Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурович Андрей Михайлович

В статье проанализированы проблемные вопросы, касающиеся применения программно-целевых методов регулирования развития регионов. Отмечается, что программно-целевые направления включают значительное количество методов, способов и приемов, посредством которых органы государственной власти способны регулировать социально-экономические процессы в регионе. Обращается внимание, что основная цель применения программно-целевых методов состоит в том, чтобы направить региональное развитие по пути качественных преобразований в социальной и экономической сфере. Автором рекомендованы меры, соблюдение которых позволит наиболее оптимально использовать программно-целевые направления для регулирования развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурович Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE FINANCIAL MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION: PROGRAM-TARGETED APPROACHES

The article analyzes the problematic issues related to the use of program-targeted methods of regulating the development of regions. It is noted that the program-target areas include a significant number of methods, methods and techniques through which government bodies are able to regulate socio-economic processes in the region. Attention is drawn to the fact that the main purpose of using program-targeted methods is to direct regional development along the path of qualitative transformations in the social and economic spheres. The author recommends measures, the observance of which will allow the most optimal use of program-target directions for regulating the development of the region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_4_15 УДК 336.1

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ

Гурович Андрей Михайлович,

кандидат экономических наук, заместитель министра, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва, Россия, e-mail: a_m_gurovich@mail.ru

В статье проанализированы проблемные вопросы, касающиеся применения программно-целевых методов регулирования развития регионов. Отмечается, что программно-целевые направления включают значительное количество методов, способов и приемов, посредством которых органы государственной власти способны регулировать социально-экономические процессы в регионе. Обращается внимание, что основная цель применения программно-целевых методов состоит в том, чтобы направить региональное развитие по пути качественных преобразований в социальной и экономической сфере. Автором рекомендованы меры, соблюдение которых позволит наиболее оптимально использовать программно-целевые направления для регулирования развития региона.

Ключевые слова: финансовый механизм; социальная сфера; целевые программы; направления; управление; регулирование; финансирование.

UDC 336.1

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE FINANCIAL MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE REGION: PROGRAM-TARGETED APPROACHES

Gurovich Andrey Mikhailovich,

Candidate of Economic Sciences, Deputy Minister, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Moscow, Russia, e-mail: a_m_gurovich@mail.ru

The article analyzes the problematic issues related to the use of program-targeted methods of regulating the development of regions. It is noted that the program-target areas include a significant number of methods, methods and techniques through which government bodies are able to regulate socio-economic processes in the region. Attention is drawn to the fact that the main purpose of using program-targeted methods is to direct regional development along the path of qualitative transformations in the social and economic spheres. The author recommends measures, the observance of which will allow the most optimal use of program-target directions for regulating the development of the region.

Keywords: financial mechanism; social sphere; targeted programs; directions; control; regulation; financing.

В современных условиях финансовый механизм государственного регулирования развития региона представляет собой подсистему, структурно входящую в финансовый механизм, функционирующий на федеральном уровне и устанавливающий направле-

ния развития финансовой системы в целом. Использование методов финансового механизма позволяет регулировать большинство складывающихся финансово-экономических процессов и отношений между государством и регионами [2].

Следует сказать, что в условиях с достаточно разными социально-экономическими отношениями и ограниченностью ресурсов в регионах целесообразно применять программно-целевые направления при регулировании их развития. Данные направления устанавливают:

- цели и задачи регулирования развития регионов;

- время, отводимое на выполнение мероприятий по регулированию;

- источники выделения ресурсов на обеспечение целевых программ.

Кроме того, программно-целевые направления постоянно претерпевают изменения в связи с меняющимися социально-экономическими условиями в регионах. Учитывая эти условия, необходимо систематически пересматривать и оптимизировать программно-целевые направления регионального развития.

Заметим, что при наличии несбалансированности в развитии регионов, которая порождают нарушение нормального хода социальных, экономических, инфраструктурных и иных сфер, использование программно-целевых направлений оказывает положительное влияние на развитие социально-экономической системы в целом.

Обеспечивая выполнение планируемых мероприятий социально-экономического характера, органы государственной власти, безусловно, прибегают к использованию программно-целевых направлений, которые позволяют наряду с другими формами регулирования решить возникающие проблемы в развитии регионов.

Известно, что мировой опыт достаточно показателен в использовании программно-целевых направлений развития. В практической деятельности многих государств программно-целевым направлениям отдают наибольшее значение ввиду того, что они позволяют кардинально решать задачи, поставленные и регламентированные государственной социально-экономической системой.

Программно-целевые направления выражаются в форме планирующих документов, содержащих комплекс программ, действие которых эффективно влияет на развитие регионов. Данные программы получили признание в таких странах, как Франция, Герма-

ния, Япония, США, Канада, Турция, Австрия, Швеция и др. [5].

Как правило, в вышеуказанных государствах разработаны программы социально-экономического характера, включающие целевое предоставление денежных средств предприятиям, учреждениям и организациям. Целевое назначение предопределено имеющими существенное значение проблемами в социальной сфере и негативными экологическими явлениями.

Программно-целевые направления включают значительное количество методов, способов и приемов, посредством которых органы государственной власти способны регулировать социально-экономические процессы во многих развитых государствах.

Разработанные программы содержат положения, включающие задачи, порядок и направления, обеспечивающие выполнение планируемых мероприятий в развитии регионов. Данные специальные документы нацелены на недопущение сокращения реального валового внутреннего продукта регионов.

Укажем основные мероприятия, содержащиеся в данных документах:

- оптимизация структуры производственных процессов на предприятиях в регионе, а также наращивание их конкурентных преимуществ по сравнению с подобными предприятиями в других регионах;

- сокращение безработицы посредством факторно-ориентированной политики воздействия на рынок труда;

- увеличение оплаты труда граждан в регионе;

- принятие противоинфляционных мер.

Подчеркнем, что используемые программно-целевые направления в зарубежных государствах позволили с достаточным эффектом регулировать развитие социально-экономических процессов, совмещая государственный и рыночный механизмы управления [6]. В развитии регионов Российской Федерации данные направления используются в неполной мере, что не совсем успешно сказывается в регулировании регионального развития.

Рассматривая отечественные литературные источники, в которых затронуты проблемы программно-целевого управления, можно обнаружить различные точки зрения в этой области. В исследованиях Р. А. Кучукова про -

граммно-целевое управление основывается на научном представлении о вероятных путях функционирования системы в ближайшее время, а также о предполагаемых методах ее регулирования. Оно включает:

- краткосрочные, оперативные и тактические планы деятельности;

- комплекс мер государственной политики, с помощью которых реализуются направления по выполнению задач государственной политики в области социально-экономического развития регионов;

- договоры на осуществление работ, предоставление товаров и услуг посредством бюджетных и внебюджетных источников финансирования, позволяющие выполнять необходимые функции и полномочия региональными органами власти [1].

В работе Р. А. Попова программно-целевой подход является частью планирующего документа, содержащего направления социально-экономического развития государства и его субъектов и обусловленного объединением целей развития с выделяемыми средствами. Данное объединение осуществляется специальными программами.

В исследовании А. Б. Исаева приведено мнение И. Н. Шапкина, А. О. Блинова и Я. М. Кестера, которые указывают, что программно-целевой подход состоит в формировании системы методов и средств, с помощью которых реализуются цели и при необходимости корректируются направления регионального развития. По их мнению, таким образом определяется и подлежит оценке существующее состояние в развитии регионов, а также разрабатываются определенные механизмы, позволяющие устранить диспропорции социально-экономического развития [3].

Учитывая мнения исследователей, можно сказать, что программно-целевые документы являются предшественниками в решении возникающих отклонений в региональном развитии.

В основе целевой программы лежит идея, состоящая из взаимозависимых элементов, объединенных в комплекс мероприятий. Посредством данных мероприятий кардинально выполняются задачи, касающиеся государственного строительства, социально-экономического, внешнеэкономического, инвестиционного развития в регионе [4].

Программно-целевые направления используются в обстановке, выражающей:

- целесообразность согласованного выделения различными уровнями принадлежности финансовых и материальных средств для решения региональных задач развития;

- совокупность образовавшихся проблем социально-экономического, природного, экологического и научно-технического характера, нуждающихся в проведении целевых мер воздействия;

- потребность в структурных преобразованиях социально-экономической сферы;

- недостаточность использования методов регулирования, исключающих программно-целевые методы.

В настоящее время существуют обоснованные факторы для применения программно-целевых направлений:

- устранение рассогласованности в разрешении проблемных вопросов, возникающих между государством и регионами;

- целесообразность в выполнении преобразований в социально-экономических процессах;

- возникновение предпосылок, обусловленных глобализацией экономики и усложнением общественно-политических отношений.

Безусловно, дисбаланс в экономической системе может выражаться падением внутреннего валового продукта, высоким уровнем инфляции, понижением процентной ставки Центрального Банка, обесцениванием национальной валюты, снижением фондового рынка и иными факторами. Данные явления требуют кардинальных преобразований, привлечения инвестиций, активного развития инновационной деятельности и других мероприятий, за счет которых можно «разбудить» вялотекущее развитие социальных и экономических процессов в регионе. Ситуация усугубляется по причине наличия промышленных предприятий, применяющих несовременное оборудование в производственных процессах, продукция которых впоследствии не имеет конкурентных преимуществ с подобными товарами других производителей. Параллельно с этим наблюдается рост незанятых работой граждан, снижается качественный уровень жизни населения, увеличивается количество регионов, которые нуждаются в применении ме-

тодов государственного экономического регулирования.

При данном стечении обстоятельств целесообразным, по нашему мнению, является применение программно-целевых подходов, позволяющих направить региональное развитие по пути качественных преобразований в социальной и экономической сфере.

Таким образом, необходимо выделить ряд рекомендаций, посредством которых возможно наиболее оптимальное использование программно-целевых направлений для регулирования развития региона:

- принятие нормативно-правовых актов,

регламентирующих развитие региона, с использованием целевых программ;

- формирование системы контроля за выполнением программ;

- применение мирового опыта в использовании программно-целевых методов развития;

- разграничение программ по сферам деятельности;

- использование научно-исследовательских направлений в разработке программ, имеющих актуальное значение;

- согласование целевых программ, затрагивающих межрегиональные вопросы развития.

Список литературы_

1. Вечкаков, Г Планирование как система и метод управления / Г Вечкаков // Экономист. - 2012. - № 12. -С. 3-15.

2. Закутнев, С. Е. Эволюция развития программных механизмов финансового обеспечения национальной обороны / С. Е. Закутнев, Т. Ш. Бекишов // Финансы России в условиях глобализации : материалы IV международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2019». - 2019. - С. 44-50.

3. Исаев, А. Б. Формирование системы государственного управления региональной экономикой / А. Б. Исаев // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 1. - C. 381-384.

4. Петросянц, В. З. Методические основы регулирования развития промышленного комплекса региона / В. З. Петросянц, Л. Г Ниналалова // Региональные проблемы преобразования экономики - 2015. - № 4 (54). -С. 19-27.

5. Погосян, Т. В. Зарубежный опыт программно-целевого планирования на федеральном уровне / Т. В. По-госян. Москва : Государственный университет управления. - 2015. - С. 37-43.

6. Чистов, И. В. Зарубежный опыт налогового стимулирования реального сектора экономики / И. В. Чистов, А. И. Воскобойников // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 10-2 (87). - С. 60-64.

References_

1. Vechkakov G. Planning as a system and method of management, Economist, 2012, no. 12, pp. 3-15.

2. Zakutnev S.E., Bekishov T.S. Evolution of the development of software mechanisms for financial support of national defense, Finance of Russia in the conditions of globalization. Materials of the IV international scientific and practical conference dedicated to the "Financier's Day-2019", 2019, pp. 44-50.

3. Isaev, A.B. Formation of the system of state management of the regional economy / A. B. Isaev, Bulletin of the Chuvash University, 2012, no. 1, pp. 381-384.

4. Petrosyants V.Z., Ninalalova L.G. Methodological foundations for regulating the development of the industrial complex of the region, Regional problems of economic transformation, 2015, no. 4 (54), pp. 19-27.

5. Pogosyan T.V. Foreign experience of program-target planning at the federal level. Moscow: State University of Managemen, 2015, pp. 37-43.

6. Chistov I.V., Voskoboynikov A.I. Foreign experience of tax incentives for the real sector of the economy, Economics and entrepreneurship, 2017, no. 10-2 (87), pp. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.