Научная статья на тему 'Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗА'

Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие образования / основы физкультурно-оздоровительной деятельности / роль физкультуры / оздоровительная деятельность в ВУЗе / development of education / basics of physical education and health activities / the role of physical education / health activities at the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баишев И.И.

В данной работе мы проанализировали эффективность и необходимость физкультурно-оздоровительных технологий в рамках работы преподавателей физкультуры в ВУЗах. После исследования использования физкультурно-оздоровительных технологий в процессе обучения студентов университетов был получен ряд результатов, в основе которых лежит определение, теоретическое обоснование, а также экспериментальная проверка организационно-педагогических условий при проведении занятий физкультуры. Мы довольно подробно раскрыли проблематику внедрения физкультурно-оздоровительных технологий в процедуру физического воспитания учащихся университетов, а также предложили направления для развития сферы, которые позволят получать высокие результаты благодаря повышению активности студентов на занятиях физкультурой и их заинтересованности в занятиях спортом. Причем результаты студентов будут иметь прямую зависимости от их пола, возраста, уровня физической подготовки, мотивации и т.д. Согласно сделанным выводам, мы можем говорить о разрешении ряда задач, среди которых воспитательные, учебные, образовательные и тренировочные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баишев И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of physical education and health activities of a physical education teacher in a modern University

In this work, we analyzed the effectiveness and necessity of physical education and health technologies within the framework of the work of physical education teachers in universities. After studying the use of physical education and health technologies in the learning process of university students, a number of results were obtained, which are based on the definition, theoretical justification, as well as experimental testing of organizational and pedagogical conditions during physical education classes. We have discussed in some detail the problems of introducing physical education and health technologies into the physical education of university students, and also suggested directions for the development of the field that will allow obtaining good results by increasing the activity of students in physical education classes and their interest in playing sports. Moreover, the results of students will be directly dependent on their gender, age, level of physical fitness, motivation, etc. According to the conclusions made, we can talk about solving a number of problems, including educational, educational, educational and training.

Текст научной работы на тему «Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗА»

Баишев И.И.

Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры ТМФКиБЖ Институт физической культуры и спорта СВФУ.

Основы физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя физкультуры в условиях современного ВУЗА

Система физического воспитания в ВУЗах заключается в проведении учебных занятий в процессе освоения такой учебной дисциплины, как «Физическое воспитание». Практические занятия по физическому воспитанию проводятся в рамках следующих учебных отделений: подготовительное, спортивное совершенствование и специальное. Данные отделения создаются на каждом курсе в процессе обучения в университете. Сегодня высшие учебные заведения вольны делать самостоятельный выбор варианта обучения из тех, которые предлагает система образования. Кроме того, они могут разрабатывать свои учебные программы, образовательные технологии, которые позволяют производить внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в процесс обучения студентов [10, с. 239].

Цель исследования заключается в изучении научно-методической литературы, анализе и обобщении полученных данных, а также в проведении педагогического наблюдения за процессом использования физкультурно-оздоровительных технологий во время проведения работы педагога по физической культуре в университете.

Материалы и методы исследования

В качестве материалов исследования была использована информация, содержащаяся в научно-методической литературе, а также данные, полученные в результате педагогического наблюдения за использованием физкультурно-оздоровительных технологий в процессе проведения работы педагога по физической культуре в университете. Также были применены следующие методы: анализ, синтез, обобщение научно-теоретических и практико-прикладных данных, педагогическое наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время образовательная система постоянно претерпевает изменения в связи с активной цифровизацией, информатизацией и глобализацией. Это является ее основной особенностью _

и вызывает необходимость как инновационного мышления, так и инновационных действий от каждого преподавателя университета. Данный подход позволяет улучшать результативность и эффективность современного физического воспитания, так как заключается в реализации и использовании новейших средств, технологий и методологий, которые позволяют добиться максимального эффекта оздоровления [6, с. 98].

Среди ключевых направлений данного подхода можно выделить применение специальных средств и мер оздоровительной физической культуры, которые основываются на использовании современных физкультурно-оздоровительных технологий. Данное направление позволяет формировать у учащихся высших учебных заведений правильное отношение к своей жизни, к своему телу и к себе в целом, создавать необходимую позитивную мотивацию для совершения действий, способствующих оздоровлению организма и введению в жизнь правильных привычек.

Физкультурно-оздоровительные технологии полностью соответствуют направлению развития системы физического воспитания, так как являются одними из самых эффективных и существенных подходов к инновационной деятельности преподавателей современных университетов. Проанализируем суть физкультурно-оздоровительной деятельности, а также ее роль в контексте работы педагогов по физической культуре в университетах [7, с. 173].

Физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках дисциплины "Физическая культура" имеет свою четкую цель, понятия, направленность, задачи и содержание. Основной целью физкультурно-оздоровительной деятельности является проведение мероприятий, которые способствуют оздоровлению студентов, повышению уровня их физической подготовленности и развитию в них специальных умений, навыков и качеств. В результате данной деятельности решается целый ряд задач, таких как: повышение иммунитета учащихся и повышение устойчивости их психоэмоциональной сферы; совершенствование жизнеобеспечивающих систем организма студентов; совершенствование фигуры и нормализация массы тела; улучшение повседневных двигательных умений, навыков и способностей; продление активной деятельности и поддержание отличного здоровья на протяжении всей жизни [12, с. 67].

Стоит отметить, что по результатам исследований, многие преподаватели в настоящее время обеспокоены тем, что физическая активность обучающихся высших учебных заведений находится на

■ довольно низком уровне, у них отсутствуют необходимые знания

о здоровье и преимуществах физической активности, об оздоровительных мероприятиях и необходимости поддерживать здоровый образ жизни на протяжении всей жизнедеятельности.

Однако, несмотря на этот факт, за последние годы состояние здоровья студентов университетов только ухудшилось. Например, проведенный в учебном году 2022-2023 гг. медицинский осмотр учащихся первого, второго и третьего курсов показал, что количество студентов, которые имеют освобождения от занятий физической культурой, выросло на 35%, то есть больше, чем в три раза. Анализ полученных данных также показал и то, что тенденция к ухудшению здоровья студентов продолжает сохраняться и только растет. Подтверждают отрицательную динамику относительно состояния здоровья обучающихся университетов и данные, полученные при исследованиях Росстата, поэтому основным направлением преподавательской деятельности по физической культуре должно быть увеличение доли физкультурно-оздоровительных мероприятий при проведении спортивных занятий в высших учебных заведениях [8, с. 56].

Физкультурно-оздоровительные программы в современных ВУЗах можно разделить на несколько направлений, которые позволяют провести классификацию учебных групп: подготовительная, основная, специальная. Принадлежность студента к той или иной группе определяется с учетом состояния его здоровья и общей физической подготовки.

Подготовительная группа занимается в умеренном темпе, непрерывно, используя аэробные упражнения с потреблением кислорода в размере 60-70% от максимально возможного. Продолжительность занятий составляет не более 30 минут.

Основная группа выполняет силовые и скоростно-силовые упражнения, задействуя 80-85% от максимального потребления кислорода. Это интервальные тренировки, в которых периоды активности сменяются периодами отдыха в интервале 3-15 минут. Данные занятия направлены на развитие двигательных умений и навыков студентов [3, с. 83].

Занятия в специальной группе проводятся с применением комплексного подхода, включающего в себя множество разных упражнений, направленных на развитие определенных навыков и качеств.

Многие исследователи в области физической культуры и спорта высказывают единое мнение, что наилучшим вариантом при про-

ш

ведении физкультурно-оздоровительных мероприятий является ■

составление занятий из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. Поэтому проведение физкультурно-оздоровительных занятий в высших учебных заведениях должно проводиться по следующей схеме: разминка; аэробная часть, силовая часть; растяжка, заминка.

В процессе проведения заминки используют упражнения на восстановление мышц и дыхательную гимнастику. При этом в структуру физкультурно-оздоровительной деятельности обязательно должен войти мониторинг состояния студентов: контроль веса, процентного содержания мышечной, костной и жировой тканей тела, оценка осанки и развития опорно-двигательного аппарата в определенный период времени. Мониторинг за результатами и состоянием учащихся необходимо проводить с применением физкультурно-оздоровительных технологий.

Мы можем сказать, что физкультурно-оздоровительные технологии являются основой целесообразного и разумного взаимодействия, происходящего между всеми участниками педагогического процесса в университете, которое основывается на использование различных видов физической активности, необходимых для достижение эффекта максимального оздоровления, улучшения психоэмоционального состояния и состояния тела, а также реализации потребности каждого человека в физической активности на протяжении жизни [1, с. 106].

В процессе проведения занятий физической культуры в ВУЗах преподаватели, как правило, пользуются рядом методов для определения физического состояния студентов: оценка размерности дыхания, кожных покровов, наблюдение за координацией, вниманием и реакцией на резкие раздражители, а также за приростом физических качеств, развитием умений и навыков. Они помогают отслеживать физическую подготовленность учащихся и контролировать их прогресс.

В процессе образовательно-тренировочного процесса важно обеспечивать самоконтроль со стороны студентов, то есть они должны не просто копировать действия преподавателя, бездумно повторять его команды, но и контролировать задействованность мышц. Важность навыка самоконтроля заключается в дополнении наблюдений преподавателя оценкой действий со стороны самих студентов. Также это позволит студентам давать оценку своему самочувствию и определять готовность к выполнению упражнению с учетом планируемой _

■ нагрузки, чтобы не допускать перегруженности и травмированности

учащихся на занятиях [5, с. 69].

Описанное выше позволяет сделать вывод, что педагог должен подбирать комплексный подход к контролированию процесса физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся университетов. Физкультурно-оздоровительные технологии при этом должны быть обязательной составляющей педагогической работы преподавателей физической культуры. К задачам физического воспитания в высших учебных заведениях относят: формирование у студентов знаний о здоровом образе жизни, о важности физической культуры и соблюдении дисциплины на протяжении всей жизнедеятельности; развитие их физических качеств, повседневных двигательных умений и навыков; формирование у учащихся правильной осанки, развитие у них гибкости; воспитание в студентах выносливости, ответственности, выдержки и способности к силовым и скоростным нагрузкам, а также высоких моральных, волевых и физических качеств [9, с. 27].

Использование в процессе учебной деятельности физкультурно-оздоровительных технологий должно привести к реализации главной задачи физического воспитания в ВУЗах, в основе которой лежит всестороннее совершенствование физических умений и навыков студентов, оптимизация физического развития студентов, связанная с взращиванием в учащихся морально-волевых и духовных качеств. Если физкультурно-оздоровительные технологии будут использоваться на постоянной основе и длительное время, то образовательная система сможет добиться максимального продолжительного эффекта, который приведет к тому, что у учащихся появится желание следить за своим здоровьем и заниматься физическими активностями на протяжении всей жизни. В свою очередь, физическая активность позволит сохранить людям хорошее здоровье, повысить иммунитет, укрепить возможности организма и скорректировать состояние тела [4, с. 97].

Мы представили физкультурно-оздоровительные программы в таблице ниже, а также дали их краткое описание.

Согласно выводам, указанным в научной работе М.В. Борисовой, А.Ю. Мусохрановым и Н.А. Сидоровой, высокую эффективность покажет разработка программ занятий с учетом использования некоторых элементов из фитнеса, например: применение специального фитнес-оборудования (фитбол, фитнес-резинки); упражнения из аэробики; стретчинг; пилатес и йога; кардиотренажеры. Применение

данных инструментов и техник позволит улучшить психоэмоцио-_

Таблица 1. Направления и программы физкультурно-оздоровительных технологий.

№ Направление Примеры практических занятий*

1 Физкультурно-оздоровительные технологии, в основе которых лежат аэробные нагрузки Гимнастически-атлетические занятия (классическая аэробика, все разновидности аэробики оздоровительной, прикладной, спортивной) с оборудованием, на тренажерах, в бассейне (степ, памп, слайд, бодибар, фитбол, медицинские мячи) танцевальные направления западноевропейские и латиноамериканские: джаз, сальса, латино, хип-хоп аэробика, джаз-аэробика, сальса-аэробика и др.; занятия циклического характера (например, степ, сайкл-аэробика) аквааэробика и тому подобное

2 Физкультурно-оздоровительные технологии, в основе которых лежат анаэробные нагрузки с преимущественно силовыми упражнениями Тренажеры; свободные веса; бодибилдинг; функциональная тренировка; силовые статические тренировки; кроссфит и тому подобное

3 Физкультурно-оздоровительные технологии, в основе которых лежат упражнения оздоровительно-ре-креационного характера (в русской редакции - «разум и тело», в английской редакции - «пипс1&Ьос1у») Пилатес; йога; стретчинг; шейпинг; калланетика; аутогенная тренировка; медитации в статических позах; дыхательные гимнастики; тай-бо; ки-бо и тому подобное

4 Физкультурно-оздоровительные технологии, сочетающие в себе весь комплекс указанных типов нагрузок Физкультурно-оздоровительные программы и занятия, которые построены из блоков различных направлений

*В таблице указаны основные типы занятий из данных направлений технологий. Объем работы не позволяет указать все направления физического воспитания.

нальное состояние студентов за счет разнообразия монотонной физической активности, а также повысить показатели их физической подготовки и физические умения [11, с. 178].

В современных высших учебных заведениях в процессе реализации физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой используют различные снаряды и спортивное оборудование. К самым востребованным и популярным можно отнести: гимнастические палки (1-10 кг), медицинские мячи (1-5 кг), фитболы (55-75 см), оборудование для йоги и пилатеса, скакалки, «ТРХ-петли», «ШР-тренажер», балансирующие диски и доски; степ-платформа, эспандеры; батуты, кор-доски, дека-платформы; а также реабилитационное оборудование, используемое в процессе занятий в специальных медицинских группах [2, с. 15].

Кроме того, преподаватели физической культуры в университетах используют музыкальное сопровождение в процессе проведения физкультурно-оздоровительных занятий. Такой подход показывает оздоровительное воздействие на организм и общее состояние студентов. Поэтому его использование показывает хорошие результаты и помогает улучшить как физическое, так и психоэмоциональное самочувствие. Среди основных преимуществ использования музыки в процессе применения физкультурно-оздоровительных технологий: высвобождение внутренних конфликтов, эмоциональная разрядка; противоборство своим личным проблемам и переживаниям; увеличение уровня социальной активности; выражение эмоций с помощью новых способов и методов.

Заключение

Согласно указанным выше данным, уровень физического здоровья студентов и их спортивная подготовленность снижаются от года к году. Причин этой тенденции множество, но самые основных из них заключаются в том, что молодое поколение недостаточно информировано о необходимости повышения уровня физической подготовки, а также у студентов не сформирована привычка регулярных занятий спортивной деятельностью. Повысить уровень физической подготовленности студентов и их заинтересованность в физической культуре можно с помощью внесения изменений и новшеств в программу физического воспитания молодежи. Для этого следует использовать физкультурно-оздоровительные технологии, как элемент физкультурно-оздоровительных программ и занятий.

В настоящее время преподаватели физической культуры в уни-

верситетах обладают необходимыми научно-методическими материалами, которые позволят подобрать комплексный подход к физическому воспитанию студентов, учитывая уровень индивидуальной физической подготовки, а также половых особенностей. Это позволит произвести разработку эффективной программы обучения для повышения мотивации студентов к занятиям спортом, повысить их заинтересованность в ведение здорового образа жизни и самостоятельных занятиях физической культурой.

Рассмотренные в данной работе вопросы показывают высокие перспективны для эффективного развития и повышения уровня результативности сферы физического воспитания молодежи в современных ВУЗах. Поэтому важно особое внимание уделить профессиональной подготовке преподавателей физической культуры, расширению материально-технической базы ВУЗов и т.д.

Библиографический список

1. Анохин Г.И. Готовность преподавателя к использованию физкультурно- оздоровительных технологий в профессиональной деятельности в вузе / Г.И. Анохин, А.В. Тара-сенко, А.В. Черкасов // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 5. С. 104-108.

2. Буров А.Г. Модель управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе // Культура физическая и здоровье. 2018. № 4 (68). С. 14-16.

3. Воеводина С.С. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью педагогических работников в спортивном вузе / С.С. Воеводина, О.А. Бирюкова, А.В. Тер-новская // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2023. № 1. С. 82-84.

4. Золотова М.Ю. Анализ проектной деятельности по физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в вузе / М.Ю. Золотова, С.Е. Глачаева // Конференци-ум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2023. № 2. С. 94-99.

5. Логинов Д.В. педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе / Д.В. Логинов, Ф.Ф. Шестаков, У.Г. Фомина // Культура физическая и здоровье. 2023. № 4 (88). С. 68-71.

6. Логинов Д.В. Спортивно-оздоровительные занятия как основной структурный компонент физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателей вуза // Культура физическая и здоровье. 2023. № 2 (86). С. 95-99.

7. Медведева С.А. Инновационные подходы и образовательные технологии в организации физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе в условиях цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 171-174.

8. Пономарев И.Е. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи в пространстве вуза / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 54-57.

9. Проектирование и реализация индивидуальноориентированной технологии физкультурно-оздоровительной работы со студентами вуза в условиях пандемии / В.Х. Аюбов, Р.С. Джириков, Н.М. Бондаренко [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 2 (204). С. 24-29.

10. Русаков А.А. Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза / А.А. Русаков, А.В. Павличенко // Ученые записки уни-

верситета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 237-240.

11. Структурно-функциональная модель физкультурно-оздоровительной деятельности студентов физкультурного вуза / Т.А. Кравчук, Д.А. Савчак, Н.А. Лукьянова, К.А. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С.174-180.

12. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузе на основе проектного подхода / С.В. Гончарук, Я.А. Гончарук, Т.А. Миронова, Л.В. Жилина // Теория и практика физической культуры. 2022. № 5. С. 66-68.

References

1. Anokhin G.I. Teacher's readiness to use physical culture and health technologies in professional activities at a university / G.I. Anokhin, A.V. Tarasenko, A.V. Cherkasov // Review of pedagogical research. 2021. Vol. 3. № 5. P. 104-108.

2. Burov A.G. Model for managing physical culture and health activities at a university // Physical culture and health. 2018. № 4 (68). P. 14-16.

3. Voevodina S.S. Management of physical education and health activities of teaching staff at a sports university / S.S. Voevodina, O.A. Biryukova, A.V. Ternovskaya // Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. 2023. № 1. P. 82-84.

4. Zolotova M.Yu. Analysis of project activities in physical education, health and sports at the university / M.Yu. Zolotova, S.E. Glachaeva // ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. 2023. № 2. P. 94-99.

5. Loginov D.V. pedagogical support of physical culture and health activities of a teacher at a university / D.V. Loginov, F.F. Shestakov, U.G. Fomina // Physical culture and health. 2023. № 4 (88). P. 68-71.

6. Loginov D.V. Sports and recreational activities as the main structural component of the physical culture and recreational activities of university teachers // Physical culture and health. 2023. № 2 (86). P. 95-99.

7. Medvedeva S.A. Innovative approaches and educational technologies in the organization of physical culture and health activities at a university in the conditions of digitalization // Problems of modern pedagogical education. 2023. № 80-3. P. 171-174.

8. Ponomarev I.E. Organization of physical culture and health activities for youth in the university space / I.E. Ponomarev, L.Yu. Strieva // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2021. № 1. P. 54-57.

9. Design and implementation of individually oriented technology for physical education and health work with university students in a pandemic / V.Kh. Ayubov, R.S. Dzhirikov, N.M. Bondarenko [and others] // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2022. № 2 (204). P. 24-29.

10. Rusakov A.A. Need as a factor in students' physical culture and health activities in a university environment / A.A. Rusakov, A.V. Pavlichenko // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2020. № 1 (179). P. 237-240.

11. Structural-functional model of physical culture and health activities of students of a physical education university / T.A. Kravchuk, D.A. Savchak, N.A. Lukyanova, K.A. Smirnova // Scientific Notes of the University named after. P.F. Lesgafta. 2020. № 6 (184). P. 174-180.

12. Management of physical culture and health activities at a university based on the project approach / S.V. Goncharuk, Ya.A. Goncharuk, T.A. Mironova, L.V. Zilina // Theory and practice of physical culture. 2022. № 5. P. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.