Научная статья на тему 'Современные тренды медицинского образования: проблемы и перспективы'

Современные тренды медицинского образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3093
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / медицинский университет / интерактивные методы обучения / инновационные методы / Республика Казахстан / higher education / medical university / interactive teaching methods / innovative methods / the Republic of Kazakhstan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. Т. Киспаева, Т. А. Киспаев

В представленном обзоре литературы приводятся современные литературные данные основных проблем медицинского образования и актуальных перспектив развития медицинского образования Республики Казахстан в последнее десятилетие. В статье представлены основные проблемы современного образования в условиях глобализации и других ключевых составляющих мировой экономики, что позволяет рассматривать проблемы медицинского образования как отражение проблем, предъявляемых временем перед обществом. Меняющиеся условия труда педагогов в высших учебных заведениях медицинского профиля обусловаливают развитие новых личностных компетенций, способных обеспечить конкурентноспособность в медицинском образовании. В обзоре отражаются интерактивные методы обучения студентов-медиков, включая как использование информационных ресурсов (Facebook, Twitter и др.), так и интерактивные методы обучения (кейсы, арт-технологии, имитационные роли и т.п.). Авторами акцентируется внимание на необходимости использования инновационных методов в медобразовании, что, в свою очередь, позволит обеспечить развитие научного и инновационного потенциала медицинских научных организаций и вузов и создать условия для повышения конкурентноспособности системы здравоохранения Республики Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. Т. Киспаева, Т. А. Киспаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF MEDICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

The literature review provides with modern literary data of the main problems of medical education and current prospects of medical education of the Republic of Kazakhstan in the last decade. The article presents the basic prob-lems of modern education in the context of globalization and other key components of the global economy that allows us to consider the problem of medical education as a reflection of the problems imposed by time before society

Текст научной работы на тему «Современные тренды медицинского образования: проблемы и перспективы»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 378.126

Т. Т. Киспаева1, Т. А. Киспаев2

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1Кафедра неврологии, психиатрии и наркологии Карагандинского государственного медицинского университета,

2Кафедра теории и методики физической культуры и спортивной медицины Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова

В представленном обзоре литературы приводятся современные литературные данные основных проблем медицинского образования и актуальных перспектив развития медицинского образования Республики Казахстан в последнее десятилетие. В статье представлены основные проблемы современного образования в условиях глобализации и других ключевых составляющих мировой экономики, что позволяет рассматривать проблемы медицинского образования как отражение проблем, предъявляемых временем перед обществом. Меняющиеся условия труда педагогов в высших учебных заведениях медицинского профиля обусловаливают развитие новых личностных компетенций, способных обеспечить конкурентноспособность в медицинском образовании. В обзоре отражаются интерактивные методы обучения студентов-медиков, включая как использование информационных ресурсов (Facebook, Twitter и др.), так и интерактивные методы обучения (кейсы, арт-технологии, имитационные роли и т.п.). Авторами акцентируется внимание на необходимости использования инновационных методов в медобразовании, что, в свою очередь, позволит обеспечить развитие научного и инновационного потенциала медицинских научных организаций и вузов и создать условия для повышения конкурентноспособности системы здравоохранения Республики Казахстан.

Ключевые слова: высшее образование, медицинский университет, интерактивные методы обучения, инновационные методы, Республика Казахстан

Формирующаяся в последние десятилетия ситуация по вопросам образования диктует новые требования к преподаванию в современных условиях, изменившихся с учетом действительности [1, 2, 3, 9, 11, 15, 17, 26, 39, 40]. Повсеместно распространяющаяся глобализация, развитие информационных сиситем, высокоскоростное развитие инноваций с последующим широким их внедрением, высокая миграция населения, информационный бум, прозрачность существующего состяния рынка труда, в т.ч. в сфере образования, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг, развитие междисциплинарного подхода в решении задач по исследуемым проблемам, а также появление в связи с развитием высокотехнологичных методов исследования качественно новых заболеваний, констатация развития новых форм уже имеющихся нозологий с измененным уровнем резистентности к некоторым видам терапии на фоне возрастающего снижения иммунитета, повышения аллергизации, увеличения техно- и террато-, онкогенных факторов окружающей среды послужило облигатным компонентом в определении новых требований и задач к современному преподаванию в медицинских высших учебных заведениях [10, 12, 14, 19, 23, 25, 28, 32, 35, 36, 38]. Последнее обстоятельство достаточно емко

характеризует имеющуюся ситуацию в образовании и позволяет рассматривать медицинский вуз как отражение всех требований, предъявляемых временем перед обществом [1, 5, 7, 17, 28, 13, 30, 33, 34].

Так, развитие электронного обучения (е-е^сайоп), включающего в себя использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа-материалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д., способствовало технологии развития дистанционного обучения, обеспечивая вузу мобильность и оптимальную конгруэнтность текущей ситуации современным требованиям [5, 18, 21, 24, 37, 42]. Как свидетельствуют современные исследователи, среднегодовой темп роста образовательных технологий при применении электронного обучения в мире составил 13%, а прогнозируемый рост Web-технологий может достигнуть 90% [5]. При этом традиционные аудиторные занятия под руководством преподавателя с использованием информационных и телекоммуникационных технологий перестают быть доминирующими в образовательном процессе. Между тем, учитывая, что в условиях высшего медицинского учебного заведения очное образование представляет собой облигатный компонент, важную роль приобретает развитие очной формы с модернизацией и расширением набора его

образовательных услуг в соответствии с запросами современной действительности (разработка, тиражирование и использование учебных материалов с помощью Web-браузера, участие в видеоконференциях, вебинарах, работа в интерактивных лабораториях и с эмуляторами, обновление материалов учебного курса в режиме реального времени, дистанционного взаимодействия участников учебного процесса в чате, посредством Facebook, Twitter, аудио-, видеосвязи и т.п.) [4, 5, 14, 17], позволяющих качественно повысить уровень подготовки специалистов и перевести некоторые образовательные аспекты в качественно новый формат с разработкой новых методов оценки и контроля посредством использования инновационных методов [1, 5, 10, 17].

В то же время разнообразие аппаратного и программного обеспечения, быстрая смена поколений компьютеров, операционных систем и прикладных программ (в том числе и обучающих) предъявляет к работникам вуза повышенные требования к способности к самообучению и эффективному использованию потенциальных возможностей быстро обновляющихся современных информационных технологий [5].

Не меньшую значимость в современной ситуации медицинского образования приобретает и проблема междисциплинарной интеграции в процессе профессиональной подготовки студентов в медицинских вузах, поскольку способствует как обеспечению целостности образовательного процесса, взаимосвязи учебных дисциплин с точки зрения единого и непрерывного развития профессиональной деятельности [1, 17], так и с точки зрения современного подхода к состоянию здоровья и патологии в целом. Междисциплинарный подход к возникающей перед будущим врачом проблеме по изучаемой дисциплине позволяет увидеть пространственность, глубину изучаемой темы, умение выделять различные уровни патогенеза изучаемой нозологии, использовать возможность ее решения в мультивекторном видении [1, 2, 16, 20, 26, 41].

Остается по-прежнему своевременной и актуальной поднятая специалистами высшей школы проблема дуального образования, в том числе в медицинской сфере [7, 17, 23]. Европейская система образования, положившая начало развитию дуального образования обусловила формирование ключевых компетенций обучающегося уже на ранних этапах обучения, обеспечение трудовой занятости в

первые годы после обучения, финансовую независимость выпускника на начальных этапах карьеры, немедленное практическое применение полученных знаний [23]. Взаимозависимость обучающегося и лечебно-профилактического учреждения как потенциального работодателя обеспечивает не только экономическую составляющую целесообразности внедрения данной формы обучения, но и вопросы кадровой обеспеченности, возможность принятия решения обучающимся в отношении своего соответствия еще на ранних сроках обучения, расширение программы обучения дополнительными вопросами, специфичными только для данного медицинского учреждения [7, 17, 23].

Проблема решения вопроса полиязычно-сти в свете Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева получает новый импульс с учетом потенциальных возможностей, открывающихся перед гражданами государства, вошедшего в 50 конкурентоспособных государств мира [22, 27]. Вхождение Казахстана в страны Болонской Конвенции в 2010 г. обеспечило переход на международные стандарты образования, в том числе в сфере медицины, согласно которым интеграция в мировое образовательное пространство возможна только через повышение качества высшего образования [9, 17, 25, 31]. Учитывая, что медицина - это наука, в которой каждый день происходят открытия, реализуются инновации, разрабатываются и внедряются новые методы диагностики, лечения, организации медицинских услуг, проводятся конференции, вебинары, как правило, на английском языке. Учитывая, что большинство современных научных медицинских журналов, особенно имеющих высокий импакт-фактор, публикует англоязычные статьи, необходимо принятие английского языка обучающими и обучаемыми как языка общения в сфере медицинского образования. При этом развивающаяся в последние десятилетия академическая мобильность в образовательной среде (реализация одного из основных параметров Болонской Конвенции), способствующая обеспечению качества высшего образования, расширению трансграничного сотрудничества в рамках Европейского пространства высшего образования и за его пределами, обусловливает повышенную потребность сотрудников вуза в навыках общения на иностранных языках [9, 17, 27, 30].

Таким образом, наличие полиязычности в образовательном процессе позволяет не

только быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, но и обусловливает возможность академической мобильности в рамках международных программ с последующим расширением не только собственного кругозора, но и освоением качественно новых образовательных ресурсов, технологий [5, 9, 17, 28].

Способность к реализации «эмоционального интеллекта» в образовательной среде, а также более активное внедрение арт-технологий (музыка, литература, киноискусство, изобразительное искусство и т.д.), стимулирующих правое полушарие, способствующих вовлечению в процесс обучения обоих полушарий, позволяет не только качественно обучить студента, сформировать креативность, развить интуитивные навыки, но и создать предпосылки для формирования «эмоционального интеллекта» обучающихся (в т.ч. будущих медицинских работников), без которого успех в современной жизни не представляется возможным, особенно в практике медицинского работника [8, 29].

Таким образом, нивелирование косности, догматизма, консерватизма в рамках изменяющихся условий среды медицинского образования повышает требования к преподаванию, формируя динамично развивающуюся личность с постоянной потребностью в личностном росте, в повышении профессиональной квалификации, в приобретении новых навыков и качеств характера, направленных от умения «обучать профессии к умению обучать компетенциям» [6, 8, 9, 31]. Развитие личностного роста и формирование новых качеств, способных обеспечить конкурентоспособность в быстро меняющихся условиях труда педагогов высших медицинских учебных заведений, обусловили разработку и внедрение иннвационных технологий образования в условиях медицинского вуза.

Учитывая, что в динамике возрастного состава научно-педагогических кадров в последние годы отмечается увеличение доли молодых специалистов [10], первостепенной проблемой представляется акцентирование на вышеуказанных аспектах с целью последующей подготовки кадров научно-педагогического состава медицинских вузов с учетом новых требований к преподаванию в медицинском образовании в условиях современной действительности. Решение обозначенных вопросов позволит обеспечить развитие научного и инновационного

потенциала медицинских научных организаций и вузов и создать условия для повышения конкурентоспособности системы здравоохранения Республики Казахстан [1, 2, 3, 22, 28].

ЛИТЕРАТУРА

1 Аканов А. А. Проблемы реформирования медицинского образования в Казахстане /А. А. Аканов, Г. М. Есенжанова //Педиатрия и детская хирургия. - 2010. - №4(62). - С. 12-14.

2 Ахметова Г. К. Стратегия образовательных инноваций: преемственность многоуровневого образования /Г. К. Ахметова, Г. Н. Паршина. - Алматы: Казак университет^ 2007. - 186 с.

3 Байденко В. И. Болонский процесс: середина пути. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки Республики Казахстан, 2006. - Москва - Астана, 2007 - 400 с.

4 Бимендин Б. Д. Внедрение новых педагогических технологий по формированию познавательной активности среди студентов /Б. Д. Бимендин, В. А. Лузанов //Образование и современность. - 2010. - №1. - С. 75-77.

5 Гнеденко В. В. Методологические основы применения компьютерных технологий в учебном процессе /В. В. Гнеденко, А. В. Тютя-ев //Успехи современного естествознания. -2008. - №9 - С. 46-48.

6 Дебердеев И. Р. Роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача //Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2015. - Т. 4, Вып. 11. - С. 1174-1179.

7 Дуальная форма медицинского образования как продукт социального партнерства /А. А. Аканов, А. Д. Дуйсекеев, А. В. Балмуханова и др. //Вестн. КазНМУ. - 2013. - №4(2) - С. 4-6.

8 Интерактивный метод обучения в медицинском ВУЗе на примере ролевой игры /А. И. Артюхина, Е. Б. Марымова, Ю. А. Македоно-ва, И. В. Фирсова //Успехи современного естествознания. - 2014. - № 4. - С. 122-126.

9 Кемелова Г. С. Академическая мобильность и качество образования //Вестн. КазНМУ: спец. вып., посвящ. междунар. науч.-практ. конф. «Опыт реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова». - Алматы,2012. - С. 179-183.

10 Койков В. В. Состояние обеспеченности системы здравоохранения Республики Казахстан научно-исследовательскими и научно-педагогическими кадрами /В. В. Койков, А. Б. Абдрахманов, З. Б. Султанова //Journal of Health Development. - 2013. - №1-2. - С. 72-85.

11 Корнилова А. Г. Парадигмальные основы развития образования /А. Г. Корнилова, Д. А. Данилов //Высшее образование сегодня.

- 2011. - №3. - С. 73-75.

12 Кошелев И. А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы //Медицинский альманах. - 2010. - №1 (10). - С. 51.

13 Кузьминов О. М. Формирование клинического мышления и современные информационные технологии в образовании: монография /О. М. Кузьминов, Л. А. Пшеничных, Л. А. Крупенькина. - Белгород, 2012. - 110 с.

14 Курбанов С. Внедрение современных инновационных технологий в додипломное медицинское образование //Международный журнал экспериментального образования. -2013. - №3. - С. 47-49.

15 Лысов Н. А. Современные проблемы высшего медицинского образования //Вестник новых медицинских технологий - 2010. - Т. 19, №4. - С. 34-37.

16 Медведев В. Н. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход /В. Н. Медведев, Ю. С. Татур //Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 27-31.

17 Мероприятия по обеспечению качества образования в КазНМУ им. С. Д. Асфенди-ярова /А. А. Аканов, К. А. Тулебаев, М. А. Аби-рова, Е. А. Славко //Вестник КазНМУ: спец. вып., посвящ. междунар. науч.-практ. конф. «Опыт реализации модели медицинского образования КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова». -Алматы, 2012. - С. 2-8.

18 Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие /Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - М.: Академия, 2006.

- 224 с.

19 Парахонский А. П. Медицинское образование сегодня и пути его совершенствования //Успехи современного естествознания. -2008. - №9. - С. 60-61.

20 Петряков П. А. Проектно-созидательная модель обучения как инновационное качество образования //Человек и образование. - 2006. - №6. - С. 64-67.

21 Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие /Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 81 с.

22 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». - Астана, Аккорда, 2012. - 37 с.

23 Родиков А. С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образования // Вестник Военного университета. - 2010. - №3 (23). - С. 41-46.

24 Сарсенбаева С. С. Активные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие /С. С. Сарсенбаева, Ш. Х. Рамазанов, Н. Т. Баймаханова. - Алматы, 2011. - 124 с.

25 Сарсенбаева С. С. Качество образования в медицинском ВУЗе: определение проблемы, пути решения //Вестник КазНМУ. - 2014. -№1. - С. 72-76.

26 Системы гарантии качества образования /В. В. Азарьева, В. И. Круглов, В. М. Кутузов и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. - 44 с.

27 Современная педагогика и ее возможности /К. С. Нуртаева, С. К. Альмухамбето-ва, Е. У. Куандыков, С. Д. Смирнов //Вестник КазНМУ. - 2013. - №4(2). - С. 95-98.

28 Сравнительный анализ показателей результативности и востребованности казахстанской медицинской науки в глобальном масштабе и на национальном уровне /В. В Кой-ков, М. Е. Шоранов, А. Б. Абдрахманов, М. П. Солодовников //Денсаулы; сактау дамыту журналы. - 2012. - №3(64). - С. 20-28.

29 Стивен Дж. С. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Стейн Дж. Стивен, И. Говард. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 384 с.

30 Сулейменова О. Я. Компетентность как основа качества подготовки медицинских специалистов /О. Я. Сулейменова, А. А. Сады-кова, И. В. Лозенко //Вестник КазНМУ. - 2014. - №1. - С. 372-379.

31 Тулебаев К. А. Модель личностного роста студента КазНМУ: опыт и перспективы развития /К. А. Тулебаев, Л. С. Шынгысбаев, М. Т. Султанова //Вестник КазНМУ. - 2013. -№4(2). - С. 119-121.

32 Шляхтина С. Рынок информационных технологий 2007-2008: цифры, тенденции, прогнозы //КомпьютерПресс. - 2008. - №4. -С. 11-13.

33 Akhmerova D. F. Dialogue - a forming basis of communicative students' competence // Pedagogical Journal. - 2014. - №1-2. - Р. 17-25.

34 Djordjevich A. Communicating the sus-tainability message in higher education institutions /A Djordjevich., D.R.E. Cotton // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2011. - V. 12, №4. - P. 381-394.

35 Greig A. Recommendations for Change to Achieve Sustainable Higher Education in Ka-

zakhstan /A. Greig, M. Cole, S. Khudiyeva // Journal of Education for Sustainable Development. - 2013. - V. 11. - Р. З8-11.

36 Julay L. I. Використання нновацмних технолопй для навчання клiнiчних дисциплiн // Педагопчы нноваци у фаховiй освт : зб. наук. праць. - Ужгород: ЗакДУ, 2011. - Вип. 2. - С. 36-41;

37 Khamnaeva N. I. Bachelors' students preparing methods through use of different teaching methods /N. I. Khamnaeva, E.T. Tsyngunova //Pedagogical Journal. - 2014. -№6. - Р. 64-70.

38 ^о^ М. С. Мiждисциплiнаринй пщхщ до формування академiчноí комункатив-но'|' компетенцм у студенев природничих спецiальностей в унiверситетах США // Науковий вюник Ужгородського нац. ун-ту. -2015. - Вип. 30. - С. 24-26.

39 Кrysaк l. V. Пщготовка студенев медичних спецiальностей до англомовного професiйно-орieнтованого дiалогiчного мов-лення //Збiр. наук. праць Уманського держ. пед. ун-ту. - 2014. -Ч. 1. - С. 188-194.

40 Мelnik А. Оргаыза^я Ытегрованих бнарних занять з ноземно'[ мови професiйного спрямування та профшьного предмета // Витоки педагопчно'( майстерностi. - 2013. -Вип. 11. - С. 215-219.

41 Rashidova Z.M. Mastering pedagogical technologies as a necessary condition for realization of the Conception of support for development of pedagogical education //Pedagogical Journal. - 2014. - №6. - Р.70-73.

42 Теrlеtsка I. М. Новi технологи навчання //Науково-метод. збiрник. - 2008. - Вип. 54. - С. 105

REFERENCES

1 Akanov A.A. Problems of medical education reforming in Kazakhstan /A. A. Akanov, G.M. Esenzhanova //Pediatrics and pediatric Surgery. -2010. - No. 4 (62). - Pp. 12-14.

2 Akhmetova G.K. Strategy of educational innovation: continuation of multi-level education / G. K. Akhmetova, G.N. Parshina. - Almaty: Kazakh University, 2007. - 186 p.

3 Baidenko V.I. The Bologna Process: a midway. - M.: Research center of quality problems of training, the National Accreditation Centre of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, 2006 - Moscow - Astana, 2007 - 400 p.

4 Bimendin B.D. Introduction of new educational technologies for the formation of cognitive activity among students /B. D. Bimendin, V.A. Luzanov //Education and modernity. - 2010. -No. 1. - Pp. 75-77.

5 Gnedenko V.V. Methodological bases of use of computer technologies in educational process /V.V. Gnedenko, A.V. Engenfum //Progress of modern natural science. - 2008. - No. 9 - Pp. 46-48.

6 Deberdeev I.R. Role of clinical thinking in professional activity of the doctor //Bulletin of medical internet conferences. - 2015. - V. 4, I. 11 - Pp. 1174-1179.

7 Dual forms of medical education as a product of social partnership /A. A. Akanov, A.D. Duisekeev, A.V. Balmukhanova et al. //Herald of the KazNMU. - 2013. - No. 4 (2) - Pp. 4-6.

8 Interactive teaching method in medical university on the example of role playing game / A. I. Artyukhina, Ye.B. Marymova, Yu.A. Make-donova, I.V. Firsova //Progress of modern natural science. - 2014. - No. 4. - Pp. 122-126.

9 Kemelova G.S. Academic mobility and quality of education //Vestnik. KazNMU: Spec. i., dedicated to intern. scientific and practical. Conf. "Experience of the implementation of the medical education model of KazNMU named after S.D. Asfendiyarov". - Almaty, 2012. - Pp. 179-183.

10 Koikov V.V. Provision of Health of the Republic of Kazakhstan with scientific-research and scientific-pedagogical staff /V.V. Koikov, A.B. Abdrakhmanov, Z.B. Sultanova //Journal of Health Development. - 2013. - No. 1-2. - Pp. 72-85.

11 Kornilova A.G. Paradigmal basis of the education development /A.G. Kornilova, D.A. Danilov //Present higher education. - 2011. - No. 3. - Pp. 73-75.

12 Koshelev I.A. Distance education in the modern health care: reality and prospects // Medical almanac. - 2010. - No. 1 (10). - P. 51.

13 Kuzminov O.M. Formation of clinical thinking and modern information technologies in education: monograph /O.M. Kuzminov, L.A. Pshenichnyh, L.A. Krupenkina. - Belgorod, 2012. - 110 p.

14 Kurbanov S. Introduction of modern innovative technologies in undergraduate medical education //International Journal of Experimental Education. - 2013. - No. 3. - Pp. 47-49.

15 Lysov N.A. Modern problems of medical education //Bulletin of new medical technologies - 2010. - V. 19, no. 4. - Pp. 34-37.

16 Medvedev V.N. Preparation of high school teacher: a competence approach /V. N. Medvedev, Yu.S. Tatur //Higher education in Russia. - 2007. - No. 11. - Pp. 27-31.

17 Measures to ensure the quality of education in KazNMU named after S.D. Asfendiyarov /A. A. Akanov, K.A. Tulebaev, M.A. Abirova, E.A. Slavko //Herald of KazNMU: spec. i., dedicat-

ed to the intern. scientific and practical. Conf. "Experience of the implementation of the medical education model of KazNMU named after S.D. Asfendiyarov". - Almaty, 2012. - Pp. 2-8.

18 Panina T.S. Modern methods of activiza-tion of training: educational book /T. S. Panina, L.N. Vavilova. - M.: Academy, 2006. - 224 p.

19 Parakhonsky A.P. Present medical education and the ways of its improvement // Progress of modern science. - 2008. - No. 9. -Pp. 60-61.

20 Petryakov P.A. Design and creative learning model as an innovative quality education //Man and education. - 2006. - No. 6. - Pp. 64-67.

21 Polat E.S. Modern pedagogic and information technologies in the education system: educational book /E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. -M.: Academy, 2008. - 81 p.

22 Message from the President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the Nation Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan "Strategy "Kazakhstan-2050": a new policy of the established state". - Astana, Accord, 2012. - 37 p.

23 Rodikov A.S. Some aspects of profiling the educational services of the dual system of European education //Herald of the Military University. - 2010. - No. 3 (23). - Pp. 41-46.

24 Sarsenbayeva S.S. Active methods of training in medical university: educational book / S. S. Sarsenbayeva, Sh. Kh. Ramazanov, N.T. Baymakhanova. - Almaty, 2011. - 124 p.

25 Sarsenbayeva S.S. Quality of education in medical university: problems definition and solutions //Herald of KazNMU. - 2014. - No. 1. -Pp. 72-76.

26 Quality assurance systems in education /V. V. Azareva, V.M. Kruglov, V.M. Kutuzov et.al. - SPb.: Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI" Publ., 2012. - 44 p.

27 Modern pedagogy and its features /K. S. Nurtaeva, S.K. Almukhambetova, Ye.U. Kuandikov, S. D. Smirnov //Herald of the KazNMU. - 2013. - No. 4 (2). - Pp. 95-98.

28 Comparative analysis of the effectiveness and relevance of the Kazakh medical science at the globally and national level /V.V. Koikov, M.Ye. Shoranov, A.B. Abdrakhmanov, M.P. Solod-ovnikov //Densaulyk sactau damytu zhurnaly. -2012. - No. 3 (64). - Pp. 20-28.

29 Steven J.Stein. The EQ Edge: Emotional Intelligence and Your Success /Steven J.Stein, E. Howard. - M.: Balance Business Books, 2007. -384 p.

30 Suleimenova O.Ya. Competence as the basis of the quality of training of health professionals /O. Ya. Suleimenova, A.A. Sadykova, I.V.

Lozenko //Herald of the KazNMU. - 2014. - No. 1. - Pp. 372-379.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Tulebaev K.A. Model of KazNMU student's personal growth: experience and prospects /K. A. Tulebaev, L.S. Shyngysbaev, M.T. Sultanova //Herald of the KazNMU. - 2013. - No. 4 (2). - Pp. 119-121.

32 Shlyakhtina S. Informational Technologies Market 2007-2008: numbers, trends, forecasts // ComputerPress. - 2008. - No. 4. - Pp. 11-13

33 Akhmerova D. F. Dialogue - a forming basis of communicative students' competence // Pedagogical Journal. - 2014. - No. 1-2. - Pp.17-25.

34 Djordjevich A. Communicating the sus-tainability message in higher education institutions /A Djordjevich., D.R.E. Cotton // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2011. - V. 12, No. 4. - Pp. 381-394.

35 Greig A. Recommendations for Change to Achieve Sustainable Higher Education in Kazakhstan /A. Greig, M. Cole, S. Khudiyeva // Journal of Education for Sustainable Development. - 2013. - V. 11. - Pp. З8-11.

36 Julay L. I. Використання нновацмних технолопй для навчання кл^чних дисциплн // Педагопчы нноваци у фаховм освт : зб. наук. праць. - Ужгород: ЗакДУ, 2011. - Вип. 2. - С. 36-41;

37 Khamnaeva N. I. Bachelors' students preparing methods through use of different teaching methods /N. I. Khamnaeva, E.T. Tsyngunova //Pedagogical Journal. - 2014. - No. 6. - Pp. 64-70.

38 М. С. Мiждисциплiнаринй пщхщ до формування академiчноï комункатив-ноТ компетенцп' у студенев природничих спещальностей в уыверситетах США // Науковий вюник Ужгородського нац. ун-ту. -2015. - Вип. 30. - С. 24-26.

39 Кrysaк l. V. Пщготовка студенев медичних спещальностей до англомовного професiйно-орieнтованого дiалогiчного мов-лення //Збiр. наук. праць Уманського держ. пед. ун-ту. - 2014. -Ч. 1. - С. 188-194.

40 Мelnik А. Оргаыза^я Ытегрованих бЫарних занять з поземно!' мови профеайного спрямування та профшьного предмета // Витоки педагопчно!' майстерностк - 2013. -Вип. 11. - С. 215-219.

41 Rashidova Z.M. Mastering pedagogical technologies as a necessary condition for realization of the Conception of support for development of pedagogical education //Pedagogical Journal. - 2014. - No. 6. - Pp.70-73.

42 Теrlеtsка I. М. Новi технологи' навчання //Науково-метод. збiрник. - 2008. - Вип. 54. - С. 105.

Поступила 23.10.2015 г.

TT Kispaeva1, T.A. Kispaev2

MODERN TRENDS OF MEDICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS 1 Department of neurology, psychiatry and addictology of Karaganda state medical university,

2Department of theory and methods of physical culture and sport medicine of Karaganda state university named after Ye. A. Buketov

The literature review provides with modern literary data of the main problems of medical education and current prospects of medical education of the Republic of Kazakhstan in the last decade. The article presents the basic problems of modern education in the context of globalization and other key components of the global economy that allows us to consider the problem of medical education as a reflection of the problems imposed by time before society.

Key words: higher education, medical university, interactive teaching methods, innovative methods, the Republic of Kazakhstan

Т. Т. Киспаева1, Т. А. Киспаев2

МЕДИЦИНАЛЫК БШМНЩ КАЗ1РГ1ТРЕНДТЕР1: ПРОБЛЕМАЛАРЫ МЕН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ

1%араFандыl мемлекеттк медицина университеты.ц неврология, психиатрия жэне наркология кафедрасы,

2Е. А. Бекетов атыlндаFЫl КараFандыl мемлекеттк университетыц дене тэрбиеа мен спорт медицинасыныц

теориясы/ мен эд1стемес1 кафедраы/

¥сынылран эдеби шолуда Казакстан Республикасында кей1нп онжылдыкта медициналык б1л1м беру мен медициналык б1л1м беруд1 дамытудыц мацызды перспективаларыныц непзп мэселелер1 туралы каз1рп заманры эдеби мэл1меттер бертген. Макалада жаhандану мен элемд1к экономиканыц баска да мацызды курамдары жардайында каз1рп заманры б1л1м берудщ нег1зг1 мэселелер1 келт1р1лген. Бул медициналык б1л1м берудН мэселелер1н уакыттыц корам алдына койран мэселелер1н1ц кер1н1с1 деп карастырура мYмкiндiк беред1. Педагогтардыц медициналык профильдег жорары оку орындарындары езгерген ецбек жардайлары медициналык бiлiм беруде бэсекеге кабшетт^кл камтамасыз ете алатын жаца турпатты тулралык бiлiктiлiктi дамытура алып келедi. Шолуда студент-медиктердi окытудыц интерактивтi эдiстерi керсетiлген, соныц шнде акпараттык ресурстарды (Facebook, Twitter жэне тары баскалар), сол сиякты окытудыц интерактивтi эдiстерi (кейстер, арт-технологиялар, имитациялык рольдер жэне т.б.) колдану атап айтылран. Авторлар медициналык бiлiм беруде инновациялык эдiстердi колдану кажеттiгiн атап керсеткен, бул ез кезегiнде медициналык рылыми уйымдар мен жорары оку орындарыныц рылыми жэне инновациялык элеуе™ дамытура жэне Казакстан Республикасыныц денсаулык сактау саласында бэсекеге кабiлеттiлiктi арттыру Yшiн жардай жасайтын болады деген корытынды жасаран.

Клт сездер: жорары б^м, медициналык университет, окытудыц интерактивт эдiстерi, инновациялык эдiстер, Казакстан Республикасы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.