ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ А.В. Гладышева, канд. экон. наук, доцент
e-mail: [email protected] И.Ф. Чепурова, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Исследуются проблемы инновационного менеджмента, проблемы интеграции инноваций в хозяйственную деятельность промышленной компании
Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновационная деятельность, инновация
PROBLEMS OF INNOVATION MANAGEMENT IN INDUSTRIAL COMPANIES A.V. Gladysheva, Candidate of Economic, Assistant Professor
e-mail: [email protected] I.F. Chepurova, Candidate of Economic, Assistant Professor e-mail: [email protected] Tambov State University named after GR. Derzhavin
Problems of innovative management, problems of integration of innovations in economic activity of the industrial company are investigated
Key words: innovative management, innovation activity, innovation
В экономике нашей страны активно происходят процессы, способствующие становлению инновационной системы и её инфраструктуры. Остается открытым вопрос общей стратегии активизации инновационной деятельности промышленных компаний на региональном и местном уровнях, информационного обеспечения инновационной деятельности, учитывающих экономические, политические, ресурсные и другие особенности территории. Современные экономические условия характеризуются нестабильностью и высокой неопределенностью, и в этих условиях происходит организация промышленного производства, которая включает в себя большой объем работы по внедрению инноваций. Особенности развития экономики нашей страны в годы реформ не позволили не только промышленным компаниям, но и всему бизнесу приблизиться к оптимальным формам инновационного менеджмента. Кроме этого, появилось множество проблем, которые впоследствии подорвали естественный ход процессов товарно-денежных отношений и основы воспроизводства, в результате чего снизилась эффективность управления, а это способствовало не развитию промышленных компаний, а их выживанию.
Исследование инновационного менеджмента промышленных компаний - является междисциплинарной проблемой, решение которой невозможно без
уравновешенного сочетания приоритетов при установке задач и выборе инструментов и механизмов для их решения. В современных условиях развитие инновационного менеджмента для промышленных компаний представляет актуальную проблему, решение которой невозможно без создания качественно новых эффективных систем управления, в том числе систем оперативного инновационного менеджмента.
Реализация инновационного процесса в промышленной компании имеет объективные сложности, которые выражаются в наличии большого количества ступеней инновационного процесса, риска и неопределенности, а также зависимости от большого количества факторов внешней и внутренней среды. Существуют сложности, связанные с формальными обстоятельствами, такими как отсутствие общепринятого подхода к определению экономических категорий, описывающих инновационный процесс.
В промышленных компаниях проблема развития инновационного менеджмента на сегодняшний день особенно актуальна и требует глубоких исследований. Следует отметить, что законодательные органы фактически стерли границы между малыми и средними предприятиями промышленности, в связи, с чем возникают прикладные проблемы по развитию инновационного менеджмента на предприятиях.
Обратимся к основным понятиям, которые встречаются при исследовании инновационного менеджмента. В современной литературе термин «инновация» не имеет единого общепризнанной трактовки. Для подтверждения этого можно привести несколько примеров данного термина. Иинновация (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимается как «инвестиция в новацию», т.е. в качестве результата выступает процесс освоения нового процесса, услуги или продукта. Новация в свою очередь (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой то новое, чего не было раньше, это может быть новое изобретение, явление, открытие или новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Как экономическую категорию термин «инновация» стал использовать австрийский экономист Й. Шумпетер. Его работа «Теория экономического развития», изданная в 1912 г., представляет инновацию как средство предпринимательства для увеличения прибыли [10]. В своих последующих исследованиях Й. Шумпетер детализирует понятие «инновация», представляя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В понимании этого ученого суть инновации заключается в практическом использовании научно-технических разработок и изобретений. Инноватор не изобретатель, не человек техники, инноватор - это предприниматель, человек бизнеса [2]. Сходную с И.Шумпертом трактовку инноваций предлагают и другие западные исследователи, такие как Э. Мэнс-фил [4], М.Е.Портер [6], Б. Твисс [9], Р. Солоу [8] и др.
При изучении трактовки «инновации» особое значение уделяют исследованию инновационного потенциала. Экономическая литература уделяет достаточное количество внимания, однако при этом существующая информация зачастую носит противоречивый и отрывистый характер, при этом соответственно не имеет однозначного трактования. Так, например, в некоторых случаях понятие инновационный потенциал замещается понятием научно-технический потенциал. Есть трактовка инновационного потенциала как «накопленное определенное количество информации о результатах научно -технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [3], или может представляться как «система факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса» [5], подобные подходы значительно упрощают действительность и соответственно сужают сферу применения этой важной категории.
Очень часто, рассматриваемая категория относится к конкретному уровню хозяйствования, поэтому 50 ЭКОНОМИ1
сужается сфера ее применения и в данном случае инновационный потенциал определяется как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» [7]. Таким образом, остается незатронутым изучение инновационных услуг и организационных инноваций. Такой подход к изучению инновационного потенциала, освещает одну или несколько характеристик, которые определяют данное явление. С одной стороны акцент может быть перенесен на институциональные структуры или средства формирования потенциала, а с другой стороны может быть сформирована привязка к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т.д.).
Для промышленной компании, как и для любой другой организации существующей в рыночных условиях необходимо создание собственных преимуществ. Преимущества могут быть созданы разными способами, в числе которых низкая цена, высокий имидж предприятия, приоритетным доступом к ограниченным ресурсам, различными льготами и т.д. Современные условия в качестве основных преимуществ предприятия определяют - новизну и качество продукта.
В данном случае понятие «качество» изучается в двух аспектах. Первый аспект рассматривает качество с потребительской точки зрения. Оно представляется как совокупность характеристик товара, которые способны удовлетворить потребности покупателя. Второй аспект определяет технические характеристики, т.е. соответствие изделия требованиям проектной, нормативной и другой документации [1].
Так же как и понятие «качество» понятие «инновация» в этом случае рассматривается в тех же двух аспектах: с потребительской точки зрения и с технической точки зрения. Первый аспект отражает умение продукта по-новому, т.е. не так как прежде удовлетворять существующие потребности потребителя либо выявлять и удовлетворять новые, ранее не известные потребности, а с точки зрения второго аспекта -это внедрение нового конструктивного или технологического решения, примененное в производстве изделии.
Обеспечение качества производимого продукта возможно за счет совершенствование управления самой компании, совершенствование процессов и технологий, которые приведут улучшению продукта. У этого пути есть только ограничения, которые связаны с процессами, методами, принципами и т.д., заложенными в объект совершенствования. Соответственно повышение качества не может быть бесконечным. Исходя из этого, новый уровень качества продукта возможен в том случае, если используются новые методы, принципы, законы и т.д., т.е. необходимы инновации. О. 2017. № 4
Для промышленной компании инновационный менеджмент представляется наиболее эффективным средством в сравнении с традиционными способами в конкурентной борьбе. Инновации способствуют тому, что промышленная компания переходит на особый тип развития, а это ведет к тому, что совершенствуется конкурентоспособность технологий, которые внедрены в производство и т.д. Таким образом, промышленным компания, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций.
Инновационная деятельность является совместной деятельностью большого количества участников, которые совместно принимают участие в инновационном процессе, цель которого создание и реализация инновации.
Следует отметить, что в управлении инновационной деятельностью существуют определенные отличия от деятельности традиционной или рутинной. Это связано в первую очередь с наличием научно-исследовательских и проектных работ. Менеджер, управляющий научным коллективом или коллективом высокопрофессиональных разработчиков должен соответствовать специфическим требованиям. Это связано не только характером, проводимых научных работ, но и с социально- психологическими особенностями научных коллективов, а также с важностью учета личностной составляющей в результате научного труда, с непредсказуемостью этих результатов и т.д. Менеджеры, отвечающие за инновационную деятельность промышленного предприятия должны иметь комплексное образование, владеть предметной областью инноваций, уметь находить решение технических и производственных вопросов, учитывая при этом экономическую целесообразность и экономическую выгоду.
Еще одной отличительной чертой инновационной деятельности является высокая степень риска. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу
ресурсов, к не достижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта. Поэтому, возникает необходимость изучения особенностей использования инновационного менеджмента в деятельности промышленных компаний.
Инновационный менеджмент характеризует непредсказуемость результатов, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными. Научно-исследовательским работам характерно то, что они в течении длительного периода не приносить желаемых результатов.
Литература
1. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
2. Инновационный менеджмент : учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. - М. : Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.
3. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. М. : Экзамен, 2001.
4. Менсфилд, Э. Экономика научно-технического прогресса. М. : Прогресс, 1970.
5. Николаев, А.И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и наукознание. 2001. № 2.
6. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; пер. с англ. 2-е изд. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006.
7. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика : толковый терминологический словарь / сост. В.А. Калашников ; под общ. ред. А.П. Дашкова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Маркетинг, 1998.
8. Солоу Р. Перспективы теории роста // Международная экономика и международные отношения. — 1996. — №8.
9. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями: пер. с англ. М. : Экономика, 1989.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.