Научная статья на тему 'Внедрение инновационных технологий в учебный процесс на кафедрах факультета «Общая медицина»'

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс на кафедрах факультета «Общая медицина» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / инновационные методы / модель выпускника КазНМУ / education / innovative methods / model of KazNMU graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.Т. Бейсебаева, К.К. Мустафина, Р.Т. Джумашева, Е.А. Славко

В статье дан анализ внедрения инновационных методов обучения на кафедрах факультета «Общая медицина», который свидетельствует о заинтересованности и преподавателей, и студентов КазНМУ во внедрении в учебный процесс инноваций. Одновременно с этим указывается на необходимость обучения преподавателей инновационным методам, постоянного поиска и внедрения новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения студентами учебного материала и формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF "GENERAL MEDICINE"

Analyzes of the implementation of innovative teaching methods at the department of “General medicine” is given in the work. The analysis shows that PTS and students of KazNMU are interested in innovative teaching methods and all the conditions for the use of innovative teaching methods are created at the University. The department and the modules have some experience in the use of innovations in the educational process. At the same time, the analysis showed the need for innovative teaching methods, and the constant search for new technologies with the aim better teaching students and forming the student’s professional competence.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных технологий в учебный процесс на кафедрах факультета «Общая медицина»»

A.A. BAYAHMETOVA

Propedeutics therapeutic dentistry module, KazNMU

EXPERIENCE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY CASE STUDY IN TEACHING OF PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY Resume: Competence-based model of medical education involves a transition to active learning methods with the introduction of modern teaching technologies. Is a necessary introduction to the educational process of educational technologies that promote not only the conscious acquisition of knowledge and skills, but also the formation of communicative skills and ability to work in a team. The paper presents the experience of the implementation of educational technology case studies in teaching " PROPEDEUTICS THERAPEUTIC DENTISTRY ". Keywords: model of medical education, active learning methods, case study.

УДК 61:378.147

У.Т. БЕЙСЕБАЕВА, K.K. МУСТАФИНА, P.T. ДЖУМАШЕВА, EА. СЛАВКО Казахский Национальный медицинский университет им. С.ДАсфендиярова Учебный департамент внутренних болезней № 1,учебный департамент «Life sciences», деканат «Общая медицина», Департамент по академической работе

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРАХ

ФАКУЛЬТЕТА «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»

«Все обучают каждого и каждый обучает всех»

В.С. Дьяченко

В статье дан анализ внедрения инновационных методов обучения на кафедрах факультета «Общая медицина», который свидетельствует о заинтересованности и преподавателей, и студентов КазНМУ во внедрении в учебный процесс инноваций. Одновременно с этим указывается на необходимость обучения преподавателей инновационным методам, постоянного поиска и внедрения новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения студентами учебного материала и формирования профессиональных компетенций. Ключевые слова: образование, инновационные методы, модель выпускника КазНМУ

Государственная программа «0бразование-2020» определена Президентом Республики Казахстан в качестве приоритетной. В настоящее время Казахстан вступил в Европейскую зону высшего образования и осуществил переход к трехуровневой подготовке специалистов: бакалавр - магистр - доктор PhD и внедрил кредитную технологию обучения [1]. Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в высшем учебном заведении. Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения [2,3,4]. В данной связи КазНМУ им. С.ДАсфендиярова разработал и внедрил «Модель медицинского образования» [5], основанную на формировании 5 ключевых компетенций выпускников КазНМУ, такие как знания, практические навыки, коммуникативные способности, правовая компетенция и способность к постоянному самосовершенствованию.

Разработанная модель предполагает, что обучающийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, уметь сопоставлять и применять полученные знания и навыки для решения профессиональных задач. Она направлена на подготовку профессионала-специалиста

обладающего запасом хорошо сформированных знаний, способного клинически мыслить, уметь квалифицированно ставить диагноз, назначать

лечение [6]. Педагог, при этом, выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность студента [7,8].

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "развитие". Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация [9].

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося [10,11].

Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучающегося в процессе решения определённого типа задач [7].

Инновационные методы в преподавании - это новые методы общения с обучающимися, позиция делового сотрудничества с ними, приобщение их к современным социальным и профессиональным проблемам. Это методы, позволяющие самоутвердиться, как студенту, так и преподавателю [12].

Большинство людей считает, что если нет нового практического средства, то нет и инновации. Следует отметить, что «новых практических средств» в педагогике не так уж и много. Следовательно, инновации не могут быть сведены к созданию только средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на занятии, как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманных методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей [13,14,15]. Инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

генерирование идеи (в определённом случае -научное открытие)

разработка идеи в прикладном аспекте

реализация нововведения в практике [16]. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью [17].

С целью анализа опыта и перспектив применения инновационных методов в образовательном процессе на кафедрах факультета «Общая медицина», нами было проведено социологическое исследование профессорско-преподавательского состава и студентов 1-5 курсов этой же специальности, методом анкетирования. Разработанные анкеты включали вопросы, освещающие интерес к инновациям, применение их в учебном процессе, отношение к инновациям с указанием преимуществ и недостатков данных методов.

Результаты анкетирования показали мнение преподавателей и представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Анализ заинтересованности преподавателей в применении инноваций в педагогической деятельности

Оказалось, что интерес к инновациям проявляют больше преподаватели клинических кафедр (91%), по сравнению с теоретическими кафедрами (37%). Большинство же сотрудников теоретических кафедр (51,8%) воздержались в своих ответах. Видимо, это свидетельствует о том, что, либо данные сотрудники владеют в полной мере инновационными методами обучения, либо придерживаются классических методов обучения.

Одновременно с этим, на вопрос о необходимости обучения инновационным технологиям в медицинском образовании около 74% ППС, как клинических, так и теоретических кафедр ответили положительно.

Более четверти всех респондентов из числа преподавателей отмечают привлекательность инновационной деятельности тем, что она стимулирует самопознание, повышает интерес студентов к учению и воспитанию, способствует самообразованию. На вопрос о том, что является для Вас препятствием к освоению и разработке новшеств 31-35% преподавателей (клинических и теоретических кафедр соответственно) отметили

слабую информированность о нововведениях в образовании и 21-23% ППС (клинических и теоретических кафедр соответственно) - недостаток времени и сил для создания и применения педагогических новшеств.

Основной контингент ППС отдает предпочтение таким методам обучения, как работа в «малых группах», технологии развития критического мышления (мозговой штурм), дебаты, технологии использования в обучении игровых методов (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр), что нашло отражение и во мнении студентов. По результатам студенческого опроса выявлено, что от 18 до 27,5% респондентов отмечают постоянное использование в учебном процессе обучающих технологий: игровых, деловых, имитационных методов на клинических кафедрах. Аналогичная тенденция прослеживается на теоретических кафедрах, но с применением таких технологий как видеоролики, тестовые обучающие программы, электронные учебники и т.д.

Анкетирование студентов о результативности применения инновационных методов обучения по 5-

ти бальной шкале представлено на рисунке 2.

70 60 50 40 30 20 10 0

доступность материала I систематизация знаний I развитие творческого мышления

Рисунок 2 - Анализ результативности применения инновационных методов

По мнению студентов (рисунок 2) применение инновационных методов обучения улучшает доступность материала (68%), приводит к систематизации знаний (58%), развивает творческое мышление (62%), способствует саморазвитию (67,5%) и критическому осмыслению материала (53%), снимает психологическую инерцию (56,8%). Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что профессорско-преподавательский состав и студенты КазНМУ заинтересованы в инновационных методах обучения, в Университете созданы все условия для применения инновационных методик обучения, кафедры и модули имеют определенный опыт использования инноваций в учебном процессе. Одновременно с этим, анализ показал необходимость обучения инновационным методам, постоянного поиска и

внедрения новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения студентами учебного материала и формирования профессиональных компетенций. Для этого необходима постоянная поддержка позитивного психологического настроя педагогов по отношению к инновационной деятельности и создание условий для эффективного внедрения в учебный процесс новых методов преподавания для формирования все более востребованных социумом качеств личности обучающихся - активности, самостоятельности, коммуникативной компетентности и способности к постоянному самосовершенствованию. В этом мы видим ключевую перспективу дальнейшего развития медицинского образования на качественно новом уровне. При этом ведущая роль в этом процессе принадлежит инновационным методам обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы МОН РК , 2012.

2 СЛАСТЕНИН В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие. — М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. — 517 с.

3 Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге): методическое пособие / под ред. М.А. Малышевой. - СПб: Изд-во НИУ ВШЭ, 2011. - 134 с.

4 http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40

5 Патент № Свидетельство об авторском праве № 266 от 28 .02. 2012 года

6 Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова: Реализация модели медицинского образования КазНМУ. Методы и формы обучения / Аканов А.А., Тулебаев К.А., Мырзабеков О.М., КаракушиковаА.С., Сарсенбаева С.С., Абирова М.А., Жданова Т.С. -Алматы: 2011. -С.40.

7 Педагогика : большая современная энциклопедия / авт. - сост. Рапацевич Е.С. - Минск : Современное слово, 2005. -720 с.

8 Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании. / /Народное образование, 2002. - № 5. - С.94 -106.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: 1978. - 846с.

10 Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование, 2010. — № 6. — С. 182—188.

11 http://www.mou-rdu.ru/innovacii.htm

12 Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения.// Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2012. — № 2. — С. 201—206.

13 http://2013.ит-образование.рф/section/124/9024/

14 Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. - Учебное пособие.-Волгоград, 2011. - 52с.

15 Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука. - Красноярск: 2012. — № 4. — С. 103—113.

16 Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. - 2012. — № 1. — С. 76—84.

17 ЧЕРКАСОВ М. Н. Инновационные методы обучения студентов. //Материалы XIV международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (19 ноября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2012. — 154 с.

0

1

2

3

4

5

У.Т. БЕЙСЕБАЕВА, К.К. МУСТАФИНА, Р.Т. ДЖУМАШЕВА, Е.А. СЛАВКО «ЖАЛПЫ МЕДИЦИНА» ФАКУЛЬТЕТШЩ КАФЕДРАЛАРЫНДА ОЦЫТУ ЖYЙЕСIНЕ ИННОВАЦИЯЛЬЩ

ЭД1СТЕРД1 ЕНГ1ЗУ

ТYЙiн: Мак;алада ^аз¥МУ-дыц ок;ытушылары мен студенттершщ о^у YДерiсiне инновация енпзуге деген к^лшынысын бiлдiретiн «Жалпы медицина» факультетшщ кафедраларында ок;ыту ЖYЙесiне инновацияльщ эдiстердi енгiзуге талдау нэтижелерi кел^ршген. Сонымен к;атар, ок;ытушыларды инновациялыщ эд^терге Yйрету, ок;ыту ЖYЙесiнде студенттердщ о^у материалдарын жак;сы мецгеруше жэне кэаби дагдылануына ык;пал ететiн жаца технологиялар енпзу к;ажеттшпнщ туындаганын кeрсетiлген. ТYЙiндi сездер: бiлiм, инновациялыщ эдiстер, ^аз¥МУ-дыц TYлеriнщ моделi

U.T. BEISEBAEVA, K.K. MUSTAFINA, R.T. DZHUMASHEVA, E.A. SLAVKO INTRODUCTION THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF "GENERAL MEDICINE"

Resume: Analyzes of the implementation of innovative teaching methods at the department of "General medicine" is given in the work. The analysis shows that PTS and students of KazNMU are interested in innovative teaching methods and all the conditions for the use of innovative teaching methods are created at the University. The department and the modules have some experience in the use of innovations in the educational process. At the same time, the analysis showed the need for innovative teaching methods, and the constant search for new technologies with the aim better teaching students and forming the student's professional competence.

Keywords: education, innovative methods, model of KazNMU graduate

УДК 61:001.89-057.875:378.144/.146

У А. БОТАТАЕВА, ЖА. ОСПАНОВА, Г.Ж. ТУРЫСБЕКОВА Кафедра русского языка КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕДИНОГО УЧЕБНОГО И НАУЧНО - ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Данная статья посвящена вопросам организации научно-исследовательской работы студентов. В статье рассмотрены сущность, содержание, формы научно-исследовательской работы студентов. Особое внимание уделено современным подходам к организации научно-исследовательской работы в вузе.

Ключевые слова: формы, методы и содержание научно-исследовательской деятельности, профессиональная компетентность будущего специалиста.

Приобщение студентов к исследовательской работе рассматривается как важный интеллектуальный потенциал, позитивно влияющий в дальнейшем на становление специалиста. Научно-исследовательская работа студентов, являясь обязательной, неотъемлемой частью подготовки

квалифицированных специалистов в университете, становится неразрывной составляющей единого процесса: учебно-воспитательного и научно-инновационного. Участие студента в научной работе в период пребывания его в высшем учебном заведении необходимая часть подготовки квалифицированного специалиста со

сформированными базовыми знаниями, так как процесс науки и техники обусловливает всевозрастающий поток научной информации. Модернизация высшего образования, растущие требования к профессиональной подготовке специалистов предполагает освоение каждым студентом методики конкретного исследования. Цель научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов и повышении уровня их профессиональной подготовки на основе

индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения. Основная цель НИРС заключается в том, что будущий специалист должен:

знать теорию и практику научных исследований в избранной отрасли знаний;

уметь раскрыть сущность проблемной ситуации, сформулировать предмет, цель и задачи исследования;

владеть методикой системного научного исследования применительно к профессии. Задачи НИРС в вузе заключаются в развитии навыков научных исследований, в совершенствовании профессиональной подготовки. Конкретными задачами НИРС являются:

формирование диалектического мышления в процессе изучения учебных дисциплин; обучение методам проведения научных экспериментов;

обладение способами статистической обработки результатов наблюдений;

приобретение навыков системных исследований в конкретной области научных знаний и профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.