класса (2 мальчика, 3 девочки 7 лет); 1 ученик 4-го класса (мальчик 8,5 лет); 2 ученицы 5-го класса (9 и 9,5 лет). Одаренность участников исследования выявлена специалистами школы до проведения исследования на основании следующих показателей: высокая академическая успеваемость, очень быстрые навыки чтения, уверенное формулирование своего мнения, развитое критическое мышление, опережающее развитие. Инструмент Для определения социального статуса было выбрано социомтероическое исследование по Родригесу и Морера [19]. Для определения успешности взаимодействия одаренных детей со сверстниками — инструмент поведенческого анализа Instrument Observational Protocol for Interactions within the Classroom (OPINTEC-v.5) [5]. Результаты Социометрический анализ пять учеников 3-го класса были популярны среди своих сверстников, оказавшись в верхней части рейтинга исходя из общего числа учащихся в классе, как при выполнении совместного задания, так и при совместной игре. Один из учащихся 3 -го класса стал наиболее популярным в рамках выполнения совместного задания, другой — наиболее популярен в рамках совместной игры. Учащиеся 4-го и 5-го классов не были популярны среди своих сверстников, причем один и тот же ученик 5-го класса оказался наиболее отчужденным и в том, и в другом контексте. Под выполнением совместного задания в исследовании подразумевалось любое задание, данное учителем в рамках того или иного учебного предмета. Совместная игра предполагала любое социальное взаимодействие вне урока. Результаты исследования подтверждают обе точки зрения — одаренные дети могут быть как популярны среди сверстников, так и непопулярны, при этом возможны случаи как наибольшей популярности, так и наибольшего отчуждения.

На каждого испытуемого делались две индивидуальные социометрические репрезентации — выполнение совместного задания и совместная игра. В целом, можно отметить, что участники исследования устанавливали близкие отношения со своими одноклассниками. Но если сравнить между собой одаренных детей 3-го и 5-го классов,

то одаренные дети 3-го класса чаще устанавливали близкие отношения со своим одноклассниками, чем одаренные дети 5-го класса. Таким образом, подтверждаются существующие точки зрения Робинзон [20] о важности общения со сверстниками, особенно в начальное школе, что может выражаться в установлении близких отношений между ними и иметь благоприятное влияние на них: Фабес и др. [9], Ладд [11], Ли и др. [12]. Поведенческий анализ одаренных детей исследования при взаимодействии со сверстниками в своих классах выявил наличие только тех паттернов, которые свидетельствовали о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, номинальное наличие этих паттернов не может говорить об одинаковой успешности или неуспешности каждого одаренного ребенка при взаимодействии с одноклассниками. Необходимо сопоставление обнаруженного паттерна с результатами других исследований. Например, паттерн 1, демонстрирующий наличие социальной эффективности у одаренного ребенка (FCSI) при взаимодействии с одноклассником (CA) во время выполнения задания (одаренный ребенок инициирует взаимодействие с одноклассником и одноклассник отвечает на это взаимодействие), проявился у семи участников из восьми в рамках своих классов и даже у участника Y5-3, который стал наиболее отчужденным ребенком в классе как в рамках выполнения совместного задания, так и в рамках игры. Не было зафиксировано этого паттерна у участника Y3-15, хотя, по результатам социометрического анализа, этот участник занимает второе место по популярности в классе в рамках совместной игры и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками, что говорит об обоюдном желании одноклассников и этого одаренного ребенка общаться между собой. Паттерн 1, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с одноклассником (CSI) во время выполнения задания (одноклассник инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает ему на это взаимодействие), не был зафиксирован у ученика Y3-6, хотя он стал самым популярным в рейтинге в рамках выполнения совместного задания и устанавливает очень близкие и близкие отношения со сверстниками. На результаты поведенческих паттернов может влиять сам формат урока, когда, к примеру, ученики сосредоточены на индивидуальном задании и не взаимодействую друг с другом. Паттерн 3, демонстрирующий наличие социального (ой) соответствия (согласованности) у одаренного ребенка (FCA) при взаимодействии с группой одноклассников (CCI) во время выполнения задания (одноклассники инициирует взаимодействие с одаренным ребенком и последний отвечает им на это взаимодействие), был обнаружен только у трех учеников из восьми.

Заключение.

Анализ зарубежных исследований, посвященных проблеме социального взаимодействия одаренных детей в условиях как гетерогенной, так и гомогенной образовательной среды, позволил сформулировать ряд выводов:

1. На социальный статус одаренного ребенка могут влиять разные факторы, как внешние — сверстники, родители, учителя, так и внутренние, например, самооценка ребенка.

2. Окружающая среда имеет свои преимущества и недостатки. Обучение в гомогенном классе может благоприятно способствовать развитию в академическом контексте. Гетерогенная среда может помочь формированию хороших взаимоотношений в

социальном контексте, но не всегда обеспечивает достаточным сложным и интересным академическим материалом.

3. Совместное изучение социальных взаимодействий одаренных детей путем социометрического и поведенческого анализа позволяет выявить социально отчужденных детей, а также тех, которые демонстрируют паттерны, говорящие об отсутствии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности).

4. Полученные данные могут служить основой для определенных педагогических и психологических вмешательств.

Результаты проведенного пилотного исследования позволяют сделать ряд следующих выводов.

1. Одаренные дети способны быть как наиболее популярными, так и наиболее отчужденными среди одноклассников. Они также могут иметь статус обычного ученика, оставаясь в середине рейтингового списка.

2. Одаренные дети могут устанавливать как очень близкие и близкие, так и далекие отношения со своими одноклассниками. В 3-м классе одаренные дети чаще устанавливали близкие отношения между собой, чем одаренные дети в 4-м и 5-м классах.

3. В рамках поведенческого анализа одаренные дети продемонстрировали паттерны, свидетельствующие о наличии социальной эффективности и социального (ой) соответствия (согласованности). Тем не менее, их наличие неоднородно, если рассматривать участников индивидуально. Для более ясной и полной картины состояния одаренного ребенка и его способностей к социальному взаимодействию результаты исследования необходимо сопоставлять между собой. Изучение следует дополнить опросниками, позволяющими определить уровень самооценки, мотивации и тревоги. Необходимо уделить внимание анализу семейных взаимоотношений, ценностей, способов взаимодействия и т. п. Адаптация одаренного ребенка к коллективу, его социальные способности во многом зависят от ситуации в семье и психологического состояния ребенка в ней. Излишняя требовательность и завышенные ожидания родителей, продиктованные, например, некомпетентностью в вопросе одаренности, могут развить в ребенке неуверенность в себе и своих силах, особенно если таким ожиданиям он соответствовать не может. Изучение влияния родительского перфекционизма на самооценку и психическое состояние одаренного ребенка, его способность выстраивать успешное взаимодействие с другими взрослыми и сверстниками является актуальной задачей для дальнейшего исследования.

Многочисленные зарубежные исследования феномена одаренности обеспечили научную основу для выработки требований, которым должна удовлетворять программа обучения одаренных детей. Эти требования наиболее полно сформулированы и изложены в работе С. Кэплэн [8]. Содержание программ обучения должно быть основано на:

1) изучении глобальных, основополагающих тем;

2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;

3) использовании принципа мультидисциплинарности;

4) рассмотрении задач "открытого типа ", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;

5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Выводы: сегодня мы находимся вначале пути разработки и апробации собственного подхода исследования школьной одаренности и пришли к общему мнению, что необходим мультидисциплинарный подход для более качественного выявления детской одаренности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. https://primeminister.kz/ru/address/01092020

2. Adams-Byers J., Whitsell S.S., Moon S.M. Gifted students' perceptions of the academic and social/emotional effects of homogeneous and heterogeneous grouping // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 1. P. 7—20. URL: doi: 10.1177/001698620404800102

3. Asher S.R., McDonald K.L.The behavioral basis of acceptance, rejection, and perceived popularity [Электронныйресурс] // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 232—242. URL: https://www.researchgate.net/profile/Kristina_McDonald/ publica-tion/232523645_The_behavioral_basis_of_acceptance_rejection_and_perceived_popula rity/ links/0a85e534fdff69e6b0000000.pdf (датаобращения: 02.05.2018). 3. Bain S.K., Bell S.M. Social self-concept, social attributions, and peer relationships in fourth, fifth, and sixth graders who are gifted compared to high achievers // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 3. P. 167—178. doi:10.1177/001698620404800302

4. Cadenas M., Borges A. The assessment of change in social interaction through observation // AccionPsicologica. 2017. Vol. 14. № 1. P. 121—136. doi:10.5944/ap.14.1.16224

5. Cillessen A.H.N. Sociometric methods // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 82—100.

6. Coleman L.G. The power of specialized educational environments in the development of giftedness: the need for research on social context // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37. №1. P. 70—80. doi: 10.1177/001698629503900307

7. Davis G.A, RimmS.B, SiegleD. Education of the gifted and talented. Essex (UK): Pearson, 2014. 576 p.

8. Eide H., Quera V., Finset A. Exploring rare patient behavior with sequential analysis: an illustration // Epidemiologia e PsichiatriaSociale. 2003. Vol. 12. № 2. P. 109—114. doi:10.1017/S1121189X00006175

9. Fabes R.A., Martin C.L., Hanish L.D. Children's behaviors and interactions with peers // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 45—62.

10. Hartup W.W. Critical issues and theoretical viewpoints // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 3—20.

11. Ladd G.W. Trends, travails, and turning points in early research on children's peer relationships: legacies and lessons for our time? // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 20—45.

12. Lee S-Y., Olszewski-KubiliusP., Thomson D.T. Academically gifted students' perceived interpersonal competence and peer relationships // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. № 2. P. 90—104. doi:10.1177/0016986212442568

13. Lince: multiplatform sport analysis software / B. Gabm [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 4692—4694. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.320

14. Lubinski D. From Terman to Today: A Century of Findings on Intellectual Precocity // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86. № 4. P. 900—944. doi:10.3102/0034654316675476

15. Neihart M. Achievement/affiliation conflicts in gifted adolescents // RoeperReview. 2006. Vol. 28. № 4. P. 196—202. doi:10.1080/02783190609554364

16. Newcomb A.F., Bukowski M., Pattee L. Children's peer relations: A metaanalytic review of popular, rejected, neglected, controversial, and average sociometric status //

Psychological Bulletin. 1993. Vol. 113. № 1. P. 99—128.

17. Kruteckij, V.A. Psihologija matematicheskih sposobnostej shkol'nikov / V.A. Kruteckij. - M.: Prosveshhenie, 1968

18. Teplov, B.M. Psihologija muzykal'nyh sposobnostej/ B.M.Teplov - M.: Nauka,

19. Rodríguez Naveiras E. Profundo: Un instrumento para la evaluación de proceso de un programa de altas capacidades:

20. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth [Электронныйресурс] // Handbook of giftedness inchildren: psycho-educational theory, research, and best practices / Ed. S.I. Pfeiffer. NY: Springer, 2008. P. 33—51. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-0-387-74401-8.pdf (дата обращения: 02.05.2018).

21. Zen'kovskij, V.V. Problema psihicheskoj prichinnosti /V.V.Zen'kovskij. Kiev, 1914.

Информация об авторах: Мамбеталина Алия Сактагановна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии. Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан, https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 ambetalina@mail .ru

Курмангалиева Жанаргуль Курманбаевна, ного университета им. Л. Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан. https://orcid.org/0000-0001 -6323 -2130 shade82@mail.ru

докторант 2 курса Евразийского националь-

М^хамбеткалиева Карима Сабыркызы, магистрант 1 курса Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан, https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368 99karima@mail .ru

Вклад авторов в работу: Мамбеталина Алия Сактагановна, формирование идеи муль-тидисциплинарного подхода в изучении природы одаренности, разрабодчик авторского подхода в исследовании и развитии школьной одаренности, а так же пересмотр с критическими замечаниями и с внесением ценного замечания интеллектуального содержания статьи.

Курмангалиева Жанаргуль Курманбаевна, составление черновика статьи, анализ и обобщение данных литературы.

М^хамбеткалиева Карима Сабыркызы, анализ и изучение теоритеческого материала и целостность всех частей статьи и ее окончательный вариант. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Mambetalina Aliya Saktaganovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Social Studies, Head of Psychology Department, Eurasian National University. L. N. Gumilyova

Nur-Sultan, Kazakhstan https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368 mambetalina@mail.ru

Kurmangaliуeva Zhanargul Kurmanbaevna, 2nd year doctoral student at L. N. Gumilyov Eurasian NationalUniversity, Nursultan, Kazakhstan https://orcid.org/0000-0001 -6323 -2130 shade82@mail.ru

Mukhambetkalieva Karima Sabyrkyzy, 1st year master's student at L. N. Gumilyov Eurasian

National University,

Nur-Sultan, Kazakhstan

https://orcid.org/ 0000-0003-4158-8368)

99karima@mail .ru

Authors' contribution: Mambetalina Aliya Saktaganovna, formation of the idea of multidis-ciplinary

approach in the study of the nature of giftedness, the developer of the author's approach in the study and development of school giftedness, as well as revision with critical comments and making valuable comments intellectual content of the article.

Kurmangaliуeva Zhanargul Kurmanbaevna, drafting of the article, analysis and synthesis of the literature.

Mukhambetkalieva Karima Sabyrkyzy, analysis and study of theoretical material and integrity of all parts of the article and its final version.

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 14.09.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.10.2021

Принятакпубликации / Accepted for publication:27.10.2021

Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов./The authors declares no conflicts of interests

© Мамбеталина А.С. 2021 © Курмангалиева Ж.К. 2021 © М^хамбет^алиева К. С. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.