Практически все крупнейшие производители современных средств обучения проводят обучение по технической подготовке педагогов. Осуществить такую подготовку относительно несложно, здесь же основная проблема заключается в другом - необходимо научить педагога перерабатывать, структурировать и представлять изучаемый материал уже в совершенно другом виде и на более высоком уровне. На наш
взгляд, одной из главных преград для внедрения инновации на всех уровнях образования служит качественное состояние преподавательского состава, уровень его профессионализма и личностные качества, то уже сегодня необходимо обратить внимание на методическую, дидактическую и техническую подготовку педагога по использованию современных педагогических средств.
Библиографический список
1. Чарушников, В. E-Learning: плюсы и минусы // Высшее образование в России. - 2008. - № 12.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., Воронеж: Московский психоло-го-социальный институт; Модек, 2002.
3. Мелешко, В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир // ИКТ в образовании. - 2007. - № 5.
Статья поступила в редакцию 11.11.10
УДК 34.9
Г.Г. Ханцева, доц, канд. пед наук; Л. В. Катюкова, доц, канд. психол. наук;
Н.С.Зорина, асп. Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК УСЛОВИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЖЕНЩИНАМ-ПРЕСТУПНИЦАМ В РЕШЕНИИ ИХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ
Обеспечение женщинам-преступницам права обрести социально-ролевой статус в здоровом социуме после освобождения, стать активными членами гражданского общества обусловливает необходимость мотивационного программно-целевого управления социальнопедагогической деятельностью исправительными учреждениями.
Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление, целевая ориентация коллектива, профессиональноличностные качества, педагогическая система.
Организация деятельности исправительных учреждений на концептуальных положениях социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем должна отвечать современным требованиям гуманизации и демократизации мест лишения свободы. Обеспечение женщинам-преступницам права обрести социально-ролевой статус в здоровом социуме после освобождения, стать активными членами гражданского общества обусловливает необходимость мотивационного программноцелевого управления социально-педагогической деятельностью исправительными учреждениями.
Потребность внедрения МПЦУ в воспитательную работу с женщинами-преступницами вызвана тем, что проводимая в пенитенциарной системе на протяжении более чем тридцати лет педагогизация и психологизация исполнения наказания не обеспечивала выхода на конкретную осужденную. Это связано с тем, что администрация исправительного учреждения при решении повседневных задач ее жизнедеятельности не включает осужденную в ту систему социальных связей и отношений, которая соответствует ее социально-нравственной запущенности. В результате между этими отношениями (их интенсивностью, положительной нагрузкой, диапазоном воздействий и т.д.) и единицами поведения (трудолюбием, дисциплинированностью и т.д.) не складывается поле психологопедагогического напряжения, под воздействием которого происходит изменение качества поведения осужденной в лучшую сторону. Положение усугубляется и значительными просчетами чисто организационного плана, поскольку систе-
ма психолого-педагогической работы с женщинами-преступницами реализуется только в обобщенном виде применительно ко всем подразделениям исправительного учреждения [1].
Мотивационное программно-целевое управление рассматривается как универсальная педагогическая компонента, предполагающая органическую взаимосвязь личностной и социальной ориентации, приоритет духовно-нравственных ценностей в профессиональной подготовке специалистов любого профиля, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме, своей профессиональной деятельности, с ориентацией на превентивнопрофилактический характер поддержки человека в сложных жизненных ситуациях, активизацию деятельности каждого индивида, как субъекта решения собственных проблем, и социального участия в жизнедеятельности общества [2].
Целевая ориентация коллектива сотрудников пенитенциарного учреждения, разработка адекватных планов воспитательной работы и их осуществление - это технологическая основа, позволяющая руководителю реализовать свое профессиональное назначение. Именно эта основа конкретизируется достижениями программно-целевого и мотивационного подходов в управлении, превращаясь в результате в мощную современную технологию мотивационного программноцелевого управления.
«Мотивационное программно-целевое управление - наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе дерева целей» [3,
с. 58] с мотивационным началом в виде психологической подготовки коллектива сотрудников пенитенциарного учреждения к соответствующему труду, адекватному дереву целей, исполняющей программы в виде норм-образцов и управляющей программы, органично сочетающей в себе социальнопсихологическую стратегию, социально-психологическую тактику и традиционный управленческий цикл.
Необходимость применения мотивационного программно-целевого управления становится все более очевидной и выступает одним из важнейших индикаторов профессиональной компетентности руководителя, работающего с людьми [4]. Особенно это значимо для специалистов пенитенциарной системы, трудящихся в специфических условиях и с особым контингентом людей, у которых в силу тех или иных обстоятельств исковерканы судьбы и социальные взаимоотношения значительно осложнены.
Полноценное осуществление каждым исправительным учреждением своих социально обусловленных функций и назначения, определенных законодательством, невозможно без мотивационного программно-целевого управления педагогических, управленческих кадров и других специалистов.
Под мотивационным программно-целевым управлением деятельностью сотрудников пенитенциарной системы мы понимаем технологическое оснащение процесса содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем:
- системным анализом в структуре МПЦУ с установлением целей деятельности сотрудников пенитенциарной системы;
- построением дерева целей содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем в логике «хочу - могу - делаю - получаю»;
- разработкой исполняющей программы (нормы-образца в виде качественных характеристик достижения каждой цели) [5];
- рекомендациями использования МПЦУ в реализации функций исправительных учреждений.
Обозначим цели, достижение которых повысит эффективность содействия сотрудников исправительного учреждения женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем:
- профессиональное совершенствование сотрудников исправительного учреждения;
- формирование ценностно-ориентационного единства и психологического климата в коллективе;
- формирование базы убеждений сотрудников под новые задачи социально-педагогического содействия женщинам-преступницам;
- повышение уровня реализации социальнопсихологических функций управления коллективом сотрудников пенитенциарной системы;
- организация плановой системной работы по социальнопедагогическому содействию женщинам преступницам в решении их жизненно важных проблем.
В результате системного анализа проблемы управления совершенствования содействия сотрудников пенитенциарной системы женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем сделан вывод о необходимости:
а) существенных дополнений к совокупности целей совершенствования содействия сотрудников пенитенциарной системы
женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем до их необходимого и достаточного множества;
б) развития профессионально-личностных качеств сотрудников пенитенциарных учреждений;
в) обучение сотрудников пенитенциарных учреждений методологии и технологии МПЦУ.
Управление социально-педагогическим содействием женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем на основании МПЦУ должно повысить эффективность деятельности учреждений пенитенциарной системы.
Если показатели по измеряемым параметрам эффективности управления социально-педагогическим содействием жен-щинам-преступницам в решении их жизненно-важных проблем, будут расти в последующие годы, то это явится надёжным доказательством достижения генеральной цели.
Мы проанализировали состояние работы с женщинами-преступницами и дали обоснование необходимости внедрения мотивационного программно-целевого управления в процесс содействия сотрудников пенитенциарной системы женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем.
Значительный интерес представляют выявленные в ходе опроса осужденных и сотрудников пенитенциарного учреждения недостатки:
- низкий уровень умения взаимодействовать в коллективе;
- неумение самостоятельно работать;
- слабый уровень владения навыками воспитательной работы;
- недостаточно развитый уровень теоретического мышления.
Опрос руководителей отрядов, имевших низкие показатели в работе, показал, что основные причины этого кроются в следующем:
- неправильно сделанный выбор личностно-ориентированного подхода к осужденной;
- неумение самостоятельно работать в новых условиях;
- незнание методов, средств, форм, условий воспитания, способствующих эффективной ресоциализации;
- неумение распределять свое время.
После изучения учебного курса сотрудники должны уметь: анализировать свою работу, принимать решения и осуществлять контроль в пределах своей компетенции; обобщать передовой опыт работы по эффективному решению социально-значимых задач, а также иметь навыки по: организации социально значимой социально-педагогической деятельности среди сотрудников и женщин-преступниц; созданию условий для содержательного проведения свободного времени; контролю здорового образа жизни; выявлению интересов и потребностей женщин-преступниц и сотрудников в различных видах жизнедеятельности; технологии социальнопедагогического содействия женщин-преступниц в процессе их решении их жизненно важных проблем.
Таким образом можно сделать вывод, что основным условием эффективности социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в процессе решения их жизненно важных проблем в исследовании определено использование мотивационного программно-целевого управления и технологии его внедрения в деятельность исправительных учреждений в рамках целостной педагогической системы.
Библиографический список
1. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
2. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.
3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебнометодическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.
4. Черепанов, Н.П. Управляемое самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009.
5. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография . -Барнаул: АлтГПА, 2010.
Статья поступила в редакцию 11.11.10
УДК 378
И.И. Черкасова, канд. пед. наук, доц.; Т.А.Яркова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected], [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ КАК ЦЕНТР СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
В статье рассматриваются современные аспекты организации взаимодействия образовательных учреждений на основе сетевого механизма. В качестве координирующего центра взаимодействия рассматривается педагогический вуз.
Ключевые слова: педагогический вуз, взаимодействие, сетевое взаимодействие, Центр сетевого взаимодействия, образование, инновационное развитие.
Новые масштабные задачи, поставленные перед российским образованием, направлены на формирование инновационного мышления всех его субъектов, что требует наличия инновационного образовательного пространства. Сложившиеся механизмы его обустройства не в полной мере позволяют осуществлять движение вперед, эффективность которого невозможна в современных условиях без информационной поддержки, открытого и доступного взаимодействия всех субъектов. В этой связи наиболее перспективным способом подобного взаимодействия можно считать сетевое.
Вначале рассмотрим базовый термин «взаимодействие». В научной литературе данное понятие рассматривается с разных сторон: как системная междисциплинарная категория, которая обладает потенциалом, способным обеспечить успешность сотрудничества науки, образования и культуры в современных условиях; как цель; как процесс; как механизм; как результат и др.
В философии взаимодействие является одним из основных понятий, отражающим процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие понимается как универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Этот процесс представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Данная категория выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенную целостность. Взаимодействие определяет взаимную обусловленность существования компонентов действительности друг с другом, взаимную зависимость их отдельных характеристик.
Философские позиции являются важными и для понимания сущности взаимодействия учреждений образования. Наличие взаимосвязи, определенных отношений между его субъектами подчеркивает сложность, системность характера
взаимного влияния и изменения. В разных науках взаимодействие рассматривается со следующих позиций:
- процесс воздействия объектов друг на друга; взаимовлияния, определяющего силу связей между объектами, изменения их состояний и взаимопревращения (в естественных науках);
- взаимосвязь двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них (в информатике);
- система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных (в общественных науках);
- согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов в ходе решения участниками значимой для них проблемы или задачи (педагогические науки);
- согласование усилий по целям, задачам, месту и времени для успешного ведения операций всех видов (в военных науках).
В соответствии с выделенными позициями, в основе взаимодействия лежит взаимное влияние двух и более сторон друг на друга, при этом стороны выступают активными субъектами, которые не только изменяются сами, но и меняют окружение.
В словаре С.И. Ожегова взаимодействие рассматривается как взаимная связь двух явлений. Оно определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен - он реагирует и тем самым причинность переходит во взаимодействие. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает изменение различных объектов и их структур. Эта позиция, в которой взаимодействие предполагает обязательное взаимное изменение сторон, имеет важное значение для организации Центра взаимодействия учреждений образования.