Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура как фактор повышения эффективности инновационной деятельности'

Инновационная инфраструктура как фактор повышения эффективности инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2848
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна

Предметом исследования выступает инновационная инфраструктура, которая является важной составляющей инновационной деятельности, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса. Представлены специфические черты, основные тенденции инновационного предпринимательства и особенности реализации стратегии инновационного развития России. Проанализированы основополагающие подходы к определению понятий инновации и инновационная инфраструктура. Выявлены основные элементы инновационной инфраструктуры, характеризующие ее в виде совокупности субъектов и условий, влияющих на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AS A FACTOR IMPROVING INNOVATION EFFICIENCY

The object of research is innovation infrastructure which is an important component of innovation activities, including those of small and medium-sized businesses. The article describes specific features, main trends of innovative ventures and implementation features of the strategy of innovative development in Russia. Analysis is given to the fundamental approaches to the definition of the concepts of innovation and innovative infrastructure with the identification of the basic elements of the innovation infrastructure characterizing it as a set of entities and conditions affecting innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура как фактор повышения эффективности инновационной деятельности»

степени должно зависеть от требований региональной экономики и необходимости продуцирования специфического ресурса региона. Это может существенно изменить карту образования в регионе. Возможно, что избыточность некоторых получаемых специальностей, не востребованных в экономике регионов, приведет к их сокращению, а значит, мы можем получить перестройку структуры организации работы высших учебных заведений региона, и лучше, конечно же, сделать это эволюционным, а не революционным путем. Однако в рамках формирования человеческого (интеллектуального) потенциала региона соответствие специфики региональной экономики и ее нужд потенциалу региональной научно-образовательной системы необходимо.

В данной статье не уделено внимание другим

уровням образования в региональной системе науки и образования, поскольку это несколько выходило бы за формат и идею статьи, потому что, по нашему мнению, рассматриваемые эффекты и проблемы взаимодействия РАН или бизнес-структуры наиболее ярко проявляются именно на уровне высшего образования в региональной научно-образовательной системе. Исследование роли других уровней будет рассмотрено в дальнейших работах. Также интересным представляется дальнейшее исследование модели «Тройная спираль» (университет - государство - бизнес) именно при расширении активных элементов данной модели до предлагаемого в этой статье элемента -региональной научно-образовательной системы.

Статья поступила 19.10.2015 г.

Библиографический список

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» с целью создания благоприятных условий для инвестирования средств в облигации концессионера: проект федер. закона от 04.07.2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depinvest/doc 20120704_05 (01.10.2012).

2. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27.09.2013 г. № 253-Ф3 [Электронный ресурс] // Российская газета. RG.Ru. Документы. URL: http://www.rg.ru/2013/09/27/ran-site-dok.html (01.10.2014).

3. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2005. 148 с.

4. Арефьев А.Л., Арефьева М.А. Об инженерно-техническом образовании в России [Электронный ресурс] // Центр социального прогнозирования и маркетинга. URL: http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=133 (12.12.2014).

5. Ерохина Е.В. Структура и особенности региональной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2. С. 63-71.

6. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 472 с.

7. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал

России? М.: Издательский дом Высшей школы экономики,

2012. 76 с.

8. Красикова Т.Ю. Критерии эффективности инновационного образования // Проблемы теории и практики управления.

2013. № 2. С. 137-142.

9. Мальцев В. Кембридж берет в долг. [Электронный ресурс]. // Эксперт. 2012. URL: http://expert.ru/2012/10/12/kemb-ridzh-beret-v-dolg/?n=43561 (12.10.2012).

10. Механик А. Между Фоменко и обезьяно.й № 7 (596) [Электронный ресурс]. // Эксперт. 2008. URL: http://expert.ru/ex-pert/2008/07/mezhdu_fomenko_i_obe-zianoi/media/preview/ (19.10.2012).

11. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепции, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125-137.

12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.

13. Etzkowitz Н. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. London: Routledge, 2008. 176 с.

14. Krasikova T.Yu., Ognev D.V. Role of Universities in the formation of regional innovation system // Економiчний часопис-XXI, 2014. № 3-4. С. 90-92.

15. Leydesdorff L. The Dynamics of Innovation: From National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Research Policy. 2000. № 29 (2). P. 9-123.

УДК 330.142.211

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л

© И.А. Кузнецова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Предметом исследования выступает инновационная инфраструктура, которая является важной составляющей инновационной деятельности, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса. Представлены специфические черты, основные тенденции инновационного предпринимательства и особенности реализации стратегии инновационного развития России. Проанализированы основополагающие подходы к определению понятий инновации и инновационная инфраструктура. Выявлены основные элементы инновационной инфраструктуры, характеризующие ее в виде совокупности субъектов и условий, влияющих на инновационную деятельность.

1Кузнецова Ирина Александровна, аспирант, тел.: 89836913359, e-mail: jp54@mail.ru Kuznetsova Irina, Postgraduate, tel.: 89836913359, e-mail: jp54@mail.ru

Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; инновационная инфраструктура; инновационная система; субъекты малого и среднего бизнеса.

INNOVATIVE INFRASTRUCTURE AS A FACTOR IMPROVING INNOVATION EFFICIENCY I.A. Kuznetsova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The object of research is innovation infrastructure which is an important component of innovation activities, including those of small and medium-sized businesses. The article describes specific features, main trends of innovative ventures and implementation features of the strategy of innovative development in Russia. Analysis is given to the fundamental approaches to the definition of the concepts of innovation and innovative infrastructure with the identification of the basic elements of the innovation infrastructure characterizing it as a set of entities and conditions affecting innovation. Keywords: innovation; innovative activity; innovation infrastructure; innovation system; small and medium-sized business entities.

Инновационная деятельность хозяйствующих субъектов является важнейшим фактором обеспечения экономического развития страны и достойного уровня жизни населения. Реализация принятой в России «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определила необходимость повышения эффективности этой деятельности, в том числе малых и средних предприятий.

Результаты реализации первого этапа «Стратегии инновационного развития РФ» свидетельствуют о формировании группы инновационно-активных предприятий, способствующих развитию национальной инновационной системы, что было отмечено на пленарной сессии 4 июня 2015 г. в докладе «Стратегия инновационного развития: приоритеты и новые задачи» в рамках III Международного форума технологического развития «Технопром-2015» в г. Новосибирске. Анализ данных Министерства экономического развития РФ свидетельствует в целом о положительной динамике инновационной деятельности, а именно:

- с 2010 по 2013 гг. почти в два раза увеличилась доля инновационной продукции в общем объеме товаров, работ и услуг, в три раза - доля инновационной продукции в экспорте;

- за пять лет Россия поднялась на 19 позиций в Глобальном инновационном индексе и вышла на второе место в Европе и пятое место в мире по размеру венчурных инвестиций;

- доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные или маркетинговые инновации, увеличилась на 0,1-й процентный пункт и составляет 10,9% от общего числа.

Вместе с тем в целом по уровню инновационного развития Россия заметно отстает не только от развитых стран, но и от ряда стран с переходной экономикой. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнель-ский университет (Cornell University) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) представили аналитический доклад «Глобальный индекс инноваций 2014» (Global Innovation Index 2014). В составленном ими рейтинге Россия заняла 49-е место в списке из 143-х стран, что на 13 позиций выше, чем в предыдущем году. В 2014 г. список десяти мировых лидеров

в области инноваций практически не изменился по сравнению с прошлым годом.

В рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов по-прежнему лидирует Швейцария. За ней следуют Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, США, Сингапур, Дания, Люксембург и Гонконг. В общем рейтинге за 2014 г. Россия находится между Таиландом (48-е место) и Грецией (50-е). Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (30-е место), развитием бизнеса (43-е), развитием знаний и технологий (34-е). Показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51-е место). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (88-е место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72-е) и развития внутреннего рынка (111-е). Среди стран БРИКС Россия занимает второе место после Китая (29-е место, при этом рейтинг Китая теперь сопоставим с рейтингом многих стран с высоким уровнем дохода), обгоняя Южную Африку (57-е), Бразилию (61-е) и Индию (76-е). Среди стран бывшего СССР, охваченных исследованием, Россия занимает пятое место после Эстонии (24-е место), при этом у Латвии (34-е), Литвы (39-е) и Молдовы (43-е) [4].

На сегодняшний момент России не удается достичь запланированного роста по всем направлениям инновационной деятельности. В значительной степени это обусловлено объективными причинами, в том числе связанными с изменениями экономической ситуации в стране на фоне введения санкций, замедлением темпов структурных сдвигов в инновационной сфере, приводящими к отставанию от стран-лидеров. Эти обстоятельства свидетельствуют о наличии ряда нерешенных задач в отечественной инновационной системе. Например, существует негативная динамика показателя, характеризующего активность в сфере патентования. Кроме того, можно отметить недостаточную поддержку деятельности отраслевых бизнес-ассоциаций, системы дополнительного образования и низкий уровень эффективности механизмов развития коммерциализации технологий и высокотехнологического экспорта.

Анализ исследований в этой области показал, что инновационная деятельность в России очень сильно зависит от таких факторов, как степень технологично-

сти производств и размеров предприятий, от которых зависит характеристика инновационной деятельности. Для высокотехнологических видов производств доля инновационно-активных предприятий более чем в 2 раза превосходит средний по стране уровень, а для средне-высокотехнологических производств эта доля почти на три процентных пункта выше средней по стране. Другими словами, занимая большую долю в общем объеме отгруженной продукции, производства средней и низкой технологичности значительно отстают по степени ее инновационности. На уровне всей обрабатывающей промышленности примерно 27-30% всех затрат на технологические инновации направлено на создание технологически нового (или значительно усовершенствованного) продукта, в том числе в высокотехнологических видах деятельности величина этого показателя равна 42-45%, а в средне-высокой степени технологичности соответственно составляет 37-40% [7].

Размер предприятий в зависимости от количества работников характеризует концентрацию производства в пределах одной производственной единицы. В структуре предпринимательской активности по размерным классам передовые позиции занимают классы средних предприятий и близкие к ним классы малых и больших предприятий, которые характеризуются наибольшими относительными масштабами производства инновационной продукции, высокой эффективностью производства, большей наукоемкостью продукции. Но количество предприятий в этих классах достаточно мало [4].

Одной из основных задач инновационного развития страны является создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды. Понимание значимости этой проблемы определяет необходимость дальнейших исследований в области инновационной деятельности для оптимизации механизмов ее стимулирования.

Буквальный перевод английского слова innovation - введение новаций. В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП).

Термин инновация стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т.п.

В литературе насчитываются множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные

авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Пер-лаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание [10]. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [8]. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный -технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может принести добавочный доход [9]. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [11].

Подводя предварительный итог, можно отметить, что для исследования специфики инновационной деятельности целесообразно выделить два основополагающих подхода к трактовке термина инновации, а именно:

- во-первых, рассматривающих содержание термина инновации как любое новшество, относящееся к социальной сфере, науке, производству;

- во-вторых, раскрывающих понятие инновации как процесс или результат (продукт).

С учетом данных подходов на современном этапе можно сгруппировать имеющиеся научные школы по вышеуказанным критериям. В рамках первой концепции представители научной школы Л. Волдачек, Г. Гамидов, Г. Гольдштейн, Й. Шумпетер, Ю. Яковец трактуют данное понятие как инновации - изменения. Аналогичный подход прослеживается у научной школы А. Аганбегяна, Л. Бляхмана, С. Валдайцева,

A. Кругликова, М. Робертса, и в этом случае инновации - это движение от низшего к высшему, то есть прогресс.

В рамках второй концепции можно сгруппировать следующие определения таких научных школ как: инновации - результат научного труда, представителями которой являются И. Балабанов, С. Глазьев, Л. Гохберг, Д. Кокурин, В. Пилипчуч; инновации - процесс генерирования, внедрения, использования идей и результатов - С. Валдайцев, С. Завлина, И. По-лушкина, А. Пригожин; инновации - непрерывная деятельность включающая взаимосвязь этапов создания, распространения и практического использования новшества - Д. Гвишиани, В. Кабанов, В. Лапин,

B. Медынский, Б. Санто, Б. Твисс; инновации - изменение, результат, процесс, деятельность, прогресс - Г. Азгольдов, А. Костин, О. Советова, Р. Фатхутди-нов, Ф. Янсен.

Применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Ос-

ло и отраженные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. В соответствии с этими стандартами, инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [15].

В соответствии с федеральным законом, инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1].

Таким образом, можно выделить такие основные черты инноваций, как:

- инновация является следствием инновационной деятельности;

- специфическое содержание инновации составляют изменения;

- главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Развитие и стимулирование инновационной деятельности невозможно без исследования ее основных элементов, которые образуют определенную систему, отражающую взаимосвязи между субъектами и объектами по поводу осуществления инновационной деятельности.

В этой связи осознание важной роли инновационного предпринимательства и необходимость комплексных мер по его поддержке и регулированию привели к появлению понятия национальная инновационная система, которое стало весьма активно использоваться в последние годы в российской литературе. Между тем основы концепции национальных инновационных систем стали разрабатываться еще в 1980-х гг. практически одновременно учеными разных стран (К. Фрименом, Б. Лундваллом, профессором Колумбийского университета Р. Нельсоном) [12-14].

В России различные решения, способствовавшие развитию этой деятельности, начали приниматься еще в 1990-е гг., когда шла речь о выживании и сохранении научно-технической сферы, ее адаптации к условиям рыночной экономики. В дальнейшем целью государственной политики был объявлен переход к инновационному пути развития (впоследствии терминологию несколько уточнили - в пользу инновационной социально ориентированной модели развития) [2].

В качестве важного элемента для организации инновационной деятельности и повышения ее эффективности выступает соответствующая инфраструктура, задачей которой является обеспечение взаимовыгодных отношений субъектов научно-инновационной, образовательной, производственной и инновационной сфер. Это обусловлено необходимостью в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании механизмов доведения высоких технологий и научно-

технической продукции до конкретного приобретателя.

В научной литературе существует определение инновационной инфраструктуры как совокупности объектов, способствующих реализации либо всей инновационной цепочки (инновационного цикла) на уровне регионов или страны в целом, либо отдельного его этапа - коммерциализации разработок. Данная трактовка позволяет акцентировать внимание на различных аспектах инновационной деятельности в отличие от более широкого подхода, в основе которого лежит определение инновационной инфраструктуры как совокупности структур, способствующих развитию инновационной деятельности в регионе.

В нормативно-правовых актах не существует единого подхода к определению инновационной инфраструктуры, что отражено в таблице.

Как видно из вышеизложенного, разнообразные подходы к определению данного термина применяются и законодателем. Нормативно-правовые источники определяют термин через детализацию его состава, перечисляя основные субъекты инфраструктуры, призванные создать преференциальные условия для образования и развития нового бизнеса.

Анализ определений, приведенных в таблице, позволяет выделить два концептуальных подхода к определению понятия инновационная инфраструктура.

При этом в рамках первого подхода акцентируется внимание на деятельности конкретных субъектов в виде организаций (объектов), которые оказывают услуги или производят продукцию, находятся в определенных свободных экономических зонах или способствуют осуществлению инновационной деятельности.

Другой подход к определению инновационная инфраструктура предполагает выделение совокупности условий (фундаментальная наука, система образования), организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что элементами инновационной инфраструктуры являются те составляющие, которые прямо или косвенно обеспечивают разработку и внедрение инноваций, создают условия для активизации инновационной деятельности. Субъекты инновационной инфраструктуры, специально созданные для обслуживания и поддержки инновационного бизнеса и ориентированные исключительно на его интересы, входят в первую составляющую инфраструктуры. Ко второй составляющей следует отнести инновационно ориентированных субъектов инфраструктуры рынков факторов производства, так как без наличия соответствующих трудовых, капитальных, информационных, природных ресурсов эффективный процесс разработки новшеств и производства инноваций невозможен. Кроме того, в инновационную инфраструктуру целесообразно включить ориентированных на продвижение инновационной продукции субъектов инфраструктуры распределения и обмена, т.е. инфраструктуры рынка товаров (работ, услуг), финансового рынка.

Определения инновационной инфраструктуры в нормативно-правовых источниках

Источник Определение

Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации)

Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. (отклоненный Президентом Российской Федерации 3 янв. 2000 г.) Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса

Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» Инновационная инфраструктура - совокупность условий (фундаментальная наука, система образования), организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности

Проект «Основы политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (подготовлен межведомственной рабочей группой Совета безопасности РФ по проблемным вопросам формирования национальной инновационной системы РФ с использованием материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, академиями наук, имеющими государственный статус, и организациями научно-технического комплекса) Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка

Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. Инновационная инфраструктура - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием [2]

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (введено федеральным законом от 21.07.2011 № 254-ФЗ) [1]

Отсюда следует, что инновационная инфраструктура - это часть инновационной системы, которая включает специально созданные для генерации наукоемкого бизнеса и коммерциализации научных разработок вузов и НИИ образования (особые зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы и др.), а также инновационно ориентированные субъекты инфраструктуры, обеспечивающие ресурсную поддержку и оказание услуг инновационному бизнесу с целью формирования дополнительных конкурентных преимуществ экономических агентов. Причем инновационная инфраструктура и инфраструктура инновационной системы -это понятия, которые могут использоваться как идентичные по смыслу и содержанию.

Вместе с тем важнейшими факторами развития инновационной среды в России выступают преодоле-

ние инновационной пассивности крупных предприятий и эффективные меры по поддержке малого инновационного предпринимательства, а именно:

- увеличение спроса на инновации через реализацию дорожной карты по расширению доступа малого бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, а также закупок инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд, в том числе с помощью реестра инновационной продукции;

- стимулирование инновационного развития компаний с госучастием путем включения их в долгосрочные программы по выполнению целевых показателей;

- совершенствование механизмов финансирования инноваций за счет расширения объемов долгового финансирования инновационных проектов, прежде

всего путем субсидирования процентных ставок в рамках госпрограммы «Развитие промышленности», деятельности Агентства кредитных гарантий, Фонда развития промышленности;

- внедрение механизма стимулирования инноваций через корпоративные венчурные фонды, широко распространенные в зарубежной практике; планируется их создание в компаниях с госучастием в объеме не менее 10 млрд руб.;

- развитие механизмов коммерциализации технологий путем запуска программы поддержки создания стартапов в университетах и научных центрах и механизмов правовой охраны результатов перспективных

коммерческих разработок институтами развития, а также реализация мер по повышению эффективности управления правами на результаты интеллектуальной деятельности госкомпаниями;

- в условиях снижения доходов от экспорта углеводородного сырья особенно актуальной становится задача по продвижению российских высокотехнологичных компаний на внешние рынки путем мероприятий по поддержке компаний, осуществляющих экспорт инновационной продукции и зарубежное патентование.

Статья поступила 15.10.2015 г.

Библиографический список

1. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ; с доп. и изм. от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (09.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Правительством РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (09.09.2015).

3. Глобальный индекс инноваций 2014 года: исследование INSEAD [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http: gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841 (15.08.2015).

4. Голиченко О.Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России // Инновации. 2013. № 5 (175). С. 20-24.

5. Королева Л.П., Ермошина Т.В. Инновационная инфраструктура: состав и место в инновационной системе экономики // Инновации. 2014. № 12 (194). С. 59-61.

6. Мотовилов О.В. Анализ развития национальной инновационной системы и мер по его поддержке // Инновации. 2014. № 7 (189). С. 34-38.

7. Нечаев А.С. Эффективность привлечения инвестиций в организацию производственных процессов на промышлен-

ных предприятиях // Вестник ИрГТУ. 2013. № 3 (74). С. 237-241.

8. Никсон Ф. Роль руководства в предприятии в обеспечении качества и надежности. М.: Изд-во стандартов, 1990. 317 с.

9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / общ. ред. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990. 296 с.

10. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 272 с.

11. Шумпетер Й. Теории экономического развития. М.: Экономика, 1995. 540 с.

12. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. London: Pinter Publishers, 1987.

13. Lundvall B. National systems of innovation: Towards a theory of innovation and interactive learning. London: Pinter Publishers, 1992.

14. Nelson R. National innovation systems. Oxford University Prees, 1993.

15. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005; Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совм. публ. ОЭСР и Евростата: пер. на рус. яз. М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.