Проект
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРОВ В. А., СУЛЬДИН Ю. И., ДОЛГИН н.н.
Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, принципы, основные направления ведения гражданской обороны и механизм реализации ее мероприятий в современных условиях.
1. Гражданская оборона - составная часть системы обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны.
На современном этапе в результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.
Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают.
В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах, использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника.
В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.
В этих условиях задачи гражданской обороны продолжают оставаться весьма актуальными. Более того, изменившиеся геополитические, геостратегические условия и экономические возможности страны привели к повышению ее роли в современных войнах и вооруженных конфликтах.
Гражданская оборона представляет собой комплекс общегосударственных мероприятий по защите населения, объектов экономики, материальных
и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствии их, и является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Гражданская оборона на современном этапе является важной общегосударственной функцией, одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства, призванной обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
Более того, гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, опираясь при этом на протоколы к Женевской конвенции 1949 года, под которыми стоит подпись России.
В мирное время силы и средства гражданской обороны, входя в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвуют в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Это обеспечивает практическую подготовку сил гражданской обороны в мирное время, их развертывание и оперативный переход, при необходимости, с мирного на военное положение.
В современных условиях при подготовке к войне и в военное время основными задачами гражданской обороны являются:
оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей; инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения;
защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения;
повышение устойчивости функционирования организаций1;
*Под организациями имеются в виду объекты экономики и инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения1;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное захоронение трупов; ч всеобщее обучение населения способам защиты от возникающих опасностей;
организация управления мероприятиями гражданской обороны; участие сил и средств гражданской обороны в мирное время в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
иная деятельность, необходимая для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.
2. Цель и принципы государственной политики в области гражданской обороны.
Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие их.
Государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъек-
^од комплексной маскировкой понимается скрытие объектов от обнаружения противником и снижение их уязвимости от высокоточного оружия с помощью комплексного использования светомаскировки, маскировочных устройств и способов.
тов экономики, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Реализация задач гражданской обороны достигается проведением единой государственной политики на федеральном, региональном и местном уровнях по осуществлению системы мер законодательного, экономического, социального, научно-технического, административного и иного характера, соответствующих реальным угрозам и экономическим возможностям государства.
В основе реализации государственной политики в области гражданской обороны лежат следующие основные принципы:
принцип всеобщей обязательности: гражданская оборона в соответс-
твии со статьями 59, 71 и 72 Конституции Российской Федерации является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина Российской Федерации;
принцип правовой обусловленности: гражданская оборона осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями. действующими законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства;
территориально-производственный принцип: гражданская оборона ор-
ганизуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны;
принцип универсальности: мероприятия гражданской обороны органи-
зуются и осуществляются с учётом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения;
принцип единоначалия: осуществление руководства мероприятиями
гражданской обороны на всех уровнях государственного и местного самоуправления на принципах единоначалия;
принцип разумной достаточности: мероприятия гражданской обороны
планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности;
принцип разграничения функций: гражданская , оборона строится на
разделении предметов ведения и полномочий между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, сочетании централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.
3. Основные направления государственной политики в области гражданской обороны на современном этапе.
3.1. Создание и совершенствование правовой и нормативной базы в области защиты населения, его жизнеобеспечения и устойчивого функционирования организаций.
В целях создания и совершенствования правовой и нормативной базы в области гражданской обороны планируются и осуществляются следующие мероприятия:
разработка проектов федеральных законов и нормативных актов, определяющих основы гражданской обороны, статус, структуру, состав ее органов управления, сил и средств, порядок ведения гражданской обороны, деятельность войск гражданской обороны, спасательных формирований, порядок деятельности невоенизированных формирований гражданской обороны, перевода ее с мирного на военное положение, создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующей в мирное и военное время;
разработка и принятие экономических механизмов регулирования и осуществления мероприятий гражданской обороны (штрафы, квоты, налоговые льготы, общественные фонды и т.п.);
разработка и утверждение государственных стандартов в области гражданской обороны;
установление и принятие порядка и положений по декларированию и лицензированию деятельности потенциально опасных объектов и производств с учетом мероприятий и требований гражданской обороны на мирное и военное время;
разработка и введение в действие уставов, наставлений и руководств, определяющих порядок действия сил гражданской обороны;
создание в субъектах Российской Федерации на основе федеральных законов и нормативных актов правовой и нормативной базы в области
гражданской обороны.
3.2. Создание, совершенствование, дальнейшее развитие и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны.
В целях создания, совершенствования, дальнейшего развития и поддержания в готовности сил и средств гражданской обороны планируются и проводятся следующие мероприятия:
перестройка войск гражданской обороны с учетом требований военной реформы и современных условий;
создание в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых за счет местного бюджета и средств объектов экономики, формирование служб гражданской обороны;
создание в регионах мобильных группировок сил гражданской обороны, состоящих из: соединений, воинских частей, военизированных и спе-
циальных формирований гражданской обороны; соединений и воинских частей Минобороны России. МВД России и других ведомств, предназначенных по специальным планам для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения; аварийно-спасательных формирований, сил и средств ведомств и организаций, выделяемых в соответствии с Планом гражданской обороны Российской Федерации;
обеспечение деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
поддержание в готовности сил гражданской обороны; подготовка и проведение специальных учений, командно-штабных тренировок, игр и сборов на всех уровнях гражданской обороны;
разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны всех уровней, а также планов взаимодействия сил гражданской обороны с другими приданными силами.
3.3. Создание, накопление запасов, организация хранения и использования имущества гражданской обороны.
В целях создания, накопления запасов, организации хранения и использования имущества гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
федеральными органами:
разработка нормативны* требований и документов, типовых проектов
защитных сооружений;
проведение научных исследований и разработка новых образцов средств защиты;
снабжение техникой и имуществом войск гражданской обороны и ведомственных учреждений;
субъектами Российской Федерации:
сохранение имеющегося фонда защитных сооружений и имущества гражданской обороны;
ведение градостроительной политики с учетом интересов гражданской обороны и возможности использования подземного пространства городов для защиты населения;
приспособление и строительство новых защитных сооружений в соответствии с установленными нормативами;
накопление по установленным нормам, хранение, организация выдачи и использования средств индивидуальной защиты и медицинских средств защиты и имущества;
накопление мобилизационного резерва материально-технических средств гражданской обороны.
3.4. Планирование, подготовка и обеспечение эвакуации населения. материальных и культурных ценностей.
В целях обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляются следующие мероприятия:
создание органов, решающих задачи эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
планирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;
оборудование районов и мест для принятия и размещения эвакуируемых; -
проведение учений и тренировок по отработке выполнения планов эвакуации.
3.5. Планирование, организация, подготовка и обеспечение мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных действиях или вследствие их.
Обеспечение мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных действиях или вследствие их, включает следующие мероприятия:
разработку и принятие нормативной и методологической базы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
восстановление энергетических и коммунальных сетей, линий связи; организацию и проведение нормированного снабжения населения продуктами питания;
организацию и осуществление выделения и представления пострадавшему населению крова и коммунально-бытовых услуг;
организацию транспортного, медицинского, информационного обеспечения населения;
защиту водоисточников и систем питьевого водоснабжения от заражения (загрязнения);
организацию и осуществление охраны общественного порядка; финансовое обеспечение пострадавшего населения; разработку, установление и организацию выполнения режимов труда и отдыха с учетом воздействующих факторов военных действий и опасностей, возникающих вследствие их.
3.6. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций.
В целях повышения устойчивости функционирования организаций проводятся следующие мероприятия;
разработка научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в условиях военного времени, организации их защиты от высокоточного оружия с помощью пассивных средств;
рациональное размещение в соответствии с требованиями норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны производительных сил в целом и важных объектов экономики и жизнеобеспечения населения;
подготовка к работе в военное время важных для устойчивого функционирования государства объектов экономики и жизнедеятельности населения;
обеспечение безаварийной остановки предприятий по сигналам гражданской обороны и при потере (отключении) источников энергии;
подготовка объектов экономики и жизнедеятельности населения к восстановлению своих Функций и ликвидации последствий их поражения;
разработка и подготовка мероприятий по комплексной маскировке
важных объектов экономики и инфраструктуры, создание и подготовка подразделений для защиты объектов экономики от высокоточного оружия С помощью пассивных средств.
3.7. Разработка и осуществление мероприятий по создании, поддержанию в готовности и устойчивому функционированию систем управления гражданской обороны.
С целью поддержания в готовности и обеспечения устойчивого функционирования систем управления выполнением мероприятий гражданской обороны осуществляются следующие мероприятия:
создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности систем связи, оповещения и информирования населения;
создание, оснащение и поддержание в готовности стационарных и мобильных пунктов управления гражданской обороны;
обеспечение постоянного оперативного дежурства на пунктах управления гражданской обороны.
3.8. Создание и оснащение сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и техническими средствами.
С целью создания и оснащения сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и средствами осуществляются следующие мероприятия:
организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по созданию вооружения, специальной техники и средств гражданской обороны;
организация производства, закупки и оснащения сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и необходимыми средствами;
организация поиска, обобщения и распространения информации о достижениях науки и промышленности, которые могут быть использованы в интересах гражданской обороны.
»
3.9. Организация всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов экономики и инфраструктуры.
В целях всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне и совершенствования подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления, объектов эко-
номики и инфраструктуры проводятся следующие мероприятия:
разработка и совершенствование программ обучения по гражданской обороне различных категорий населения и руководящего состава;
разработка учебников, учебных пособий, буклетов, кино- и видеофильмов по программам обучения;
организация и осуществление обучения населения, подготовки и переподготовки руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах, на курсах с использованием средств массовой информации (телевидения, радио, газет и журналов);
проведение учений» штабных тренировок, тренировок для обучения населения и руководящего состава.
3.10. Сотрудничество с зарубежью* странами в области гражданской обороны.
В целях сотрудничества с зарубежными странами в области гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
подготовка, принятие и реализация двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров и соглашений по гражданской обороне;
всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности государств-участников СНГ;
активное участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 - ’’Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях (ВРСГО)";
активное участие в мероприятиях, организуемых и проводимых Международной организацией гражданской обороны;
организация изучения и использования зарубежного опыта в области гражданской обороны, обмен научными и информационными материалами, опытом организации и ведения гражданской обороны; активное изучение достижений в гражданской обороне зарубежных стран по литературным источникам, данным средств массовой информации, выставок, конференций, семинаров; организация совместных тренировок и учений по гражданской обороне;
создание, укомплектование, подготовка и поддержание в готовности специальных подразделений войск и формирований гражданской обороны для выполнения международных обязательств России по вопросам гражданской обороны;
создание и обеспечение деятельности учебно-тренировочной базы для
обучения и подготовки по гражданской обороне иностранных специалистов;
создание, укомплектование, подготовка и поддержание в готовности специальных медицинских, транспортных, технических и прочих подразделений для проведения и обеспечения мероприятий с санкции Совета Безопасности ООН; доставка гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи, эвакуация гражданского населения из опасных зон, создание условий для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и т.п.;
создание запасов и резервов материально-технических ресурсов гражданской обороны с учетом использования части их при реализации международных обязательств России по гражданской обороне.
4. Реализация государственной политики в области гражданской обороны
В современных условиях снижения международной напряженности, уменьшения непосредственной угрозы прямой агрессии против Российской Федерации реализация государственной политики в области гражданской обороны направляется, прежде всего, на:
сохранение и поддержание существующего состояния гражданской обороны;
обеспечение преемственности ресурсов и сил мирного времени с группировкой сил гражданской обороны на военное время; наращивание ее возможностей в угрожаемый период; доведение их до требуемых объемов в масштабе страны или ее отдельных регионов с началом войны или вооруженных конфликтов.
Реализация государственной политики в области гражданской обороны осуществляется через федеральные и региональные целевые программы, планы оперативного оборудования территорий в интересах обороны, ежегодное планирование мероприятий гражданской обороны, а также через систему государственного мобилизационного планирования.
Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Общее руководство гражданской обороной, реализацию государствен-
ной политики в области гражданской обороны в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации по должности является начальником Гражданской обороны Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной, реализацию государственной политики в области гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятиях, организациях и в учреждениях осуществляют соответственно руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, руководители предприятий, организаций и учреждений, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Непосредственное руководство проведением мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляют на всех уровнях органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его региональные центры: министерства,
государственные комитеты, главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов или при субъектах Российской Федерации и при органах местного самоуправления; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, выработки государственной политики в этой области при Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий создается Межведомственная Комиссия. В регионах для этих целей создаются региональные комиссии.
Для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, объединения и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и
организаций, их сил и средств в этой области в стране создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая в мирное и военное время.
Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации могут дополняться и уточняться в соответствии с изменениями военно-политических и социально-экономических факторов.