оценки за цикл обучения (баллы по практическим занятиям, защита реферата, поощрения и штрафы).
Значимой составляющей учебного процесса на кафедре анестезиологии и реаниматологии является участие студентов в заседаниях СНО. Главными задачами кружка СНК «Анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии» являются привлечение студентов к научно-исследовательской практической работе под руководством опытных преподавателей и воспитание молодого врача в духе традиций вуза и отечественной медицины в целом.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться кафедре анестезиологии и реаниматологии в ходе реализации задач по подготовке специалистов и наметить ряд перспективных направлений в деятельности кафедры:
— увеличение количества часов преподавания дисциплины для лечебного и медико-профилактического факультетов;
— введение преподавания анестезиологии и реа-
ниматологии на педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом факультетах;
— полная реализация принципов Болонского соглашения (индивидуальность обучения, широкое внедрение информационных технологий);
— организация тренажерных классов для отработки практических навыков.
— внедрение информационных технологий — дистанционное обучение;
— внедрение современных обучающих тренажерных комплексов (реанимационный, для катетеризации верхней полой вены, интубации трахеи);
— обучение основам оказания первой реанимационной помощи всех студентов и преподавателей Иркутского государственного медицинского университета.
Таким образом, широкое внедрение инновационных методик преподавание различных дисциплин, переход на новые образовательные стандарты 3-го поколения и реализация всех составляющих Болонского соглашения позволит и в дальнейшем осуществлять подготовку высококвалифицированных медицинских кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1978. — 381 с.
2. Сластёнин В. А. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 492 с.
3. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия.- Минск: Современное слово, 2005. — 198 с.
4. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельно-
сти общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №5. — С. 10.
5. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. — 2003. — №1. — С. 4.
6. Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. — 2006. — №1. — С. 37.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, тел. (3952) 703715, e-mail: Ieinnet@yandex.ru
Нетесин Евгений Станиславович — ассистент, к.м.н.,
Голуб Игорь Ефимович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,
Сорокина Людмила Владимировна — доцент, к.м.н.
© ВАСИЛЬЕВ В.Г., КОЛЕСНИКОВА Л.Р. — 2011
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО
Валерий Григорьевич Васильев, Лариса Романовна Колесникова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра стоматологии детского возраста, зав. — д.м.н., проф. В.Г. Васильев)
Резюме. Формирование компетенции напрямую связано с приобретением профессиональных качеств будущего врача. Подход к формированию данных качеств можно представить в виде определенной последовательности: преподаватель (носитель знаний) — форма передачи знаний (лекции, семинары, практические занятия) — студент (получатель знаний) — восприимчивость полученных знаний — применение знаний на практике. Преподаватель, работая со студентами на детском приеме, должен не только научить практическим навыкам обследования и лечения заболеваний полости рта, но и привить понимание основных методов компетентного подхода к пациенту, направленных на создание хорошего контакта врача с ребенком.
Ключевые слова: компетентный подход, учитель, студент, компетентный подход к пациенту
BASIS FORMATION OF COMPETENCE IS IN PRACTICE STOMATOLOGIC A CHILD'S RECEPTION.
V.G. Vasilyev, L.R. Kolesnikova (Irkutsk State Medical University)
Summary. Formation of competence is directly related to the acquisition of professional qualities of the future doctor. Approach data qualities can be represented as a sequence: teacher (knowledge carrier) — a form of knowledge transfer (lectures, seminars, practical trainings) — a student (knowledge recipient) — susceptibility to knowledge — application of knowledge in practice. It is necessary for the teacher, who working with students at a child’s reception, not only to teach practical skills of examination and treatment of diseases of the oral cavity, but also to cultivate understanding the basic methods of competent approach to the patient, aiming at creating a good contact with the child.
Key words: Formation of competence, teacher, a student, competent approach to the patient.
Вопросы формирования компетентных качеств у студентов медицинского вуза всегда оставались актуальной темой в системе преподавания. Компетентность является психологическим фактором который включает в себя глубокие познания изучаемого предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандарт-
ном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Компетентность — это мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех про-
блем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.
Формирование компетенции напрямую связано с приобретением профессиональных качеств будущего врача. Необходимо отметить, что в процессе профессионального становления у студента должна присутствовать мотивация, которая сформирует целостную систему профессиональных знаний, умений, навыков. Немаловажную роль в данном процессе занимают личностные качества студента. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость. Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам [3].
Подход к формированию данных качеств можно представить в виде определенной последовательности: преподаватель (носитель знаний) — форма передачи знаний (лекции, семинары, практические занятия) — студент (получатель знаний) — восприимчивость полученных знаний — применение знаний на практике. В настоящее время в рамках модернизации российского образования одной из важных задач профессионального обучения в высших учебных заведениях является повышение компетентности студентов через повышение компетентности преподавателей. Стоит отметить, что профессиональная компетентность педагога — это его способность к осуществлению профессиональной деятельности [2].
Профессиональная компетентность преподавателя выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся, формированием общечеловеческих ценностей. Для этого сам преподаватель должен обладать, развивать и уметь использовать свой творческий потенциал, быть для образования творчески мыслящим специалистом. Компетентный преподаватель должен обладать такими характеристиками и качествами, как организационные, психолого-педагогические и профессиональные. Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом — это не только знать как делать, но и уметь эти знания реализовать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, и соотношение ее с затратами (психологическими, физическими, физиологическими), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности [1].
Полученные теоретические знания студенты стоматологического факультета применяют на практических занятиях. Хотелось отметить особенности практических занятий при работе с маленькими пациентами. Детский опыт является основополагающим в последующих представлениях и впечатлениях о посещении стоматологического кабинета. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, использовать дели-
катный подход при его лечении. На приеме стоматолога детского успех лечения зависит от контакта пациента и врача. Все это определяет необходимость знаний и умений в составление индивидуальной стратегии поведения с каждым пациентом, приходящим на прием к стоматологу. Преподаватель, работая со студентами на детском приеме, должен не только научить практическим навыкам обследования и лечения заболеваний полости рта, но и привить понимание основных методов компетентного подхода к пациенту, направленных на создание хорошего контакта врача с ребенком.
Выделяют два вида факторов влияющих на создание успешного контакта: внешние и внутренние.
Внутренние факторы определяются личностными качествами самого пациента, его эмоциональным состоянием. К данным факторам можно отнести стадии интеллектуального развития в зависимости от возраста. Так, у детей до 3 лет приобретаются первичные основы ощущения прикосновений, сигналов, звуков, манипуляций. В возрасте 4-7 лет формируются способности к интуитивному мышлению, ощущения строятся на восприятии, дети в данный возрастной период верят во все, что видят и слышат. Возраст от 7 до 11 лет характеризуется способностью ребенка воспринимать свои ощущения и мыслить логически, они начинают задавать вопросы о значимости проводимого лечения.
Подростковый период определяется более высоким и богатым уровнем интеллектуального развития, способностью мыслить абстрактно. Данная стадия не одинакова для всех людей. С целью эффективного построения общения с ребенком врачу-стоматологу необходимо понимать уровень его интеллектуального развития.
Внешние факторы определяющие доверительный контакт, можно разделить на вербальные и невербальные. К вербальным факторам относят интонацию, громкость голоса врача, спокойный уверенный тон, способность беседовать с пациентом на понятном ему языке, ответить на все интересующие вопросы. В задачи врача входит и достижение доверительных отношений с родителями, умение объяснить процесс лечения, трудности и возможности достижения положительных результатов. Необходимо, чтобы родители стали союзниками врача в предстоящим лечении ребенка. К невербальным факторам относится внешний вид врача, жесты, обстановка стоматологического кабинета, использование отвлекающих элементов в виде игрушек, плакатов, диафильмов.
Все вышеизложенные факторы в практической деятельности врача-стоматолога детского необходимы и являются неотъемлемой частью его компетентности.
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать и реализует их на практике. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности [4]. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития и самосовершенствования, что является необходимым качеством при работе в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. — Новокузнецк: Изд-во повышения квалификации, 2002. — 242 с.
2. Кутейникова Т.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: матер. межрег. науч.-практ. конф.-Челябинск, 2002. — Ч. 1. — С. 46 — 48.
3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
4. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2008. — Т. 77. №2. — С. 106-109.
5. Полякова М.Е. Формирование правовой компетентности студентов технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — 20 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Васильев Валерий Григорьевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, Колесникова Лариса Романовна — к.м.н., ассистент.