Это объясняется тем, что в России не гативно сказывается на экономике страны,
стоит столь остро проблема загрязнения поскольку в этом случае, в результате отто-
окружающей среды в результате различных ка валютных средств на оплату импорта
городских и бытовых стоков. Но в то же рекреационных услуг, платежный баланс
время, несмотря на значительное разнооб- ухудшается. Кроме того, такую ситуацию
разие и возможности для развития рекреа- можно охарактеризовать как упущенные
ционной деятельности, для нее в стране до возможности с точки зрения нереализован-
сих пор не созданы благоприятные эконо- ного роста доходов, увеличения количества
мические условия. рабочих мест и занятости населения, а так-
По этой причине многие жители Рос- же пополнения федерального и местного
сии предпочитают пользоваться рекреаци- бюджетов в том случае, если бы население
онными ресурсами за рубежом - в Турции, страны предпочитало пользоваться рекреа-
Египте, Испании и других странах. Это не- ционными ресурсами у себя в стране.
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Теория и практика морской деятельности. Реализация системного подхода. Вып.4. М.: СОПС, 2005.
2. An Ocean Blueprint for the 21st Century. Final Report of the U.S. Commission on Ocean Policy. URL: http://govinfo.library.unt.edu/oceancommission/documents /full_color_rpt/welcome.html (дата обращения
11.06.13).
3. Pan European Code of Conduct for Coastal Zones. Executive Summary. Doc. PE-S-CO(97), 14 Add., p.31-
32.
4. Разработка предложений по направлениям развития морских побережий России, обеспечивающих сохранение, реабилитацию и устойчивое использование их ресурсов, и пилотная апробация этих предложений на примере Калининградской области: Отчет о научно-исследовательской работе / РГГМУ, 2009. URL: http://www.rshu.ru/coastproject/coast_report.pdf (дата обращения 13.08.13).
5. The outdoor recreation economy. URL: http://www.outdoorindustry.org/pd
f/0IA_0utdoorRecEconomyReport2012.pdf (дата обращения 21.09.13).
6. Учтена как полная, так и неполная занятость.
7. Доходы включают заработную плату и другие доходы занятых, предпринимательские доходы и корпоративные дивиденды.
8. Marine&Coastal Systems and Resources. National State of the Environment Report. URL: http://www.ngo.grida.no/soesa/nsoer/issues/coas ( дата обращения 21.09.13)
9. Marine Recreation and Tourism. URL: http://seagrant.uaf.edu/map/recreation/index.html(flaTa обращения
20.09.13).
10. Tourism in Turkey. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Tourism in Turkey (дата обращения 20.09.13).
11. К примеру, в январе 2013 турецкое правительство объявило о своих планах построить крупнейший в мире аэропорт в Стамбуле. По предварительным оценкам, инвестиции составят около 7 млрд евро.
УДК 334:61 ББК 65.290
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ
УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Н.Н. Константинова, А.М. Малинин
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)
191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 1 лит. А
Одной из генеральных задач социального государства является создание системы, направленной на формирование, активное сохранение, восстановление и укрепление здоровья людей, реализацию потенциала здоровья для ведения активной про-
изводственной, социальной и личнои жизни, на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране, т.е. в
конечном итого улучшение качества человеческого капитала.
Поэтому важнейшими социальными услугами являются медицинские услуги, предоставляемые в рамках сферы здравоохранения организациями различных форм собственности.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-рации», «Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».
Отмененный в 2012 г. Приказ Минздрава РФ от 16 июня 2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта “Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав”» вводил понятия:
- простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения»;
- сложная медицинская услуга - на-бор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации опреде-ленного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения»;
- комплексная медицинская услуга -набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо оконча-нием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения».
Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день медицинская услуга ограничивается только действиями по оказанию медицинской помощи. Именно поэтому в законодательстве оценивается именно качество и доступность медицинской помощи.
Но в условиях рыночной экономики понимание термина «медицинская услуга» нуждается в расширении. По результатам опроса пациентов государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения, проведенного авторами, выявлено, что сегодня граждане при получении услуг в медицинском учреждении оценивают их по таким критериям, как: квалификация медицинских работников; качество и доступность непосредственно медицинской помощи; наличие и состояние инфраструктуры учреждения; уровень дополнительного обслуживания (например, питание); наличие дополнительных услуги и т.д.
Т.е. для удовлетворения потребно-стей получателей медицинских услуг необходимо оказывать эти услуги на основе требования комплексности, что предполагает расширение исключительно медицинской направленности данного вида услуг. По мнению авторов, для достижения этого условия более корректно и оправданно использовать термин «услуга здравоохранения», что позволит при разработке стандартов, оценке деятельности медицинских учреждений и, в конечном итоге, формировании и реализации социальной политики максимально учесть все потребности пациентов.
Авторами введено понятие «комплексная услуга здравоохранения»
(КУЗ), определяемая как сово-купносгь взаимосвязанных действий по профилактике, диагностике, лечению, обеспечению процесса медицинского обслуживания и реабилитации в соответствии с потребностями и возможностями пациента и предоставляемая на основе условий высокого качества, доступности и возможности выбора учреждения.
Структура комплексной услуги здравоохранения представлена на рис. 1.
В силу высокой общественной значимости рассматриваемых вопросов можно говорить о самостоятельном элементе сферы услуг - сфере услуг здравоохранения, в рамках которой происходит производство и потребление рассматриваемого вида услуг.
Основной целью функционирования сферы услуг здравоохранения является комплексное удовлетворение потребностей
человека в профилактике, диагностике, лечении, в том числе - стационарном, с предоставлением необходимого уровня ухода и реабилитации.
При формировании сферы услуг здравоохранения необходимо учитывать следующие условия:
- высокое качество КУЗ, т.е. удовлетворенность потребителей, что предполагает высокую квалификацию персонала, внедрение новых технологий, развитие инфраструктуры и т.д.;
- доступ к КУЗ всего общества, т.е. невозможность исключения отдельных групп населения (сельского, с низкими доходами и т.д.) из числа потребителей услуг;
- наличие альтернатив при выборе КУЗ (в зависимости от дохода и потребностей человека);
- многообразие субъектов оказания услуг.
Соблюдение названных требований детерминирует поиск новой модели сферы услуг здравоохранения, которая могла бы способствовать достижению согласования интересов трех сторон рассматриваемой сферы: населения (потребителей услуг), учреждений и предприятий (производителей услуг) и органов государственной (муниципальной) власти (регулятора и координатора сферы).
В качестве такой модели авторами была предложена социально-ориентированная рыночная модель сферы услуг здравоохранения, конечной целью формирования и функционирования которой является улучшение человеческого капитала посредством предоставления комплексных услуг населению и предполагающей многообразие механизмов и источников финансирования, а также производителей КУЗ.
Данная модель позволит:
- увеличить доступ различных групп населения к КУЗ вне системы ОМС;
- развить конкуренцию в сфере услуг здравоохранения, тем самым способствуя увеличению качества и доступности услуг;
- снизить нагрузку на бюджет за счет формирования альтернативных источников финансирования.
Особая роль при формировании модели принадлежит автономным учреждениям,
являющимся оптимальной формой сочетания рыночного и социального принципа оказания КУЗ.
Впервые понятие «автономное учреждение» было введено Федеральным законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», принятым 3 ноября 2006 года. Однако названный закон не определил методических подходов к созданию и управлению автономными учреждениями. На сегодняшний день не существует четкого механизма развития сети автономных учреждений (АУ) в регионах Российской Федерации.
Особенно остра обозначенная проблема для сферы услуг здравоохранения.
По мнению авторов, автономные учреждения в сфере услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное» положение между бюджетными и частными учреждениями. Наряду с общими для всех видов учреждений здравоохранения чертами, АУ обладают рядом специфических особенностей в организации экономической деятельности, что и позволяет выделять их в отдельную группу:
во-первых, специфика финансирования АУ, которая проявляется в сочетании использования для оказания услуг средств бюджетных и ОМС с использованием собственных ресурсов;
во-вторых, использование бюджетных средств возможно только в качестве целевых трансфертов;
в-третьих, со стороны государственных (муниципальных) органов власти одновременное стимулирование предпринимательской деятельности и существенное лимитирование возможности АУ по оказанию платных услуг;
в-четвертых, возможность учреждений самостоятельно заключать договоры с обязательным применением механизма государственного (муниципального) заказа;
в-пятых, обязательность ориентации деятельности АУ на совершенствование и расширение материально-технической базы.
Цели: Субъекты:
- устранение симптомов заболевания (изле- - медицинские организации различных органи-
чение); зационно-садовых форм
- предотвращение прогрессирования заболе-
вания;
- достижение ремиссии;
Лечебные услу-
ги
Профилактические и диагностические услуги
Комплексные услуги здравоохранения
Цели: Субъекты:
- предотвращение преж- - медицин-
девременной смертно- ские орга-
сти, заболеваемости;
низации
- снижение негативных
последствий заболева- различных
ния; организаци-
- увеличение эффектив- онно-
ности лечения; правовых
- снижение инвалидиза- форм
ции населения;
- устранение или смяг-
чение негативного
влияния факторов риска
на здоровье населения;
- формирование здоро-
вого образа жизни и
Т.д.
Обеспечивающие услуги
Цели:
- удовлетворение
«немедицинских»
потребностей
- обеспечение
психологического
равновесия;
тельных услуг;
- повышение имиджа
я и т.д.
Субъекты:
- медицинские
организации различных организационно-правовых форм;
- специализированные организации (например, на основе договора аутсорсинга)
Реабилитационные
услуги
Цели:
- устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности;
- предотвращение и сни-
- обеспечение физической, социальной, профессиональной и экономической самодостаточности, а также психического рав-
- социальная интеграция и
адаптация и т.д.
Субъекты:
- медицинские организации
различных организационноправовых форм;
- специализированные организации (например,
предприятия физической культуры и т.д.)
Рис. 1. Структура комплексной услуги здравоохранения
Таким образом, при определении сущности автономного учреждения как субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения нами предложено представлять это учреждение как комплекс трех составляющих: ограничения (лимитирование) деятельности; потенциал (возможности) учреждения; социальноэкономические цели деятельности.
1. Ограничения, т.е. вытекающие из нормативно-правовых актов пределы, за которые не может выходить деятельность автономных учреждений:
- АУ - некоммерческая организация, т.е. прибыль не может стать целью его деятельности, что исключает возможность коммерциализации сферы услуг здравоохранения;
- АУ создается для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. такие учреждения имеют исключительно социальную направленность;
- обязательное использование государственного и муниципального заказа.
Наличие ограничений отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от коммерческих.
2. Потенциал, т.е. совокупность ресурсов или возможностей автономного учреждения, используемых для самостоятельного планирования, организации и реализации своей деятельности:
- АУ в своей деятельности могут руководствоваться своими экономическими интересами, обладая финансовой и имущественной самостоятельностью;
- АУ могут использовать финансовые ресурсы не только в качестве платежа за
услуги, но и как экономический инструмент;
- наличие целевого капитала, т.е. части имущества, сформированного за счет частных пожертвований.
Именно наличие потенциала отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от бюджетных.
3. Социально-экономические цели
деятельности:
- повышение качества оказываемых услуг;
- повышение доступности оказываемых услуг;
- повышение комплексности оказываемых услуг.Согласование этих трех составляющих имманентно только для автономных учреждений, что доказывает их исключительность и перспективность в качестве субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения.
На основе всего вышесказанного определим АУ в сфере услуг здравоохранения как учреждение, оказывающее комплексные услуги здравоохранения в рамках государственного (муниципального) управления при условии сохранения социальной направленности данных услуг на основе самостоятельного и рационального использования собственных и привлеченных ресурсов с целью повышения социальноэкономической эффективности профессиональной деятельности.
Представляется целесообразным определить основные требования к содержанию, методам и формам работы учреждения, обеспечивающие реализацию его цели, т.е. принципы. Основными принципами функционирования АУ в сфере услуг здравоохранения являются:
1. Общие принципы:
- принцип обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- принцип приоритетности оказания государственных (муниципальных) услуг;
- принцип ориентации на высокое качество и доступность оказываемых услуг;
- принцип добросовестности и профессионализма при оказании услуг;
- принцип социальной ответственности;
- принцип ответственности учреждений за предоставление государственных (муниципальных), в том числе платных, услуг;
2. Экономические принципы:
- принцип комплексности при формировании и оказании услуг;
- принцип финансово-экономической самостоятельности;
- принцип самофинансирования при осуществлении предпринимательской деятельности;
- принцип гибкости заработной платы сотрудников;
- принцип разумной конкуренции между медицинскими учреждениями, позволяющий стимулировать повышение качества и доступности и услуг в сфере услуг здравоохранения;
- принцип инвестиционное™;
- принцип инновационности;
- принцип преемственности и взаимодействия в процессах оказания услуг между учреждением и другими субъектами сферы услуг здравоохранения.
АУ в сфере услуг здравоохранения могут быть созданы в таких формах, как поликлиника (взрослая, детская, стоматологическая), стационар любого профиля, медицинский информационно-шадити-
ческий центр, клинико-диагностический центр, санаторий, центр планирования семьи и репродукции, врачебно-физкультурный диспансер и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации начинает постепенно формироваться сеть автономных учреждений в сфере услуг здравоохранения, однако не во всех субъектах происходит достаточно активный переход от бюджетных учреждений к автономным, поскольку переход этот порождает возникновение рисков.
Сформулируем риски для каждого из участников модернизации сферы услуг здравоохранения в рамках перехода в форму автономного учреждения: государства (муниципального образования), потребителей услуг и учреждения.
Очевидно, что риски всех участников взаимосвязаны. Одним из основных рисков являются финансовые риски, прояв-
ляющиеся:
- для потребителей - в невозможности получения услуги;
- для государства (муниципального образования) — в дефиците бюджетных средств;
- для автономного учреждения — в недофинансировании его деятельности.
Отметим, что систему финансирования деятельности автономного учреждения сферы услуг здравоохранения формируют четыре вида источников: средства системы
ОМС, бюджетные субсидии, доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, привлеченные средства.Сегодня представляется необходимым найти оптимальное сочетание между перечисленными видами источников. Такой баланс должен, с одной стороны, учитывать все имеющиеся виды ограничений и, с другой стороны — способствовать более эффективному использованию внутренних возможностей автономного учреждения.
Таблица 2. Риски перехода бюджетных учреждений сферы услуг здравоохранения в форму автономных
№ п/п Наименование заинтересованной стороны Риски модернизации системы финансирования здравоохранения
1 Потребители услуг 1. Снижение уровня доступности требуемой услуги (вплоть до невозможности получения) 2. Снижение уровня качества требуемой услуги
2 Государство (муниципальное образование) 1. Неэффективное использование государственных (муниципальных) субсидий 2. Получение низкого качества оказываемых услуг 3. Необходимость финансовой поддержки учреждений на этапе перехода и становления 4. Возникновение недовольства потребителей (социальная напряженность)
4 Учреждения сферы услуг здравоохранения 1. Потеря платежеспособности учреждения 2. Вероятность потери части имущественного комплекса 3. Вероятность сокращения размера государственных (муниципальных) субсидий. 4. Отсутствие (сокращение) доходов от услуг, оказываемых на платной основе. 5. Правовые риски. 6. Кадровые риски.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 03.12.2010. № 274.
2. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 326-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23.11.2011. № 5639.
3. Федеральный Закон от 23.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» II Российская газета. 08.11.2011. №4216.
УДК 330.15 ББК 65.28
ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕНТА
Е.Г. Филимонова
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПб ГУСЭ)
191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 1, лит. А
Проблематика природной ренты и ее ется принцип, равного права на блага, соз-
изъятия занимает умы человечества уже не данные природой, сформулированный еще
одно столетие. Философской и экономиче- физиократами, а именно Дж. Локком, а
ской основой поставленного вопроса явля- также принцип эффективности — земля