Научная статья на тему 'Об «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года»'

Об «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
917
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириллов Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года»»

Об «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года»

Кириллов Г.Н., Заместитель Министра МЧС России

1.Роль и значение «Основ единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года» для дальнейшего развития гражданской обороны в современных условиях.

5 января 2004 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».

Следует отметить, что документ подобного рода в области гражданской обороны принят впервые. В некоторых ведомствах имеются аналогичные документы («Основы пограничной политики Российской Федерации», «Концепция государственной национальной политики в Российской Федерации» и некоторые другие).

Утвержденные «Основы...» содержат новые подходы к подготовке и ведению гражданской обороны в современных условиях.

Вместе с законом о гражданской обороне данный документ имеет основополагающее значение для развития и совершенствования гражданской обороны в начале XXI века (схема №1).

Схема 1

Нормативно-правовые документы по гражданской обороне

Концепция | Конституция

национальной -----------------; Российской '—

I безопасности Федерации

Федеральный закон о ГО

Если Закон о гражданской обороне определяет правовые и организационные основы гражданской обороны, то в «Основах...» заложена содержательная сторона деятельности гражданской обороны, концептуальные основы ее подготовки и ведения.

Без наличия такого документа трудно выстраивать реальную политику по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Говоря

другими словами, государство через этот документ ставит определенные задачи перед соответствующими органами в области гражданской обороны на определенный период времени (в данном случае - на период до 2010 года). По истечении этого срока эти задачи и направления деятельности будут уточняться в зависимости от конкретно складывающейся обстановки.

«Основы единой государственной политики...» были разработаны на основании Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики по военному строительству на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Прежде всего, в основах рассматривается понятие о единой государственной политике в области гражданской обороны.

Единая государственная политика в области гражданской обороны представляет собой систему официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также систему мер политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Единая государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основными задачами единой государственной политики в области гражданской обороны являются:

обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;

проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;

формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской обороны, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Говоря о значении и роли «Основ единой государственной политики.» следует отметить, что с выходом этого документа и после утверждения «Положения о гражданской обороне Российской Федерации» в России будет завершено создание нормативноправового фундамента для функционирования гражданской обороны. Будет обеспечено

юридическое и правовое поле ее деятельности, организационные основы построения системы гражданской обороны по основным направлениям ее развития.

Далее рассмотрим содержание «Основ единой государственной политики.». Структура «Основ...» приведена на схеме №2.

Схема 2

Структура «Основ государственной политики в области гражданской обороны Российской Федерации»

Г-------------------------]

ГО — общие положения

1 " ______________________________________________________________

Развитие нормативно-правовой базы Совершенствование систем управления ГО и оповещения Повышение эффективности зашиты Развитие сил ГО

Обучение населения и руководящего состава Обеспечение сохранности объектов Развитие научных знании Международное сотрудничество

2.Основные факторы, определяющие состояние и развитие гражданской обороны в современных условиях и на период до 2010 года.

Ушедший в историю ХХ век преподал человечеству небывалый урок жестокости военных конфликтов в целом и к мирному населению в особенности. Если в первой мировой войне удельный вес жертв среди мирного населения составил 5% от всех погибших, то во второй мировой войне - 50%, а в современных военных конфликтах он достигает 90%. Всего от вооруженного насилия в этом веке погибло около 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию (СССР). Мирное население все больше становится заложником у молоха войны. В связи с этим его защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, становится сегодня новым общечеловеческим императивом.

Война сама по себе ужасна и бесчеловечна. Но гибель и страдания в ходе ее детей, женщин, стариков, сотни тысяч беженцев, лишившихся крова, делают ее в наступившем XXI веке одной из главных угроз человечеству.

Естественно, в этих условиях особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны.

В последние годы усилия МЧС России при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации были направлены на сохранение потенциала системы гражданской обороны и ее материально-технической базы. В целом это удалось сделать, хотя следует констатировать, что в силу объективных причин он все же снизился. В начале XXI века мы должны не только восстановить этот потенциал, но и значительно его повысить. К этому нас обязывает ряд обстоятельств. Главные из них.

Первое. На рубеже веков меняется, и не в лучшую сторону, военнополитическая обстановка для России. Несмотря на снижение уровня военнополитического противостояния на международной арене, все же нельзя не учитывать, что пока еще не созданы достаточно надежные гарантии необратимости позитивных

Основные факторы, определяющие развитие ГО

_____________________

Основные направления госполитики

Реализация

госполитики

тенденций. Боле того, ряд военных специалистов и политологов прогнозируют обострение военно-политической обстановки, рост военных угроз для России.

Второе. Характер и особенности современных войн и тенденции их развития в XXI веке предопределяют необходимость особого внимания к проблемам защиты населения, материальных и культурных ценностей, всей инфраструктуры государства в целом в период военных действий. Войска в наши дни стремятся избегать прямых столкновений на поле боя, предпочитая обмениваться авиационно-ракетными ударами на расстоянии по войскам, объектам и учреждениям тыла. Все это ведет к росту потерь среди мирного населения и нарушению среды обитания человека.

Характерен пример агрессии против Югославии, где объектом активного воздействия был тыл страны. При этом ВВС НАТО выполнили 9 300 боевых самолетовылетов, выпустив 24 тысячи боеприпасов, суммарная мощность которых по тротиловому эквиваленту превысила 15 тысяч тонн. Было выведено из строя до 70% объектов оборонной промышленности, более 40 крупных мостов, 35% объектов энергоснабжения.

Третье. В современных условиях и планах на перспективу полностью не исключена вероятность применения оружия массового поражения. Все больше государств становятся владельцами ядерного оружия. В военных доктринах всех ядерных государств предусматривается так называемое ограниченное применение ядерных боеприпасов. Кроме того, надо учитывать и то обстоятельство, что и обычное современное высокоточное оружие может вызвать последствия, соизмеримые с применением оружия массового поражения (разрушение АЭС, химических предприятий, гидротехнических сооружений плотин и т.д.).

Четвертое. В XXI веке возможно появление новых видов перспективного оружия, основанных на новых физических принципах. К ним относится информационное, психотропное, метеорологическое, геофизическое, инфразвуковое и другие. Очевидно, надо уже сейчас начинать работать над методами и способами защиты от такого оружия.

Пятое. Одной из самых актуальных в последнее время стала проблема терроризма. Терроризм приобретает такой масштаб, когда не исключается вероятность террористических актов с особо тяжкими последствиями для общества. Опыт ликвидации террористических диверсий в последние годы показал необходимость применения специально подготовленных сил. Такими силами призваны стать войска гражданской обороны.

В целом можно сделать вывод о том, что и в XXI веке гражданская оборона будет оставаться важным элементом национальной безопасности России. Как это и определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Если говорить о состоянии и развитии гражданской обороны на перспективу, то их определяют следующие факторы:

экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и демографическая ситуация в стране;

наличие конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;

сохранение тенденций развития и укрепления НАТО;

наличие и совершенствование оружия массового поражения, появление оружия нового поколения;

усиление угроз невоенного характера, связанных с применением качественно новых средств экономической, технологической, миграционной, информационной, этнической, конфессиональной и нравственно-психологической экспансии;

возрастание угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

недостаточность финансовых возможностей государства для повышения уровня материального стимулирования военнослужащих и приравненных к ним лиц, для обеспечения их жильем.

В современных условиях характер и способы решения международных и других проблем с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются (схема № 3). Возможные войны будут происходить преимущественно в региональном масштабе и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами, применением сил специальных операций и диверсионных групп. Все больше значение приобретут высокоточные системы вооружений, существенно повысится роль информационного противоборства.

Схема 3

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НАЧАЛА XXI ВЕКА Наиболее вероятный тип — региональные и локальные войны, вооруженные конфликты

Характерные черты

Возможные последствия для населения и территории страны:

прямые потери среди населения: массированное психологическое информационное воздействие; нарушение системы управления; нарушение окружающей среды; паралич экономики; появление масштабных очагов поражения от вторичных факторов;

разрушение систем жизнеобеспечения

В мире все более широкую практику находят военно-силовые акции в форме «гуманитарной интервенции». При этом в качестве целей для поражения выбираются, как правило, важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций и информатизации.

Все большая роль в вооруженных конфликтах отводится высокоточному обычному оружию. Существенно возрастает роль экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население.

Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок.

В данных условиях особую актуальность приобретает необходимость иметь и создавать качественно новые средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, способные обеспечивать поддержание стратегической стабильности и решение комплекса задач по безопасности государства.

В связи с этим в «Основах единой государственной политики.» четко обозначены основные требования к гражданской обороне в современных условиях.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время основными задачами гражданской обороны являются создание органов управления гражданской обороны, подготовка и поддержание сил гражданской обороны в готовности, обучение населения, всех модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны, а также организаций- исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного на военное время в установленные сроки.

В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

3.Основные задачи и направления реализации единой государственной политики в области гражданской обороны.

Основные направления государственной политики в области гражданской обороны представлены на схеме 4.

Прежде всего, речь идет о развитии нормативной правовой базы.

Развитие нормативной правовой базы в области гражданской обороны осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Формирование нормативной правовой базы в области гражданской обороны предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. Система нормативных правовых актов, регламентирующих основы развития системы гражданской обороны в Российской Федерации, (основные принципы развития ГО, на базе которых должна развиваться нормативная правовая база, представлена на схеме 5.

Схему 4

Основные направления государственной политики в области гражданской обороны

• Совершенствование нормативной правовой базы;

• Совершенствование систем управления и оповещения;

• Повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;

• Развитие сил гражданской обороны;

• Обучение населения, подготовка руководящего состава, служб и гражданских организаций ГО;

• Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• Формирование и развитие систем научных знаний;

• Развитие международного сотрудничества

Схема 5

Основные принципы развития ГО

От задач мирного времени 0т прикрытия объектов к Создание двухуровневой к задачам военного

прикрытию территории системы защиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданская оборона будет иметь маневренный характер, быстро адаптироваться к любой обстановке.

2. Приобретет большую социальную значимость и направленность, сочетая свои интересы с социально-экономическими интересами государства.

3. Позволит активно участвовать населению в мероприятиях гражданской обороны.

4. Силы и средства гражданской обороны будут активно использоваться при решении задач мирного времени.

Создание механизма по координации деятельности и взаимодействию всех государственных спасательных сил Российской Федерации В мирное время В вовнно ввремя

Система скоординированных сил и Развертывает на своей базе

средств, в том числе отвечающая целям войска гражданской обороны,

защиты населения и территорий страны организационно объединенные

от чрезвычайных ситуаций в войсковые структуры

2. Формирование механизма реализации требований нормативной правовой базы в области гражданской обороны, разработка положений о гражданской обороне и других нормативных правовых и методических документов. При этом очень важное значение имеет работа по совершенствованию нормативной базы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.

3. Разработка нормативных документов по установлению процедуры осуществления надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны.

4. Совершенствование работы по разграничению предметов ведения и полномочий в области гражданской обороны между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Эта работа очень важна. Пока не будет точно определено - какой уровень власти за какие вопросы гражданской обороны отвечает, дела гражданской обороны будут стоять на месте.

5. Разработка проектов федерального закона «О Государственной спасательной службе» и иных нормативных правовых актов. Мы считаем, что создание Государственной спасательной службы значительно повысит эффективность и возможности группировки сил ГО.

6. Реализация действующих организационных и методических документов, определяющих порядок подготовки и ведения гражданской обороны, перевода системы гражданской обороны на условия военного времени, развертывания и применения сил гражданской обороны.

В первоочередном порядке требуется издание «Положения о гражданской обороне». В настоящее время проект Положения находится в Правительстве Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области гражданской обороны является совершенствование систем управления и оповещения.

Система органов управления гражданской обороны приведена на схеме 6.

Схема 6

- руководство; - взаимодеиствие

Дальнейшее совершенствование систем управления и оповещения гражданской обороны предусматривает осуществление следующих мероприятий:

1. Обеспечение интеграции системы управления гражданской обороны в единую систему государственного и военного управления.

2. Создание и поддержание в готовности органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориальном и объектовом уровнях.

3. Создание на федеральном, региональном и территориальном уровнях технических систем управления гражданской обороны.

4. Совершенствование и поддержание в готовности системы основных, запасных и подвижных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Существующая система оперативных органов и средств управления гражданской обороны представлена на схеме 7.

Схема 7

Органы управления гражданской

Органы управления ГО

Пункты управления

Коорди 11 ирующ и с орган ы (СЗ. штабы ГО)

По назначению

ОУ по делам IОЧС

Повседневные

- МЧС России

- региональные центры

- главные управления

< министерства. комитеты)

- управления

- отделы

- секторы

- отдельные специалисты

Запасные

Дублеры

Оперативные ОУ ГО

Вспомогательные!.

Средства управления ГО

По подвижности

Стационарные

Подвижные

Мобильные

Воздушные

Технические

системы

Сети и оповещения

А вт о.чат и за н и и

Специальные

- ОДС (ЦУКС) ОУ ГОЧС

- ДС геррит. и отраслевых ОУ

- ДДС отраслей и объектов эеономнки

- ДДС (ЕДДС) герриторнй

Службы ГО

Несколько подробнее хотелось бы остановиться на проблеме создания систем оповещения, как ключевом элементе системы защиты населения.

В настоящее время создана техническая база оповещения - система централизованного оповещения (СЦО), обеспечивающая возможность централизованной подачи единого сигнала оповещения на территории всей страны, на основе союзной системы оповещения. Для оповещения населения спланировано использование всех сетей вещания, включая сети телевещания, и сети электросирен.

Вместе с тем за последние годы накопился ряд недостатков, которые существенно влияют на своевременность оповещения населения и процент его охвата. К основным из них можно отнести:

сети проводного вещания (особенно в сельской местности), когда-то выполнявшие основную роль в оповещении населения, стремительно сокращаются из-за нерентабельности;

идет процесс сокращения сетей электросиренного оповещения; отсутствие на большинстве потенциально опасных объектов локальных сетей оповещения;

используемая аппаратура управления систем централизованного оповещения (типа 5Ф88, АДУ-ЦВ, П-160) морально и физически устарела, нуждается в замене.

В целях совершенствования оповещения населения на военное время представляется целесообразным:

проработать с организационной и технической сторон порядок использования сетей мобильной и сотовой телефонной связи;

проработать использование возможностей современных цифровых сетей связи, передачи данных и вещания в интересах оповещения органов управления, должностных лиц и населения;

отработать схему перевода сетей связи и вещания, используемых для целей оповещения, на режим работы в военное время (с организационной и технической сторон);

разработать схему организации вещания на военное время, предусмотрев объединение сетей государственного и коммерческого вещания для целей оповещения и информирования населения;

особое внимание уделить вопросу использования современных цифровых телефонных станций в интересах массового оповещения населения (особенно в ночное время, когда телефон может стать единственным эффективным средством оповещения и информирования);

организовать использование сельских радиостанций УКВ ЧМ - вещания администрациями сельских районов в интересах оповещения населения;

разработать и организовать производство мощных сирен с независимым энергоснабжением.

В условиях современных войн есть все необходимые предпосылки для значительного повышения эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Решая проблемы защиты населения в военное время, мы исходим из того положения, что право на обеспечение гарантированного минимума безопасности в условиях войны является универсальным и равным для всех категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Обеспечение этого права положено в основу государственной политики в области гражданской обороны.

Важно учитывать, что в современных условиях изменился характер опасностей для человека в военное время. Это определяет необходимость системного подхода к решению проблем защиты. К сожалению, изменились экономические условия и возможности государства по реализации крупных проектов в области защиты.

МЧС России учитывает эти обстоятельства, в первую очередь меняется подход к традиционным способам защиты, в частности по эвакуации населения и укрытию его в защитных сооружениях.

Взять, к примеру, взгляды на эвакуацию в прошлом и настоящем. Ранее эвакуация населения в условиях опасностей, связанных с применением ядерного оружия и других средств массового поражения, рассматривалась как основной способ защиты. Конечно, в отдельных ситуациях, когда реальной станет угроза ядерного нападения, и сегодня эвакуация остается важным, а порой и единственным способом защиты.

Вместе с тем в современных условиях, в условиях войн с обычным оружием вряд ли целесообразно рассчитывать на проведение массовых эвакуационных мероприятий, особенно из крупных городов. Людей можно эффективно защищать там, где они живут, трудятся, отдыхают путем укрытия их в защитных сооружениях.

Опыт применения защитных сооружений в годы Великой Отечественной войны, сохранивших жизни людей на фронте и в тылу, показал их высокую эффективность. Кстати, и во многих военных конфликтах современности инженерная защита населения являлась наиболее доступным и эффективным способом защиты. А комплексное применение защитных сооружений, эвакуации, средств индивидуальной защиты может обеспечить максимальное снижение поражения населения.

Многие предприятия, учреждения и организации располагают значительным фондом убежищ и укрытий, накопленным в прошлые годы. Его, этот фонд, необходимо сохранять, поддерживать в определенной готовности к использованию в чрезвычайных ситуациях. Нужно сказать, что в этом плане есть определенные проблемы и недостатки.

Далеко не везде убежища поддерживаются в сохранности и зачастую дорогостоящие сооружения выходят из строя.

Задача состоит также и в том, чтобы имеющийся фонд восполнить и увеличить. А путей для этого немало. Несмотря на определенные трудности экономического характера, мы не отказываемся от строительства защитных сооружений. Там, где это необходимо, убежища должны строиться целевым назначением, нормативная правовая база на этот счет имеется. Это, в первую очередь, касается объектов, представляющих потенциальную опасность для работающих смен и населения, проживающего в непосредственной близости от них.

В основном же накопление убежищ и укрытий, на наш взгляд, должно идти путем освоения подземного пространства городов и населенных пунктов: метрополитенов, горных выработок, тоннелей различного назначения, подземных коммуникаций и других сооружений, пригодных для этих целей. При этом в будущем наибольшие перспективы за строительством заглубленных помещений под зданиями различного назначения, используемых в повседневной деятельности в интересах населения, общества и государства и приспосабливаемых для укрытия населения в военное время.

Основные направления совершенствования системы инженерной защиты представлены на схеме 8.

Наряду с мероприятиями по эвакуации и инженерной защиты необходимо обеспечить:

совершенствование радиационной, химической, медико-биологической и противопожарной защиты населения;

создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, улучшение условий их хранения и осуществление контроля за их техническим состоянием;

подготовку условий для оперативной выдачи населению средств индивидуальной защиты в установленные сроки;

организацию накопления, хранения и использования для целей гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств;

мероприятия по обеспечению населения, проживающего вблизи химически опасных объектов, средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

совершенствование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, создание автоматизированных систем радиационного контроля и наблюдения;

планирование оказания всех видов медицинской помощи, в том числе:

- подготовка лечебно-профилактических учреждений к выводу в загородную зону и к работе там;

- осуществление эвакуации раненых и больных с использованием различных видов транспорта (специального и приспособленного).

Защита материальных и культурных ценностей, имеющих мировое и национальное значение, предусматривает следующие мероприятия:

формирование перечня сооружений, предметов и документов, относящихся к объектам материальных и культурных ценностей;

разработка и реализация способов и средств защиты материальных и культурных ценностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инженерно-технические мероприятия гражданской обороны по защите материальных и культурных ценностей, по повышению физической устойчивости зданий, сооружений и оборудования.

Большое внимание в «Основах госполитики...» уделено проблеме развития сил гражданской обороны.

Развитие сил гражданской обороны осуществляется на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

Работа в этих направлениях ведется. Наши территориальные органы управления приведены в соответствие с границами установленного военно-административного деления Российской Федерации. Расформированы два региональных центра - Забайкальский и Западно-Сибирский. Создаются многофункциональные мобильные спасательные центры МЧС России. Центры формируются на базе отдельных механизированных бригад гражданской обороны с широким использованием авиации, модульного принципа построения системы и сбалансированного состава сил и средств по основным мероприятиям гражданской обороны. Кроме того, проводятся другие крупные организационные преобразования.

За последние годы нам удалось повысить подготовку войск гражданской обороны, обустроить их быт, переоснастить на более современные образцы спасательной техники, собрать разрозненные подразделения в единые организмы. Войска стали более активно применяться в спасательных работах.

Основными мероприятиями в данной сфере являются:

сокращение штатной численности войск гражданской обороны до параметров, предусмотренных Планом строительства войск гражданской обороны на 2001 - 2005 годы;

сосредоточение основных усилий на сохранении требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности войск гражданской обороны;

переформирование отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и отдельных механизированных батальонов в спасательные центры, создание основы для повышения их мобильности;

реформирование войск гражданской обороны с учетом создания Государственной спасательной службы в течение трех лет, начиная с 2004 года, на базе входящих в

систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Государственной противопожарной службы МЧС России, войск гражданской обороны и других спасательных организаций; общая группировка всех этих спасательных сил России приведена на схеме 9.

Схема 9

реализация комплекса мероприятий по совершенствованию военной организации государства;

повышение готовности группировки сил гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также иных мероприятий в случае возникновения опасностей;

совершенствование взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, с другими войсками и воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

создание эффективной системы подготовки сил гражданской обороны в целях освоения новых технологий, приемов и способов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также выполнения других задач гражданской обороны;

участие сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий террористических актов в мирное время.

Одним из важных направлений подготовки к ведению гражданской обороны, развития её сил и средств является заблаговременное создание гражданских организаций гражданской обороны. Эти организации приходят на смену так называемым невоенизированным формированиям гражданской обороны

Смена названия, а также новые условия создания и деятельности таких формирований вызваны тем, что Россия стала участницей международных соглашений по гражданской обороне, а также коренными изменениями в политической организации и экономической деятельности в стране.

Фактически гражданские организации гражданской обороны - это форма привлечения рабочих и служащих организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время, а также другого трудоспособного населения к самообороне, защите людей, объектов экономики и инфраструктуры населенных пунктов от военных опасностей. В соответствии с действующим законодательством они создаются по территориально-производственному принципу и должны привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, участия в осуществлении мероприятий по радиационной, химической и биологической защите, срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

МЧС России, которому поручены методическое руководство и контроль за созданием гражданских организаций гражданской обороны, сейчас активно работает над тем, чтобы создать в лице этих организаций силу, способную успешно выполнить свои задачи не только в военное время, но и, при необходимости, прийти также на помощь профессиональным аварийно-спасательным службам при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Но, чтобы эти организации стали действительно массовыми и подготовленными к выполнению возложенных на них задач, предстоит еще немало сделать. Прежде всего, разработать стимулы для моральной и материальной заинтересованности для граждан, которые могут быть зачислены в эти организации, организовать их подготовку на предприятиях, оснастить формирования необходимой специальной техникой и имуществом.

Успешное решение многочисленных и сложных по своему содержанию задач, возложенных на гражданскую оборону, во многом зависит от уровня подготовки населения к действиям в сложных условиях военного времени.

Придавая важное значение и осуществляя методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения, МЧС России большое внимание было уделено поэтапному развитию и совершенствованию системы подготовки, которая к настоящему времени вполне сложилась, сформировалась и функционирует.

Основными целями обучения населения, подготовки руководящего состава, служб и гражданских организаций гражданской обороны являются получение глубоких теоретических знаний и отработка практических навыков по защите от опасностей. Общая структура системы подготовки населения представлена на схеме 10. Первоочередными мероприятиями в данной области являются: организация подготовки руководящего состава гражданской обороны и обучения всех категорий населения по гражданской обороне с применением современных методик и технических средств, в том числе с привлечением федеральных, региональных и местных средств массовой информации;

проведение аттестации начальников гражданской обороны; всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей; разработка современных методов обучения и подготовка новых программ по гражданской обороне для руководящего состава, служб и гражданских организаций гражданской обороны и различных категорий населения;

организация подготовки и переподготовки руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах, на курсах, а также обучения населения;

систематическое проведение учений, штабных тренировок и тренировок с руководящим составом, органами управления, службами и гражданскими организациями гражданской обороны;

повышение уровня подготовки гражданских организаций гражданской обороны; привлечение неработающего населения к участию в проводимых учениях по гражданской обороне по месту жительства;

Схема 10

СТРУКТУРА ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ РФ В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС

МЧС РФ

Департамент гражданской защиты

Академий гражданской защиты МЧС России

Институт развития МЧС России

Минобразования

России

Отдел ВП и ГО

Региональные центры по делам ГОЧС

Подразделения ответ, за подготовку

-------Л

Федеральные органы исполнительной власти РФ

Подраздел, отв. за подготовку

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ

Территориальные органы управления образованием _

Территориальные органы, специально уполномоченные решать задачи по ГО, задачи I___по предупреждению и ликвидации ЧС.____}

Академии, Университеты, Институты Учреждения повышения квалификации Средние специальные учебные М ■единя

Негосударственные высшие и средние учебные заведения ПТУ, ГТУ, Школы

Учреждения дошкольного образования Учреждения внешкольного образования

I

Подразд отв. за подготовку —

Курсы ГО

Учебно-консультационные __________________пункты

Ддинфние «Школа безопасности»

Межотраслевые центры, отраслевые институты повышения квалификации

Курсы и школы повышения квалификации

Центры и школы подготовки ведомственных аварийноспасательных формирований

и

КШУ. ТСУ. комплексные учения и трениро вки

Учебные пункты, учебно -производственные комбинаты

Готовность населения к действиям в области ГО и пииты от ЧС

организация ускоренной подготовки работающего населения по гражданской обороне в угрожаемый период.

В то же время нужно прямо сказать, что сегодня, несмотря на все принимаемые меры, уровень подготовки руководящего состава и населения остается низким. Это объясняется целым рядом объективных и субъективных факторов.

В последние годы происходит изменение взглядов и подходов к вопросам обеспечения безопасности человека. Создается новая самостоятельная область знания - теория управления рисками или теория безопасности жизнедеятельности. Нельзя разрывать подготовку населения к защите и действиям в мирное и военное время. Надо более активно и эффективно использовать возможности средств массовой информации, коммуникационных сетей, компьютерных технологий. Во всех учебных заведениях необходимо вносить соответствующие коррективы в программы обучения по курсам «БЖ» и «ОБЖ» и повышать эффективность и качество в обучении.

В отдельное направление госполитики в «Основах...» выделено направление по обеспечению сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Проведенные исследования показывают, что при комплексном использовании активных и пассивных средств маскировки и защиты объектов экономики и инфраструктуры силами Вооруженных Сил и гражданской обороны можно достичь эффективности защиты этих объектов от высокоточного оружия более 80%.

Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, предполагает:

разработку научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в условиях военного времени, организацию их защиты от всех видов современных средств поражения;

рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями инженернотехнических мероприятий гражданской обороны;

осуществление мер, направленных на повышение физической устойчивости объектов;

обеспечение бесперебойного функционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприятий по сигналам гражданской обороны;

разработку и подготовку мероприятий по комплексной маскировке важных объектов экономики и инфраструктуры, а также по технической защите информации автоматизированных систем управления этими объектами;

создание условий для быстрейшего восстановления работоспособности пострадавших объектов.

В целях решения выше указанных задач требуется: разработка моделей защиты типовых объектов экономики и инфраструктуры, создание необходимых подразделений в составе войск гражданской обороны и объектовых формирований гражданской обороны для решения задач по маскировке и защите объектов, разработка и организация производства средств для маскировки и защиты объектов силами гражданской обороны, организация взаимодействия по решению данной проблемы с Вооруженными Силами Российской Федерации.

Проблемы дальнейшей разработки и реализации единой государственной политики в области гражданской обороны требуют фундаментальных теоретических проработок, комплексного научного обеспечения всего процесса, внедрения новейших технологий, техники и технических средств.

Приоритетными направлениями исследований в области гражданской обороны являются:

разработка теории и методологических основ гражданской обороны; организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных, проектных и научно-практических работ в области гражданской обороны;

разработка и создание новых технологий, специальной техники и средств гражданской обороны;

организация распространения информации о достижениях науки и техники в области гражданской обороны.

О развитии международного сотрудничества

Развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны направлено на повышение эффективности использования научно-технического и иного потенциала мирового сообщества в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз. Это предполагает:

формирование системы гражданской обороны государств-участников Содружества Независимых Г осударств на основе гармонизации национальных систем гражданской обороны;

участие органов управления гражданской обороны и сил гражданской обороны в мероприятиях, проводимых Международной организацией гражданской обороны, оказание содействия в обучении и подготовке иностранных специалистов в области гражданской обороны;

участие органов управления и сил гражданской обороны в установленном порядке в международных мероприятиях, связанных с эвакуацией гражданского населения из опасных зон и первоочередным жизнеобеспечением пострадавшего населения, в других мероприятиях.

Рассматривая основные направления государственной политики в области гражданской обороны, необходимо отметить следующее.

В сложившихся экономических условиях крайне важно правильно определить экономические подходы к решению задач гражданской обороны. А именно, при сложившихся экономических условиях гражданская оборона определенное время вынуждена будет сидеть на «голодном пайке». К сожалению, в настоящее время и в ближайшем будущем мы не сможем реализовывать крупные программы по подготовке гражданской обороны к действиям в военное время. Поэтому очень важно в этих условиях: обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации мероприятий гражданской обороны;

при разработке и накоплении средств защиты максимально учитывать интересы защиты населения, как в мирное, так и военное время;

более активно реализовывать принцип «двойного использования» средств защиты, который предполагает, с одной стороны, чтобы имеющиеся защитные сооружения и имущество гражданской обороны можно было своевременно использовать по предназначению, с другой - материально-техническая база гражданской обороны по возможности должна использоваться для социально-экономических целей и для нужд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.Основные задачи и направления реализации единой государственной политики в области гражданской обороны.

Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны является одной из важнейших функций государства. Она осуществляется посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Так, Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации:

осуществляет меры по обеспечению проведения единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по ее реализации;

организует и проводит мероприятия гражданской обороны;

устанавливает порядок финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны.

Задачи и степень участи федеральных органов государственной власти, органов государственного власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны определены Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими решение задач в области оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с возложенными на него полномочиями.

Начальники гражданской обороны всех уровней организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий и несут ответственность за выполнение возложенных на них задач.

Задачи органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций на современном этапе развития гражданской обороны опре-

делены в Рекомендациях Всероссийского совещания с начальниками гражданской обороны-главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти по проблемам гражданской обороны, проходившего 5 сентября 2003 года. в городе Москве под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единая государственная политика в области гражданской обороны реализуется также в ходе внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах деятельности государства, а также посредством разработки и выполнения целевых и научнотехнических программ, планов мероприятий по совершенствованию и развитию гражданской обороны, скоординированных с мобилизационными планами экономики и государственным оборонным заказом.

При этом государством гарантируется и обеспечивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правовая и социальная защита граждан, участвующих в выполнении мероприятий гражданской обороны.

Особое внимание хотелось бы обратить на одно из важнейших положений «Основ.» по вопросу финансирования мероприятий гражданской обороны. В основах сказано, что финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и средств организаций.

Главное, что нам предстоит сделать - это изменить отношение к мероприятиям гражданской обороны. Решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества. Большие и сложные задачи гражданской обороны могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.

Высказывания некоторых руководителей, что гражданская оборона, как составная часть оборонных мероприятий страны является функцией только федеральных органов, глубоко ошибочны. В защите населения на своих территориях должны быть заинтересованы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Они несут прямую ответственность перед своими гражданами, которые их избирали на занимаемые ими должности, за их безопасность. Они призваны принимать самое активное участие в следующих мероприятиях: создание чрезвычайных резервов;

подготовка населения по гражданской обороне, создание и обеспечение учебнометодических центров;

создание, финансирование и материально-техническом оснащении гражданских организаций гражданской обороны;

выполнение мобилизационных обязанностей в части, касающейся формирований гражданской обороны;

выделение средств на приобретение средств индивидуальной защиты, строительство защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.

В обеспечении непрерывного функционирования своих предприятий и организаций независимо от форм собственности, в защите рабочих и служащих и членов их семей, естественно, должны быть заинтересованы их владельцы и руководители.

Таким образом, в соответствии с выше сказанным гражданская оборона призвана стать действительно общенародным делом. Только при этом условии государственная политика в этой области будет эффективной.

В современных условиях реализация государственной политики в области гражданской обороны должна быть направлена, прежде всего, на сохранение и поддержание существующего состояния гражданской обороны; обеспечение преемственности ресурсов и сил мирного времени с группировкой сил гражданской обороны на военное

время; наращивание ее возможностей в угрожаемый период; доведение ресурсов до требуемых объемов в масштабе страны или ее отдельных регионов с началом войны или вооруженных конфликтов.

В связи с выходом «Основ государственной политики.» органам управления МЧС России предстоит большая работа.

Прежде всего, предстоит уточнить существующую нормативную базу и разработать ряд новых руководящих документов.

Кроме того, в ближайшее время потребуется разработка конкретных программ развития гражданской обороны. Речь идет о Концепции развития гражданской обороны, федеральной целевой программе в этой области, программах научных исследований и т.д.

Таким образом, предстоит не на словах, а на деле создавать новый облик гражданской обороны Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.