УДК 796.011
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ ВУЗОВ МВД РОССИИ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХДЕЙСТВИЙ
Б.В. Шилакин
Выявлен уровень технической подготовленности курсантов вузов МВД России по определенным параметрам техники выполнения боевых приемов борьбы. Установлены причины, влияющие на технику исполнения приема задержания. Предложена методика освоения служебно-прикладных двигательных действий курсантами вузов МВД России, способствующая формированию служебно-прикладных приемов на фоне воспитания двигательно-координационных способностей обучаемых.
Ключевые слова: техническая подготовленность, приемы задержания, служебно-прикладные упражнения, двигательный навык.
Основной задачей учебного процесса по физической подготовке является обеспечение формирования таких навыков выполнения служебно-боевых приемов, которые позволят сотруднику ОВД с высокой эффективностью и в рамках действующего законодательства реализовать свои индивидуальные возможности в выполнении оперативных задач.
В своих работах многие специалисты [4, 7, 8] отмечают, что лишь незначительная часть абитуриентов образовательных организаций МВД России имеет достаточный уровень двигательных способностей и наличие двигательно-координационных умений к единоборству, необходимых будущему сотруднику ОВД.
На начальном периоде многолетнего обучения уровень освоения курсантами техникой специальных движений определяется за счет имеющихся у них индивидуальных двигательно -координационных способностей, которые в будущем могут стать решающим показателем в овладении рациональной техникой специализированных движений [1, 6]. Исходя из данного суждения, были установлены следующие задачи профессионально-прикладной физической подготовки по воспитанию специальных координационных способностей начального этапа обучения курсантов вузов МВД России:
- совершенствование способности согласованности действий различными частями своего тела (в основном асимметричные и сходные с прикладными движениями служебной деятельности);
- воспитание координации движений недоминирующей руки (ноги);
- воспитание точности движений по параметрам пространственных, временных и силовых показателей.
Решение данных задач физического развития по целенаправленному формированию координационных способностей, прежде всего на
учебных занятиях с курсантами первых курсов и с другими обучающимися, приводит к тому, что:
- занимающиеся существенно быстрее и на значительно высоком уровне осваивают новые различные служебно-прикладные движения;
- регулярно обогащают свои двигательные умения и знания, которые затем помогают успешнее решать сложные задачи по формированию специальных двигательных навыков (спортивные, профессионально-прикладные и др.);
- от освоенности новых и доведенных до совершенства различных двигательных упражнений испытывают высокое эмоциональное удовлетворение;
- приобретают навык рационально распределять свои энергетические затраты в процессе активной оперативно-служебной двигательной деятельности.
В процессе учебной деятельности изучения раздела «Боевые приемы борьбы» важно добиться от курсанта выполнения технического действия, соответствующего следующим требованиям: эффективно провести оборонительные и контратакующие действия (переместиться с линии атаки нанесения удара или направленного огнестрельного оружия, заблокировать надежным способом атакующую конечность, точно нанести расслабляющий удар, подавить сопротивление противника сокрушительным и мгновенно исполненным боевым приемом борьбы, ограничить его передвижение болевым приемом, надеть наручники, провести наружный досмотр), задержать правонарушителя и сопроводить.
Основная роль научно-педагогического персонала вузов МВД России направлена на формирование технической базы и оснащенности курсантов необходимым эффективным и рациональным двигательным арсеналом, что, несомненно, приводит к устойчивому двигательному навыку боевых приемов борьбы, который при соблюдении определенных условий сохраняется на долгие годы [2, 5].
Цель исследования - выявление уровня технической подготовленности курсантов вузов МВД России по различным параметрам техники выполнения боевых приемов борьбы.
Педагогический эксперимент проводился с января по июнь 2018 г., в котором приняли участие курсанты 2-го курса факультета правоохранительной деятельности в количестве 25 чел. В начале исследования были получены исходные данные по различным параметрам выполнения техники служебно-прикладных двигательных действий. По окончании эксперимента были произведены итоговые испытания данной группы. Полученные результаты в начале исследования и после его окончания сравнивались между собой.
В естественных условиях каждый испытуемый выполнял определенное техническое действие, которое фиксировалось методом экспертной
оценки и заносилось в специально разработанный протокол. Основными критериями оценки точности выполнения техники боевого приема было: уход с линии атаки, нанесение удара, выполнение захвата, выведение из равновесия ассистента, фиксация основных точек приема, переход в положение «загиб руки за спину» с полным контролем ассистента.
Для стандартизации условий контроля и сопоставления параметров техники, курсанты экспериментальной группы проводили одни и те же приемы задержания: «загиб руки за спину рывком», «загиб руки за спину нырком», «рычаг руки внутрь. Ассистент оказывал незначительное силовое сопротивление, выраженное в напряжении основных мышц своего тела, и находился в слегка согнутой стойке.
По результатам проделанной работы была подготовлена программа по устранению выявленных недостатков в технике реализации силового способа задержания и разработаны комплексы специальных физических упражнений строгой целевой направленности.
В ходе проведения педагогического эксперимента в начале исследования методом экспертной оценки техники выполняемых курсантами приемов установлено, что при демонстрации защитных двигательных действий у большинства курсантов отсутствовала боевая стойка (64 % от общего количества курсантов исследуемой группы), мало кто четко исполнял такой важный элемент техники, как «выведение из равновесия» (60 %), также значительная часть курсантов не была сосредоточена на фиксации «опорных точек» приема (56 %), отсутствовал один из основных оборонительных компонентов приема «уход с линии атаки» (52 %), не акцентировали свои действия на нанесении упреждающего удара (52 %), переход в конечное положение тоже вызвал у некоторых курсантов затруднения (28 %).
Таким образом, в результате проведенного исследования раскрыт ряд характерных ошибок в технике выполнения служебно-боевых приемов курсантами начальных курсов, отмечены действия, на которые необходимо обратить пристальное внимание в процессе их освоения.
Для корректировки выявленных нарушений были разработаны комплексы специализированных упражнений, влияющих на стартовую динамическую ситуацию и оказывающие воздействие на элементы техники боевых приемов борьбы. Вместе с тем, опираясь на предварительные результаты проведенного исследования, пришли к мнению о необходимости включения в данные комплексы заданий, используемых по принципу направленного сопряжения.
Предложенные упражнения по формированию устойчивого навыка специальных двигательных действий содержат задания практического воз -действия на конкретные компоненты приема, и немаловажным требованием технической подготовленности обучаемого, является разнообразие условий его исполнения, а также обеспечение «безболезненной» модифи -
кации техники движения и ее совершенствование в дальнейшем с учетом возможных изменений антропометрических показателей обучаемых.
После окончания педагогического эксперимента и апробации методики освоения техники прикладных двигательных действий, на контрольных испытаниях исследуемой группы проводилась экспертная оценка демонстрации служебно-прикладных двигательных действий.
Анализ результатов экспертных оценок показывает, что по установленным параметрам нарушения техники исполнения прикладных двигательных действий у курсантов данной группы произошли положительные изменения по всем показателям. Практически полностью или частично устранены нарушения в технике выполнения: переход в конечное положение - устранен полностью; исполнение защитных действий - лишь 8 % курсантов имеют ошибки; заметно улучшились показатели в нанесении упреждающего удара - 16 % курсантов еще не полностью владеют данным элементом приема задержания. Вместе с тем, на фоне положительных значений еще имеются трудности у курсантов в выполнении таких компонентов техники боевых приемов борьбы, как отсутствие навыка боевой стойки (28 %), фиксация «опорных точек» приема (36 %) и один из основных элементов боевых приемов борьбы -«выведение из равновесия» (48 %).
Данные результаты свидетельствуют об отсутствии у обучающихся способности к проведению заданных движений на основе необходимых для усвоения двигательных знаний о техническом исполнении целого приема и, конечно, о недостатке соответствующих двигательно-координационных навыков в построении предложенного алгоритма определенных операций выполнения целостного двигательного действия.
Некоторые затруднения возникают по объективным причинам, связанным с основными принципами формирования устойчивого двигательного навыка, определяющего стабильность техники, автоматизи -рованным управлением движениями и устойчивостью действия, которые сейчас имеются у курсантов в виду небольшого временного периода обучения в вузе на момент проведения исследования.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что для ос -воения и совершенствования техники служебно-боевых приемов необходимо полное понимание обучаемым каждого компонента выполняемого движения. Предложенная методика не только способствует устранению нарушений техники профессионально-прикладных приемов борьбы, но и способствует формированию двигательного навыка, который создается на фоне воспитания двигательно-координационных способностей, от которых во многом зависит уровень технического совершенствования и рост профессионального мастерства будущих специалистов ОВД.
Список литературы
1. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Методические подходы к обучению сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при силовом задержании правонарушителя // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 3. С. 8-12.
2. Галин М.Р. Повышение эффективности обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2017. С. 105-107.
3. Оценка адекватности в служебных действиях курсантов с учетом предварительного опыта спортивной подготовки / Г.Н. Германов [и др.]. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 3. С. 17-23.
4. Старков М.А. Пути развития скоростно-силовых физических качеств обучающихся на занятиях по физической подготовке // Педагогические инновации физической культуры в профильном и профессиональном образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.В. Дружинина, К.А. Рямовой. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. С. 187-192.
5. Струганов С.М. Пути повышения физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций правоохранительных органов // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и технологии: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2016. С. 322-328.
6. Физическая подготовка (практический раздел): учеб. пособие / под ред. В.А. Серебрянникова. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2016. 224 с.
7. Чехранов Ю.В. О методологии физической подготовки образовательных организаций МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2017. № 3(145). С. 236-239.
8. Шилакин Б.В., Лигута В.Ф., Серебрянников В.А. Уровень физической подготовленности и оценка физкультурных знаний кандидатов на обучение в вузе МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 2(132). С. 110-114.
Шилакин Борис Викторович, канд. пед. наук, проф., ]иёокИЪ^11акт@;уапёех.ги, Россия, Хабаровск, Дальневосточный юридический институт МВД России
ON THE IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT BY CUSTOMERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MIA ROSI SERVICE AND APPLIED MOTOR ACTION
B.V. Shilakin
The work reveals the level of technical preparedness of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia on certain parameters of the technique of fighting combat techniques, identifies various reasons affecting the technique of execution of a detention. The study presents a technique that promotes the formation of service and applied techniques against the background of the education of the motor-coordination abilities of the students.
Key words: technical readiness, detention techniques, auxiliary work exercises, motor skills.
Shilakin Boris Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, professor, judokhb-shilakin@yandex. ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Reference
1. Barkalov S.N., Flusov E.V. Metodicheskie podhody k obucheniyu sotrudnikov patrul'no-postovoj sluzhby policii vzaimodejstviyu pri silovom zaderzhanii pravonarushitelya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. № 3. S. 8-12.
2. Galin M.R. Povyshenie effektivnosti obucheniya boevym priemam bor'by kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Habarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2017. S. 105-107.
3. Ocenka adekvatnosti v sluzhebnyh dejstviyah kursantov s uchetom predvaritel'nogo opyta sportivnoj podgotovki / G.N. Germanov [i dr.]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2019. Vyp. 3. S. 17-23.
4. Starkov M.A. Puti razvitiya skorostno-silovyh fizicheskih kachestv obuchayushchihsya na zanyatiyah po fizicheskoj podgotovke // Pedagogicheskie innovacii fizicheskoj kul'tury v profil'nom i professional'nom obrazovanii: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod red. A.V. Druzhinina, K.A. Ryamovoj. Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2017. S. 187-192.
5. Struganov S.M. Puti povysheniya fizicheskoj podgotovlennosti kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij pravoohranitel'nyh organov // Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i tekhnologii: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Habarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2016. S. 322-328.
6. Fizicheskaya podgotovka (prakticheskij razdel): ucheb. posobie / pod red. V.A. Serebryannikova. Habarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2016. 224 s.
7. Chekhranov Yu.V. O metodologii fizicheskoj podgotovki obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F.Lesgafta. 2017. № 3(145). S. 236-239.
8. Shilakin B.V., Liguta V.F., Serebryannikov V.A. Uroven' fizicheskoj podgotovlennosti i ocenka fizkul'turnyh znanij kandidatov na obuchenie v vuze MVD Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. № 2(132). S. 110-114.