Научная статья на тему 'Основы механизма формирования специальных двигательных умений и навыков сотрудников полиции'

Основы механизма формирования специальных двигательных умений и навыков сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич, Лигута Владимир Филиппович, Мудренко Николай Александрович

В статье раскрывается проблема, связанная с процессом формирования у сотрудников полиции специальных двигательных умений и навыков. Предлагается обосновать этот процесс, с классической теорией обучения двигательным действиям, основанной на трудах отечественных основоположников физиологии и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрянников Виктор Анатольевич, Лигута Владимир Филиппович, Мудренко Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basics of formation mechanism of special motor skills of policemen

The article reveals the problem associated with the process of formation of the special motor skills of the police officers. It proposed to coordinate this process with the classical theory of learning motor actions based on the works of the founders of physiology and psychology.

Текст научной работы на тему «Основы механизма формирования специальных двигательных умений и навыков сотрудников полиции»

ЛИТЕРАТУРА

1. Задворнов, К.Ю. Структура и содержание деятельности Федерации кёрлинга России : лекция / К.Ю. Задворнов, Е.В. Егоркина. - С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 1998. - 38 с.

2. Задворнов, К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К. Ю. Задворнов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. - С. 17-22.

3. Свищев, Д.А. Структурно-функциональная модель кёрлинга как объекта развития / Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). -С. 225-229.

4. Сводные статистические наблюдения Форма № 5 ФК (сводная) за 2010-2017 годы. - Режим доступа : https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 23.11.2018).

REFERENCES

1. Zadvornov, K.Yu. and Egorkina, E.V. (1998), the Structure and content of activities of the Curling Federation of Russia: lecture, SPb GAFK, St. Petersburg.

2. Zadvornov, K.Yu. (1999), "Study of the process of formation of new (non-traditional) sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 17-22.

3. Svishchev, D.A. and Shuliko, Yu.V. (2017), "Structural-functional model of Curling as the object of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 225-229.

4. The summary of statistical observation Form No. 5 FC (consolidated) for 2010-2017, available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/ - date of access 23.11.2018.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.02.2019

УДК 796.07

ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор,

Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Николай Александрович Мудренко, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье раскрывается проблема, связанная с процессом формирования у сотрудников полиции специальных двигательных умений и навыков. Предлагается обосновать этот процесс, с классической теорией обучения двигательным действиям, основанной на трудах отечественных основоположников физиологии и психологии.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, формирование двигательных умений и навыков, теория обучения двигательным действиям.

BASICS OF FORMATION MECHANISM OF SPECIAL MOTOR SKILLS OF

POLICEMEN

Viktor Anatolievich Serebryannikov, the candidate of pedagogic sciences, professor, Vladimir Philippovich Liguta, the candidate of pedagogic sciences, professor, Nikolai Aleksandrovich Mudrenko, the senior lecturer, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

The article reveals the problem associated with the process of formation of the special motor skills of the police officers. It proposed to coordinate this process with the classical theory of learning motor actions based on the works of the founders of physiology and psychology.

Keywords: physical training, police officers, formation of motor skills and abilities, theory of learning motor actions.

Требования к уровню физической подготовленности сотрудников полиции, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, и сроки, отведенные на ее реализацию в процессе профессиональной подготовки, находятся в противоречии с реально существующими педагогическими закономерностями и возможностями осуществления этого процесса. В связи с этим возникает несоответствие между уровнем физической подготовленности сотрудников полиции (курсантов и слушателей) и требованиями к правомерным и эффективным действиям по применению мер непосредственного принуждения, обеспечения личной и общественной безопасности.

Подтверждением этому является опыт проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками полиции, проходящими обучение в Дальневосточном юридическом институте МВД России на факультете заочного обучения и факультете профессиональной подготовки, по программам повышения квалификации. При проверке на входном контроле уровня владения технико-тактическими действиями по разделу «Боевые приемы борьбы» было выявлено, что сотрудники полиции, в большинстве своем, не способны без предварительной подготовки демонстрировать необходимый уровень сформированных навыков выполнения боевых приемов борьбы. Констатируя этот факт, необходимо отметить, что в соответствие с требованием действующих нормативных документов, все они прошли курс обучения по программе первоначальной подготовки на факультетах профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России или в центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, и несколько лет посещали практические занятия по физической подготовке в системе обязательных занятий по профессиональной служебной и физической подготовке в своих подразделениях.

Все это свидетельствует о том, что действующая в настоящее время концепция физической подготовки сотрудников органов внутренних дел имеет много проблем, требует изменений на основе научного анализа, чтобы удовлетворять установленные законом требования к их физической подготовленности. Естественно, в рамках одной статьи все эти проблемы обозначить и обсудить невозможно.

Поэтому, по нашему мнению, прежде всего, необходимо рассмотреть основы механизма формирования специальных двигательных умений и навыков, как одну из составляющих процесса успешного освоения сотрудниками полиции техники выполнения боевых приемов борьбы. В этой связи пора признать, что физическая подготовка сотрудников полиции (курсантов и слушателей) есть процесс системный, комплексный и многолетний. Процесс, который должен:

- организовываться и реализовываться в соответствие с принципами физической подготовки, соответствовать закономерностям развития и совершенствования физических качеств, разработанных и широко апробированных в практике отечественной системе физического воспитания и спорта;

- соответствовать классической теории обучения двигательным действиям, основанной на трудах основоположников физиологии и психологии.

Однако, ни в ныне действующих приказах МВД России [2, 3], регламентирующих процесс физической подготовки сотрудников полиции (курсантов и слушателей), ни в методической литературе, которая разрабатывалась параллельно с ними, не учитываются данные закономерности.

Преподаватели физической подготовки и специалисты участвующие в процессе организации и проведении занятий по физической подготовке сотрудников полиции (курсантов и слушателей) должны четко понимать разницу между умением и навыком выполнения того или иного двигательного действия. Должны понимать, что навык не формируется в одночасье. Это процесс сложный и поэтапный, в основе которого лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка: элементарное умение - навык - мастерство (т.е. навык на уровне импровизации в условиях выполнения комплекса различных

технико-тактических действий).

Известно, что центральная нервная система человека способна быстро воспринимать, анализировать и принимать соответствующие двигательные решения на различные раздражители. Однако для формирования соответствующего двигательного навыка требуется определенное время, иногда довольно продолжительное, в течение которого должно осуществляться многократное выполнение конкретного физического упражнения или двигательного действия. Это связано с тем, что, двигательные акты, с которыми рождается человек, весьма ограничены как по своему числу, так и в особенности по сложности их координации. Основной двигательный фонд человека, все более или менее сложные двигательные действия приобретаются в течение жизни, в результате обучения. Вследствие этого в сложном комплексе из врожденных и индивидуально приобретенных компонентов двигательной деятельности взрослого человека безусловно-рефлекторные двигательные рефлексы играют лишь подчиненную роль. Они проявляются только в виде простейших кожных, сухожильных, болевых, вестибулярных, зрительных и некоторых других рефлексов. Все же более или менее сложные движения принадлежат, как указывал еще И.М. Сеченов, не к унаследованным, а к заученным. Они возникают в результате опыта, приобретаемого на протяжении индивидуальной жизни. Следовательно, двигательные навыки, являющиеся индивидуально приобретенными двигательными действиями, формируются на основе механизма временных связей.

Навык активно формируется на основе функционирования нервной системой и в этом процессе сменяют друг друга различные между собой последовательные фазы. В процессе формирования двигательного навыка, при непосредственном участии центральной нервной системы, Н.А. Бернштейн (1991) выделяет пять уровней построения движений, которые взаимно дополняя друг друга, позволяют формировать двигательный навык, который обеспечивает решение необходимой двигательной задачи:

1. Уровень тонуса и осанки (A) - самый низший и самый древний.

2. Уровень мышечно-суставных увязок (B), еще его называют уровнем синергии.

3. Уровень пространства (C), на него поступает информация о внешнем пространстве от различных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного.

4. Уровень действия (D) - уровень коры головного мозга, который практически свойственен только человеку и отвечает за организацию не отдельных движений, а сложных двигательных действий, в том числе и с предметами.

5. Уровень высших кортикальных символических координаций (E) - отвечает за речь, письмо и другие высшие проявления человеческого разума.

Тот уровень, на котором строится данное конкретное движение, называется ведущим, все остальные фоновыми. Качество двигательного навыка обеспечивается согласованной, синхронной деятельностью ведущего и фоновых уровней. При этом ведущий уровень обеспечивает проявление таких двигательных характеристик, как переключаемость, маневренность, находчивость. А фоновые уровни обеспечивают слаженность, пластичность, послушность и точность движений.

Н.А. Бернштейн указывает, что построение навыка - это смысловое цепное действие, в котором нельзя ни пропускать, ни перепутать отдельных звеньев [1, с. 213]. В качестве таких звеньев он выделил последовательно сменяющие друг друга, различные между собой и расположенные в строгой последовательности фазы или этапы формирования двигательного навыка. Такими фазами являются: 1) определение ведущего уровня и двигательного состава навыка; 2) выявление коррекций; 3) роспись коррекций; 4) разверстка фонов; 5) автоматизация движения; 6) срабатывание фоновых коррекций; 7) стандартизация двигательного навыка; 8) стабилизация двигательного навыка.

Границы приведенных выше фаз формирования двигательного навыка весьма условны и могут частично налагаться друг на друга. Данные фазы могут быть объединены в три этапа, характеризующие процесс становления двигательного навыка от уровня

умения до мастерства.

Первому этапу соответствуют две первые фазы, становления навыка и частично третья. На этом уровне подготовки формируются предпосылки для усвоения изучаемого двигательного действия, и возникает первоначальное двигательное умение, позволяющее выполнять данное двигательное действие в общих чертах, во многом под осознанным контролем центральной нервной системы.

Второй этап формирования двигательного навыка отличает углубленное детализированное разучивание двигательного действия. За счет устранения излишнего мышечного напряжения и улучшения координации движений повышается степень стереотипности движения и происходит уточнение двигательного умения. Оно частично переходит в навык.

Третий этап формирования навыка характеризуется снижением доли участия активных мышечных усилий в осуществлении движения за счет использования реактивных сил, что обеспечивает динамическую устойчивость движений и экономичность энергозатрат. В процессе реализации данного этапа формируемый двигательный навык проходит фазы срабатывания фоновых коррекций, стандартизации и стабилизации, достигая уровня мастерства в овладении техникой осваиваемого двигательного действия. Ему соответствуют закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего и формируется прочный навык. Происходит приспособление освоенного навыка к различным условиям его выполнения.

Все рассмотренные выше фазы, этапы и уровни формирования двигательного навыка находятся в полном соответствии с хорошо известными и широко распространенными представлениями об общей структуре процесса обучения двигательным действиям, особенно в многолетней подготовке спортсменов высокого уровня.

Физическая подготовка сотрудников полиции организуется и осуществляется на протяжении всего периода службы в органах внутренних дел. Эффективной, особенно в плане освоения специальных двигательных умений и навыков раздела «Боевые приемы борьбы» она может быть только в том случае, когда на первых этапах обучения сформированы основные фоновые навыки. Естественно это должно осуществляться параллельно с изучением техники выполнения различных боевых приемов борьбы.

Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что стойки, дистанции, перемещения, специально-подготовительные упражнения из различных видов спортивной борьбы, элементы акробатики, приемы страховки и самостраховки являются базовыми (фоновыми) навыками, которые в процессе многолетней физической подготовке сотрудников полиции (курсантов и слушателей) участвуют в создании следующих более сложных двигательных навыков выполнения боевых приемов борьбы и действий.

При этом, если специально-подготовительные упражнения различных видов спортивной борьбы, элементы акробатики, приемы страховки и самостраховки направлены на специализированное совершенствование силы отдельных групп мышц, укрепление суставов и повышение гибкости тела, улучшение координационных способностей, профилактику травматизма, то процесс формирования навыка мгновенно принимать необходимую боевую стойку, перемещаться с ее сохранением или видоизменением, на необходимую дистанцию, выполнения действий защиты, атаки и контратаки, позволяет более быстро и эффективно формировать навыки выполнения сложных двигательных действий, где боевые приемы борьбы являются логическим звеном решения целостной двигательной задачи. Как результат такой подход качественно изменит уровень двигательной подготовки сотрудников полиции, в том числе и в плане эффективного применения боевых приемов борьбы в различных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». - Режим доступа : //http://base.garant.ru/70805268/ (дата обращения: 18.03.2019).

3. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». - Режим доступа : //http://base.garant.ru/71977330/ (дата обращения: 18.03.2019).

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1991), About of dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of July 1, 2017 No. 450 "About the adoption of Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/70805268/.

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 275 "About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/71977330/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.03.2019

УДК 793.3

АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ХИП-ХОПЕ

Юлия Николаевна Серикова, аспирантка, старший преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

Российский технологический университет, Москва; Вероника Анатольевна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент, Финансовый университет при правительстве РФ, Москва; Анжела Юрьевна Нечаева, старший преподаватель,

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

Аннотация

В настоящее время хип-хоп - широко популярный, активно развивающийся вид двигательной деятельности. При этом, на сегодняшний день этот вид спорта мало изучен. Рядом специалистов хип-хоп рассматривается только в системе фитнес-аэробики. Сегодня хип-хоп -это самостоятельная спортивная единица, которая развивается в системе соревнований по чир спорту, а также в качестве коммерческого проекта. На наш взгляд, хип-хоп необходимо изучить с точки зрения его технических особенностей, а также перспективность использования средств хип-хопа в различных направлениях тренировочной деятельности как в сфере физического воспитания различных возрастных групп, так в системе спортивной тренировки спортсменов различной квалификации. В данной статье представлены различные системы соревновательной деятельности по хип-хопу, выявлены особенности исходя из спортивно-достиженческой и коммерческой составляющих. Включен анализ критериев судейства на различных соревнованиях по хип-хопу, отражающий сходства и различия требований к выступлению танцоров-спортсменов по хип-хопу. Основной целью нашего исследования является анализ, систематизация и обобщение критериев судейства различных соревнований по хип-хопу. В ходе исследования были выявлены технические особенности хип-хопа как нетрадиционного вида спорта, нуждающегося в создании единой системы оценки соревновательного выступления, необходимой для улучшения процесса подготовки спортсменов-танцоров. Также выявлен ряд особенностей, которые раскрывают возможности хип-хопа как элемента подготовки спортсменов, в особенности сложно координационных видов спорта. Основными методами нашего исследования являются сбор, обработка и анализ научно-методической литературы, свода правил из различных направлений развития хип-хопа.

Ключевые слова: хип-хоп, судейство, хореография, техника, музыкальность, спортсмены-танцоры, координационные способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.