ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ ФРАНЦИИ
С.Н. ПОЛЕНОВА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Московского университета потребительской кооперации
В условиях реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) вызывают определенный интерес используемые в мировой практике разнообразные национальные системы бухгалтерского учета и отчетности. Изучение таких систем позволяет не только понять изменения и тенденции в бухгалтерском учете и отчетности, происходящие на международном экономическом пространстве, но и использовать достижения разных стран для совершенствования национальной и международной учетных систем.
В связи с этим интересен опыт организации и методики составления финансовой отчетности Франции. Ее составление опирается на учетную систему, включающую черты статического, макроэкономического и динамического типов учета и развитую систему аналитического (управленческого) учета.
Важнейшей формой бухгалтерской отчетности компаний Франции является бухгалтерский баланс. Он составляется по данным системы финансовых счетов, которые выделены в национальном плане счетов Франции:
• класс 1 «Счета капиталов»;
• класс 2 «Счета необоротных
активов»;
• класс 3 «Счета оборотных активов»;
• класс 4 «Счета расчетов»;
• класс 5 «Финансовые счета».
В индивидуальной отчетности французских компаний при составлении бухгалтерского баланса используют два способа расчета финансового результата за отчетный период:
- сравнение остатков активных и пассивных финансовых счетов;
- расчет суммы изменений чистых активов за отчетный период за минусом расходов собственного потребления (рис. 1).
Данные расчета финансового результата деятельности компании за отчетный период ис-
Стоимость активов на начало отчетного периода_
Кредиторская задолженность на начало отчетного периода
Стоимость активов на конец отчетного периода
Чистые активы на начало периода
Кредиторская задолженность на конец отчетного периода
Чистые активы на конец периода
Расходы собственного потребления_
Финансовый результат (прибыль, убыток) за отчетный период_
Рис. 1. Схема формирования финансового результата компаний Франции за отчетный период
Сокращенная
система финансовой отчетности
Пояснения к финансовой отчетности
Рис. 2. Группы бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний Франции в соответствии с общим планом счетов бухгалтерского учета
пользуются для расчета налогооблагаемой прибыли и налоговых обязательств по ней.
Отчет о прибылях и убытках (счет прибылей и убытков) индивидуальной финансовой отчетности составляется по элементам затрат.
Система отчетности в компаниях Франции разных размеров, предусмотренная общим планом счетов, включает три автономных группы бухгалтерской (финансовой) отчетности: базисную (основную) систему, сокращенную и факультативную развернутую системы (рис. 2).
Выделение групп бухгалтерской отчетности определено тем, что компании Франции в зависимости от содержания индивидуальной финансовой отчетности делятся на три группы:
1) малые;
2) средние;
3) крупные.
Малые предприятия имеют следующие характеристики деятельности в течение двух лет подряд:
• сумма активов бухгалтерского баланса не превышает 267 тыс. евро;
• чистый оборот (стоимость продаж) — не более 534 тыс. евро;
• количество работающих в компании не может превышать 10 чел.
Для средних предприятий характерны следующие ограничения:
• сумма активов — 1 750 тыс. евро;
• чистый оборот (стоимость продаж) — 5 250 тыс. евро;
• количество работающих —50 чел.
В этих группах компаний финансовая отчетность может быть составлена по сокращенной системе (рис. 3).
Причем баланс и отчет о прибылях и убытках могут быть в сокращенном виде и содержать
Рис. 3. Структура сокращенной системы отчетности компаний Франции
Базисная (основная) система бухгалтерской отчетности
Примечания к финансовой отчетности
Рис. 4. Структура базисной (основной) модели системы финансовой отчетности компаний Франции
наиболее существенные для пользователя разделы и статьи этих форм отчетности.
Средние компании могут также составлять бухгалтерскую отчетность, используя организационные принципы базисной (основной) системы. Она характеризуется тем, что компании составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, атакже примечания к отчетности (рис. 4). Причем показатели отчетности представляются в вертикальной форме (табл. 1).
Таблица 1
Упрощенный бухгалтерский баланс французской компании по вертикальной форме на 1 января отчетного года
Статьи баланса Сумма,
ден. ед.
1 Необоротные активы 3 000
2 Оборотные активы 1 870
3 Краткосрочные обязательства 950
4 Долгосрочные обязательства 200
5 Нетто-оборотные активы 920
(стр. 2 — 3)
6 Нетто необоротные активы 2 800
(стр. 1 - 4)
7 Нетто-активы (стр. 4 + стр. 5) 3 720
8 Акционерный капитал 1 560
9 Нераспределенная прибыль 2 160
10 Итого собственный капитал 3 720
Отчет о прибылях и убытках
Факультативная развернутая система финансовой отчетности
Бухгалтерский баланс
Отчет о прибылях и убытках
Отчет об использовании прибыли
Пояснительная записка
Рис. 5. Структура факультативной развернутой системы финансовой отчетности компаний Франции
Отдельные средние компании составляют полноценную бухгалтерскую отчетность в рамках факультативной развернутой системы (рис. 5).
Она содержит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли, пояснительную записку, где сосредоточена подробная информации об активах, обязательствах и капитале компании, расшифрованные данные о видах прибылей и убытков за отчетный период, существенные для пользователей отчетности сведения о важнейших показателях деятельности компании за несколько лет. Факультативная развернутая система составления отчетности используется средними компаниями при необходимости представления детальной информации внешним пользователям.
Крупные компании имеют следующие критерии деятельности:
• сумма активов бухгалтерского баланса превышает 17 млн евро;
• стоимость продаж — свыше 35 млн евро;
• количество работающих — свыше 500 чел. Эти компании составляют индивидуальную
отчетность, где помимо форм, характерных для факультативной развернутой системы, представляются данные о способности компании к развитию и изменениям (улучшению) финансового положения в течение ряда лет.
Наряду с отмеченными формами по усмотрению компании в состав пояснений, приложений или примечаний к финансовой отчетности могут включаться учетная политика, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале, социальный баланс и некоторые др.
Крупные компании Франции обязаны публиковать годовую финансовую отчетность. Они могут быть представлены либо в специальном
издании — Бюллетене обязательных объявлений, что характерно для акционерных обществ, либо отдельными изданиями, имеющими значительные тиражи. Кроме обязательных форм отчетности компании могут дополнительно представлять сведения об аффилированных лицах, ценных бумагах, принадлежащих компании, решения акционеров о распределении прибылей или источниках покрытия убытков, информацию о зависимых и дочерних компаниях, эмиссионной политике и др.
Публикуемые финансовые отчеты крупных акционерных компаний должны удовлетворять потребностям основных групп внешних пользователей отчетности. Они должны быть доступными, рассчитанными на широкие слои общества с невысоким уровнем профессиональных знаний.
Структура публикуемых отчетов такова, что содержит общие сведения о компании, руководящем составе, ревизионной комиссии. Подобная информация позволяет дать представление о возможностях компании, ее месте в отрасли и среди конкурентов. Общими сведениями являются организация управления, схема функциональных подразделений. Здесь также содержатся данные о видах деятельности компании, номенклатуре продукции, услуг, работ.
Помимо общих сведений, в составе публикуемых отчетов приводится обращение руководителя к пользователям, в котором оцениваются текущие результаты деятельности и приводятся перспективы развития, расширения компании в будущем. Публикуемая финансовая отчетность компаний Франции содержит отчет совета директоров компании, в котором приведены результаты сравнительного анализа ее финансового положения и финансовых результатов за ряд лет. Общая структура публикуемого финансового отчета представлена на рис. 6.
Бухгалтерский баланс является одной из наиболее важных форм финансовой отчетности компаний Франции, дающей представление об их имущественном положении. Он позволяет получить информацию об оборотных запасах, уровне дебиторской и кредиторской задолженности, необоротных активах, инвестициях, источниках формирования капитала. На базе данных балан-
Формы финансовой отчетности
са оценивается уровень ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости компаний не только руководством, но и налоговой службой, кредитными учреждениями, контрагентами, другими пользователями.
Баланс в зависимости от потребностей компании может быть как в вертикальной форме (см. табл. 1), так и горизонтальной, отличие которых заключается в расположении активов и пассивов. Однако независимо от принятой формы бухгалтерского баланса, в его активе представлено имущество, принадлежащее компании на правах собственности по функциональному признаку, т. е. по выполнению основных функций компании (необоротные активы, оборотные активы, статьи регулирования активов). В пассиве баланса содержатся остатки капитала и обязательств компании на отчетную дату.
Согласно понятию активов, содержащемуся в общем плане счетов бухгалтерского учета компаний Франции, они представляют элемент имущества компании, который принадлежит ей на правах собственности. Активы имеют для компании положительную экономическую ценность, заключающуюся в потенциальной возможности приносить экономические выгоды в будущем в виде увеличения притока денежных средств или их эквивалентов.
Расположение статей в активе бухгалтерского баланса производится по мере возрастания их ликвидности от необоротных активов до денежных средств в различных формах (наличной или безналичной).
Порядок формирования отдельных статей актива бухгалтерского баланса компаний Франции имеет определенные особенности. При исчислении его данных основополагающим принципом включения имущества в состав активов является безусловное право собственности на каждый вид. Те объекты имущества, на которые не распространяется право собственности, согласно французскому законодательству не могут быть представлены в активе, хотя они фактически участвуют в увеличении экономических выгод. Это имущество, используемое компанией по договору простой аренды или по договору лизинга, даже после внесения последнего платежа за
Структура публикуемого финансового отчета компании
Общие сведения о компании
Обращение руководителя компании к пользователям
Отчет совета директоров компании
Рис. 6. Общая структура публикуемой финансовой отчетности компаний Франции
используемый объект по договору лизинга, когда за этим автоматически в соответствии с договором последует переход права собственности на объект, до момента оформления документов на право собственности, не отражается в активе баланса в отличие от отчетности англо-саксонской учетной системы или МСФО. Недостаточность юридических оснований признания активов трактуется в учете как выполнение специфической (нетрадиционной) операции, увеличивающей активы компании. Отсутствие принципа преобладания экономического содержания хозяйственных процессов над их юридической формой, применяемого в МСФО, свидетельствует о значительном влиянии на французский учет (превалировании) статической концепции бухгалтерской отчетности.
Важной особенностью состава актива бухгалтерского баланса является специфические методические подходы к определению расходов по созданию компании на начальном этапе ее деятельности. К нематериальным активам будет относиться совокупность издержек, связанных с началом деятельности компании: на проведение маркетинговых исследований, рекламной деятельности, презентацию, опросы покупателей и др. Считается, что эти расходы, необходимые для обычного начала работы компании, могут быть капитализированы. Они амортизируются в течение не более 5 лет. Затраты на учреждение и регистрацию компании признаются текущими расходами и списываются в течение отчетного года.
В состав нематериальных активов включаются также затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы прикладного характера. Они амортизируются в течение 5 лет, а в некоторых исключительных случаях— Юлет. Причем научно-исследовательские и опытно-конструк-торские работы (НИОКР) прикладного характера, от-
носимые к нематериальным активам, должны напрямую способствовать росту экономического потенциала компании.
Что касается важнейшего вопроса бухгалтерской отчетности — оценки активов в бухгалтерском балансе и приложениях, примечаниях к отчетности, то общий подход опирается на использование правила осторожности (осмотрительности, консерватизма), согласно которому для оценки активов компании выбирается наиболее низкая оценка из видов оценки имущества: по себестоимости или рыночной цене. Этот принцип в практической деятельности применяется обязательно без исключений.
Актив бухгалтерского баланса содержит необоротные активы, текущие активы, расходы будущих периодов (рис. 7).
В состав необоротных активов в балансе компаний Франции входят:
• нематериальные активы;
• основные средства;
• долгосрочные вложения в необоротные активы и финансовые вложения на срок более одного года.
Текущими активами, отдельно выделяемыми в балансе, являются:
• производственные запасы;
• счета к получению;
• ценные бумаги;
• денежные средства в банках и кассе. Кроме видов необоротных и текущих активов,
отдельной статьей представляются расходы будущих периодов, называемые счетами регулирования.
Нематериальными активами являются неосязаемые активы, которые принадлежат компании на правах собственности, используются для извлечения экономической выгоды и могут быть оценены. К ним относятся концессии, промыш-
Рис. 7. Группы статей актива бухгалтерского баланса компаний Франции
ленные и иные права, лицензии, франшизы, патенты, торговые марки, знаки обслуживания, секреты производства, технологии, представляющие ноу-хау, деловая репутация компании (гудвилл), организационные расходы и др. Они учитываются в неизменной оценке и согласно правилам общего плана счетов бухгалтерского учета Франции не подвергаются переоценке.
Основные средства обладают известными характеристиками: используются в хозяйственной деятельности компании, их оценка может быть надежно определена, они приносят экономические выгоды, компания имеет безусловные права собственности на объекты.
В бухгалтерском балансе французских компаний обычно представляются три группы основных средств: земля и права на землю, здания и сооружения, движимое имущество, технологическое, производственное, офисное оборудование, автотранспорт и пр.
Долгосрочные вложения во внеоборотные активы представляют отвлечения ресурсов компании на срок более одного года и включают незавершенное строительство, вложения в нематериальные активы, другие необоротные активы, кроме финансовых вложений на срок более года.
Долгосрочные финансовые вложения — отвлечение свободных ресурсов в приобретение акций других компаний, предоставленных займов юридическим лицам, вклады в уставный капитал дочерних и сторонних компаний, вклады в долговые ценные бумаги (облигации и др.), депозиты, поручительства и др.
Текущими активами, представляемыми во французском бухгалтерском балансе, являются виды имущества, принадлежащие компании на правах собственности. Они могут выполнять следующие основные задачи в процессе хозяйственной деятельности:
- использоваться в производственном процессе (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, запасные части, незавершенное производство);
- применяться в управленческой и хозяйственной деятельности (материалы, покупные изделия, запасные части);
- являться результатом производственной деятельности (готовая продукция, полуфабрикаты).
Кроме этого, к ним относятся счета к получению, представляющие дебиторскую задолженность; ценные бумаги, приобретенные компани-
ей на краткосрочный период; денежные средства в кассе, чеки, остатки на счетах в банках, денежные переводы в пути.
Расходы будущих периодов как статья актива предназначены для регулирования величины текущих расходов исходя из принципа соответствия доходов и расходов.
Пассивами компании считается группа элементов имущества, представляющая отрицательную ценность, поскольку она является потенциальным уменьшением экономических выгод от их выбытия. Подобная трактовка пассивов дана в общем плане счетов бухгалтерского учета Франции. Пассивы показываются в виду необходимости погашения обязательств и как источники финансирования компании.
В составе пассива бухгалтерского баланса выделяют:
• собственный капитал;
• обязательства;
• доходы будущих периодов (рис. 8). Группа статей «Капитал» представляет внутренние пассивы компании, обычно состоящие из следующих статей:
• уставный (акционерный) капитал;
• эмиссионный доход;
• прирост стоимости по переоценке;
• резервный капитал;
• резервы, образованные за счет прибыли или валовой выручки;
• нераспределенная прибыль;
• целевое финансирование. Особенностью статьи «Уставный (акционерный) капитал» является отражение общей суммы капитала, зафиксированного в учредительных документах. В активе баланса как контрпассивные статьи показывают сумму подписанного, но не привлеченного капитала.
Рис. 8. Группы статей пассива бухгалтерского баланса компаний Франции
Группа статей «Обязательства» характеризуется отсутствием их деления в зависимости от сроков погашения кредиторской задолженности. Поэтому обязательства, независимо от сроков погашения, делятся на следующие виды:
1) финансовую задолженность (займы, задолженность банкам);
2) коммерческую задолженность (авансы полученные, задолженность поставщикам, по векселям, родственным компаниям и др.);
3) прямую задолженность (начисления), включающую начисления в пенсионный фонд, задолженность по налогам, по социальному страхованию и др.).
Группа статей «Обязательства» представляет внешние пассивы, являющиеся задолженностью внешним компаниям, организациям, государственным институтам. Кредиторская задолженность показывается в пассиве в сумме, подлежащей погашению вместе с процентами, премией и др.
Данные об обязательствах в зависимости от сроков их погашения приводятся в пояснениях, примечаниях к финансовой отчетности.
Доходы будущих периодов — это статья, на основании которой реализуется принцип соответствия доходов и расходов в целях более точного исчисления финансового результата работы компании за отчетный период. В ней отражаются полученные доходы, которые не относятся к данному отчетному периоду, а должны быть учтены как текущие доходы в будущем (плата за услуги, которые будут оказаны в будущем и др.).
Одна из особенностей бухгалтерского баланса компаний Франции заключается в том, что после основных статей баланса и исчисления его валюты приводятся сведения о забалансовых поручительствах. Ими являются полученные или выданные компанией поручительства по векселям, залогам, кредитам, займам и др. Полученные поручительства позволяют компании увеличить имущество и его источники, приводящие к росту экономической выгоды. Поэтому такие полученные поручительства размещают под итогом актива баланса. Они показывают отношения компании к юридическим лицам, которых с определенной долей вероятности можно назвать потенциальными дебиторами.
Поручительства организации, выданные третьим лицам, отражаются под итогом пассива баланса. Они составляют потенциальные суммы
кредиторской задолженности, возможность возникновения которых довольно велика.
Данные остатков по первым пяти классам счетов синтетического учета, используемым для формирования бухгалтерского баланса, представляются в нем не только за отчетный период, но и за один год или несколько предшествующих отчетных лет.
Одной из обязательных форм индивидуальной финансовой отчетности компаний Франции по итогам работы за отчетный год является отчет о прибылях и убытках. Форма отчетности используется также для расчета налогооблагаемой прибыли в результате пересчета результата деятельности по данным бухгалтерского учета и отчета о прибылях и убытках.
Составление отчета о прибылях и убытках позволяет четко представить результаты деятельности компаний за отчетный период и составные элементы доходов и расходов, за счет которых была получена прибыль или убыток. Кроме возможности проведения анализа и оценки видов доходов и расходов, сведения отчета дают возможность составить прогноз будущих потенциальных изменений доходов и расходов, создания денежных потоков в предстоящих отчетных периодах.
Построение отчета о прибылях и убытках по Франции изначально основывался и в настоящее время основывается на структуре счета результата. Известный французский ученый Ж. Ришар приводит два типа счетов результата, которые были использованы в бухгалтерском учете в разные периоды его развития [Ж. Ришар. Бухгалтерский учет: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2000, С. 126 — 129]. Первый тип базируется на динамической модели бухгалтерского учета, которая используется для расчета финансового результата сравнением объема продаж с себестоимостью реализации в условиях ведения количественно-суммового бухгалтерского учета оборотных активов (табл. 2).
Второй тип счета результата характерен для статической модели бухгалтерского учета, при которой ведется как финансовый, так и управленческий учет. Причем в системе бухгалтерского учета используется схема суммового учета, а в аналитическом учете движение ценностей не организуется. В отчетном периоде ведется суммовой учет реализации продукции, приобретения материально-производственных запасов, начис-
Таблица 2 Счет результата в бухгалтерском учете динамического типа
Расходы Доходы
Себестоимость реализованной продукции Издержки обращения Административные расходы Финансовые расходы Налоги Результат (прибыль/убыток) Объем реализации / Выручка
Таблица 3 Счет результата в бухгалтерском учете статического типа
Расходы Доходы
Запасы на начало периода Покупка сырья и материалов Услуги Расходы по заработной плате Амортизация Финансовые расходы Налоги Результат (прибыль/убыток) Запасы на конец периода Объем реализации / Выручка
ления заработной платы. В конце отчетного периода для получения финансового результата определяют стоимость запасов товарно-матери-альных ценностей (обычно после проведения их инвентаризации), а затем начисляют амортизацию. Схема счета результата второго типа представлена в табл. 3.
Таким образом, первый тип счета результата основан на группировке расходов по функциям, а второй — по характеру расходов.
В течение XX в. в бухгалтерской отчетности Франции происходили серьезные изменения. В конечном итоге в настоящее время для финансового учета используется только второй тип счета результата. Записи в нем производятся в технике стоимостного учета. При расчете финансового результата учитываются уже не стоимость материально-производственных запасов на начало и конец отчетного периода, а изменения их стоимости — прирост (+) или уменьшение (-). Счет результата сохранил группировку расходов по характеру.
Таблица 4 Счет результата в бухгалтерском учете современной Франции
Расходы Доходы
Покупка сырья и материалов Изменение запасов Внешние расходы Налоги и сборы Расходы на заработную плату Прочие расходы Амортизационные отчисления Налог на прибыль Чистый результат Проданная продукция Продукция на складе
Проданная продукция
ставные элементы валовой продукции
Представим схему счета результата, используемую в настоящее время и лежащую в основе отчета о прибылях и убытках Франции [Ж. Ришар. Бухгалтерский учет: теория и практика — М.: Финансы и статистика, 2000, с. 138] (табл. 4).
Модель современного счета результата имеет следующие черты:
1) разделение объема реализации на проданную и непроданную продукцию, что является одним из макроэкономических признаков построения счетов;
2) представленные расходы подразделяются на две группы:
- расходы, составляющие промежуточное потребление (покупка сырья и материалов, изменение запасов, внешние расходы);
- прочие расходы (налоги на заработную плату, прочие расходы, амортизационные отчисления, налог на прибыль);
3) возможность расчета валовой добавленной стоимости, являющейся основным макроэкономическим показателем. Она исчисляется сравнением объема реализации (проданной продукции и продукции на складе) и суммой промежуточного потребления.
Тенденции изменения схемы счета результата дают возможность отметить следующие особенности отчета о прибылях и убытках компаний Франции.
Базовым показателем, на основании которого проводятся расчеты промежуточных и конечного финансового результата компании в отчете о прибылях и убытках, является валовая продукция (валовой объем производства). Состав валовой продукции представлен на рис. 9.
Все расходы отчета о прибылях и убытках, составляемого французскими компаниями, относятся не только к реализованной продукции и представляют не только себестоимость продаж, но и затраты на изготовление продукции еще не реализованной, а также той, которая использована для собственных нужд.
Кроме этого, расходы компаний Франции показываются в отчете по экономическим элементам, т. е. однородным группам затрат, независимо от места их возникновения и предназначения. Среди групп затрат в отчете о прибылях и убытках выделяют стоимость потребленных сырья, материалов, услуг; налоги и сборы (земельный налог, налог на профессиональное обучение, таможенные сборы, нотариальные платежи и др.); расходы на заработную плату (заработная плата рабочих, компенсации и льготы, оплата отпусков, выходных пособий, заработная плата руководителей и др.); отчисления на страхование, амортизационные отчисления, отчисления в резервы, прочие расходы (рис. 10).
Рис. 10. Состав расходов по экономическим элементам в отчете о прибылях и убытках компаний Франции
Рис. 11. Процесс исчисления показателей прибыли в отчете о прибылях и убытках компаний Франции
Валовая продукция
Потребленные сырье, материлы, услуги
Валовая добавленная стоимость
Расходы
на
- заработ-
ную
плату
Эксплуатационная прибыль
Отчисления в резервы
Отчисления
на страхование
Валовая эксплуатационная прибыль
Амор-тиза-цион-ные отчисления
Чистая прибыль
Текущая прибыль
Счет результатов, используемый во Франции для расчета прибыли (убытка) компании, в отчете о прибылях и убытках позволяет исчислить валовую добавленную стоимость. Расчет добавленной стоимости и показателей, необходимых для ее исчисления, ведется в приложении к отчету или примечаниях к финансовой отчетности.
В процессе составления отчета о прибылях и убытках исчисляются показатели прибыли в последовательности, представленной на рис. 11.
Формами отчетности, составляемыми компаниями Франции и определенными общим национальным планом счетов, являются также отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях в капитале. Они необходимы для формирования полной информации о работе компаний, оценки и анализа отчетности пользователями.
Отчет о движении денежных средств используется в целях определения динамики финансового положения компании в инвестиционной, финансовой и операционной деятельности. Причем его составление основывается на реализации принципа начисления и дает возможность охарактеризовать степень платежеспособности компании.
Несмотря на то, что в международной практике приняты два метода составления отчета о движении денежных средств: прямой и косвенный, многими компаниями Франции используется последний. Если при прямом методе виды поступлений и выплат раскрывают по видам (выручка, комиссионные вознаграждения, выплаты персоналу, расход материальных ресурсов, арендная плата и др.), при косвенном методе потоки
денежных средств восстанавливаются. Представим основные потоки поступлений и выплат наличным и безналичным путем в условиях косвенного метода составления отчета о движении денежных средств.
Отчет об изменениях в капитале используется для формирования показателей бухгалтерской отчетности компаний Франции относительно недавно. Содержание отчета определяется организационно-правовой формой компаний. В компаниях с полной ответственностью содержание отчета включает незначительное число показателей. Среди них выделяются следующие:
• собственный капитал на начало отчетного периода;
• инвестиции собственников, увеличивающие собственный капитал в течение отчетного периода;
• чистая прибыль на конец периода;
• изъятия капитала собственниками;
• собственный капитал на конец отчетного пе -риода.
В компаниях с ограниченной ответственностью данные о наличии капитала на конец отчетного периода формируются алгебраическим суммированием остатка капитала на начало отчетного периода и его изменений в течение отчетного периода (переоценки имущества, эмиссионного дохода, чистой прибыли, дивидендов) (рис. 12).
Среди форм финансовой отчетности компаний Франции представляются также учетная политика на отчетный период и пояснительные примечания.
Таблица 5
Содержание отчета о движении денежных средств, составляемого компаниями Франции косвенным методом, в тыс. евро
Показатели
Отчетный год
Потоки денежных средств от операционной деятельности
Чистая прибыль до налогообложения и зачета результатов чрезвычайных обстоятельств Корректировки на: амортизация курсовой убыток инвестиционный доход расходы на выплату процентов Операционная прибыль до изменения оборотного капитала
Увеличение дебиторской задолженности покупателей и прочей дебиторской
задолженности
Уменьшение запасов
Уменьшение кредиторской задолженности поставщикам Денежные средства от операционной деятельности Выплаченные проценты Уплаченный налог на прибыль
Потоки денежных средств до результатов чрезвычайных обстоятельств Поступления от компенсации ущерба от землетрясения
Чистые денежные средства от операционной деятельности
Поток денежных средств от инвестиционной деятельности
Покупка дочерней компании за вычетом приобретенных денежных средств
Покупка основных средств
Поступления от продажи оборудования
Полученные проценты
Полученные дивиденды
Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности
Потоки денежных средств от финансовой деятельности Поступление от выпуска акций Поступления от долгосрочных займов Выплата обязательств по финансовой аренде Выплаченные дивиденды
Чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности
Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов Денежные средства и их эквиваленты на начало периода Денежные средства и их эквиваленты на конец периода
8,720
200 20 (620) 100
3,420
(300) 760 (1,200)
7,680
(300) (1,200) (1,500)
6,180
(600) (400) 30 100 200
(670)
280 300 (100) (1,800)
(1,320)
4,190 600 4,790
Собствен-
ный капитал компании на начало отчетного + Чистая прибыль (убыток) за период + Эмиссионный ДОХОД +
периода
Созданные неизрасходованные резервы
Переоценка имущества
Дивиденды
Собственный капитал на начало отчетного периода
Рис. 12. Расчет собственного капитала компании с ограниченной ответственностью Франции
в отчете об изменениях в капитале
Учетная политика французских компаний имеет общие разделы, где описаны способы оценки необоротных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений), методы начисления амортизации, порядок признания доходов и расходов, методы формирования резервов и их погашения, система налогообложения, методика консолидации финансовой отчетности и др. Кроме традиционного содержания учетной политики, в ней могут быть описаны способы учета НИОКР, формирования прибыли на акцию, пенсионных затрат и др.
Пояснительные примечания разрабатываются, в том числе для создания у внешних пользователей респектабельного представления о ком-
пании. В них содержится аналитическое раскрытие сведений, содержащихся в формах финансовой отчетности. Особенностью таких пояснений является обширность, высокая аналитичность представляемых данных.
Финансовая отчетность сопровождается аудиторским заключением, которое наиболее часто дается по результатам совместного аудита, проведенного крупной транснациональной аудиторской и отечественной компаниями. Она оформляется типографским способом и может быть свободно приобретена на фондовых биржах. Акционерные компании в полном или сжатом виде бесплатно представляют финансовую отчетность акционерам.
Гг Л
КОНКУРС
«ЛУЧШИЙ БУХГАЛТЕР РОССИИ - 2005»
ИПБ Московского региона 411-90-77; e-mail: [email protected]
Уважаемые коллеги!
Институт профессиональных бухгалтеров России при поддержке Министерства финансов РФ совместно с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров, ведомствами, другими федеральными органами исполнительной власти и отдельными организациями в соответствии с решением Центрального конкурсного совета с 1 мая 2005 года проводит Всероссийский Конкурс на звание «Лучший бухгалтер России - 2005».
По условиям Конкурса для участников, проживающих на территории Москвы и Московской области, 1-й и 2-й туры Конкурса организует Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона (ИПБ MP).
Первый тур проводится в заочной форме.
Второй тур Конкурса проводится в форме тестирования в аудитории ИПБ MP. Третий тур проводит Центральный конкурсный совет ИПБ России по результатам 2-го тура. Участвующим в 1 -ом туре Конкурса профессиональным бухгалтерам — членам ИПБ выдается сертификат о 5-часовом повышении квалификации, участникам 2-го тура Конкурса — о 15-часовом, участникам 3-го тура Конкурса — о 20-часовом.
Итого за три тура — 40 часов повышения квалификации.
Победителям второго тура будут вручены почетные дипломы ИПБ MP и ценные подарки (цифровая видеокамера, DVD-плейер, цифровой фотоаппарат). Кроме того, каждому из победителей - квартальная подписка на один из журналов Издательского дома «Финансы и Кредит».
^ Приглашаем Вас принять участив в конкурсе. ^