Научная статья на тему 'Проблема развития и диагностики технической одаренности детей'

Проблема развития и диагностики технической одаренности детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
788
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / TALENT / TECHNICAL TALENT / SPECIALIZED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTIVATION / DIAGNOSTICS OF TECHNICAL TALENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штерц Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема развития и диагностики технической одаренности детей и молодежи. В статье затрагивается вопрос об организации специализированной образовательной среды для развития технических способностей детей и молодежи. В работе предпринята попытка анализа понятия техническая одаренность, раскрываются ее структурные компоненты. Техническая одаренность рассматривается с позиции инструментального и мотивационного компонента. В процессе исследования победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии было выявлено, что мотивационный компонент играет важную роль в развитии технических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of development and diagnosis of technical giftedness of children and yoth

The article deals with the problem of development and diagnosis of technical giftedness of children and youth. The article deals with the organization of specialized educational environment for the development of technical abilities of children and youth. The paper attempts to analyze the concept of technical giftedness, reveals its structural components. Technical talent is developed from the perspective of instrumental and motivational components. In the process of studying the winners of the regional stage of the all-Russian Olympiad on technology, it was revealed that the motivational component plays an important role in the development of technical abilities.

Текст научной работы на тему «Проблема развития и диагностики технической одаренности детей»

Педагогика

УДК: 37.04

кандидат психологических наук, доцент Штерц Ольга Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития и диагностики технической одаренности детей и молодежи. В статье затрагивается вопрос об организации специализированной образовательной среды для развития технических способностей детей и молодежи. В работе предпринята попытка анализа понятия техническая одаренность, раскрываются ее структурные компоненты. Техническая одаренность рассматривается с позиции инструментального и мотивационного компонента. В процессе исследования победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии было выявлено, что мотивационный компонент играет важную роль в развитии технических способностей.

Ключевые слова: одаренность, техническая одаренность, специализированная образовательная среда, мотивация, диагностика технической одаренности.

Annotation. The article deals with the problem of development and diagnosis of technical giftedness of children and youth. The article deals with the organization of specialized educational environment for the development of technical abilities of children and youth. The paper attempts to analyze the concept of technical giftedness, reveals its structural components. Technical talent is developed from the perspective of instrumental and motivational components. In the process of studying the winners of the regional stage of the all-Russian Olympiad on technology, it was revealed that the motivational component plays an important role in the development of technical abilities.

Keywords: talent, technical talent, specialized educational environment, motivation, diagnostics of technical talent.

Введение. На сегодняшний день наблюдается высокий уровень спроса современного общества на неординарную личность, все более ценится интеллект и креативность, которые позволяют решать сложные задачи, создавать новые технологии в разных сферах жизни человека.

Правительство Российской Федерации заинтересовано в активном включении одаренной и талантливой молодежи в техническую промышленность. Талантливые специалисты, имеющие инженерно-технологическую подготовку в условиях изменения экономики и перестройки промышленности, развития биоинженерной отрасли, внедрения современных IT-технологий становятся одними из главных специалистов в промышленной отрасли.

Человек, обладающий развитыми способностями, готов к нестандартному восприятию нового, может предложит новый варианты решения задач в условиях дефицита как материальных, временных, так и людских ресурсов. Исследователи, изучавшие биографии выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве, как правило, их объединяло обладание высоким интеллектом, хорошей памятью, любознательностью, а также такими чертами как критичность, настойчивость, сильная воля и стремление к высоким достижениям, познанию, увлеченность своим делом, энергичность.

Вслушайтесь в содержание слова «одаренность». Словарь В.И. Даля трактует слово «дар» как подношение, подарок, а «дарование» как природную наклонность и умение. Одаренность определяется как развивающееся в течение жизни качество человека, которое способствует достижению более высоких, незаурядных результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Изложение основного материала статьи. Развитие детской одаренности весьма перспективное направление. Ученых разных времен интересовал вопрос с чем связано возникновение гениальности и развитие таланта у человека. Возникает множество споров и вопросов о том: Действительно ли все дети талантливы? Почему же со временем угасают яркие творческие способности ребенка, которые он проявлял в детстве? На сколько эффективны педагогические программы по развитию одаренности детей?

Альберт Зиглер акцентирует наше внимание на том, что одаренность это, прежде всего, возможность человека достичь совершенства в какой либо области искусства, профессиональной или научной деятельности. Однако для развития одаренности необходимо совершенствоваться и эффективно учится. Если одаренный ребенок не будет развивать свои способности, то он не сможет достичь выдающихся результатов [8].

Для развития одаренности ребенка необходимо создание специализированной образовательной среды, в которой важную роль играю педагоги, наставники. Нами было проведено анкетирование среди учителей общеобразовательных школ с целью выявления круга проблем с которыми они сталкиваются в процессе работы с одаренными детьми. По данным анкетирования нами были получены следующие результаты. На вопрос «С проблемами какого характера вы сталкиваетесь при работе с одаренными детьми» 56% из числа опрошенных педагогов ответили, что с проблемами диагностического характера, сюда относятся сложности в выявлении одаренности школьников - 30%, отсутствие данных об индивидуальных особенностях одаренных школьников - 34%. 74% из числа опрошенных педагогов отметили, что в своей работе сталкиваются с проблемами методического характера в работе с одаренными детьми. В частности, 40% из числа опрошенных педагогов указали на отсутствие систематической работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях. 45 % опрошенных респондентов отметили отсутствие эффективных методов и методик в работе с одаренными детьми. 14% опрошенных педагогов склонны видеть проблему в работе с одаренными детьми в нехватке знаний и умений работы по проблеме развития одаренности школьников. Проблему в организационном плане в работе с одаренными детьми видит 60% из числа опрошенных педагогов. В качестве организационной проблемы педагоги выделяют отсутствие в образовательных учреждениях системы работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей - 55%. Многие педагоги (24%) отмечают сложности в работе с родителями одаренных детей. Не все родители заинтересованы в развитии таланта своего ребенка, а иногда и оказывают сопротивление педагогам в развитии способностей своего ребенка, если считают, что это не соответствует их представлениям о достижении успеха ребенка. Например, развитие музыкальных способностей это не, то направление в котором должен развиваться ребенок (родители говорят: «Мне этого не надо»). К сожалению данная позиция родителей оказывает пагубное

действие на раскрытие и развитие талантов ребенка, ограничивает возможность в достижении им успеха. Часто в данном случае родители пытаются реализовать в ребенке свои не сбывшиеся мечты не учитывая, что ребенок это отдельная личность со своими способностями и потребностями.

Как отмечает Daniel William Caldwell важным компонентом в организации развивающей среды для одаренного ребенка является готовность педагога дифференцированно обучать одаренных детей. В обычных общеобразовательных школах, как отмечают авторы в своем исследовании, учителя не готовы использовать стратегию дифференцированного обучения для одаренных детей. Поэтому очень важной детей с признаками одаренности включать в специализированную образовательную среду [7].

Педагоги подчеркивают, что если в системе развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения в его личности, повышается эффективность его творческой деятельности, способности переходят на новый уровень развития, раскрываясь через талант и одаренность личности. Осознание ребенком, что он узнал и освоил новые способы решения поставленных задач, окрыляет и мотивирует ребенка, помогает ему достичь новых результатов.

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Как правило, одаренные дети успешны в нескольких видах деятельности. Однако, исходя из целей нашего проекта, мы предлагаем остановится на выявление и развитие признаков технической одаренности детей и молодежи. Для того чтобы выявить и развивать технические способности ребенка необходимо определиться с содержанием понятия техническая одаренность, что она в себя включает и какими качествами личности должен обладать ребенок с признаками технической одаренности.

Технические способности - это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы.

Какие же конкретные способности и качества личности можно отнести к признакам технической одаренности? Ответ, по нашему мнению, следует искать в содержании тех требований, которые предъявляются к профессиональным и личностным качествам инженера. Главное назначение инженерной деятельности интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, обеспечение научно-технического прогресса, решение на основе естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

Структуру технической одаренности можно разделить на два компонента: инструментальный куда входят - технический склад ума, развитое пространственное мышление и воображение, способность к комбинированию, личностные качества (любознательность, настойчивость, активность), умение учитывать свойства используемых материалов, деталей, форм и мотивационный компонент включающий в себя желание ребенка заниматься техническим творчеством и направленность личности на овладение техническими специальностями.

А.В. Карпов выделял такие свойства профессионального технического мышления как целенаправленность, лабильность, обстоятельность, беглость и гибкость как показателей активности мышления и других свойств [2].

Т.В. Кудрявцев предположил, что само своеобразие производственно-технического труда вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления [1].

Т.М. Хрусталева, Ю.А. Шевченко предложили модель технической одаренности, которая включают в себя технический интеллект, техническую креативность, деятельностный компонент технических способностей и специфическую мотивацию личности [4, 5].

Мотивационный компонент играет важную роль в организации любой деятельности человека. Мотивация побуждает человека к тому или иному виду активности. Если у человека есть способности, но нет желание выполнять какую либо деятельность, то эффективность и результативность будет низкая. Поэтому очень важно детей с признаками технической одаренности мотивировать на занятия техническим творчеством, развивать у них самостоятельность в планировании собственных действий.

В процессе анализа факторов (в исследовании приняли участие победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии), влияющих на развитие технической одаренности детей мы пришли к выводам о том, что существенную роль в достижении успеха в какой-либо области, в том числе и в участии в предметных олимпиадах, играет мотивация. Если смотреть на выборку победителей и призеров технических олимпиад, то среди победителей у 50% наблюдается высокий уровень развития мотивации достижения успеха и у 25% школьников из числа призеров отмечается высокий уровень мотивации достижения успеха. Среди участников, не занявших призовые места, высокий уровень мотивации достижения успеха отсутствует и, несмотря на то, что среди них у 75% имеется высокий уровень развития пространственного мышления (у учащихся, входящих в число победителей, высокого уровня пространственного мышления не отмечается, диагностируется только средний уровень развития ( 100 %)), они не вошли в число победителей и призеров. Статистический анализ по t-критерию Стьюдента показал, что имеются статистически значимые различия между выборками победителей и призеров олимпиады и учащимися, не занявшими призовые места, по уровню развития мотивации достижения (t=2,95 при p>0,01).

Таким образом, ключевую роль в развитии технической одаренности играет мотивация, желание и интерес заниматься техническим творчеством, потребность в создании новых продуктов и в достижении при этом значимых, лучших результатов, чем у других людей. Наличие и высокий уровень развития таких способностей как пространственное мышление, техническая понятливость и интеллектуальная лабильность при отсутствии мотивации не всегда являются гарантией реализации технической одаренности личности.

Также залогом успешного обучения техническому творчеству является раннее выявление технически одаренных детей, построение и реализация эффективной системы образования, нацеленной на развитие способностей детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

В своих работах Н.С. Лейтес подчеркивал, что как уровень, так и своеобразие умственного потенциала проявляются у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных изменений. Поэтому очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст [3].

В дошкольном возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды развития - это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия материала в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. Дошкольный возраст включает в себя большее количество сенситивных периодов, способствующих развитию, восприятия, памяти, креативности, чем какой либо другой возрастной период времени в жизни ребенка. Поэтому дошкольный возраст является одним из наиболее благоприятных периодов для раскрытия технических способностей ребенка. Дошкольники проявляют неподдельный интерес к окружающему миру. Это возраст так называемых «почемучек», которым интересно все, что происходит вокруг них. Поощряя познавательную активность ребенка, отвечая на его бесконечные «Почему?», делая вместе с ним различные опыты, постигая физические свойства окружающих предметов, создавая вместе различные поделки мы поддерживаем у ребенка познавательный интерес, мотивацию к творческому познанию и преобразованию окружающего мира. К тому же, у детей дошкольного возраста творческое воображение более развито, чем у детей младшего школьного возраста. В процессе эмпирического исследования по методике Торренса нами было выявлено, что 36% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень развития оригинальности, 47% из протестированных старших дошкольников обладают средним уровнем оригинальности, а 17% старших дошкольников - низкий уровень оригинальности. К младшему школьному возрасту процент детей с высокими показателями уровня оригинальности мышления несколько падает. Так 29% детей младшего школьного возраста (8-9 лет) обладают высоким уровнем оригинальности, 45% участвующих в исследовании младших школьников показали средний уровень развития оригинальности, а 26% учащихся младшего школьного возраста имеют низкий уровень оригинальности. У младших подростков уровень развития оригинальности представлен следующим образом: 20% - высокий уровень развития, 47% средний уровень и 33% низкий уровень. Следовательно, мы видим, что с возрастом количество детей обладающих высоким уровнем оригинальности мышления падает. Данное обстоятельство связано с особенностями возрастного развития ребенка. С возрастом ребенок накапливает определенный жизненный опыт, который он использует при решении сложных задач, активизируя тем самым воспроизводящее мышление и меньше опираясь на творческое воображение. К тому же школа во многом обучает ребенка мыслить шаблонно. А если ребенка поместить в такую образовательную среду, где будет активизироваться креативное мышление, то снижение творческого потенциала ребенка мы не увидим. Если посмотреть по теории Дж. Рензулли, то креативность является одним из показателей одаренности ребенка. Одаренный ребенок не просто успешно решает какие либо задачи, а ищет новый подход в решении поставленной перед ним проблемы, создает новый продукт или технологию. Поэтому креативность очень важно развивать у ребенка с предпосылками одаренности посредством создания особого образовательного пространства.

Диагностика признаков технической одаренности ребенка предполагает разработку валидных методик и использование адекватных методов исследования. Можно выделить следующие методы выявления технических способностей детей:

1. Наблюдение за деятельностью детей (фиксация ответов на вопросы: какому виду деятельности больше внимания уделяет ребенок? Его интересы и увлечения? В какие игры ребенку больше всего нравиться играть? Какую роль в игре предпочитает ребенок выполнять? Есть ли у него желание участвовать в конкурсах и олимпиадах по технической направленности? Какие результаты достигает ребенок при участии в конкурсах и олимпиадах по технической направленности?).

2. Проведение с помощью диагностических методик тестирования по определению уровня развития инструментального и мотивационного компонента технической одаренности детей. («Определение уровня проявления способностей ребенка (А.Н. Сизанов), «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (В.С. Юркевич)», тест Беннета, интеллектуальный тест Амтхауэра «Карта одаренности А.И. Савенкова», тест «Сборка», тест пространственного мышления Якиманской, тест «Лабиринт»). Если программа работы с ребенком с признаками технической одаренности направлена на ускорение или расширение содержания обучения, то следует использовать интеллектуальные тесты и тесты на академические способности (логическое мышление, пространственное восприятие, моделирование).

3. Организация и проведение игр и упражнений, направленных как на диагностику технических способностей детей, так и на их развитие, а также повышение мотивации заниматься техническим творчеством (игра «Путаница», игра «Свяжи по парам», игра «Найди клад по карте», игра «Танграм», игра «Кортекс для детей», игра «Сет», игра «Диксит», игра «Хвасталки», игра «Мой жизненный путь» и т.д.).

Однако следует заметить, что при выявлении технических способностей ребенка, важно учитывать такие переменные, как возраст, пол, прошлый опыт, функциональную ассиметрию мозга (ребенок левша или правша), так как они по-разному могут быть связаны с перечисленными выше функциями технических способностей. С детьми дошкольного возраста при выявлении технических способностей корректнее будет использовать метод наблюдения, так как большинство перечисленных профессиональных тестов предназначается для детей подросткового и юношеского возраста. Тесты на осведомленность в области механики гораздо больше зависят от прошлого опыта обращения с механическими устройствами, чем абстрактные, пространственные или перцептивные. В тестах на мануальную ловкость и перцептивное различение девочки обычно превосходят мальчиков. В абстрактных пространственных тестах обычно выявляют небольшие, но значимые средние различия в пользу мальчиков, а в тестах на механическое рассуждение и осведомленность в области механики мальчики демонстрируют уже заметное преимущество.

Для развития их способностей и достижения в развитии уровня одаренности необходимо создать особую образовательную среду, которая будет способствовать этому процессу, формировать мотивацию достижения успеха.

На сегодняшний день выделяют следующие факторы развития одаренности:

1. Способности ребенка к тому или иному виду деятельности.

2. Окружающая среда, способствующая развитию одаренности личности.

3. Собственная активность и желание ребенка заниматься техническим творчеством.

Техническая одаренность (как другой вид одарённости) развивается в контексте «человек - среда», но при отсутствии развивающей среды признаки одаренности могут не проявиться. Поэтому очень важно конструирование многообразной, многофункциональной развивающей среды, в которой могут проявиться и

развиться признаки технической одаренности ребенка. В процессе включения ребенка в развивающую среду необходимо поэтапно осуществлять мониторинг, который позволит определить эффективность педагогических методик, которые используются для развития технических способностей ребёнка.

В Елабужском институте Казанского федерального университета уже достаточно давно ведется активная работа по развитию и поддержке технической одаренности детей и молодежи. Основными направлениями работы вуза с техническими одаренными детьми являются такие проекты как Детский университет, Интеллектуальный детский лагерь для одаренных детей «ИнтеЛЛето», Летняя физико-математическая школа, Центр образовательной робототехники, студенческое конструкторское бюро «Эврика», ряд технических кружков для школьников и студентов, а также конкурсы и олимпиады по техническому творчеству [6].

Выводы. Многие педагоги в процессе работы с одаренными детьми встречаются с проблемами методического и диагностического характера. Поэтому очень важно учителям предметникам совместно с психологом разработать диагностический инструментарий. Необходимо организовать в школах систему работы с одаренными детьми. Тиражировать лучшие практики и методики по работе с одаренными детьми.

Ключевым аспектом в развитии технической одаренности является мотивация, желание и интерес заниматься техническим творчеством, потребность в создании новых промышленных продуктов и в достижении при этом значимых, лучших результатов, чем у других людей. Наличие и высокий уровень развития таких способностей как пространственное мышление, техническая понятливость и интеллектуальная лабильность при отсутствии мотивации не всегда являются гарантией реализации технической одаренности личности.

Ранняя диагностика технической одаренности и создание специализированной образовательной среды способствует развитию технических способностей детей и развитию творческого мышлоения.

Следует также отметить, что вовлечение детей и молодежи в конкурсное и олимпиадное движение по технологии в первую очередь способствует выявлению технической одаренности школьников и мотивирует их на ее дальнейшее развитие.

Литература:

1. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. 302 с.

2. Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М. — Ярославль: ДИА-пресс, 2001. с. 23-53.

3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

4. Хрусталева Т.М. Психология способностей. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. - 180 с.

5. Шевченко Ю.А. Психологическая модель технической одаренности как основа профессионального отбора и обучения // Профессиональные кадры в России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы III Всероссийская конференция (21-22 ноября 2011 г. Москва). - URL: http://edu.rosuprava.ru/tezis.shtml (дата обращения: 16.09.2013)

6. Шатунова О.В., Седов С.А., Мерзон Е.Е., Ахметов Л.Г. Модель системы выявления, развития и поддержки технической одаренности детей и молодежи в условиях вуза // Поддержка и развитие технической одаренности детей и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10 апреля 2015 г. - Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2015. - С. 272-279.

7. Daniel William Caldwell Educating Gifted Students in the Regulär Classroom: Efficacy, Attitudes, and Differentiation of Instruction // Electronic Theses & Dissertations. 822. (2012)

8. Marilena Z. LeanaTascilar Interview with Albert Ziegler about Gifted Education // Journal for the Education of the Young Scientist and Giftedness 2014, Volume 2, Issue 2, 98-100

Психология

УДК 316.6

аспирант кафедры психологии Арзамиева Хеди Умаровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Верещагина Марина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ОСУЖДЕННЫХ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К МЕСТАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению доминирующих копинг-стратегий осужденных в период их социально-психологической адаптации к местам лишения свободы. Выявлены типичные индивидуальные стили совладания со стрессом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Установлено, что у осужденных в период социально-психологической адаптации преобладают относительно продуктивные и непродуктивные стратегии преодолевающего поведения.

Ключевые слова: преодоление стресса, преодолевающее поведение, социально-психологическая адаптация осужденных, копинг-стратегии осужденных.

Annоtation. The article is devoted to the study of the dominant coping strategies of convicts during their socio-psychological adaptation to places of detention. Typical individual styles of coping with stress at cognitive, emotional and behavioral levels are revealed. It is established that convicts during the period of social and psychological adaptation are dominated by relatively productive and unproductive strategies of overcoming behavior.

Keywords: overcoming stress overcoming behavior, socio-psychological adaptation of convicted persons and the coping strategies of prisoners.

Введение. Актуальность исследования обусловлена развитием практической социальной психологии в отечественной пенитенциарной системе и возрастающим интересом к индивидуальному жизненному стилю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.