Научная статья на тему 'Анализ инновационного потенциала стран БРИКС, приоритеты сотрудничества'

Анализ инновационного потенциала стран БРИКС, приоритеты сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СТРАНЫ БРИКС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДЕКС ИННОВАЦИЙ / ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / INTERNATIONAL INTEGRATION / BRICS COUNTRIES / INNOVATION POLICY / INNOVATION COOPERATION / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION INDICES / PRIORITIES OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лузина Татьяна Викторовна, Дударева Эльза Александровна

Необходимость инновационного сотрудничества в рамках интеграционного объединения является одной из приоритетных задач национальной экономической политики стран БРИКС. В статье анализируется современное состояние инновационного развития стран БРИКС, необходимое для достижения устойчивого и сбалансированного роста экономики и конкурентоспособности в глобальном развитии. Особое внимание отводится оценке и анализу инновационного потенциала стран БРИКС, определению общих приоритетов научно-технологического и инновационного сотрудничества. Результаты анализа инновационного потенциала показали, что страны БРИКС за последние годы улучшили свои рейтинги за счет совместных проектов в рамках объединения. В качестве основных причин, тормозящих технологическое и инновационное развитие, являются, прежде всего, низкое финансирование НИОКР, низкая коммерциализация и защита интеллектуальной собственности научно-технических разработок в сфере научных исследований. Важным стимулом является создание и поддержка развития инновационной инфраструктуры для привлечения ученых и специалистов высокой квалификации, соединяющее бизнес и науку стран БРИКС. Полученные результаты могут быть использованы при формировании и реализации механизмов институциональной и правовой основы сотрудничества в сфере научно-технологической и инновационной политики стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INNOVATION CAPACITIES OF THE BRICS COUNTRIES, PRIORITIES FOR COOPERATION

The need for innovative cooperation within the framework of the integration Association is one of the priorities of the national economic policy of the BRICS countries. There is the analysis of the current state of the innovative development of the BRICS countries in this article, which needs for the facility the sustained and balanced economic growth and competitiveness in the global development. The special attention is paid to assessment and analysis of the innovation capacities of the BRICS, to define the common priorities of scientific, technological and innovative cooperation. The analysis's of the innovation capacities results demonstrated BRICS countries have improved their ratings through joint projects within the Association in recent years. The main reasons hindering technological and innovative development, first of all, are low R&D financing, low commercialization, and protection of intellectual property of scientific and technical developments in the scientific area of research. An important incentive is a creation and support for the development of innovative infrastructure to attract scientists and highly qualified specialists, connecting business and science of the BRICS countries. The results can be used in the formation and implementation of the mechanisms of an institutional and legal framework for cooperation in the field of science, technology and innovation policy of the BRICS countries.

Текст научной работы на тему «Анализ инновационного потенциала стран БРИКС, приоритеты сотрудничества»

экономические науки

Лузина Татьяна Викторовна, Дударева Эльза Александровна АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН ...

УДК 339.9

DOI: 10.26140/ANIE-2019-0801-0043

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН БРИКС, ПРИОРИТЕТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

© 2019

Лузина Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Института государства и права Дударева Эльза Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры таможенного дела Института государства и права Тюменский государственный университет (625000, Россия, Тюмень, улица Ленина, 38, e-mail: elza.dudareva@mail.ru)

Аннотация. Необходимость инновационного сотрудничества в рамках интеграционного объединения является одной из приоритетных задач национальной экономической политики стран БРИКС. В статье анализируется современное состояние инновационного развития стран БРИКС, необходимое для достижения устойчивого и сбалансированного роста экономики и конкурентоспособности в глобальном развитии. Особое внимание отводится оценке и анализу инновационного потенциала стран БРИКС, определению общих приоритетов научно-технологического и инновационного сотрудничества. Результаты анализа инновационного потенциала показали, что страны БРИКС за последние годы улучшили свои рейтинги за счет совместных проектов в рамках объединения. В качестве основных причин, тормозящих технологическое и инновационное развитие, являются, прежде всего, низкое финансирование НИОКР, низкая коммерциализация и защита интеллектуальной собственности научно-технических разработок в сфере научных исследований. Важным стимулом является создание и поддержка развития инновационной инфраструктуры для привлечения ученых и специалистов высокой квалификации, соединяющее бизнес и науку стран брикс. Полученные результаты могут быть использованы при формировании и реализации механизмов институциональной и правовой основы сотрудничества в сфере научно-технологической и инновационной политики стран БРИКС.

Ключевые слова: международная интеграция, страны БРИКС, инновационная политика, инновационное сотрудничество, инновационный потенциал, индекс инноваций, приоритеты научно-технологического сотрудничества.

ANALYSIS OF THE INNOVATION CAPACITIES OF THE BRICS COUNTRIES, PRIORITIES FOR COOPERATION

© 2019

Luzina Tatyana Viktorovna, PhD in Economic, Associate Professor of Customs Department Institute of State and Law Dudareva Elza Aleksandrovna, PhD in Educational Sciences, Associate Professor of Customs Department Institute of State and Law University of Tyumen (625000, Russia, Tyumen, Lenina Street, 38, e-mail: elza.dudareva@mail.ru)

Abstract. The need for innovative cooperation within the framework of the integration Association is one of the priorities of the national economic policy of the BRICS countries. There is the analysis of the current state of the innovative development of the BRICS countries in this article, which needs for the facility the sustained and balanced economic growth and competitiveness in the global development. The special attention is paid to assessment and analysis of the innovation capacities of the BRICS, to define the common priorities of scientific, technological and innovative cooperation. The anal-ysis's of the innovation capacities results demonstrated BRICS countries have improved their ratings through joint projects within the Association in recent years. The main reasons hindering technological and innovative development, first of all, are low R&D financing, low commercialization, and protection of intellectual property of scientific and technical developments in the scientific area of research. An important incentive is a creation and support for the development of innovative infrastructure to attract scientists and highly qualified specialists, connecting business and science of the BRICS countries. The results can be used in the formation and implementation of the mechanisms of an institutional and legal framework for cooperation in the field of science, technology and innovation policy of the BRICS countries.

Keywords: international integration, BRICS countries, innovation policy, innovation cooperation, innovation potential, innovation indices, priorities of scientific and technological cooperation.

В связи с интенсификацией процессов глобализации возрастает роль инноваций в мировом развитии. Инновации рассматриваются в качестве основного фактора развития мировой системы и социально-экономического развития. Развитие мировой экономики, по мнению Н.И. Ивановой, «напрямую зависит от темпов разработки новшеств, формирования новых отраслей и модернизации низкотехнологического сектора промышленности и услуг» [1]. Как отмечают Х. Холландерс и Л. Соэте, «мы находимся на грани структурного сдвига в системе вклада знаний в рост на уровне всей мировой экономики» [2].

Объединение в рамках БРИКС как часть глобального политико-экономического пространства, является одним из проявлений «трансрегиональных международных интеграций» [3]. Приоритетом трансрегионального взаимодействия, по мнению Б.А. Хейфец, является «общность политико-экономических интересов, а не территориальная близость и наличие общих границ» [4]. Ю. Рюлланд рассматривает трансрегионализм как «процесс сотрудничества между представителями различных

регионов, формирующих общую идентичность, основанную на тех или иных общих идеологических, прагматических предпочтениях и принципах» [5]. Другие эксперты (Д.А. Кузнецов) отмечают, что трансрегионализм не предполагает строго институализированных отношений, по такому принципу работают транснациональные объединения, как например, G7, G20 и др., претендующие на участие в глобальном управлении [6].

Переход к инновационному развитию стран БРИКС, как указано в Меморандуме о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций (г. Бразилиа, март 2015 г.), связан с острой необходимостью преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса на национальном и межнациональном уровнях, достижения устойчивого и сбалансированного роста экономики и конкурентоспособности в глобальном развитии.

Несмотря на актуализацию экономического и научно-технологического взаимодействия, решения задач технологической модернизации, по мнению экспертов (Е.А. Арапова, С.П. Галкина и др.), относительно низкий уровень технологического взаимодействия, ярко выра-

20Т

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)

Luzina Tatyana Viktorovna, Dudareva Elza Aleksandrovna ANALYSIS OF THE INNOVATION CAPACITIES ...

economic sceinces

женная специализация и разнородность стратегических приоритетов экономической и инновационной политики стран БРИКС могут препятствовать формированию инновационного сотрудничества [7, 8]. Как отмечается в исследованиях (А.В. Соколов, С.А. Шашнов, М.Н. Коцемир, А.Ю. Гребенюк и др.) необходим системный, комплексный подход к определению наиболее важных для стран БРИКС приоритетов научно-технологического сотрудничества, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития и обеспечения национальных конкурентных преимуществ в рамках научно-технологической и инновационной политики [9, 10, 11]. Таким образом, тенденции и перспективы инновационного развития БРИКС во многом зависят от того, насколько прочным и диверсифицированным окажется экономическое и научно-технологическое взаимодействие, основанное на инновационном потенциале и общих научно-технологических приоритетах стран БРИКС.

Целью исследования является анализ инновационного потенциала стран БРИКС, определение общих приоритетов сотрудничества.

В экономической литературе инновация рассматривается в качестве основного фактора социально-экономического развития мировой системы, определяемое инновационными отраслями и внедрением инноваций в секторы экономики. В различных подходах инновация рассматривалась как изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец, Ф. Валента), процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев) и результат (Р.А. Фатхутдинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин), а также как экономическая категория во всех вышеуказанных аспектах (Н.Ю. Журавлева, Д.И. Кокурин, К.Н. Назин и др.). В соответствии с международными стандартами [12] под инновацией понимается конечный результат творческой деятельности, который воплотился в виде нового или усовершенствованного продукта на рынке, а также нового усовершенствованного технологического процесса в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам. В современных подходах получило свое развитие понятие «инновационная стратегия», выделяющее макроэкономические стратегии и стратегии предприятий [13, 14]. При этом наиболее полно и детально в работах экономистов (Б. Санто, Б. Твисс) изучаются микростратегии, анализируются условия их применения.

Рассмотрим экономический и инновационный потенциал стран БРИКС.

Высокие темпы роста стран БРИКС, начиная с 2001 по 2012 годы, позволили значительно сократить разрыв с крупнейшими экономиками западных стран. По экспертным данным [15] доля БРИКС в мировом ВВП увеличилась с 18 до 27%, а доли развитых стран сократились с 48 до 38%. При этом наибольший прирост совокупного экономического потенциала стран БРИКС в мировом ВВП приходился на экономику Китая (более 55%), наименьший - ЮАР (2,6%), доля прироста ВВП Индии составляла совокупный ВВП России и Бразилии. Однако мировой экономический кризис по-разному отразился на ВВП стран БРИКС, по-разному происходило восстановление и развитие экономики. Более всего финансовый кризис отразился на Бразилии и России (спад в 2016 г. составил (%): 3,5 и 0,6 соответственно), Китай, Индия и ЮАР сохранили положительную динамику роста (%): 6,7; 6,6; 0,3 соответственно [16]. По данным опроса, проведенным Глобальным разведывательным альянсом, уровень предпочтительности для инвестирования по странам БРИКС на 2012-2017 гг. составляет: Индия - 66,4%, Бразилия - 65,7%, Китай - 65,4%, Россия - 39,7%, ЮАР - 22,2%. Среди основных факторов привлекательности иностранного капитала для инвестиций стран БРИКС является, прежде всего, наличие большого количества важных для мировой экономики ресурсов [17].

Согласно данным глобального индекса инноваций (по версии Г^ЕАЭ) Россия и Китай укрепили свои позиции в 2017 г. по сравнению с 2013 г.: Китай находится на 25-й позиции с индексом - 50,57 (в 2013 г. индекс 44,7), Россия - на 43 позиции с индексом 38,5 (в 2013 г. индекс 37,6), ЮАР - на 54 позиции с индексом 35,85 (в 2013 г. индекс 37,6), Индия - на 66 позиции с индексом 33,61 (в 2013 г. 36,3) и Бразилия, на 69 позиции с индексом - 33,19 (в 2013 г. индекс 36,3) [18].

Рейтинги стран по основным составляющим глобального индекса инноваций за 2013 г. и 2017 г. показывают общую тенденцию инновационного развития стран БРИКС (рисунок 1, рисунок 2).

Рисунок 1 - Субиндексы индекса инноваций стран БРИКС, 2013 г.

Составлено авторами по: [18]

Рисунок 2 - Субиндексы индекса инноваций стран

БРИКС, 2017 г. Составлено авторами по: [18] Согласно представленным данным, из располагаемых ресурсов и условий для проведения инноваций на более высоких рейтингах в странах БРИКС находятся институты (56 позиция в 2013 г.; 56,08 в 2017 г.) и развитие внутреннего рынка (52 позиция в 2013 г.; 51,06 в 2017 г). В целом из стран БРИКС выделяется Китай, сумевший за последние 4 года улучшить и укрепить свои позиции по всем составляющим глобального индекса инноваций. В ЮАР наиболее высоко представлена институциональная среда, позволяющая реализовывать инновационную политику. Китай и Россия занимают лидирующее положение по показателю человеческий капитал и исследования, что говорит о потенциальных возможностях квалифицированных кадров проводить научные исследования. Анализируя показатели достигнутых практических результатов осуществления инноваций, следует признать, что только в Китае эти показатели достаточно высокие. В целом по странам БРИКС в 2017 г. развитие технологий и экономики знаний стран БРИКС находится на 30,94 позиции (в 2013 г. 34,5), результаты творческой деятельности на 31, 36 позиции (в

экономические науки

Лузина Татьяна Викторовна, Дударева Эльза Александровна АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН ...

2013 г. 35,26).

Следует более подробно, на наш взгляд, рассмотреть основные показатели, характеризующие инновационную деятельность стран БРИКС (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели инновационного развития стран БРИКС, 2016 г.

Показатели Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Внутренние затраты на исследования и разработки:

- млн. долл. США 39704,5 39864.9 48063.0 247808.3 4824.2

■ % к ВВП 1.24 1.09 0.82 2.05 0,73

Экспорт выс окотехнологичных товаров, в % от общего экспорта продукции 12,3 13,8 7,5 25,8 5,3

Патентование изобретений, шт.

- поступило заявок 30435 45517 43955 652777 7497

- выдано патентов 2830 34706 4328 217105 1674

Число публикаций и число цитиров аний в научных журналах, индексируемых в ЖеЬ о/5«еисв(за периоде 01.01.06 по 03.04.16г.)

- число публикаций, шт. 344474 292999 467276 1692302 89258

- число цитирований, шт, 2538270 1670473 3560329 14206735 901060

- удельный в ее страны в общем числе публикаций, %. 2,78 2,25 3,92 18,46 0,83

Составлено авторами по: [19].

Инновации имеют ключевое значение для достижения целей в области устойчивого развития. В связи с этим важно наращивать финансирование, обеспечивая и отслеживая инвестиции в знания, технологии и идеи. Согласно данным, Индия и ЮАР в 2016 г. не достигли уровня 1% (в 2010 г. - 0,95%); показатели России и Бразилии составили чуть более 1% (в 2010 г. - 1,2%); показатели Китая выше 2% (в 2010 г. - 1,7%). Несмотря на положительную динамику роста абсолютных затрат на науку страны БРИКС (за исключением Китая) серьезно отстают от развитых стран (Южная Корея, Израиль, Япония, Швеция), показатель которых достигает 5% [19, 20].

Экспорт высокотехнологических товаров способствует долгосрочному планированию модернизации и развития перспективных отраслей и сегментов промышленности, сельского хозяйства и услуг. Лидирующее место среди стран БРИКС по данному показателю занимает Китай (25,8%), примерно на равных позициях находятся Россия (13,8%) и Бразилия (12,3%).

Следующим показателем инновационного развития является интенсивность регистрации патентов. Рост патентной активности стран БРИКС начинает снижать их разрыв с развитыми странами. Так по экспертным данным, в 2016 г. сохраняется положительная динамика роста: в Китае она является самой высокой среди стран БРИКС - 217105 шт.; затем России - 34706 шт.; наиболее низкая в Индии - 4328 шт.; Бразилии - 2830 шт. и затем в ЮАР - 1674 шт. [19].

При оценке удельного веса стран БРИКС в общем числе публикаций, следует учитывать, что библиографические базы данных, по мнению экспертов (М. Кан), «не являются полными, в них преобладают публикации на английском языке, и они недостаточно глубоко покрывают социальные и гуманитарные науки. Это особенно важно для Бразилии, Китая и России, которые имеют многочисленные научные публикации на национальных языках, многие из которых не были представлены в базах Web of Science и Scopus до недавнего времени» [21]. Так удельный вес Китая в общей численности публикаций составляет 18,46%. Самый низкий показатель из стран БРИКС в ЮАР - 0,83%.

Таким образом, анализ основных показателей, характеризующих инновационную деятельность стран БРИКС показал, что несмотря на положительную динамику роста абсолютных затрат на науку к ВВП страны БРИКС значительно отстают от развитых стран. Торгово-экономическое и научно-технологическое взаимодействие между странами БРИКС, по-прежнему, составляет незначительную долю по сравнению с объемами торговли с ЕС и США. При этом рост патентной активности и публикаций постепенно начинают снижать их разрыв с развитыми странами (самая высокая динамика роста в Китае, затем России).

Приоритеты инновационного (научно-технологического) сотрудничества стран БРИКС отражены в стратегических документах, оценке инновационного потенциала, а также в большинстве двусторонних и многосторонних соглашениях между странами БРИКС. В исследованиях (А.В. Соколов, С.А. Шашнов, М.Н. Коцемир, А.Ю. Гребенюк) в качестве приоритетных направлений отмечены: «информационно-коммуникационные технологии; нанотехнологии и материалы нового поколения; передовые производственные технологии и робототехника; космические системы и астрономические наблюдения; транспортные системы; энергоэффективность и энергосбережение; ядерная энергетика; возобновляемые источники энергии; поиск, разведка и добыча полезных ископаемых; изменение климата, защита окружающей среды и борьба со стихийными бедствиями; водные ресурсы и их использование; продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство; здравоохранение и медицина; биотехнологии» [11]. Выбор приоритетов в сфере науки и технологий позволит странам БРИКС более успешно развивать и реализовывать совместное сотрудничество.

Таким образом, общая тенденция инновационного развития показывает, что несмотря на положительную динамику по основным составляющим глобального индекса инноваций и инновационной деятельности страны БРИКС (за исключением Китая) по-прежнему продолжают существенно отставать от развитых стран. В то же время за последние годы странам БРИКС удалось сохранить (в отличие от развитых экономик) более высокие темпы роста ВВП, показав б0льшую устойчивость развития в условиях мирового финансового кризиса. В целом по индексу инноваций существенно укрепили свои позиции только Китай и Россия. Из располагаемых ресурсов и условий для проведения инноваций на более высоких рейтингах находятся институты и развитие внутреннего рынка. В ЮАР наиболее высоко представлена институциональная среда, позволяющая реализовывать инновационную политику. Китай и Россия занимают лидирующее положение по показателю человеческий капитал и исследования, что обуславливает потенциальные возможности высококвалифицированных кадров проводить научные исследования. В качестве основных причин, тормозящих технологическое и инновационное развитие, являются, прежде всего, низкое финансирование НИОКР, низкая коммерциализация и защита интеллектуальной собственности научно-технических разработок в сфере научных исследований. Важным стимулом является создание и поддержка развития инновационной инфраструктуры для привлечения ученых и специалистов высокой квалификации, соединяющее бизнес и науку стран БРИКС. Исходя из вышеприведенных данных, можно утверждать, что страны БРИКС за последние годы улучшили свои рейтинги за счет совместных проектов в рамках объединения. Сходство приоритетов инновационного (научно-технологического) развития в рамках стран БРИКС является одним из важнейших факторов устойчивого долговременного и эффективного сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Н.И. Наука и инновации в полицентричном мире // Вестник российской академии наук. 2012. Т. 82. № 8. С. 698-707.

2. Hollanders H. and L. Soete. The Growing Role of Knowledge in the Global Economy. UNESCO Science Report. The Current Status of Science around the World. Paris: UNESCO Publishing, 2010. pp. 1-27.

3. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, А.Я. Капустин и др.; под ред. академика РАН Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. -128 с.

4. Хейфец Б.А. Трансрегионализация глобального экономического пространства [Текст] /Б.А. Хейфец // Общество и экономика. 2016. № 6. С. 19-42.

5. Rulland, Jurgen. The EU as an Inter- and Transregional Actor: Lessons for Global Governance from Europe's Relations with Asia, 2002: [Электронный ресурс] - URL: http: // openresearch-repository. anu.edu. au/ bitstream/ 1885/41658/3/ruland.pdf (дата обращения: 12. 09.2018).

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)

203

Luzina Tatyana Viktorovna, Dudareva Elza Aleksandrovna ANALYSIS OF THE INNOVATION CAPACITIES ...

economic sceinces

6. Кузнецов Д.А. Феномен трансрегионализма: проблемы терминологии и концептуализации [Текст]/Д.А. Кузнецов // Сравнительная политика. 2016. №2 (23). С. 14-25. [Электронный ресурс] - URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/fenomen-transregionalizma-problemy-termi-nologii-i-kontseptualizatsii (дата обращения: 7.09.2018).

7. Арапова Е.Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 32-47.

8. Галкина С.П. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики — взаимодействие в БРИКС. М.: Институт экономики РАН, 2014. - 220 с. [Электронный ресурс] - URL: https: // inecon. org/docs/BRICS.pdf.

9. Шашнов С.А., Познак А.Ю. Научно-технологические приоритеты для модернизации российской экономики // Форсайт. 2011. Т. 2. № 2. С. 48-56.

10. Соколов А.В., Чулок А.А. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года: ключевые особенности и первые результаты // Форсайт. 2012. Т. 1. С. 12-25.

11. Соколов А.В., Шашнов С.А., Коцемир М.Н., Гребенюк А.Ю. Определение приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС //Вестник международных организаций. 2017. Т.12. № 4. С. 32-67.

12. Карпенко М.О. Современные подходы к понятию и классификации инноваций // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 3. С. 129-132.

13. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

14. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика.1989. - 272 с.

15. BRICS Joint Statistical Publication Available at: http://brics. itamaraty.gov.br/joint-statistical-publications (accessed 18.11.2017).

16. World Economic Outlook (April 2013) Available at: https://www. imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01, World Economic Outlook Update (Jan 2017) https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2017/update/01 _(accessed 18.11.2017).

17. Александрова Е.Н., Орлов В.И. Роль и перспективы развития стран БРИКС в глобальной экономике // Теория и практика общественного развития, 2015. № 8. С. 36-38.

18. Explore the interactive database of the GII 2017 indicators. Available at: (accessed 18.11.2017).

19. Россия и страны мира. 2016: Стат. сб. /Росстат. M., 2016. 379 c.

20. OECD Science, Technology and Industry Outlook. Available at: http:// www.oecd.org/sti/ oecdsciencetechnologyandindustryoutlook.htm (accessed 18.11.2017).

21. Кан М. Перспективы сотрудничества стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций // Вестник международных организаций. 2015. Т.10. № 2. С. 140-159.

Статья поступила в редакцию 28.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.