Научная статья на тему 'Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации'

Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2921
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации»

Проект

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРОВ В. А., СУЛЬДИН Ю. И., ДОЛГИН н.н.

Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации представляют собой систему официально принятых взглядов на цели, принципы, основные направления ведения гражданской обороны и механизм реализации ее мероприятий в современных условиях.

1. Гражданская оборона - составная часть системы обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны.

На современном этапе в результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают.

В концепциях ведения новых войн все большая роль отводится высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах, использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника.

В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.

В этих условиях задачи гражданской обороны продолжают оставаться весьма актуальными. Более того, изменившиеся геополитические, геостратегические условия и экономические возможности страны привели к повышению ее роли в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Гражданская оборона представляет собой комплекс общегосударственных мероприятий по защите населения, объектов экономики, материальных

и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствии их, и является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Гражданская оборона на современном этапе является важной общегосударственной функцией, одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства, призванной обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Более того, гражданская оборона занимает особое положение в этике вооруженного противоборства, преследуя цель - защиту мирного населения и оказание ему помощи в ходе военных действий, опираясь при этом на протоколы к Женевской конвенции 1949 года, под которыми стоит подпись России.

В мирное время силы и средства гражданской обороны, входя в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвуют в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Это обеспечивает практическую подготовку сил гражданской обороны в мирное время, их развертывание и оперативный переход, при необходимости, с мирного на военное положение.

В современных условиях при подготовке к войне и в военное время основными задачами гражданской обороны являются:

оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей; инженерная, радиационная, химическая, медико-биологическая и противопожарная защита населения;

защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения;

повышение устойчивости функционирования организаций1;

*Под организациями имеются в виду объекты экономики и инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

проведение мероприятий по комплексной маскировке объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения1;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах; срочное захоронение трупов; ч всеобщее обучение населения способам защиты от возникающих опасностей;

организация управления мероприятиями гражданской обороны; участие сил и средств гражданской обороны в мирное время в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

иная деятельность, необходимая для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

2. Цель и принципы государственной политики в области гражданской обороны.

Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие их.

Государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъек-

^од комплексной маскировкой понимается скрытие объектов от обнаружения противником и снижение их уязвимости от высокоточного оружия с помощью комплексного использования светомаскировки, маскировочных устройств и способов.

тов экономики, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.

Реализация задач гражданской обороны достигается проведением единой государственной политики на федеральном, региональном и местном уровнях по осуществлению системы мер законодательного, экономического, социального, научно-технического, административного и иного характера, соответствующих реальным угрозам и экономическим возможностям государства.

В основе реализации государственной политики в области гражданской обороны лежат следующие основные принципы:

принцип всеобщей обязательности: гражданская оборона в соответс-

твии со статьями 59, 71 и 72 Конституции Российской Федерации является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина Российской Федерации;

принцип правовой обусловленности: гражданская оборона осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями. действующими законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства;

территориально-производственный принцип: гражданская оборона ор-

ганизуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны;

принцип универсальности: мероприятия гражданской обороны органи-

зуются и осуществляются с учётом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения;

принцип единоначалия: осуществление руководства мероприятиями

гражданской обороны на всех уровнях государственного и местного самоуправления на принципах единоначалия;

принцип разумной достаточности: мероприятия гражданской обороны

планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности;

принцип разграничения функций: гражданская , оборона строится на

разделении предметов ведения и полномочий между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, сочетании централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.

3. Основные направления государственной политики в области гражданской обороны на современном этапе.

3.1. Создание и совершенствование правовой и нормативной базы в области защиты населения, его жизнеобеспечения и устойчивого функционирования организаций.

В целях создания и совершенствования правовой и нормативной базы в области гражданской обороны планируются и осуществляются следующие мероприятия:

разработка проектов федеральных законов и нормативных актов, определяющих основы гражданской обороны, статус, структуру, состав ее органов управления, сил и средств, порядок ведения гражданской обороны, деятельность войск гражданской обороны, спасательных формирований, порядок деятельности невоенизированных формирований гражданской обороны, перевода ее с мирного на военное положение, создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующей в мирное и военное время;

разработка и принятие экономических механизмов регулирования и осуществления мероприятий гражданской обороны (штрафы, квоты, налоговые льготы, общественные фонды и т.п.);

разработка и утверждение государственных стандартов в области гражданской обороны;

установление и принятие порядка и положений по декларированию и лицензированию деятельности потенциально опасных объектов и производств с учетом мероприятий и требований гражданской обороны на мирное и военное время;

разработка и введение в действие уставов, наставлений и руководств, определяющих порядок действия сил гражданской обороны;

создание в субъектах Российской Федерации на основе федеральных законов и нормативных актов правовой и нормативной базы в области

гражданской обороны.

3.2. Создание, совершенствование, дальнейшее развитие и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны.

В целях создания, совершенствования, дальнейшего развития и поддержания в готовности сил и средств гражданской обороны планируются и проводятся следующие мероприятия:

перестройка войск гражданской обороны с учетом требований военной реформы и современных условий;

создание в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых за счет местного бюджета и средств объектов экономики, формирование служб гражданской обороны;

создание в регионах мобильных группировок сил гражданской обороны, состоящих из: соединений, воинских частей, военизированных и спе-

циальных формирований гражданской обороны; соединений и воинских частей Минобороны России. МВД России и других ведомств, предназначенных по специальным планам для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения; аварийно-спасательных формирований, сил и средств ведомств и организаций, выделяемых в соответствии с Планом гражданской обороны Российской Федерации;

обеспечение деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

поддержание в готовности сил гражданской обороны; подготовка и проведение специальных учений, командно-штабных тренировок, игр и сборов на всех уровнях гражданской обороны;

разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны всех уровней, а также планов взаимодействия сил гражданской обороны с другими приданными силами.

3.3. Создание, накопление запасов, организация хранения и использования имущества гражданской обороны.

В целях создания, накопления запасов, организации хранения и использования имущества гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:

федеральными органами:

разработка нормативны* требований и документов, типовых проектов

защитных сооружений;

проведение научных исследований и разработка новых образцов средств защиты;

снабжение техникой и имуществом войск гражданской обороны и ведомственных учреждений;

субъектами Российской Федерации:

сохранение имеющегося фонда защитных сооружений и имущества гражданской обороны;

ведение градостроительной политики с учетом интересов гражданской обороны и возможности использования подземного пространства городов для защиты населения;

приспособление и строительство новых защитных сооружений в соответствии с установленными нормативами;

накопление по установленным нормам, хранение, организация выдачи и использования средств индивидуальной защиты и медицинских средств защиты и имущества;

накопление мобилизационного резерва материально-технических средств гражданской обороны.

3.4. Планирование, подготовка и обеспечение эвакуации населения. материальных и культурных ценностей.

В целях обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей осуществляются следующие мероприятия:

создание органов, решающих задачи эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

планирование мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

оборудование районов и мест для принятия и размещения эвакуируемых; -

проведение учений и тренировок по отработке выполнения планов эвакуации.

3.5. Планирование, организация, подготовка и обеспечение мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных действиях или вследствие их.

Обеспечение мероприятий по жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных действиях или вследствие их, включает следующие мероприятия:

разработку и принятие нормативной и методологической базы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

восстановление энергетических и коммунальных сетей, линий связи; организацию и проведение нормированного снабжения населения продуктами питания;

организацию и осуществление выделения и представления пострадавшему населению крова и коммунально-бытовых услуг;

организацию транспортного, медицинского, информационного обеспечения населения;

защиту водоисточников и систем питьевого водоснабжения от заражения (загрязнения);

организацию и осуществление охраны общественного порядка; финансовое обеспечение пострадавшего населения; разработку, установление и организацию выполнения режимов труда и отдыха с учетом воздействующих факторов военных действий и опасностей, возникающих вследствие их.

3.6. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций.

В целях повышения устойчивости функционирования организаций проводятся следующие мероприятия;

разработка научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в условиях военного времени, организации их защиты от высокоточного оружия с помощью пассивных средств;

рациональное размещение в соответствии с требованиями норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны производительных сил в целом и важных объектов экономики и жизнеобеспечения населения;

подготовка к работе в военное время важных для устойчивого функционирования государства объектов экономики и жизнедеятельности населения;

обеспечение безаварийной остановки предприятий по сигналам гражданской обороны и при потере (отключении) источников энергии;

подготовка объектов экономики и жизнедеятельности населения к восстановлению своих Функций и ликвидации последствий их поражения;

разработка и подготовка мероприятий по комплексной маскировке

важных объектов экономики и инфраструктуры, создание и подготовка подразделений для защиты объектов экономики от высокоточного оружия С помощью пассивных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.7. Разработка и осуществление мероприятий по создании, поддержанию в готовности и устойчивому функционированию систем управления гражданской обороны.

С целью поддержания в готовности и обеспечения устойчивого функционирования систем управления выполнением мероприятий гражданской обороны осуществляются следующие мероприятия:

создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности систем связи, оповещения и информирования населения;

создание, оснащение и поддержание в готовности стационарных и мобильных пунктов управления гражданской обороны;

обеспечение постоянного оперативного дежурства на пунктах управления гражданской обороны.

3.8. Создание и оснащение сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и техническими средствами.

С целью создания и оснащения сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и средствами осуществляются следующие мероприятия:

организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по созданию вооружения, специальной техники и средств гражданской обороны;

организация производства, закупки и оснащения сил гражданской обороны вооружением, специальной техникой и необходимыми средствами;

организация поиска, обобщения и распространения информации о достижениях науки и промышленности, которые могут быть использованы в интересах гражданской обороны.

»

3.9. Организация всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объектов экономики и инфраструктуры.

В целях всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне и совершенствования подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления, объектов эко-

номики и инфраструктуры проводятся следующие мероприятия:

разработка и совершенствование программ обучения по гражданской обороне различных категорий населения и руководящего состава;

разработка учебников, учебных пособий, буклетов, кино- и видеофильмов по программам обучения;

организация и осуществление обучения населения, подготовки и переподготовки руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах, на курсах с использованием средств массовой информации (телевидения, радио, газет и журналов);

проведение учений» штабных тренировок, тренировок для обучения населения и руководящего состава.

3.10. Сотрудничество с зарубежью* странами в области гражданской обороны.

В целях сотрудничества с зарубежными странами в области гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:

подготовка, принятие и реализация двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров и соглашений по гражданской обороне;

всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности государств-участников СНГ;

активное участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 - ’’Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях (ВРСГО)";

активное участие в мероприятиях, организуемых и проводимых Международной организацией гражданской обороны;

организация изучения и использования зарубежного опыта в области гражданской обороны, обмен научными и информационными материалами, опытом организации и ведения гражданской обороны; активное изучение достижений в гражданской обороне зарубежных стран по литературным источникам, данным средств массовой информации, выставок, конференций, семинаров; организация совместных тренировок и учений по гражданской обороне;

создание, укомплектование, подготовка и поддержание в готовности специальных подразделений войск и формирований гражданской обороны для выполнения международных обязательств России по вопросам гражданской обороны;

создание и обеспечение деятельности учебно-тренировочной базы для

обучения и подготовки по гражданской обороне иностранных специалистов;

создание, укомплектование, подготовка и поддержание в готовности специальных медицинских, транспортных, технических и прочих подразделений для проведения и обеспечения мероприятий с санкции Совета Безопасности ООН; доставка гуманитарных грузов, оказание медицинской помощи, эвакуация гражданского населения из опасных зон, создание условий для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и т.п.;

создание запасов и резервов материально-технических ресурсов гражданской обороны с учетом использования части их при реализации международных обязательств России по гражданской обороне.

4. Реализация государственной политики в области гражданской обороны

В современных условиях снижения международной напряженности, уменьшения непосредственной угрозы прямой агрессии против Российской Федерации реализация государственной политики в области гражданской обороны направляется, прежде всего, на:

сохранение и поддержание существующего состояния гражданской обороны;

обеспечение преемственности ресурсов и сил мирного времени с группировкой сил гражданской обороны на военное время; наращивание ее возможностей в угрожаемый период; доведение их до требуемых объемов в масштабе страны или ее отдельных регионов с началом войны или вооруженных конфликтов.

Реализация государственной политики в области гражданской обороны осуществляется через федеральные и региональные целевые программы, планы оперативного оборудования территорий в интересах обороны, ежегодное планирование мероприятий гражданской обороны, а также через систему государственного мобилизационного планирования.

Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется порядком, установленным законодательством Российской Федерации.

Общее руководство гражданской обороной, реализацию государствен-

ной политики в области гражданской обороны в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации по должности является начальником Гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной, реализацию государственной политики в области гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятиях, организациях и в учреждениях осуществляют соответственно руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, руководители предприятий, организаций и учреждений, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Непосредственное руководство проведением мероприятий по реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляют на всех уровнях органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: Министерство Российской Федерации по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его региональные центры: министерства,

государственные комитеты, главные управления, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов или при субъектах Российской Федерации и при органах местного самоуправления; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при военных действиях и вследствие их, выработки государственной политики в этой области при Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий создается Межведомственная Комиссия. В регионах для этих целей создаются региональные комиссии.

Для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, объединения и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и

организаций, их сил и средств в этой области в стране создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая в мирное и военное время.

Основы государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации могут дополняться и уточняться в соответствии с изменениями военно-политических и социально-экономических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.