ПЕДАГОГИКА
© НЕТЕСИН Е.С., ГОЛУБ И.Е., СОРОКИНА Л.В. — 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ
Евгений Станиславович Нетесин, Игорь Ефимович Голуб, Людмила Владимировна Сорокина (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра анестезиологии и реаниматологии, зав. — д.м.н., проф. И.Е. Голуб)
Резюме. В статье проведен анализ внедрения инновационных методов обучения студентов на кафедре анестезиологии и реаниматологии, даны четкие и подробные характеристики инновационных методик. Представлены основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования педагогического процесса на кафедре.
Ключевые слова. Инновационные технологии обучения, анестезиология и реаниматология, профессиональное образование.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF ANESTHESIOLOGY AND RESUSCITATION
E.S. Netesin, I.E. Golub, L.V. Sorokina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. In the paper the analysis of introduction of innovative methods of training students at the Department of Anesthesiology and Resuscitation has been carried out; clear and detailed characteristics of innovative techniques are given. The basic problems and prospects of the further perfection of pedagogical process on chair have been presented.
Key words: innovative technologies of training, anesthesiology and resuscitation, vocational training.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностноориентированной педагогики. Одной из задач которой становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: «новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» [1]. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика — это наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 1950-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Таблица 1
Сравнительная таблица понятий «новация» и «инновация»
Критерии Новация Инновация
Масштаб целей и задач Частный Системный
Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий
Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки
Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный
Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике
Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности
Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы
Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности
Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Таблица 2
Сравнение понятий «инновация» и «реформа»
Реформа Инновация
Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы
Увеличение финансирования Изменения в содержании образования
Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения
Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель — Ученик»
Повышение статуса образования
Новые санитарно-гигиенические требования
Изменения в структуре системы образования
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [2].
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 1980-х годов. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании
и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3].
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация» (табл. 1).
Итак, новация — это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этого средства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа» (табл. 2).
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике [4]. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса [5]. В ней выделяют следующие действия:
— определение потребности в изменениях;
— сбор информации и анализ ситуации;
— предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
— принятие решения о внедрении (освоении);
— собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
— институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание
определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения — это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
6) по источнику возникновения:
— внешние (за пределами образовательной системы);
— внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
7) по масштабу использования:
— единичные;
— диффузные.
8)
9) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
Опираясь на выше изложенное, можно сформулиро-
вать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем большие требования предъявляются к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.
Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современ-
ном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях:
— формирование нового содержания образования;
— разработка и внедрение новых педагогических технологий;
— создание новых видов учебных заведений [6].
При этом существенное значение имеют те изменения, которые в настоящее время происходят в системе высшего, в том числе и медицинского образования. Какие же изменения в педагогическом процессе произошли в вузах за последнее время?
— Существенно сократились часы, отведенные для преподавания дисциплины, что губительно для профессии в целом;
— Следовательно, увеличилась нагрузка на студента во внеаудиторное время. Преподаватели должны обеспечить доступным материалом для самоподготовки студента, что заложено в Болонском соглашении;
— Безусловно, использование сети интернет обеспечивает доступное и качественное дистанционное обучение. А возможность общения с преподавателем в режиме on line будет интересным как студенту, так и преподавателю.
Глобализация и ускорение инновационных процессов приводят к возрастанию значимости таких ключевых элементов квалификации врача как логическое мышление, высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, владение компьютерной техникой, сложной лечебно-диагностической аппаратурой, знание иностранных языков и способности к коммуникации и работе в группе.
Требования к повышению качества образования в свою очередь предполагает поиск альтернативных, инновационных форм проведения занятий, лекций способствующих достижения первого уровня усвоения (знакомство с материалом и общая ориентировка), а также второго уровня усвоения (воспроизведение материала).
Таким образом, с позиции высшего профессионального (медицинского) образования система инновационного обучение — это целенаправленное формирование определенных знаний, умений, навыков и методологической культуры, также комплексная подготовка и воспитание специалистов в области анестезиологии и реаниматологии к инновационной деятельности за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием мировых информационных ресурсов, предпринимательских идей, проблемно ориентированного междисциплинарного подхода, активных методов и контекстного обучения, case stadies, проектно-организованных технологий обучения в кимбилдинге.
Цель обучения — выдать диплом профессионалу-врачу, способному сочетать исследовательскую, научную и практическую деятельность, сформировать позитивный взгляд, поиск быстрых решений в экстремальной ситуации. Наряду с традиционным профессиональным
11) по осмыслению перед внедрением инноваций:
Случайные Полезные Системные
Инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение Инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой Инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научнометодическими)
образованием (усвоение определенной суммы знаний) основой должны стать способы мышления и деятельности, т. е. процедуры рефлексивного характера.
Для реализации поставленных задач в программу курса по анестезиологии и реаниматологии включены некоторые вопросы фармакоэкономики, которые реализуются через следующие предпринимательские идеи:
— Основы фармакоэкономики в анестезиологии;
— Оценка себестоимости различных вариантов анестезии;
— Основы фармакоэкономики в интенсивной терапии и реанимации;
— Примерные расчеты стоимости лечения больных с различной патологией;
— Оценка стоимости и разработка стандартов интенсивной терапии.
Общеизвестно, что существенное значение на качество обучения оказывает исходная мотивация студентов. Исходя из этого, нам представляется целесообразным использование в процессе обучения проблемноориентированного подхода, что позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной (практической) проблемной ситуации и становиться отправной точкой в формировании клинического мышления.
Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения. Междисциплинарный подход позволяет научить студентов самостоятельно добывать знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.
Хорошо зарекомендовали себя в ходе практических занятий и активные методы обучения: «контекстное обучение» и «обучение на основе опыта». Данные методы реализуются в ходе практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии в следующих вариантах:
— Тренажерный метод обучения первой медицинской и реанимационной помощи;
— Демонстрация тематических больных, осмотр больного с определением тактики ведения, написанием процедурного листа, разборы карт анестезии;
— Решение клинических задач: рассчитать каллораж парентерального и энтерального питания для себя, для хирургического или терапевтического больного;
— Мастер-класс по наркозной, следящей и дыхательной аппаратуре;
— Ведение больных в отделении анестезиологии и реанимации, участие в клинических разборах и конференциях;
— Мастер-класс по технике безопасности в анестезиологии и реаниматологии.
В современной высшей школе лекционные занятия занимают важное место, так как обеспечивают усвоение студентами методологии, принципов и закономерностей изучаемой науки. Значение лекции, как формы обучения сложно недооценить, поскольку именно лекция обеспечивает формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Несмотря на все большее внедрение различных форм самостоятельной работы студентов потребность в лекционном курсе может быть обусловлена рядом факторов:
— отсутствие новых учебников и нового учебного материала по конкретной теме;
— трудность отдельных тем учебника для самостоятельного изучения;
— необходимость объективного освещения противоречивых концепций;
— необходимость личного эмоционального воздействия лектора на студентов с целью формирования их взглядов.
Хотя на лекции по изучаемым дисциплинам отводится крайне незначительная часть учебного времени, именно лекционный курс в должной мере должен обе-
спечить формирование адекватной мотивации изучения анестезиологии и реаниматологии в ходе практических занятий. Исходя из поставленных задач, в ходе лекционного курса используются только современные виды лекций:
— Проблемная лекция;
— Лекция-визуализация;
— Лекция с заранее запланированными ошибками;
— Лекция — пресс-конференция;
Проблемная лекция предусматривает созданием проблемной ситуации, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
Лекция-визуализация — устная форма изложения материала (информация), преобразованная в визуальную форму; демонстрационные материалы не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации; реконструирование и перекодирование содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.).
Реализация указанных инновационных образовательных направлений, безусловно, невозможна без должного информационное обеспечение, которое кафедра решает следующим образом:
— создан и активно функционирует сайт кафедры анестезиологии и реаниматологии;
— разработана и создана программа для факультета менеджмента по специальности анестезиология и реаниматология;
— обязательное мультимедийное сопровождение лекции;
— применяется видеофильм способы обеспечения проходимости дыхательных путей (ларингеальная маска, интубация трахеи, интубация с использованием комбитьюб, трахеостомия);
— применяется видеофильм методика проведения общей анестезии, центральных регионарных блокад;
— в процессе обучения используется реанимационные тренажеры «ВИТИМ»;
— выпущены «Избранные лекции по анестезиологии и реаниматологии»;
— за последние три года на кафедре разработаны и изданы 25 пособий для студентов и клинических ординаторов;
— проводится разработка нового тренажерного комплекса по катетеризации центральных вен;
— проводится разработка нового тренажерного комплекса по интубации трахеи;
— применяется учебная программа для клинических ординаторов 1 и 2 года электронная игра по актуальным вопросам анестезиологии и интенсивной терапии;
— создана и постоянно обновляется электронная библиотека в системе дистанционного обучения «ГЕКАДЕМ».
— Важной составляющей учебного процесса в вузе является организация контроля знаний студентов, которая на кафедре реализована в различных формах:
— для каждого занятия разработаны вопросы для проведения входного и выходного контроля качества знаний на основе тестирования.
— для проведения самоконтроля примерные вопросы имеются на сайте кафедры.
— в компьютерном классе имеются контрольные вопросы для прохождения компьютерного тестирования (как для студентов, так и для клинических ординаторов).
— компьютерная программа для решения различных ситуационных задач по специальности
— внедрение балльной системы оценки качества знаний.
— совершенствование системы поощрений и штрафов.
— комплексный подход к выставлению итоговой
оценки за цикл обучения (баллы по практическим занятиям, защита реферата, поощрения и штрафы).
Значимой составляющей учебного процесса на кафедре анестезиологии и реаниматологии является участие студентов в заседаниях СНО. Главными задачами кружка СНК «Анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии» являются привлечение студентов к научно-исследовательской практической работе под руководством опытных преподавателей и воспитание молодого врача в духе традиций вуза и отечественной медицины в целом.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться кафедре анестезиологии и реаниматологии в ходе реализации задач по подготовке специалистов и наметить ряд перспективных направлений в деятельности кафедры:
— увеличение количества часов преподавания дисциплины для лечебного и медико-профилактического факультетов;
— введение преподавания анестезиологии и реа-
ниматологии на педиатрическом, стоматологическом и фармацевтическом факультетах;
— полная реализация принципов Болонского соглашения (индивидуальность обучения, широкое внедрение информационных технологий);
— организация тренажерных классов для отработки практических навыков.
— внедрение информационных технологий — дистанционное обучение;
— внедрение современных обучающих тренажерных комплексов (реанимационный, для катетеризации верхней полой вены, интубации трахеи);
— обучение основам оказания первой реанимационной помощи всех студентов и преподавателей Иркутского государственного медицинского университета.
Таким образом, широкое внедрение инновационных методик преподавание различных дисциплин, переход на новые образовательные стандарты 3-го поколения и реализация всех составляющих Болонского соглашения позволит и в дальнейшем осуществлять подготовку высококвалифицированных медицинских кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1978. — 381 с.
2. Сластёнин В.А. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 492 с.
3. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия.- Минск: Современное слово, 2005. — 198 с.
4. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельно-
сти общеобразовательного учреждения: сценарий, подход // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №5. — С. 10.
5. Лазарев В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы // Сельская школа. — 2003. — №1. — С. 4.
6. Орлова А.И. Возрождение образования или его реформа? // Преподавание истории в школе. — 2006. — №1. — С. 37.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, тел. (3952) 703715, e-mail: Ieinnet@yandex.ru
Нетесин Евгений Станиславович — ассистент, к.м.н.,
Голуб Игорь Ефимович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.,
Сорокина Людмила Владимировна — доцент, к.м.н.
© ВАСИЛЬЕВ В.Г., КОЛЕСНИКОВА Л.Р. — 2011
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО
Валерий Григорьевич Васильев, Лариса Романовна Колесникова (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра стоматологии детского возраста, зав. — д.м.н., проф. В.Г. Васильев)
Резюме. Формирование компетенции напрямую связано с приобретением профессиональных качеств будущего врача. Подход к формированию данных качеств можно представить в виде определенной последовательности: преподаватель (носитель знаний) — форма передачи знаний (лекции, семинары, практические занятия) — студент (получатель знаний) — восприимчивость полученных знаний — применение знаний на практике. Преподаватель, работая со студентами на детском приеме, должен не только научить практическим навыкам обследования и лечения заболеваний полости рта, но и привить понимание основных методов компетентного подхода к пациенту, направленных на создание хорошего контакта врача с ребенком.
Ключевые слова: компетентный подход, учитель, студент, компетентный подход к пациенту
BASIS FORMATION OF COMPETENCE IS IN PRACTICE STOMATOLOGIC A CHILD'S RECEPTION.
V.G. Vasilyev, L.R. Kolesnikova (Irkutsk State Medical University)
Summary. Formation of competence is directly related to the acquisition of professional qualities of the future doctor. Approach data qualities can be represented as a sequence: teacher (knowledge carrier) — a form of knowledge transfer (lectures, seminars, practical trainings) — a student (knowledge recipient) — susceptibility to knowledge — application of knowledge in practice. It is necessary for the teacher, who working with students at a child’s reception, not only to teach practical skills of examination and treatment of diseases of the oral cavity, but also to cultivate understanding the basic methods of competent approach to the patient, aiming at creating a good contact with the child.
Key words: Formation of competence, teacher, a student, competent approach to the patient.
Вопросы формирования компетентных качеств у студентов медицинского вуза всегда оставались актуальной темой в системе преподавания. Компетентность является психологическим фактором который включает в себя глубокие познания изучаемого предмета и объекта деятельности; умение разобраться в любом нестандарт-
ном вопросе, относящемся к этой деятельности; умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия. Компетентность — это мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех про-