УДК 37.01
А.И. Ищенко
Новосибирский НИИ гигиены (Роспотребнадзора)
Ф.У. Козырева
Российский национальный исследовательский медицинский университет
имени Н.И. Пирогова, Москва
ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Действующая система социально-гигиенического мониторинга в части наблюдения за средой обитания и здоровьем детского населения несовершенна и требует коррекции. Необходим переход с территориального уровня наблюдения на учрежденческий. Это позволит принимать действенные управленческие решения, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Ключевые слова: здоровье, факторы среды обитания, учреждение дошкольного образования.
С целью научного обоснования системы мониторинга здоровья детей дошкольного возраста, разработки действенных в современных условиях направлений профилактики нарушений здоровья дошкольников было проведено гигиеническое исследование по изучению влияния условий воспитания и обучения в учреждениях дошкольного образования на здоровье воспитанников. В ходе работы были изучены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья детей, показатели заболеваемости, патологической пораженности, физического развития, эмоционального статуса и умственной работоспособности детей; была дана оценка факторов среды обитания, воспитания и обучения в организациях дошкольного образования.
Программа исследования предусматривала изучение особенностей формирования нарушений здоровья дошкольников под воздействием факторов среды обитания. Объекты исследования (дети 3-6 лет, посещающие дошкольные учреждения) были сгруппированы в 2 группы: «основная» группа - дети, которые на момент поступления в дошкольное учреждение имели хронические заболевания (п = 102) и «контрольная» группа - дети, которые на момент поступления в детский сад не имели хронических заболеваний (п = 441). Условия воспитания и обучения оценивались в дошкольных учреждениях (п = 7), расположенных в сельских районах Омской области (Кормиловский и Калачинский районы). Период наблюдения - 2007-2011 гг.
На территории Омской области функционируют 797 детских садов, в том числе 617 самостоятельных учреждений, и 180 детских садов (групп), открытых на базе действующих общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет превышает 12 тысяч. Максимальная переуплотненность в действующих учреждениях составляет 226%.
За проанализированный в ходе исследования период времени (2007-2011) удельный вес дошкольных учреждений первой группы по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия сократился с 53,2% до 40,9%; увеличилось количество учреждений, в которых по итогам контрольно-надзорных мероприятий были выявлены рабочие места с недостаточным уровнем искусственной освещенности, нарушения в организации питания и соблюдении санитарно-противоэпидемического режима, условиям для ведения образовательной деятельности. Большой проблемой для отдельных сельских дошкольных учреждений остается вопрос отсутствия централизованных систем водоснабжения, канализации и отопления.
В рамках эксперимента, проводимого в соответствии с программой исследования и изучения влияния факторов воспитания и обучения на здоровье детей «основной» и «кон-
трольной» групп наблюдения, по бальной методике А.Г. Сухарева (1996) была проведена сравнительная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольных организаций, расположенных в районных центрах Калачинского и Кормиловского районов Омской области. Взятые для исследования дошкольные учреждения были отнесены ко второй группе по уровню санитарно-гигиенического благополучия, состояние характеризовалось как тревожное, наибольшее количество баллов было недобрано по таким факторам, как «световой и воздушно-тепловой режим», «условия и организация учебно-воспитательного процесса», «организация питания». Оценка фактического рациона питания позволила определить величины риска нарушений роста и развития детей, обусловленные дефицитом в рационе питания витаминов В1, В2, В6, А, Д; макроэлементов - кальция, фосфора и магния (таблица).
Показатели биологической ценности рационов питания _в изучаемых дошкольных учреждениях_
Фактическое содержание в суточ- Вероятностный риск (в % от количе-
Показатель ных рационах дошкольных учреждений (для детей 3-7 лет) ства детей с учетом величины индивидуальной потребности)* Величина
Калачинский Кормиловский Калачинский Кормиловский риска*
район район район район
Витамины
С, мг 60 70 0,0% 0,0% нет
В1, мг 0,544 0,552 84,0% 79,1% средний
В2, мг 0,867 0,823 2,0% 2,0% низкий
В6, мг 0,923 0,923 2,0% 2,0% низкий
Ниацин, мг 11,2 11,1 0,0% 0,0% нет
В12, мкг 1,525 1,525 0,0% 0,0% нет
А, м. р. экв 380 373,5 16,0% 19,2% средний
Е, мг т. экв 7 7 0,0% 0,0% нет
D, мкг 7,1 7,1 28,9% 28,9% средний
К, мкг 59 57 0,0% 0,0% нет
Минеральные вещества (мг)
Кальций 487 601 56,3% 28,5% средний
Фосфор 342 415 84,0% 47,6% средний
Магний 171 169 2,0% 2,0% низкий
Железо 10,1 10,6 0,0% 0,0% нет
Иод 0,1 0,1 0,0% 0,0% нет
Примечание. * - вероятностный риск и величина риска определялись в соответствии с методикой, предусмотренной МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения Российской Федерации».
Сравнительная оценка динамики показателей количества обращений за медицинской помощью в среднем на ребенка в год свидетельствовала о снижении данного показателя при переходе от одной возрастной подгруппы к другой по «основной» группе и по «контрольной» группе. Более выраженные темпы снижения показателя отмечались внутри «основной» группы (рис. 1).
младшая средняя старшая
а) основная группа
Рис. 1. Количество обращений за медицинской помощью в среднем на 1 ребенка в год
младшая средняя старшая б) контрольная группа
Показатели заболеваемости органов дыхания и инфекционными и паразитарными болезнями в «контрольной» группе на протяжении всего периода наблюдения были существенно выше таковых в «основной» группе. Оценка показателей заболеваемости в разрезе возрастных подгрупп (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет) свидетельствовала о снижении заболеваемости при переходе от одной возрастной подгруппы к другой внутри «основной» группы (рис. 2).
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет
□ Основная □ Контрольная а) болезни органов дыхания
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет
и Основная пКонтрольная б) инф. и паразитарные болезни
Рис. 2. Изменения уровня заболеваемости (по обращаемости) в разных возрастных подгруппах
а) нарушения зрения
б) нарушения осанки
Рис. 3. Распространенность среди дошкольников нарушений осанки и зрения
(на 100 осмотренных)
Сравнительная оценка распространенности нарушений осанки и зрения среди дошкольников в возрастных подгруппах «3-4 года» и «5-6 лет» (на 100 детей) по «основной» и «контрольной» группам наблюдения свидетельствовала о большем увеличении распространенности нарушений за период получения основного дошкольного образования среди детей «контрольной» группы (рис. 3).
а) основная б) контрольная
Рис. 4. Диаграмма размаха распространенности детей с «грустным» настроением в дни с различной наполняемостью групповых ячеек
Дети «контрольной» группы характеризовались большей лабильностью эмоционального статуса. К числу факторов риска нарушений здоровья, функциональных возможностей и эмоционального статуса для учреждений дошкольного образования следует считать их функционирование в действующих условиях с наполняемостью групповых ячеек более 15 человек (рис. 4, 5).
а) основная б) контрольная
Рис. 5. Диаграмма размаха скорости (в секундах) выполнения дозированного задания детьми 6-ти летнего возраста в дни с различной наполняемостью групповых ячеек
Сравнительная оценка показателей физического развития свидетельствовала об отсутствии статистически значимых различий в показателях «основной» и «контрольной» групп наблюдения. Из 543 обследованных детей в возрасте от 3 до 6 лет гармоничное физическое развитие имели 75,55 ± 1,35 на 100 воспитанников; низкий рост 13,3 ± 1,44 (на 100 обследованных); избыток массы 9,4 ± 1,78. Статистически значимо чаще в когорте мальчиков по сравнению с когортой девочек отмечалась такая дисгармония, как «избыток массы» (р = 0,00...). В когорте девочек статистически значимо чаще встречалась такая дисгармония, как «низкий рост» (р = 0,00.). За период посещения ребенком дошкольной организации (от 3 до 6и лет) показатели дисгармоничности, имеющиеся на стадии поступления и окончания дошкольной организации, количественно не менялись, вместе с тем, степень имеющихся отклонений увеличивалась.
Использование однофакторного корреляционного анализа позволило выявить наличие статистически значимых функциональных зависимостей между показателями распространенности нарушений зрения (на 100 детей) и показателями удельного веса детей, занимающихся за мебелью, не отвечающей ростовому показателю (госновная група = 0,677; гконтрольная група = 0,803), а также удельным весом рабочих мест с заниженным уровнем искусственной освещенности (Госновная група = 0,678; Гконтрольная група = 0,835); нарушений осанки и удельным весом детей, занимающихся за мебелью, не отвечающей ростовому показателю (госновная група = 0,773; Гконтрольная група = 0,580); между распространенностью у детей грустного настроения и наполняемостью групповой ячейки (Госновная група = 0,760; Гконтрольная група = 0,870); скоростью выполнения дозированного задания и количеством детей в групповой ячейке (госновная група = 0,864; гконтрольная група = 0,869). Степень изменений показателей нарушений зрения, осанки, настроения среди детей в «контрольной» группе была большей по сравнению с таковой в «основной» группе при равнозначном изменении раздражающего фактора.
Таким образом, в ходе исследования было подтверждено, что дошкольный возраст является критическим в плане становления и развития основных функций организма, когнитивных процессов, во многом определяющих возможности ребенка [1-3]. Незавершенность
морфологического и функционального развития, продолжающиеся процессы роста и тканевой дифференцировки обусловливают недостаточную устойчивость организма ребенка к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.
Сложившаяся в Омской области и целом по Российской Федерации ситуация с дефицитом мест в дошкольных учреждениях, длительное на протяжении десятилетий отсутствие должного внимания со стороны государства к системе дошкольного образования, изменения санитарного законодательства, введение новой группы дошкольных учреждений, не предусматривающих осуществление образовательной деятельности, ограничиваясь функциями присмотра и ухода, современные подходы к определению предельной наполняемости групповых ячеек, нормированию условий пребывания детей и организации режима дня в дошкольных организациях определили в совокупности условия для повышения риска здоровью детей на этапе прохождения дошкольного образования в современных условиях. Дети, имевшие на период поступления в дошкольное учреждение одно или несколько хронических заболеваний, составляют группу риска формирования нарушений здоровья под воздействием несовершенных факторов воспитания и обучения, о чем свидетельствуют больший уровень общей заболеваемости, наличие особенностей структуры заболеваемости, отсутствие статистически значимых различий в уровнях заболеваемости детей при переходе от одной возрастной группы к другой («младшая», «средняя», «старшая») по болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным болезням; более интенсивные темпы формирования патологической пораженности за период получения основного дошкольного образования, большая лабильность эмоционального статуса. Отсутствие статистически значимых различий в показателях физического развития детей «основной» и «контрольной» групп свидетельствовало о значимости для возрастной группы детей от 3-6 лет биологического фактора в процессах роста и развития.
С целью совершенствования действующей системы профилактики нарушений здоровья детей, необходимо:
1. Организовать мониторинг здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения и имеющих хронические заболевания, поскольку данная группа детей является более чувствительной к неблагоприятному воздействию факторов среды обитания и может выполнять индикаторную функцию, а также она является немногочисленной, что существенно упрощает процедуру мониторинга.
2. Организовать мониторинг среды обитания.
3. Внести изменения в действующие нормативно-правовые документы, определяющие нагрузку на одного педагога с учетом полученных данных о потенцировании ухудшения настроения детей, снижении показателей их умственной работоспособности в условиях наполняемости групповой ячейки более чем в 15 детей.
4. В рамках действующих федеральных и региональных законов добиться от органов исполнительной власти реализации действенных мер государственной политики, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни населения; улучшение материально-технического состояния учреждений дошкольного образования, повышение доступности и качества услуг дошкольного образования.
Библиографический список
1. Ляпин, В.А. Сравнительная характеристика показателей потерь здоровья населения разных возрастных групп / В.А. Ляпин // Здоровье населения и среда обитания. - 2004. - № 8 (137). - С. 9-12.
2. Бойко, М.Н. Организация общественного питания населения - проблемы и пути решения / М.Н. Бойко, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 2 (179). - С. 38-40.
3. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В.А. Ляпин, Ю.В. Ерофеев, Н.В. Дедюлина, Т.А. Нескин // Здоровье населения и среда обитания. - 2006. - № 1. - С. 12--15.
А.1. ЬИсИепко
Новосибирский НИИ гигиены (Роспотребнадзора)
F. U. Kozyreva
Российский национальный исследовательский медицинский университет
имени Н.И. Пирогова, Москва SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION OF VIOLATIONS OF HEALTH OF PRESCHOOL CHILDREN The operating system of social and hygienic monitoring, regarding supervision over habitat and health of the children's population, is imperfect and demands correction. Transition from territorial level of supervision on office level is necessary. It will allow to make the effective administrative decisions directed on preservation and promotion of health of children
Keywords: health, habitat factors, establishment of preschool education.
References
1. Lyapin V.A. The comparative characteristic of loss indicators of the health of the population in different age groups. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2004, no. 8 (137), pp. 9-12.
2. Boyko M.N., Erofeev Yu.V., Novikova I.I. Organization of public catering of population - problems and solutions. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2008, no. 2 (179), pp. 38-40.
3. Lyapin V.A., Erofeev Yu.V., Dedyulina N.V., Neskin T.A. Hygienic evaluation of the relationship between environmental pollution and child morbidity in a large industrial city. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2006, no. 1, pp. 12-15.
© Ищенко А.И., Козырева Ф.У., 2013
Авторы статьи:
Александр Иванович Ищенко, аспирант, Омская государственная медицинская академия, e-mail: [email protected];
Фатима Увжикоевна Козырева, доктор медицинских, доцент, профессор, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
С.Г. Алексеев, кандидат педагогических наук, министр образования Омской области; С.Н. Рягин, доктор педагогических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.