Научная статья на тему 'Организационно-правовые условия внедрения инструментов инновационного маркетинга в деятельность медицинских учреждений'

Организационно-правовые условия внедрения инструментов инновационного маркетинга в деятельность медицинских учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / MEDICAL INSTITUTION'S LEGAL STATUS / INNOVATIVE MARKETING / PUBLIC HEALTH SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямщиков А. С., Маева Е. И., Ардасова О. О.

В статье вскрыты проблемы адаптации медицинских учреждений к рыночным условиям хозяйствования. Рассмотрены организационные и правовые условия внедрения принципов маркетинга в деятельность медицинских учреждений при реализации Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal conditions of introducing innovative marketing's tools in the activity of medical institutions

In article problems of adaptation of medical institutions to competitive business environment are exposed. Organizational and legal conditions of introduction of marketing concepts in activity of medical institutions at realization of the Federal law №83-FZ from 05.08.2010 «About amending certain legislative acts of the Russian Federation in connection with perfection of a legal status of the state (municipal) institutions» are considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые условия внедрения инструментов инновационного маркетинга в деятельность медицинских учреждений»

A.C. Ямщиков,

д.э.н., заместитель руководителя Департамента социальной политики администрации г. Красноярска по экономическим и финансовым вопросам, [email protected] Е.И. Маева,

заместитель главного врача по экономическим вопросам МУЗ «Городская поликлиника №2» г. Красноярска, магистрант ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», [email protected] О.О. Ардасова,

главный специалист экономического отдела Главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска, аспирант ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УДК 338.46

Ямщиков A.C., Маева Е.И., Ардасова О.О. Организационно-правовые условия внедрения инструментов инновационного маркетинга в деятельность медицинских учреждений (ГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия)

Аннотация: В статье вскрыты проблемы адаптации медицинских учреждений к рыночным условиям хозяйствования. Рассмотрены организационные и правовые условия внедрения принципов маркетинга в деятельность медицинских учреждений при реализации Федерального закона № 83-Ф3 от 08.05.2010

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Ключевые слова: инновационный маркетинг, здравоохранение, правовой статус медицинского учреждения

Прежде всего необходимо остановиться на проблемах адаптации медицинских учреждений к рыночным условиям хозяйствования. Сущность адаптации медицинских учреждений к рыночной экономике состоит в их готовности и способности быстро приспосабливаться и успешно функционировать в постоянно меняющихся условиях конкурентной среды, которая складывается под комплексным влиянием политических, экономических, социальных, правовых, культурных и других факторов, воздействующих на работу медицинского учреждения.

Адаптация реформируемой системы отечественного здравоохранения к условиям рыночной экономики закономерно выдвигает на первые позиции инструменты маркетинга как средство эффективного функционирования медицинского учреждения в рыночных условиях, которые должны стать средством стимулирования роста инвестиций в потенциал здоровья населения.

На протяжении последнего десятилетия система здравоохранения России постоянно реформируется. Однако за прошедшее десятилетие мало что изменилось: сохранились низкая эффективность использования

А.С. Ямщиков, Е.И. Маева, О.О. Ардасова, 2012 г.

^ л

I ф

ш

X

I ф

Фармацевтические предприятия

>х к о О X

ф

а. >-

х

п

ф

с и Ф Ю

X

ч:

ф

л I-

и

0

1 .а

С

ф

I-

к Ф

ч:

Предприятия, производящие мед. оборудование

Научно-исследовательские институты

Медицинские учреждения

Медицинские учебные учреждения

Рис. 1. Система отношений в здравоохранении

ресурсов здравоохранения страны, несовершенство системы управления.

На сегодняшний день в нашей стране функционирует бюджетно-страховая модель финансирования учреждений здравоохранения, реализуется Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи как один из механизмов реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. В системе здравоохранения разработаны и введены в действие механизмы дополнительного лекарственного обеспечения. Схематично система отношений в сфере здравоохранения представлена на рис. 1.

В последние годы государственная политика в сфере управления здравоохранением имела «антирыночный» характер: наблюдалось законодательное урезание полномочий государственных и муниципальных медицинских учреждений, а также ужесточение контроля за их деятельностью, что не соответ-

пациент

Министерство здравоохранения

Управление здравоохранением (муниципальный уровень)

Фонд обязательного медицинского страхования

? "О

ф I и о

х I

п

5 °

X ш

5 °

^ I

X X

X О ^ *

ъ *

ф ч

V го

5 ф

И

XI О

Страховые медицинские организации

ствует современным рыночным условиям хозяйствования.

Необходимость принятия нового закона, меняющего статус учреждений (сформированный еще в годы советской власти), вызвана низкой эффективностью деятельности государственных (муниципальных) учреждений в рыночных условиях. Для решения данной проблемы предполагается следующее:

— оптимизация сети учреждений на всех уровнях;

— создание условий и стимулов для сокращения учреждениями внутренних издержек;

— привлечение учреждениями внебюджетных источников, в первую очередь путем оказания платных услуг [1].

Несмотря на то, что в существующей системе обязательного медицинского страхования объектом финансирования является не отрасль здравоохранения, а конкретный пациент, в целом в отрасли сохранились невысокая заработная плата и уравниловка

в оплате, не повысилась ответственность лечебных учреждений за качество оказываемых услуг.

Приходится констатировать, что страховые механизмы, изначально заложенные в системе обязательного медицинского страхования, не заработали: перераспределения финансовых потоков в пользу эффективно функционирующих медицинских учреждений не происходит, продолжает действовать принцип уравнительного распределения ресурсов [2].

Средства системы ОМС доводятся до лечебных учреждений через частные страховые организации, которые никак не заинтересованы в повышении качества медицинской помощи застрахованным и снижении издержек на ее оказание.

Дополнительным каналом поступления средств в медицинские учреждения являются платные медицинские услуги и программы добровольного медицинского страхования. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет медицинскому учреждению (в условиях недофинансирования) получить дополнительные средства для зарплаты сотрудников и текущего содержания, но, с другой стороны (в отсутствие жесткой регламентации этих услуг), приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по Программе государственных гарантий.

Основными проблемами реализации государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи являются проблемы организационно-экономического характера. Имеющиеся ресурсы системы здравоохранения используются с низкой эффективностью. Главными причинами этого выступают:

— неупорядоченность многоканальной системы государственного финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней;

— неудовлетворительная координация действий органов управления здравоохране-

нием и всех субъектов ОМС, ослабление функций стратегического и текущего планирования в их деятельности;

— сохранение принципа финансирования лечебно-профилактических учреждений из бюджета в расчете на ресурсные показатели (коечный фонд, штаты и прочее) вне зависимости от реальной работы медицинских организаций, благодаря чему консервируются излишние мощности медицинских организаций [3].

Таким образом, в настоящее время возникла необходимость повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных медицинских услуг. Состояние современной системы здравоохранения Российской Федерации характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях государства.

Теперь рассмотрим организационные и правовые условия внедрения принципов маркетинга в деятельность медицинских учреждений.

В настоящее время с целью повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе и в здравоохранении, был принят Федеральный закон № 83-Ф3 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Изменение статуса государственных и муниципальных медицинских учреждений имеет своей целью повысить качество оказания медицинской помощи населению в условиях ограниченности бюджетных средств.

В первую очередь данный закон направлен на снижение темпов роста расходов на содержание государственных и муниципальных учреждений. В данном случае государством планируется не простое снижение расходов (это неминуемо привело бы к снижению качества медицинской помощи), а создание условий и стимулов для сокраще-

ния внутренних издержек. Указанный выше федеральный закон позволит ряду государственных и муниципальных медицинских учреждений стать полноправным участником рынка медицинских услуг за счет развития предпринимательской деятельности [1]. Данный нормативный документ направлен в первую очередь на повышение самостоятельности и ответственности муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, вовлечение их в рыночную экономику, что предусматривает внедрение таких методов управления, которые позволили бы им не просто выживать в условиях рыночной конкуренции, но иметь возможности развития за счет привлеченных внебюджетных средств.

При этом государство, законодательно расширив возможности государственных и муниципальных медицинских учреждений заниматься приносящей доходы деятельностью путем изменения их организационно-правового статуса, планирует изменить систему финансирования таких учреждений. В настоящее время в сфере здравоохранения государственные и муниципальные учреждения (за исключением автономных) финансируются по утвержденной на финансовый период смете без учета результатов своей деятельности. При этом механизм финансирования деятельности конкретного учреждения основан на возможностях бюджета в целом, а не на реальной потребности учреждения, объем которой, как правило, в разы больше реально получаемых по смете средств.

В ходе реализации положений федерального закона деятельность медицинских учреждений будет жестко привязана к государственным задачам, а финансирование будет осуществляться по принципу: сколько услуг оказано, столько и профинансировано.

Рассматриваемый нами федеральный закон приведет к тому, что все бюджетные учреждения будут преобразованы в три типа: бюджетные, казенные и автономные.

Бюджетное учреждение определяется законом как некоммерческая организация, создан-

ная Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием) для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Данное учреждение будет владеть своим имуществом на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

При этом учредитель будет формировать государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности и осуществлять расчет с бюджетным учреждением за выполнение данного задания в форме субсидий. Таким образом, бюджетное учреждение перестанет быть участником бюджетного процесса как получатель бюджетных средств.

Казенное учреждение в редакции закона — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение находится в ведении соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который в том числе будет определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений. При этом средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доходы деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

Согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение сочетает в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций. В деятельности автономного учреждения появляются новые институты, характерные для коммерческих организаций: обязательный аудит, открытость и общедоступность важнейших документов о финансово-хозяйственной деятельности организации. Автономное учреждение здравоохранения выполняет социально значимые функции и наделяется по сравнению с бюджетным учреждением гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обладая имущественной обособленностью, автономное учреждение при этом не имеет субсидиарной с собственником ответственности по своим обязательствам. Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении. Автономное учреждение вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, включая валютные счета. В отличие от бюджетных

учреждений, автономные учреждения не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета в федеральном казначействе. Автономные учреждения вправе получать кредиты и займы у кредитных организаций и иных частных лиц. Такое законодательное послабление является важным условием развития взаимовыгодного государственно-частного партнерства, а также повышает возможности сотрудничества с крупным бизнесом в целях реализации социально значимых проектов.

Финансирование автономного учреждения здравоохранения в части выполнения социально значимых медицинских услуг в форме субсидий и субвенции за счет бюджета на основе установленного учредителем государственного (муниципального) задания, которое является обязательным для выполнения.

Важными критериями определения статуса медицинских организаций выступают такие рыночные категории — составляющие маркетинга, как конкурентная среда и спрос на рынке. Выбор конкурентной среды в качестве одного из основных критериев выбора статуса учреждения очевиден, ведь именно конкуренция выражает сущность рыночных отношений. Бюджетное здравоохранение в существующем сегодня виде — это монопсо-ния на рынке медицинских услуг, то есть уровень цен определяется не реальными издержками производителя услуги — медицинского учреждения, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности здоровья граждан. В целом же особенностью российского рынка медицинских услуг в настоящее время является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Права пациента в такой системе явно ограничены. Поэтому целью реформирования системы здравоохранения является демо-

Менеджер

нополизация и демонопсонизация системы оказания большей части медицинских услуг, постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель.

Но, как уже отмечалось выше, здравоохранение является специфической отраслью, и некоторые виды медицинских услуг должны быть монополизированы, так как необходим и оправдан жесткий контроль оказания таких видов услуг. В связи с этим учреждения, оказывающие такие виды услуг, должны перейти в разряд казенных и иметь жесткие ограничения на осуществление предпринимательской деятельности. Это такие, например, медицинские учреждения, как патолого-анатомические бюро.

Если на рынке конкретной медицинской услуги наблюдается очень высокая степень конкуренции, то совершенно очевидно, что медицинское учреждение, оказывающее такой вид помощи, должно стать автономным. Другими словами, оно должно иметь больше прав и возможностей, чтобы успешно функционировать в рыночной среде, имея конкурентные преимущества.

К таким учреждениям относятся в первую очередь государственные и муниципальные стоматологические поликлиники. Российское здравоохранение пока сохраняет монополистические традиции, но отечественная стоматология одной из первых стала входить в условия рыночных отношений. Это объясняется быстрым ростом спроса на данный вид услуг, его особенностями: платность стоматологических услуг лояльно воспринимается большей частью населения.

Сегодня главными требованиями пациента, обращающегося за стоматологической помощью, являются не просто отсутствие боли и время лечения, а красота и надеж-

ность, наличие сервиса. Спрос на рынке стоматологических услуг объективно диктует необходимость повышения качества стоматологической помощи, что крайне сложно реализуемо в существующих на сегодняшний день условиях функционирования государственных и муниципальных стоматологических поликлиник.

Такая ситуация объясняется, во-первых, тем, что персонал поликлиники совершенно не заинтересован в конечном результате производимых им медицинских услуг. С одной стороны, в сегодняшних условиях ограниченности прав использования средств, полученных от предпринимательской деятельности, стоматологические поликлиники не имеют возможности внедрения новых современных технологий. С другой стороны, финансовое обеспечение стоматологической помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью не в состоянии покрыть затраты на лечение с использованием современных и эффективных технологий.

В этих условиях преобразование части муниципальных и государственных стоматологических поликлиник в автономные учреждения, имеющие черты коммерческих предприятий, самостоятельно распоряжающихся полученными доходами, является наиболее эффективным механизмом повышения качества стоматологической помощи в условиях снижения объемов бюджетного финансирования.

Важным критерием выбора статуса учреждения, наряду с конкуренцией на рынке, объективно выступает такая рыночная категория, как потребительский спрос, который в здравоохранении неразрывно связан с понятием обеспеченность населения конкретными видами медицинской помощи (доступностью).

Финансовое обеспечение основных видов деятельности нового бюджетного учреждения будет осуществляться, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на государственное (муниципальное) задание.

Закон № 83-Ф3, направленный на решение задачи оптимизации сети государственных учреждений и повышение эффективности оказания государственных услуг, утвердил новые нормы в части порядка и принципов финансового обеспечения и утверждения государственных (муниципальных) заданий.

Также данным законом внесено изменение в понятие «государственные (муниципальные) услуги (работы)» путем исключения из него обязательной привязки таких услуг (работ) к государственным (муниципальным) заданиям. Так, согласно ст. 6 БК РФ, государственные услуги (работы) оказываются (выполняются) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями. Кроме того, теперь в соответствии с соглашениями на оказание государственных (муниципальных) услуг они могут оказываться иными юридическими лицами.

Как следствие, были внесены изменения в виды бюджетных ассигнований (ст. 69.1 БК РФ), которые в том числе содержат:

• обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

• предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;

• предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии с 3аконом № 83-Ф3 государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных

учреждений, а также казенных учреждений, определенное в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Для бюджетных и автономных учреждений утверждение государственных заданий является обязательным требованием. Для казенных учреждений в целях более эффективного планирования и оказания государственных услуг также могут быть установлены государственные задания, однако финансовое обеспечение их деятельности осуществляется по бюджетной смете.

В настоящее время в проекте государственного задания не требуется использование показателей состава оказываемых государственных услуг и достаточно использовать только показатели качества и объема оказанных государственных услуг.

Особо выделим, что в соответствии с настоящей редакцией БК РФ именно показатели (объема, качества оказания государственных услуг, а также финансовые показатели, в том числе норматив затрат на единицу государственной услуги) государственного (муниципального) задания имеют первостепенное значение и используются для следующих целей:

• составление проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

• формирование бюджетной сметы казенного учреждения;

• определение объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии с 3аконом № 83-Ф3 бюджетное и автономное учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по

обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием государственных услуг, относящихся к основным видам деятельности. При этом количество разделов государственного задания определяется количеством государственных услуг (работ), которые оказывает рассматриваемое учреждение.

Оказание государственных услуг по обязательному медицинскому страхованию планируется осуществлять по Программе государственных гарантий с доведением до субъектов РФ сводных показателей объемов оказания государственных услуг и ключевых требований к качеству государственных услуг, которые, как правило, содержатся в стандартах. Это же исключение может применяться также и в отношении автономных учреждений.

Законом № 8Э-ФЗ юридически закреплена обязательность обеспечения открытости и доступности государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) и размещения его на официальном сайте государственного учреждения или главного распорядителя бюджетных средств (учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Оно формируется в том числе с целью возмещения нормативных затрат, связанных с оказанием государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

При этом предусмотрены два больших вида таких субсидий: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, включая содержание имущества, и субсидия на иные цели.

Второй вид субсидий представляет собой разовые выплаты целевого характера, которые могут быть направлены на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, проведение

инвентаризаций, проведение мероприятий по ресурсо- и энергосбережению, обучение и повышение квалификации специалистов, проведение аудита. Эти субсидии могут финансироваться в рамках целевой программы развития государственных учреждений, в которой выплаты разового характера увязываются с целью повышения эффективности функционирования государственных учреждений и улучшения качества оказанных ими государственных услуг в долгосрочной перспективе. Кроме того, предоставление иных субсидий может быть обусловлено влиянием «неуправляемых» факторов, например, наводнение, пожар и пр.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В ряде сфер государственной политики (здравоохранение, образование) объем оказания государственных услуг регламентируется законодательством и его уменьшение невозможно. В этом случае возможно изменение требований к процедурам, имуществу, кадровому составу, а также качеству оказания государственных услуг. При этом, если требования к оказанию государственных услуг содержатся и утверждены в Стандарте качества оказания государственных услуг, изменение требований в государственном задании влечет за собой изменение данного Стандарта.

Расчет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется на основе расчета затрат на оказание государственных услуг в рамках Приказа Минфина России от 22.10.2009 № 105н (далее — Приказ № 105н). В соответствии с этим приказом установленным способом (нормативным, структурным или экспертным) должны быть определены норма-

тивы затрат на единицу оказания государственных услуг. Во втором квартале 2010 г. Минфином России планируется внесение изменений в Приказ № 105н.

Как показывает практика на федеральном уровне, главные распорядители бюджетных средств чаще используют структурный метод. Это связано с тем, что деятельность не всех учреждений нормирована. Структурный метод расчета затрат базируется на разде-

лении расходов учреждения по видам затрат (оплата труда, приобретение расходных материалов, коммунальные услуги и т.д.)

Таким образом, в настоящее время изменение порядка финансирования государственных и муниципальных услуг, создание конкурентной среды на медицинском рынке как основы повышения качества медицинской помощи создают предпосылки внедрения

инструментов инновационного маркетинга. ^_

ЛИТЕРАТУРА

1. Хайруллина И.С. Правовой статус учреждений меняется: больше свободы, больше ответственности//Менеджер здравоохранения. — 2010. — №3. — С. 61.

2. Трифонова Н.Ю. Адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка//3дравоохранение. — 2008. — №9. — С. 7.

3. www.minzdravsoc.ru — Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.

UDC 338.46

Yamshikov A.S., Maeva EI, Ardasova O.O. Organizational and legal conditions of introduction of innovative marketing's tools in activity of medical institutions (Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia) Annotation: In article problems of adaptation of medical institutions to competitive business environment are exposed. Organizational and legal conditions of introduction of marketing concepts in activity of medical institutions at realization of the Federal law №83-FZ from 05.08.2010 «About amending certain legislative acts of the Russian Federation in connection with perfection of a legal status of the state (municipal) institutions» are considered. Keywords: innovative marketing, public health service, medical institution's legal status

Здравоохранение-SO Л 2

В МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Основными задачами Комиссии являются:

— урегулирование конфликта интересов медицинских и/или фармацевтических работников при осуществлении мед и/или фармдеятельности;

— анализ рисков и последствий возникновения конфликта;

— мониторинг правоприменительной практики в области урегулирования конфликта интересов;

— подготовка предложений по совершенствованию действующей нормативной и правовой базы РФ в целях снижения рисков и последствий возникновения конфликта интересов;

— подготовка типового кодекса поведения медицинских и фармацевтических работников, направленного на предупреждение возникновения конфликта интересов, а также оптимальные способы его урегулирования в соответствии с действующим законодательством РФ;

— подготовка предложений по созданию и внедрению образовательных программ, направленных на снижение рисков и последствий возникновения конфликта интересов.

Комиссия рассматривает поступающие в адрес министерства в письменной форме уведомления

Источник: МВ

Э-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.