REFERENCES
1. Al Anassari Zahid Sbhi Abdulrazak (2017), Contents and methods of training manual and bodily dexterity for qualified basketball players, dissertation, St. Petersburg.
2. Bernstein, N.A. (1991), About dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow.
3. Biological Encyclopedic Dictionary, available at: http://gufo.me/dict/biobgi/ (accessed 30 July
2019).
4. Vilensky, M.Ya. (2015), "Problem of goal setting in theory and practice of physical education of students", Physical Culture and Health, Vol. 52, No. 1, pp. 60-66.
5. Gilev, G.A., Komlev, M.A., Maksimov, N.E. and Chernov, Yu. I. (2016), "Physical education of students should be the foundation of their health for life", Physical Culture and Health, Vol. 56, No. 1, pp. 43-45.
6. Guba, V.P. and Marinich, V.V. (2016), Theory and methods of modern sports research, Sport, Moscow.
7. Zankovets, V.E. (2016), Encyclopedia of testing, Sport, Moscow.
8. Kuznetsov, V.S., Kolodnitzky, G.A. and Hubner, M.I. (2008), Physical training of young men on the basics of military service in the programs of OBZH and BZ, methodical manual, Moscow.
9. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.
10. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of general psychology, Publishing house "Peter", St. Petersburg.
11. Sevastyanov, V.V. and Ershov, E.N. (2019), "Evaluation of some coordination abilities of the girls started training in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 267-269.
12. Sevastyanov, V.V. (2017), Professionally applied physical training of students of agrarian universities by means of orienteering, dissertation, St. Petersburg.
13. Sukhanova, M. G. (2004), Orienteering as one of the means of education ofphysical and intellectual abilities of students, dissertation, Moscow.
14. Alekseev, S.V., Gostev, R.G., Kuramshin, Yu.F., Lotonenko, A.V., Lubysheva, L.I. and Fili-monova, S.I. (2013), Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges of our time, monograph, Scientific and publishing center "Theory and practice of physical culture", Moscow.
15. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2003), Theory and methodology of physical education and sport, textbook, Publishing center "Academy", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.09.2019
УДК 796.07
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ
Виктор Анатольевич Серебрянников, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России,
г. Хабаровск
Аннотация
В статье раскрываются причины, недостаточной физической подготовленности сотрудников полиции. Определена основа базовых умений и навыков выполнения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы и специальных двигательных действий. Представлена методика формирования этих умений и навыков.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, методика физической подготовки, базовая подготовка, формирование умений и навыков.
FORMATION BASIS FOR POLICE OFFICERS' BASIC SKILLS OF PERFORMANCE OF THE FIGHTING METHODS OF COMBAT
Viktor Anatolyevich Serebryannikov, the candidate of pedagogic sciences, professor, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk
Annotation
The article reveals the reasons for the insufficient physical fitness of the police officers. The basis of basic skills of performance by the police officers of fighting methods of combat and special physical actions is defined. The technique of formation of these skills is presented.
Keywords: physical training, police officers, technique of physical training, basic preparation, formation of skills.
Законодательство Российской Федерации предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Одной из важнейших составляющих которой является их физическая подготовленность. Основу которой должны составлять высокий уровень развития профессионально-важных физических качеств, а также умение эффективно, надежно и законно применять физическую силу и боевые приемы борьбы в различных ситуациях служебной и повседневной деятельности [1].
Для приобретения такого уровня физической подготовленности все сотрудники полиции проходят курс первоначальной профессиональной подготовки, а курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, изучают дисциплины по модулю "Физическая подготовка" на протяжении всего периода обучения. В дальнейшем в процессе служебной деятельности все сотрудники полиции еженедельно посещают практические занятия по физической подготовке в рамках обязательной профессиональной служебной и физической подготовки.
Однако, неизменно большое число происшествий, связанных с ранениями, а под час и гибелью сотрудников полиции, в результате неумелого применения физической силы и боевых приемов борьбы, позволяет говорить о значительных пробелах, в вопросах методики эффективного формирования и совершенствования, профессионально-важных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы.
Об этом же свидетельствует крайне низкий уровень владения техникой приемов и специальными технико-тактическими действиями раздела «Боевые приемы борьбы», который выявлен нами в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с сотрудники полиции Дальневосточного федерального округа - слушателями факультетов заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Дальневосточного юридического института МВД России.
В чем причина создавшегося положения? Их много, но в рамках данной статьи обозначим только две:
- дефицит квалифицированных кадров способных планировать, методически грамотно организовывать и проводить практические занятия с сотрудниками полиции, с учетом различий в их полицейской специализации, морфофизиологических, психологических, должностных, возрастных, гендерных и т.п. особенностей;
- несовершенство ныне действующей, методики формирования и совершенствования, профессионально-важных умений и навыков выполнения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы.
Однако необходимо признать, что первая причина - дефицит кадров, сегодня находится под пристальным вниманием ДГСК МВД России, который в этом году стал инициатором проведения, в режиме видеоконференции, круглого стола и вебинара, где специалистами различных заинтересованных организаций МВД России рассматривались вопросы касающиеся решения данной проблемы. Поэтому есть надежда, что в ближайшие годы проблема кадрового обеспечения занятий по физической подготовке будет последовательно решаться.
Вторая, указанная нами причина, имеет системный характер. Ее основная проблема заключается в противоречии между требованиями к срокам, процессу и результатам профессионального обучения сотрудников полиции в области физической подготовки и реально существующими педагогическими возможностями осуществления этого процесса. Отсюда возникает несоответствие уровня физической подготовленности сотрудников полиции к правомерным и эффективным действиям по применению мер непосредственного принуждения, обеспечению личной и общественной безопасности.
В ныне действующем Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (Наставление) методика обучение боевым приемам борьбы представлена пятью лаконичными пунктами, в которых раскрывается обобщенная, но вместе с тем весьма спорная, структура техники выполнения боевых приемов борьбы и методика их освоения [2]. Данная методика носит декларативный характер и практически не согласуется с общепедагогическими и специфическими принципами физической подготовки, разработанными в отечественной системе физического воспитания и спорта. Не согласуется с классической теорией обучения двигательным действиям, основанной на трудах основоположников физиологии и психологии (Н.А. Бернштейн,1947; П.К. Анохин, 1957; В.С. Фарфель, 1960; и др.). Которые обосновали существование определенных педагогических закономерностей процесса обучения двигательным действиям. И утверждали, что игнорирование данных закономерностей непременно негативно отразится на качестве и конечном результате обучения.
Устранение негативных последствий данной причины процесс не быстрый, требующий ревизии всего учебно-методического и нормативного обеспечения организации и проведения физической подготовки сотрудников полиции.
Однако, многолетний опыт работы показывает, что процесс формирования специальных двигательных умений и навыков сотрудников полиции (курсантов и слушателей) можно уже сегодня сделать значительно эффективней. В первую очередь за счет целенаправленного формирования базовой основы, присущей практически всем боевым приемам борьбы и специальным технико-тактическим действиям полицейской практики, составляющим раздел физической подготовки сотрудников полиции - «Боевые приемы борьбы».
Анализ структуры и содержания раздела «Боевые приемы борьбы» показал, что условно его можно разделить на пять блоков: удары и защиты, приемы борьбы, техника специальных приемов и действий сотрудников полиции, тактико-специальные действия сотрудников полиции, ситуационная подготовка сотрудников полиции. [3]. Данные блоки, включают в себя практически все боевые приемы борьбы и технико-тактические действия необходимые сотрудникам полиции для эффективного и безопасного выполнения служебных обязанностей. С одной стороны приемы и действия, составляющие каждый блок самостоятельны для изучения, с другой тесно взаимосвязаны.
Содержание первых трех блоков направлено на приобретение и совершенствование умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы. Вначале, на первых этапах обучения, основное внимание должно быть направлено на изучение техники приемов характерных для конкретного блока, а в дальнейшем на изучение техники и тактики выполнения сложных комплексных приемов и действий, объединяющих в единое целое технические действия различных блоков. Содержание четвертого блока - «Тактико-специальные действия сотрудников полиции» направлено на приобретение умений и навыков, прежде всего, правильно тактически и технически выполнять действия специфические для слу-жебно-боевой практики сотрудников полиции. А содержание блока «Ситуационная подготовка сотрудников полиции» направлено на изучение и совершенствование тактики применения ранее полученных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы и специальных действий в различных условиях служебно-боевой практики сотрудников полиции. Все вышеперечисленное разнообразие содержания раздела «Боевые приемы борьбы» имеет одну базовую двигательную основу, это выход на оптимальную дистанцию
для проведения конкретного боевого приема борьбы или технико-тактического действия с сохранением устойчивого положения в определенной боевой стойке. А также передвижения в ходе непосредственного выполнения приема, так же с сохранением устойчивого положения во всех фазах выполнения приема, за счет сохранения или трансформации боевой стойки.
Именно отсутствие данных умений и навыков не позволяет сотрудникам (курсантам и слушателям) эффективно выполнять не только целостные комплексные двигательные задачи, но и отдельные, в общем то простые, приемы. Не сформированность таких базовых навыков, в процессе выполнения боевых приемов борьбы, вынуждает сотрудников полиции (курсантов и слушателей) постоянно контролировать каждый свой шаг, что сковывает и замедляет рациональные движения, вовлекая в работу большое число мышц антагонистов.
Для формирования основы базовых двигательных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы нами разработан и успешно применяется на практических занятиях по физической подготовке сотрудников полиции (курсантов и слушателей) комплекс специально-подготовительных упражнений, который позволяет в кратчайшие сроки обучить их передвижениям в различных направлениях без смены и со сменой боевой стойки.
Первоначальные умения выхода на оптимальную дистанцию начала атаки, защиты или контратаки, со сменой или без смены боевой стойки, должны быть сформированы при изучении темы удары и защита от них. В дальнейшем при обучении и совершенствовании технике боевых приемов борьбы любого блока раздела «Боевые приемы борьбы», акцентируется внимание именно на правильное выполнения указанных выше элементов.
Так, например, на этапе базовой подготовки, в процессе формирования умения технически правильно выполнять болевые приемы в стойке, необходимо научить сотрудника полиции (курсанта, слушателя) правильно выходить на дистанцию осуществления захвата или контроля атакуемой руки ассистента с сохранением устойчивого положения в боевой стойке. При этом исходное положение сотрудника полиции (курсанта, слушателя) изучающего технику выполнения болевых приемов в стойке, должна быть левосторонняя или правосторонняя стойка, в зависимости от психомоторных особенностей сотрудника. Оптимальное расстояние до ассистента - один шаг. Находясь в левосторонней стойке, для осуществления начала выполнения болевого приема на правую руку ассистента, проводящий прием должен выполнить шаг вперед левой ногой, без смены боевой стойки, с тем чтобы выйти на дистанцию:
- удобную для осуществления контроля атакуемой руки, необходимым способом и последующего выполнения конкретного болевого приема в стойке;
- позволяющую нанести отвлекающий удар рукой или ногой без потери равновесия;
- создающую удобную предпосылку для выполнения такой фазы приема, как выведения ассистента из равновесия.
Если из данного исходного положения, для осуществления болевого приема, необходимо выйти на левую руку ассистента, то проводящий прием должен выполнить шаг вперед правой ногой, со сменой боевой стойки.
В случае, когда проводящий прием левша и его основная боевая стойка правосторонняя, то для атаки правой руки ассистента он должен выполнить шаг вперед левой ногой со сменой боевой стойки, а для атаки левой руки - шаг правой ногой вперед, без смены боевой стойки.
Далее в процессе обучения техники выполнения непосредственно болевым приемам в стойке, делается акцент на правильность выполнения определенных опорных точек, связанных с последовательным передвижением и принятием устойчивых положений (боевых стоек), позволяющих технично и эффективно, с минимальной затратой физических сил, выполнять прием. Например, при выполнении болевого приема в стойке загиб руки за
спину «нырком», таких основных опорных точек - три:
- выход в необходимую боевую стойку, на оптимальную дистанцию контроля атакуемой руки ассистента;
- отвлекающий удар ногой с последующим шагом этой ногой вперед меняя боевую стойку на противоположную и толчком захваченной руки ассистента вперед;
- разворот на месте на 180°, с изменением боевой стойки, выводя при этом ассистента из равновесия. После чего осуществить контроль ассистента, посредством загиба атакуемой руки за спину.
Точно так же на этапе базовой подготовке изучаются приемы и технико-тактические действия других блоков раздела «Боевые приемы борьбы».
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что процесс формирования умения мгновенно принимать необходимую боевую стойку, перемещаться с ее сохранением или видоизменением, на необходимую дистанцию, позволяет более быстро и эффективно формировать навыки, которые со временем становятся фоновыми. И являются базовой основой в процессе дальнейшего формирования более сложных двигательных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы.
Практика показала, что такая методика формирования базовой основы двигательных умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы позволяет значительно по времени оптимизировать процесс обучения технике выполнения боевых приемов борьбы сотрудников полиции (курсантов и слушателей). Применение специально разработанных подготовительных упражнений и предложенной методики формирования двигательных умений и навыков, на практических занятиях по физической подготовке сотрудников полиции, с достаточно большим стажем служебной деятельности, также показало свою эффективность. Сотрудники полиции, которые в принципе знают боевые приемы борьбы, но не умеют их выполнять или демонстрируют с трудом по разделениям, уже после 2-3 практических занятий, способны выполнять эти приемы относительно технически правильно, слитно и уверенно.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // URL : http://dokipedia.ru/document/5273681. - Дата обращения: 01.06.2019.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL : http://base.garant.ru/70805268/. - Дата обращения 18.03.2019.
3. Физическая подготовка : учебное пособие / В.А. Серебрянников [и др.] ; под ред. В.А. Серебрянников, В.С. Кшевин ; Дальневосточный юрид. ин-т МВД России. - Хабаровск : [б.и.], 2014. - 292 с.
REFERENCES
1. About police: federal law of February 7, 2011 No. 3-FZ, available at: http://dokipedia.ru/docu-ment/5273681.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of July 1, 2017 No. 450 "About the adoption of Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/70805268/.
3. Ed. Serebryannikov, V.A. and Kshevin, V.S. (2014), Physical training: manual, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2019