ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А..
Актуальные проблемы административного права
ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МОНГОЛИИ
ЦЭРЭНБАТ ЗЭВЭГИЙН,
адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс
E-mail: [email protected] Научный руководитель: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию сущности и специфики административно-правовой защиты сотрудников полиции Монголии. Выявлены факторы, влияющие на ее уровень и выделены основные направления. Ключевые слова: административно-правовая защита, сотрудники полиции Монголии.
FUNDAMENTALS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION
OF POLICE MONGOLIA
TSERENBAT ZEVEGIYN,
associate of administrative law at Moscow University Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation. This paper investigates the nature and specifics of administrative and legal protection of police Mongolia. The factors affecting the level and the basic directions .
Keywords: administrative and legal protection , police Mongolia.
Специфика деятельности сотрудников органов полиции заключается в том, что, обладая широком кругом полномочий в области обеспечения прав и свобод граждан от преступных посягательств, сами сотрудники нередко остаются незащищенными. Анализ законодательства Монголии показывает, что, несмотря на широкое распространение, в нормативных правовых актах отсутствует определение понятий «социальная защита», «правовая защита».
Для теории и практики государственного строительства необходимо четко определить, какие направления деятельности органов государственной власти составляют содержание административно-правовой защиты, какие меры необходимо предпринимать государственным органам для подержания высокого уровня административно-правовой защиты и как оценивать эффективность тех или иных мер в рамках государственной политики, направленной на обеспечение высокого уровня правовой защищенности сотрудников полиции.
Административно-правовая защита является важнейшей функцией государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе меж-
дународных и национальных норм. Она представляет собой в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в узком смысле — комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками1.
Что касается административно-правовой защиты сотрудников полиции, то она может быть определена как функция государства, предусматривающая реализацию их прав и свобод, гарантий, и компенсаций органами государственной власти, органами Главного управления полиции Монголии и органами местного самоуправления, совершенствование механизмов и
1 Социальная защита сотрудников орган внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России: Информационно-справочные материалы. М., 2006. С. 4.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
институтов защиты должностных лиц, охрану их жизни их здоровья, а также иных меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру их службы и ее роли в обществе.
По нашему мнению, административно-правовая защита — это комплексный институт, сочетающий черты государственно-публичного характера. Необходимо отметить, что под административно-правовой защитой следует понимать функцию государства по обеспечению, прежде всего, экономических, культурных, материальных (финансовых, имущественных, жилищных, коммунально-бытовых, медицинских и др.) прав сотрудников.
С формированием в Монголии новой системы правовой защиты граждан в целом тесно связана проблема социальной и правовой защищенности сотрудников полиции, в частности. Данная проблема была озвучена и вызвала ее активное обсуждение при рассмотрении ряда проектов нормативно правовых актов, регулирующих деятельность полиции Монголии, на парламентских слушаниях.
Проблема административно-правовой защиты сотрудников полиции взамосвязанное понятие, которое по своему содержанию, принципам и сущности, с одной стороны, связано м администрацицией (орган полиции), а с другой стороны, с личностью (сотрудник полиции).
Функциональной обязанностью центрального органа полиции является защита права и законных интересов сотрудников полиции и других работников. В связи с этим, приказом от 24 декабря 2010 г. № 691 Главного Управления полиции была утверждена программа защиты права и законных интерес-сов сотрудников полиции, внутренних войск. Кроме того, приказом от 3 марта2012 г. № 146 Главного Управления полиции было создано отделение защиты прав сотрудников полиции, что оказывает позитивное влияние на административно-правовую защиту сотрудников полиции.
На комплексное решение проблемы защиты административных прав сотрудников полиции влияют такие факторы, как:
♦ особенности географического положения страны и удобство перемещения ли по ее территории;
♦ численность населения;
♦ структура органов полиции;
♦ численность сотрудников и уровень их квалифицированности.
Сегодняшняя структура полиции Монголии не позволяет сотрудникам аймаков, отдаленных сомо-нов, защищать свои законные интересы. Это обуславливает проблему оказания содействия деятельности молодых сотрудников, оберегания их от совершения ошибок.
Проблема административной защиты сотрудников полиции возникает когда нарушены права и свободы сотрудника или когда самому сотруднику нанесен ущерб или вред. Центральные и местные органы полиции в рамках своих компетенций защищают за-коные интересы своих сотрудников на основании соответствующих положений закона государственной служае и закона полиции в соответствии правилами и внутренним порядоком организации. Также, соответствующее должностное лицо несет ответственность за положение в семье , физическое и душевное состояние, отдых сотрудника, его способность выполнять служебные обязанности. Другими словами, должен руководящий состав должен взаимодействовать с подчиненными при создании условий для нормальной работы сотрудников полиции. В настоящее время в Монголии, в частности, в каждом центральном и местном органах работают психолог, врач, специалист и т.д.
Административно-правовая защищенность сотрудника полиции явлется составной часью социальной защиты. Так, согласно проведенным нами исследованиям, 75% личного состава полиции составляет молодежь от 19 до 35 лет. За последнее время случилось немало случаев, когда сотрудников, выполняющих свои обязанности, обвиняют по каким-либо причинам. За 2011 г. Следственная служба при Генеральной прокуратуре Монголии провела проверку 177 сотрудников в причастности к приступлениям. Из них 52 дела были остановлены из-за отсутсвия состава преступления согласно ст. 24 Уголовно-процессуального закона. При этом 73% — преступления против жизни и здоровья человека, 80% были проверены органами прокуратуры во время выполнения служебных обязанностей. В возрастной категории 81% занимают сотрудники в возрасте от 21 до 35 лет. Из практики видно что в большинстве случаев нарушения и ошибки допущены в ходе предъявления официальных требований к гражданам, применении спецсредств, боевых приемов в случае невыполнения законых требований сотрудников полиции. При этом, конечно невозможно отрицать того факта, что при выполнении этих действий могут
№ 12 / 2013
Вестник Московского университета МВД России
149
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
быть допущены ошибки, поэтому орган полиции должен нести обязанность по организации профилактических работ и других трейнингов. И это тоже, в свою очередь, станет административной защитой сотруднику. Административная защита сотрудника может осуществляться по следующим направлениям:
1) управленческо-организационная работа и планирование;
2) работа по защите законых интересов сотрудника;
3) организация трейнингов по специализации;
4) спортивная, культурно-воспитательная, просветительная работа;
5) организация работы оказанию финансовой помощи;
6) организация работы по кадровой политике;
7) рассмотрение отрицательных факторов, возникших на службе, принятие правильных решений;
8) организация профилактической работы по предохранению сотрудников от противоправных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что административно-правовая защищенность сотрудника полиции — результат менежмента работы, организуемой с целью предупреждения дисциплинарных, этических, коммутивных ошибок, недостатков знаний, умений, возникающих в ходе отношений, связанных с выполнением служебной обязанности и защиты их законных интересов. С целью выполнения изложенного необходимо объеденить усилия законодательных, исполи-тельных органов полции, разработать правовое регулирование проблемы. Новые начинания, направленные на защиту законных интересов сотрудников, органы полиции должны поставить на уровень административной защиты, делая конструктивные шаги в этом направлении.
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебник / под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 463 с.
В учебнике сведения об организации правоохранительных органов впервые сведены воедино с краткими сведениями об их деятельности.
На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.
В учебнике учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 апреля 2010 г.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru