_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы социальной и прав человека» [4].
В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.
В экономике отмечается, что наступает эпоха экономической толерантности, когда единственным критерием допустимости деятельности становится ее экономическая эффективность независимо от размеров, формы собственности, степени хозяйственной самостоятельности и т.д. Без экономической терпимости сегодня невозможно формирование цивилизованного рынка. Для реализации этого, необходимо соблюдение «толерантного кодекса» поведения на рынке.
Обсуждение проблемы толерантности показывает, сколь широки интерпретации этого понятия. Но в своей основе сущность толерантности предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Список использованной литературы:
1. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 468 с.
2. МардахаевЛ.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
3. Словарь по этике / А.А. Гусейнов, И.С. Кон. - М.: 1998. - 392с.
4. Современная западная социология. Словарь. - М: Изд. Политической литературы, 1990. - 432с.
5. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 567с.
© Валеев А.М., Фомин Е.М., 2016
УДК 373.24
Вальтер Ирина Викторовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №120 "Сказочный" г. о. Тольятти,
Самарская обл., РФ [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Аннотация
В представленной статье прописана работа педагога по закреплению пройденного материала по лексической теме «Дикие животные». Работа проводится в режимных моментах. В работе автор представил логику проведения образовательного процесса.
Ключевые слова
Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная организация, режимные моменты,
образовательная деятельность, дошкольники.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в детском саду №120 «Сказочный» решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах. Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
Основные режимные моменты. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика. Подготовка к завтраку, завтрак. Игры и детские виды деятельности. Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну, сон. Подъем после сна, закаливающие мероприятия, водные процедуры. Игры, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к ужину, ужин. Игры, прогулка, уход детей домой.
Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах, педагог учитывает не только индивидуальные особенности детей, их настроение, предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и старается организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все направления образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно -эстетическое развитие.
Образовательную деятельность педагог проводит индивидуально, с подгруппой детей, группой. На примере одной лексической темы «Дикие животные» в игровой форме совместно с детьми закрепляет полученные знания у детей в режимных моментах.
Во время утреннего приема педагог обращает на культуру поведения детей, привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать.
Поскольку рано утром приходят 1-2 ребенка, педагог проводит индивидуальные беседы по лексической теме: «Какие дикие животные живут в лесу», «Как звери готовятся к зиме», вместе с детьми рассматривает иллюстрации, разучивает загадки и стихи по мнемотаблице, составляет описательные рассказы о диких животных.
С детьми, у которых нарушена моторика артикуляционного аппарата или недостаточно развита мимика, педагог проводит «Сеанс здоровья».
В «Сеанс здоровья» включает мимические упражнения, артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Упражнения, направленные на развитие выразительности мимики, снимают напряжение в артикуляционном аппарате, (поэтому педагог проводит раньше, чем артикуляционную гимнастику), развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психических процессов: внимания, памяти, способности к переключению, воспитывают волевую само регуляцию. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Подбирает мимические упражнения, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции: на выражения добра, зла, радости, испуга, гнева, грусти. «Хитрая лиса» - улыбнуться, хитро прищурив глазки. «Злой волк, (медведь)» - выражение лица злое, брови нахмурены. «Белка встречает гостей» - выражение радости. «Трусливый зайка» - выражение лица испуганное. «Радостный медвежонок» - выражение радости.
После мимических упражнений продуктивно проводить артикуляционные упражнения (поскольку снято напряжение в речедвигательном аппарате). Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, как индивидуально, так и с подгруппой детей (перед зеркалом), чтобы выработанные у детей навыки закреплялись. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 1.«Заяц грызет морковку» -широкий плоский язык - блинчик положить на нижнюю губу, покусывать язык, постепенно втягивая его в рот. Зайчишка - трусишка по болоту бежал, В огород забежал, Нашел морковку, грызет ее ловко. 2. «Лисий хвостик» - высунуть узкий язык, двигая то к правому, то к левому углу рта. Лисичка по полю бежала, Следы заметала. 3. «Колючий еж» - язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким. У ежа иголки клоки. 4. «Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу. Всем на удивленье Вкусное варенье.
Со всей группой детей педагог выполняет пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает тактильную чувствительность, снижает тревожность. В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». 1. Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка. (Пальцы сжаты в кулак, указательный и средний сгибаются и разгибаются)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
2. Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Поочередно, начиная с мизинца, загибаем пальцы: безымянный, средний, указательный. Большой палец вращается)
Вместе с детьми педагог проговаривает потешки, обыгрывает их. С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память ребенка. «Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать. Зайку волк испугал, зайка тут же ускакал». Со всеми детьми педагог проводит беседу «Что вы знаете о диких животных». Во время беседы рассматривает картины из серии «Дикие животные». Удовлетворяя потребность детей в двигательной активности, проводит игры с мячом на развитие речи. «Один-много» (образование мн. числа). «У кого кто» (употребление сущ. в Р.п.). «Назови ласково», «Кто как передвигается» (употребление в речи глаголов)
Все знают о пользе утренней зарядки для детей: она дарит заряд бодрости и способствует физическому развитию ребенка.
Утреннюю гимнастику педагог проводит с речевым сопровождением. Это повышает мотивацию детей и способствует быстрому запоминанию лексического материала, повышает самоконтроль, формирует эмоционально - волевую сферу. Каждое упражнение называет: «белочка снимает шишки», «лисичка показывает дорогу», «у лосенка рожки», «ежик спрятался», «зайка скачет», «медвежонок идет».
Во время утренней гимнастики следует выполнять дыхательные упражнения. Педагог следит за тем, чтобы дети не поднимали плечи и не делали больших задержек дыхания. Дышать надо носом. Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте способствует повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. С детьми можно использовать следующие дыхательные упражнения: «Лиса идет по следу» - короткие, частые вдохи носом. «Согреем лапки» - подуть на руки, выдыхая ртом теплый воздух. «Ежик» - сделать глубокий вдох на счет1-2-3, задержать дыхание. Выдох пых-пых, пых-пых. «Зарычал медведь» - сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Выдох р-р-р-р-р-р.
Прогулка - это обязательный режимный момент. Недаром говорят, что прогулка - лучшая прививка от всех болезней. Для закрепления лексического материала можно использовать подвижные игры, связанные с дикими животными («Хитрая лиса», « Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»)
Перед тем, как зайти в группу, стала привычной игра «Кто знает, тот отвечает» Педагог задает вопросы: Назови 5 диких животных? Кто всю зиму спитв берлоге? У кого самый красивый хвост? Кто меняет серую шубку на белую? Кто зимой холодной бродит злой, голодный? Кто самый большой и сильный в лесу? У кого самый маленький хвост? Чем покрыто тело у ежа? (у белки)
Перед приемом пищи педагог беседует с детьми о правилах поведения за столом, о здоровой и полезной еде. Проводит ситуативный разговор «Чем питаются дикие животные» (подбирает вместе с детьми картинки к животным)
Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Педагог проводит ситуативный разговор о культуре поведения в спальне, о пользе дневного сна. Задает вопросы по лексической теме. Игра «Кто где спит?» (медведь - в берлоге, лиса, еж - в норе, заяц - под кустом, волк - в логове).
После сна педагог проводит гимнастику-побудку. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, избавляет от сонливости, улучшает настроение. Проводит побудку в игровой форме: читает стихи, дети выполняют подражательные движения животных.
Учитывая индивидуальные особенности детей, можно использовать развивающие упражнения и игры. Игры на развитие мелкой моторики: «Сложи ежика» (волка, оленя) из счетных палочек. «Умные шнурочки». Книжки раскраски. Лепка из пластилина (дикие животные). Выкладывание из фасоли (дикие животные).
Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.
Можно подобрать детям игры на развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, внимания по лексической теме:
Разрезные картинки, пазлы, лото, домино, «Кто - кто в теремочке живет», «Четвертый лишний», «Кто у кого?», «Кто, где живет», «Выбери диких животных».
Одним из важных моментов своей деятельности ежедневное чтение с детьми: загадывание загадок, чтение стихов, небольших рассказов, сказок «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».
Вместе с детьми педагог обсуждает прочитанное, рассматривает яркие иллюстрации в книгах. Поведение героев сказки, их поступки помогают понять и осознать сложность взаимоотношений, способствуют пониманию добра и зла.
Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах, способствует успешной реализации многих образовательных задач, лучшему усвоению лексической темы, закрепляет у детей последовательность действий в режиме дня. Списокиспользованной литературы:
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ «Сфера», 2009
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании до- школьника. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
© Вальтер И.В., 2016
УДК 378
Востроилова Елена Владимировна
канд. пед. наук, доцент ВГПУ, г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ ПЕДВУЗЕ
Аннотация
Данная статья включает обоснование темы с позиций социального заказа, основные определения понятий, практические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни в педвузе, их научное обоснование, выводы.
Ключевые слова
Здоровый образ жизни, стратегическая цель государственной образовательной политики РФ, образовательный процесс, модернизация образования.
Одним из значимых аспектов развития педвузов выступает формирование здорового образа жизни будущих педагогов, обучающихся в рамках образовательного процесса. Отмеченное приоритетное направление государственной образовательной политики Российской Федерации наряду с другими нашло отражение в следующих документах стратегического характера: Закон РФ «Об образовании» (2012 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и т.д.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и