ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 336.64
основы ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
© И. с. БОРИСОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: [email protected]
Борисова И. С. - Основы инновационного развития предприятий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2011. № 24. С. 225-229. - Статья посвящена проблеме выбора инновационного пути российскими предприятиями, что в современных условиях является особо актуальным исследованием. Рассмотрены теоретические основы инновационного развития предприятий.
Ключевые слова: инновации, эффективность деятельности предприятия, инновационная деятельность.
Borisova I. S. - The innovation development basicss of corporates // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Be-linskogo. 2011. № 24. P. 225-229. - The article is dedicated to the problem of innovation way choice by Russian companies. This problem is the actual under present-day conditions. There were the essence and kinds of innovation development. Keywords: innovation, the corporate efficiency activity, innovation activity.
Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом и одновременно во многих производственных сферах нашегосударствохарактеризуетсякактехнологически отсталая страна. Разработку и освоение технологических инноваций сегодня осуществляет очень малая доля промышленных предприятий.
Следует отметить, что развитие предприятия (привлекательность с точки зрения доходности и инвестиционного риска) характеризуется основным показателем эффективности - стоимостью предприятия, которая позволяет учесть доходность предприятия для собственника и риски, альтернативные издержки инвестора [9, 14]. Одним из перспективных направлений повышения стоимости предприятий является инновационный процесс, т. к. инновационная деятельность позволяет поддерживать в динамичном соответствии все направления стратегического роста и развития предприятий.
В современной литературе освоение инноваций продолжает отождествляться с функциональным управлением отдельными производствами, а не с развитием предприятия в целом.
Продвижение инноваций на рынок сдерживается отсутствием методологических подходов к анализу эффективности инновационных проектов. Их разработка продолжает осуществляться на основе анализа денежных потоковбез учетаизменения стоимоститех-нологических систем, типа и масштаба осваиваемых технологий. Отсутствие методологии, учитывающей специфику и процесс формирования новых техноло-
гических систем, приводит к тому, что предприятия отказываются от реализации инноваций ввиду неопределенности их конечных экономических результатов.
Для анализа инноваций в экономике применяются «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» [10]. В этих методических рекомендациях не учитываются некоторые весьма существенные особенности разработки и реализации новых технологий, где повышение эффективности инновационных проектов достигается за счет анализа возможностей максимизации результатов, перспективности нововведений, их реализуемости и диффузии технологий.
Кроме того, до настоящего времени остается не решенной проблема поиска путей сочетания инновационной и стратегической целей развития предприятий. Эти и другие проблемы свидетельствуют о том, что необходимы дальнейшие исследования, в основе которых лежали бы пути, формы и методы, обеспечивающие повышение инновационной активности с учетом современных условий развития экономической среды.
Изучение современных основных методологических аспектов внедрения новых технологий целесообразнее рассматривать в их эволюционном становлении. Выявленные тенденции могут служить концептуальной основой для формирования путей инновационного развития предприятий в современных условиях хозяйствования.
Мировая экономика в своем развитии прошла через определенные стадии или жизненные
циклы: сельскохозяйственный период, индустриальный уклад, постиндустриальное время. Последние два десятилетия XX в. отмечены становлением новейшей глобальной экономической системы. На смену индустриальному и постиндустриальному укладу мировой экономики пришел период науки, или знаний, с присущими ему определенными особенностями.
Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и раз-
Основные отличительные характеристики индустриальных и научных основ экономики [1].
Обозначившиеся тенденции в смене привычных рыночных устоев во внешней и внутренней хозяйственной среде предприятий предъявляют новые требования к управлению процессами их выживания и развития. Усиление роли научных знаний как стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому, что сегодня во всем мире экономический рост предприятий определяется той долей продукции иоборудования,котораясодержитпрогрессивныезна-ния и современные решения. В связи с этим в концепции инновационной политики РФ особо подчеркивается, что «в XXI веке положение страны в геополитической конкуренции наряду с образованием и здоровьем населения будет определять развитие науки и ключе-выхпроизводственныхсистемновейшеготехнологиче-ского уклада, возможности информационной среды, а также способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность» [13].
Вэкономическойлитературеэтотпроцессхарак-теризуют как переход от индустриальной и постиндустриальной экономики XIX и XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке. В индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет применения новых знаний к имеющимся знаниям. Скорость замены оборудования, разработки и внедрения новых технологий в производство принимает в настоящее время турбулентный характер и обостряет экономическую, а также технологическую конкуренцию. Сегодня фирмы
виваться во внешней среде [29]. Это проявляется, прежде всего, в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет со-стязаниенестолькозаобладаниекапитальнымиресур-сами, материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций. В табл. 1 представлены основные отличительные характеристики предшествующей и развивающейся в настоящее время экономических систем.
отслеживают появление новых научных знаний еще на этапе проведения фундаментальных исследований и стремятся первыми получить позитивные результаты в свое распоряжение. В результате такой научнотехнической гонки на рынке ежедневно появляются все новые и новые товары и услуги.
Расширениеноменклатурногоассортиментапо-требительского рынка исчисляется десятками и даже сотнями позиций. На рынке происходит постоянное совершенствование существующих и появление новых продуктов. Этот тип экономики иногда также называют научным, инновационным или высоких технологий.
Перечислим некоторые необходимые условия существования инновационных процессов в постиндустриальном периоде:
- результаты теоретических исследований являются основным источником технологических и продуктовых инноваций;
- наукоёмкие технологии стали основой при планировании технологического и социального развития общества;
- значительно расширился ассортимент и потребительские свойства товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения быстро меняющихся потребностей человека, т. е. про-изводствотоваровпревратилосьвпроизводствоуслуг;
- мир товарных ценностей становится индивидуализированным и ориентированным на узкие сегменты рынка и конкретных групп потребителей;
- происходит движение от массовой номенклатуры производства в направлении единичного производства с большой долей интеллектуального труда, в основе которого лежат информационные и высокоэф -фективные технологии;
Таблица 1
Отличительные черты экономических систем
Характерная особенность периода Периоды
Индустриальный (и половина XX в.) Инновационный (конец XX начало XXI в.)
Стратегическиефакторыэкономическогороста Производственный опыт Научные знания
Основные конкурентные преимущества Промышленные технологии Технологические иуправленческие инновации
Преобладают капитал Физический Интеллектуальный
активы Материальные Нематериальные
- конечным продуктом становятся не миллионы стандартизированных изделий, а индивидуализированные товары и услуги;
- информационные технологии обеспечивают сочетание массового производства с учётом запросов отдельных потребителей;
- технологические факторы конкурентоспособности дают необходимый эффект в сочетании с реструктуризацией бизнеса на основе концептуально новых решений;
- лейтмотив поиска конкурентных преимуществ выражают два слова «быть непохожим».
С экономической же точки зрения интерес вызывают не столько возможности новых технологий, сколько время и средства, затрачиваемые на их изготовление. В связи с этим сегодня в число главных государственных приоритетов внутренней политики таких ведущих мировых держав, как Соединенные Штаты Америки (США), Япония и страны Юго-Восточной Азии, а также Европейскогосоюза поставлено научнотехнологическое развитие [2, 3]. Разработка новых технологий, производство на их основе высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки являются для международных лидеров одной из важнейших стратегических целей в сфере экономического роста и развития.
Такоестремлениевызваноследующимипросты-ми обстоятельствами. Согласно имеющимся в США оценкам, «на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), приходится 9 долларов роста валового внутреннего продукта (ВВП). Экономический подъём 90-х годов в США объясняется технологическими инновациями, приведшими к появлению новых и улуч-шенныхпроизводственно-потребительскихпродуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов. Американские эксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитие новых технологий 90-х годов, так оживившие экономику США, являются лишь «прелюдией» к дальнейшему прогрессу науки и технологий».
Чтокасаетсясостоянияинновационнойдеятель-ности в РФ, то здесь ситуация является неоднозначной. Хотя В.В. Путиным и «задан курс инновационного развития», российская экономика одновременно характеризуется значительным научно-техническим потенциалом и низким результирующим показателем внедренческой активности. Разработкуи освоение инноваций в РФ осуществляют примерно 5 % промышленных предприятий, тогда как в конце 80-х годов в СССР инновационная активность предприятий составляла до 60-70 % [7].
Структура затрат на инновационную деятельность также носит специфичный характер и свидетельствует о том, что наибольшая доля средств направляется скорее на увеличение основного капитала (48,1 % составляет покупка машин и оборудования), а не на собственно инновации. В то же время на приобретение новых технологий расходуется в среднем 2,4 % всех затрат на инновации. На получение прав
на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели - 0,5 %, т. е. предприятия решают, прежде всего, проблемы замены изношенной техники, а не стремятся перейти на качественно иной технологический уровень выпуска продукции и предоставления услуг.
По некоторым исследованиям [11], наряду с такими традиционными факторами, сдерживающими процессы разработки и внедрения новых технологий, как финансовыми и информационными, специалисты в области инновационной деятельности выделяют следующий круг проблем:
- недостаточное развитие законодательства в области инновационной деятельности;
- дефицит специалистов в области разработки и внедрения новых и усовершенствованных продуктов в рыночных условиях;
- отсутствие эффективных методик вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот.
Кроме того, сохраняется неизменно высоким (37-38%)удельныйвестехруководителей,которыене видят необходимости в инновационной деятельности и не стремятся ею заниматься.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию,имеющуювысокуюстепеньнаукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
Основываясь на объективном характере, общности и универсальности процессов инновационного развития предприятий в процессе их текущего функционирования и долгосрочного роста в качестве экономических категорий раскроем несколько фундаментальных экономических понятий - «инновация», «инновационнаядеятельность»,«инновационноераз-витие предприятия».
Понятие инновации ввел в научный оборот в 1911 г. австрийский ученый Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития». Он писал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта [4].
Со временем разные исследователи начинают трактовать эту экономическую категорию по-своему. Так, наряду с Й. Шумпетером, Ф. Валента и Л. Вол-дачек считают, что инновация - это «изменение».
Э. Уткин называет инновацией конкретный «объект», Ф. Никсон - «совокупность мероприятий», а С. Вал-дайцев - «освоение новой продукции». И. Молчанов и Л. Гохберг, характеризуя это явление, используют термин «результат». Исследователи В. Лапин, Б. Твис и В. Медынский рассматривают инновацию как «про-
цесс». П. Завлин раскрывает ее с позиции «использования результатов» [5].
Наиболее полным представляется следующее определение: «Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности че-ловека,способствующийудовлетворениюсуш,ествую-щей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» [4].
Существует множество классификаций инноваций. Среди них, разработанные известными зарубежными специалистами в области экономики и менеджмента такими как И. Шумпетер, И. Ансофф, П. Дру-кер и др. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные
Н. Цветковым, П.Н. Завлиным и А.В. Васильевым, А.В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой и А.И. Пригожиным и др.
г. Менш, например, выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинно-вации.Базисныеинновации,всвоюочередь, подразде-ляютсянатехнологические(образующиеновыеотрас-ли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре,управлении,общественныхуслугах). Весьма актуально положение г. Менша о том, что между инновациями существует конкуренция за ресурсы, ибо каждый вид инноваций требует определенных затрат труда и капитала.
детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным [12]. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств, механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожий ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения,единичные,диффузные,вну-триорганизационные, межорганизационные и др. он разделил понятия «инновация» и «новшество». Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, ру-тинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных,постояннофункционирующихэлементах соответствующих объектов») [12].
Ю.В. Яковец выделяет четыре вида инноваций с точки зрения цикличного развития техники:
- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;
- крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники в рамках данного направления;
- средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения;
- мелкие инновации - улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
- основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);
- также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);
- разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества, с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);
- входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;
- использующие один продукт в различных областях;
- технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);
- использующие уже известную технику или методы в новой области.
На основе анализа трактовки понятия «инновация» было определено, что наиболее соответствующим теме исследования является определение инновации как конечного результата внедрения новшества с целью получения дохода.
Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Речь идет о том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированныминаучно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи или аренды на рынке инновационных технологий, к примеру, посредством выдачи лицензий. В то же время, самый широкий круг предприятий занимается разработкой усовершенствованных продуктов в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции путем создания собственных подразделений НИОКР. Другими словами, для внедрения нового или усовершенствованногопродуктахозяйствующиесубъ-екты могут приобрести новые технологии на стороне или разработать их самостоятельно.
Особенность современного развития предприятий - непрерывность инновационной деятельности. Это объясняется двумя концепциями.
Согласно первой концепции инновационная деятельность представляет собой скачкообразное изменение технологии, замену прежних продуктов и изделий новыми. Движущими силами являются фирмы-новаторы, первыми внедряющие нововведения на своих предприятиях; их действия стимулируются возможностью получения временных значительных конкурентных преимуществ, монополии на рынке и дохо-да.Подобнаяконцепция связывает внедрение и последующее распространение нововведений с возможностью либо быстрого и значительного снижения затрат на производство, либо быстрого рыночного успеха.
Согласно второй концепции инновационная деятельность конкретного предприятия является не скачкообразным, а скорее непрерывным процессом. Внедрение и последующее распространение инновации связано с возможностью первоначального обеспечения лишь какого-то, возможно, незначительного результата с последующим завоеванием значительно большей доли рынка и, соответственно, увеличением дохода. Эта концепция предполагает наличие у предприятия долгосрочной, устойчивой стратегии в области инновационного развития.
Т аким образом, инновационная деятельность на промышленном предприятии рассматривается как необходимый и непрерывный процесс. Наличие инновационной составляющей в деятельности предприятия свидетельствует о постоянном его развитии, характеризует его положение на рынке, долю новой продукции, отвечающей потребностям рынка, и определяет его конкурентные преимущества. Следовательно, инновационная деятельность - деятельность, связанная с созданием инноваций, т.е. с использованием и коммерциализацией научного, научно-технологического результата и интеллектуального потенциала с целью получения новой продукции, технологии ее производства и удовлетворения спроса потребителей в товарах и услугах.
В рыночной экономике в качестве основной концепции развития предприятия определена концепция управления стоимостью бизнеса, которая базируется на положении о том, что акционер (владелец, собственник) предприятия уделяет основное внимание «приросту благосостояния в результате функционирования объекта владения». Исходя из позиций того, что инновационная деятельность осуществляется за счетсредствакционеров,показателемэффективности инновации предложено считать увеличение стоимости предприятия на фондовом рынке, т. е. стоимость
бизнеса.Дляпрактическойдеятельностипредприятий категория «стоимость» в настоящее время приобрела большее значение, чем показатели экономической эф-фективности,посколькурезультатыпроизводственно-финансовой деятельности предприятия отражаются в его стоимости и индексе доходности его акций на фондовом рынке.
Следовательно, инновационное развитие предприятия - это создание на фондовом рынке привлекательности с точки зрения доходности и инвестиционного риска, т. е. повышение стоимости бизнеса путем управления инновациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нах A., Majluf N. The strategy concept and process. A pragmatic approach. NY: Prentice-Hall, 1996. 440 pp.
2. Miller W., Langdon M. 4th Generation R&D. Managing knowledge,Technologyand Innovation.NY:JohnWiley & Sons, 1999. 335 pp.
3. Twiss B. Managing Technological innovation. NY: Pitman Publishing, 1992. 308 pp.
4. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Изд-во «Питер», 2001. 304 с.
5. БаранчеевВ.П.,КлейменовК.О.,ТимофеевЮ.Ф.Си-стема управления знаниями как основа создания потока инноваций и устойчивость долговременных конкурентных преимуществ //ПромышленностьРоссии. 2009. № 4. С. 43-50.
6. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 232 с.
7. Варшавский А.Е., Макаров В.Л. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. М.: наука, 2004. 879 с.
8. КриворотовВ.В.,МезенцеваО.В.Управлениестоимо-стью: оценочные технологии в управлении предприятием. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 112 с.
9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. официальное издание. Утв. госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. №7-12/47.-М.: НПКВЦ Теринвест, 1994. 26 с.
10. Морозов Ю.П. Технологические инновации и их роль в современных экономических условиях России // Инновации. 2010. № 1-2. С. 59-62.
11. Пригожев А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. С. 33-50.
12. Проект концепции государственной инновационной политики РФ на 2001-2005 годы // Инновации. 2000. № 3-4. С. 8-14.
13. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. СПб: Питер, 2002. 493 с.