Научная статья на тему 'Особенности функционирования сферы услуг здравоохранения: роль автономных учреждений'

Особенности функционирования сферы услуг здравоохранения: роль автономных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / AUTONOMOUS INSTITUTIONS / КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / COMPETITION IN HEALTH CARE / SERVICE HEALTH COMPLEX / SERVICE HEALTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина С. Ю.

В статье проанализированы основы функционирования сферы услуг здравоохранения и предложено создание социально ориентированной рыночной модели данной сферы. Введено и определено понятие комплексной услуги здравоохранения. Рассмотрены перспективы и условия создания автономных учреждений в сфере услуг здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of public health service sphere functioning: private institutions’ role

This article analyzes basics of public health service sphere and suggests creation of social-oriented market model of this sphere. This paper introduces and defines the term of complex public health service. It considers perspectives and conditions of private institutions creation in the sphere of public health service.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования сферы услуг здравоохранения: роль автономных учреждений»

дискуссия

журнал научных публикаций

С. Ю. Воронина, аспирант, кафедра экономики природопользования и сервиса экосистем, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург, Россия, пп [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РОЛЬ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Одной из генеральных задач социального государства является создание системы, направленной на формирование, активное сохранение, восстановление и укрепление здоровья людей, на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инва-лидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране, то есть в конечном итоге — улучшение качества человеческого капитала.

В этом контексте важнейшими социальными услугами являются медицинские услуги, предоставляемые в рамках отрасли здравоохранения организациями разной функциональной направленности и различных форм собственности.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга — это «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».1

В условиях рыночной экономики понимание термина «медицинская услуга», по мнению автора, нуждается в расшире-

нии. По результатам опроса пациентов государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения, проведенного автором в июне 2013 г., выявлено, что сегодня граждане при получении услуг в медицинском учреждении оценивают их по таким критериям, как квалификация медицинских работников; качество и доступность непосредственно медицинской помощи; наличие и состояние инфраструктуры учреждения; уровень дополнительного обслуживания (например, питание); наличие дополнительных услуг и т. п.

То есть для удовлетворения потребностей получателей медицинских услуг необходимо оказывать их на основе требования комплексности, что предполагает расширение исключительно медицинской их направленности. По мнению автора, для достижения этого условия более корректно и оправданно использовать термин «услуга здравоохранения», что позволит при разработке стандартов, оценке деятельности медицинских учреждений и, в конечном итоге, формировании и реализации социальной политики максимально учесть все потребности пациентов.

Автор считает, что было бы целесообразно ввести такое понятие, как «комплексная услуга здравоохранения» (КУЗ), определяемая как совокупность взаимосвя-

Для удовлетворения потребностей получателей медицинских услуг необходимо оказывать их на основе требования комплексности, что предполагает

расширение исключительно медицинской их направленности.

№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

занных действий по профилактике, диагностике, лечению, обеспечению и реабилитации в соответствии с потребностями и возможностями пациента, и предоставляемая на основе условий высо- -

кого качества, доступности и возможности выбора учреждения.

Производство и потребление рассматриваемого вида услуг происходит в рамках самостоятельной подсистемы — в сфере услуг здравоохранения.

Основной целью ее функционирования является комплексное удовлетворение потребностей человека в профилактике, диагностике, лечении, реабилитации, а также обеспечение процесса лечения (включая питание, развитие инфраструктуры и т. п.).

Автор считает, что при формировании сферы услуг здравоохранения необходимо учитывать следующие условия:

— высокое качество КУЗ, то есть удовлетворенность потребителей данной услуги, что предполагает обеспечение надлежащей квалификации персонала, внедрение актуальных технологий, развитие инфраструктуры и т. п.;

— доступ к комплексной услуге здравоохранения всех категорий граждан, то есть невозможность исключения отдельных групп населения (сельского, с низкими доходами и т. п.) из числа потребителей услуг;

— обеспечение альтернативы при ее выборе (в зависимости от дохода и потребностей человека);

— многообразие субъектов оказания услуг.

Соблюдение вышеназванных требований обусловливает поиск новой модели сферы услуг здравоохранения, которая могла бы способствовать достижению согласования интересов трех сторон рассматриваемой сферы: населения (потребителей услуг), учреждений и предприятий (производителей услуг) и органов государственной (му-

Соблюдение вышеназванных требований обусловливает поиск новой модели сферы услуг здравоохранения, которая могла бы способствовать достижению согласования интересов трех сторон рассматриваемой сферы: населения (потребителей услуг), учреждений и предприятий

(производителей услуг) и органов государственной (муниципальной) власти (регулятора и координатора).

ниципальной) власти (регулятора и координатора).

В качестве такой модели может быть предложена социально ориентированная - рыночная модель, конечной целью формирования и функционирования которой является улучшение качества жизни посредством предоставления комплексных услуг здраво -охранения населению, и которая предполагает разнообразие применяемых механизмов и источников финансирования, а также производителей комплексной _ услуги здравоохранения.

Развитие такой модели позволит:

— увеличить доступ различных групп населения к комплексной услуге здравоохранения вне системы ОМС*;

— развить конкуренцию в сфере услуг здравоохранения, способствуя тем самым увеличению качества и доступности услуг;

— снизить нагрузку на бюджет за счет формирования альтернативных источников финансирования.

В данной модели можно выделить три основных блока:

— блок бесплатных гарантированных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры оплачиваются из бюджетных средств и средств ОМС всему населению, то есть можно говорить о социальной составляющей сферы услуг здравоохранения;

— блок платных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры оплачиваются из частных средств отдельным гражданам, то есть в данном случае речь идет о рыночной составляющей сферы услуг здравоохранения;

— блок частично платных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры

ОМС — система обязательного медицинского страхования.

*

дискуссия

журнал научных публикаций

оплачиваются из различных источников по более низкой стоимости — с применением механизма софинансирования для отдельных гражданам с ограниченными доходами, то есть в данном случае речь идет о смешанной, включающей в себя социальные и рыночные механизмы, составляющей сферы услуг здравоохранения.

Особая роль при формировании рассматриваемой модели должна принадлежать автономным учреждениям, являющимся оптимальной формой сочетания рыночного и социального принципа оказания комплексной услуги здравоохранения. 2

Автономные учреждения сферы услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное » положение между бюджетными и частными учреждениями. Наряду с общими чертами бюджетных и частных учреждений, они обладают рядом специфических особенностей организации экономической деятельности, что и позволяет выделять их в отдельную группу.

Автономные учреждения сферы услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное» положение между бюджетными и частными учреждениями.

Во-первых, эта специфика финансирования автономных учреждений проявляется в сочетании бюджетных (средств ОМС) и собственных ресурсов.

Во-вторых, использование бюджетных средств здесь возможно только в виде целевых трансфертов.

В-третьих, государственные (муниципальные) органы власти стимулируют осуществление предпринимательской деятельности и одновременно существенно лимитируют возможности автономных учреждений по оказанию платных услуг.

В-четвертых, автономные учреждения могут самостоятельно заключать договоры с обязательным применением механизма государственного (муниципального) заказа.

В-пятых, автономные учреждения обязаны ориентироваться в своей деятельности на совершенствование и расширение материально-технической базы — для расширения номенклатуры и повышения качества и доступности услуг.

№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

При определении сущности автономного учреждения как субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения можно представлять его как согласование трех составляющих: ограничения (лимитирования) деятельности; потенциала (возможностей) учреждения; социально-экономических целей деятельности.

Ограничения, то есть вытекающие из нормативно-право- =

вых актов пределы, за которые не может выходить деятельность автономных учреждений:

— так как они — организации некоммерческие, то прибыль не может стать целью их деятельности;

— они создается для оказания услуг в рамках осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, поэтому имеют исключительно социальную направленность;

— они обязаны работать по государственному и муниципальному заказу.

Таким образом, наличие ограничений существенно отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от коммерческих.

Потенциал автономных учреждений, то есть совокупность ресурсов или возможностей, используемых для самостоятельного планирования, организации и реализации своей деятельности:

— обладая финансовой и имущественной самостоятельностью, в своей деятельности они могут руководствоваться собственными экономическими интересами;

— они могут использовать финансовые ресурсы не только в качестве платежа за услуги, но и как экономический инструмент;

— они имеют целевой капитал, то есть часть имущества, сформированный за счет частных пожертвований.

Таким образом, наличие потенциала отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от бюджетных.

Социально-экономические цели деятельности автономных учреждений:

Автономные учреждения создаются для оказания услуг в рамках осуществления полномочий органов государственной

власти и органов местного самоуправления, поэтому имеют исключительно социальную направленность.

— повышение качества оказываемых услуг;

— повышение их доступности;

— расширение комплекса оказываемых

услуг;

— развитие инновационных технологий в процессе их оказания;

— увеличение прибыли;

— снижение бюджетной нагрузки;

— обеспечение выполнения целевых программ и планов в сфере

услуг здравоохранения.

Согласование этих трех составляющих характерно для автономных учреждений, что доказывает их исключительность и перспективность в качестве субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения

На основе всего вышесказанного можно определить автономные учреждения сферы услуг здравоохранения как организации, оказывающее комплексные услуги здравоохранения в рамках осуществления государственной (муниципальной) политики при условии сохранения их социальной направленности на основе самостоятельного и рационального использования собственных и привлеченных ресурсов с целью повышения социально-экономической эффективности своей деятельно-

сти.

т

1. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 5639. 23.11.2011.

2. Федеральный Закон от 23.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. № 4216. 08.11.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.