Научная статья на тему 'Основы формирования системы внутреннего контроля в условиях рыночной экономики'

Основы формирования системы внутреннего контроля в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ (ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ) / ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филипповская Оксана Викторовна, Самсонова Анна Сергеевна

Предусмотренная Законом «О бухгалтерском учете» обязанность всех хозяйствующих субъектов создавать систему внутреннего контроля выдвигает на первый план организационные вопросы формирования такой системы. Форма функционирования системы внутреннего контроля, приемы и методы его осуществления, объекты и субъекты определяются каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно в зависимости от отраслевой и организационной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филипповская Оксана Викторовна, Самсонова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования системы внутреннего контроля в условиях рыночной экономики»

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Филипповская Оксана Викторовна, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и финансы», (oksan-filippovskay@yandex.ru) Самсонова Анна Сергеевна, магистрант Курский филиал Финуниверситета (samsonova.as@yandex.ru)

Предусмотренная Законом «О бухгалтерском учете» обязанность всех хозяйствующих субъектов создавать систему внутреннего контроля выдвигает на первый план организационные вопросы формирования такой системы. Форма функционирования системы внутреннего контроля, приемы и методы его осуществления, объекты и субъекты определяются каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно в зависимости от отраслевой и организационной структуры.

Ключевые слова: внутренний контроль, предварительный контроль, текущий (оперативный контроль), последующий контроль.

К числу важнейших функций управления относят взаимосвязь внутреннего контроля и бухгалтерского учета, которая формируется в процессе управления деятельностью хозяйствующего субъекта независимо от его организационно-правовой формы собственности. В этой связи отметим, что согласно статье 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 года определено, что в обязанности всех экономических субъектов входит «... осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни...» [1]. Но ученые-экономисты не разделяют единого мнения о критериях, позволяющих классифицировать названные функции.

Учитывая изложенное выше, отметим, что цель статьи - рассмотреть основы формирования системы внутреннего контроля, которая оказывает непосредственное воздействие как на процесс организации бухгалтерского учета, так и на оперативное разрешение большинства налоговых, управленческих, правовых и иного характера проблем.

В терминологическом словаре по контролю, аудиту и ревизии [2, с.356-357] термин «внутренний контроль» описывается в качестве системы контрольных процедур, плана организации, методов управления объектом в целях осуществления эффективной бизнес - деятельности, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проводок и своевременного представления финансовой информации. По мнению В.Д. Андреева, внутрихозяйственный контроль необходимо рассматривать в качестве самостоятельной формы контроля, реализуемого над хозяйственной, производственной и финансовой деятельностями внутри каждого экономического субъекта, взаимодействия с общественными организациями, одной из

задач которого является проведение повседневного и систематического наблюдения над использованием различных ресурсов и максимальное повышение эффективности общественного производства [3, с.115].

Учитывая на практике время проведения контроля, его классифицируют как предварительный, текущий (оперативный), последующий.

К числу объектов, подвергаемых предварительному контролю, относят расчетную документацию, сметы, расходную документацию на выдачу денежных средств, материальных средств, трудовые договора, договора, связанные с текущей деятельностью организации.

Под текущим (оперативным) контролем понимается наблюдение за протеканием хозяйственных процессов и операциями, связанными с обработкой бухгалтерских и оперативно-технических данных. Ключевой целью текущего контроля является своевременное выявление отрицательных отклонений в хозяйственной деятельности, их устранение и поиск резервов увеличения производительности труда, снижения уровня себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг). Реализация оперативного контроля производится в процессе проведения хозяйственных операций, ежедневно на отдельных участках, что чаще всего дает возможность контролирующему лицу своевременно выявлять недочеты, ошибки и осуществлять меры, направленные на их устранение.

В отличие от предварительного контроля, реализация последующего контроля осуществляется по итогам проведения хозяйственных операций. Данная мера позволяет в полном объеме охватить проверяемые объекты, позволяет провести более глубокое их изучение. Цель реализации последующего контроля - выявление законности, своевременности и экономической целесообразности финансовой и хозяйственной деятельности экономического субъекта, выявление упущений и недостатков, фактов бесхозяйственности, фактов хищений, разработка мероприятий, направленных на недопущения данных ситуаций в будущем. Достоинством данного вида контроля является возможность оценки отрицательных и положительных тенденций в совершенствовании подконтрольного объекта, выявлении слабых мест в хозяйственной деятельности, проведении всестороннего и глубокого анализа накопленного опыта, недостатков предварительного и оперативного контроля.

Вместе с тем по характеру хозяйственных операций контроль классифицируется как организационно-технический, административно-экономический, внутрихозяйственный.

Целью проведения организационно-технического контроля является проверка качественности выпускаемых товаров (работ, услуг), соблюдения нормативов расходования сырья и материалов в организации, эффективности использования основных фондов в производственном процессе, проверка исправности контрольно-измерительной техники, соблюдения установленных технологий осуществления производственных процессов и т. п.

Реализация на практике мер административно-экономического контроля

дает возможность анализировать в целом хозяйственную деятельность экономического субъекта, то есть проводить итоговый анализ. Проведение административно-экономического контроля основывается на количественных и качественных показателях, что позволяет давать предварительную оценку деятельности экономического субъекта, изучать влияние различных факторов на достижение прогнозируемых результатов, выявлять резервы и разрабатывать меры, позволяющие повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. На практике реализацию административно-экономического контроля осуществляют сотрудники финансового, планово-экономического, юридического отделов, сотрудники бухгалтерии и др.

Проведение внутрихозяйственного контроля осуществляется с целью оценки исполнения хозяйственных и финансовых операций, выявления степени их экономической эффективности, достоверности, законности, целесообразности, для обеспечения сохранности имущественных активов.

Однако необходимо отметить, что ввиду воздействия различных факторов, в том числе недостаточного уровня квалифицированности специалистов в сфере действующего налогового и бухгалтерского законодательства, на сегодняшний день бухгалтерский учет не в полном объеме исполняет свои контрольные функции.

С целью повышения роли бухгалтерского учета в обеспечении финансовой устойчивости экономического субъекта целесообразным является установление связей между системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Построение внутреннего или корпоративного контроля в организации производится с учетом его организационно-правовой формы. Также здесь учитываются форма собственности, структура управления, отраслевые особенности деятельности. Главной задачей системы внутреннего контроля является оперативная передача решений аппарата управления соответствующим структурам и контроль над их эффективной реализацией. Первоначально для этого необходимо располагать информацией об условиях, в которых осуществляется административное управление деятельностью экономического субъекта и достигнутых результатах, а также владеть оценочной информацией по управлению и финансовым результатам деятельности.

Некоторые из специалистов считают, что ведение бухгалтерского учета несовместимо с выполнением контрольных функций. Другие полагают, что «...вести учет - это значит не только отражать хозяйственные операции, получать о них сведения, но и обязательно контролировать эти сведения...» [4].

Бесспорным является факт, что бухгалтерия - это одна из составных частей системы управления финансово-хозяйственной деятельностью каждого экономического субъекта.

В настоящее время, когда во многих организациях оказались ликвидиро-

ванными планово-экономические отделы, ввиду чего на сотрудников бухгалтерии наряду с осуществлением функции учета возложено исполнение таких управленческих функций, как планирование и контроль. Также практика свидетельствует о том, что учет и контроль представляют собой тесно взаимосвязанные между собой, но самостоятельные управленческие функции.

Разделяя точку зрения М. Кириченко [5], отметим, что Минфин России до настоящего времени не разработал нормативных документов по организации внутреннего контроля на предприятии, что планировалось осуществить сразу после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ. Организация внутреннего контроля опирается на последние достижения экономической науки и практики, ориентиром служит модель рыночной экономики, используется опыт западных стран с развитой рыночной экономикой, основывается на международно-признанных принципах управления.

Организация системы контроля - это распределение различных функциональных обязанностей между аппаратом управления экономического субъекта и сотрудниками организации.

Утверждение целевой политики контроля происходит на уровне руководящего звена согласно целям и задачам экономического субъекта, о чем осведомляется каждый сотрудник организации. Различные контрольные мероприятия позволяют обеспечить разграничение функций менеджеров, которые должны характеризоваться как простые, понятные, не вызывающие противоречий и не дублирующие друг друга.

По итогам проведения контрольных мероприятий, необходимо формировать отчетность, представленную в виде акта, служебной записки, справки, отражающие описание результатов и их полную оценку.

В случае выявления хищений, злоупотреблений, упущений контролирующее лицо обязано уведомить об этом руководство, провести подготовку проекта, реализация которого позволит устранить выявленные недостатки и принять руководству требуемые управленческие решения. В рамках экономического субъекта ответственность между сотрудниками делегируется согласно занимаемым должностям и возложенным полномочиям.

В процессе разработки мероприятий по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений необходимо:

- для каждого подразделения экономического субъекта сформировать перечень проверяемых фактов хозяйственной жизни, оказывающих воздействие на формирование показателей, характеризующих их производственную деятельность;

- предоставить каждому подразделению необходимую правовую информацию;

- сформировать перечень потенциальных ошибок, нарушений, и дать рекомендации по их недопущению.

Учитывая изложенное выше, необходимо выделить, что система внутреннего контроля представляет собой совокупность организационных мер,

методик и процедур, используемых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также для своевременной подготовки достоверной внутренней отчетности. Существует мнение, что синонимом понятия «внутренний контроль» является также понятие "внутренний аудит".

Но рассматривая внутренний аудит, в качестве разновидности экспертной деятельности, он воспринимается неоднозначно.

Для высшего менеджмента организации, как правило, нет принципиальных различий между внутрихозяйственным контролем и контролем, который осуществляется внутренним аудитором. Но служба внутреннего аудита должна проводить оценку достоверности учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, на данное подразделение возлагается обязанность, связанная с регулярным проведением контрольных мероприятий над соблюдением действующего законодательства с целью предупреждения потенциальных нарушений, постоянного консультирования менеджеров различных уровней по вопросам налогообложения и т.д.

В рамках хозяйствующего субъекта, уровень системы внутреннего контроля взаимосвязан с рядом факторов, к числу которых необходимо отнести: сложность организационной структуры, правовую форму, виды осуществляемой деятельности, ее масштабы, целесообразность реализации контрольных мероприятий для разных сторон деятельности, отношение руководящего звена к мерам контроля и финансовой устойчивости.

Объективно учитывая современные условия рыночной экономики, все более возрастает значение контроля над деятельностью экономического субъекта, а именно в части формирования их финансовых результатов со стороны собственников организаций. С этой целью в рамках законодательства предусматривается формирование в акционерных обществах ревизионных комиссий, уполномоченных осуществлять контроль деятельности аппарата управления в интересах акционеров. Так для организаций иных организационно-правовых форм, предусматривается с целью исполнения аналогичных функций создание службы внутреннего аудита. Авторы согласны с точкой зрения О.Ф. Образцовой, что «...внутренний аудит проверяет, насколько эффективно используются ресурсы компании, правильно ли функционируют процессы, достигаются ли стратегические и тактические цели. По результатам проверки внутренний аудит разрабатывает рекомендации по совершенствованию бизнеса.» [6].

Процесс разностороннего развития международных рынков, налаживание и усиление связей между российскими и зарубежными предприятиями, обмен накопленным опытом по различным вопросам, касающимся экономической деятельности также оказали непосредственное воздействие на внедрение в отечественную практику понятия «внутренний аудит», прак-

тическое применение которого в западных организациях стало уже вполне привычным и обязательным направлением внутреннего контроля.

Не умаляя значения внутреннего аудита, следует подчеркнуть, что значительная роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит руководителю организации и юридической службе, в функции которых входит обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов. Бухгалтерия организации, обладая высшим правом внутрихозяйственного контроля, должна быть его координирующим центром.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний контроль становится основным инструментом предупреждения негативных влияний незаконных и нецелесообразных с экономической точки зрения операций и их последствий. Следовательно, внутренний контроль становится своеобразным гарантом недопущения серьезных нарушений в системе бухгалтерского и налогового учета и действующего законодательства. Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт сметного планирования: М.: Политиздат, 1978, с.520.

3. Андреев В. Д. Практический аудит: Справ. пособие. М.: Экономика, 2000, с.260.

4. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013.

5. Кириченко М. Система внутреннего контроля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. 13.06.2015.

6. Образцова О. Ф. Подходы к организации внутреннего аудита и его взаимодействие с внешним аудитом // Аудиторские ведомости. 2016. N 7.

Filippovskaya Oksana Viktorovna, candidate of Economics, associate Professor, head of the Department "Economics and Finance", (oksan-filippovskay@yandex.ru) Samsonova Anna

Financial University under the Government of the Russian Federation (Kursk branch) samsonova.as@yandex.ru

BASES OF FORMATION OF SYSTEM OF INTERNAL CONTROL IN A MARKET ECONOMY

Abstract: provided by the Law "About accounting" it is the duty of all businesses to establish a system of internal control is focused on organizational issues offormation of such a system. Form the functioning of the internal control system, methods of its implementation, the objects and subjects are determined by each economic entity independently depending on industry and organizational structure.

Key words: internal control, preliminary control, the current (operational control), follow-up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.