Научная статья на тему 'О постановке задачи разработки методов и практических рекомендаций по созданию инструментов обеспечения развития инновационной деятельности на промышленном предприятии'

О постановке задачи разработки методов и практических рекомендаций по созданию инструментов обеспечения развития инновационной деятельности на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE CAPACITY / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATIVE STRATEGY / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / ГЕНЕРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / GENERATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирий К. Г.

Материал посвящен вопросам развития инновационной деятельности на российских промышленных предприятиях. Отражен аспект введения в инновационную культуру предприятий таких инструментов, как инновационная стратегия, инновационная система и организация генерации инноваций. Постановка задачи ориентирована на лиц, непосредственно организующих инновационную деятельность на каждом предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material is devoted to the development of innovative activity in Russian industrial enterprises. It reflects the aspect of introducing a culture of innovation in the enterprise tools such as innovation strategy, innovation system and the organization of the generation of innovation. Problem statement is oriented to the persons which directly organize innovative activities at each plant.

Текст научной работы на тему «О постановке задачи разработки методов и практических рекомендаций по созданию инструментов обеспечения развития инновационной деятельности на промышленном предприятии»

и совершенству

снова нет предела

о постановке задачи разработки методов

и практических рекомендаций по созданию инструментов обеспечения развития инновационной

деятельности на промышленном предприятии

Кирий К.Г.

менеджер по маркетингу, ЗАО«Лаборатория Касперского», соискатель факультета «Инженерный бизнес и менеджмент», Московский государственный технический университет им. НЭ. Баумана

kaspersky.com

_Аннотация

Материал посвящен вопросам развития инновационной деятельности на российских промышленных предприятиях. Отражен аспект введения в инновационную культуру предприятий таких инструментов, как инновационная стратегия, инновационная система и организация генерации инноваций. Постановка задачи ориентирована на лиц, непосредственно организующих инновационную деятельность на каждом предприятии.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная стратегия, инновационная система, генерация инноваций

Существует два источника экономического роста:

1) увеличение количества используемых финансовых, технических, трудовых и природных ресурсов;

2) введение новшеств, многократно повышающих производительность и эффективность использования традиционных факторов производства. Отличительной чертой современного этапа экономического развития передовых стран является небывалое по масштабам использование именно второго источника ? практических результатов научно-технической деятельности. С определенной степенью условности это явление объясняется наличием трех основных составляющих движущей силы развития инновационных процессов:

креативная экономика, 2010, № 5

1) в зависимости от степени освоения научно-технического источника экономического роста выделяются различные модели экономики [1];

2) периодически совершается смена технологических укладов [2];

3) существует специальная отрасль знаний инно-ватика, эффективно используемая в зарубежной практике, охватывающая широкий круг вопросов, касающихся формирования и распространения нововведений, методологии и организации инновационной деятельности как одного из основных направлений сосредоточения усилий по обеспечению финансово-экономической устойчивости в условиях экономического кризиса. Экономика сырьевого типа характеризуется тем, что основным источником ее доходов является экспорт сырьевых ресурсов: необработанной древесины, сырой нефти и т.п. Один килограмм такой продукции оценивается в единицы долларов.

Страны с экономикой технологического типа импортируют технологии и экспортируют наукоемкую продукцию. Продукцией экономики технологического типа является обработанная древесина, легковые автомобили, компьютеры, электронная техника, микроэлектроника. Один килограмм такой продукции оценивается уже от десятков единиц до десятков тысяч долларов. И наконец, страны с экономикой инновационного типа производят знания и экспортируют технологии и наукоемкую продукцию. Экономика инновационного типа производит авиационную технику, новые лекарства, космическую технику, искусственные материалы. Один килограмм такой продукции оценивается от десятков тысяч до миллионов долларов.

Естественное стремление любой экономики перейти к более совершенной модели ? от сырьевой к технологической и далее к инновационной, а в перспективе рассматриваются и более развитые типы, стремление извлечь больше выгод из смены технологических укладов, а также из использования инноватики приводит к тому, что постоянное и непрерывное создание и внедрение нововведений является главным фактором преуспевания и конкурентной борьбы любой эконо-

отличительной чертой

современного этапа

экономического

развития передовых

стран является

небывалое

по масштабам

использование

практических

результатов

научно-технической

деятельности

ШИ §

ВВо

нк

постоянное

и непрерывное

создание и внедрение

нововведений

является главным

фактором

преуспевания

и конкурентной

борьбы любой

экономической

структуры

мической структуры. Одно из ярчайших высказываний по этому поводу принадлежит Питеру Друкеру: «Каждой организации - и не только в сфере бизнеса - необходима одна стержневая компетенция: инновации».

Термин «инновация» происходит от латинского тпоуаШ, что означает «обновление» или «улучшение». Само это понятие впервые появилось в научном обороте в XIX веке. Новую жизнь понятие получило в начале прошлого века в научных работах Йозефа Шумпетера, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. Главные процессы развития Й. Шумпетер определил как «созидательное разрушение» и «осуществление новых комбинаций». По Й. Шумпетеру в конкурентной эконо-ке «новые комбинации» прокладывают себе путь, побеждая в конкуренции со старым. В этом смысле инновации или «осуществление новых комбинаций» неуклонно приводят к нарушению равновесия системы, вносят возмущение и неопределенность в экономическую динамику.

1980-х годах различными авторами был иссле-ован механизм влияния инноваций на развитие экономики, введено понятие их стадий и жиз-енного цикла. Было показано, что инновации оказывают специфическое воздействие на экономику. Они ускоряют экономическое развитие в новых, вытекающих из них направлениях, и затормаживают его в прежних направлениях. Быстрое научно-технологическое и экономическое развитие в последнее время обусловлено еще и тем, что каждое нововведение не только обеспечивает решение вызвавшей его целевой проблемы, но и играет роль составляющей в некой новой группе компонентов, предназначенной для решения новой проблемы, на следующем витке инновационного развития.

Однако несколько в стороне от сферы инновационного развития пока находится российская экономика. По данным Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей) Россия в 1994 году находилась в четвертой десятке из 180 стран мира. К настоящему времени наша страна переместилась во вторую сотню. В СССР

креат

тивная экономика, 2010, № 5

в 1991 году было подано 190 тысяч заявок на изобретения. В настоящее время их число сократилось до 22 тысяч. По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), только 5-6 процентов российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических новшеств. Доля инновационной продукции в России сегодня не достигает 1 процента, в то время как в Финляндии она составляет более 30 процентов, в Италии, Португалии, Испании -от 10 до 20. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3-0,5 процента. Для сравнения: доля США - 36, Японии - 30, Германии - 17 процентов.

В настоящее время проблема переориентации российской экономики в целом и российской промышленности в частности на инновационный путь развития поставлена в чрезвычайно острой форме и приобрела государственное значение. Федеральное агентство по науке и инновациям как стратегическую цель предусматривает к 2018 году повышение доли инновационно активных компаний в России с приблизительно 1 процента в настоящее время до 18 процентов, а долю высокотехнологичной продукции в нашем экспорте к 2012 году с доли гораздо меньше 1 процента в настоящее время до 10 процентов.

Следовательно, проблема развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях является чрезвычайно актуальной. Из используемых в различных источниках трех подходов к определению понятия «инновация» -процессного, результатного и комбинированного - прикладное значение применительно к нашей теме имеет процессный подход, при котором инновация рассматривается как процесс формирования замысла и осуществления инновационных изменений. В этом случае предоставляется возможность конструктивно обеспечивать генерацию и осуществление инноваций, разработку и применение в этом процессе соответствующих методов и инструментов.

Для обеспечения своих долгосрочных конкурентных преимуществ и развития промышленное

проблема переориентации российской экономики в целом и российской промышленности в частности на инновационный путь развития поставлена в чрезвычайно острой форме и приобрела государственное значение

Рис. 1. Основные стадии жизненного цикла инновации

предприятие может осуществлять инновации в различных областях: в стратегии, в бизнес-модели, в организационной структуре, в процессах, в продуктах, в технологиях и в маркетинге. Жизненный цикл инновации включает четыре основные стадии, показанные на рис. 1. На стадиях «осуществления», «диффузии» и «рути-зации» в основном обеспечивается максимальное извлечение экономической выгоды из

ет т

читать методически обеспеченной, имея в виду теоретический и инструментально-методический аспекты проектного управления. Развитие же инновационной деятельности как аковое, прежде всего, определяется тем, как орга-вана работа на стадии генерации инноваций. ывод сделан на основе изучения опыта дущих компаний мира, достигших лидерства ути инноваций, как, например, компании Nokia, которая из компании стоимостью порядка 6 млрд. долларов в 1994 году превратилась к 2003 году в компанию стоимостью 36 млрд. долларов. Однако генерация инноваций до настоящего времени теоретически мало изучена и методически не обеспечена. В этой связи представляется целесообразным провести исследование данной проблемы и выработать рекомендации по ее решению.

В качестве концептуальной основы разработки методов и инструментов обеспечения деятельности промышленного предприятия на стадии генерации инноваций представляется целесообразным выделить три ключевых взаимосвязанных фактора, суть которых заключается в следующем:

1) предприятие должно обладать инновационной стратегией, определяющей направления и

экономика, 2010, № 5

диапазон его действий по эффективному использованию своего инновационного потенциала для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ и развития;

2) предприятие должно обладать инновационной системой, образуемой совокупностью принципов, процедур и информационных механизмов, обеспечивающих эффективное осуществление функций, способствующих развитию инновационных процессов;

3) генерация инноваций представляет собой сложный многошаговый процесс коллективного творчества, в котором должно быть задействовано достаточно большое количество специалистов, и в связи с этим он должен быть хорошо организован.

В настоящее время вопросы, связанные с формированием и использованием этих факторов в развитии инновационной деятельности промышленного предприятия, четко не проработаны, в связи с чем представляется целесообразным решить следующие основные задачи:

1) определить требования к инновационной стратегии промышленного предприятия и разработать метод и практические рекомендации по созданию инструментов обеспечения ее формирования;

2) определить требования к функциям инновационной системы промышленного предприятия и разработать методы и практические рекомендации по созданию инструментов обеспечения их осуществления;

3) определить требования к процессу генерации инноваций и разработать метод и практические рекомендации по созданию инструментов обеспечения его организации.

В данном контексте под методами понимаются совокупности способов исследования явлений, систематизации и корректировки новых и ранее полученных знаний в сферах выработки инновационной стратегии и формирования инновационной системы промышленного предприятия, организации генерации инноваций. Под инструментами понимаются организационные и научно-технические документы предприятия, регламентирующие реализацию упомянутых методов,

развитие же инновационной деятельности как таковое, прежде всего, определяется тем, как

организована работа на стадии генерации инноваций

организационные образования, информационные системы и базы данных. Вывод. Практическая реализация методов и инструментов, предлагаемых к разработке, обеспечит промышленным предприятиям более эффективное использование их инновационного потенциала, рост их конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Литература

1. Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник РАЕН, 2003. - Т.3, №4.

2. Мнеян М.Г. Динамический образ инноваций: Алгоритмы инновационного развития. - М.: Витус-К, 2006.

Kiriy K.G.

Marketing Manager, Kaspersky Lab,

applicant for the department "Business Engineering and Management", Moscow Bauman State Technical University

On the formulation of the problem of developing methods and

practical recommendations for the creation of tools

for the development of innovation in an industrial enterprise

_Abstract

Material is devoted to the development of innovative activity in Russian industrial enterprises. It reflects the aspect of introducing a culture of innovation in the enterprise tools such as innovation strategy, innovation system and the organization of the generation of innovation. Problem statement is oriented to the persons which directly organize innovative activities at each plant.

Keywords: innovation, innovation activity, innovative capacity, innovative strategy, innovation system, generation of innovations

экономика, 2010, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.