Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ / РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурович Андрей Михайлович

В статье рассматриваются сущность категории финансового механизма, его составляющие элементы. Подробно раскрыто содержание структуры финансового механизма. Обобщены мнения исследователей относительно понятия финансового механизма и представлены его характеристики. Обращено внимание на наличие количественных и качественных показателей, внутренне раскрывающих содержание финансового механизма. Показана роль данного механизма в регулировании пространственного развития государства и определены мероприятия по его развитию и совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурович Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF A FINANCIAL MECHANISM AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF REGULATION OF THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE STATE

The article examines the essence of the category of the financial mechanism, its constituent elements. The content of the structure of the financial mechanism is disclosed in detail. The opinions of researchers regarding the concept of a financial mechanism are summarized and its characteristics are presented. Attention is drawn to the presence of quantitative and qualitative indicators that internally reveal the content of the financial mechanism. The role of this mechanism in the regulation of the spatial development of the state is shown and measures for its development and improvement are determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_2_52 УДК 336.1

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Гурович Андрей Михайлович,

кандидат экономических наук, заместитель министра, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва, Россия, e-mail: a_m_gurovich@mail.ru

В статье рассматриваются сущность категории финансового механизма, его составляющие элементы. Подробно раскрыто содержание структуры финансового механизма. Обобщены мнения исследователей относительно понятия финансового механизма и представлены его характеристики. Обращено внимание на наличие количественных и качественных показателей, внутренне раскрывающих содержание финансового механизма. Показана роль данного механизма в регулировании пространственного развития государства и определены мероприятия по его развитию и совершенствованию.

Ключевые слова: финансовый механизм; государственное регулирование; финансовые инструменты; обеспечение; направления; ресурсы; финансовая политика.

UDC 336.1

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF A FINANCIAL

MECHANISM AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF REGULATION OF THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE STATE

Gurovich Andrey Mikhailovich,

Ph.D. in Economics, Deputy Minister, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Moscow, Russia, e-mail: a_m_gurovich@mail.ru

The article examines the essence of the category of the financial mechanism, its constituent elements. The content of the structure of the financial mechanism is disclosed in detail. The opinions of researchers regarding the concept of a financial mechanism are summarized and its characteristics are presented. Attention is drawn to the presence of quantitative and qualitative indicators that internally reveal the content of the financial mechanism. The role of this mechanism in the regulation of the spatial development of the state is shown and measures for its development and improvement are determined.

Keywords: financial mechanism; government regulation; financial instruments; security; directions; resources; financial policy.

Главной целью государства в любой период развития является обладание возможностью осуществлять контроль и регулирование в сфере формирования и использования любых видов ресурсов. Обратимся к такой категории, как финансовый механизм регулирования пространственного развития государства. Известно, что данная катего-

рия структурно входит и является элементом финансовой политики. Использование инструментов финансового механизма в современных условиях экономической среды способствует развитию системы финансовых отношений, в которой взаимодействуют все входящие в нее участники.

Рассматривая точки зрения различных исследователей в области понимания сущности финансового механизма, можно обнаружить большое количество трактовок этого понятия. Финансовый механизм, включающий формы финансовых ресурсов, способы их создания и нормативно-правовую базу, оказывает регулирующее воздействие на процессы, происходящие в системе государственного управления [1]. Учитывая вышеуказанное суждение, финансовый механизм следует обозначить как систему, включающую методы, способы и приемы, под влиянием которых осуществляется создание и направление финансовых ресурсов для планомерного функционирования и развития государства и регионов [5].

Заметим, что финансовый механизм, играя важную роль в регулировании пространственного развития государства, имеет в своем содержании источники, с помощью которых осуществляется применение финансовых инструментов. Это источники информационного, правового и нормативного характера. И как уже ранее констатировалось, финансовый механизм входит в содержание финансовой политики государства, устанавливающей направления применения финансового механизма и его взаимодействие с аппаратом регулирования экономики в стране.

Как правило, выделяют следующие структурные элементы финансового механизма:

- комплекс финансовых методов;

- финансовые инструменты [4];

- обеспечение правового, нормативного и информационного характера.

Раскроем содержание каждого из приведенных структурных элементов.

Во-первых, комплекс финансовых методов включает совокупность методов, с помощью которых осуществляется образование денежных средств с последующим их использованием по целевому назначению. Среди этих методов можно выделить:

- оперативное управление;

- планирование;

- обеспечение;

- регулирование;

- контроль.

Во-вторых, к финансовым инструментам относятся:

- денежные средства;

- ценные бумаги;

- кредиторская задолженность и дебиторская задолженность;

- другие финансовые инструменты.

В-третьих, обеспечение правового характера представлено совокупностью законодательных актов, которыми регулируется:

- деятельность в сфере предпринимательства;

- налоговые отношения;

- охрана окружающей среды;

- безопасность жизнедеятельности;

- охрана труда;

- социальное страхование и обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность;

- другие правоотношения.

В-четвертых, обеспечение нормативного

характера содержит:

- правила;

- положения;

- методические указания;

- рекомендации;

- другие элементы.

В-пятых, обеспечение информационного характера включает в себя сведения, которые используются для функционирования объектов по всем областям финансовой деятельности:

- сведения, содержащиеся на финансовых рынках;

- сведения, включающие информацию о налогах и сборах;

- сведения, отображающие стоимость ресурсов на различных рынках;

- сведения об организациях, имеющих конкурентное преимущество;

- сведения, составляющие финансовую отчетность;

- сведения статистического характера.

Некоторые исследователи конкретизируют структурные элементы финансового механизма, классифицируя финансовый механизм по структуре, которая сложилась в финансовой системе. Поэтому можно обнаружить образование финансового механизма:

- в организациях, предприятиях и учреждениях [8];

- бюджетной системе;

- страховой сфере;

- других областях применения [7].

Безусловно, что представленная информация о сущности финансового механиз-

ма и его структурных элементах позволяет сформулировать определение финансового механизма регулирования пространственного развития государства. Финансовый механизм - это комплекс финансовых методов, финансовых инструментов, имеющий правовое, нормативное и информационное обеспечение, а также устанавливающий порядок в сфере финансово-экономических отношений на территории государства и регионов.

Наряду с данным определением, по нашему мнению, заслуживает внимание и такая дефиниция: финансовый механизм регулирования пространственного развития государства представляет собой объединение финансовых методов и инструментов, используемых в формировании условий и стимулировании развития территории субъектов Российской Федерации согласно установленным направлениям финансовой политики.

Учитывая намеченные цели финансовой политики, необходимо отметить, что она направлена на регулирование рационального группирования государственных финансовых и кредитных ресурсов по предназначению в определенном количестве, которое позволило бы государству оказывать воздействие на развитие экономических отношений в регионах, а также обеспечивать оплату первостепенных или непредсказуемых обязательств и формирование предпосылок в развитии масштабов направления финансовых средств. В этом усматривается то, что в финансовом механизме регулирования пространственного развития государства рассредоточены функции управления. В то же время при необходимости с помощью имеющихся в потенциале финансовых инструментов государство имеет возможность оказывать прицельное воздействие на экономические отношения в регионах.

Однако, изучая статистическую отчетность, можно обнаружить, что направления финансовой политики Российской Федерации имеют противоречивые характеристики. Это усматривается как в объективно имеющихся и развивающихся финансовых отношениях в государстве, так и в наличии применяемых мер финансовой политики, содержащих приемы субъективного характера. Поэтому неоднозначность направлений

финансовой политики порождает использование различных элементов финансового инструментария, структурно являющегося частью финансового механизма государственного регулирования [3].

Стоит заметить, что финансовое регулирование как процесс не имеет готовности осуществлять мероприятия без опоры на постороннюю помощь. Следовательно, как только происходит какое-либо нововведение в направлениях финансовой политики, это отражается в том числе и на финансовом регулировании. И что интересно, способы и приемы, применяемые в процессе финансового регулирования, сохраняются устойчивыми. Данное обстоятельство говорит о том, что определенные влияния со стороны финансового регулирования могут не иметь точек соприкосновения с мероприятиями, реализуемыми в финансовой политике Российской Федерации.

Принимая во внимание обстоятельства, возникающие при подобных ситуациях, следует прибегнуть к созданию более действенного механизма регулирования. Таким является финансовый механизм регулирования пространственного развития государства. Он является одним из главных инструментов в сфере государственного управления. Финансовый механизм обладает следующими характеристиками:

- является элементом, входящим в систему управления экономикой государства;

- предопределяется имеющимися финансовыми правоотношениями, а также оказывает на них существенное воздействие;

- имеет способность изменяться и развиваться при совершенствовании форм и методов, используемых в финансово-экономических отношениях;

- использует накопленный потенциал финансовых инструментов, с помощью которых может воздействовать на социально-экономическую сферу;

- сочетает определенный спектр финансовых методов и рычагов, состав которых может видоизменяться в соответствии с проводимой финансовой политикой в стране;

- включает абсолютные и относительные значения, зависящие от характера государственного присутствия в экономических процессах.

Подчеркнем, что предназначение финан-

сового механизма в регулировании пространственного развития государства состоит:

- в организации финансового обеспечения мероприятий, предпринимаемых на государственном уровне в регулировании развития территорий субъектов Российской Федерации;

- финансовом регулировании социально-экономических отношений в регионах.

Весьма интересно, что финансовый механизм содержит и количественные, и качественные показатели. Соответственно, к количественным показателям относятся объемы финансовых ресурсов, которые формируются и направляются по назначению в субъекты Российской Федерации, к качественным - комплекс методов, способов и форм, с помощью которых создаются финан -совые ресурсы.

Названные показатели говорят о существовании двух методов регулирования социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации:

- финансовое обеспечение;

- финансовое регулирование [2].

Можно сказать, что данные методы являются определяющими в структуре финансового механизма государственного регулирования и содержащими специфические способы и приемы, с помощью которых осуществляется финансовое воздействие на хозяйственную деятельность в регионах. Определение наиболее целесообразного метода, подлежащего применению, содержится в направлениях финансовой политики государства.

Познавательно, что развитие и совершенствование экономики в регионах, а также социально-экономических отношений связано с организацией финансового регулирования [6]. Пожалуй, это очевидно, потому что финансовое регулирование организуется в соответствии с направлениями, отвечающими за формирование фондов финансовых ресурсов. Финансовое обеспечение как метод финансового механизма имеет место и преобладающее значение в условиях функционирования системы государственного управления, в которой присутствуют черты административно-командного характера. В данном случае средства, доведение которых происходит в соответствии с указаниями и распоряжениями этой системы государственного управления, составляют ее материальное обеспечение.

Таким образом, рассмотрев сущность категории финансовый механизм, его структурные элементы, а также роль в регулировании пространственного развития государства, следует в заключительном слове сказать, что развитие и совершенствование финансового механизма зависит от следующих ме -роприятий:

- согласованности выполняемых функций всеми участниками экономических отношений;

- упорядоченности и непротиворечивости направлений, содержащихся в финансовой политике государства;

- единстве используемых финансовых методов и инструментов в регулировании пространственного развития субъектов Российской Федерации.

Список литературы_

1. Аникин, В. И. Энергетическая политика и вопросы экономической дипломатии России как приоритет мирового развития / В. И. Аникин. - Москва, 2014. - 179 с.

2. Герасимова, Л. Н. Современные тенденции учета деривативов / Л. Н. Герасимова // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы : сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 26-29.

3. Гришин, О. Е. Проблемы политической науки / О. Е. Гришин. - Москва, 2014. - 164 с.

4. Закутнев, С. Е. Совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики / С. Е. Закутнев, А. С. Закутнева // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов V Всерос -сийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 70-73.

5. Лев, М. Ю. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики / М. Ю. Лев. - Москва, 2012. - 204 с.

6. Малова, Т. А. Анализ процесса капитализации рыночной стоимости в условиях экономического кризиса / Т. А. Малова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 2. -С. 51-57.

7. Нечаев, В. И. Совершенствование методов анализа дебиторской задолженности и денежных средств с целью снижения финансовых рисков предприятия / В. И. Нечаев // Аудит и финансовый анализ. - 2007. -№ 5. - С. 105-117.

8. Чистов, И.В . Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на стимулирование и адресную финансовую поддержку организаций оборонно-промышленного комплекса / И. В. Чистов, Е. В. Масленкин // Вопросы контроля хозяйственной деятельности и финансового аудита, национальной безопасности, системного анализа и управления : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-45.

References_

1. Anikin V.I. Energy policy and issues of economic diplomacy of Russia as a priority of world development. Moscow, 2014, 179 p.

2. Gerasimova L.N. Modern trends in derivatives accounting, Accounting, analysis, audit and taxation: problems and prospects. Collection of articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, 2014, pp. 26-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Grishin O.E. Problems of political science. Moscow, 2014, 164 p.

4. Zakutnev S.E., Zakutneva A.S. Improvement of budget policy in the sphere of state support of the real sector of the economy, Issues of economic activity control and financial audit, national security, system analysis and management: collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, 2020, pp. 70-73.

5. Lev M.Yu. Actual problems of state price regulation in an unstable economy. Moscow, 2012, 204 p.

6. Malova T.A. Analysis of the process of capitalization of market value in the conditions of the economic crisis, Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business, 2010, no. 2, pp. 51-57.

7. Nechaev V.I. Improvement of methods of analysis of receivables and cash in order to reduce the financial risks of the enterprise, Audit and financial analysis, 2007, no. 5, pp. 105-117.

8. Chistov I.V., Maslenkin E.V. Audit of the effectiveness of the use of federal budget funds allocated for stimulating and targeted financial support of organizations of the military-industrial complex, Issues of economic activity control and financial audit, national security, system analysis and management: a collection of materials of the II All-Russian scientific and practical Conference, 2017, pp. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.