Научная статья на тему 'Об интеграции целевых и индикативных показателей по гигиене детей и подростков в задачи ведомственной целевой программы "гигиена и здоровье"'

Об интеграции целевых и индикативных показателей по гигиене детей и подростков в задачи ведомственной целевой программы "гигиена и здоровье" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ И ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / HEALTH OF CHILDREN / EFFICIENCY / TARGET AND INDICATIVE INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ищенко А. И., Крига А. С., Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Ю. В., Савченко О. А.

Целевые и индикативные показатели по разделу гигиены детей и подростков, отражающие эффективность реализации ведомственной целевой программы, должны быть научно обоснованными, объективными и базироваться на данных, учитываемых статистическими формами наблюдения, отчетности и не требовать особых усилий в сборе информации. Это позволит обеспечить единство подхода в планировании деятельности и оценке ее эффективности с учетом имеющихся на территории проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ищенко А. И., Крига А. С., Новикова Ирина Игоревна, Ерофеев Ю. В., Савченко О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About integration of target and indicative indicators on hygiene of children and teenagers in tasks of the departmental target program "Hygiene and health"

Target and indicative indicators according to the section of hygiene of children and the teenagers, implementation of the departmental target program reflecting efficiency have to be scientifically reasonable, objective and be based on the data considered by statistical forms of supervision, the reporting and not demand special efforts in collection of information. It will allow to provide unity of approach in planning of activity and an assessment of its efficiency taking into account problems available in the territory.

Текст научной работы на тему «Об интеграции целевых и индикативных показателей по гигиене детей и подростков в задачи ведомственной целевой программы "гигиена и здоровье"»

МАРТ №3 (252)

31

др УДК 613.95

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ И ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЗАДАЧИ ВЕДОМСТВЕННОЙ 2 ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ»

А.И. Ищенко1, А.С. Крига2, И.И. Новикова1-2, Ю.В.Ерофеев1, О. А Савченко3, П.А. Вейних1 = 'ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, г. Новосибирск

2Управление Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск 3Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

t^ Целевые и индикативные показатели по разделу гигиены детей и подростков, отражающие эффек-

^^ тивность реализации ведомственной целевой программы, должны быть научно обоснованными, объ-

ективными и базироваться на данных, учитываемых статистическими формами наблюдения, отчетности и не требовать особых усилий в сборе информации. Это позволит обеспечить единство подхода в планировании деятельности и оценке ее эффективности с учетом имеющихся на территории проблем. Ключевые слова: здоровье детей, эффективность, целевые и индикативные показатели.

A.I. Ishchenko, A.S. Kriga, I.I. Novikova, Yu.V. Erofeyev, O.A Savchenko, P.A. Veynikh □ ABOUT INTEGRATION OF TARGET AND INDICATIVE INDICATORS ON HYGIENE OF CHILDREN AND TEENAGERS IN TASKS OF THE DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM «HYGIENE AND HEALTH» □ Federal budgetary institution of science «Novosibirsk scientific research institute of hygiene» Rospotrebnadzor, Department of Rospotrebnadzor for the Omsk region; Omsk autoarmoured engineering institute □ Target and indicative indicators according to the section of hygiene of children and the teenagers, implementation of the departmental target program reflecting efficiency have to be scientifically reasonable, objective and be based on the data considered by statistical forms of supervision, the reporting and not demand special efforts in collection of information. It will allow to provide unity of approach in planning of activity and an assessment of its efficiency taking into account problems available in the territory. Key words: health of children, efficiency, target and indicative indicators.

Целевые показатели — это социально значимые критерии эффективности нашей деятельности, измеряемые в показателях динамики и структуры нарушений здоровья детей и подростков [1, 4, 8, 10]. Индикативные показатели отражают состояние факторов внешней среды во всем ее многообразии. Данная проблема будет рассмотрена на примере контроля за соблюдением санитарного законодательства дошкольными организациями.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста на протяжении длительного периода не теряет своей актуальности, по большинству нозологических групп отмечается неблагоприятная динамика. Вместе с тем вопрос медицинской регистрации показателей заболеваемости детей в формах статистической отчетности и статистического наблюдения остается открытым. Наиболее удобная для оценки уровня и структуры заболеваемости форма статистической отчетности лечебно-профилактических организаций № 12 отслеживает ситуацию в целом по когорте детей, не выделяя в качестве признака возрастную категорию детей дошкольного возраста, не учитывается и признак «посещения организованного коллектива».

-перед поступлением в ДДУ за год до поступления в школу перед поступлением в школу

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика показателей распространенности нарушений зрения среди детей, посещающих дошкольные организации Омской области, за период 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)

Единственным источником информации, привязанной к факту посещения ребенком дошкольной организации и учитывающей динамику распространенности патологической пораженно-сти, в настоящее время является форма статистической отчетности лечебно-профилактических организаций № 31 [2, 3, 5—7, 9]. Так, по данным этой формы, в целом по Омской области за период 1998—2012 гг. были промониторированы показатели распространенности нарушений зрения и осанки.

Статистически значимые различия в показателях распространенности нарушений зрения за период 1998—2012 гг. отмечались в возрастных группах «за год до поступления в школу» и «перед поступлением в дошкольную организацию». В возрастной группе «перед поступлением в дошкольную организацию» статистически значимых различий в показателях за 15-летний период не произошло.

За весь период нахождения в дошкольной организации наибольший прирост показателя нарушений зрения отмечался у детей, пошедших в дошкольную организацию в 2008—2009 гг. и, соответственно, поступивших в школу в 2011 и 2012 гг. В целом отмечается устойчивая во времени негативная тенденция.

4,5 4

3 2,5

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 2. Динамика прироста распространенности нарушений зрения среди детей, посещавших дошкольные организации Омской области, за период от момента поступления в дошкольную организацию до момента ее окончания за 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)

5

4

2

32

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

- Перед поступлением в ДДУ -За год до поступления в школу Перед поступлением в школу

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 3. Динамика показателей распространенности нарушений осанки среди детей, посещающих дошкольные организации Омской области, за период 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)

Статистически значимые различия в показателях распространенности нарушений осанки за период 1998—2012 гг. также отмечались в возрастных группах «за год до поступления в школу» и «перед поступлением в дошкольную организацию».

В возрастной группе «перед поступлением в дошкольную организацию» статистически значимых различий в показателях за 15-летний период не произошло.

Следовательно, можно сделать вывод о равнозначности стартовых позиций в уровне здоровья дошкольников на этапе поступления в детский сад за весь изучаемый период.

Наибольший прирост показателя распространенности нарушений осанки и зрения приходятся на детей, поступивших в дошкольную организацию в 2009 и 2010 гг. По данной когорте детей отмечается наибольший прирост распространенности нарушений осанки после 2 и 3 лет посещения дошкольной организации.

Следовательно, факт наличия существенного прироста показателей распространенности нарушений осанки и зрения за период получения дошкольного образования в организованном коллективе свидетельствует о проблемах в организации воспитания и обучения, обеспечении детей мебелью, отвечающей росту, подержании оптимальных уровней искусственной освещенности на рабочих поверхностях, недостаточной эффективности проводимых оздоровительных процедур, включающих утреннюю гимнастику и занятия по физической культуре.

Основной показатель, отражающий эффективность нашей деятельности с позиции индикативных показателей по надзору за дошкольными организациями, — это показатель удельного веса объектов, отнесенных по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия к третьей группе. Данный показатель в современных условиях

8,5 8 7,5 7 6,5

5 4,5

44 43 42 41 40 39 38 37 36 35

а) мебель

Рис. 5. Удельный вес инструментальных замеров, не отвечающих гигиеническим требованиям (в %)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 4. Динамика прироста распространенности нарушений осанки среди детей, посещавших дошкольные организации Омской области, за период от момента поступления в дошкольную организацию до момента ее окончания за 1998—2012 гг. (на 100 осмотренных)

имеет в структуре определения основ отнесения объекта к той или иной группе много неопределенностей и субъективизма.

По итогам 2012 г. удельный вес дошкольных организаций в целом по Омской области, отнесенных к третьей группе, составил 0,3 %. И из года в год этот показатель только сокращается, хотя количество выявляемых нарушений в ходе плановых проверок, количество жалоб, поступающих на дошкольные организации, аналогичных тенденций не имеют. Следовательно, возникает вопрос — где грань между второй и третьей группой? В каких единицах сегодня можно на практике измерить суммарный показатель? Если в баллах, то, на наш взгляд, необходимо с учетом современных условий еще раз вернуться к методическим основам этого показателя. Суммарно по всей группе учреждений структура распределения учреждений по УСЭБ оценивается один раз в год. Изменения зависят от результатов проверок плановых и внеплановых, количества функционирующих учреждений, открытия новых и закрытия старых на капитальный ремонт, реконструкцию и т. д.

Учитывая, что ежегодно охватить дошкольные организации контролем с учетом штатной численности специалистов по ГДиП невозможно, а также факт отсутствия мониторинговых систем наблюдения за факторами среды обитания в дошкольных организациях, увеличение распространенности нарушений здоровья у детей в организованных коллективах, вопрос об объективизации оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений становится более актуальным. Необходим четкий, реально исполнимый алгоритм действий по оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия учреждения, а также методически проработанные показатели риска нарушений

здоровья от контролируемых составляющих среды обитания, факторов воспитания и обучения.

Значимыми факторами в профилактике нарушений осанки и патологии зрения у детей и подростков являются уровни ис-

5

б) искусственная освещенность

8

6

6

4

2

0

201 0

2012

МАРТ №3 (252)

33

^^ кусственной освещенности и факторы, поддерживающие оптимальную рабочую позу, т. е. соответ-О ствие мебели росту. По итогам 2012 г., мебель не 5? отвечала гигиеническим требованиям в 41,9 % (в 2011 г. — 42,0 %). За 2012 г. существенно увеличился показатель удельного веса замеров искусственной освещенности, не отвечающей гигиеническим г«— требованиям, так данный показатель по итогам ¡■^ 2012 г. составил 12,9 % против 11,1 в 2011 г.

Возникает вопрос — почему такая ситуация ^ регистрируется на фоне всеобщего внимания к ЕЕ проблеме обеспечения доступности дошкольного 3 образования. К сожалению, ответ на данный во-

■_ прос прост, все усилия направлены на решение

проблемы создания новых мест, а на содержание уже имеющихся мест в дошкольных организациях должного финансирования не предусматривается. Это еще в большей степени актуализирует необходимость методического сопровождения имеющихся рисков здоровью в действующих дошкольных учреждениях.

По итогам прошедшего года, в результате контрольно-надзорных мероприятий, учитывая степень нарушений действующих санитарных норм и правил, а также в отдельных случаях наличие угрозы здоровью детей, наряду с штрафными санкциями применялась мера административного приостановления деятельности в отношении 25 дошкольных организаций. По результатам рассмотрения дел в суде, была принята мера приостановки деятельности учреждений по 22 объектам, по 3 организациям назначен административный штраф. Причины, послужившие принятию мер административной приостановки деятельности, были следующими: низкая температура в групповых ячейках — 18 учреждений, протекание кровли — 3 учреждения, по остальным учреждениям отмечались комплексные нарушения в организации питания, санитарно-технического состояния, медицинского обслуживания.

Переход с 2010 г. на самостоятельность в принятии решения об утверждении цикличных меню в дошкольных организациях и отсутствие требования обязательного этапа согласования с органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный надзор, первоначально вызвал радостные эмоции в системе учреждений, исполняющих санитарные правила, трактуемые как снижение административных барьеров, учитывая, что на этапе согласования многие разработанные меню по тем или иным параметрам возвращались на доработку. Сейчас звено, указывающее на проблему в цепи «разработка—реализация цикличного меню», сокращено. У дошкольных организаций наступил длительный этап неуверенности в том, что разрабатываемые и внедряемые цикличные меню действительно не несут в себе эпидемиологического риска и реализуют здо-ровьесберегающую потенцию пищевого фактора, формируют навыки здорового питания [3].

Объективные данные этого этапа подтверждают наличие проблемы. Появились типичные нарушения в организации питания, которых не было ранее, — это дефицит в рационе питания мяса, рыбы, творога, фруктов и овощей; несба-

лансированность рациона; отсутствие технологических карт на отдельные блюда и незнание гигиенических основ технологии приготовления блюд; использование одного и того же технологического оборудования для сырых и готовых продуктов (мясорубка — для сырого и вареного мяса) и так далее.

В результате ухудшилась структура питания, его качественные и количественные показатели. А питание на этапе роста и развития наряду с факторами воспитания и обучения один из ключевых факторов риска здоровью.

Для подтверждения значимости фактора питания в организованном коллективе в формировании здоровья дошкольников был применен метод компонентного анализа влияния качественных показателей питания на здоровье детей, по данным выборочных исследований, на примере 28 дошкольных образовательных организаций, расположенных в сельских районах Омской области и г. Омске.

Показатели организации питания были сгруппированы с помощью метода главных компонент. Для определения связей между анализируемыми переменными был применён ранговый корреляционный анализ Спирмена. Ограничение числа выявляемых компонент было осуществлено методом Кайзера, то есть рассматривались компоненты с собственными значениями, большими 1. Вращение осей осуществлялось с использованием критерия варимакс.

В результате анализа главных компонент было выделено 2 компоненты с собственными значениями, большими 1: первая компонента — определила 45 % общей дисперсии, имела сильные положительные нагрузки (> 0,70) со стороны дефицита белка (+0,83), дефицита мяса (+0,91), дефицита рыбы и рыбопродуктов (+0,84), отрицательные нагрузки со стороны избытка кондитерских изделий (—0,79), крупяных и бобовых изделий (—0,89) и углеводов (—0,89); вторая компонента определила 44 % дисперсии и была положительно нагружена со стороны дефицита витаминов (+0,79), микроэлементов (+0,86), овощей (+0,85) и фруктов (+0,84).

По результатам корреляционного анализа методом Спирмена были выявлены 3 статистически значимых (р < 0,05) связи. Первая компонента имела положительную связь с формированием нарушений осанки (^ =+ 0,69), патологией зрения (^ =+0,67); вторая — положительную связь с болезнями эндокринной системы (^ =+0,82).

Таким образом, проведенные опытные исследования фактического питания дошкольников свидетельствуют о существовании реального риска здоровью и требуют принятия действенных управленческих решений. Несогласованность в требованиях к организации питания дошкольников не позволяет реализовать в полном объеме здоровьесберегающую компоненту питания. Следовательно, наряду с методическим выводом о возможности применения метода главных компонент в определении факторов риска и патологий риска, можно сделать вывод о наличии конкретных рисков нарушения здоровья, обусловленного

34

ЗНиСО

МАРТ №3 (252)

Таблица. Результаты оценки физического развития детей

Показатели Уровень физического развития

средний выше среднего ниже среднего

Группа 1 мальчики 68,9 10,4 19,8

девочки 70,4 16,2 13,4

Группа 2 мальчики 70,1 10,8 19,1

девочки 71,2 15,9 13,9

Продолжение табл.

Уровень физического развития

Показатели гармонич- избыток низкий

ное массы рост

Группа 1 мальчики 76,2 11,9 11,9

девочки 78,0 6,3 15,8

Группа 2 мальчики 77,1 12,0 10,9

девочки 78,9 7,4 14,7

конкретными нарушениями при составлении цикличного меню.

Учитывая, что показатель физического развития отражает результаты воздействия всего многообразия внешних благоприятных и неблагоприятных факторов на здоровье ребенка, привожу результаты комплексной оценки показателей физического развития за период 2008—2012 гг. При этом хочу обратить внимание, что мы условно разделили ребятишек на 2 группы: группа № 1 —«дети, посещавшие дошкольную организацию» в период действия санитарных правил 2003 г.; группа № 2 — «дети, посещавшие дошкольную организацию» в период действия санитарных правил 2010 г.

Измерения показателей проводились по унифицированной методике соматометрических исследований. Уровень и гармоничность физического развития оценивались по шкалам регрессии. Статистически значимых различий в показателях двух сравниваемых групп ни у мальчиков, ни у девочек не обнаружено.

Обращает внимание, что за период нахождения ребенка в дошкольной организации показатели дисгармоничности физического развития, имеющиеся на стадии поступления и окончания дошкольной организации, количественно не менялись, а степень имеющихся отклонений увеличивалась. Эти результаты также свидетельствуют о несоответствии условий воспитания и обучения анатомо-физиологическим возможностям и недостаточной эффективности проводимых профилактических мероприятий в группах детей с нарушениями физического развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторы условий воспитания и обучения, питания, двигательного режима в дошкольной организации играют существенную роль в формировании здоровья детей. Действующая система оценки уровня санитарно-эпидемиологического

благополучия учреждений воспитания и обучения детей, а также выявляемые нарушения санитарного законодательства требуют методической проработки определяющей алгоритм действий и 5? позволяющей оценивать имеющиеся нарушения с позиции оценки риска. Необходим пересмотр перечня целевых и индикативных показателей в части оценки эффективности деятельности по разделу гигиены детей и подростков, базируемого по целевым показателям на данных действующей ES статистической отчетности здравоохранения, ин- ^ дикативные — на методологических основах оцен- S ки риска. 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко М.Н. и др. Организация общественного питания населения — проблемы и пути решения / М.Н. Бойко, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова //Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 2 (179). С. 38—39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Истомин А.В. и др. Кластеры региональных особенностей питания населения / А.И. Верещагин, A.B. Истомин, Ю.Ю. Елисеев, Ю.В. Клещина, Н.Н. Павлов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 11 — 13.

3. Кожевников С.Н. и др. Использование многомерных методов статистического анализа для определения программ лечебно-профилактической помощи медицинским работникам в современных условиях / С.Н. Кожевников, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев и др. //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 5 (242). С. 16—17.

4. Крига А.С. и др. Здоровый образ жизни: приоритеты здравоохранения / А.С. Крига, Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова //Санитарный врач. 2012. № 8. С. 58.

5. Новикова И.И. и др. Социально-гигиенические и экологические аспекты сохранения популяционного здоровья детей и подростков / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин //Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 6 (147). С. 4—12.

6. Новикова И.И. и др. Социально-гигиенические и экологические аспекты сохранения популяционного здоровья детей и подростков / Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин //Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 6 (147). С. 4—12.

7. Федотов Д.М. и др. Динамика показателей физического здоровья и психофизиологического развития детского населения Архангельской области / Д.М. Федотов, Г.Н. Дег-тева, Н.А. Скоблина, Я.А. Корнеева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2-1. С. 154—159.

8. Ляпин В.А. и др. Гигиеническая оценка взаимосвязи загрязнения окружающей среды и заболеваемости детского населения крупного промышленного города / В.А. Ляпин, Ю.В. Ерофеев, Н.В. Дедюлина, Т.А. Нескин //Здоровье населения и среда обитания. 2006. № 1 (154). С. 12—15.

9. Новикова И.И. Гигиеническая оценка влияния среды обитания крупного промышленного города на здоровье детей и подростков //Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 10 (151). С. 38—41.

10. Новикова И.И. и др. Основные факторы сохранения и управления здоровья дошкольников ДОУ / И.И. Новикова, Ю.В.Ерофеев, А.С.Крига //Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2009. № 4. С. 8—17.

Контактная информация:

Новикова Ирина Игоревна, тел.: 8 (909) 537-98-31, e-mail: [email protected] Contact information: Novikova Irina, phone: 8 (909) 537-98-31, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.