Научная статья на тему 'Основы формирования здорового образа жизнив педвузе'

Основы формирования здорового образа жизнив педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востроилова Елена Владимировна

Данная статья включает обоснование темы с позиций социального заказа, основные определения понятий, практические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в педвузе, их научное обоснование, выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования здорового образа жизнив педвузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Можно подобрать детям игры на развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, внимания по лексической теме:

Разрезные картинки, пазлы, лото, домино, «Кто - кто в теремочке живет», «Четвертый лишний», «Кто у кого?», «Кто, где живет», «Выбери диких животных».

Одним из важных моментов своей деятельности ежедневное чтение с детьми: загадывание загадок, чтение стихов, небольших рассказов, сказок «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

Вместе с детьми педагог обсуждает прочитанное, рассматривает яркие иллюстрации в книгах. Поведение героев сказки, их поступки помогают понять и осознать сложность взаимоотношений, способствуют пониманию добра и зла.

Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах, способствует успешной реализации многих образовательных задач, лучшему усвоению лексической темы, закрепляет у детей последовательность действий в режиме дня. Списокиспользованной литературы:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ «Сфера», 2009

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до- школьника. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

© Вальтер И.В., 2016

УДК 378

Востроилова Елена Владимировна

канд. пед. наук, доцент ВГПУ, г. Воронеж, РФ E-mail: elenavostroilova@mail.ru

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ ПЕДВУЗЕ

Аннотация

Данная статья включает обоснование темы с позиций социального заказа, основные определения понятий, практические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в педвузе, их научное обоснование, выводы.

Ключевые слова

Здоровый образ жизни, стратегическая цель государственной образовательной политики РФ, образовательный процесс, модернизация образования.

Одним из значимых аспектов развития педвузов выступает формирование здорового образа жизни будущих педагогов, обучающихся в рамках образовательного процесса. Отмеченное приоритетное направление государственной образовательной политики Российской Федерации наряду с другими нашло отражение в следующих документах стратегического характера: Закон РФ «Об образовании» (2012 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и т.д.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире [3]. Исходя из отмеченной выше стратегической цели компетентностный подход обеспечит подготовку педагога-специалиста, ориентирующегося в различных областях науки, мобильного и социально адаптированного к современным запросам рынку труда, ведущего здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - важное условие эффективной профессиональной деятельности человека. Проблема формирования культуры здорового образа жизни преподавателей и студентов имеет социальное и экономическое значение. Здоровье отражает качественную сторону характера включенности личности в социальную сферу, является важной естественной предпосылкой ее творческой активности [1, с. 267-269; 5, с. 82-87].

Культура здорового образа жизни человека - это ценностное отношение личности к своему здоровью и осознанное стремление к его сохранению и укреплению. Под культурой здорового образа жизни понимают сложное системно-структурное образование, интегративное качество личности, отражающие личностные и социально-значимые потребности в здоровье, интегрированные в знаниях и практической деятельности. Содержание культуры здорового образа жизни студентов составляют аксиологический, когнитивный, информационно-коммуникативный и поведенческий характер [4, с. 235-236].

В связи с обозначенным выше, предлагаем адаптированные нами для педвуза основные направления формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса, выявленные Л.С. Бакулиной, И.Е. Плотниковой, С. Ю. Комовой [4, c. 223-224]:

1. Гигиеническое - система привития полезных навыков и знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Санпросвет работа по принуждению и поддержанию организма в здоровом состоянии.

2. Духовно-нравственное - совершенствование культуры личности, обладающей знаниями основного круга явлений и психологических механизмов, характеризующих духовно-нравственную сферу личности педагога (духовность, мораль, нравственность, ценностные установки и т.д.), владеющую навыками самоанализа, саморазвитие духовно-нравственной сферы человека осуществляется посредством приобщения слушателей к русской православной культурной традиции [2, c. 5-11]

- знакомство студентов с некоторыми храмами Воронежа, традициями Православия (очные/заочные экскурсии) наряду с другими темами в рамках курса «Культурно-просветительский практикум»;

- знакомство студентов с домовым храмом педвуза;

- на основе свободного выбора тем беседы с приглашенными священниками;

- диалог культур (размышления о перспективах развития школы) в рамках международного сотрудничества (студенты российские и иностранные);

- знакомство с имеющейся в библиотеке ВГПУ литературой по обозначенной выше проблематике;

- подготовка, участие студентов в НПК разных вузов с докладами относительно духовно-нравственного становления личности, формирование патриотического, национального самосознания.

3. Физическая культура, на основе которой формируется жизненная позиция - человек сам творец своего здоровья (закаливание, занятия физкультурой и т.д.). На базе ВГПУ постоянно проводятся спортивные мероприятия, в которых соревнуются студенты различных факультетов в силе, выносливости, ловкости;

4. Экологическое - зависимость жизнедеятельности человека от состояния природной среды определяет приоритеты развития общества XXI века. Важную роль играет просветительская работа на местах, где наблюдается психологический дискомфорт, неудовлетворительное состояние окружающей среды и здоровья.

Научным обоснованием предложенных выше практических рекомендаций могут служить целевые установки ряда обозначенных выше документов стратегического характера, где отмечены приоритетные направления государственной образовательной политики Российской Федерации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Поставленные цели, преломление их в контексте реального времени и пространства педагогической деятельности ВГПУ в ходе конкретных дисциплин предполагают, что на современном этапе системной модернизации российского общества здоровый образ жизни становится осознанной социальной потребностью и безусловной ценностью. Известно, что зрелость мировоззренческих ориентиров, формирование более устойчивых социальных потребностей и ценностей личности особенно интенсивно происходит в студенческом возрасте. Нередко модели поведения и сценарии жизни, которые открыто и латентно пропагандируются СМИ, провоцируют и санкционируют обращение молодых людей к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, формируют ориентацию на потребительский образ жизни. Кроме того, длительное пребывание молодежи у компьютера, телевизора провоцирует гиподинамию, ухудшение зрения, лишний вес и т.д.

Отмеченные выше и многие другие проблемы, связанные с пропагандой, организацией здорового образа жизни поднимаются на ежегодных всероссийских и международных научно-практических конференциях, таких как: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни; Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе; Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество; Рождественские образовательные чтения и других.

В ходе студенческих внутри вузовских и межвузовских научных конференций ежегодно выступают подготовленные нами студенты, некоторые занимают призовые места. По итогам конференции студенческие статьи публикуются в научных сборниках, как кафедральном, так и в студенческих. Будущие педагоги получают грамоты, сертификаты, которые пополняют их портфолио. Отсюда значительно повышается мотивация к учению, к участию в общевузовских воспитательных мероприятиях, таких как: месячник по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма «Твое будущее в твоих руках», антинаркотическая лекция профилактического характера совместно с ФСКН, акция «Меняем сигарету на конфету», соревнования по волейболу среди факультетов ВГПУ, конференция Движения дружины по охране природы, акция «Остановим ВИЧ-инфекцию вместе» и других.

Кроме того, студенты ВГПУ участвуют во Всероссийских форумах, Всероссийских конкурсах студенческих и кооперативных коммуникационных проектах «Eventиада Awards2015» (г. Москва), занимают призовые места, получают благодарственные письма. Конкретные данные отражены в документации, отчетах по учебно-воспитательной работе вуза.

Таким образом, формирование здорового образа жизни в педвузе организуется исходя из стратегической цели государственной политики в области образования, ряда нормативно-правовых документов в соответствии с социальным запросом рынка труда и других важных факторов.

Список использованной литературы:

1. Антонов С.В. Здоровье молодежи - социальная проблема общества: социально-экономические проблемы региона и пути их решения. Сб. матер. НПК. Вып.2.-Чебоксары: ООО «Фирма Атолл», 2006.

2. Есауленко И.Э. Проект создания и развития системы духовно-нравственного воспитания в медицинских вузах.// Православный ученый в современном мире. Духовно-нравственная культура и цели российского образования: новации, преемственность, мировоззренческие парадигмы: материалы III междунар. НПК, 16 окт. 2014 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.-Т.2.-Воронеж: Истоки, 2014.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

4. Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни/Под ред. Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой-Воронеж: научная книга, 2015.

5. Плотникова И.Е. Здравоцентрическая система обучения в муниципальном вузе - инновационный педагогический подход//Инновации в науке.-2013.-№26.

© Востроилова Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.