дискуссия
журнал научных публикаций
С. Ю. Воронина, аспирант, кафедра экономики природопользования и сервиса экосистем, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург, Россия, пп [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РОЛЬ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Одной из генеральных задач социального государства является создание системы, направленной на формирование, активное сохранение, восстановление и укрепление здоровья людей, на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инва-лидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране, то есть в конечном итоге — улучшение качества человеческого капитала.
В этом контексте важнейшими социальными услугами являются медицинские услуги, предоставляемые в рамках отрасли здравоохранения организациями разной функциональной направленности и различных форм собственности.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга — это «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».1
В условиях рыночной экономики понимание термина «медицинская услуга», по мнению автора, нуждается в расшире-
нии. По результатам опроса пациентов государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения, проведенного автором в июне 2013 г., выявлено, что сегодня граждане при получении услуг в медицинском учреждении оценивают их по таким критериям, как квалификация медицинских работников; качество и доступность непосредственно медицинской помощи; наличие и состояние инфраструктуры учреждения; уровень дополнительного обслуживания (например, питание); наличие дополнительных услуг и т. п.
То есть для удовлетворения потребностей получателей медицинских услуг необходимо оказывать их на основе требования комплексности, что предполагает расширение исключительно медицинской их направленности. По мнению автора, для достижения этого условия более корректно и оправданно использовать термин «услуга здравоохранения», что позволит при разработке стандартов, оценке деятельности медицинских учреждений и, в конечном итоге, формировании и реализации социальной политики максимально учесть все потребности пациентов.
Автор считает, что было бы целесообразно ввести такое понятие, как «комплексная услуга здравоохранения» (КУЗ), определяемая как совокупность взаимосвя-
Для удовлетворения потребностей получателей медицинских услуг необходимо оказывать их на основе требования комплексности, что предполагает
расширение исключительно медицинской их направленности.
№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
занных действий по профилактике, диагностике, лечению, обеспечению и реабилитации в соответствии с потребностями и возможностями пациента, и предоставляемая на основе условий высо- -
кого качества, доступности и возможности выбора учреждения.
Производство и потребление рассматриваемого вида услуг происходит в рамках самостоятельной подсистемы — в сфере услуг здравоохранения.
Основной целью ее функционирования является комплексное удовлетворение потребностей человека в профилактике, диагностике, лечении, реабилитации, а также обеспечение процесса лечения (включая питание, развитие инфраструктуры и т. п.).
Автор считает, что при формировании сферы услуг здравоохранения необходимо учитывать следующие условия:
— высокое качество КУЗ, то есть удовлетворенность потребителей данной услуги, что предполагает обеспечение надлежащей квалификации персонала, внедрение актуальных технологий, развитие инфраструктуры и т. п.;
— доступ к комплексной услуге здравоохранения всех категорий граждан, то есть невозможность исключения отдельных групп населения (сельского, с низкими доходами и т. п.) из числа потребителей услуг;
— обеспечение альтернативы при ее выборе (в зависимости от дохода и потребностей человека);
— многообразие субъектов оказания услуг.
Соблюдение вышеназванных требований обусловливает поиск новой модели сферы услуг здравоохранения, которая могла бы способствовать достижению согласования интересов трех сторон рассматриваемой сферы: населения (потребителей услуг), учреждений и предприятий (производителей услуг) и органов государственной (му-
Соблюдение вышеназванных требований обусловливает поиск новой модели сферы услуг здравоохранения, которая могла бы способствовать достижению согласования интересов трех сторон рассматриваемой сферы: населения (потребителей услуг), учреждений и предприятий
(производителей услуг) и органов государственной (муниципальной) власти (регулятора и координатора).
ниципальной) власти (регулятора и координатора).
В качестве такой модели может быть предложена социально ориентированная - рыночная модель, конечной целью формирования и функционирования которой является улучшение качества жизни посредством предоставления комплексных услуг здраво -охранения населению, и которая предполагает разнообразие применяемых механизмов и источников финансирования, а также производителей комплексной _ услуги здравоохранения.
Развитие такой модели позволит:
— увеличить доступ различных групп населения к комплексной услуге здравоохранения вне системы ОМС*;
— развить конкуренцию в сфере услуг здравоохранения, способствуя тем самым увеличению качества и доступности услуг;
— снизить нагрузку на бюджет за счет формирования альтернативных источников финансирования.
В данной модели можно выделить три основных блока:
— блок бесплатных гарантированных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры оплачиваются из бюджетных средств и средств ОМС всему населению, то есть можно говорить о социальной составляющей сферы услуг здравоохранения;
— блок платных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры оплачиваются из частных средств отдельным гражданам, то есть в данном случае речь идет о рыночной составляющей сферы услуг здравоохранения;
— блок частично платных услуг, в рамках которого комплексная услуга здравоохранения и формирование инфраструктуры
ОМС — система обязательного медицинского страхования.
*
дискуссия
журнал научных публикаций
оплачиваются из различных источников по более низкой стоимости — с применением механизма софинансирования для отдельных гражданам с ограниченными доходами, то есть в данном случае речь идет о смешанной, включающей в себя социальные и рыночные механизмы, составляющей сферы услуг здравоохранения.
Особая роль при формировании рассматриваемой модели должна принадлежать автономным учреждениям, являющимся оптимальной формой сочетания рыночного и социального принципа оказания комплексной услуги здравоохранения. 2
Автономные учреждения сферы услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное » положение между бюджетными и частными учреждениями. Наряду с общими чертами бюджетных и частных учреждений, они обладают рядом специфических особенностей организации экономической деятельности, что и позволяет выделять их в отдельную группу.
Автономные учреждения сферы услуг здравоохранения занимают некоторое «промежуточное» положение между бюджетными и частными учреждениями.
Во-первых, эта специфика финансирования автономных учреждений проявляется в сочетании бюджетных (средств ОМС) и собственных ресурсов.
Во-вторых, использование бюджетных средств здесь возможно только в виде целевых трансфертов.
В-третьих, государственные (муниципальные) органы власти стимулируют осуществление предпринимательской деятельности и одновременно существенно лимитируют возможности автономных учреждений по оказанию платных услуг.
В-четвертых, автономные учреждения могут самостоятельно заключать договоры с обязательным применением механизма государственного (муниципального) заказа.
В-пятых, автономные учреждения обязаны ориентироваться в своей деятельности на совершенствование и расширение материально-технической базы — для расширения номенклатуры и повышения качества и доступности услуг.
№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
При определении сущности автономного учреждения как субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения можно представлять его как согласование трех составляющих: ограничения (лимитирования) деятельности; потенциала (возможностей) учреждения; социально-экономических целей деятельности.
Ограничения, то есть вытекающие из нормативно-право- =
вых актов пределы, за которые не может выходить деятельность автономных учреждений:
— так как они — организации некоммерческие, то прибыль не может стать целью их деятельности;
— они создается для оказания услуг в рамках осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, поэтому имеют исключительно социальную направленность;
— они обязаны работать по государственному и муниципальному заказу.
Таким образом, наличие ограничений существенно отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от коммерческих.
Потенциал автономных учреждений, то есть совокупность ресурсов или возможностей, используемых для самостоятельного планирования, организации и реализации своей деятельности:
— обладая финансовой и имущественной самостоятельностью, в своей деятельности они могут руководствоваться собственными экономическими интересами;
— они могут использовать финансовые ресурсы не только в качестве платежа за услуги, но и как экономический инструмент;
— они имеют целевой капитал, то есть часть имущества, сформированный за счет частных пожертвований.
Таким образом, наличие потенциала отличает автономные учреждения сферы услуг здравоохранения от бюджетных.
Социально-экономические цели деятельности автономных учреждений:
Автономные учреждения создаются для оказания услуг в рамках осуществления полномочий органов государственной
власти и органов местного самоуправления, поэтому имеют исключительно социальную направленность.
— повышение качества оказываемых услуг;
— повышение их доступности;
— расширение комплекса оказываемых
услуг;
— развитие инновационных технологий в процессе их оказания;
— увеличение прибыли;
— снижение бюджетной нагрузки;
— обеспечение выполнения целевых программ и планов в сфере
услуг здравоохранения.
Согласование этих трех составляющих характерно для автономных учреждений, что доказывает их исключительность и перспективность в качестве субъекта социально ориентированной модели сферы услуг здравоохранения
На основе всего вышесказанного можно определить автономные учреждения сферы услуг здравоохранения как организации, оказывающее комплексные услуги здравоохранения в рамках осуществления государственной (муниципальной) политики при условии сохранения их социальной направленности на основе самостоятельного и рационального использования собственных и привлеченных ресурсов с целью повышения социально-экономической эффективности своей деятельно-
сти.
т
1. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 5639. 23.11.2011.
2. Федеральный Закон от 23.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. № 4216. 08.11.2011.