Научная статья на тему 'ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ'

ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
38
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / гостеприимство / модель развития / зарубежный опыт / главные черты / Казахстан. / tourism / hospitality / development model / foreign experience / main features / Kazakhstan

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Плохих Р. В., Смыкова М. Р., Устенова О. Ж.

Развитие секторов гостеприимства и туризма в условиях рыночной экономики требует профессионального и компетентного подхода. Для оптимизации важных стратегических решений целесообразно опираться на анализ зарубежного опыта и адаптировать его результаты для условий Казахстана. Формы и методы подбора полезного зарубежного опыта могут быть разнообразными. Анализ опыта других стран помогает определить, каким образом действовать в рамках решения конкретных проблем. При выявлении стран, которые имеют черты сходства с Казахстаном, нужно учитывать такие категории, как природные ресурсы, культурно-исторические достопримечательности, уровень развития и состояние инфраструктуры, структура и организация государственного регулирования туристской отрасли экономики и др. Приведены главные полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Плохих Р. В., Смыкова М. Р., Устенова О. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION BASIS OF FOREIGN EXPERIENCE FOR TOURISM DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

The development of hospitality and tourism in a market economy requires a professional and competent approach. It is advisable to rely on the analysis of foreign experience and adapt its results to the conditions of Kazakhstan for optimization of important strategic decisions. The forms and methods of selecting useful foreign experience can be diverse. The analysis of the experience of other countries helps to determine how to act within the framework of solving the specific problems. When identifying countries that have similarities with Kazakhstan, it is necessary to take into account such categories as natural resources, cultural and historical attractors, development level and state of infrastructure, structure and organization of state regulation of tourist branch of the economy, etc. In article the main results are described.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ»

Туризм и рекреация

УДК 911.3:338.48

Р. В. Плохих1, М. Р. Смыкова2, О. Ж. Устенова3

1 Д.г.н., профессор кафедры «рекреационная география и туризм» (Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан) 2К.э.н., доцент кафедры «менеджмент и маркетинг» (Алматы Менеджмент Университет, Алматы, Казахстан) 3К.э.н., доцент кафедры «туризм и сервис» (Университет НАРХОЗ, Алматы, Казахстан)

ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. Развитие секторов гостеприимства и туризма в условиях рыночной экономики требует профессионального и компетентного подхода. Для оптимизации важных стратегических решений целесообразно опираться на анализ зарубежного опыта и адаптировать его результаты для условий Казахстана. Формы и методы подбора полезного зарубежного опыта могут быть разнообразными. Анализ опыта других стран помогает определить, каким образом действовать в рамках решения конкретных проблем. При выявлении стран, которые имеют черты сходства с Казахстаном, нужно учитывать такие категории, как природные ресурсы, культурно-исторические достопримечательности, уровень развития и состояние инфраструктуры, структура и организация государственного регулирования туристской отрасли экономики и др. Приведены главные полученные результаты.

Ключевые слова: туризм, гостеприимство, модель развития, зарубежный опыт, главные черты, Казахстан.

Введение. В сфере современного гостеприимства и туризма наблюдаются следующие основные тренды: приоритетное развитие активных видов туризма, включающих элементы спортивной подготовки; комбинирование туров и сочетание разных видов отдыха и путешествий; переориентация туристской деятельности и процесса продажи в режим онлайн; появление новых субрынков в сфере туризма и инновационных туристских продуктов; развитие новых видов отелей (например, свадебные, ивент, бунгало, семейные и др.); изменение баланса между дифференцированными турами согласно определенным сегментам целевого рынка и индивидуальными с ориентацией на запросы отдельных потребителей; акцент на удобство, комфорт, уважение потребительских особенностей наций и менталитетов; интенсификация отдыха, максимально разнообразная программа, с помощью которой могут быть организованы разные формы отдыха и получено множество впечатлений [1].

С учетом разнообразия трендов развитие секторов гостеприимства и туризма в условиях рыночной экономики требует профессионального и компетентного подхода. Для оптимизации важных стратегических решений целесообразно опираться на анализ зарубежного опыта и адаптировать его результаты для условий Казахстана. Формы и методы подбора полезного зарубежного опыта могут быть разнообразными, но главная цель - понять, что можно использовать с наибольшей эффективностью. Анализ опыта других стран помогает определить, как развивать гостеприимство и туризм, какую траекторию развития выбрать и каким образом действовать в рамках решения конкретных проблем. Для этого целесообразно исследовать опыт развития гостеприимства и туризма в странах, достигших значительных успехов и сформировавших управляемый национальный туристский рынок. При идентификации государств, которые имеют черты сходства с Казахстаном, нужно учитывать такие категории, как природные ресурсы, культурно-исторические достопримечательности, уровень развития и состояние инфраструктуры, структура и организация государственного регулирования туристской отрасли экономики и др. [2].

Постановка проблемы. Степень участия государства в развитии гостеприимства и туризма зависит от сбалансированности национальной экономики. В странах с развитой рыночной экономикой вмешательство государства обычно минимальное, а в странах с формирующейся экономикой туристская отрасль требует повышенного внимания государства. Оно поддерживает частный сектор, в том числе выдает кредиты или субсидии под создание основных материальных резервов туристской отрасли или само их создает и эксплуатирует. Во многих странах разрабатываются специальные программы стимулирования секторов гостеприимства и туризма. Почти всегда государство становится координатором развития туристской отрасли национальной экономики.

Большинство современных авторов различают четыре базовые модели развития гостеприимства и туризма (рисунок 1) [3].

Рисунок 1 - Базовые модели развития гостеприимства и туризма

В то же время в разных странах мира существуют особые подходы к формированию и организации сферы гостеприимства и туризма. Многие из них определяются спецификой национальных условий ее развития, ролью и значением в экономике, уровнем развития рыночных отношений и др. В связи с важностью решения указанной проблемы была определена главная цель исследования - охарактеризовать основы адаптации зарубежного опыта с позиции развития туризма в Казахстане.

Методика исследований и источники первичных данных. При подготовке статьи применялись общенаучные и специальные методы, учитывающие специфику проблемы. Из общенаучных методов использованы описательный, анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование, экстраполяция, в качестве частных методов - логико-формализованный, экспертная оценка, графический, компьютерной обработки и представления качественной и количественной информации.

Источниками данных выступили научные публикации по проблеме и национальные стратегии развития гостеприимства и туризма отдельных государств. Особо необходимо отметить следующие информационные ресурсы: Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) - The United Nations World Tourism Organization (http://www2.unwto.org/); Комиссия ООН по устойчивому развитию - The United Nations Commission on Sustainable Development (http://www.gdrc.org);

Казахстанская национальная электронная библиотека (http://www.kazneb.kz); база данных нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» (http://adilet.minjust.kz); онлайн базы данных «eLIBRARY.ru» (http://elibrary.ru), «CyberLeninka» (http://cyberleninka.ru/), «EBSCO Information Services» (http://www.ebscohost.com/), «Google Scholar» (http://scholar.google.ru/), «The Scientific Electronic Library Online» (http://www.scielo.br), «Science Research Portal» (http://www.scienceresearch.com/scienceresearch/), «ScienceDirect» (http://www.sciencedirect.com/), «SpringerLink» (http://link.springer.com/), «Web of Science, Thomson Reuters» (http://thomsonreuters.com/en.html), «Ingenta» (http://www.ingentaconnect.com/), «CiteSeer Publications» (http://citeseer.ist.psu.edu/), «Directory of Open Access Journals (DOAJ)» (https://doaj.org/), «EconBiz» (http://www.econbiz.de/), «The Education Resources Information Center (ERIC)» (http://eric.ed.gov/), «Jurn» (http://www.jurn.org/#gsc.tab=0), «Polpred.com» (http://polpred.com/).

Обсуждение и результаты. Для исследования опыта зарубежных стран применяется дифференцированный подход, опирающийся на учет того, как сформирована национальная модель развития туристской отрасли и какие виды туризма наиболее развиты на территории страны (см. таблицу).

Ключевые характеристики сферы туризма некоторых стран дальнего зарубежья

Страна Модели развития туризма Туристско-рекреационные ресурсы Виды туризма

Швейцария «Органичное развитие» Природные и культурные достопримечательности Природно-ориентирован-ный, историко-культурный

Австрия «Транзитный туризм» Географическое положение (пересечение трасс, соединяющих север, запад, восток и юг Европы), превосходные автомобильные трассы Природно-ориентирован-ный и историко-культурный

Испания «Невмешательство» Средиземное море, Атлантический океан Пляжный, культурно-познавательный

Франция «Регулируемая многоукладность» Средиземное море, Атлантический океан, природные комплексы, культурные достопримечательности, сельскохозяйственные объекты Природно-ориентирован-ный, историко-культурный, круизный, сельский, игорный

Турция «Анклавные зоны» Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, культурные достопримечательности Пляжный и шопинг -туризм

Канада «От центра к периферии» Природные аквальные и наземные комплексы, историко-культурные достопримечательности Экологический, культурно-познавательный, деловой, круизный

Модель «органическое развитие» туризма опирается преимущественно на два ключевых условия: 1) внедрение инноваций в туризме, а также развитие новых видов организации отдыха и туризма; 2) применение государственно-частного партнерства для создания инфраструктуры туризма и его развития [4]. Швейцария - яркий представитель страны, специализирующейся на туризме и использующей эту модель. Новое направление, которое активно продвигается в Швейцарии, - это хайкинг. Он характеризуется высоким уровнем услуг и комфорта, созданием разных типов средств размещения на пути следования туристов в предгорных районах. Такой вид туризма доступен для разных категорий туристов, не требует специальных навыков и позволяет комбинировать активный природно-ориентированный туризм с комфортными условиями размещения [5]. В горных районах Казахстана можно использовать швейцарский опыт развития хайкинга, что позволит привлечь иностранных туристов в нашу страну.

Модель «транзитный туризм» опирается на особое географическое положение страны - ее расположение на пересечении транспортных магистралей и разветвленную сеть качественных автомобильных дорог. Этот фактор обусловливает большое количество транзитных и однодневных туристов. В сфере туризма хорошо обозначены два загруженных периода - август и февраль. Страна является одним из мировых лидеров в предоставлении услуг зимних видов отдыха и

туризма, поэтому центры международного туризма сосредоточены в ее западной части с горным рельефом. В отличие от жителей Швейцарии, австрийцы не очень охотно путешествуют по своей стране и за ее пределами, что негативно влияет на структуру мест размещения. Наиболее хорошо развит частный сектор, предоставляющий услуги проживания. Развитие зимних видов отдыха и туризма актуализировало проблему регулирования нагрузки на природные комплексы и важность повышения популярности летних видов туризма.

Модель «регулируемая многоукладность» ориентирована на особенности внутреннего туристского рынка - преобладающий отдых граждан в своей стране, выраженные отпускные периоды (школьный каникулярный июля и августа, рождественский, каникулярный февраля, период Пасхи), преобладание путешествий на личных автомобилях и доминирование среди туристов жителей городских населенных пунктов. Французы предпочитают останавливаться не в гостиницах, а в иных местах размещения, за исключением зимнего отдыха. Ярко выражены три вида туризма - летние пляжный и сельский, зимний горно-курортный. Активно применяется государственное регулирование региональных экономик, в том числе в сельской местности на базе туризма. Программы постоянно модифицируются. Правительство Франции сделало очень серьезные капиталовложения в развитие автомобильных дорог и улучшение экологического комфорта.

Модель «невмешательство», получившая развитие в Испании, имеет как определенные плюсы, так и минусы. С одной стороны, она способствует свободной конкуренции в сфере туризма, а с другой - ее использование возможно, если в стране создана привлекательная инфраструктура туризма и комфортные инженерно-транспортные коммуникации. Для Казахстана эта модель не совсем подходит в связи с тем, что не на всей территории страны сформированы необходимая туристская инфраструктура и инженерно-транспортные коммуникации, поэтому применять ее в текущей период затруднительно.

Модель развития туризма в анклавных зонах первоначально была применена в Турции. Ее главная задача - определить определенные ареалы, в которых будет целенаправленно развиваться туризм. В Казахстане применение такой модели не очень целесообразно в связи с тем, что исходя из специфических условий страны эффективнее развивать комбинированные туры и сформировать особый туристский пакет для каждого региона.

Модель «от центра к периферии» подразумевает постепенное развитие туризма от сформированного туристского центра региона к его окраинным пространствам. Эта модель применяется в Канаде и ориентирована на поэтапное развитие туризма в разных регионах страны. Канада имеет некоторые черты сходства с Казахстаном ввиду значительной территории и наличия ресурсов для развития многих видов туризма. Модель «от центра к периферии» используется в рамках стратегии кластерного развития туризма [6-8]. Она предполагает развитие туризма только в отдельных, перспективных регионах и позволяет это делать «точечно», следовательно, экономно по отношению к финансовым и трудовым ресурсам. Если учитывать, что до 2/3 территории Казахстана расположено в аридной зоне, нередко с малокомфортными условиями и недостаточными ресурсами для развития туризма, применение данной модели целесообразно и позволит сконцентрировать усилия на территориях, которые могут стать туристскими кластерами, обеспечивающими постоянный поток въездного международного туризма.

Широко распространена в мире кластерная модель, предложенная Майклом Юджином Портером. Он сделал акцент на то, что она позволяет повысить производительность труда и конкурентоспособность региона [9]. Для Казахстана, а в частности Алматинского региона, где активно формируется конкурентоспособный туристский кластер, важное условие дальнейшего успешного развития туризма - повышение комфортности и качества процессов бизнес-среды. В этом аспекте значительная роль отводится государству как гаранту создания необходимых конкурентных преимуществ. Согласно воззрениям М. Ю. Портера, любая страна способна создать конкретный, присущий только ей набор преимуществ, в числе которых высокий уровень производительности труда, профессиональные трудовые ресурсы, качественные производимые товары и услуги, оптимальная и эффективная система управления и др. [10].

Привлекательность кластерной модели для сферы гостеприимства и туризма объясняется тем, что формирование и развитие туристского региона происходит комплексно с учетом смежных

отраслей и интересов местных сообществ. Конечный результат создания туристского кластера -«живая», динамичная и легко адаптирующаяся к изменениям рынка территориальная рекреа-ционно-туристская система, все структурные элементы которой должны работать как единый механизм на принципах коэволюции и динамического равновесия для общего блага и выгодного взаимодействия каждого субъекта туристского рынка.

Кроме изучения национальных моделей развития туризма важен положительный и отрицательный опыт разных стран мира. В первую очередь, это касается государств, создавших за короткий период времени высокоэффективную туристскую отрасль национальной экономики. Одним из таких государств стала Малайзия. Она занимает девятое место в мире по общему количеству прибытий туристов и четырнадцатое место по поступлению доходов от продажи туристских продуктов, товаров и услуг. Ее опыт наглядно демонстрирует процессы эффективного формирования «ядра» национальной индустрии гостеприимства и туризма, а также смежных и вспомогательных сегментов [11].

Пример Малайзии показывает важность частных инвестиций в сферу туристского бизнеса, причем между обоими элементами наблюдается прямая связь, которая выражается в синергети-ческих эффектах в национальной индустрии гостеприимства и туризма. Важное значение на первоначальном этапе сыграли государственные стратегические и тактические решения, сконцентрированные на планировании развития инфраструктуры (дорог, коммуникаций, логистических центров и др.) и принятые меры по стимулированию инвестиционной привлекательности объектов туризма Малайзии [11].

Для Казахстана может быть полезна методология на основе модифицированного системного подхода, который реализовывался на практике в форме фискальных и финансовых методов поддержки и стимулирования развития туристско-инфраструктурного и гостиничного сегментов. В частности, определяющий положительный эффект оказали: а) снижение налогового бремени при строительстве основной материальной базы (средств размещения) в рамках заказа Министерства по туризму (первичный налог меньше на 10 %, ежегодный - на 3 %); б) налоговые привилегии (освобождение от уплаты налога на прибыль, освобождение от налога на инвестиции по новым инвестициям и реинвестированию в расширение и модернизацию гостиниц и туристских проектов); в) освобождение туроператоров, привлекших более 500 иностранных туристов в текущем налоговом году, от уплаты налога на прибыль; г) полное освобождение от импортной пошлины и налога с продаж отдельных импортированных материалов для гостиниц и туристских проектов. В стране создан фонд инфраструктуры туризма при Министерстве по туризму, оказывающий ипотечную поддержку для стимулирования частного инвестирования. Сумма инвестирования составляет до 40 % от стоимости земли, срок кредита - до 20 лет, сумма кредита - от 1,8 до 18 млн евро [12]. Большое внимание уделяется решению проблемы автоматизации процессов, стандартов обслуживания и инноваций. Оснащение средств размещения ориентировано на создание комфортных условий для гостей и применение инновационных подходов. В Казахстане можно реализовать следующий опыт малазийского гостиничного и ресторанного бизнеса: процесс повышения конкурентоспособности гостиниц и ресторанов начинается с подготовки высококвалифицированных специалистов, изменения системы их подготовки с акцентом на практические компетенции; используются разные варианты поощрения бизнес-структур при принятии студентов для получения практического опыта; применяется системный подход для формирования элективных модулей.

Приведенные краткие результаты анализа отражают наиболее примечательные сферы и компоненты модели развития гостеприимства и туризма. Многие из них могут быть успешно адаптированы для условий Казахстана и позволят повысить эффективность управленческих решений.

С целью выявления отношения экспертов к базовым и национальным моделям развития гостеприимства и туризма и ключевым характеристикам сферы туризма некоторых стран дальнего зарубежья с позиции их применимости для условий Казахстана был выполнен опрос 27 специалистов. Полученные результаты иллюстрирует рисунок 2.

Изучение опыта зарубежных стран помогает понять, какие факторы наиболее важны для развития туристкой отрасли экономики Казахстана, а также наметить общие рамки для стимулирования ее развития (рисунок 3).

а б

Рисунок 2 - Оценка привлекательности и возможности использования базовых (а) и национальных (б) моделей

развития гостеприимства и туризма в Казахстане

Рисунок 3 - Общие рамки для стимулирования развития гостеприимства и туризма в Казахстане

Заключение. Приведенные данные наглядно демонстрируют, что только при комплексном и управляемом подходе можно добиться впечатляющих результатов и сформировать привлекательную, эффективно работающую и приносящую большой доход туристскую отрасль национальной экономики. Профессиональное и продуманное решение проблемы развития гостеприимства и туризма в Казахстане обязательно должно включать всесторонний и детальный анализ успешного зарубежного опыта. Формирование конкурентоспособных на международном рынке национальных туристских продуктов может в определенной мере зависеть от опыта одного или нескольких государств, уже успешно решивших задачи, только встающие перед Казахстаном. Сравнительный анализ позволит не только создать наиболее эффективную модель развития гостеприимства и туризма в Казахстане, но и выполнить проектирование всех ее ключевых характеристик и уникальных черт.

Результаты работы с экспертами позволяют сделать вывод, что не имеется универсального подхода к развитию гостеприимства и туризма, поэтому каждая из моделей несет в себе полезные, нейтральные и отрицательные свойства с позиции ее применения для условий Казахстана.

Полезность модели «органическое развитие» туризма связана с обязательностью внедрения инноваций и развитием новых видов организации отдыха и туризма, а также продвижением государственно-частного партнерства для создания инфраструктуры туризма.

Отдельные элементы модели «транзитный туризм», опирающейся на особое географическое положение страны на пересечении транспортных магистралей и разветвленную сеть качественных автомобильных дорог, могут быть вполне применимы в Казахстане. А такая ее черта, как развитие

частного сектора, предоставляющего услуги проживания, имеет определенные предпосылки уже сейчас.

Модель «регулируемая многоукладность» ориентирована на особенности внутреннего туристского рынка и применение государственного регулирования региональных экономик, в том числе в сельской местности на базе туризма. Ее привлекательность для Казахстана связана с ориентацией на развитие автомобильных дорог и улучшение экологического комфорта.

Модель «невмешательство» способствует свободной конкуренции в сфере туризма, но требует очень значительного, краткосрочного инвестирования в инфраструктуру туризма, поэтому применить ее в Казахстане в настоящее время затруднительно.

Модель развития туризма в анклавных зонах в целом применима в Казахстане, но имеет серьезные ограничивающие условия, связанные с особенностью пространственной организации природопользования. В случае преимущественного и адресного развития гостеприимства и туризма в регионах республики с комфортными природными условиями гарантированно возникнут многочисленные конфликты с другими категориями природопользователей.

Модель «от центра к периферии» ориентирована на поэтапное развитие туризма в разных регионах страны и используется в рамках стратегии кластерного развития. Она позволяет делать это «точечно», экономно по отношению к финансовым и трудовым ресурсам. Применение данной модели целесообразно и позволит сконцентрировать усилия на территориях, которые могут стать туристскими кластерами.

Кластерная модель, предложенная Майклом Юджином Портером, позволяет повысить производительность труда и конкурентоспособность туристского региона. Важная роль отводится государству как гаранту создания необходимых конкурентных преимуществ. Привлекательность кластерной модели объясняется тем, что формирование и развитие туристского региона происходит комплексно с учетом смежных отраслей и интересов местных сообществ.

Создание на основе анализа зарубежного опыта синтетической модели развития гостеприимства и туризма в Казахстане даст возможность наконец создать национальный туристский бренд и продвигать его на международном рынке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Котлер Ф., Боуэн Д., Макенз Д. Маркетинг: гостеприимство и туризм. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.

[2] Surugiu C., Surugiu M.-R. Is the tourism sector supportive of economic growth? Empirical evidence on Romanian tourism // Tourism economics. - 2013. - Vol. 19, is. 1. - P. 115-132.

[3] Бартошук О.В. Модели развития индустрии туризма (зарубежный опыт) // Государство и регионы. Серия: экономика и предпринимательство. - 2011. - № 2. - С. 62-68.

[4] Системные планы развития туризма в Казахстане. - Астана: КИРИ, Horwath HTL, 2012. - 263 с.

[5] Tourism, power and culture: anthropological insights (tourism and cultural change) / Ed. Donald V.L. Macleod and James G. Carrier. - Bristol: Channel View Publications, 2010. - 219 p.

[6] Камбычеков Т.К. Туризм в Казахстане: проблемы, пути решения, перспективы развития. - Бишкек: БГИЕК, 2007. - 160 с.

[7] Плохих Р.В. Развитие туристской отрасли экономики Казахстана: теоретико-методологические основы и регламентация деятельности // Туризм Казахстана: проблемы и перспективы: V Межд. научн.-практ. конф., кафедра рекреационной географии и туризма факультета географии и природопользования КазНУ им. аль-Фараби, 9-11 октября 2014 г. (г. Алматы, Казахстан). - Алматы, 2014. - С. 14-22.

[8] Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке: Труды Международной туристской академии. - М., 2010. - Вып. 5. - C. 10-14.

[9] Портер М. Конкурентная стратегия. - М., 2005. - 387 с.

[10] Ropero M.A. Dynamic pricing policies of hotel establishments in an online travel agency // Tourism economics. -2011. - Vol. 17, is. 5. - P. 1087-1102.

[11] Всемирный экономический форум. "Global Competitiveness Index 2012 and 2011", June 2012, http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2011-2012

[12] Всемирная туристская организация. "Handbook on Tourism Product Development". - Мадрид, 2011.

REFERENCES

[1] Kotler F., Bowen D., Mackens D. Marketing: hospitality and tourism. M.: UNITY, 1998. 787 p. (in Rus.).

[2] Surugiu C., Surugiu M.-R. Is the tourism sector supportive of economic growth? Empirical evidence on the Romanian tourism // Tourism economics. 2013. Vol. 19, is. 1. P. 115-132.

[3] Bartoshuk O.V. Models of the development of the tourism industry (foreign experience) // State and regions. Series: Economics and Entrepreneurship. 2011. N 2. P. 62-68 (in Rus.).

[4] System development plans for tourism in Kazakhstan. Astana: KIRI, Horwath HTL, 2012. 263 p. (in Rus.).

[5] Tourism, power and culture: anthropological insights (tourism and cultural change) / Ed. Donald V.L. Macleod and James G. Carrier. Bristol: Channel View Publications, 2010. 219 p.

[6] Kambychekov T.K. Tourism in Kazakhstan: problems, solutions, prospects for development. Bishkek: BGIEK, 2007. 160 p. (in Rus.).

[7] Plokhikh R.V. Development of tourist branch of Kazakhstan economy: theoretical and methodological bases and regulation of activity // Tourism of Kazakhstan: problems and prospects: V int. scientific-practical. conf., Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography and Nature Management, Al-Farabi KazNU, 9-11 October 2014 (Almaty, Kazakhstan). Almaty, 2014. P. 14-22 (in Rus.).

[8] Priorities and perspectives of international tourism research in the 21st century. Proceedings of the International Tourist Academy. M., 2010. Is. 5. P. 10-14 (in Rus.).

[9] Porter M. Competitive strategy. M., 2005. 387 p. (in Rus.).

[10] Ropero M.A. Dynamic pricing policies of hotel establishments in an online travel agency // Tourism economics. 2011. Vol. 17, is. 5. P. 1087-1102.

[11] World Economic Forum. "Global Competitiveness Index 2012 and 2012", June 2012, http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2011-2012 (in Rus.).

[12] World Tourism Organization. "Handbook on Tourism Product Development". Madrid, 2011 (in Rus.).

Р. В. Плохих1, М. Р. Смыкова2, О. Ж. Устенова3

:Г.г.д., доцент, «рекреацияльщ география жэне туризм» кафедрасыньщ профессоры (эл-Фараби атындагы Казак ^штыщ университет^ Алматы, Казакстан) 2Э.г.к., «менеджмент жэне маркетинг» кафедрасыныц доценл (Алматы Менеджмент Университет^ Алматы, Казакстан) 3Э.г.к., «туризм жэне сервис» кафедрасыныц доценп (НАРХОЗ университет^ Алматы, Казахстан)

ЦАЗАЦСТАННЬЩ ТУРИЗМШ ДАМЫТУ YШIН ШЕТЕЛД1К ТЭЖ1РИБЕНЩ БЕЙ1МДЕЛУ НЕГ1ЗДЕР1

Аннотация. Нарыктык экономика жагдайында конакжайлылык пен туризм секторларын дамыту кэаби жэне к¥зыретп тэсiлдердi талап етедг Мацызды стратегиялык шешiмдердi оцтайландыру Yшiн шетел тэжь рибелерше жупнуге абзал жэне оныц нэтижелерш Казакстан жагдайына бейiмдеу кажет. Баска елдер тэжiрибесiнiц талдауы накты мэселелердi шешу шецберiнде кандай багытта эрекеттесуш аныктауга септiгiн тигiзедi. Казакстанмен уксастыктары бар елдердi аныктау кезiнде табиги ресурстар, мэдени-тарихи аймактар, даму децгей жэне инфракурылымныц жагдайы сиякты категорияларды ескеру кажет. Макалада алынган басты нэтижелер келiтiрiлген.

ТYЙiн сездер: туризм, конакжайлылык, даму Yлгiсi, шетелдiк тэжрибе, басты шектерi, Казакстан.

R. V. Plokhikh1, M. R Smykova2, O. Zh. Ustenova3

1Doctor of Sciences in Geography, Professor at the «Recreational Geography and Tourism» department (Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan)

2Candidate of Sciences in Economics, associate professor at the «Management and marketing» department (Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan) 3Candidate of Sciences in Economics, associate professor at the «Tourism and service» department

(NARXOZ University, Almaty, Kazakhstan)

ADAPTATION BASIS OF FOREIGN EXPERIENCE FOR TOURISM DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

Abstract. The development of hospitality and tourism in a market economy requires a professional and competent approach. It is advisable to rely on the analysis of foreign experience and adapt its results to the conditions of Kazakhstan for optimization of important strategic decisions. The forms and methods of selecting useful foreign experience can be diverse. The analysis of the experience of other countries helps to determine how to act within the framework of solving the specific problems. When identifying countries that have similarities with Kazakhstan, it is necessary to take into account such categories as natural resources, cultural and historical attractors, development level and state of infrastructure, structure and organization of state regulation of tourist branch of the economy, etc. In article the main results are described.

Keywords: tourism, hospitality, development model, foreign experience, main features, Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.