Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как объект стратегического управления'

Инновационная деятельность как объект стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ENTERPRISE / STRATEGIC MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов А. Х., Дышеков Т. Т.

В статье рассмотрены проблемы формирования инновационной экономики, исследована инновационная деятельность как объект стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as an object of strategic management

In article are considered problems of the shaping innovation economy, explored innovation activity as object of strategic governing.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как объект стратегического управления»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СЕМЕНОВ А.Х.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

360004, КБР, г. Нальчик, ул. Л. Толстого, 185;

ДЫШЕКОВ Т.Т.,

соискатель,

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,

360004, КБР, г. Нальчик, ул. Л. Толстого, 185

В статье рассмотрены проблемы формирования инновационной экономики, исследована инновационная деятельность как объект стратегического управления.

Ключевые слова: инновация; деятельность; предприятие; стратегическое управление; эффективность.

In article are considered problems of the shaping innovation economy, explored innovation activity as object of strategic governing.

Keywords: activity; enterprise; strategic management; efficiency.

Коды классификатора JEL: O32.

Любая организация, как бы успешно она ни функционировала, должна быть нацелена на освоение современных технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Глобализация мировой экономики обязывает предприятия РФ проводить значительные технологические и инновационные преобразования. Можно с уверенностью утверждать, что создание инновационной экономики является «стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века».

Инновационная экономика — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Термин «инновация» в последнее время широко используется во всех областях научного знания. Истоки слова следует искать в латинском языке. «Инновация» происходит от латинского innovatis (in — «в», novus — «новый») и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». На русский язык «инновация» переводится именно как «нововведение». Однако за последние 10 лет иностранное слово вытеснило русское, и «инновация» вполне прижилась, несмотря на неутихающие дискуссии по этому поводу [2].

© Семенов А.Х., Дышеков Т.Т., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

С точки зрения теории управления инновации являются адаптивной реакцией системы на изменение условий внешней среды и средством повышения эффективности использования внутренних ресурсов; они служат достижению основной стратегической цели организации — максимизации прибыли и улучшения благосостояния ее собственников, выраженного рыночной стоимостью фирмы.

В качестве основных факторов, вызывающих необходимость осуществления инновационных процессов, некоторые авторы [1] выделяют научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды. В условиях статичной внешней среды инновации ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным — до момента достижения предела эффективности. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь технологическое развитие, обусловливает непрерывность инновационного цикла и недостижимость на практике предела совершенствования системы.

Понятие «инновационная деятельность» в советской литературе и хозяйственной практике появилось в конце 1980-х годов и приобрело значение процесса научнотехнической, организационно-экономической деятельности, направленной на создание прогрессивной техники и технологий на основе достижений НТП.

Лапин Н.И. отмечает, что «инновация (нововведение) — это конечный результат интеллектуальной деятельности (научно-технических исследований, научнотехнических открытий и изобретений, научных идей) в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и т. п.) или в виде некоторого объекта, качественно отличного от предшествующего аналога» [3].

Инновации являются объектом рассмотрения ряда наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Э. Тоффлер утверждает, что вся жизнь приобретает последнее время инновационный характер. «Конкурентоспособно только обновляющееся» [5] — это закон экономики. Психологи, прежде всего, рассматривают конфликты, возникающие при внедрении инноваций, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

Инновация характеризуется более высоким научно-техническим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта и услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Оно более широкое, чем понятие «новая техника», так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и прочих механизмов и инструмента, используемых в производстве.

Однако инновация — это объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Э. Тоффлер [5] отмечал, что инновационный характер развития цивилизации характерен для наступающей Третьей волны. Если Первая волна — это аграрный период в истории человечества, занявший несколько тысячелетий, а Вторая — становление индустриальной цивилизации, охватывающее период по меньшей мере, в три столетия, то

развертывание Третьей волны основано на возобновляемых энергетических источниках, на новых методах производства, на трансформации психологии людей.

По мнению И. Шумпетера [6], «инновация — это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом».

Ф. Янсен считает, что, «инновации — это одновременное проявление двух миров — мира техники и мира бизнеса. Когда изменения происходят только на уровне технологии — это изобретения, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями» [7].

Б. Твисс [5] определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Инновации, по мнению Б. Санто, есть «создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технологического преимущества, которое, путем использования предпринимательской реализации этого преимущества в производстве и на рынке, может привести к экономической прибыли». А инновации как практика, по его мнению, «это искусство стратегии развития, творческая деятельность, сотворение новшества, отрицающее старое», «это не экономическая категория, это в большей мере психологический эффект, инженерное и философское понятие, явление само по себе» [4].

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Все приведенные определения характеризуются общим подходом к инновационной деятельности, выявлением ее универсальных сторон независимо от сферы, в которой она протекает. Кроме того, в качестве характерной черты инноваций указывается новизна (по крайней мере, для данной организации), а в качестве цели процесса нововведения — улучшение тех или иных показателей деятельности организации.

Слабым звеном этих определений является то, что они не учитывают изменяемость внешней среды и связь рыночных и творческих аспектов.

Исходя из этого, обобщая применительно к коммерческой организации понятия сущности инноваций и определения, данные отечественными и зарубежными учеными-экономистами, можно дать авторское определение этого термина, учитывающее нестабильность внешней среды, в которой действует предприятие, а также объединяющее рыночный и творческий аспекты данной категории: инновация — это сложный, творческий и сопряженный с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам продукции (работ, услуг) для любой сферы общества на конкурентном рынке, а также использование наиболее эффективных процессов для создания и предоставления новых товаров (работ, услуг); это процесс последовательной трансформации творческой идеи в продукт (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для организации ресурсов с целью повышения эффективности достижения целей организации.

Для коммерческой организации инновации выступают в виде изменений в ассортименте продукции (товаров, услуг), в структуре рынков сбыта, в применяемых технологиях и в составе активной части основных фондов, в организации труда и управления, в методах стимулирования продаж и в системах снабжения и сбыта. Инновационная деятельность представляет собой целенаправленную систему мероприятий, направленных на воплощение результатов научных исследований и разработок, либо иных научнотехнических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [5].

Отечественные авторы обращают внимание на различие терминов «нововведение (инновация)» и «новшество». Нововведение представляет собой не только конечный результат инновационной деятельности, но и ее процесс (процесс внедрения), в то

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

время как новшество — это объект инновационной деятельности, то, что подлежит внедрению и использованию.

Инновационные процессы затрагивают все стороны деятельности организации, касаясь как текущей (основной), так и инвестиционной и финансовой деятельности. Например, продуктовые инновации могут повлечь за собой необходимость изменения технологии производства, вызвать потребность в долгосрочных инвестициях и привлечении финансирования. Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, анализ и контроль должны охватывать все стороны и аспекты внедрения и функционирования новшеств.

Что касается видов самих инноваций, то различные авторы [2, 3, 5] приводят достаточно обширные их классификации.

Для целей стратегического управления инновационным процессом мы предлагаем следующую систему классификационных признаков:

♦ по значению для данного направления деятельности: фундаментальные (базис-

ные, радикальные), модифицирующие и псевдоинновации. Фундаментальные инновации заключаются в создании принципиально новых технологий, методов управления, видов продукции и радикально изменяют существующее направление деятельности или формируют новое направление. Модифицирующие инновации представляют собой улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм и проводятся в рамках совершенствования и развития фундаментальных. К группе псевдоинноваций относят внешние несущественные изменения продуктов или процессов, не имеющие принципиальной новизны и не создающие каких-либо дополнительных преимуществ для потребителей. Тем не менее псевдоинновации служат важным инструментом маркетинговой политики постоянного обновления ассортимента как мощного инструмента конкуренции на товарных рынках;

♦ по значению для развития предприятия выделим опережающие и последующие инновации. Опережающие инновации могут не быть уникальными для данной отрасли, однако должны создавать предпосылки для успешного ведения финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых в будущем изменений внешних условий. Последующие инновации проводятся как реакция на фактическое изменение внешней среды;

♦ по возможности планирования жизненного цикла выделим новшества, воплощающие научные идеи, революционирующие производственные силы и закрепляющиеся в их составе как новый неотъемлемый элемент (объект прогноза); качественные сдвиги в отдельных элементах производительных сил, означающие смену поколений техники при сохранении исходного фундаментального принципа (объект долгосрочного характера); количественные изменения, улучшение отдельных параметров (объект текущего и перспективного планирования);

♦ по роли в реализации стратегических целей организации выделим улучшающие и стратегические инновации. Стратегические инновации создают новые направления деятельности или обеспечивают успешное функционирование существующих направлений в долгосрочном периоде, улучшающие инновации проводятся в рамках развития и совершенствования этих направлений;

♦ по сфере применения: техно-инновации и бизнес-инновации. Нововведения, направленные на повышение научно-технического уровня конкретного предприятия, называются техно-инновациями. Бизнес-инновации — это новые технологии в сфере предпринимательства (экономические, финансовые, структурные, организационные);

♦ в зависимости от технологических параметров: продуктовые и процессные инновации. Кроме того, могут быть также отдельно выделены рыночные (маркетинговые) инновации, заключающиеся в освоении новых рынков (сегментов рынка), и управленческие инновации, затрагивающие механизмы управления предприятием;

♦ по влиянию на производственный процесс выделим инновации, предусматрива-

ющие изменения производственного процесса, предусматривающие изменения в структуре общественных процессов, предусматривающие изменения в социальном характере производства;

♦ по степени охвата деятельности организации: локальные и комплексные инно-

вации. Комплексные инновации затрагивают сразу несколько направлений деятельности (сочетают внедрение новых продуктов и новых процессов и т.п.);

♦ по роли в процессе производства: основные и дополняющие инновации. Основ-

ные инновации затрагивают основные производственные, технологические или снабженческо-сбытовые процессы; дополняющие инновации, как правило, вызванные основными (вторичные инновации), проводятся во вспомогательных и обслуживающих подразделениях и обеспечивают реализацию основных новшеств;

♦ по области инновационного изменения выделим товарные, продуктовые, техно-

логические, технические, организационные, в том числе управленческие, социальные, смешанные инновации;

♦ по срокам реализации мероприятий: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и инновации с неограниченным временным горизонтом.

Однако, несмотря на все многообразие инноваций, заключим, что:

1) не все исследования и разработки дают положительные результаты;

2) не все положительные результаты исследований и разработок внедряются в практику;

3) часто отсутствует прямая связь между проведением разработок и решением о внедрении новшества, т. е. разработки и их внедрение разделены организационно.

Следовательно, хотя процесс внедрения новшества и составляет неотъемлемую часть инновационного процесса, исследования и разработки не являются таким неотъемлемым элементом, без которого инновационный процесс теряет свои определяющие характеристики. Кроме того, исследования и разработки могут рассматриваться в качестве самостоятельной деятельности организации. Примером тому могут служить научно-исследовательские институты.

Исключением являются те случаи, когда уверенность в положительном исходе разработок столь высока, что их проведение является составной частью инновационного проекта. Понятие жизненного цикла инноваций более обширное и включает в себя цикл инновационной деятельности, который предваряют этапы создания новшества и его доведения до стадии коммерческого применения. Цикл инновационной деятельности может совершаться как в рамках одной организации, так и в пределах группы нескольких взаимосвязанных экономических субъектов, например проектной организации и предприятия-заказчика. Использование понятия «цикл инновационной деятельности» особенно удобно при проведении анализа и контроля инноваций, так как его начало совпадает с моментом признания в бухгалтерском учете соответствующих нематериальных и иных внеоборотных активов, а также с началом реализации соответствующих инвестиционных проектов.

Инновация ориентирована на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. — М.: Тайдекс Ко, 2002.

2. Ендовицкий, Д.А. и др. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Д.А. Ендовицкий, С.Н. Коменденко; под ред. Л.Т. Гиляровской. —М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Лапин, Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений / Н.И. Лапин // Социальные факторы нововведений в организационных системах: Труды семинара. — М: ВНИИСИ, 1980. — С. 5-22.

4. Санто, Б. Сила инновационного саморазвития / Б. Санто // Инновации. — 2004. — № 2. — С. 5-15.

5. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ. / Б. Твисс. — М.: Экономика, 1989.

6. Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982.

7. Янсен, Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. / Ф. Янсен. — М.: ИНФРА-М, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.