Научная статья на тему 'Проблемы инновационного менеджмента в промышленных компаниях'

Проблемы инновационного менеджмента в промышленных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / INNOVATIVE MANAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладышева А. В., Чепурова И. Ф.

Исследуются проблемы инновационного менеджмента, проблемы интеграции инноваций в хозяйственную деятельность промышленной компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INNOVATION MANAGEMENT IN INDUSTRIAL COMPANIES

Problems of innovative management, problems of integration of innovations in economic activity of the industrial company are investigated

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного менеджмента в промышленных компаниях»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ А.В. Гладышева, канд. экон. наук, доцент

e-mail: [email protected] И.Ф. Чепурова, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Исследуются проблемы инновационного менеджмента, проблемы интеграции инноваций в хозяйственную деятельность промышленной компании

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновация

PROBLEMS OF INNOVATION MANAGEMENT IN INDUSTRIAL COMPANIES A.V. Gladysheva, Candidate of Economic, Assistant Professor

e-mail: [email protected] I.F. Chepurova, Candidate of Economic, Assistant Professor e-mail: [email protected] Tambov State University named after GR. Derzhavin

Problems of innovative management, problems of integration of innovations in economic activity of the industrial company are investigated

Key words: innovative management, innovation activity, innovation

В экономике нашей страны активно происходят процессы, способствующие становлению инновационной системы и её инфраструктуры. Остается открытым вопрос общей стратегии активизации инновационной деятельности промышленных компаний на региональном и местном уровнях, информационного обеспечения инновационной деятельности, учитывающих экономические, политические, ресурсные и другие особенности территории. Современные экономические условия характеризуются нестабильностью и высокой неопределенностью, и в этих условиях происходит организация промышленного производства, которая включает в себя большой объем работы по внедрению инноваций. Особенности развития экономики нашей страны в годы реформ не позволили не только промышленным компаниям, но и всему бизнесу приблизиться к оптимальным формам инновационного менеджмента. Кроме этого, появилось множество проблем, которые впоследствии подорвали естественный ход процессов товарно-денежных отношений и основы воспроизводства, в результате чего снизилась эффективность управления, а это способствовало не развитию промышленных компаний, а их выживанию.

Исследование инновационного менеджмента промышленных компаний - является междисциплинарной проблемой, решение которой невозможно без

уравновешенного сочетания приоритетов при установке задач и выборе инструментов и механизмов для их решения. В современных условиях развитие инновационного менеджмента для промышленных компаний представляет актуальную проблему, решение которой невозможно без создания качественно новых эффективных систем управления, в том числе систем оперативного инновационного менеджмента.

Реализация инновационного процесса в промышленной компании имеет объективные сложности, которые выражаются в наличии большого количества ступеней инновационного процесса, риска и неопределенности, а также зависимости от большого количества факторов внешней и внутренней среды. Существуют сложности, связанные с формальными обстоятельствами, такими как отсутствие общепринятого подхода к определению экономических категорий, описывающих инновационный процесс.

В промышленных компаниях проблема развития инновационного менеджмента на сегодняшний день особенно актуальна и требует глубоких исследований. Следует отметить, что законодательные органы фактически стерли границы между малыми и средними предприятиями промышленности, в связи, с чем возникают прикладные проблемы по развитию инновационного менеджмента на предприятиях.

Обратимся к основным понятиям, которые встречаются при исследовании инновационного менеджмента. В современной литературе термин «инновация» не имеет единого общепризнанной трактовки. Для подтверждения этого можно привести несколько примеров данного термина. Иинновация (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимается как «инвестиция в новацию», т.е. в качестве результата выступает процесс освоения нового процесса, услуги или продукта. Новация в свою очередь (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой то новое, чего не было раньше, это может быть новое изобретение, явление, открытие или новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Как экономическую категорию термин «инновация» стал использовать австрийский экономист Й. Шумпетер. Его работа «Теория экономического развития», изданная в 1912 г., представляет инновацию как средство предпринимательства для увеличения прибыли [10]. В своих последующих исследованиях Й. Шумпетер детализирует понятие «инновация», представляя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В понимании этого ученого суть инновации заключается в практическом использовании научно-технических разработок и изобретений. Инноватор не изобретатель, не человек техники, инноватор - это предприниматель, человек бизнеса [2]. Сходную с И.Шумпертом трактовку инноваций предлагают и другие западные исследователи, такие как Э. Мэнс-фил [4], М.Е.Портер [6], Б. Твисс [9], Р. Солоу [8] и др.

При изучении трактовки «инновации» особое значение уделяют исследованию инновационного потенциала. Экономическая литература уделяет достаточное количество внимания, однако при этом существующая информация зачастую носит противоречивый и отрывистый характер, при этом соответственно не имеет однозначного трактования. Так, например, в некоторых случаях понятие инновационный потенциал замещается понятием научно-технический потенциал. Есть трактовка инновационного потенциала как «накопленное определенное количество информации о результатах научно -технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [3], или может представляться как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [5], подобные подходы значительно упрощают действительность и соответственно сужают сферу применения этой важной категории.

Очень часто, рассматриваемая категория относится к конкретному уровню хозяйствования, поэтому 50 ЭКОНОМИ1

сужается сфера ее применения и в данном случае инновационный потенциал определяется как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» [7]. Таким образом, остается незатронутым изучение инновационных услуг и организационных инноваций. Такой подход к изучению инновационного потенциала, освещает одну или несколько характеристик, которые определяют данное явление. С одной стороны акцент может быть перенесен на институциональные структуры или средства формирования потенциала, а с другой стороны может быть сформирована привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т.д.).

Для промышленной компании, как и для любой другой организации существующей в рыночных условиях необходимо создание собственных преимуществ. Преимущества могут быть созданы разными способами, в числе которых низкая цена, высокий имидж предприятия, приоритетным доступом к ограниченным ресурсам, различными льготами и т.д. Современные условия в качестве основных преимуществ предприятия определяют - новизну и качество продукта.

В данном случае понятие «качество» изучается в двух аспектах. Первый аспект рассматривает качество с потребительской точки зрения. Оно представляется как совокупность характеристик товара, которые способны удовлетворить потребности покупателя. Второй аспект определяет технические характеристики, т.е. соответствие изделия требованиям проектной, нормативной и другой документации [1].

Так же как и понятие «качество» понятие «инновация» в этом случае рассматривается в тех же двух аспектах: с потребительской точки зрения и с технической точки зрения. Первый аспект отражает умение продукта по-новому, т.е. не так как прежде удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности, а с точки зрения второго аспекта -это внедрение нового конструктивного или технологического решения, примененное в производстве изделии.

Обеспечение качества производимого продукта возможно за счет совершенствование управления самой компании, совершенствование процессов и технологий, которые приведут улучшению продукта. У этого пути есть только ограничения, которые связаны с процессами, методами, принципами и т.д., заложенными в объект совершенствования. Соответственно повышение качества не может быть бесконечным. Исходя из этого, новый уровень качества продукта возможен в том случае, если используются новые методы, принципы, законы и т.д., т.е. необходимы инновации. О. 2017. № 4

Для промышленной компании инновационный менеджмент представляется наиболее эффективным средством в сравнении с традиционными способами в конкурентной борьбе. Инновации способствуют тому, что промышленная компания переходит на особый тип развития, а это ведет к тому, что совершенствуется конкурентоспособность технологий, которые внедрены в производство и т.д. Таким образом, промышленным компания, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций.

Инновационная деятельность является совместной деятельностью большого количества участников, которые совместно принимают участие в инновационном процессе, цель которого создание и реализация инновации.

Следует отметить, что в управлении инновационной деятельностью существуют определенные отличия от деятельности традиционной или рутинной. Это связано в первую очередь с наличием научно-исследовательских и проектных работ. Менеджер, управляющий научным коллективом или коллективом высокопрофессиональных разработчиков должен соответствовать специфическим требованиям. Это связано не только характером, проводимых научных работ, но и с социально- психологическими особенностями научных коллективов, а также с важностью учета личностной составляющей в результате научного труда, с непредсказуемостью этих результатов и т.д. Менеджеры, отвечающие за инновационную деятельность промышленного предприятия должны иметь комплексное образование, владеть предметной областью инноваций, уметь находить решение технических и производственных вопросов, учитывая при этом экономическую целесообразность и экономическую выгоду.

Еще одной отличительной чертой инновационной деятельности является высокая степень риска. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу

ресурсов, к не достижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. Поэтому, возникает необходимость изучения особенностей использования инновационного менеджмента в деятельности промышленных компаний.

Инновационный менеджмент характеризует непредсказуемость результатов, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными. Научно-исследовательским работам характерно то, что они в течении длительного периода не приносить желаемых результатов.

Литература

1. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.

2. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - М. : Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

3. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. М. : Экзамен, 2001.

4. Менсфилд, Э. Экономика научно-технического прогресса. М. : Прогресс, 1970.

5. Николаев, А.И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. 2001. № 2.

6. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.

7. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика : толковый терминологический словарь / сост. В.А. Калашников ; под общ. ред. А.П. Дашкова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Маркетинг, 1998.

8. Солоу Р. Перспективы теории роста // Международная экономика и международные отношения. — 1996. — №8.

9. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ. М. : Экономика, 1989.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.