Научная статья на тему 'Методологические основы организации мониторинга среды обитания и здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения'

Методологические основы организации мониторинга среды обитания и здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ / HABITAT FACTORS / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ESTABLISHMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Юрий Владимирович, Крига Александр Сергеевич

Действующая система социально-гигиенического мониторинга в части наблюдения за средой обитания и здоровьем детского населения несовершенна и требует коррекции. В современных условиях динамически развивающегося санитарного законодательства необходима интеграция информационных ресурсов о факторах среды обитания и здоровье отдельных организованных групп населения. Для сбора и анализа информационных блоков нужны современные инструменты, позволяющие в оперативном режиме собирать и формализовать данные. Методологические аспекты оценки информационных ресурсов должны базироваться на имеющихся научно обоснованных данных о причинно-следственных связях в системе «среда здоровье» и интегрированных в конкретные условия образовательного учреждения. Это позволит определить программу первоочередных мероприятий, направленных на профилактику нарушений здоровья и определить величины предотвращенного ущерба здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Юрий Владимирович, Крига Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION OF MONITORING OF THE HABITAT AND HEALTHOF THE CHILDREN VISITING THE PRESCHOOL INSTITUTIONS

The operating system of social and hygienic monitoring, regarding supervision over habitat and health of the children's population, is imperfect and demands correction. In modern conditions of dynamically developing sanitary legislation, for the purpose of justification of the importance of comprehensive programs of a preventive orientation integration of information resources about factors of habitat and health of the separate organized groups of the population is necessary. For collecting and the analysis of information blocks the modern tools allowing in an operational mode to collect and formalize data are necessary. Methodological aspects of an assessment of information resources have to be based on available scientifically reasonable data on relationships of cause and effect in environment health system and integrated into specific conditions of educational institution. It will allow to define the program of the priority actions directed on prevention of violations of health and to determine sizes of the prevented damage to health.

Текст научной работы на тему «Методологические основы организации мониторинга среды обитания и здоровья детей, посещающих дошкольные учреждения»

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ

УДК 613.954 ГРНТИ 76.75.33

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

И.И. Новикова1,2, Ю.В. Ерофеев1, А.С. Крига2 1ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7; ngi@cn.ru 2Управление Роспотребнадзора по Омской области

Россия, 644001, Омск, ул. 10 Лет Октября, 98; e-mail: rpn@55.rospotrebnadzor.ru

Действующая система социально-гигиенического мониторинга в части наблюдения за средой обитания и здоровьем детского населения несовершенна и требует коррекции. В современных условиях динамически развивающегося санитарного законодательства необходима интеграция информационных ресурсов о факторах среды обитания и здоровье отдельных организованных групп населения. Для сбора и анализа информационных блоков нужны современные инструменты, позволяющие в оперативном режиме собирать и формализовать данные. Методологические аспекты оценки информационных ресурсов должны базироваться на имеющихся научно обоснованных данных о причинно-следственных связях в системе «среда - здоровье» и интегрированных в конкретные условия образовательного учреждения. Это позволит определить программу первоочередных мероприятий, направленных на профилактику нарушений здоровья и определить величины предотвращенного ущерба здоровью.

Ключевые слова: здоровье, факторы среды обитания, учреждение дошкольного образования.

METHODOLOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION

OF MONITORING OF THE HABITAT AND HEALTH

OF THE CHILDREN VISITING THE PRESCHOOL INSTITUTIONS

I.I. Novikova1,2, Yu.V. Erofeev1, A.S. Kriga2 Novosibirsk scientific research institute of hygiene Russia, 630108, Novosibirsk, Parkhomenko St., 7; ngi@cn.ru 2Rospotrebnadzor of the Omsk region Russia, Omsk, 644080, pr. Mira, 7, e-mail: mail@oniipi.org

The operating system of social and hygienic monitoring, regarding supervision over habitat and health of the children's population, is imperfect and demands correction. In modern conditions of dynamically developing sanitary legislation, for the purpose of justification of the importance of comprehensive programs of a preventive orientation integration of information resources about factors of habitat and health of the separate organized groups of the population is necessary. For collecting and the analysis of information blocks the modern tools allowing in an operational mode to collect and formalize data are necessary. Methodological aspects of an assessment of information resources have to be based on available scientifically reasonable data on relationships of cause and effect in environment health system and integrated into specific conditions of educational institution. It will allow to define the program of the priority actions directed on prevention of violations of health and to determine sizes of the prevented damage to health.

Keywords: health, habitat factors, establishment of preschool education.

Введение

С целью научного обоснования программы мониторинга здоровья детей, разработки действенных в современных социально-экономических условиях направлений

профилактики нарушений здоровья было проведено комплексное гигиеническое исследование в системе «среда - здоровье». Оценке подлежали факторы окружающей внешней среды в условиях размещения учреждений на

нем2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)

территории сельских районов и промышленных центров Сибири, а также внутренней среды образовательных учреждений, включающей факторы воспитания и обучения, питания, организации педагогического процесса.

В ходе работы были изучены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, результаты организации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья детей, показатели заболеваемости, патологической пораженно-сти, физического развития, эмоционального статуса и умственной работоспособности детей; была дана оценка факторов среды обитания, воспитания и обучения в организациях дошкольного образования.

Методы и материалы

Программа исследования предусматривала оценку экологической безопасности территории, изучение особенностей нарушений здоровья дошкольников под воздействием факторов среды обитания [1]. Оценке подлежало загрязнение снегового покрова на территории дошкольных учреждений [2]. Внутри дошкольных учреждений наряду с общей оценкой эколого-обусловленной заболеваемости, проводилась оценка динамики показателей здоровья детей в зависимости от исходного уровня здоровья (наличие или отсутствие в анамнезе хронического заболевания). Дошкольники (дети 3-6 лет, посещающие дошкольные учреждения) были распределены в две группы: «основная» группа - дети, которые на момент поступления в дошкольное учреждение имели хронические заболевания, и «контрольная» группа - дети, которые на момент поступления в детский сад не имели хронических заболеваний.

Результаты и обсуждение

Оценка загрязнения снежного покрова выявила на территории отдельных дошкольных учреждений, расположенных в зоне влияния промышленных предприятий и крупных автомагистралей высокое содержание бен(а)пирена хлоридов, сульфатов, нитратов. В ходе экспертизы были выявлены наиболее значимые источники, вносящие вклад в загрязнение территорий дошкольных учреждений. Определены органы-мишени и патологии риска (заболевания органов дыхания, пищеварения, нервной и эндокринной систем. Вместе

с тем, по данным показателей заболеваемости (по обращаемости детей 3-6 лет), статистически значимых различий в уровне заболеваемости учреждений, расположенных в зоне влияния промышленных предприятий и автомагистралей, выявить не удалось, что было обусловлено длительным латентным периодом данной группы заболеваний.

В рамках эксперимента, проводимого в соответствии с программой исследования, и изучения влияния факторов воспитания и обучения на здоровье детей была проведена сравнительная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольных организаций. Взятые для исследования дошкольные учреждения, оцененные по методике А.Г. Сухарева, были отнесены ко второй группе по уровню санитарно-гигиенического благополучия. Состояние характеризовалось как тревожное, наибольшее количество баллов было недобрано по таким факторам, как «световой и воздушно-тепловой режим», «условия и организация учебно-воспитательного процесса», «организация питания». Оценка фактического рациона питания позволила определить величины риска нарушений роста и развития детей, обусловленные дефицитом в рационе питания витаминов В1, В2, В6, А, Д; макроэлементов: кальция, фосфора и магния [3].

Сравнительная оценка динамики показателей количества обращений за медицинской помощью в среднем на одного ребенка в год свидетельствовала о снижении данного показателя при переходе от одной возрастной подгруппы к другой. Более выраженные темпы снижения показателя отмечались среди детей, имевших на момент поступления в детский садик хронические заболевания. Показатели заболеваемости органов дыхания и заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на протяжении всего периода наблюдения были существенно выше по контрольной группе. Оценка показателей заболеваемости в разрезе возрастных подгрупп (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет) свидетельствовала о снижении заболеваемости при переходе от одной возрастной подгруппы к другой внутри группы, не имевших на момент поступления в садик хронических заболеваний. Показатели распространенности нарушений осанки и зрения среди дошкольников в возрастных подгруппах «3-4 года» и «5-6 лет» (на 100 детей)

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ

свидетельствовала о большем увеличении распространенности нарушений за период получения основного дошкольного образования среди детей «контрольной» группы. Дети «контрольной» группы характеризовались большей лабильностью эмоционального статуса. К числу факторов риска нарушений здоровья, функциональных возможностей и эмоционального статуса для учреждений дошкольного образования следует отнести их функционирование в действующих условиях с наполняемостью групповых ячеек более 15 человек.

Показатели физического развития свидетельствовали об отсутствии статистически значимых различий в показателях «основной» и «контрольной» групп наблюдения. Из 543 обследованных детей в возрасте от 3 до 6 лет гармоничное физическое развитие имели 75,55±1,35 на 100 воспитанников; низкий рост -13,3±1,44 (на 100 обследованных); избыток массы - 9,4±1,78. Статистически значимо чаще в когорте мальчиков по сравнению с когортой девочек отмечалась такая дисгармония, как «избыток массы» (р<0,001). В когорте девочек статистически значимо чаще встречалась такая дисгармония, как «низкий рост» (р<0,001). За период посещения ребенком дошкольной организации (3-6 лет) показатели дисгармоничности, имеющиеся на стадии поступления и окончания дошкольной организации, количественно не менялись, вместе с тем, степень имеющихся отклонений увеличивалась.

Использование однофакторного корреляционного анализа позволило выявить наличие статистически значимых функциональных зависимостей между показателями распространенности нарушений зрения (на 100 детей) и показателями удельного веса детей, занимающихся за столами, не отвечающими ростовому показателю (дневная группа =0,677; Гконтроль-ная группа = 0,803), а также удельным весом рабочих мест с заниженным уровнем искус-

ственной освещенности (г,

основная группа

= 0,678;

^контрольная группа = 0,835); нарушений осанки и удельным весом детей, занимающихся за столами, не отвечающими ростовому показателю

(госновная группа 0,773; ГКОнтрольная группа 0,58°);

между распространенностью у детей грустного настроения и наполняемостью групповой

ЯЧейКИ (госновная группа °,76°; гконтрольная

группа = 0,870); скоростью выполнения дозированного задания и количеством детей в груп-

повой ячейке (госновная группа °,864; Гконтрольная

группа = 0,869). Степень изменения показателей нарушений зрения, осанки, настроения среди детей в «контрольной» группе была большей по сравнению с таковой в «основной» группе при равнозначном изменении раздражающего фактора.

Таким образом, в ходе исследования было подтверждено, что дошкольный возраст является критическим в плане становления и развития основных функций организма, когнитивных процессов, во многом определяющих возможности ребенка. Незавершенность морфологического и функционального развития, продолжающиеся процессы роста и тканевой дифференцировки обусловливают недостаточную устойчивость организма ребенка к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

Сложившаяся в целом по Российской Федерации ситуация с дефицитом мест в дошкольных учреждениях, длительное на протяжении десятилетий отсутствие должного внимания со стороны государства к системе дошкольного образования, размещение отдельных дошкольных учреждений и групп в санитарно-защитных зонах воздействия промышленных предприятий и прочих объектов, загрязняющих атмосферный воздух, проблемы с обеспечением безопасных условий воспитания и обучения, множественные отклонения функционирующих учреждений от действующих санитарных норм и правил, высокая нагрузка на педагогический персонал, способствовали в совокупности наличию условий для повышения риска здоровью детей на этапе прохождения дошкольного образования в современных условиях.

Было установлено, что дети, имевшие на период поступления в дошкольное учреждение одно или несколько хронических заболеваний, составляют группу риска формирования нарушений здоровья под воздействием несовершенных факторов воспитания и обучения, о чем свидетельствуют больший уровень общей заболеваемости, наличие особенностей структуры заболеваемости, отсутствие статистически значимых различий в уровнях заболеваемости детей при переходе от одной возрастной группы к другой («младшая», «средняя», «старшая») по болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным болезням; более интенсивные темпы формирования патологической

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)

пораженности за период получения основного дошкольного образования, большая лабильность эмоционального статуса. Отсутствие статистически значимых различий в показателях физического развития детей «основной» и «контрольной» групп свидетельствовало о значимости для возрастной группы детей 3-6 лет биологического фактора в процессах роста и развития.

Выводы

При организации мониторинга здоровья детей необходима интеграция информационных ресурсов о факторах среды обитания и здоровье отдельных организованных групп населения. Для сбора и анализа информацион-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ляпин В.А. Сравнительная характеристика показателей потерь здоровья населения разных возрастных групп // Здоровье населения и среда обитания. 2004. № 8 (137). С. 9-12.

2. Ерофеев Ю.В., Новикова И.И., Ищенко А.И. и др. Гигиеническая диагностика в разработке управленческих решений и повышении эффективности органов и учреждений Роспотребнадзора: практическое руководство / под ред. д-ра мед. наук, проф., акад. РАМН, засл. врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко. М., 2010. 68 с.

3. Верещагин А.И., Истомин A.B., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Павлов Н.Н. Кластеры региональных особенностей питания населения // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3. С. 11-13.

Новикова Ирина Игоревна - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник; Ерофеев Юрий Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник. Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены; е-mail: novik_ir70@rambler.ru.

Крига Александр Сергеевич - кандидат медицинских наук, руководитель Управления Роспотребнадзора по Омской области; e-mail: kri-ga_as@mail.ru.

ных блоков нужны современные инструменты, позволяющие в оперативном режиме собирать и формализовать данные. Индикаторной группой риска могут служить дети, имевшие на этапе поступления в дошкольное учреждение хронические заболевания. Методологические аспекты оценки информационных ресурсов должны базироваться на имеющихся научно обоснованных данных о причинно-следственных связях в системе «среда - здоровье» и интегрированных в конкретные условия образовательного учреждения. Это позволит определить программу первоочередных мероприятий, направленных на профилактику нарушений здоровья и определить величины предотвращенного ущерба здоровью.

REFERENCES

1. Ljapin V.A. Sravnitel'naja harakteristika pokazatelej poter' zdorov'ja naselenija raznyh vozrastnyh grupp // Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. 2004. № 8 (137). S. 9-12.

2. Erofeev Ju.V., Novikova I.I., Ishhenko A.I. i dr. Gigienicheskaja diagnostika v razrabotke upravlencheskih reshenij i povyshenii jeffektivnosti organov i uchrezhdenij Rospotrebnadzora: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. d-ra med. nauk, prof., akad. RAMN, zasl. vracha Ros-sijskoj Federacii G.G. Onishhenko. M., 2010. 68 s.

3. Vereshhagin A.I., Istomin A.V., Elise-ev Ju.Ju., Kleshhina Ju.V., Pavlov N.N. Klastery region-nalnyh osobennostej pitanija naselenija // Zdorov'e nase-lenija i sreda obitanija. 2013. № 3. S. 11-13.

Novikova Irina Igorevna - Doctor of Medicine, Professor, chief of Department on supervision of conditions of education and training and nutrition; Erofeev Yury Vladimirovich - Doctor of Medicine, Professor, chief researcher. Novosibirsk research Institute of hygiene; e-mail: novik_ir70@rambler.ru.

Kriga Aleksandr Sergeevich - candidate Sciences (Medicine), Chief of Rospotrebnadzor of the Omsk region; e-mail: kriga_as@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.