Научная статья на тему 'ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТКИХ ДЕСТИНАЦИЙ КАЗАХСТАНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ'

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТКИХ ДЕСТИНАЦИЙ КАЗАХСТАНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристские дестинации / аттрактивность (привлекательность) / предпочтения / туристы / природа / культура / Казахстан. / tourism / tourist destinations / impress (attractiveness) / preferences / tourists / nature / culture / Kazakhstan

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Смыкова М. Р., Плохих Р. В., Устенова О. Ж.

Для привлечения иностранных туристов и определения стратегии развития туризма в первую очередь возникает необходимость в изучении туристско-рекреационных территорий. С помощью экспертной оценки определены наиболее привлекательные туристские дестинации и виды туризма, а также кратко рассмотрены возможности для их развития. На основании проведенного исследования потребностей туристов из разных стран сделана попытка определить, какие казахстанские туристско-рекреационные ресурсы и туристские дестинации для них наиболее привлекательные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Смыкова М. Р., Плохих Р. В., Устенова О. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTIVENESS OF TOURIST DESTINATIONS OF KAZAKHSTAN FOR FOREIGN TOURISTS

For attraction of foreign tourists and determine the strategy for tourism development first of all there is a need to study the tourist and recreational territories. With help of expert assessment, the most attractive tourist destinations and types of tourism are identified, and opportunities for their development are briefly considered. Based on the study of the needs of tourists from different countries made an attempt to determine which Kazakhstan’s tourist and recreational resources and tourist destinations are the most attractive for them.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТКИХ ДЕСТИНАЦИЙ КАЗАХСТАНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ»

УДК 911.3:338.48

М. Р. Смыкова1, Р. В. Плохих2, О. Ж. Устенова3

1К.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга (Алматы Менеджмент Университет, Алматы, Казахстан) 2Д.г.н., профессор кафедры рекреационной географии и туризма (Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан) 3К.э.н., доцент кафедры туризма и сервиса (Университет НАРХОЗ, Алматы, Казахстан)

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТКИХ ДЕСТИНАЦИЙ КАЗАХСТАНА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ

Аннотация. Для привлечения иностранных туристов и определения стратегии развития туризма в первую очередь возникает необходимость в изучении туристско-рекреационных территорий. С помощью экспертной оценки определены наиболее привлекательные туристские дестинации и виды туризма, а также кратко рассмотрены возможности для их развития. На основании проведенного исследования потребностей туристов из разных стран сделана попытка определить, какие казахстанские туристско-рекреационные ресурсы и туристские дестинации для них наиболее привлекательные.

Ключевые слова: туризм, туристские дестинации, аттрактивность (привлекательность), предпочтения, туристы, природа, культура, Казахстан.

Введение. Развитие въездного туризма Казахстана связано с формированием и развитием туристских дестинаций, глубоким осознанием и пониманием возможностей их развития с учетом потребительских предпочтений, прежде всего, иностранных туристов. Для основных туристских дестинаций страны важно определить, какие виды туризма можно развивать в долгосрочной перспективе, опираясь на имеющийся туристско-рекреационный потенциал [1]. Для определения аттрактивности (привлекательности) регионов Казахстана с точки зрения возможностей и перспектив развития туризма полезно изучить потенциал туристского рынка [2]. Для этого целесообразно провести маркетинговый анализ туристских дестинаций Казахстана. При его выполнении используются пять основных групп оценочных критериев: природные ресурсы; природные условия; историко-культурные ресурсы; материально-технические ресурсы; экологическое состояние территории; социально-экономическое состояние региона [3, 4]. Важный аспект - первичная информация о привлекательности туристских дестинаций для разных сегментов потребителей, что позволяет определить адресные направления их развития [5-7]. Идентификация туристских регионов с позиции предпочтений и потребностей иностранных туристов позволяет установить, какие базовые и дополнительные услуги необходимы [8].

Постановка проблемы. Для успешного функционирования рынка туризма в Казахстане необходимо поддержание развития существующих туристских дестинаций и формирование новых [9]. Степень развития туристских дестинаций зависит от многих факторов, в числе которых особое положение занимают осведомленность потребителей, уровень развития специальной инфраструктуры, доступность и уникальность. Для современного международного туризма туристская дести-нация - ключевой элемент пространственной туристской системы. Ее можно охарактеризовать как территорию с разнообразными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения разных нужд туристов. Туристская дестинация включает наиболее важные и незаменимые ресурсы и услуги туризма, привлекательные и необходимые для туристов. Она и ее имидж привлекают туристов, мотивируют их к путешествию и активизируют всю туристскую систему. Нейл Лейпер ввел понятие «туристская дестинация» в середине 1980-х годов и с тех пор оно практически не претерпело серьезных семантических модификаций. В современном понимании туристская дес-тинация - географическая территория, имеющая определенные границы, привлекающая и удовлетворяющая потребности довольно обширной группы туристов [10, 11]. Аттрактивность - ключевая характеристика туристской дестинации. Она зависит от четырех групп особенностей: совокупности достопримечательностей, удобств, доступности, спектра предоставляемых услуг; культурной ценности; территориальной неделимости; ориентированности на гостей и местных жителей.

Формирование системы оценочных показателей аттрактивности туристской дестинации и выявление мнения потенциальных потребителей в лице иностранных туристов к этим показателям -эффективный и результативный подход, позволяющий получить необходимую планировочную и проектировочную информацию.

Методика исследований и источники первичных данных. Для проведения анализа были использованы опубликованные литературные источники по проблеме, собранные самими авторами данные, а также материалы специального опроса иностранных туристов и экспертов-практиков индустрии гостеприимства, туризма и развлечений.

Обсуждения и результаты. Опираясь на оценку туристских дестинаций Казахстана по определенным наборам показателей, возможно достаточно четко понять, какие виды туризма перспективны для развития и какие туристские продукты и услуги имеют высокую привлекательность, а следовательно, будут экономически эффективны. Для разработки системы конкретных туристских продуктов и услуг для дестинаций определяются территории приоритетного развития, имеющие высокую вероятную привлекательность для иностранных туристов [12]. Анализ должен быть комплексным, учитывающим потребительские предпочтения разных сегментов потребителей в лице иностранных туристов. Исследования их предпочтений позволили определить предпочтительные виды отдыха и туризма, а также наборы необходимых сопутствующих услуг.

Следует подчеркнуть, что практически все респонденты ввиду недостаточного знания туристских возможностей исключили из перечня приоритетных туристских дестинаций республики Северный и Центральный Казахстан. Полученная суммативная оценка привлекательности туристских дестинаций представлена на рисунке 1.

и

<и «

О

ч ?

о «

н о

о

88 86 84 82 80 78 76 "4

Западный Южный Восточный Астана Ал маты Казахстан Казахстан Казахстан

Туристские дестинации

Рисунок 1 - Результаты оценки привлекательности туристских дестинаций Казахстана согласно сделанному выбору, чел.

Как видно по оценке респондентов, наиболее привлекательными туристскими дестинациями являются Алматы и Восточный Казахстан. Однако такая упрощенная обобщающая оценка их привлекательности не дает четкой картины и понимания того, какая из них привлекательна для разных сегментов туристов. В частности, одинаковое количество респондентов указало на Южный Казахстан и Астану как привлекательные туристские дестинации. Несомненно, что каждая из них имеет весьма специфичные возможности для развития туристских продуктов и услуг разной тематической ориентированности и насыщенности, сезонности, ценового диапазона и др. [13]. Не совсем ясна ситуация с выбором Западного Казахстана в качестве привлекательной туристской дестинации. Дополнительные вопросы позволили установить, что в этом случае выбор был сделан преимущественно иностранными туристами, а не экспертами-практиками, поскольку первые связывают привлекательность дестинации с близким расположением Каспийского моря и пляжным отдыхом.

Для формирования траектории развития туризма и определения привлекательности туристской отрасли с помощью респондентов были определены семантические лейблы, приоритетные для развития туристских продуктов Казахстана (рисунок 2).

л" н о о и

(D

I «

S £

60 50 40 30 20 10 О

51,3

¿J, J 23,2

Горы и озера

Экотурнзм

Активный отдых

Семантические лейблы туристских продуктов Казахстана

Рисунок 2 - Привлекательность семантических лейблов туристских продуктов Казахстана, %

Как видно из представленных данных, наиболее привлекательный семантический лейбл туристского продукта по оценке респондентов - горы и озера, на втором месте - экотуризм, на третьем - активные виды туризма.

Была выполнена попытка выявить акценты потребительских предпочтений, которые наблюдаются у иностранных туристов. На современном этапе на рынке международного туризма наблюдаются следующие тенденции: интерес к альтернативной культуре; переход от пассивных видов отдыха и туризма к активным; экологизация мышления и, как следствие, интерес к экоту-ризму [14-16]. Поэтому одним из ведущих акцентов, часто не достаточно учтенных в казахстанском турпродукте, являются культурно-познавательные туры. При оценке акцентов потребительских предпочтений были установлены три их ключевых вида - это природа, культура и история (рисунок 3).

Как видно из представленных данных, несомненным акцентом потребительских предпочтений выступает природа казахстанских туристских дестинаций.

Природа Культура История

Акценты потребительских предпочтений

Рисунок 3 - Приоритетные акценты потребительских предпочтений, % - 18 -

Для детализации предпочтения разных целевых сегментов потребителей были изучены мнения представителей Китая, России, Индии и стран Европы. Эти группы иностранных туристов обозначены в качестве приоритетных на уровне государственной стратегии развития туризма в Казахстане [9].

В таблице 1 представлен обобщенный анализ туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из Китая.

Таблица 1 - Оценка туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из Китая

Потенциальные регионы Ожидания туристов Туристские ресурсы Преимущества Недостатки

Мангистауская область (Западный Казахстан), Алматинская область, Восточный Казахстан Красивая девственная природа ГНПП «Барабай», озеро Улкен Алматы, Кольсайские озера, пик Хан-Тенгри, вдхр. Буктырма, озеро Жайсан, ГНПП «Катон-Карагай», озера Алаколь и Маркаколь, каньон реки Кальджир, Торыш, Тулкили, Долина замков, Каспийское море, урочища Бозжиер, Шеркала, Тозбаер Разнообразие природных ресурсов. Уникальность природных памятников Удаленность потенциальных туристов из Китая, в частности Пекин, Гуанжоу, Шанхай, неравномерное распределение природных памятников, удаленность их друг от друга, ограниченная доступность отдельных природных памятников

Комфорт, наличие мест для пляжного отдыха и качественное питание Не все регионы могут предоставить данные условия, ограничения в Мангистауской и Восточной области Комфортные условия в Алматинской области, где предоставляются более качественные услуги питания Бассейны имеются в отелях 5

Горные виды туризма Алматинская область: Шымбулак, Бутаковка, Табаган, Акбулак, Кокжайлау Наличие инфраструктуры для горных видов туризма Высокий уровень цен

Китай - один из самых динамично развивающихся рынков, но предпочтения его жителей направлены на другие страны. Казахстан является потенциальным туристским регионом для них, в том случае если будут учтены потребности китайских туристов, которые предпочитают комфортный отдых и для которых важно наличие традиционной китайской кухни [17, 18].

Вторым крупным потенциальным рынком туризма для Казахстана является Россия. Туристы из нее отдают предпочтения таким видам туризма, как пляжный, городской, экологический, природоведческий и этнический. Российские туристы готовы приезжать в Казахстан с целью посещения уникальных природных мест. По выполненным оценкам для них привлекательна Мангис-тауская область, которая интересна жителям близлежащих административных единиц России. Наибольшая осведомленность россиян имеется о таких туристских ресурсах, как Каспийское море, Алтайские горы, озеро Балкаш, города Алматы и Астана, Великий Шелковый путь и ГНПП «Бурабай». Об этих территориях и акваториях российские туристы наиболее осведомлены [19, 20]. В таблице 2 представлен обобщенный анализ туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из России.

Россия является перспективным рынком для Казахстана, но вместе с тем основной поток туристов приезжает с деловыми или этническими целями, что не способствует значительному увеличению доходов от туризма. У российских туристов в приоритете остается пляжный туризм, для которого у Казахстана пока нет привлекательных и инфраструктурно обеспеченных предложений.

Таблица 2 - Оценка туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из России

Потенциальные регионы Ожидания туристов Туристские ресурсы и возможности Преимущества Недостатки

Мангистауская область (Западный Казахстан), Алматинская область, Восточный Казахстан Красивая девственная природа Устиртский природный заповедник, Торыш, Тулкили (голубая бухта), Долина замков, Жыгылган, Каспийское море, урочища Бозжиер, Шеркала, Тозбаер Близкое месторасположение природных ресурсов, уникальность природных памятников, возможность путешествия на автотранспорте Удаленность природных достопримечательностей друг от друга, ограниченная доступность отдельных природных памятников

Пляжный туризм Каспийское море, озера Балкаш, Алаколь Наличие пляжных мест в разных регионах Ограниченное количество высококачественных пляжей

Городские виды туризма Города Алматы и Астана Разнообразие форм отдыха Высокий уровень цен

Этнический вид туризма (посещение родных и близких) На всей территории Казахстана Предоставление краткосрочных экскурсионных программ Невысокие доходы от данного вида туризма, так как посетители проживают у знакомых

Одним из значительных рынков в секторе въездного туризма Казахстана может стать Индия. Она является страной, которая по численности населения находится на втором месте в мире, а по темпам роста - на первом месте. Поэтому туристы из Индии могут обеспечить довольно значительный поток в туристские дестинации Казахстана. Наиболее востребованные виды туристских поездок с точки зрения туристов из Индии - путешествия на природу, пляжный туризм, религиозные и городские туры. Потенциальный рынок туристов находится в крупных мегаполисах и также сильно удален от туристских дестинаций Казахстана, поэтому высоко актуальна проблема транс -портной доступности. В таблице 3 представлен обобщенный анализ туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из Индии.

Таблица 3 - Оценка туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из Индии

Потенциальные регионы Ожидания туристов Туристские ресурсы и возможности Преимущества Недостатки

Мангистауская Красивая девственная природа Горы, заповедники, вдхр. Буктырма, озеро Жайсан, ГНПП «Катон-Карагай», озера Алаколь и Маркаколь, каньон реки Кальджир, Торыш, Тулкили, Долина замков, Каспийское море, урочища Бозжиер, Шеркала Уникальность природных памятников, разнообразие природных достопримечательностей Удаленность природных достопримечательностей друг от друга, неравномерное распределение природных памятников на территории страны

область (Западный Казахстан), Алматинская область, Пляжный туризм Каспийское море, озера Балкаш и Алаколь Наличие разноплановых достопримечательностей Ограниченное количество высококачественных пляжей, низкий уровень конкурентоспособности пляжного туризма

Восточный Казахстан Городские виды туризма Города Алматы и Астана Наличие торгово- развлекательной инфраструктуры Ограниченность анимационных видов отдыха

Религиозный туризм Мечети Бекет-Ата и Шопан-Ата, культурно-исторические памятники Ходжи Ахмета Ясави, бабаджа Хатум, Айша-Биби, Бабаджи-Хатун, Карахана, городище Акыртас Уникальные аутентичные исторические достопримечательности Отдаленность друг от друга религиозных памятников

В целом из всех видов ресурсов туристских дестинаций Казахстана для туристов из Индии наиболее привлекательными являются религиозные и исторические, которые имеют особенности, характерные для культуры казахского народа [21]. В то же время вследствие географического расположения Индии и того, что индусы мало предрасположены к путешествиям в удаленные страны, значительного туристского потока в Казахстан не следует ожидать в ближайшие годы из данной страны.

Ожидания Казахстана в определенной мере ориентированы на привлечение туристов из стран Европы, так как они любят путешествия и отдых в государствах других регионов мира. В связи с тем, что они насытились комфортным отдыхом, их стали привлекать малоизвестные на международном туристском рынке регионы и страны [22].

Иностранные туристы из Европы предпочитают отдых на природе, нетронутой и девственной, их также привлекают степные пространства Казахстана. К привлекательным видам туризма в Казахстане для туристов из стран Европы можно отнести экологический, культурно-познавательный и активный (таблица 4).

Таблица 4 - Оценка туристских возможностей Казахстана согласно предпочтениям туристов из стран Европы

Потенциальные регионы Ожидания туристов Туристские ресурсы и возможности Преимущества Недостатки

Мангистауская область (Западный Казахстан), Алматинская область, Восточный Казахстан Экологический Горы, заповедники и национальные парки Наличие девственной, нетронутой природы Ограниченная доступность к нетронутым природным ресурсам

Активные виды туризма Иле и Жетысу Алатау, Алтай, водные, степные и речные ресурсы Разнообразные виды для активных видов туризма Низкий уровень развития спортивной инфраструктуры

Культурно-познавательный туризм Подземные мечети, исторические памятники, мавзолеи и захоронения, останки исторических городов, культурно-исторические обычаи и традиции Разнообразные национальные традиции и обычаи, уникальные культурно-исторические памятники Отдаленность друг от друга культурно-исторических памятников

Таким образом, у каждого сегмента иностранных туристов имеются свои предпочтения как по видам привлекательных ресурсов, так и по туристским дестинациям. Для туристов из Европы актуальны культура других народов и девственная природа. В Казахстане их практически не интересуют предложения пляжного отдыха.

Заключение. Проведенный анализ позволил определить, в каких туристских дестинациях Казахстана необходимо в большей степени делать акцент на определенные виды отдыха и туризма исходя из интересов потенциальных потребителей целевых рынков. Опрос респондентов показал, что основным тематическим акцентом в развитии туризма должна быть природа и связанные с ней виды туристских продуктов и услуг. Интерес к Казахстану у иностранных туристов зависит от предпочтений жителей конкретных стран. Жителям Китая важны комфорт и присутствие традиционной кухни наравне с местной, а предпочтение отдается природным ресурсам и горным видам туризма. Туристы из Индии ориентированы на религиозный и экологический туризм, а из России предпочитают пляжный и этнический туризм. Туристы из Европы заинтересованы в культурно-познавательных и экологических турах, а также активных видах туризма с элементами спорта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Разумовская А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. - М.: Вершина, 2006. - 496 с.

[2] Vajcnerová I. et al. The quality of tourism destination - integrated quality management // Acta Universitatis Agricul-turae et Silviculturae Mendelianae Brunensis. - 2014. - Vol. 57, N 6. - С. 361-368.

[3] Мироненко Н.С., Эльдаров Э.М. Ключевые слова: география туризма, туризмология, территориальная рекреационная система, кластер, дестинация, коренной житель // География и природные ресурсы. - 2016. - № 2. - С. 12-18.

[4] Щепакин М.Б., Басюк А.С. Туристская дестинация: характерные черты и этапы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 97. - С. 1-11.

[5] Молчанова В.А. Тенденции инновационного развития туристских дестинаций:«умная дестинация» // Экономика

и предпринимательство. - 2017. - № 9-3. - С. 715-720.

[6] Пургина А.А. Классификация туристских дестинаций Франции по стадиям жизненного цикла Р. Батлера // Экономика и право. - 2016. - № 8(66). - С. 68-78.

[7] Семеняк И.В., Мангушев Д.В. Сигнальные индикаторы турбулентности рынков // Вюник Харювського нацю-нального ушверситету ш. В. Н. Каразгна. Сер. Економжа. - 2008. - № 802.- С. 42-50.

[8] Котенев А.Д. Туристская дестинация как фактор развития региона // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. - С. 100-106.

[9] Системный план развития туризма в Казахстане: рабочий вариант. - Астана: КИРИ, 2012. - 294 с.

[10] Гончарова Н.А. Подходы к определению концепта «туристская дестинация» в научном дискурсе // Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2(17). - С. 100-115.

[11] Дорофеев А.А., Дорофеева А.А. Дестинация - новый концепт географии туризма? // Вестник Тверского государственного университета. Серия: география и геоэкология. - 2017. - № 2. - С. 70-80.

[12] Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2016. - Вып. 1. - С. 100-100.

[13] Раимбеков Ж.С., Букенова Ж.О. Основные аспекты и перспективы развития туризма на казахстанском рынке // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, состоявшейся 25 ноября 2017 года в г. Пензе. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017. - С. 33-36.

[14] Тулеметова А.С., Шевченко И.И. Кластерные технологии в туризме // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы международной научно-практической конференции. - Киров: ООО «Типография Старая Вятка», 2017. - Вып. 16, т. 1. - С. 945-951.

[15] Смагулов Д.К., Флек А.А. Тенденции развития международного туризма в Республике Казахстан // Инновационная наука в глобализующемся мире. - 2016. - № 1. - С. 89-91.

[16] Имангулова Т.В., Прокофьева М.А. Достопримечательности и культурное наследие ЮНЕСКО на территории Казахстана // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 8-3. - С. 431-435.

[17] Зиядин С.Т., Жаныбаева З.К., Есенова Г.Ж. Исследование потребительского спроса на рынке туристических услуг Восточно-Казахстанской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2017. -№ 2(148). - С. 172-178.

[18] Хетагурова В.Ш. Открываем Центральную Азию: перспективы развития туризма по тропам Великого Шелкового пути // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 11, № 6(76). - С. 15-31.

[19] Никитинский Е.С. и др. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в республике Казахстан на 2015-2018 годы // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2015. - № 2. - С. 29-67.

[20] Карнаухова Б.В., Фадеева О.В. Развитие международного туризма на особо охраняемых природных территориях в приграничной зоне Казахстана // Студенческий вестник. - 2018. - № 2-1. - С. 5-7.

[21] Имангулова Т.В., Прокофьева М.А. Развитие этнического туризма в Казахстане // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 8-3. - С. 451-455.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[22] Тлеубердинова А.Т. Жители Германии как целевой сегмент экологического и природного туризма Казахстана // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 2. - С. 18-22.

REFERENCES

[1] Razumovskaya A. Marketing services. The bench book of the Russian marketing expert. M.: Vershina, 2006. 496 p. (in Rus.).

[2] Vajcnerova I. et al. The quality of tourism destination - integrated quality management // Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis. 2014. Vol. 57, N 6. P. 361-368.

[3] Mironenko N.S., Eldarov E.M. Key words: tourism geography, tourism, territorial recreational system, cluster, destination, native inhabitant // Geography and natural resources. 2016. N 2. P. 12-18 (in Rus.).

[4] Shchepakin M.B., Basyuk A.S. Tourist destination: characteristic features and stages of development // Polytematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. N 97. P. 1-11 (in Rus.).

[5] Molchanov V.V. Trends in innovative development of tourist destinations: "smart destination" // Economics and entrepreneurship. 2017. N 9-3. P. 715-720 (in Rus.).

[6] Purgina A.A. Classification of tourist destinations in France in the stages of the life cycle R. Butler // Economics and Law. 2016. N 8(66). P. 68-78 (in Rus.).

[7] Semenyak I.V., Mangushev D.V. Signal indicators of market turbulence / News of V. N. Karazin Kharkiv National University. Ser. Economy. 2008. N 802. P. 42-50 (in Rus.).

[8] Kotenev A.D. Tourist destination as a factor in the development of the region // Innovative scientific research: theory, methodology, practice: a collection of articles of the international scientific-practical conference / Under the general. ed. G. Yu. Gulyaeva. Penza: MCSN "Science and Education", 2016. P. 100-106 (in Rus.).

[9] Systemic plan for tourism development in Kazakhstan: working version. Astana: KIRI, 2012. 294 p. (in Rus.).

[10] Goncharova N.A. Approaches to the definition of the concept "tourist destination" in the scientific discourse // Bulletin of Science in Siberia. 2015. N 2(17). P. 100-115 (in Rus.).

[11] Dorofeev A.A., Dorofeeva A.A. Destination - a new concept of tourism geography? // Bulletin of Tver State University. Series: Geography and geoecology. 2017. N 2. P. 70-80 (in Rus.).

[12] Yakunin V.N. Types of tourism: historiography of the problem // Russia-Kazakhstan: cross-border cooperation,

museum and tourist potential, projects and routes to world-class events: bul. art. of intern. scientific-practical. conf. Samara, 2016. Is. 1. P. 100 (in Rus.).

[13] Raimbekov Zh.S., Bukenova Zh.O. Main aspects and prospects of tourism development in Kazakhstan market // Modern economy: current issues, achievements and innovations: a collection of articles of the XI international scientific and practical conference, held on november 25, 2017 in Penza. Penza: MCSN Science and Education, 2017. P. 33-36 (in Rus.).

[14] Tulemetova A.S., Shevchenko I.I. Cluster technologies in tourism // Actual problems of modern science and education: materials of the international scientific and practical conference. Kirov: OOO "Printing house Old Vyatka", 2017. Is. 16, vol. 1. P. 945-951 (in Rus.).

[15] Smagulov D.K., Flek A.A. Trends in the development of international tourism in the Republic of Kazakhstan // Innovative science in a globalizing world. 2016. N 1. P. 89-91 (in Rus.).

[16] Imangulova T.V., Prokofieva M.A. Sights and cultural heritage of UNESCO in the territory of Kazakhstan // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. N 8-3. P. 431-435 (in Rus.).

[17] Ziyadin S.T., Zhanybaeva Z.K., Esenova G.Zh. Research of consumer demand in the market of tourist services in the East Kazakhstan region // Vestnik of the Altai State Agrarian University. 2017. N 2(148). P. 172-178 (in Rus.).

[18] Khetagurova V.Sh. We open Central Asia: the prospects for tourism development along the paths of the Great Silk Road // Service in Russia and abroad. 2017. Vol. 11, N 6(76). P. 15-31 (in Rus.).

[19] Nikitinsky E.S. and al. Conceptual approaches to the development of children's and youth tourism in the Republic of Kazakhstan for 2015-2018 // Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local History. 2015. N 2. P. 29-67 (in Rus.).

[20] Karnaukhova B.V., Fadeeva O.V. Development of international tourism in specially protected natural areas in the border zone of Kazakhstan // Student's bulletin. 2018. N 2-1. P. 5-7 (in Rus.).

[21] Imangulova T.V., Prokofieva M.A. Development of ethnic tourism in Kazakhstan // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. N 8-3. С. 451-455 (in Rus.).

[22] Tleuberdinova A.T. Residents of Germany as a target segment of ecological and natural tourism of Kazakhstan // Tourism: law and economics. 2017. N 2. P. 18-22 (in Rus.).

М. Р. Смыкова1, Р. В. Плохих2, О. Ж. Устенова3

1Э.г.к., менеджмент жэне маркетинг кафедрасыньщ доценп (Алматы Менеджмент Университет^ Алматы, Казахстан) 2Г.г.д., рекреациялык география жэне туризм кафедрасыныц профессоры (Эл-Фараби атындагы Казак ¥лттык Университет^ Алматы, Казахстан) 3Э.г.к., туризм жэне сервис кафедрасыныц доценп (НАРХОЗ Университет^ Алматы, Казахстан)

ШЕТЕЛД1К ТУРИСТЕР УШШ ЦАЗАЦСТАНДАГЫ ТУРИСТ1К ДЕСТИНАЦИЯЛАРДЬЩ ТАРТЫМДЫЛЫГЫ

Аннотация. Шетелдш туристердi тарту мен туризмнщ дамыту стратегиясын аныктау Yшiн туристж-бiрiншi кезекте рекреациялык аймактарды зерттеу кажет. Сарапшылык багалау кемепмен ец тартымды ту-рислк дестинациялар мен туризм тYрлерi аныкталды, сондай-ак олардыц даму мYмкiндiктерiн кыскаша тал-кыланды. Олар Yшiн ец тартымды, кандай казакстандыц туристж дестинациялар мен туриспк жэне рекреа -циялык ресурстарды эртYрлi елдердщ туристердщ кажеттшктерш зерттеу непзвде, аныктауга эрекет жасалды.

Тушн сездер: туризм, туристпк дестинациялар, кызыгушылык (тартымдылык), артыкшылыктар, туристер, табигат, мэдениет, Казакстан.

M. R. Smykova1, R. V. Plokhikh2, O. Zh. Ustenova3

1Candidate of sciences in economics, associate professor at the management and marketing department

(Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan) 2Doctor of sciences in geography, professor at the recreational geography and tourism department (Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan) 3Candidate of sciences in economics, associate professor at the tourism and service department (NARXOZ University, Almaty, Kazakhstan)

ATTRACTIVENESS OF TOURIST DESTINATIONS OF KAZAKHSTAN FOR FOREIGN TOURISTS

Abstract. For attraction of foreign tourists and determine the strategy for tourism development first of all there is a need to study the tourist and recreational territories. With help of expert assessment, the most attractive tourist destinations and types of tourism are identified, and opportunities for their development are briefly considered. Based on the study of the needs of tourists from different countries made an attempt to determine which Kazakhstan's tourist and recreational resources and tourist destinations are the most attractive for them.

Keywords: tourism, tourist destinations, impress (attractiveness), preferences, tourists, nature, culture, Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.