ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ ФРАНЦИИ
С.Н. Поленова,
кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Московского университета потребительской кооперации
Бухгалтерский учет во Франции организуется на базе стандартов, разработанных Национальным советом по бухгалтерскому учету. Национальный совет является государственным органом и формирует методическое обеспечение бухгалтерского учета, основанное в том числе на нормах коммерческого и налогового права. При обобщении данных финансового учета национальные особенности проявляются в индивидуальной финансовой отчетности и, в частности, в последовательности представления показателей в бухгалтерском балансе. В активе баланса сначала указывают статьи основного капитала и инвестиций в противопоставлении им в пассиве долгосрочных финансовых вложений (акционерного капитала, резервов, облигационных займов). Затем следуют остальные статьи: в активе - в порядке возрастающей ликвидности (материально-производственные запасы, дебиторы, ценные бумаги, денежная наличность), а в пассиве — все краткосрочные обязательства. Кроме того, достаточно часто статьи оборотного капитала подразделяются на две группы. Первая группа имеет название «Ценности в наличии» и включает средства в кассе и банках. Вторая группа именуется «Ценности, подлежащие реализации». Сюда относят сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия, дебиторскую задолженность и ценные бумаги. В балансе некоторых компаний ценности, подлежащие реализации, могут быть поделены еще на две группы: ценности в эксплуатации (материалы, сырье, готовая продукция, незавершенное производство) и ценности, реализуемые в короткие сроки (дебиторы, ценные бумаги).
Консолидированная отчетность компаний Франции практически не составляется по методике национальных стандартов. Она формируется на основе либо международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), либо по методикам, присущим финансовой отчетности, представляемой на тот или иной финансовый рынок.
План счетов бухгалтерского учета по Франции был разработан в 1979 г. и принят Национальным советом по бухгалтерскому учету Фран-циив 1982 г. В течение последующих двух лет было осуществлено его внедрение в практическую деятельность. Имея название «Общий план счетов бухгалтерского учета» (Plan Comtable General — PCG), он учитывает требования Четвертой директивы Европейского Союза (ЕС) о годовой отчетности компаний с ограниченной ответственностью. Она была принята в июле 1978 г. с целью представления достоверных и объективных данных о результатах деятельности, имущественном и финансовом положении за отчетный год в компаниях с ограниченной ответственностью.
В Четвертой директиве ЕС определены требования формирования данных по каждой статье бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем, требования директивы распространяются не только на общества с ограниченной (частичной) ответственностью, но и на акционерные общества, коммандитные товарищества и др. Эта директива содержит методологические основы, лежащие в основе порядка записей на счетах, представленных в национальном плане счетов Франции. Дело в том, что план счетов содержит не только номенклатуру счетов и инструкцию по его применению в практической деятельности, а также
примечания к каждому счету, но и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, инструктивные рекомендации по их составлению.
Кроме того, в Четвертой директиве ЕС разработаны принципы ведения бухгалтерского учета, положенные в основу национального плана счетов. Наиболее значимыми из них можно считать следующие:
принцип начисления, в соответствии с которым доходы и расходы подлежат сопоставлению в отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их поступлений или погашения задолженности;
принцип непрерывности деятельности, в соответствии с которым имеется объективная возможность использования для оценки активов и обязательств исторической (фактической, первоначальной) стоимости;
принцип единства, согласно которому методы формирования данных учета и отчетности должны применяться последовательно от одного отчетного периода (финансового года) к другому.
При создании национального плана счетов Франции решались несколько задач, основной из которых явилась задача единообразного получения и представления данных об активах и пассивах компании, финансовом состоянии и результатах деятельности. Принципы построения плана счетов и требования, которые реализуются им, вытекают не только из национальных особенностей бухгалтерского учета Франции, но и влияния англо-американской системы бухгалтерского учета. Работа компаний Франции на мировых рынках, широкое участие в биржевых операциях, поддержка Францией в 80-е г. XX в. директив Европейского экономического сообщества (ныне Европейского Союза) и присоединение к ним, создали объективные предпосылки повышения достоверности и полезности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для достоверного представления информации в финансовой отчетности, составленной отдельной компанией и группой взаимосвязанных компаний, в бухгалтерском учете и при формировании данных отчетности реализуются определенные принципы. Принципы бухгалтерского учета представляют основополагающие допущения, которые используют при получении информации в бухгалтерском учете и формировании финансовой отчетности.
Основными принципами бухгалтерского учета во Франции, позволяющими реализовать концепцию достоверного и добросовестного представления сведений о деятельности компаний, являются следующие:
1) принцип точного применения установленных
правил бухгалтерского учета;
2) принцип осмотрительности;
3) принцип соответствия.
Принцип точного применения разработанных и закрепленных правил бухгалтерского учета опирается на установленные национальным планом счетов бухгалтерского учета Франции правила. Они определяют возможные виды оценки в учете активов и обязательств компании, их классификацию, правила интерпретации экономической информации как в системе бухгалтерского учета, так и финансовой отчетности, а также порядок представления результатов финансовой деятельности компании в отчетности.
Принцип осмотрительности характеризуется, с одной стороны, большей готовностью к представлению в финансовой отчетности убытков, нежели прибылей, а с другой, - недопущением завышения активов, доходов, прибылей и занижения обязательств и расходов в условиях неопределенности. Реализация принципа осмотрительности снижает риски неопределенности в отношении будущих событий, что позволяет пользователям финансовой отчетности более обоснованно и уверенно принимать экономические решения.
Принцип соответствия, используемый во французской системе бухгалтерского учета, имеет двоякий смысл. С одной стороны, он предполагает строгое соблюдение установленных учетных правил. Однако, влияние методологических характеристик англо-саксонской учетной системы, позволяет трактовать принцип соответствия, реализуемый в национальной учетной системе, как соотнесение доходов и расходов, возникших в одном учетном периоде, для расчета достоверного финансового результата деятельности.
Бухгалтерский учет во Франции, реализуя основные цели, выражающиеся в измерении, фиксации, классификации и интерпретации информации о работе компании, должен:
представлять сведения о деятельности компаний своевременно, с учетом соотношения между выгодами от ее получения и затратами;
давать информацию для сравнения в динамике и с показателями других компаний;
адекватно отражать реалии экономической деятельности компаний, сущность хозяйственных процессов и др.
Видами отчетности, составляемой компаниями Франции, является индивидуальная, формируемая на основе индивидуальных счетов финансового учета конкретной компании, и консолидированная.
Индивидуальная отчетность, имеющая преобладающее значение в финансовой отчетности компаний, формируется в соответствии с национальной методологией бухгалтерского учета, для которой характерны широкая стандартизация, методически подробное изложение в разъясняющей документации порядка формирования сведений в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Она соответствует нормам законодательства, а также Четвертой директиве ЕС.
Формами индивидуальной бухгалтерской отчетности Франции являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания к годовой отчетности, отчет аудитора и отчет о направлениях использования прибыли.
Бухгалтерский баланс отдельно взятой компании характеризуется тем, что, будучи составленным в соответствии с установленным содержанием, является достаточно детализированным. Для его формирования используется система финансовых счетов первых пяти классов национального плана счетов Франции: Класса 1 «Счета капиталов»; Класса 2 «Счета материальных и нематериальных основных средств и финансовых вложений»;
Класса 3 «Счета запасов и незавершенного производства»;
Класса 4 «Счета расчетов»; Класса 5 «Финансовые счета». Причем счета, которые включены в каждый из названных классов, не являются только счетами активов, показывающих величину инвестиций в компанию, или внешних пассивов, показывающих их финансирование, или только акционерного капитала. Эти классы счетов включают как счета активов, так и счета пассивов, изменяющих имущество и обязательства. Поэтому для составления бухгалтерского баланса в составе индивидуальной отчетности следует провести скрупулезную работу, исключающую фор-
мальные подходы и реализующую принципа приоритета экономического содержания над формой.
Счета, используемые для составления бухгалтерского баланса, позволяют исчислять финансовый результат деятельности отдельно взятой компании в индивидуальной отчетности двумя способами.
Первый способ предполагает проведение расчета финансового результата (прибыли, убытка) деятельности компании за период путем сравнения сумм остатков активных и пассивных счетов классов 1, 2, 3, 4 и 5.
Второй способ формирования финансового результата в целом по компании за отчетный период состоит в исчислении суммы изменения чистых активов за этот период за минусом расходов собственного потребления. Сумма активов на начало и конец отчетного периода рассчитывается какраз-ница между стоимостью имущества компании и суммой кредиторской задолженности.
Данные расчета финансового результата деятельности компании за отчетный период используются для исчисления налогооблагаемой прибыли и налоговых обязательств по ней.
Отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) индивидуальной финансовой отчетности составляется по элементам затрат.
По содержанию индивидуальной финансовой отчетности компании Франции делятся натри группы:
1. малые;
2. средние;
3. крупные.
Для малых и средних компаний финансовая отчетность может быть составлена по сокращенному варианту. Сокращенный вариант включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснения к отчетности. Однако, средние компании могут составлять полноценную отчетность. Она содержит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли, пояснения. В них сосредоточена подробная информация об активах, обязательствах и капитале компании, расшифрованы данные о прибылях и убытках, существенные для пользователей отчетности сведения о важнейших показателях деятельности компании за несколько лет.
Крупные компании составляют индивидуальную отчетность, где помимо форм, характерныхдля полноценной отчетности средних компаний, пред-
ставляются данные о способности компании к развитию и изменениям финансового положения в течение ряда лет. Кроме индивидуальной отчетности, крупные компании Франции при доле капитала в капитале другой компании свыше 40% и другом исключительном влиянии на нее, составляют консолидированную отчетность.
Консолидированная отчетность стала формироваться с принятием в качестве нормативного документа по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности Седьмой директивы ЕС (1983 г.) в 1986 г. в связи с развитием национального фондового рынка, мирового рынка ценных бумаг. Для удовлетворения требований инвесторов к финансовой отчетности компаний, представляющих на рынке свои ценные бумаги, возникла необходимость стандартизации методики формирования отчетных сведений. Поэтому консолидированная отчетность составляется по правилам, являющимся наиболее приемлемыми для конкретных групп компаний и учитывающим правила рынков, где они работают, а также в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Однако, несмотря на свободу выбора, положения Седьмой директивы ЕС о составлении консолидированной отчетности транснациональных корпораций, требования к отчетности в случае исключительного контроля материнских компаний над дочерними являются обязательными. Причем содержание, структура и правила оценки активов и обязательств в консолидированной отчетности определены Четвертой директивой ЕС.
Согласно Седьмой директиве ЕС, основными условиями, наличие которых ведет к необходимости составления консолидированной отчетности, являются:
наличие у компании большинства голосующих акций;
наличие права влиять на определение состава совета директоров ком пан ии;
возможность оказывать доминирующее влияние на принятие решений советом директоров дочерней компании.
Возможен вариант, когда материнская компания не составляет консолидированную финансовую отчетность. Основаниями к этому могут быть следующие обстоятельства:
материнская компания не входит в листинг фондовых бирж;
компания является дочерней компанией, полностью зависимой от другой материнской компании одной из стран ЕС;
материнская компания не видит объективной необходимости в ее составлении;
материнская компания имеет долговременные обязательства, резко ограничивающие осуществление исключительного контроля деятельности дочерней компании;
невозможность соблюдения принципа соотнесения затрат и выгод, когда затраты на формирование консолидированной финансовой отчетности превышают планируемые выгоды от ее составления;
исключительный контроль дочерней компании был достигнут за счет приобретения значительного числа ее акций, предназначенных для перепродажи в недалеком будущем и др.
Материнская компания может использовать несколько методов для включения данных финансовой отчетности дочерних компаний в консолидированную отчетность: метод долевого участия; метод пропорциональной консолидации. Метод долевого участия характеризуется тем, что инвестиции в дочерние компании отражаются в отчетности сначала по фактической себестоимости, а затем балансовая стоимость инвестиций уменьшается или увеличивается на долю инвестора в чистой прибыли или чистом убытке материнской компании.
Метод пропорциональной консолидации применяется гораздо реже метода долевого участия и используется для составления финансовой отчетности совместной деятельности. Его сущность состоит в том, что при составлении консолидированной финансовой отчетности инвестиции показываются пропорционально доле инвестора в компании-покупателе.
В целом, индивидуальная финансовая отчетность компаний Франции содержит подробные данные об их деятельности, а консолидированная — сведения принципиального характера, раскрывающие наиболее важные стороны ее экономической жизни. Кроме этого, индивидуальная и консолидированная финансовая отчетность компаний обязательно содержит приложения, в которых представлены сведения, позволяющие получить объективное представление о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности.
Заинтересованные пользователи имеют возможность ознакомиться с данными консолидированной отчетности. Поэтому она обязательно публикуется в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях акционерного капитала, отчета о движении денежных средств и пояснительной записки. Публикация финансовой отчетности является обязательной для акционерных обществ, крупных компаний с ограниченной ответственностью, средних и малых предприятий. Причем, если средние компании публикуют сокращенный вариант финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснения к ним), то малые предприятия могут публиковать пояснения к финансовой отчетности.
Форма и содержание консолидированного бухгалтерского баланса, составляемого компаниями Франции, соответствует Четвертой и Седьмой директивам ЕС. Хотя в Седьмой директиве ЕС отсутствует содержание форм консолидированной отчетности, Четвертая директива характеризуется достаточно подробным описанием их содержания, приведенного в табл. 1.
Форма и содержание консолидированного отчета о прибылях и убытках также соответствуют
Таблица 1
Содержание консолидированного бухгалтерского баланса
Активы Пассивы
А. Активы длительного пользования I. Нематериальные активы П. Материальные активы Ш. Финансовые активы А. Собственный капитал I. Уставный капитал П. Резервный капитал Ш. Резервы, создаваемые за счет валовой выручки IV. Нераспределенные прибыли (убытки) прошлых лет V. Чистая прибыль (убыток) текущего года
В. Текущие активы I. Производственные запасы П. Счета к получению, другие активы Ш. Ценные бумаги 1У. Чеки, денежные средства, остатки на банковских счетах В. Начисления
С. Расходы будущих периодов С. Обязательства
Д. Доходы будущих периодов
Баланс Баланс
требованиям Четвертой директивы ЕС. Они могут быть составлены по видам расходов или по операциям. Но независимо от варианта, принятого для составления отчета, должны быть представлены операционные доходы и расходы, финансовые результаты обычной (уставной) деятельности, финансовые результаты экстраординарных событий, налог на прибыль и другие налоги, уменьшающие чистый финансовый результат, чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Представим содержание отчета о прибылях и убытках по видам расходов в составе консолидированной финансовой отчетности компаний Франции в соответствии с Четвертой директивой ЕС.
1. Реализация.
2. Увеличение (сокращение) объема готовой продукции, незавершенного производства.
3. Капитализированная собственная работа (капитальные вложения).
4. Прочие доходы от операций.
5. Стоимость материалов:
стоимость сырья, полуфабрикатов и других приобретенных товаров; стоимость полученных услуг.
6. Расходы наперсонал: заработная плата;
социальное страхование и расходы на пенсионное обеспечение.
7. Амортизация:
нематериальных и материальных активов длительного пользования, а также капитализированных расходов по содержанию и расширению компании;
списание текущих активов в размерах, превышающих нормальные для компании.
8. Другие операционные расходы.
9. Прибыль от долевого участия, в том числе в родственных компаниях.
10. Прибыль от прочих инвестиций и займов, в том числе родственным компаниям.
11. Прочая прибыль, в том числе от родственных компаний.
12. Амортизация финансовых активов и инвестиций, учитываемых в составе текущих активов.
13. Проценты уплаченные и прочие аналогичные расходы, в том числе родственных компаний.
14. Результаты обычной (уставной) деятельности.
15. Экстраординарный (чрезвычайный) доход.
16. Экстраординарные расходы.
17. Экстраординарные результаты.
18. Налог на прибыль.
19. Прочие налоги.
20. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Представим содержание отчета о прибылях и
убытках по операциям в составе консолидированной финансовой отчетности компаний Франции в соответствии с Четвертой директивой ЕС.
1. Реализация.
2. Себестоимость реализованной продукции.
3. Валовая прибыль от реализации.
4. Расходы, связанные с реализацией.
5. Общеадминистративные расходы.
6. Прочие доходы от операций.
7. Прочие операционные расходы.
8. Прибыль от долевого участия, в том числе в родственных компаниях.
9. Прибыль от других инвестиций и долгосрочных займов, в том числе инвестиций в родственные компании.
10. Проценты полученные и аналогичная прибыль, в том числе от родственных компаний.
11. Амортизация финансовых активов и инвестиций, учитываемых в составе текущих активов.
12. Проценты уплаченные и аналогичные расходы, в том числе родственных компаний.
13. Результаты обычной (уставной) деятельности.
14. Экстраординарный (чрезвычайный) доход.
15. Экстраординарные расходы.
16. Экстраординарные результаты.
17. Налог на прибыль.
18. Чистая прибыль (убыток) текущего года. Отчет об изменениях акционерного капитала в
составе консолидированной отчетности компаний Франции составляется за несколько лет в соответствии с нормами, определенными международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Отчет о движении денежных средств составляется по МСФО косвенным методом. Однако, многие компании его не составляют.
В пояснениях описывают методические вопросы ведения учета, учетную политику в отношении формирования стоимости активов, обязательств, финансовых результатов, изменения капитала, имеющих важное значение для характеристики финансовых результатов и имущественного положения компании.
Имущество и обязательства компаний Франции оцениваются и учитываются в соответствии с единым национальным планом счетов и требова-
ниями, которые предъявляются к финансовой отчетности. Согласно нормативным документам компании формируют рабочий план счетов. Его номенклатура определяется совокупностью типичных операций, подлежащих отражению в учете, а также операциями, которые могут возникнуть в связи с новыми видами деятельности и хозяйственными процессами, планируемыми на будущее.
Основным видом оценки основных средств является первоначальная стоимость. Она используется для объектов, которые приобретены у сторонних организаций с включением расходов по доставке, установке, отладке.
Объекты основных средств, построенные силами самой компании, оцениваются по первоначальной стоимости. В нее включаются затраты материальных ресурсов, заработной платы, расходы по эксплуатации строительной техники, накладные расходы и др. Исключение составляют расходы финансового характера, расходы на содержание администрации строительного объекта, расходы на проведение работ научно-исследова-тельского, опытного характера и расходы на конструкторские разработки.
Одним из видов оценки основных средств является восстановительная стоимость. Под ней понимают стоимость замещения, т.е. стоимость объекта имущества, которую необходимо уплатить за его приобретение взамен имеющегося. Она используется не только по основным средствам, введенным в эксплуатацию, но и по незавершенным строительством объектам инвестиций. Сумма дооценки таких внеоборотных активов увеличивает налогооблагаемую прибыль, исходя из требований французского налогового законодательства. Однако, уценка объектов внеоборотных активов может приводить к снижению налогооблагаемой прибыли. Сумма дооценки или уценки основных средств и незавершенных вложений в эти объекты при консолидации финансовой отчетности изменяет резерв по переоценке основных средств. Он является одним из составных элементов собственного капитала компании.
Для отдельных объектов основных средств может использоваться оценочная рыночная стоимость. Рыночная стоимость представляет текущую оценку объекта имущества на определенную дату, по которой активы могут быть приобретены или проданы в обычных условиях активного рынка информированными сторонами. Она ис-
пользуется для оценки того имущества, которое поступило безвозмездно, для выявленных неучтенных активов, имущества, которое оприходовано в качестве вклада в уставный капитал и других обстоятельствах особого характера.
Амортизация по объектам основных средств рассчитывается от первоначальной или восстановительной стоимости. Суммы начисленной амортизации исчисляются ежегодно и являются расходами. К амортизации применяется концепция соответствия доходов и расходов в одном отчетном периоде. Поэтому, исходя из стоимости объекта и срока полезной экономической жизни, ведется расчет амортизации. Причем, по земле и природным ресурсам начисление амортизации не практикуется, по ним исчисляется истощение. Затраты на улучшение земли и природных ресурсов подвергаются амортизации.
Срок полезного использования по объектам основных средств Франции установлен законодательством и может составлять: по зданиям — от 15 до 50 лет; по оборудованию — от 5 до 15 лет; по транспорту — от 3 до 5 лет. Среди методов начисления амортизации основных средств в практике компаний Франции могут быть применены:
1) прямолинейный (линейный) метод;
2) производственный метод;
3) метод двойного линейного расчета амортизации;
4) метод уменьшаемого остатка;
5) метод суммы чисел лет (метод дожития). Прямолинейный (линейный) метод характеризуется равномерным начислением амортизации и является наиболее распространенным. Производственный метод используется при расчете амортизации в зависимости от объема продукции, работ, услуг. Кроме этого, производственный метод может быть использован для расчета амортизации в зависимости от количества часов, отработанных оборудованием по производству вида продукции, работ, услуг. Прямолинейный и производственный методы являются наиболее распространенными, поскольку принимаются для целей налогообложения прибыли. Они, как и методы ускоренной амортизации, к которым относятся методы двойного линейного расчета, уменьшаемого остатка и суммы чисел лет (дожития), закрепляются в учетной политике компании.
Метод двойного линейного расчета амортизации предполагает получение суммы амортизации путем использования удвоенной нормы линейной амортизации.
Метод уменьшаемого остатка основан на ежегодном расчете суммы амортизации, исходя из остаточной стоимости основных средств. Метод суммы чисел лет основывается на ежегодном расчете количества лет дожития. При этом сумма амортизации исчисляется путем умножения первоначальной стоимости объекта на коэффициент, исчисляемый как частное отделения количества лет дожития объекта на общее число лет полезной службы объекта.
Кроме охарактеризованных способов расчета ускоренной амортизации, во Франции может использоваться расчет амортизации с применением трех групп понижающих коэффициентов — 1,5; 2,0; 2,5. Чем меньше срок полезного использования объекта основных средств, тем ниже коэффициент снижения нормы амортизации. Начисление амортизации независимо от закрепленного способа расчета отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч. 68 «Затраты по амортизационным отчислениям и оценочным резервам»
К-тсч. 28 «Амортизация основных средств».
Нематериальные активы, учитываемые как один из видов внеоборотных активов, характеризуются приобретением их для собственного использования в течение более года и отсутствием материально-вещественной формы. Во Франции, как и в других странах, нематериальными активами являются авторские права на технологии, патенты, конструкторские разработки, торговые знаки, организационные расходы, гудвилл (деловая репутация компании) и др.
Видами оценки нематериальных активов являются те же, что используются для оценки основных средств, включая постоянные переоценки их стоимости. Однако, если нематериальные активы в связи со спецификой их идентификации не могут быть оценены, они учитываются в составе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) или как отложенные расходы (предоплаченные или расходы будущих периодов). Их стоимость погашается в течение нескольких лет (до 5 лет), а дивиденды акционерам, участникам, учредителям компаний начисляются только после их полного списания.
Кроме этого, возможен вариант списания подобных расходов на текущие затраты. Он закрепляется в учетной политике компании.
Амортизация объектов нематериальных активов рассчитывается в том же порядке и с использованием тех же методов, что и по основным средствам.
Организационные расходы, относимые к нематериальным активам, представляют затраты по созданию, учреждению компании и включают расходы по ее юридическому оформлению, расходы на маркетинговые исследования, выполненные в момент организации компании и др. Согласно нормативным требованиям к построению системы бухгалтерского учета Франции, эти расходы являются текущими и должны быть капитализированы. После капитализации они либо списываются единовременно, либо, что используется более часто, включаются в состав текущих расходов в течение нескольких лет. Максимальный срок списания капитализированных организационных расходов — 5 лет.
Одним из видов нематериальных активов, подлежащим отражению в учете и финансовой отчетности, является гудвилл, или деловая репутация организации. Он представляет разницу между покупной стоимостью приобретенной компании и ее балансовой стоимостью. Например, если одна компания приобрела другую, заплатив на дату покупки 80 ООО евро, а у проданной компании активы равны 120 ООО евро и кредиторская задолженность - 50 ООО евро, то чистые активы составят 70 ООО евро (120 000 евро - 50 000 евро), а гудвилл 10 000 евро (80 000 евро - 70 000 евро). В бухгалтерском учете гудвилл будет отражен, согласно национальному плану счетов Франции, следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 207 «Стоимость гудвилла» 10 000 евро
К-т сч. 46 «Разные
дебиторы и кредиторы» 10 000 евро. Отрицательный гудвилл учитывается как вид отложенного дохода и списывается в уменьшение балансовой прибыли. Гудвилл подлежит амортизации в течение 11 -12 лет. Однако, срок его амортизации может быть продлен до 40 лет.
В компаниях Франции объекты нематериальных активов, в отличие от основных средств, не подвергаются переоценке.
Краткосрочными активами, отражаемыми в системе бухгалтерского учета Франции, являют-
ся имущество, используемое в производственной, хозяйственной, управленческой деятельности в течение одного года или одного операционного цикла. При этом операционный цикл представляет временной период между датой приобретения краткосрочных активов и датой преобразования в денежные средства или их эквиваленты. В бухгалтерском балансе они подразделяются на четыре группы:
производственные запасы (сырье, покупные изделия, незавершенное производство, готовая продукция и др.);
счета к получению и другие активы (дебиторы, задолженность родственных компаний и др.); ценные бумаги (акции и др.); денежные средства и их эквиваленты (чеки, деньги в кассе, остатки денежных средств в банках и др.).
Стоимость сырья и покупных изделий используется для расчета суммы выручки от продаж инвентарным методом, когда путем инвентаризации рассчитывают стоимость остатков ресурсов на начало и конец отчетного периода, а стоимость поступления ресурсов в течение периода — по данным бухгалтерского учета. Затем выполняют следующий расчет:
Сп = Зн + Пп - Зк, где Сп — стоимость продаж;
Зн, Зк — производственные запасы на начало и конец отчетного периода;
Пп — поступления запасов в течение отчетного периода.
Для определения стоимости производственных запасов в бухгалтерском учете французских компаний используются методы оценки по покупной или продажной стоимости в зависимости от того, какая из них принята в учетной политике. Однако, национальными стандартами предпочтение отдается продажной стоимости. Она исчисляется как стоимость реализации на определенную дату, очищенная от расходов по продажам. Их относят в состав общих или административных расходов.
При исчислении стоимости израсходованных материальных ресурсов для производственных и управленческих нужд применяют методы фактической себестоимости, основным среди которых является метод средней (средневзвешенной) стоимости. Другие методы (ФИФО, ЛИФО) используются реже, а метод ЛИФО возможен
только для формирования консолидированной отчетности как альтернативный вариант. Однако, при составлении индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности используют правило низшей стоимости (ЬСМ), считая, что его использование позволяет получить более достоверные показатели.
Для оценки готовой продукции и незавершенного производства разработано несколько методов: метод неполной себестоимости, метод прямых затрат, метод прямых стандартных затрат и др. Наиболее применяемым в соответствии с принятым в учетной политике является метод неполной себестоимости с исключением сумм начисленных процентов по займам.
Счета к получению и другие активы, представленные в бухгалтерском балансе и относящиеся кдебиторской задолженности, подразделяются в учете на две группы:
относящиеся к уставной деятельности;
по прочим операциям.
Учет дебиторской задолженности организуется по видам, срокам, по дебиторам. Для списания безнадежных долгов создается резерв их погашения за счет прибыли компании.
Прочими операциями, характеризующими движение дебиторской задолженности, являются предоплата будущих поступлений, выданные авансы поставщикам, переплаты по налогам и сборам и др. Они учитываются в соответствии с нормами, определенными соответствующими МСФО.
По операциям, проводимым в иностранной валюте, национальные нормы учета и пересчета сумм не установлены. В практической работе компании Франции могут использовать несколько вариантов:
1) для пересчета остатков по счетам в иностранной валюте для составления бухгалтерского баланса используют курс на последнюю дату отчетного периода;
2) для пересчета данных оборотов счетов для составления отчета о прибылях и убытках исчисляют средний курс иностранной валюты за отчетный период.
Методика пересчета иностранной валюты содержит норму, согласно которой суммы курсовых разниц относят на счет капитала.
Датами, по курсу на которые ведется пересчет сумм в иностранной валюте, могут быть: датадоговора;
дата выполнения заказа, оказания услуги, выполнения работы;
дата принятия счета к оплате; дата выписки счета.
Особенностью формирования капитала компаний является создание резерва на капитал, минимальный размер которого составляет 10% основного (акционерного, уставного и др.) капитала. Кроме обязательного резерва, компании могут создавать инициативные резервы за счет прибыли для выпуска собственных акций, формирования гарантий погашения долгов и др., которые признаются или не признаются как расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли.
Обязательствами компаний, отражаемыми в учете и отчетности, могут быть займы, задолженность банкам, авансы полученные, задолженность поставщикам, векселя выданные, задолженность родственным компаниям и др. Они учитываются на отдельных синтетических счетах, а в аналитическом учете отражаются по срокам погашения.
Пенсионные отчисления квалифицируются компаниями Франции как их важнейшая функция по отношению к своим работникам, а бухгалтерский учет подобных отчислений ведется методом обязательств перед государственным пенсионным департаментом. Кроме того, компании участвуют в отраслевых пенсионных программах, а также отчисляют пенсионные платежи независимым страховым организациям. Перечисленные суммы в большинстве своем учитываются при налогообложении прибыли. В индивидуальной и консолидированной отчетности компаний обязательства, связанные с пенсионным обеспечением работников, детально расшифровываются.