Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет в зарубежных странах'

Бухгалтерский учет в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4268
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МСФО / ЗАКОН / РЕФОРМА / ДОКУМЕНТЫ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье представлены особенности национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности Израиля, Словакии, Латвии и Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет в зарубежных странах»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ*

В статье представлены особенности национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности Израиля, Словакии, Латвии и Украины.

Ключевые слова: стандарт, бухгалтерский учет, МСФО, закон, реформа, документы, учетная политика.

В учебном пособии под редакцией доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины Ф. Ф. Бутынца, состоящем из нескольких частей, раскрываются особенности бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, специфика нормативного регулирования более чем в 40 странах, а также представлены программы подготовки учетных кадров и требования к аудиторам. Кроме этого, в пособии освещаются основные правила учета различных объектов в упомянутых странах, что делает издание особенно полезным для студентов, практиков и исследователей проблем учета, анализа и аудита.

В написании первой части пособия, посвященной Белоруссии, Болгарии, Литве, России, Украине и Чехии, принимали участие Л. Даву-лиэне, кандидат экономических наук, старший эксперт (Литва); Е. Дружинина, ассистент (Беларусь); Т. Жилинская, аспирант (Беларусь); Л. Каз-лаускене, директор Института бухгалтерского учета (Литва); В. Кивачук, кандидат экономических наук, доцент (Беларусь); С. Коротаев, кандидат экономических наук, доцент (Беларусь); Н. Малюга, доктор экономических наук, профессор (Украина); И. Мацкевичюс, доктор экономических наук, профессор (Литва); Л. Мейзлик, кандидат экономических наук, доцент (Чехия);

* ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» благодарит коллектив авторов за предоставленный материал.

О. Миронова, доктор экономических наук, профессор (Литва); М. Мусов, докторант (Болгария); И. Пеляк, ассистент (Чехия); Л. Потоня, старший преподаватель (Беларусь); Л. Прохорова, магистрант (Беларусь); О. Сенокосова, старший преподаватель (Беларусь); Ю. Слапик, доцент (Беларусь); В. Юрчик, старший преподаватель (Беларусь).

Во второй части пособия представлены Азербайджан, Израиль, Латвия, Молдова, Польша, Словакия и Украина. Над его созданием работали М. Вашекова (Словакия), О. Векслер (Израиль); К. Винярска (Польша); И. Витола (Латвия), А. Есемчика (Латвия), В. Зарина (Латвия), Г. Кал-ниня (Латвия), С. Кейш (Латвия), И. Лейбус (Латвия), Н. Малюга (Украина), И. Мацкевичюс (Латвия), Д. Мокошева(Словакия), А. Поломош-ных (Молдова), А. Соопа (Латвия), В. Шелагинов (Азербайджан), М. Штейнман (Израиль), В. Цур-кану (Молдова).

Третья часть учебного пособия будет посвящена Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландам, США, Франции и Швеции.

В данной статье мы рассмотрим лишь применение национальных и международных стандартов в Израиле, Словакии, Латвии и Венгрии.

ИЗРАИЛЬ

Разработка бухгалтерских стандартов Израиля началась еще до образования государства. В 1931 г., еще во времена британского мандата, т. е. за 17 лет до образования Государства Израиль, была создана Палата аудиторов, основателями которой сформулированы основные нормы ведения бухгалтерского учета в стране.

Традиционно государство вплоть до последнего времени не было инициатором измене-

ний и нововведений по вопросам организации бухгалтерского учета, за исключением Закона о ценных бумагах, регламентирующего годовую и квартальную отчетность биржевых компаний, а также ряда законов и подзаконных актов, регулирующих учет в бюджетных организациях и их налоговую отчетность. По иронии судьбы закон, регламентирующий деятельность Палаты аудиторов (Закон об аудиторах), принят только спустя четверть века после основания Палаты — в 1955 г.

Палата аудиторов создала комплекс бухгалтерских стандартов на базе английских бухгалтерских норм.

В 1980-егг. британский подход уже не мог полностью удовлетворить все требования современного бизнеса. Постепенно английские правила ведения бухгалтерского учета, считающиеся в мировой практике консервативными, вытеснялись более мобильными американскими стандартами.

Чтобы поддерживать профессиональный уровень израильских специалистов, Палата аудиторов публиковала «открытые профессиональные заключения» или инструкции, являющиеся по сути руководством к действию в области бухгалтерского учета и аудита.

В 1990-егг. со вступлением в эпоху передовых технологий (хай-тек) бухгалтерские стандарты во всем мире, в том числе и в Израиле, претерпели серьезные изменения.

Эмиссия ценных бумаг компаний как средство поощрения рабочего персонала стала нормой в большинстве индустриальных фирм. Использование фьючерсных контрактов для снижения коммерческих и валютных рисков требовало более подробного объяснения в бухгалтерских отчетах. Объединение предприятий не происходило так же прямолинейно, как десятки лет назад. Эти и другие факторы обязали лучших специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту во всем мире искать решения, которые соответствовали бы современным требованиям бизнеса.

В 1994 г. под руководством Палаты аудиторов Израиля сформирован Институт бухгалтерских стандартов.

Компании, акции которых размещены на Тель-Авивской бирже, обязаны соблюдать не только бухгалтерские стандарты, но и требования Закона о ценных бумагах от 1968 г., предусматри-

вающего более строгое отношение к правилам составления финансовой отчетности с тем, чтобы обеспечить ее достоверность.

В Израиле применяются следующие бухгалтерские стандарты (табл. 1).

В 2002 г. Европейский Союз (ЕС) принял решение о составлении единых бухгалтерских стандартов, действующих на территории стран ЕС. Начиная с 2005 г. все компании, акции которых размещены на европейских биржах, обязаны представлять отчетность в соответствии со стандартами МСФО (ШИЗ).

Поскольку акции многих израильских компаний котируются как на европейских, так и на американских биржах, Израильский институт бухгалтерских стандартов разрешил биржевым компаниям, начиная с 2008 г., представлять свою отчетность согласно стандартам МСФО (ШИЗ) даже в тех случаях, когда существуют различия между МСФО (ШИЗ) и израильскими стандартами, утвержденными Институтом стандартов, Палатой аудиторов Израиля или Комиссией по ценным бумагам.

По мнению специалистов, введение МСФО (ШИЗ) приведет как к положительным, так и к отрицательным результатам. С одной стороны, введение МСФО (1ЕЯ8) необходимо для интеграции на мировом рынке и для привлечения иностранных инвесторов. С другой стороны, новые правила включают в себя элементы, резко отличающиеся от принципов бухгалтерского консерватизма, действующих сегодня в Израиле. Так, представители комиссии по ценным бумагам считают, что введение МСФО (ШИЗ) «увеличит» на бумаге прибыль израильских биржевых компаний в среднем на 8 %. Тем не менее, действующие стандарты не позволяют отразить в финансовых отчетах реальную стоимость фирмы. Действует принцип асимметрии, когда пользователь финансовых отчетов находится в неравной ситуации с правлением компании, которое эти отчеты составляет.

Так, например, строительная компания купила 15лет назад земельный участок на застройку. Рыночная цена участка выросла за это время в десят -кираз, однако об этом знает только руководство компании, поскольку истинная цена участка не отражается в финансовых отчетах.

Введение МСФО (1ЕЯ8) предназначено уравнять позиции менеджмента и инвестора в

Таблица 1

Стандарты бухгалтерского учета Израиля

Номер стандарта Дата публикации Наименование стандарта

1 Март 1998 Холдинговые системы венчурных фондов

2 Сентябрь 1999 Учет строительных объектов, предназначенных к продаже

3 Июль 1999 Капитализация финансовых издержек

4 Июль 1999 Выполнение работ по долгосрочному подряду

5 Декабрь 1999 Комментарии к заключению Палаты аудиторов 69 — «Благотворительные организации»

6 Июнь 2000 Использование новых финансовых стандартов в период, предшествующий их публикации

7 Май 2001 Влияние событий, произошедших после балансовой даты

8 Май 2001 Прекращенная финансовая деятельность

9 Март2001 Финансовый учет вузов

10 Март2001 Обусловленные обязательства и условные активы

11 Июль 2001 Секторальный учет

12 Октябрь 2001 Прекращение инфляционной индексации отчетов

13 Ноябрь 2001 Влияние изменения валютных курсов

14 Август 2002 Финансовая отчетность за предыдущие отчетные (квартальные) периоды

15 Февраль 2003 Снижение рыночной оценки активов

16 Февраль 2001 Финансовый учет инвестиций в недвижимость

17 Декабрь 2002 Временная отсрочка началадействия стандартов 12 и13

18 Февраль 2004 Финансовая отчетность больничных касс

19 Июль 2004 Учет налоговых платежей и обязательств

20 Март 2006 Учет нематериальных активов при покупке дочерней компании

21 Февраль 2006 Расчет прибыли на акцию

22 Июль 2005 Финансовые инструменты

23 Декабрь 2006 Финансовый учет операций между компанией и ее владельцами

24 Сентябрь 2005 Оплата труда и услуг с использованием ценных бумаг фирмы

25 Февраль 2006 Финансовый учет доходов

26 Август 2006 Учет материальных запасов

27 Апрель 2007 Ведение учета основных фондов

28 Май 2007 Снижение ценности основных фондов

29 Июль 2006 Правила применения международных стандартов в Израиле

30 Март 2007 Нематериальные активы

вопросах оценки реальной стоимости фирмы (табл. 2).

Если отсутствует Израильский стандарт, то при составлении финансовых отчетов используется американский стандарт, а в случае его отсутствия — международный.

СЛОВАКИЯ

Характеризуя Словакию, следует отметить, что со времени политических изменений в 1989г, когда начался процесс трансформации от централизованной плановой экономики к рыночно-ориентиро-ванной экономике, начались следующие основные изменения в бухгалтерском законодательстве:

- в 1991г. Закон «О бухгалтерском учете» № 563/1991 был подготовлен как основной закон по бухгалтерскому учету в Чехословакии;

- процесс гармонизации для подготовки входа в ЕС требовал значительных дополнений к бухгалтерскому законодательству. Он предусматривал необходимость создания нового закона о бухгалтерском учете. Закон № 431/2002 «О бухгалтерском учете» введен в действие с 01.01.2003. Кроме внесения поправок в Закон «О бухгалтерском учете», были изменены некоторые положения о бухгалтерских процедурах и основа для плана счетов для тех предпринимателей, которые ведут учет в системе двойной записи. Изменения были вызваны внедрением некоторых правил МСФО:

- международные стандарты были внедрены на основе регулирующих норм ЕС, связанных с консолидированной отчетностью публичных компаний, и с 2007 г. также определены те юриди-

Таблица 2

Сравнительный анализ международных и израильских бухгалтерских стандартов

Наименование стандарта US GAAP МСФО Израильские стандарты отчетности

События после даты бухгалтерской отчетности FAS 1 IAS 10 РАП 11, АС7

Организационные договора на строительство АРВ 45 IAS 11 АС 4

Налоги FAS 109 IAS 12 Отсутствует

Секторальная отчетность FAS 131 IAS 14 АС 11

Влияние изменения цен и инфляции на отчетность FAS 89 IAS 15 РАП 36, РАП 50, АС 13

Лизинг FAS 13, FAS 28 IAS 17 Отсутствует

Учет доходов CON 5 IAS 18 То же

Льготы и эмиссии для работников FAS 43, FAS 87, FAS 106, FAS 112 IAS 19 РАП 19-20

Финансовый учет государственных субсидий — IAS 20 РАП 35

Влияние изменения валютных курсов на финансовые отчеты FAS 52 IAS 21 АС 13

Комбинации FAS 141 МСФО (IFRS) 3 Отсутствует

Учет финансовых издержек FAS 34 IAS 23 АС 3

Учет сделок со связанными сторонами FAS 57 IAS 24 РАП 29

Учет пенсий и компенсаций по увольнению FAS 35 IAS 26 Отсутствует

Консолидированные финансовые отчеты и инвестиции в дочерние компании FAS 94 IAS 27 РАП 57

Финансовая отчетность в период гиперинфляции FAS 89 IAS 29 РАП 36, РАП 50, АС 12

Предоставление отчетности о совместных сделках APB 18 IAS 31 РАП 57

Прибыль на акцию FAS 128 IAS 33 РАП 55

Финансовые отчеты за предварительный (квартальный) период APB 28 IAS 34 РАП 43, АС 14

Прекращенная деятельность FAS 39 IAS 35 АС 8

Снижение рыночной ценности активов FAS 144 IAS 36 АС 15

Финансовые инструменты FAS 133, FAS 107 МСФО (IFRS) 3 Отсутствует

Нематериальные активы FAS 2, FAS 142 IAS 38 То же

Инвестиции в недвижимость Отсутствует IAS 40 АС 16

ческие лица, которые должны применять МСФО при составлении индивидуальной финансовой отчетности.

Минфин Республики Словакии является разработчиком национального законодательства.

Перечень национальных стандартов. Закон № 431/2002 «О бухгалтерском учете» является основным юридическим документом. Минфин Республики Словакии издает регулятивные документы, скорее, для уточнения, нежели для пояснения норм закона в виде различных постановлений для отдельных видов предприятий. Различные постановления разработаны для разных хозяйствующих субъектов:

- указ Минфина Республики Словакии от 16.12.2002 № 23054/2002-92, в котором изложены

пояснения бухгалтерских процедур и основа плана счетов для предпринимателей, которые ведут учет в системе двойной записи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- указ Минфина Республики Словакии от 17.12.2002 № 4455/2003-92, в котором изложены требования к структуре, описание и содержание статей финансовой отчетности для отдельного юридического лица и объем данных, представленных в финансовых отчетах, подлежащие публикации предпринимателями, которые ведут финансовый учет в системе двойной бухгалтерии;

- указ Минфина Республики Словакии от 17.12.2002 № 23586/2002-92, в котором изложены требования к структуре, описание и содержание статей финансовой отчетности для отдельного юридического лица и объем данных, отображенных в финансовых отчетах, которые подлежат

публикации предпринимателями, ведущими финансовый учет в системе простой записи и занимающимися бизнесом или иной прибыльной деятельностью, где они отображают суммы понесенных затрат для получения дохода при определении базы налога на прибыль;

- указ Минфина Республики Словакии № 20359/2002-92, в котором изложены бухгалтерские процедуры и основа плана счетов для банков, подразделений зарубежных банков, Национального банка Республики Словакии, фонда защиты депозитов, торговцев ценными бумагами, представительств зарубежных торговцев ценными бумагами, фонда гарантии инвестиций, компаний управления активами, представительств зарубежных компаний по управлению активами и фондами взаимопомощи;

- положение Минфина Республики Словакии № 5292/2005-74, устанавливающее особенности построения и значения статей в финансовой отчетности, степень раскрытия информации. Данный документ применяется банками, отделениями зарубежных банков, Национальным банком Республики Словакии, фондом защиты депозитов, торговцами ценных бумаг, представительствами зарубежных торговцев ценными бумагами, фондом гарантии инвестиций, компаниями по управлению активами, представительствами зарубежных компаний управления активами, взаимными фондами;

- положение Минфина Республики Словакии № MF/8338/2005-74, устанавливающее особенности построения и значения статей индивидуальной финансовой отчетности, степень раскрытия информации для публикации. Данный документ применяется Национальным банком Республики Словакии;

- постановление Минфина Республики Словакии от 03.12.2002 № 22212/2002-92, определяющее бухгалтерские процедуры и структуру плана счетов для страховых компаний, подразделений зарубежных страховых компаний, компаний, которые специализируются на операциях перестрахования, подразделений зарубежных компаний по перестрахованию, управления страховщиков Словакии (the Slovak Insurers' Office);

- постановление Минфина Республики Словакии № 12643/2004-74 определяет особенности построения, значение статей финансовой отчетности для публикации. Применяется стра-

ховыми компаниями, подразделениями зарубежных страховых компаний, компаниями, которые специализируются на операциях перестрахования, подразделениями зарубежных компаний по перестрахованию, управлением страховщиков Словакии;

- постановление Минфина Республики Словакии от 11.12.2003 № 24501/2003-92, определяющее бухгалтерские процедуры, структуру плана счетов для государственных организаций (бюджетных организаций, государственных фондов, муниципалитетов);

- постановление Минфина Республики Словакии от 10.12.2002 № 22502/2002-92 определяет бухгалтерские процедуры и план счетов для некоммерческих организаций;

- постановление Минфина Республики Словакии от 25.12.2003 № 1407/2003-92, определяющее особенности построения, значение статей финансовой отчетности, содержание статей и степень раскрытия информации в финансовой отчетности. Применяется государственными организациями, бюджетными организациями, государственными фондами, муниципалитетами;

- указ Минфина Республики Словакии от 16.12.2002 № 22602-92 определяет бухгалтерские процедуры, структуру, описание и содержание статей финансовой отчетности для юридических лиц и степень раскрытия информации финансовой отчетности, подлежит огласке предпринимателями, ведущими учет в системе простой записи, которые являются некоммерческими организациями;

- постановление Минфина Республики Словакии от 30.11.2005 № MF/22930/2005-74 определяет бухгалтерские процедуры, структуру плана счетов для компаний, специализирующихся на страховании здоровья;

- постановление Минфина Республики Словакии от 14.12.2005 № MF 2293/2005-74 определяет особенности построения финансовых отчетов, значение их статей, содержание, степень раскрытия информации финансовой отчетности, которая подлежит огласке. Применяется компаниями, которые специализируются на страховании здоровья.

Все законы и нормативные документы опубликованы в Кодексе законов Республики Словакии, которые доступны на сайте www. zbierka. sk или http:/www. finance, gov. sk.

Правила бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов установлены указом Минфина Республики Словакии от 16.12.2002 № 23054/2002-92 (Slovak Double Entry Accounting Details), который имеет следующую структуру:

1. Общие положения.

2. Бухгалтерские процедуры оценки активов.

3. Бухгалтерские процедуры в специфических ситуациях.

4. Специальные положения касательно бухгалтерских методов.

5. Класс счетов 0 — «Необоротные активы».

6. Класс счетов 1 — «Запасы».

7. Класс счетов 2 — «Финансовые счета».

8. Класс счетов 3 — «Счета дебиторской и кредиторской задолженности».

9. Класс счетов 4 — «Счета капитала и долгосрочных обязательств».

10. Класс счетов 5 — «Расходы».

11. Класс счетов 6 — «Доходы».

12. Класс счетов 7 — «Суммирующие счета баланса и забалансовые счета».

13. Временные и заключительные положения.

Правила составления финансовой отчетности

хозяйствующими субъектами установлены указом Минфина Республики Словакии от 17.12.2002 № 4455/2003-92 (Slovak Financial Statements Details), содержащим следующие части:

1. Основные положения.

2. Баланс и отчет о прибылях и убытках.

3. Примечания.

4. Временные и заключительные положения.

Применение МСФО (LAS/IFRS) в стране.

Будучи членом ЕС, Республика Словакия обязана принять решение Комиссии ЕС касательно применения МСФО с 1 января 2005 г.

Все компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовом рынке, должны применять МСФО. Однако для целей налогообложения они также должны рассчитывать базу для налогов согласно налоговому законодательству Республики Словакии.

ЛАТВИЯ

После принятия Декларации о независимости (4 мая 1990 г.) Латвии пришлось создавать новую законодательную систему. Этим обозначено начало перехода с централизованного планового хозяйства к рыночной экономике, что предпо-

лагало пересмотр прежних институтов власти и правового законодательства. Политическая ситуация диктовала создание новой законодательной базы по бухгалтерскому учету, налоговой политике и аудиту.

С началом реформы системы бухгалтерского учета Латвии необходимо было определиться с системой ведения бухгалтерского учета. Предлагалось выбрать одну из моделей стран ЕС или реформировать действующую систему бухгалтерского учета с учетом рыночных отношений. В основу концепции была положена датская система, что обусловлено следующим:

- бухгалтерская система Дании наиболее полно отвечала требованиям международных стандартов;

- Дания, как и Латвия, — небольшое государство, в котором едины система учета и налогообложения.

Первые законодательные акты по бухгалтерскому учету утверждены Верховным Советом Латвии 14.10.1992:

- Закон о бухгалтерском учете;

- Закон о годовых отчетах предприятий.

Минфин Латвии приказом от 13.05.1993 № 63

утвердил единый план счетов. В дальнейшем латвийское законодательство гармонизировалось с нормами директив ЕС, международных и американских стандартов. В Латвии постоянно совершенствуются бухгалтерские нормативные документы, служащие основой подготовки финансовой отчетности по требованиям ЕС.

Латвийские стандарты бухгалтерского учета (ЛСБУ) разрабатывает Совет по бухгалтерскому учету Латвии, которые утверждаются Кабинетом министров Латвии.

Международные нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет. Еще 10 лет

назад казалось невозможным гармонизировать стандарты финансовой отчетности в соответствии с требованиями ЕС и иными международными стандартами. Требования по составлению годовых отчетов в каждом отдельном государстве были индивидуальны и различны, как и сами государства. Отдельные страны старались сохранить свою индивидуальность и отстаивали сохранение норм законов. Это считалось национальной идентичностью, традициями и частью независимости. Найти общие точки со-

прикосновения в решении этой проблемы было нелегко. В процессе организации и развития общеевропейского рынка пришлось решать и эти сложные вопросы.

На основе четвертой (93/22/ЕЕС) и шестой (89/29В/ЕЕС) директив ЕС началась деятельность по гармонизации европейского бухгалтерского учета. Эти директивы определяют нормы ведения бухгалтерского учета в компаниях ЕС. Четвертая директива является наиболее важным документом, определяющим пути, формы и методы гармонизации и унификации бухгалтерского учета и отчетности стран Западной Европы. Эта директива содержит набор основных требований, которым должен соответствовать бухгалтерский учет частных компаний, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также определяет требования к тому формату (перечню и группировке показателей), по которому должны составляться бухгалтерский баланс и отчет о прибылях (убытках).

Учетная политика банков и страховых компаний базируется на других директивах. Европейские директивы вступили в силу в конце 1970-х и начале 1980-хгг. Минимальный уровень сопоставимости бухгалтерского учета и отчетности ЕС обеспечен директивами. Для эффективного изменения учетной политики нормы директив были включены в национальное законодательство. Это трудоемкий и долгосрочный процесс для всех государств. В то же время директивы предоставляют свободу их интерпретирования, что оставляет возможность сохранить различия финансовых стандартов европейских государств.

Основной организацией, занимающейся разработкой международных стандартов, является специальный Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета — КМСБ (IASC). Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англоязычных странах, главным образом в США и Великобритании. Распространенным фактом, подчеркивающим возрастающую значимость международных стандартов бухгалтерского учета, является участие КМСБ в совместной программе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая объединяет органы управления мировыми фондовыми биржами.

Латвийские стандарты бухгалтерского учета. Традиции каждого государства в сфере бухгалтерского учета существенно отличаются от требований МСФО. Это создает значительные трудности для перехода от применения национальных стандартов учета к применению международных. Латвию можно отнести к той группе стран, в которых национальный бухгалтерский учет развивался в близком соответствии с требованиями МСФО. В Латвии начата деятельность по разработке национальных стандартов учета, которые основывались бы на МСФО. При ЛАПР (Латвийская ассоциация присяжных ревизоров) была создана комиссия, которая занималась разработкой латвийских стандартов. В настоящее время ЛТКСФУ (Латвийский технический комитет стандартизации финансового учета) ответственен за разработку национальных стандартов бухгалтерского учета. Для компаний крайне необходимо своевременно учесть и осмыслить все аспекты, связанные с обеспечением соответствия финансовой отчетности требованиям международных стандартов. Это обусловлено тем, что при составлении годового отчета бухгалтера должны выполнять нормы латвийских стандартов бухгалтерского учета (ЛСБУ). На начальном этапе необходимо оценить разницу между существующей практикой учета и международными требованиями. Годовые отчеты за 2007 г. включают требования уже действующих восьми стандартов (всего утверждено девять стандартов):

1. Основные принципы подготовки финансовых отчетов.

2. Отчет о движении денежных средств.

3. События после даты баланса.

4. Изменение учетной политики, изменения в бухгалтерских оценках и исправлении ошибок предыдущих лет.

5. Долгосрочные договоры.

6. Доходы.

7. Основные средства.

8. Накопления.

9. Инвестиционная собственность.

Краткое содержание перечисленных ЛСБУ

приведено в табл. 3.

Положения указанных ЛСБУ используются в процессе принятия решений относительно управления имуществом руководством субъекта хозяйствования (рис. 1).

Таблица 3

Содержание действующих ЛСБУ

ЛСБУ Краткое содержание

№ 1 «Основные принципы подготовки финансовых отчетов» (решение Совета по бухгалтере-комуучетуот05.02.2004, всилес 13.02.2004) Обобщает и разъясняет основные принципы подготовки финансовых отчетов. Стандарт содержит указания в отношении вопросов, не регулируемыхдо сих пор, в нем определены элементы финансовых отчетов, приведены признаки качества финансовой информации, структура финансового отчета, информация о формировании отчета об изменениях собственного капитала, отражение учетной политики и другие аспекты подготовки финансовых отчетов. Стандарт распространяется на финансовый отчет отдельного предприятия, подготовленный согласно Закону «О годовых отчетах», и консолидированный годовой отчет, подготовленный согласно Закону «О консолидированных годовых отчетах». В стандарте используются следующие термины: активы, собственный капитал, доходы, обязательства, выручка, приобретения, расходы, убытки. Это касается определения учетных объектов как элементов учетной политики и раскрытия их с указанием содержания бухгалтерских проводок. Руководство выбирает и применяет учетную политику согласно всем требованиям каждого применяемого ЛСБУ. Раскрыть информацию нужно так, чтобы она была соответствующей, достоверной, сравнимой и понятной. Необходимо представлять дополнительные объяснения, чтобы пользователи финансового отчета могли понять влияние конкретных сделок или событий. В приложении к ЛСБУ № 1 приводятся иллюстрированные примеры отчета об изменениях собственного капитала и о разработке учетной политики

№ 2 «Отчет о денежном потоке» (решение Совета по бухгалтере-комуучетуот05.02.2004, всилес 13.02.2004) Описывает подготовку отчета о денежном потоке для предприятий, которые подготавливают свои финансовые отчеты в соответствии с Законом «О годовых отчетах». Стандарт характеризует денежные потоки, которые отражаются как основная деятельность и какдеятельность, связанная с инвестициями или финансированием, дает определение терминов, связанных с отчетом о денежном потоке, а также разъясняет, как в отчете о денежном потоке отражаются некоторые особенности операции. Схема отчета о денежном потоке в следующем отчетном году меняется только в том случае, если этого требуют особые обстоятельства и, если по одной схеме отчет составлялся не менее двух лет подряд. В приложении к стандарту № 2 приводится пример, позволяющий проследить подготовку отчета о денежном потоке на основании данных ситуации, изложенной в примере

№ 3 «События после даты баланса» (решение Совета по бухгал-терскомуучету от 08.12.2004, в силе с 18.12.2004) Устанавливает порядок, в соответствии которым предприятие отражает события, ставшие известными в промежутке времени между окончанием отчетного года и датой утверждения финансового отчета к публикации: корректирующие события, которые представляют доказательства об обстоятельствах, существовавших на дату баланса; некоррекгирующие события, которые свидетельствуют об обстоятельствах, возникших после даты баланса. Пользователям финансовой отчетности важно знать, когда финансовый отчет утвержден к публикации, поскольку в нем не отражены события после этой даты. О каждом существенном некорректирующем событии после даты баланса сообщают вид события, приблизительную оценку

№ 4 «Изменение учетной политики, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки предыдущих лет» (решение Совета по бухгалтерскому учету от 09.02.2005, в силе с 15.03.2005) Принцип существенности предусматривает, что в учете и отчетности должна находить отражение вся значимая информация, от которой зависят основные показатели предприятия. Несущественной информацией можно пренебречь. Существенность рекомендуется установить в учетной политике предприятия, указав ее размер в процентном отношении

№ 5 «Долгосрочные договоры» (решение Совета по бухгалтере-комуучетуот 12.07.2005, в силе с 2006 отчетного года) Применяется для долгосрочных договоров. Договоры предусматривают создание активов, дату начала и окончания выполнения работ. Они могут быть с фиксированной ценой, когда подрядчик соглашается на фиксированную договорную цену или ставку за каждую единицу продукции. Также договоры могут включать затраты плюс наценку, когда подрядчику возмещаются допустимые или по-иному определяемые затраты плюс проценты. Доходы, связанные с долгосрочным договором, включают первоначальную стоимостьдоходов, обусловленную вдоговоре, отклонения отдоговора, изменения претензий и поощрительных платежей.

Продолжение табл. 3

ЛСБУ Краткое содержание

Доходы оцениваются по достоверной стоимости или подлежащего получению вознаграждению. Оценка может быть пересмотрена в результате событий и разрешения неопределенностей. В расчете прибыли или убытков признаются: амортизация строительного оборудования во время его простоя, расходы на подготовку предложения для участия в конкурсе, который был проигран; накопления на сомнительную дебиторскую задолженность по ранее выполненным договорам. В балансе признаются расчеты с заказчиками, куда включена задолженность по ранее выполненному договору за вычетом накоплений, связанных с возможностью утери этого долга, а также накопленные поступления — признанные в отчетном периоде доходы по договорам подряда (счета не выписаны)

№ 6 «Доходы» (решение Совета по бухгалтерскому учету 07.12.2005, в силе с 2007 отчетного года) Устанавливает порядок признания доходов от продажи и передачи активов в пользование другим лицам. Настоящий стандарт не рассматривает доходы долгосрочных (ЛСБУ № 5) и, арендныхдоговоров, дивидендов в консолидированных финансовых вложениях (учитываемых в соответствии с методом собственного капитала), а также изменениядействительной стоимости финансовых активов и обязательств, стоимости других оборотных средств, изменений стоимости по действительной стоимости биологических активов и добычи полезных ископаемых. Сделка обычно признается каждая в отдельности. Признание доходов применяется к отдельным составным частям одной сделки. Например, если в цену продажи товара включена условная сумма по его дальнейшему обслуживанию, доходы оцениваются по действительной стоимости полученного или подлежащему получению договора с учетом скидок. Доходами является сумма, полученная или подлежащая получению в деньгах или их эквивалентах. В противном случае действительная стоимость вознаграждения может быть меньше номинальной суммы. Например, выдача покупателю беспроцентного кредита, получение от покупателя долговой расписки с процентной ставкой ниже рыночной процентной ставки. Действительная стоимость вознаграждения определяется с дисконтированием всех подлежащих получению в будущем сумм

№ 7 «Основные средства» (решение Совета по бухгалтерскому учету от 21.12.2005, в силе с 2006 отчетного года) Стандарт определяет и разъясняет бухгалтерский учет основных средств и отражение связанной с основными средствами информации в финансовых отчетах. Стандарт не распространяется на земельные участки, здание или его часть, учитываемые как инвестиционная собственность, биологические активы, полезные ископаемые, подобные невозобновляемые ресурсы, правадобычи подобныхресурсов. Основные средства признаются, если в будущем от их использования на предприятии ожидается хозяйственная выгода. Также основные средства признаются, если время их полезного использования превышает один цикл обычной деятельности предприятия и их стоимость возможно достоверно оценить. Основное средство признается в момент принятия предприятием всех связанных с основными средствами рисков и извлекаемых выгод. В приложении финансового отчета по каждой балансовой статье по основным средствам раскрывается следующая информация: применяемые принципы оценки; применяемые методы износа; срок полезного использования или применяемые ставки износа; отчет о движении основных средств; наличие и объем ограничений прав собственности и балансовая стоимость основных средств, заложенных как обеспечение обязательств; кадастровая стоимость недвижимости; сумма обязательств по основным средствам

№ 8 «Накопления, возможные обязательства и возможные активы» (решение Совета по бухгал-терскомуучетуот21.12.2005, в силе с 2006 отчетного года) Определяет критерии признания и оценки накоплений, возможных обязательств и возможных активов, требования раскрытия информации в приложении финансового отчета. Стандарт не распространяется на накопления, образованные из финансовых инструментов, оцененных по действительной стоимости; накопления, образованные в связи с исполняемымидоговорами, заисключением обременяющихдоговоров; накопления, которые подчинены требованиям других ЛСБУ. Накопления по ненадежным долгам являются коррективами стоимости активов, не рассматриваемыми в настоящем стандарте. Накопленные обязательства за полученные товары и услуги также не рассматриваются в настоящем стандарте

Окончание табл. 3

ЛСБУ Краткое содержание

№. 9 «Инвестиционная собственность» (решение Совета по бухгалтерскому учету от 20.06.2007, в силе с 2008 г.) Признает в качестве актива инвестиционную собственность только в том случае, когда есть вероятность того, что фирма получит в будущем экономические выгоды, связанные с инвестиционной собственностью; можнодостоверно определить стоимость или справедливую стоимость инвестиционной собственности

Накопления пересматриваются на каждую дату баланса и корректируются для отражения существующего на дату баланса, по возможности, точнейшего расчета. Для коррекции используются статьи расчета прибыли или убытков. При дисконтировании накоплений их стоимость ежегодно растет. Это приравнивается к процентным платежам расходов (рис. 2).

Имеются ли существующие обязательства по причине порождающего обязательства события?

(^нёт^)

Существует ли

возможное обязательство?

*

Возможен ли отток хозяйственных благ?

-

1

Возможен ли достоверный расчет суммы?

ж

Признается накопление

Раскрывается возможное обязательство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Схема принятия решения

Начало

Находится ли собственность _в целях продажи?_

Используется ли имущество собственником?

@

Создается ли имущество в _настоящее время?_

Данное имущество является _инвестиционным_

Выбор

модели

Применить стандарт «Запасы»

Использовать основ порядок учета

ользовать основ порядок учета

Использовать основной порядок учета (по первоначальной стоимости)

Рис. 2. Дерево принятия решения об учете собственности в соответствии с ЛСФО № 9

Применять ЛСФО № 9

(справедливая стоимость)

Необходимо отметить, что справедливая стоимость, показанная в балансе, должна отражать реальное рыночное положение и состояние на дату баланса, а не на более раннюю или позднюю дату. Из этого, в частности, следует, что стоимость любых будущих капитальных издержек, направленных на совершенствование собственности, и соответствующее ожидаемое повышение уровня экономических выгод не следует включать в справедливую стоимость на определенную дату. Стандарт требует, чтобы предприятие, начавшее оценивать свою инвестиционную собственность по справедливой стоимости, должно и впредь оценивать ее также, даже в том случае, если такие оценки будут менее достоверны.

Взаимосвязь ЛСБУ с МСФО.

Роль МСФО возрастает с каждым годом во всем мире. Это объясняется тем, что МСФО — это общепринятые принципы бухгалтерского учета и отчетности. Цель МСФО состоит в координации учетных стандартов для того, чтобы свести к минимуму национальные различия отчетности и обеспечить на этой основе сравнимость и надежность информации для принятия решений ее пользователями.

Стандарты не являются нормативным документом, регламентирующим конкретные способы ведения учета и нормы составления отчетности, а носят рекомендательный характер. Они дают возможность специализированным организациям Латвии формировать свою учетную политику, выбирая конкретные правила ведения бухгалтерского учета и порядок составления отчетности.

На финансовый отчет не влияет

Экономические различия и различия в среде определяют разницу между системами отчетности (например, в части их регулирования), в учетных оценках, а также в ориентации финансовой отчетности. В совокупности эти элементы влияют на национальные стандарты и практику отчетности.

Для латвийских предпринимателей раскрытие информации является важным фактором, так как существующие собственники заинтересованы вкладывать средства в развитие бизнеса. В Латвии появились две группы фирм. Первая группа состоит из компаний, деятельность которых направлена на получение средств на мировых финансовых рынках, поэтому они стали применять правила составления отчетности по МСФО. Другая большая группа — местные компании (преимущественно малые и средние), которые хотели бы по-прежнему применять национальные СБУ.

Международные стандарты используются Латвией в качестве базы для разработки национальных стандартов. Выделяют объективные преимущества МСФО перед национальными учетными стандартами (табл. 4).

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести следующие:

- обобщенный характер стандартов, предусматривающий многообразие в методах учета;

- отсутствие подробных указаний, разъяснений и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям;

- ориентация МСФО на развитую рыночную экономику, что затрудняет их использование развивающимися странами;

- рекомендательный характер МСФО, их «необязательность», что заметно тормозит процесс гармонизации учета;

- применение МСФО не может быть частичным, т. е. отчетность должна соответствовать требованиям каждого применимого стандарта.

Латвийское законодательство о бухгалтерском учете допускает подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Это один из самых простых и перспективных способов распространения МСФО.

УКРАИНА

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Украине представлено пятью уровнями (табл. 5) и осуществляется в целях реализации политики государства в сфере учета, а также для определения общих направлений организации, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности.

В соответствии с документами, приведенными в табл. 5, регламентируются общие требования к ведению учета и составлению отчетности, субъ-

Таблица 4

Сравнительный анализ МСФО и ЛСБУ

МСФО ЛСБУ

Обобщают лучшие знания и опыт, накопленный бухгалтерами разных стран Обобщают знания и опыт, накопленный бухгалтерами Латвии

В ходе разработки проходят этапы публичного обсуждения и «пилотного» применения Разрабатываются и утверждаются решением Совета по бухгалтерскому учету

Стандарты не «привязаны» к особенностям регулирования учета в отдельных странах «Привязаны» к особенностям регулирования учета в Латвии

Обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в мировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей Обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между латвийскими фирмами. Информация доступна внешним пользователям, которую обеспечиваетрегистр предприятий

Позволяют значительно сократить расходы компаний по подготовке консолидированной (сводной) отчетности Консолидированная (сводная) отчетность составляется на основе Закона «О консолидированных годовых отчетах»

Отличаются простотой восприятия для пользователей финансовой информации Стандарты воспринимаются бухгалтерами просто

Постоянно совершенствуются Практика внедрения стандартов не имеет длительного периода (с 2004 г.), поэтому вопрос о совершенствовании пока не актуален

Таблица 5

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в Украине

Уровень регулирования, субъекты Перечень документов

Первый уровень Верховный Совет Украины Хозяйственный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, Таможенный кодекс, Криминально-процессуальный кодекс, Криминальный кодекс, Кодекс Украины об административных правонарушениях; законы Украины (ЗУ) «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», «О системе налогообложения, «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на добавочную стоимость», «О налоге с доходов физических лиц», «Об оплате труда», «Об отпусках», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О внешнеэкономической деятельности», «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»

Второй уровень Президент Украины, Кабинет министров Украины Постановление Кабинета министров Украины «Об исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию», указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»

Третий уровень Министерство финансов Украины Положения (стандарты) бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете

Четвертый уровень Министерство финансов, Национальный банк, Государственная налоговая администрация, Государственный комитетстатистики, Государственный комитет метрологии, стандартизации и сертификации Инструкция Государственного комитета статистики Украины по статистике количества работников. Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине. Инструкция по безналичным расчетам. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств. Государственный классификатор Украины «Классификация основных фондов». Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов. Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету биологических активов

Пятый уровень Собственник (руководитель) предприятия в сотрудничестве с бухгалтером Решения (приказы, распоряжения, положения) относительно организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии

екты организации бухгалтерского учета, учетные документы и регистры, обязанности главного бухгалтера, правила ведения бухгалтерского учета отдельных его объектов, перечень и схема корреспонденции счетов бухгалтерского учета и др.

Основным документом по регулированию бухгалтерского учета является ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», который определяет правовые принципы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. В частности, законом предусмотрено: 1) государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в целях защиты интересов пользователей, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности;

2) применение принципов и методов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые определяются национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета (далее — П (С) БУ) и не противоречат МСФО;

3) разработка отраслевыми министерствами и другими органами исполнительной власти методических рекомендаций относительно применения национальных П (С) БУ с учетом отраслевых особенностей;

4) направление деятельности Методологического совета по бухгалтерскому учету и др.

Методологический совет по бухгалтерскому учету является совещательным органом при Минфине Украины, в компетенцию которого

согласно ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» входят:

- организация разработки и рассмотрения проектов национальных П (С) БУ, других нормативно-правовых документов, касающихся ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

- совершенствование организационных форм и методов бухгалтерского учета в Украине;

- методологическое обеспечение внедрения современной технологии сбора и обработки учетно-экономической информации;

- разработка рекомендаций относительно совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров.

Общий характер многих норм и П (С) БУ предоставляет бухгалтерам широкое поле для профессионального суждения и побуждает к самостоятельному принятию важных решений в проблемных учетных ситуациях. Бухгалтеру предоставлено право самостоятельно определять стоимостные границы признания активов прочими необоротными материальными активами с упрощенной системой их амортизации, использования методов амортизации материальных и нематериальных необоротных активов, методы оценки запасов при их списании, порядок формирования резервов и фондов за счет прибыли предприятия.

С введением в действие ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» собственник предприятия совместно с главным бухгалтером получили возможность реализации своей политики в сфере бухгалтерского учета пу-

Соответствие украинских П

тем самостоятельного выбора учетных способов и процедур, т. е. формирования учетной политики предприятия.

Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности

Актуальность гармонизации в сфере бухгалтерского учета определяется Соглашением между Украиной и ЕС, предусматривающим, в частности, осуществление Украиной мероприятий по адаптации законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудита. Конкретные мероприятия в этом направлении содержит План действий «Украина-ЕС» (21.02.2005), предусматривающий необходимость адаптации и обеспечения эффективного внедрения основных принципов, соответствующих международным правилам и стандартам, а также правилам и стандартам ЕС.

Правительством приняты соответствующие постановления и решения, направленные на применение МСФО в Украине, в частности:

- применение с 2003 г. МСФО эмитентами, ценные бумаги которых размещены на организационно оформленных фондовых рынках, профессиональными участниками фондового рынка, институтами общего инвестирования;

- переход открытых акционерных обществ к применению МСФО с 2004—2005 гг.

Для выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета с применением МСФО (постановление Правительства Украины от 28.10.1998) утвержден комплексный пакет нормативно-методической базы бухгалтерского учета, включающий 31 Положение (стандарт)

Таблица 6

БУ международным стандартам

Украинский стандарт Краткое содержание стандарта Аналог международного стандарта

П (С) БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» Цель, состав, принципы подготовки финансовой отчетности и требования к признанию и раскрытию ее элементов; время представления финансовой отчетности в соответствующие органы Conceptual framework. Концептуальная основа подготовки и представления финансовой отчетности1. IAS 1 «Presentation Financial Statements» (МСФЗ (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»)

П(С) БУ 2 «Баланс» Содержание и форма баланса, общие требования к раскрытию статей баланса IAS 1 «Presentation Financial Statements» (МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»)

П (С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» Содержание и форма отчета о финансовых результатах, общие требованиякраскрытию статей отчета, определение прибыли (убытка) за отчетный период

Продолжение табл. 6

Украинский стандарт Краткое содержание стандарта Аналог международного стандарта

П (С) БУ 4 «Отчет о движении денежных средств» Содержание и форма отчета о движении денежных средств, общие требования к раскрытию его статей, движение денежных средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности IAS 7 «Cash Flow Statements» (МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»)

П (С) БУ 5 «Отчет о собственном капитале» Содержание и форма отчета о движении денежных средств, общие требования к раскрытию его статей, движение денежных средств в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности

П (С) БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» Порядок исправления ошибок и изменений в учетных оценках, изменения в учетной политике, события после даты баланса (перечень событий) и пути корректировки активов и обязательств IAS 8 «Accounting Policies, Changes inAc-counting Estimates and Errors» (МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»). IAS 10 «EventsAfter Balance Sheet Date» (МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты»)

И (С) БУ 7 «Основные средства» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах и других необоротных материальных активах, раскрытие информации о них в финансовой отчетности, признание, оценка, переоценка, амортизация; выбытие основных средств IAS 16 «Property, Plant and Equipment» (МСФО (IAS) 16 «Основные средства»)

И (С) БУ 8 «Нематериальные активы» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах, признание и оценка, переоценка, амортизация, уменьшение полезности нематериальных активов, выбытие нематериальных активов IAS 38 «Intangible Assets» (МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»)

И (С) БУ 9 «Запасы» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах и ее раскрытия в финансовой отчетности, признание и первоначальная оценка запасов, оценка запасов при выбытии IAS 2 «Inventories» (МСФО (IAS) 2 «Запасы»)

И (С) БУ 10 «Дебиторская задолженность» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности, признание и оценкадебиторской задолженности, текущая дебиторская задолженность, резерв сомнительных долгов IAS 39 «Financial Instruments: Recognition and Measurement see also» (МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»)

И (С) БУ 11 «Обязательства» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об обязательствах и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 37 «Provisions, Contingent Liabilities and ContingentAssets» (МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»)

И (С) БУ 12 «Финансовые инвестиции» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инвестициях, ее раскрытия в финансовой отчетности; оценка финансовых инвестиций на дату баланса, учет финансовых инвестиций в ассоциируемые и дочерние предприятия; учет финансовых инвестиций для осуществления совместной деятельности IAS 28 «Investments inAssociates» (МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциируемые компании»). IAS 31 «Interests inJointVentures» (МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»)

Продолжение табл. 6

Украинский стандарт Краткое содержание стандарта Аналог международного стандарта

П (С) БУ 13 «Финансовые инструменты» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инструментах; их признание и оценка IAS 32 «Financial instruments: Disclosure and Presentation» (МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»). IAS 39 «Financial Instruments: Recognition and Measurement see also» (МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»). IFRS 7 «Financial Instruments: Disclosures» (МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

П (С) БУ 14 «Аренда» Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об аренде необоротных активов и ее раскрытия в финансовой отчетности IAS 17 «Leases» (МСФО (IAS) 17 «Аренда»)

П (С) БУ 15 «Доход» Признание и классификация дохода, оценка дохода, принципы формирования в бухгалтерском учете информации о доходах от обычной и чрезвычайной деятельности и ее раскрытия в финансовой отчетности IAS 18 «Revenue» (МСФО (IAS) 18 «Доход»)

П (С) БУ 16 «Расходы» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия и ее раскрытия в финансовой отчетности; признание расходов, состав расходов IAS 23 «Borrowing Costs» (МСФО (IAS) 23 «Расходы на займы»)

П(С) БУ 17 «Налог на прибыль» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации о налоге на прибыль, признаниярасходов (доходов), активов и обязательств, связанных с налогом на прибыль и их отображение в финансовой отчетности IAS 12 «Income Taxes» (МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»)

П (С) БУ 18 «Строительные контракты» Принципы формирования в бухгалтерском учете информации относительно строительных контрактов, признание и оценка доходов и расходов по строительным контрактам IAS 11 «Construction Contracts» (МСФО (IAS) 11 «Строительные контракты»)

П (С) БУ 19 «Объединение бизнеса» Порядок отображения в учете и отчетности приобретения других предприятий, гудвилла, возникающего при приобретении, слиянии предприятий, а также раскрытия информации об объединении предприятий, учет приобретения; учет слияния предприятий IFRS 3 «Business Combinations» (МСФО (IFRS 3) 3 «Объединение предприятий»)

П (С) БУ 20 «Консолидированная финансовая отчетность» Порядок составления консолидированной финансовой отчетности; общие требования к раскрытию информации по составлению консолидированной финансовой отчетности в примечаниях к отчетности; условия непредоставленияконсолидированной финансовой отчетности IAS 27 «Consolidated and Separate Financial Statements» (МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П (С) БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов» Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях в иностранной валюте и отображении показателей статей финансовой отчетности хозяйственных единиц за пределами Украины в денежной единице Украины IAS 21 «Effects Changes in Foreign Rates» (МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»)

Продолжение табл. 6

Украинский стандарт Краткое содержание стандарта Аналог международного стандарта

П (С) БУ 22 «Влияние инфляции» Порядок корректировки публичной финансовой отчетности под влиянием инфляции IAS 29 «Financial Reporting in Hyperinflationary Economies» (МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»)

П (С) БУ 23 «Раскрытие информации относительно связанных сторон» Методологические принципы формирования информации об операциях связанных сторон и их раскрытия в финансовой отчетности IAS 24 «Related Party Disclosures» (МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации относительно связанных сторон»)

П (С) БУ 24 «Прибыль на акцию» Методологические принципы формирования информации в бухгалтерском учете о чистой прибыли на одну простую акцию IAS 33 «Earnings per Share» (МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»)

П (С) БУ 25 «Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства» Содержание и форма финансовой отчетности СМП — Баланса (форма № 1-м) и отчета о финансовых результатах (форма № 2-м). Порядок заполнения статей отчета, элементы операционных расходов Аналог отсутствует

П (С) БУ 26 «Выплаты работникам» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о выплатах (в денежной и не денежной формах) за работы, выполненные работниками, и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 24 «Related Party Disclosures» (МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации относительно связанных сторон»). IAS 19 «Employee Benefits» (МСФО (IAS) 19 «Выплаты работникам»). IAS 26 «Accounting and Reporting Retirement Benefit Plans» (МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения»

П (С) БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращающаяся деятельность» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о деятельности, которая прекращается, и ее раскрытие в финансовой отчетности IFRS 5 «Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations» (МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»)

П (С) БУ 28 «Уменьшение полезности активов» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об уменьшении полезности активов и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 36 «ImpairmentAssets» (МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»)

П (С) БУ 29 «Финансовая отчетность по сегментам» Порядок формирования информации о доходах, расходах, финансовых результатах, активах и обязательствах отчетных сегментов и ее раскрытие в финансовой отчетности IFRS 8 «Operating Segments» (МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»)

П (С) БУ 30 «Биологические активы» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых расходах и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 41 «Agriculture» (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»)

П (С) БУ 31» Финансовые расходы» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых расходах и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 23 «Borrowing Costs» (МСФО (IAS) 23 «Расходы на займы»)

П (С) БУ 32 «Инвестиционная недвижимость» Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об инвестиционной недвижимости и ее раскрытие в финансовой отчетности IAS 40 «Investment Property» (МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная собственность»)

Аналог отсутствует IAS 20 «Accounting for Government Grants and Disclosure GovernmentAssistance» (МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»)

Тоже IAS 30 «Disclosures in Financial Statements Banks and Similar Financial Institutions» (МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и подобных учреждений»)

» IAS 34 «Interim Financial Reporting» (МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»)

Окончание табл. 6

Украинский стандарт Краткое содержание стандарта Аналог международного стандарта

» IFRS 1 «First-time Adoption International Financial Reporting Standards» (МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО»)

» IFRS 2 «Share-based Payment» (МСФО (IFRS) 2 «Платежи, основанные научастии в капитале»)

» IFRS 4 «Insurance Contracts» (МСФО (IFRS) 4 «Страховые контракты»)

» IFRS 6 «Exploration for and Evaluation Mineral Resources» (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов»)

1 Не является стандартом финансовой отчетности.

бухгалтерского учета, базирующиеся на международных стандартах (табл. 6).

Во всех стандартах приведен порядок раскрытия информации об объектах учета в Примечаниях к годовой финансовой отчетности,

которые с показателями в числовом (суммарном) выражении введены в годовые формы финансовой отчетности № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности», № 6 «Финансовая отчетность по сегментам».

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.