УДК 346.26
ИННОВАЦИИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА © Я.И.Заиченко1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Инновационная деятельность как инструмент предпринимательства с различных точек зрения направлена на производство нематериальных активов, и в этом заключается ее экономическая сущность. Следовательно, эффективный инструмент один - инновации, так как через формирование мощного инновационного потока возможно обеспечение конкурентных преимуществ и лидерство на рынке, что в свою очередь не может быть достигнуто без обретения маркетингового мышления и маркетинговой направленности в организации бизнеса. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: инновации; инновационный процесс; предприниматель; инновационная деятельность; венчурное инвестирование.
INNOVATION AS A SPECIAL BUSINESS TOOL Ya.I. Zaichenko
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
From different perspectives innovative activity as a business tool is aimed at the production of intangible assets, and this is its economic essence. Therefore, the only effective tool is innovation since the formation of the powerful stream of innovations ensures competitive advantages and leadership on the market. The achievement of the last is impossible without the development of marketing thinking and market-oriented organization of business. 6 sources.
Key words: innovation; innovative process; entrepreneur; innovative activities; venture capital investment.
Инновационная деятельность - это процесс преобразования знаний и идей в продукты или услуги, имеющие потребительскую ценность. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, но не сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. В понимании современного предпринимателя-новатора инновационная деятельность заключается в том, чтобы реформировать способ производства товаров (оказания услуг) путем внедрения изобретений, новых методов и технологий. В основе инновационной предпринимательской деятельности лежит стремление удовлетворить новые потребности общества, спрос на конкретный продукт (товары, работы, услуги). Мотивом же такой деятельности являются: желание самореализации, достижение успехов в профессиональном труде; укрепление личного конкурентоспособного потенциала, обеспечивающего прочные позиции на рынке и преимущества перед другими предпринимателями; извлечение экономической выгоды для обеспечения себя и своих близких средствами существования и др. Кроме названных экономических мотивов в природе людей отражена потребность в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальная мотивация предпринимательского поведения предполагает ответственность за благополучие семьи, общества и природы и ориентирована на собственное развитие
через осуществление прогрессивных изменений в обществе. П. Друкер писал, что «инновационная деятельность обладает экономической целесообразностью и ценой, но и имеет социальную ценность, ...социальная инновация - это изменение привычного типа мышления и стиля жизни», суть инновационной деятельности заключается в создании более высокого уровня неопределенности и риска, внесение динамичности в «устойчивый» экономический порядок [3]. Таким образом, инновационная деятельность - это мотивация трудовой деятельности и способ поведения.
Инновационный процесс является тем видом деятельности, который требует от предпринимателя не только профессиональной ориентации восприятия и мотивации, но и умения рисковать. С точки зрения предпринимателя инновационная деятельность может быть представлена как процесс творчества в создании новшеств, реализуемый как инновационная потребность предпринимательских усилий.
Творчество как непрерывная инновационная деятельность предпринимателя означает постоянный поиск новых идей и создание условий для их работы на практике, независимо от сложности путей реализации новшеств и наличия необходимых ресурсов. Центральной мотивацией здесь является желание доводить начатое до конца и не успокаиваться до тех пор, пока задача не будет решена; даже когда проект выполнен, предприниматель тут же начинает искать новую идею для воплощения, поскольку для него этот
1Заиченко Яна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89025777971, e-mail: dana@istu.edu
Zaichenko Yana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89025777971, e-mail: dana@istu.edu
процесс является потребностью и привычной.
Наиболее полно сущность предпринимателя-новатора выразил Й. Шумпетер: «Задача предпринимателей - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров по новым методам благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности» [6].
Со времени Й. Шумпетера инновации связываются главным образом с предпринимательством. И практики, и теоретики утверждают, что объектом инновации могут быть не только новые процессы, причем не только производственные, но и управленческие. Многие быстрорастущие предпринимательские фирмы возникли в сфере управленческой инфраструктуры (консалтинг, инжиниринг).
По классификации ООН инновации охватывают:
- новую продукцию;
- новые технологические процессы и формы организации производства;
- новые рынки;
- новые финансовые институты и инструменты финансирования;
- новые организационные структуры и процессы управления.
В основе современной концепции предпринимательства, разработанной И. Ансоффом, П. Друкером, М. Портером и другими теоретиками управления, лежит идея И. Шумпетера о том, что экономическое развитие - это не есть лишь результат воздействия безличных рыночных сил, оно реализуется через предпринимательские нововведения, представляющие собой новые комбинации факторов производства.
В современной экономике предприниматель играет решающую роль в процессе экономического роста, фактически выступая эквивалентом инновационности, позволяющий при этом предпринимательскому бизнесу добиться конкурентного преимущества на рынке. Инновации - характерное оружие предпринимателя, поскольку делая новые вещи или делая старые вещи по-новому предприниматели используют перемены для создания нового бизнеса или новой услуги. Предприниматели смотрят на перемены как на нормальное здоровое явление. Они всегда ищут перемены, реагируют на них и используют их как возможность для создания нового прорыва, являясь при этом двигателем экономического прогресса. В инновациях главное сфокусироваться на возможности настоящего, то есть понять настоящее, изучить то, что уже известно и превратить эти знания в будущие возможности.
Обычно выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
- инновация продукции (процесс «обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры...» [6]);
- инновация технологии (обновление производ-
ственного потенциала, направленное на экономию энергии, сырья, повышение производительности труда, что, соответственно, приводит к увеличению объема прибыли);
- социальные инновации (активизация человеческого фактора путем разработки и внедрения системы улучшения кадровой политики, системы профессиональной подготовки, системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу, системы вознаграждения и оценки результатов труда).
Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением. Он не прерывается и после внедрения, так как нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей.
То, что инновационные процессы являются наиболее перспективной формой развития экономики, вряд ли кто будет отрицать. Но возникает вопрос, на какие инновации делать ставку - апробированные в условиях российского рынка и имеющие некоторый резерв развития или венчурные, характеризующиеся большим риском и долгим сроком окупаемости. Ответ на поставленный вопрос можно дать только после проведения всестороннего исследования рынка и маркетингового анализа внутренней среды предприятия и его окружения.
Отметим, что в развитых странах широкое распространение получили венчурные фирмы, являющиеся временными структурами, создаваемые для решения определенных проблем. Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие организационные структуры, характеризующиеся высокой предпринимательской активностью, которая определяется прямой заинтересованностью изобретателей и их компаньонов по венчурному бизнесу в скорейшей коммерческой реализации изобретений, причем с минимальными затратами на их отработку. Выйти первыми с принципиально новым продуктом или услугой на рынок - главный приоритет для венчурного бизнеса. Стержнем в данной области является быстрота движения от идеи к рынку, а это и есть главная составляющая успеха. Для создания венчурной фирмы необходимо несколько условий:
1. Идеи инновации. Здесь критерием будет служить уникальность предлагаемого проекта, его конкурентные преимущества (это обязательное требование, так как новый товар или услуга должны будут выстоять в условиях конкурентной борьбы, а объем их продаж постоянно расти в течение времени, на который выданы деньги).
2. Предприниматель, способный на основе такой идеи организовать новую фирму, обладающий при этом значительным опытом, он также должен быть достаточно гибким в случае необходимости изменения
первоначальных планов (такая личность - залог успеха в бизнесе).
3. Прибыль (критерием приятия проекта выступает минимальная прибыльность).
По нашему мнению, причинами, препятствующими развитию венчурного капитала, являются низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности и практически полное отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность венчурного бизнеса (до недавнего времени в действующем законодательстве отсутствовало понятие венчурное инвестирование). Однако в нынешних условиях долговременный успех на рынке без реализации венчурных проектов весьма проблематичен, и, как следствие, предпринимателю не обойтись без них.
Отметим следующие преимущества венчурного бизнеса: гибкость, подвижность, способность быстро переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и апробировать новые идеи. Конкуренция, рынок, жесткие сроки вынуждают разработчиков действовать быстро и результативно, тем самым продвигая исследовательский процесс, ускоряя внедрение новшеств, так как производители получают уже готовый результат. Таким образом, предприниматель с венчурным капиталом получает не только деньги, но и передовой управленческий опыт и обширные деловые контакты, необходимые ему для полномасштабной коммерциализации своих технологических разработок, сохраняя при этом контроль над компанией в своих руках.
С позиций предпринимателей подходы к определению инновационной деятельности основываются на экономической методологии, но лишь частично пересекаются с пониманием инновационной деятельности как процесса производства и внедрения интеллектуальной собственности в качестве нематериального актива. Разрабатывая и реализуя новые технологии, предприниматель создает не только объекты промышленной собственности, но и другие важные для предпринимательского процесса конкурентоспособные преимущества. Введение нематериальных активов в хозяйственный оборот и эффективное управление ими позволяют не только защитить свой бизнес, но и повысить стоимость предприятия, увеличив размеры активов, а также обеспечить дополнительный источник денежных поступлений. Использование объектов интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволяет существенно повысить конкурентоспособность наукоемких и инновационных предприятий, в частности:
- обеспечить реальный контроль над долей рынка инновационной продукции и возможность законного преследования недобросовестных конкурентов и нарушителей, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- получить дополнительные доходы за передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
- получить дополнительные преимущества в бизнесе (оборотоспособные объекты интеллектуальной
собственности являются весьма эффективным инструментом управления стоимостью действующего предприятия);
- производить амортизацию интеллектуальной собственности и развивать соответствующие фонды амортизационных отчислений.
На наш взгляд, в современных условиях предпринимателю-новатору нельзя относиться к инновационному менеджменту и управлению интеллектуальной собственностью просто как к системе по разработке и охране технологии, на основе которой выпускается продукция или оказывается услуга. В современных условиях предпринимателю следует более эффективно использовать массовый творческий менеджмент, направленный на рост конкурентоспособности продукции. Мы придерживаемся той точки зрения, что стратегически мыслящий предприниматель для наиболее эффективного инновационного развития может ввести в состав управления предприятием специальные научные советы. Если мы обратимся к зарубежной практике, то увидим частое введение в состав топ-менеджеров главного директора по инновациям (Chief Innovation officer - CIÑO) или главного научного сотрудника (Principal Scientist).
Инновационная деятельность предпринимателями воспринимается как последовательность осуществления инновационных проектов, являющихся разновидностью инвестиционных проектов. Причем в распространенном определении инновационные проекты направлены на инвестирование в создание или приобретение реальных материальных и нематериальных активов, в отличие от иной разновидности инвестиционных проектов, осуществляемых капиталовложениями в финансовые активы и не являющихся инновационными, то есть инновация с точки зрения предпринимателя является приобретением реальных активов (материальных и/или нематериальных), а не финансовых. В то же время инвестирование в финансовые активы может служить способом накопления для последующего финансирования капиталовложений в реальные активы. В этом случае финансовый инвестиционный проект является первым шагом инновационного проекта. Можно сказать, что с экономической точки зрения любой инвестиционный проект содержит инновационную часть в определенном отношении. Для предпринимателя важнейшим стимулом к инновационной деятельности является повышение стоимости имущества при инвестировании в реальные активы, то есть стоимость приобретенной совокупности активов должна быть на размер предпринимательского интереса больше суммы стоимости этих активов, взятых по отдельности, а необходимым условием является наличие эффективного механизма правовой защиты деятельности и активов.
Американские экономисты К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю, указывая на четыре взаимосвязанные функции предпринимателя, уделили особое значение предпринимательской способности как человеческого ресурса [4]:
1) предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый
процесс производства товара или услуги;
2) предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;
3) предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;
4) предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса. Предприниматель - это человек, идущий на риск (что следует из трех его функций).
Прибыль предпринимателю не гарантирована. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров. Именно две последних функции и выражают особую суть инновационного предпринимательства.
Инновационная деятельность направлена на производство нематериальных активов, и в этом заключается ее экономическая суть. Следовательно, эффективный инструмент один - инновации, так как через формирование мощного инновационного потока возможно обеспечение конкурентных преимуществ и лидерство на рынке, что в свою очередь не может быть достигнуто без обретения маркетингового мышления и маркетинговой направленности в организации бизнеса.
Устойчивое конкурентное преимущество является базисом, на котором строится успешный бизнес, и главным критерием отбора проектов успешными инвесторами, это длительная выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность стратегии, основанной на особой комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами.
Попробуем сформулировать задачи, наиболее, по нашему мнению, остро стоящие перед предпринимателем в процессе инновационной деятельности:
1. Выбор способа достижения конкурентных преимуществ, складывающихся в обобщенном виде из трех составляющих:
- уникальность продукта (лидерство по новизне);
- минимальный уровень издержек (лидерство по цене);
- наилучшее мнение потребительского контингента (лидерство торговой марки).
В реальной экономике, как правило, доминирует один из указанных факторов. Высокие накладные расходы и отсутствие достаточного опыта в организации крупного производства не позволят ему и аналогичным предприятиям в ближайшие годы превзойти конкурентов по снижению производственных затрат. Еще больше времени уйдет на достижение имиджа, аналогичного «Сименс», «Тойота» и многим другим. Следовательно, остается единственный путь - поиск и выпуск продукции, выделяющейся по новизне, качеству и совокупности потребительских свойств, формирующей
новые рынки и новый потребительский спрос. Уникальность продукции обычно хорошо соотносится с ее эксклюзивностью, так как наиболее адресно отвечает индивидуальным запросам и требованиям.
2. Управление затратами. Наиболее эффективный путь снижения затрат - инновации в форме частных технических решений, заметно удешевляющих освоенную продукцию, которые могут быть обнаружены в процессе анализа невостребованной интеллектуальной собственности. Очевидным резервом интеллектуальной собственности являются патентные фонды, в том числе невостребованные изобретения и отвергнутые заявки. Все это нетиражированное интеллектуальное богатство имеет низкий коэффициент использования и постепенно устаревает, так и не приняв участия в масштабных инновациях.
3. Развитие венчурного бизнеса. Можно сказать, что это своеобразная форма защиты предпринимателя от потерь на стартовых этапах инновационного процесса. Отметим наиболее приемлемые, на наш взгляд, варианты венчурных стратегий:
-«выхаживание» малой фирмы (инвестиции в НИОКР, оказание управленческой помощи);
- выделение малой фирмы;
- совместное предприятие (объединение преимуществ и возможностей крупного предприятия и малой фирмы);
- малая фирма внутри компании (самостоятельное подразделение, разрабатывающее нетрадиционную технологию с большой перспективой и высоким риском).
4. Мобилизация персонала. Маркетингово-венчурный подход к организации бизнеса немыслим в условиях длительной стабильности, без проявления максимальной гибкости и готовности к смене приоритетов и направлений, без эффективной реакции на изменение внешней среды, которые прямо или косвенно затрагивают интересы организации и ее персонала. Только осознание целей реструктуризации и готовность к переменам гарантируют переход к инновационному развитию. Здесь направления действий могут быть следующими:
- кадровый маркетинг (поиск и внедрение современных форм рекрутинга для подбора ключевых и элитных кадров);
- формирование собственных команд для реализации инновационных проектов;
- формирование форм достойного стимулирования за реальный вклад;
- полное информирование о целях и способах реализации инновационных мероприятий каждой категории работников в пределах ее компетенции.
Поскольку инновационная деятельность невозможна вне развитого рынка и конкурентной среды, замена представленного выше экономического подхода к пониманию инновационной деятельности на одностороннее мнение об этой деятельности как направленной на производство и внедрение интеллектуальной собственности без учета точки зрения предпринимателя об инвестировании в инновационный проект иных активов была бы некорректной._
В плане экономической методологии деятельность предпринимателей направлена на повышение стоимости предприятия (совокупности активов) за счет создания нематериального актива. Данное утверждение в полной мере справедливо для новых предприятий на инновационном этапе их развития, когда прибыль не отчуждается в форме финансового актива, а реинвестируется в реальные активы, в том числе нематериальные, приобретаемые в форме интеллектуальной собственности. Эффективные инновации невозможны без наличия соответствующего механизма интеллектуальной собственности. С точки зрения предпринимателя здесь важно выделить следующее: обеспечение получения технологической ренты пред-принимателем-инноватором, низкая затратность процессов патентования. Особо следует подчеркнуть, и теория управления интеллектуальной собственностью это утверждает, что при разработке новой технологии или в момент зарождения нового товара (продукта) предпринимателю необходимо ориентироваться в первую очередь на конкурентоспособность будущего товара, на его принципиальную новизну и оригинальность. Ошибочно рассчитывать на то, что потребитель станет покупать нечто хуже того, что уже существует на рынке В то же время в законодательстве имеется целый ряд неопределенностей и несоответствий, отнюдь не способствующих формированию в России благоприятной для инновационной активности правовой среды. Это прежде всего касается:
- ограничения прав владельцев интеллектуальной собственности;
- законодательной неопределенности в отношении правовых основ передачи коммерческой тайны и секретов производства;
- слабого контроля над исполнением законов и соблюдением предоставленных патентообладателю прав;
- отсутствия контроля над недобросовестной конкуренцией;
- неэффективности правоприменительного механизма, обеспечивающего эффективную защиту прав на промышленную собственность.
Новым направлением в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности является стратегическое патентование. Патент, как и вообще интеллектуальная собственность - средство осуществления коммерческой деятельности, и при умелом использовании приносит собственнику (в данном контексте предпринимателю) доход. Патенты превратились в стратегическое оружие, и установление патентных прав является важным средством в достижении конкурентоспособности. Патентная система позволяет расширить обмен информацией между исследовательскими группами и помогает избежать дублирования в проведении исследовательских работ. Так, например, в настоящее время по данным Роспатента и Государственного комитета статистики действует 143584 патента, а патентных заявок подано 30651.
Таким образом, в современном обществе одним из основных аспектов интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности пред-
принимателя является вопрос роста нематериальных активов на основе интеллектуальной собственности, сбалансированности интересов автора и общественности. Как правило, интеллектуальная собственность реализуется в два этапа: на первом этапе создается сама собственность как инструмент разработки новых технологий или продуктов, на втором - собственность доводится до коммерческого результата.
Следует отметить, что всякий предприниматель-новатор выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории инновационного предпринимателя, так как инновационное предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновационных моментов, будь то производство нового для рынка товара или технологии, смена профиля деятельности или основание нового предприятия, новая организация управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий. Феномен предпринимателя в инновационном процессе заключается в том, что это процесс, соединяющий воедино науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.
К числу важнейших интеллектуальных ресурсов инновационного процесса относятся научные знания, новые технологии, приемы и методы организации и управления, предпринимательский потенциал, знание мирового опыта, инновационные грамотность и культура кадров всех уровней и профессиональной принадлежности.
Сегодня вряд ли кто будет отрицать, что одним из важнейших условий развития и внедрения инноваций является наличие в научно-технической, промышленной и предпринимательской сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных, с одной стороны, обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции, а с другой - использовать эти результаты в производственных и предпринимательских инновациях. Нужно помнить, что инвестиции в человеческий капитал, способный не только разрабатывать новые технологии, но и превращать их в привлекательный коммерческий продукт, признаны мировым сообществом как самые выгодные как для роста конкурентоспособности экономики, так и для людей.
Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, способны обеспечить профессионально подготовленные специалисты. Они должны владеть вопросами коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проекта, продвижения их на рынок. Однако объем и особенно качество подготовки специалистов для инновационной деятельности и эффективной коммерци-
ализации технологий в настоящее время не соответствуют современным потребностям. Поэтому так важно насытить рынок труда специалистами, способными организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности и реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции, эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе.
Тем самым предприниматель может более активно использовать именно персонал как источник инновационных идей. При этом он имеет возможность непосредственно применить особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров. Вместе с этим предприниматель, заинтересованный в реализации нововведений, должен выявить творческие способности и достижения персонала. Отбор персонала - достаточно сложная задача, и здесь необходимо учитывать следующие личностные характеристики:
- открытость к риску (здесь имеется ввиду не безрассудное отношение к нему, а способность выйти из зоны комфорта для того, чтобы начали происходить желаемые события);
- высокий энергетический уровень (то есть уверенность в необходимости и полезности своей деятельности вне зависимости от результатов);
- гибкость (это та способность, наличие которой позволяет адаптироваться к быстро изменяющимся потребностям бизнеса и экономики);
- правильное отношение (наиболее важная черта характера, при которой единство цели, профессиональная и человеческая солидарность дают возможность для дальнейшего межличностного общения, творчества новаторов, поддержания благоприятного морального климата.
Важнейшим условием успеха нововведений является подбор команды, обладающей в совокупности вышеперечисленными качествами. Работая вместе как команда предприниматель и его персонал приобретают возможность двигаться «вперед и вверх». «Научитесь эффективно управлять людьми и большинство ... проблем вообще никогда не материализуется, ... окружите себя людьми, которые будут вам нужны для того, чтобы дело процветало...». И здесь предпринимателю-новатору важно проявить себя и как лидера. Лидерство - это процесс направления поведения других людей с целью достижения общих целей. Лидерство необходимо для создания команды
из группы людей, превращение их в силу, которая служит как устойчивое конкурентное преимущество. Лидеры знают, как заставить людей работать сообща, как их мотивировать, чтобы они показали свои наилучшие результаты. В конкурентной современной бизнес-среде необходим новый тип предприимчивого лидера, который отличается способностью находить нестандартные решения и вместе с этим предприниматель-лидер-новатор смотрит на себя как на руководителя собственным бизнесом. Приведенная ниже схема, в центре которой лежат общие ценности при реализации нововведений, полностью отражает основы командной работы, создающей творческую атмосферу в коллективе.
Как отмечалось ранее, стремление к творчеству -главная составляющая человека, поэтому предпринимателю следует руководствоваться следующими принципами:
- позволить своей команде быть свободной в максимально допустимой степени;
- создать такую рабочую среду, где команда превзойдет других;
- дать возможность раскрыться, сделав идею «вызревшей»;
- дать понять, что вклад команды важен, что ее мнение ценно;
- дать возможность для роста и учебы с целью повышения своих знаний, умений, навыков (творчеству всегда требуется дополнительный ресурс для вдохновения и для того, чтобы сравнить и оценить то, что уже было создано);
- поощрять команду думать широко и искать творческие, многообразные решения проблем и проектов;
- предоставить некоторое пространство (творческие люди различны по характеру, им необходимо пространство для того, чтобы быть творческими, время для возникновения идеи, которая принесет прибыль).
Таким образом, для того чтобы собрать команду и привести ее к успеху, требуется личность, интеллектуальное творчество которой сочетается со стремлением к самореализации, умением организовать и осуществлять функции по успешному видению бизнеса -предприниматель-новатор (инновационный предприниматель).
Статья поступила 03.04.2014 г.
Библиографический список
1. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / пер. с англ. под ред. М.А. Старчевого. СПб.: Экономическая школа, 2005. 384 с.
2. Бунчук М. Роль венчурного капитала в финансировании малого инновационного бизнеса // Донбасская ассоциация развития Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2010/iem/sharov/library/art icle03.htm
3. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий. М.: ИД «Book
Chamber International», 2004. 268 с.
4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: припципы, проблемы и политика. 14-е изд. М.: Инфра-М, 2004. 972 с.
5. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюктуры / пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 456 с.