Научная статья на тему 'Проблемы последипломного образования анестезиологов-реаниматологов'

Проблемы последипломного образования анестезиологов-реаниматологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ / КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / POST-DIPLOMA EDUCATION / ANESTHESIOLOGY AND RESUSCITATION / QUALITY OF RENDERING MEDICAL AID

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Игорь Ефимович, Сорокина Людмила Викторовна, Нетесин Евгений Станиславович, Курьянов Анатолий Александрович

Подготовка специалистов анестезиологов-реаниматологов в настоящее время требует существенных изменений в связи возрастающими требованиями к данной специальности, обусловленные существенным повышением требований к качеству оказания медицинской помощи, как со стороны ее потребителей, так и со стороны страховых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голуб Игорь Ефимович, Сорокина Людмила Викторовна, Нетесин Евгений Станиславович, Курьянов Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in post-diploma education of anesthesiologists - reanimatologists

Preparation of experts anesthesiologists-reanimatologists demands essential changes in association with increasing requirements to the given speciality, caused by essential increase of requirements to quality of rendering medical aid, both on the part of consumers, and on the part of insurance companies.

Текст научной работы на тему «Проблемы последипломного образования анестезиологов-реаниматологов»

вому принципу, согласно составленному расписанию. Для индивидуального обучения на каждом цикле были введены элективные курсы по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии. На наш взгляд электив позволяет повысить степень индивидуального обучения врачей-интернов в рамках действующего образовательного стандарта.

Преподавателями кафедры был разработан дневник, в котором отражены: индивидуальный учебный план, расписание циклов по основным и смежным дисциплинам, а также практическая деятельность и теоретическая подготовка врачей-интернов по каждому пройденному разделу.

Немаловажная роль при обучении отводилось научно-исследовательской работе. В течение учебного года врачи-интерны под руководством руководителя, которым является преподаватель кафедры, проводили углубленное исследование по определенной теме. Итогом этой работы являлась конференция с выступлениями (докладами) и сборник печатных работ участников.

Методическое обеспечение учебного процесса включало: методические материалы и учебные посо-

бия по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии, разработанные кафедрой, видеофильмы, тесты по профильным дисциплинам, а также литературу, указанную в учебной программе дисциплины, технические средства обучения и учебнометодическую литературу, изданную профильными кафедрами.

Качество подготовки специалистов оценивалось по результатам зачетов, проводимых по окончанию циклов, полугодовой и годовой аттестации, тестирования, отзывов о работе органов здравоохранения и преподавателей, проводящих обучение врачей-интернов. По окончании срока подготовки в интернатуре врачи-интерны сдают квалификационные экзамены на сертификат специалиста.

Таким образом, учитывая все положительные и отрицательные моменты обучения врачей-интернов на кафедре общей стоматологии ФПК и ППС ИГМУ, была создана оптимальная модель подготовки кадров по специальности «Стоматология», которая обеспечивает достаточно высокий уровень знаний и навыков молодых специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гапиев Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования // Российский стоматологический журнал. — 2000. — №5. — С. 33-36.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040400 —

«Стоматология». Квалификация «Врач-стоматолог». — М., 2000. — 20 с.

3. Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин Н.Н., и др. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Стоматология. — 2001. — № 2. — С. 4-10.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Виноградова Алла Владимировна — заведующая кафедрой, доцент, к.м.н.

© ГОЛУБ И.Е., СОРОКИНА Л.В., НЕТЕСИН Е.С., КУРЬЯНОВ А.А. — 2010

ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ

И.Е. Голуб, Л.В. Сорокина, Е.С. Нетесин, А.А. Курьянов (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Подготовка специалистов анестезиологов-реаниматологов в настоящее время требует существенных изменений в связи возрастающими требованиями к данной специальности, обусловленные существенным повышением требований к качеству оказания медицинской помощи, как со стороны ее потребителей, так и со стороны страховых компаний.

Ключевые слова: последипломное образование, анестезиология и реаниматология, качество оказания медицинской помощи.

PROBLEMS IN POST-DIPLOMA EDUCATION OF ANESTHESIOLOGISTS — REANIMATOLOGISTS

I.E. Golub, L.V. Sorokina, E.S. Netesin, A.A. Kurjanov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Preparation of experts anesthesiologists-reanimatologists demands essential changes in association with increasing requirements to the given speciality, caused by essential increase of requirements to quality of rendering medical aid, both on the part of consumers, and on the part of insurance companies.

Key words: post-diploma education, anesthesiology and resuscitation, quality of rendering medical aid.

Высококвалифицированные кадры — это ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие любой страны. В настоящее время Россия стремиться к ВТО и членству в ЕЭС. В связи с этим предпринимаются шаги, направленные на евроинтеграцию отечественной системы высшего образования. Впрочем, не доказано, что классическое российское медицинское образование уступает образованию, полученному, например, в Румынии (страны участницы соглашения в Болонье). В рамках Болонской декларации, подписанной Россией в 2003 году, предполагается достижение уровня подготовки молодых анестезиологов-реаниматологов идентичного зарубежному уровню образованию. Необходимо отметить, что сроки подготовки за рубежом составляю

не менее 5 лет. Согласно приказа Минздравсоцразвития России от 11.03.2008 года №112н подготовка специалистов проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре по основной специальности анестезиология и реаниматология. Непонятна позиция руководства о возвращении интернатуры по анестезиологии и реаниматологии, вероятно обусловленное желанием обеспечить отдаленные населеннее пункты, крупные города, большим количеством молодых специалистов, учитывая дефицит, утечку квалифицированных кадров, невысокий рейтинг среди других специальностей, что связано с низкой оплатой труда, высокой напряженностью, стрессогенностью, ответственностью и социальной незащищенностью анестезиологов-реаниматологов.

Федерация анестезиологов-реаниматологов поддерживает введение интернатуры, объясняя различный уровень оказания медицинской помощи в ЛПУ Смысла готовить анестезиологов-реаниматологов с низким уровнем теоретической и практической подготовки, которые в полной мере не могут оказать квалифицированную помощь, мы не видим. Градации учреждений по оказанию анестезиолого-реанимационной помощи нет. Больной, которому проводиться анестезия и интенсивная терапия, подвергается постоянному риску развития осложнений в результате неправильных действий или бездействия анестезиолога, а также недостаточности или сбоя в работе анестезиологического оборудования. Состояние анестезии можно считать в связи с этим опасным по своей сущности, в связи с этим понижать уровень специалистов, по меньшей мере, беспечно и преступно.

Какие тенденции наметились в педагогическом процессе в последние годы? Существенно сократились часы, отведенные для преподавания дисциплины, что губительно для профессии в целом. Следовательно, увеличилась нагрузка во внеаудиторное время. Преподаватели должны обеспечить доступным материалом для самоподготовки, что заложено в кредитные нормы Болонской программы. Безусловно, использование сети интернет обеспечивает доступное и качественное дистанционное обучение. Глобализация и ускорение инновационных процессов приводят к возрастанию значимости таких ключевых элементов квалификации врача как логическое мышление, высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, владение компьютерной техникой, сложной лечебно-диагностической аппаратурой, знание иностранных языков и способности к коммуникации и работе в группе. Требования к повышению качества образования в свою очередь предпола-

гает поиск альтернативных, инновационных форм проведения занятий, лекций способствующих достижения первого уровня усвоения (знакомство с материалом и общая ориентировка), а также второго уровня усвоения (воспроизведение материала).

Считаем абсолютно нецелесообразным сокращение сроков обучения и внедрение интернатуры по специальности анестезиология и реаниматология, в связи с возросшими требованиями к выпускникам последипломного образования. Однако длительное отсутствие нового приказа по службе создают определенные трудности в подготовке молодых анестезиологов и реаниматологов. Целесообразно увеличить время подготовки в клинической ординатуре до 3 лет, что позволит сформировать личность врача, овладеть сложной анестезиологической и следящей аппаратурой, современными методиками интенсивной терапии. Необходимо модернизировать учебные программы и создать определенные условия для углубленного изучения учебного материала, в том числе дистанционного, предназначенного для самоподготовки (в связи с катастрофической нехваткой учебных часов), при практической подготовке шире использовать патологоанатомические отделения, разработать методики отбора при зачислении в клиническую ординатуру, интегрировать отечественную и европейские образовательные программы, персонифицировать обучение на клинических базах, оснастить кафедры современными манекенами и симуляторами, систематически финансировать научно-исследовательскую работу, уделить внимание психологическому обучению и правовой поддержке.

Таким образом, назрела необходимость пересмотра отечественных программ подготовки специалистов по анестезиологии и реаниматологии с учетом европейского опыта.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, Голуб Игорь Ефимович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., Сорокина Людмила Викторовна — доцент, к.м.н.,

Нетёсин Евгений Станиславович — ассистент, к.м.н., Курьянов Анатолий Александрович — ассистент.

© ЕФИМОВА Н.В., ПАНКОВ В.А. — 2010

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ

Н.В. Ефимова1, В.А. Панков2 (1Ангарский филиал ВСНЦ экологии человека СО РАМН, Ангарск;

2Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Иркутск, Россия)

Резюме. В работе представлен опыт использования метода ролевых игр в процессе постдипломного обучения врачей на кафедре гигиены и профпатологии. Показана эффективность использования инновационного метода.

Ключевые слова: постдипломное обучение, ролевые игры, эффективность.

EXPERIENCE OF USE OF ROLE GAMES IN POST- DIPLOMA EDUCATION OF PHYSICIANS- HYGIENISTS

N.V Efimova1, V.A. Pankov2 ^Institute of Occupational Health & Human Ecology ESSC HE SB RAMS, Angarsk, Russia;

Irkutsk State Institute for Medical Postgraduate Education, Irkutsk, Russia)

Summary. In this paper the experience of use of a method of role games in the course of post-diploma training of doctors at the department of hygiene and professional pathology is presented. The efficiency of use of an innovative method is shown.

Key words: post-diploma education, role games, efficiency.

Инновационные технологии предполагают анализ образования через призму синергетики, когда индивид и индивидуальное начало становятся ведущими факторами общественного развития, а индивидуальная активность и особенно индивидуальная самодеятельность имеет все более высокую цену. Развитие этих необходимых сегодня качеств личности, в том числе и

в профессиональном аспекте является одной из основных задач андрогогики, решение которых невозможно без обращения к творчеству. Именно поэтому развитие способности к творческой деятельности должно быть важнейшей составляющей педагогической деятельности, но она же является и одной из основополагающих предпосылок культурной деятельности. Через творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.