УДК: 338
ББК: 65.2
Сокольник И.В., Романова М.М., Мелина Н. Ф.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
В КООПЕРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Sokolnik I. V., Romanova M.M., Melina N.F.
INCREASE OF EFFICIENCY OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM IN THE COOPERATIVE ORGANIZATION
Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, контрольная среда, мониторинг, риски, информационная система, контрольные действия, процедуры внутреннего контроля, инвентаризация, аудит.
Keywords: internal control, internal control system, control environment, monitoring, risks, information system, control actions, internal control procedures, inventory, audit.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что создание эффективной системы внутреннего контроля повышает прозрачность и надежность данной системы, снижает риски недостоверности информации, что обеспечивает более устойчивое развитие и функционирование хозяйствующих субъектов.
Цель статьи: определить место и роль внутреннего контроля в системе управления кооперативной организации. Внимание к системе внутреннего контроля особенно усилилось в свете бухгалтерского законодательства. Так, требованием статьи 19 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» является обязательная организация и осуществление внутреннего контроля экономическим субъектом совершаемых фактов хозяйственной жизни. Основными целями внутреннего контроля, в соответствии с этим документом, являются эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности, соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Результаты исследования могут применяться в практике организации системы внутреннего контроля, его документального обеспечения, в том числе при создании регламента -Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля в кооперативной организации.
Abstract: the urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the creation of an effective system of internal control increases the transparency and reliability of this system, reduces the risks of unreliability of information, which ensures more sustainable development and functioning of economic entities.
The purpose of the article: to determine the place and role of internal control in the management system of a cooperative organization. Attention to the internal control system has increased especially in the light of accounting legislation. Thus, the requirement of Article 19 of Law No. 402-FZ "On Accounting" is the mandatory organization and implementation of internal control by an economic entity of the facts of economic life. The main objectives of internal control, in accordance with this document, are the efficiency and effectiveness of its activities, including the achievement of financial and operational indicators, the safety of assets, the reliability and timeliness of accounting (financial) reporting, compliance with applicable legislation, including in cases of economic life and accounting.
The results of the research can be applied in the practice of the organization of the internal control system, its documentary support, including when creating regulations - the Regulation on the distribution of powers and functions for the organization and implementation of the internal control system in a cooperative organization.
Внутренний контроль - одна из действенных форм финансово-хозяйственного управления, минимальные затраты на который позволяют достичь поставленных руководством целей по выявлению недостатков и предупреждению нарушений при осуществлении фактов хозяйственной жизни.
Изначально термины «внутренний контроль», «система внутреннего контроля» пришли в бухгалтерскую практику из аудиторской деятельности. Так, Международные стандарты аудита содержат понятия и методы оценки надежности системы внутреннего контроля, как элемент предварительного планирования проведения аудиторских процедур1.
Действующая практика осуществления контроля в кооперативных организациях накопила значительный опыт в раскрытии способов мошенничества, хищений, злоупотреблений и других нарушений правовых норм хозяйственной работы. Были разработаны и внедрялись в практику эффективные методы документального и фактического контроля: контрольное сличение, анализ движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, сопоставление данных бухгалтерского учета с информацией оперативного учета и инвентаризационных данных, логическая встречная проверка операций, отраженных в разных документах и учетных регистрах. Так, обследование в потребительской кооперации показало, что при ведомственном финансовом контроле используются такие приемы, как: экспертные проверки - 4,2%, анализ ежедневного движения материальных ценностей на неотчетные даты - 22,9%, аналитические процедуры - 45,6%, контрольный запуск сырья и лабораторные анализы -11,5% и другие .
Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита, подлежащими применению на территории Российской Федерации» (ред. от 31.07.2017).
2 Сокольник И.В. Критерии эффективности системы внутреннего контроля кооперативной организации // Основные направления и формы развития потребительской кооперации в странах Европы и Азии: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. - Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2016. - 704 с., с. 444-447.
Современная экономика требует расширения и модификации действующих, формирования новых приемов, помогающих оценить финансовые результаты и финансовое состояние кооперативной организации, сохранность имущества. В этом значительную роль должно сыграть внедрение и развитие внутреннего контроля. Эта роль, безусловно, может быть выполнена, если рассматривать внутренний контроль не как разновидность системы бухгалтерского учёта, а как функцию управления.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» «...все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, -также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности»3.
Так как кооперативные организации не подлежат обязательному аудиту, в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» значит, они «.обязаны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» .
Главное достоинство внутреннего контроля заключается в его доступности в любой момент; меньших затратах в сравнении с внешними проверками (на 30-50%); глубоком знании контролерами ситуации в организации, стиля работы, структуры управления; привлечении к проверкам высококвалифицированных специалистов других подразделений.
И самым важным является то, что внутренний контроль способен, при правильной его постановке, обеспечить полную проверку финансово-хозяйственной деятельности, разработать предложения по оптимизации затрат, увеличению прибыли, изысканию внутренних резервов, оказать консультационные услуги, стимулирующие прогрессивные нововведения для управле-
3 Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
4 Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018).
ния и ведения учета1.
Приведем лишь два примера обеспечения эффективного внутреннего контроля, согласно действующих федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые, как показывает практика, упускают бухгалтеры в своей работе:
- внутренний контроль кооперативной организации должен постоянно контролировать финансовые показатели, движение денежных средств, посредством выстроенной системы внутренней отчетности. Пункт 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» содержит требование о включении в состав учетной политики форм внутренней отчетности2.
- пункт 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» обязывает кооперативные организации составлять как минимум ежемесячно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах с целью принятия оперативных бизнес-решений о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств3.
Итак, внутренний контроль способствует достижению целей, но не гарантирует этого, поскольку на результаты деятельности оказывают влияние политическая обстановка, экономическая конъюнктура, законодательство и т.п. Кроме того, внутренний контроль - это субъективная оценка, которая не исключает ошибок при принятии решений руководством, превышения должностных полномочий, сговора субъектов контроля.
Система внутреннего контроля в соответствии с Информацией Минфина -
1 Романова М.М. Развитие сферы услуг в организациях потребительской кооперации // Основные направления и формы развития потребительской кооперации в странах Европы и Азии: опыт, проблемы, перспективы: материалы Межвузовской научно-практической конференции в рамках ежегодных Чая-новских чтений. - Ярославль-М.: Канцлер, 2016. -С. 555-559.
2 Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (ред. от 28.04.2017).
3 Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ
4/99) (ред. от 29.01.2018).
«.совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т.ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации бухгалтерского учета; своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; предотвращения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения со-
4
хранности имущества организации» .
Система внутреннего контроля включает пять элементов, документальное оформление которых раскроем на материалах кооперативной организации.
Контрольная среда представляет собой осведомленность и практические действия руководства организации, направленные на поддержание системы внутреннего контроля путем:
- поддержания этических принципов;
- компетентности сотрудников;
- уместности и достаточности вовлеченности деятельности руководства;
- надлежащего характера организационной структуры организации;
- разделения ответственности и полномочий и установление иерархии подотчетности сотрудников;
- кадровой политики и практики5.
В рамках организации внутреннего контроля по элементу «Контрольная среда» рекомендуем включить в регламент - Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля в коопера-
4 Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности».
5 Мелина Н.Ф. Человеческий ресурс как конкурентное преимущество современной организации // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. Сборник научных материалов Всероссийской (заочной) с международным участием научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2018. С. 496-501.
тивной организации документы:
1. Специальные документы организации и проведения внутреннего контроля:
- кодексы корпоративного поведения, этики;
- план проведения внутреннего контроля по структурным подразделениям;
- процедуры противодействия легализации (отмыванию доходов) и коррупции.
2. Нормативно-правовые документы (отдельный абзац, раздел):
- устав;
- учетная политика;
- штатное расписание;
- кадровая политика, устанавливающая подходы к найму, обучению и развитию персонала, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда;
- должностные инструкции работников;
- график документооборота;
- приказ о проведении инвентаризации;
- договоры о материальной ответственности.
Оценка рисков - выявление и устранение рисков (внешних и внутренних событий) и их последствий в ведении хозяйственной деятельности.
Применительно к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности внутренний контроль позволяет оценить риски, которые могли повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности1.
Снизить риски в бухгалтерском учете позволят выполнение процедур:
- отражение в учете сплошным образом в хронологической последовательности имевшие место факты хозяйственной жизни;
- активы и обязательства должны подтверждаться данными инвентаризации перед отражением на счетах бухгалтерского учета в денежной оценке в соответствии с требованиями федеральных стандартов по бухгалтерскому учету;
- активы и обязательства в бухгалтерском балансе, доходы и расходы в отчете о
1 Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
финансовых результатах должны быть представлены в полном объеме в соответствии с требованиями федеральных стандартов по бухгалтерской отчетности2.
Снизить риски злоупотреблений позволит действенная система внутреннего контроля в организации, не позволяющая искажений данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности.
При организации внутреннего контроля по элементу «Оценка рисков» рекомендуем включить в регламент - Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля в кооперативной организации документы:
1) процедуры внутреннего контроля, связанные с предпосылками подготовки финансовой отчетности:
- существование актива или обязательства на определенную дату;
- принадлежность активов и обязательств субъекту на определенную дату;
- операции отчетного периода относятся к субъекту;
- полнота информации, отраженной в финансовой отчетности;
- надлежащая стоимостная оценка элементов финансовой отчетности;
- правильное количество отражения операций и отнесение доходов и расходов к периоду;
- раскрытие и классификация статей в соответствии с принципами финансовой отчетности.
2) количественные методики эффективности и результативности деятельности:
- оценка непрерывности деятельности,
- анализ безубыточности,
- сравнительный анализ (с предыдущими периодами, с плановыми показателями, со средними или лучшими в системе потребительской кооперации),
- ключевые индикаторы эффективности (рентабельность, фондоотдача, оборачиваемость, производительность труда, маржинальный доход, прибыль).
3) описание потенциально неблагоприятного внутреннего и (или) внешнего
2 Егорова И.С. Организация внутреннего контроля согласно элементам, рекомендованным Минфином РФ // Аудитор. - 2014. - № 9, с. 31-43.
события (факта, обстоятельства), порождающего риск; причину и вероятность его возникновения; возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.
Информационная система обеспечивает понимание сотрудниками обязанностей и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства1.
При организации внутреннего контроля по элементу «Информационная система» рекомендуем включить в регламент - Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля в кооперативной организации документы:
- информационную политику (разграничение между публичной информацией и коммерческой тайной),
- графики представления данных и составления отчетности,
- отчеты об итогах проведенной проверки лицами, ответственными за организацию и проведение контроля.
Контрольные действия - процедуры, направленные на выполнение распоряжений руководства кооперативной организации по обеспечению надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Так как в кооперативных организациях сконцентрирована подавляющая часть товаров, то от складывающегося уровня управления ими в важной степени зависит стабильность и качество товароснабжения населения. По этой причине в организации следует осуществлять непрерывный текущий контроль состояния товарных запасов.
Процедуры внутреннего контроля в кооперативных организациях:
- разделение обязанностей. Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению товаров, заключению договоров с поставщиками и покупателями товаров и учету товаров в бухгалтерии. В данном случае каждый отдел должен вести
1 Ризванова М.В. Основные подходы к формированию системы внутреннего контроля в организации // Аудитор. - 2014. - № 7, с. 33-38.
оперативный учет своей деятельности с отчетностью перед руководителем;
- наличие должностных инструкций работников, которые позволят руководству кооперативной организации распределять функциональные обязанности и определять связи между работниками для выполнения стратегических и оперативных задач; повысить личную и коллективную ответственность; дать работнику понимание того, каких действий от него ожидают, по каким критериям будут оценивать результаты его труда; проводить оценку деятельности работника для повышения уровня квалификации;
- наличие эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо разрешение конкретных должностных лиц на совершение материально-ответственными лицами каждой операции по движению товаров;
- своевременное надлежащее документирование операций. Оформление операции должно строго соответствовать графику документооборота, утвержденному руководителем кооперативной организации, в котором предусматриваются сроки составления и ответственные за каждый первичный и сводный документ;
- фактический контроль за товарами путем проведения плановых инвентаризаций, утвержденных руководителем кооперативной организации в план-графике инвентаризаций. Регулярное и грамотное проведение инвентаризации, сопоставление учетного и фактического количества товара приводят к снижению потерь, обеспечению достоверности и точности данных бухгалтерского учета. Необходимо предусмотреть, кроме плановых, осуществление внезапных для материально-ответственного лица независимых проверок (силами независимого контролера) наличия и качества товаров2.
Исходя из обозначенных принципов
2 Сокольник И.В. Внутренний аудит как элемент системы внутреннего контроля в управлении предприятием // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции № 2. Г. Волгоград, 2015, с. 163-165.
предлагаем включить в регламент - Поло- тивной организации программу внутреннего жение о распределении полномочий и контроля за наличием и движением товаров функций по организации и осуществлению в кооперативной организации (таблица 1). системы внутреннего контроля в коопера-
Таблица 1 - Процедуры эффективного внутреннего контроля за наличием и движением
товаров в кооперативных организациях
№ п/п Контрольные действия Ответственный
1. Защита помещений от доступа посторонних лиц. Наличие охраны; пожарной сигнализации. Контроль ввоза и вывоза товаров Председатель райпо
2. Проведение инвентаризации товаров. Оформление результатов инвентаризации Главный бухгалтер
3. Составление товарно-денежных отчетов на дату инвентаризации, наличие первичных документов к отчётам материально-ответственных лиц Главный бухгалтер
4. Обеспечение ведения количественного аналитического учёта. Сверка остатков материальных ценностей в складском и бухгалтерском учете Главный бухгалтер
5. Заключение договоров о материальной ответственности с работниками организаций Главный бухгалтер
6. Обеспечение ведения бухгалтерского учёта лицами, не имеющими доступа к материальным ценностям Главный бухгалтер
7. Разработать должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с товарами, инструкции по хранению, приёмке, отпуску товаров Зав. торговой организацией
8. Составление приходных и расходных товарных документов на каждую операцию в день совершения Зав. торговой организацией
9. Фиксирование документов в журналах регистрации Главный бухгалтер
10. Инструкция работников о порядке приема и отпуска товаров. Проверка полноты и своевременности оприходования товаров Зав. торговой организацией
11. Применение программы автоматизации бухгалтерского учёта товарных операций Главный бухгалтер
Предложенная программа позволит руководству кооперативной организации повысить систему внутреннего контроля по учету товаров, она является обязательной для применения во всех подразделениях. Цель проведения обозначенных контрольных действий - определение порядка и правил проведения внутренних проверок системы учета наличия и движения товаров.
Мониторинг - процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени руководством кооперативной организацией в форме регулярного анализа результатов деятельности, выполнения отдельных хозяйственных операций, оценки и корректировки внутренней организационно-распорядительной документации. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год1.
1 Кириченко М. Системы внутреннего кон-
Предлагаем включить в регламент -Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля в кооперативной организации, набор тестов-анкет для каждого работника, связанного с фактами хозяйственной жизни на предмет выполнения должностных обязанностей в целях должного выполнения процедур внутреннего контроля.
Как организовать внутренний контроль в кооперативной организации?
Поскольку Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, следовательно, у каждой кооперативной организации должен быть разработан и утвержден руководителем спе-
троля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. - 2013. - № 11, с. 8-9.
циальный локальный документ, который определяет мероприятия по внутреннему контролю фактов хозяйственной жизни. Положение о распределении полномочий и функций по организации и осуществлению системы внутреннего контроля должно отвечать масштабам и специфике деятельности организации, а также особенностям ее организационной структуры. Нет обязательного требования о том, что внутренний контроль должен осуществляться отдельным специалистом или подразделением, а, следовательно, регламент о внутреннем контроле должен содержать саму систему контроля.
Подойти к решению этого вопроса можно разными способами. Так, в кооперативных организациях наличие отдельного подразделения или сотрудника, ответственного за внутренний контроль, может быть на сегодняшний период экономического спада нецелесообразно. В такой ситуации внутренний контроль может быть обеспечен путем перекрестного контроля, когда один работник бухгалтерии выполняет отдельные
контрольные функции в отношении другого работника бухгалтерии, или дополнительный контроль - когда отдельные функции контроля возложены на главного бухгалтера и других субъектов внутреннего контроля. В любом случае, при возложении обязанностей на работника по осуществлению внутреннего контроля необходимо руководствоваться требованиями к специалисту, представленными в профессиональном стандарте «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»1 , а также этическими принципами, разработанными профессиональными бухгалтерами и специали-стами2.
В заключение отметим, что эффективно поставленная система внутреннего контроля - это конкурентное преимущество кооперативной организации, способное в перспективе при грамотной реализации выполнять важные стратегические решения. То есть чем надежнее контроль, тем эффективнее и быстрее можно выполнять поставленную задачу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 (ред. от 23.04.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» (ред. от 31.07.2017).
4. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
5. Информации Минфина России № П3-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности».
6. Приказ Минтруда от 22 апреля 2015 г. № 236н об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)».
7. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (ред. от 28.04.2017).
1 Приказ Минтруда от 22 апреля 2015 г. № 236н об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)».
2 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров -членов НП «ИПБ России» (утв. решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», протокол от 24.11.2016 № 10/16).
8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (ред. от 29.01.2018).
9. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП «ИПБ России» (утв. решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», протокол от 24.11.2016 № 10/16).
10. Егорова, И.С. Организация внутреннего контроля согласно элементам, рекомендованным Минфином РФ // Аудитор. - 2014. - № 9. - С. 31-43.
11. Кириченко, М. Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения // Финансовая газета. - 2013. - № 11. - С. 8-9.
12. Мелина, Н.Ф. Человеческий ресурс как конкурентное преимущество современной организации // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях: сборник научных материалов Всероссийской (заочной) с международным участием научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - 2018. - С. 496-501.
13. Ризванова, М.В. Основные подходы к формированию системы внутреннего контроля в организации // Аудитор. - 2014. - № 7. - С. 33-38.
14. Романова, М.М. Развитие сферы услуг в организациях потребительской кооперации // Основные направления и формы развития потребительской кооперации в странах Европы и Азии: опыт, проблемы, перспективы: материалы Межвузовской научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. - Ярославль-М.: Канцлер, 2016. - С. 555-559.
15. Сокольник, И.В. Критерии эффективности системы внутреннего контроля кооперативной организации // Основные направления и формы развития потребительской кооперации в странах Европы и Азии: опыт, проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. - Ярославль-М.: Канцлер, 2016. - 704 с. - С. 444-447.
16. Сокольник, И.В. Внутренний аудит как элемент системы внутреннего контроля в управлении предприятием // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции № 2. - Волгоград, 2015. - С. 163-165.