Научная статья на тему 'ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА'

ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АЭРОБИКА / ФИТНЕС / ФИТНЕС АЭРОБИКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АЭРОБИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Валерьевна

В статье поднимаются проблемы низкого уровня здоровья современной молодежи, потери интереса к урокам физической культуры, рассматриваются вопросы социальной ориентации студентов на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний посредством фитнес - аэробики. Автором представлены оздоровительное и спортивное направления аэробики раскрываются основные принципы, требования, формы занятий. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что использование оздоровительных технологий в процессе обучения и досуговой деятельности студентов соответствует общей концепции современного образования, которая заключается во всеобщей гуманизации учебно - воспитательного процесса, приоритете человека и его здоровья как высшей ценности образования, максимальной индивидуализации учебного процесса, удовлетворении потребностей и интересов занимающихся, комплексное применение физкультурно - оздоровительных технологий, в частности аэробики, позволяет решать целый ряд задач физического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS-AEROBICS AS A MEANS OF OPTIMIZING THE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PROCESS OF THE UNIVERSITY

The article raises the problems of a low level of health of modern youth, loss of interest in physical education lessons, examines the issues of students' social orientation towards a healthy lifestyle and disease prevention through fitness aerobics. The author presents health - improving and sports directions of aerobics, reveals the basic principles, requirements, forms of training. The analysis allows us to conclude that the use of health technologies in the learning process and leisure activities of students corresponds to the general concept of modern education, which consists in the general humanization of the educational process, the priority of a person and his health as the highest value of education, and the maximum individualization of the educational process. meeting the needs and interests of those involved, the complex application of physical culture and health - improving technologies, in particular aerobics, allows you to solve a number of problems of physical education of student youth.

Текст научной работы на тему «ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА»

ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

FITNESS-AEROBICS AS A MEANS OF OPTIMIZING THE PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS PROCESS OF THE UNIVERSITY

Гончарова Наталья Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Goncharova Natalia Valeryevna Ph. D., associate professor department of physical education Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье поднимаются проблемы низкого уровня здоровья современной молодежи, потери интереса к урокам физической культуры, рассматриваются вопросы социальной ориентации студентов на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний посредством фитнес-аэробики. Автором представлены оздоровительное и спортивное направления аэробики раскрываются основные принципы, требования, формы занятий. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что использование оздоровительных технологий в процессе обучения и досуговой деятельности студентов соответствует общей концепции современного образования, которая зак-лючается во всеобщей гуманизации учебно-воспитательного процесса, приоритете человека и его здоровья как высшей ценности образования, максимальной индивидуализации учебного процесса, удовлетворении потребностей и интересов занимающихся, комплексное применение физкультурно-оздоровительных технологий, в частности аэробики, позволяет решать целый ряд задач физического воспитания студенческой молодежи.

Abstract. The article raises the problems of a low level of health of modern youth, loss of interest in physical education lessons, examines the issues of students' social orientation towards a healthy lifestyle and disease prevention through fitness aerobics. The author presents health-improving and sports directions of aerobics, reveals the basic principles, requirements, forms of training. The analysis allows us to conclude that the use of health technologies in the learning process and leisure activities of students corresponds to the general concept of modern education, which consists in the general humanization of the educational process, the priority of a person and his health as the highest value of education, and the maximum individualization of the educational process. meeting the needs and interests of those involved, the complex application of physical culture and health-improving technologies, in particular aerobics, allows you to solve a number of problems of physical education of student youth.

Ключевые слова: здоровье студентов, оздоровительные технологии, аэробика, фитнес, фитнес-аэробика, оздоровительное и спортивное направления в аэробике.

Keywords: students ' health, wellness technologies, aerobics, fitness, fitness aerobics, wellness and sports directions in aerobics.

Одной из основных проблем физического воспитания студентов является низкий уровень здоровья современной молодежи, который усугубляется потерей интереса к занятиям физической культурой. Это делает необходимым поиск путей и средств оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса вуза, повышения его привлекательности для студентов [3]. На наш взгляд одним из действенных средств является активное использование физкультурно-оздоровительных технологий, как в учебном процессе, так и в сфере досуга.

Учеными было проведено исследование образа жизни и здоровья современных студентов, в результате которого выявлено, что в целом лишь четверть обучающихся в вузах оценивают свое здоровье как хорошее. Наиболее распространенными признаками отклонений в самочувствии являются усталость в течение дня, сонливость, раздражительность, головные боли, невозможность сосредоточиться на занятиях. Эти психосоматические симптомы нарушают повседневную учебную деятельность значительной части студентов университета. При этом наблюдается и общая отрицательная динамика самочувствия за годы обучения в университете, которая выражается в том, что от первого курса к выпускному существенно увеличивается интенсивность ссылок на негативные симптомы [5, 6].

Сложившаяся ситуация усугубляется снижением посещаемости учебных занятий по физической культуре. Одной из причин постепенного исключения физической культуры из сферы интересов студентов является то, что в социально-психологическом плане вузовские занятия физической культурой оцениваются многими студентами как социальная обязанность. Ряд ученых считает, что наличие свободы выбора будет способствовать переходу «навязываемой личности деятельности» во внутреннее, осознанное и принятое ею убеждение в необходимости этой деятельности, а, следовательно, повышению образовательного и воспитательного значения физической культуры в целом (В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко).

Анализ программ по физической культуре показывает, что комплексное применение физкультурно-оздоровительных технологий позволит решить целый ряд задач физического воспитания студенческой молодежи. Оздоровительные технологии способствуют эффективному развитию силы, гибкости, координации движений и других физических качеств; разносторонне воздействуя на организм, создают предпосылки для активизации важнейших физиологических систем организма -

W W WWW р%

сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной, эндокринной. В результате регулярных занятий увеличиваются аэробные возможности организма, меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы, формируется правильная осанка, значительно повышается работоспособность. В ходе тренировок формируется интерес к занятиям физической культурой, развивается устойчивая потребность в систематических занятиях, решается задача повышения двигательной активности при дефиците времени, отводимого на физкультурные мероприятия в режиме дня студентов [1].

Использование оздоровительных технологий соответствует и общей концепции современного образования, которая заключается во всеобщей гуманизации учебно-воспитательного процесса, приоритете человека и его здоровья как высшей ценности образования, максимальной индивидуализации учебного процесса, удовлет-

ворении потребностей и интересов занимающихся. Все эти принципы заложены в основу и успешно реализуются в современных физкультурно-оздоровительных системах.

Данный подход так же отвечает государственной политике в сфере физического воспитания, которая предусматривает переориентацию отрасли на решение приоритетной проблемы - повышения уровня здоровья подрастающего поколения, воспитания социальной ориентации на здоровый образ жизни и профилактику заболеваний. Это требует кардинального изменения системы физического воспитания, которая была бы более ориентирована на оздоровление молодежи, воспитание культуры здоровья и внедрение современных оздоровительных технологий в повседневную жизнь.

По мнению многих практиков, одной из наиболее популярных оздоровительных технологий является аэробика.

Термин аэробика имеет двойное толкование. В широком представлении, аэробика - система упражнений направленных на развитие аэробных возможностей энергообеспечения двигательной активности. В качестве средств воздействия применяются ходьба, бег, плаванье, танцы, занятия на кардиотренажерах и другие (К. Купер, 1989).

Учитывая, что уровень аэробной производительности в основном характеризуется деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, которые в свою очередь в значительной степени определяют состояние физического здоровья человека, использование термина аэробика соответствует целевой направленности оздоровительной физической культуры [2].

В более узком представлении, аэробика - система гимнастических и танцевальных упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом.

В аэробике можно выделить два направления - оздоровительное и спортивное.

Оздоровительное направление аэробики привлекает широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью, возможностью изменять содержание уроков в зависимости от интересов и уровня подготовленности. Основу любого урока составляют ходьба, бег, прыжки, подскоки, приседания, выпады, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений под музыку. Применение разнообразных упражнений в сочетании с передвижениями, поворотами, перестроениями обеспечивает комплексное воздействие на организм человека. Выбор упражнений для конкретного урока зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

В аэробике различают упражнения, выполняемые с низко-ударной нагрузкой (Low Impact) и высоко-ударной нагрузкой (High Impact), оказываемой на суставы и позвоночник при выполнении разных вариантов ходьбы, бега и прыжков. В уроках аэробики часто используются различные комбинации движений рук и ног с разной нагрузкой. Например: с низкой ударной - для ног и высокой - для рук.

Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. Преимущества урочной формы проведения занятий заключаются в том, что

учебный процесс возглавляет квалифицированный тренер (преподаватель), обеспечивающий решение поставленных задач и максимальную продуктивность занятий.

При разработке тренировочных программ, прежде всего, нужно определить цель, продумать направленность и подобрать содержание занятий на различные по длительности циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия).

Как и в любом виде двигательной активности, в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач - воспитательные, оздоровительные и образовательные.

Спортивное направление представлено таким видом спорта как фитнес-аэро-бика.

Фитнес-аэробика - один из молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Это массовый, эстетически увлекательный, зрелищный командный вид спорта, синтезировавший все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.

Фитнес-аэробика - это один из наиболее «здоровых» видов спорта, в котором, прежде всего, оцениваются красота, гармония и совершенство. Благодаря доступности людям различного возраста и пола, фитес-аэробика стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни.

Несмотря на относительную простоту и доступность для широких масс населения, фитнес-аэробика - достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций. Подготовка спортсменов в фитнес-аэробике осуществляется на основе ряда принципов.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности в фитнес-аэробике и всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет логическую последовательность этапов многолетней подготовки и их соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, а также предполагает обеспечение в многолетнем тренировочном процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей, характеризующих уровень физической, технической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает возможность включения в учебно-тренировочный процесс вариативного программного материала занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенных педагогических задач.

Принцип гармонии предусматривает обеспечение в ходе подготовки и участия в соревнованиях единства физического и духовного, гармоничного сочетания спорта и искусства.

Многолетняя подготовка спортсменов строится на основе следующих методических положений:

- использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности, активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации и др.;

- целевая направленность к наивысшим спортивным достижениям и высшему спортивному мастерству путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются год от года в сторону увеличения объема специальной подготовки; объем и особенно интенсивность упражнений возрастают по мере улучшения физической подготовленности спортсменов;

- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;

- использование в тренировочном процессе средств сопряженной подготовки, позволяющих одновременно решать несколько задач (например, сочетание физи-ческой и технической подготовки);

- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;

- использование централизованной тренировки наиболее перспективных спортсменов при подготовке к крупным общероссийским и международным соревнованиям (на учебно-тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов).

Основной целью многолетней тренировки в фитнес-аэробике является подготовка высококвалифицированных спортсменов, способных демонстрировать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня. В этом аспекте проектирование многолетней подготовки должно осуществляться на основе учета следующих факторов: специфики фитнес-аэробики как вида спорта, основных концепций теории и методики спорта, модельных характеристик высококвалифицированных спортсменов и возрастных особенностей спортсменов [4].

Подготовка спортсменов в фитнес-аэробике предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую, психологическую и профессиональную подготовку.

Инициатором развития этого вида спорта является ФИСАФ (FISAF) - Международная федерация спорта, аэробики и фитнеса. Первый Чемпионат мира по фитнес-аэробике прошел во Франции в 1999 г., во втором в Бельгии приняли участие и российские спортсмены. С 2000 года российские спортсмены ежегодно принимают участие в международных соревнованиях, где демонстрируют высокий уровень спортивного мастерства, занимая призовые места.

На кафедре «Физической культуры» ВГСПУ активно развиваются как оздоровительное, так и спортивное направления. Студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета являются многократными чемпионами и призерами всероссийских и международных соревнований в этом виде спорта, что подтверждает эффективность разработанной системы занятий фитнес-аэробикой.

Литература

1. Гончарова Н. В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя : дис.... канд. пед.наук. Волгоград, 2005. 207 с.

2. Дерюгина М. Ю. Мотивация здорового образа жизни в процессе формирования личности будущего педагога // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 4. С. 287-289.

3. Ершов Д. А. Подготовка специалистов к проектированию здоровьесберегающих технологий в условиях вуза // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград : Волгоградский государственный аграрный университет, 2003. Т. 2. С. 60-62.

4. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика. В 2 т. Т. 2. Частные методики. Москва : Федерация аэробики России, 2002. 216 с.

5. Массовая физическая культура в вузе / под ред. В. А. Маслякова, В. С. Ма-тяжева. Москва : Высшая школа, 1991. 241 с.

6. Медик В. А., Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. Москва : Логос, 2003. 200 с.

References

1. Goncharova N. V. Formirovanie kul'tury professional'nogo zdorov'ya budushchego uchitelya. Dis. kand. ped.nauk [Formation of the culture of professional health of the future teacher. Diss. cand. ped. sci.]. Volgograd, 2005, 207 р. (In Russia).

2. Deryugina M. Yu. Motivatsiya zdorovogo obraza zhizni v protsesse formirovaniya lichnosti budushchego pedagoga [Motivation of a healthy lifestyle in the process of forming the personality of a future teacher]. Voprosy gumanitarnykh nauk - Humanities issues, 2004, no. 4, pp. 287-289.

3. Yershov D. A. [Preparation of specialists for the design of health-saving technologies in the conditions of a university]. Problemy modernizatsii uchebnogo protsessa po fizicheskoy kul'ture v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. g. Volgograd [Problems of modernization of the educational process in physical culture in educational institutions: materials of the international scientific and practical conference.]. Vol.2. Volgograd, Volgograd State Agrarian University Publ., 2003, pp. 60-62. (In Russia).

4. Lisitskaya T. S., Sidneva L. V. Aerobics. In 2 v. Vol. 2. Moscow, Federation of Aerobics of Russia Publ., 2002, 216 p.

5. Maslyakov V. A. (ed.), Matyazhev V. S. (ed.). Massovaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Mass physical culture at the university]. Moscow, Higher School Publ., 1991, 241 р.

6. Medik V. A., Osipov A. M. Universitetskoe studenchestvo: obraz zhizni i zdorov'e [University students: lifestyle and health]. Moscow, Logos Publ., 2003, 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.