Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА КАК НОВЫЙ ТРЕНД В РАСШИРЕНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА'

РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА КАК НОВЫЙ ТРЕНД В РАСШИРЕНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ РЫНКА СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / МОДЕЛЬ АГРОТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурашева К.К., Есенова А.Е., Орымбасар А.Н.

В статье рассматриваются состояние и проблемы аграрного туризма в Казахстане. Анализируется опыт зарубежных стран, который показывает актуальность этой сферы для решения экономических и социальных проблем. В европейских странах агротуризм приносит 10-20% общего дохода туриндустрии, однако в Казахстане он еще недостаточно популярен. В стране есть большой потенциал для развития агротуризма: охотничий туризм в тургайских степях, гастрономический (национальные блюда), лечебный (кобылье молоко - кумыс, верблюжье молоко - шубат), катание на лошадях, верблюдах, что ранее не практиковалось ввиду достаточно высокой стоимости содержания животных. Имеется ряд нерешенных вопросов, сдерживающих развитие агротуризма, в частности, не изученность территорий, привлекательных для создания аграрно-туристских формирований как инновационного сектора современной туриндустрии. Сравнение эффективности традиционного и агротуризма для потребителя, осуществляемых в аналогичных условиях, показывает явные достоинства последнего. Перспективы для внутреннего туризма имеет расположенная на юге Казахстана Туркестанская область, чему способствует реализация Государственной программы развития туризма и увеличение доли частного инвестирования отрасли до 40%. Регион имеет выгодное географическое положение, находясь на перекрестке Великого Шелкового пути, занимает первое место в республике по развитию малого и среднего бизнеса. Предлагается построить модель агротуристского кластера «Зеленый ауыл» (Kazakh life), где интегрированы в комплекс определенная подотрасль сельского хозяйства и туристская индустрия. Интеграция рассматривается как комплекс производств и услуг аграриев, местной перерабатывающей промышленности, сферы хранения и заготовок сельхозсырья. Кластер задуман как уникальный всесезонный комплекс отдыха, труда и развлечений, стилизованный под казахское село, как бизнес с эффективной организацией и высоким качеством предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM AS A NEW TREND IN EXPANDING THE OPPORTUNITIES OF AGRICULTURE IN KAZAKHSTAN

The article discusses the state and problems of agricultural tourism in Kazakhstan. The experience of foreign countries is analyzed which shows the relevance of this sphere for solving economic and social problems. In European countries, agrotourism brings 10-20% of the total income of the tourism industry, but it is still not popular enough in Kazakhstan. There is a great potential for the development of agrotourism in the country: hunting tourism in the Turgai steppes, gastronomic - national dishes, therapeutic (mare's milk-kumis, camel milk-shubat), horse riding, camel riding, which was not previously practiced due to the rather high cost of keeping animals. Several unresolved issues hinder the development of agrotourism, in particular, the lack of knowledge of territories that are attractive for creating agricultural and tourist formations as an innovative sector of the modern tourism industry. A comparison of the effectiveness of traditional and agrotourism for the consumer, carried out in similar conditions, shows the obvious advantages of the latter. The Turkestan region, located in the south of Kazakhstan, has prospects for domestic tourism, which is facilitated by the implementation of the State Program for the Development of Tourism and an increase in the share of private investment in the industry to 40%. The region has a favorable geographical position, being at the crossroads of the Great Silk Road, occupies the first place in the republic for the development of small and medium-sized businesses. It is proposed to build a model of the agrotourist cluster "Green Auyl" (Kazakh life), where the tourism industry defined under the agriculture industry and the tourism industry are integrated into the complex. Integration is considered as a complex of production and services of farmers, local processing industry, storage and procurement of agricultural raw materials. The cluster is conceived as a unique all-season recreation, labor and entertainment complex, stylized as a Kazakh village, as a business with an effective organization and high quality of services provided.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА КАК НОВЫЙ ТРЕНД В РАСШИРЕНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА»

УДК 725.712

К.К. НУРАШЕВА, доктор экон. наук, профессор1

А.Е. ЕСЕНОВА, канд. социол. наук, доцент, заведующий кафедрой «Международный туризм и сервис»1 'Некоммерческое акционерное общество «Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова», г. Шымкент, Казахстан

А.Н. ОРЫМБАСАР

магистр экономики, менеджер по продажам ТОО «20К», г. Шымкент, Казахстан

Статья поступила 28 июля 2021 г.

РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ТУРИЗМА КАК НОВЫЙ ТРЕНД В РАСШИРЕНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСТАНА

В статье рассматриваются состояние и проблемы аграрного туризма в Казахстане. Анализируется опыт зарубежных стран, который показывает актуальность этой сферы для решения экономических и социальных проблем. В европейских странах агротуризм приносит 10-20% общего дохода туриндустрии, однако в Казахстане он еще недостаточно популярен. В стране есть большой потенциал для развития агротуризма: охотничий туризм в тургайских степях, гастрономический (национальные блюда), лечебный (кобылье молоко - кумыс, верблюжье молоко - шу-бат), катание на лошадях, верблюдах, что ранее не практиковалось ввиду достаточно высокой стоимости содержания животных.

Имеется ряд нерешенных вопросов, сдерживающих развитие агротуризма, в частности, не изученность территорий, привлекательных для создания аграрно-туристских формирований как инновационного сектора современной туриндустрии. Сравнение эффективности традиционного и агротуризма для потребителя, осуществляемых в аналогичных условиях, показывает явные достоинства последнего.

Перспективы для внутреннего туризма имеет расположенная на юге Казахстана Туркестанская область, чему способствует реализация Государственной программы развития туризма и увеличение доли частного инвестирования отрасли до 40%. Регион имеет выгодное географическое положение, находясь на перекрестке Великого Шелкового пути, занимает первое место в республике по развитию малого и среднего бизнеса.

Предлагается построить модель агротуристского кластера «Зеленый ауыл» (Kazakh life), где интегрированы в комплекс определенная подотрасль сельского хозяйства и туристская индустрия. Интеграция рассматривается как комплекс производств и услуг аграриев, местной перерабатывающей промышленности, сферы хранения и заготовок сельхозсырья. Кластер задуман как уникальный всесезонный комплекс отдыха, труда и развлечений, стилизованный под казахское село, как бизнес с эффективной организацией и высоким качеством предоставляемых услуг.

Ключевые слова: аграрный туризм, маркетинговые исследования, анализ рынка сельхозпродукции, модель агротуризма.

NURASHEVA K.K., Doctor of Econ. Sc., Professor Professor of the Department «International Tourism and Service»1

ESSENOVA A.E., PhD in Econ. Sc., Head of the Department «International Tourism and Service»1 1 South Kazakhstan University

ORYMBASSAR A.N.

Limited Liability Partnership (LLP) «2GIS», Master of Economics, Manager of Sales

THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM AS A NEW TREND IN EXPANDING THE OPPORTUNITIES OF AGRICULTURE IN KAZAKHSTAN

The article discusses the state and problems of agricultural tourism in Kazakhstan. The experience of foreign countries is analyzed which shows the relevance of this sphere for solving economic and social problems. In European countries, agrotourism brings 10-20% of the total income of the tourism industry, but it is still not popular enough in Kazakhstan. There is a great potential for the development of agrotourism in the country: hunting tourism in the Turgai steppes, gastronomic - national dishes, therapeutic (mare's milk-kumis, camel milk-shubat), horse riding, camel riding, which was not previously practiced due to the rather high cost of keeping animals.

Several unresolved issues hinder the development of agrotourism, in particular, the lack of knowledge of territories that are attractive for creating agricultural and tourist formations as an innovative sector of the modern tourism industry. A comparison of the effectiveness of traditional and agrotourism ^ for the consumer, carried out in similar conditions, shows the obvious advantages of the latter. The Turkestan region, located in the south of Kazakhstan, has prospects for domestic tourism, which is facilitated by the implementation of the State Program for the Development of Tourism and an increase in the share of private investment in the industry to 40%. The region has a favorable geographical position, being at the crossroads of the Great Silk Road, occupies the first place in the republic for the development of small and medium-sized businesses.

It is proposed to build a model of the agrotourist cluster "Green Auyl" (Kazakh life), where the tourism industry defined under the agriculture industry and the tourism industry are integrated into the complex. Integration is considered as a complex of production and services of farmers, local processing industry, storage and procurement of agricultural raw materials. The cluster is conceived as a unique all-season recreation, labor and entertainment complex, stylized as a Kazakh village, as a business with an effective organization and high quality of services provided.

Keywords: agricultural tourism, marketing research, agricultural products market analysis, agrotourism model.

Введение. Экономический рост, сопровождаемый освоением новых технологий, а также цифровизация практически всех сторон жизни человека способствуют развитию сферы услуг, в том числе отрасли туризма. При этом в мире наблюдается поворот от массового туризма к более содержательным видам путешествий. На смену трем S (sun, sea, sand) - солнце, море, песок приходят три L (landscape, lore, leisure) - пейзаж, традиции, досуг [1].

В настоящее время в профессиональном туристском бизнесе сельский (аграрный) туризм рассматривается как весьма привлекательный и доходный вид деятельности. Агротуризм в индустриальных странах занял достойное место на туристском рынке [2, 3]. Сегодня основными мотивами для выбора такого вида отдыха можно определить следующее: единение с природой; чистый воздух; экологически чистые продукты питания; смена обстановки; отсутствие скученности населения; необходимость оздоровления в данных климатических условиях, рекомендованных врачом; возможность приобщения к другой культуре и обычаям; реальное участие в сельскохозяйственных работах по своему усмотрению; организация сбора грибов, ягод, лекарственных трав и, разумеется, дешевизна отдыха [4]. Для жителей деревень -это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом - приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом - возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней, а для туристов -возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

Выбирая этот вид отдыха, жители крупных мегаполисов имеют возможность на несколько недель приехать и пожить в деревенском частном доме. Стать жителем глубинки, научиться доить корову, рыбачить и охотиться, почувствовать себя частью природы - эта экзотика привлекает все больше желающих. Однако применительно к Казахстану эта инновационная предпринимательская деятель-

ность довольно слабо освоена, но потенциально привлекает значительное внимание зарубежных и отечественных инвесторов.

В Казахстане есть что предложить: лирические, часто пасторальные пейзажи, уникальные национальные парки, традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость людей [5, 6]. Следует отметить, что по данной проблеме достаточно западной литературы, но отечественных исследований практически не проводится, есть труды казахстанских ученых отдельно по туризму, много научных работ в области развития сельского хозяйства, но эти две отрасли сегодня не интегрированы [7, 8, 9]. Существует ряд нерешенных вопросов, сдерживающих развитие агротуризма: неизученность территорий страны, привлекательных для создания аграрно-туристских формирований; отсутствие исследований по современному состоянию и перспективам агротуризма в Казахстане как инновационного сектора современной туриндустрии [8, 10].

Поэтому цель исследования в данной статье - показать состояние и перспективы развития агротуризма в Казахстане. В качестве предмета исследования выбрана возможность создания агротура в Туркестанской области на юге Казахстана. При написании статьи использовались статистический, аналитический методы исследований, способы выборки информации, логических умозаключений, картографический метод.

Результаты исследования

1. Актуальность аграрного туризма и его эффективность

В эпоху глобализации туризм играет важную роль в экономике страны. Индустрия туризма приносит высокие доходы как сфера услуг. В отчете ВТО 2020г. указано, что туризм обеспечивает 10% мирового валового продукта, свыше 11 % от всех инвестиций вкладывается в эту отрасль [11, 12].

Аграрный туризм в нашем понимании -услуга по перемещению потребителей из городской местности в сельскую или туризм сельского гостеприимства. В данном случае человек, уставший от городской суеты, стремится получить отдых за небольшой период

времени. Переезжая в сельскую местность, человек оказывается в другой среде и узнает все особенности сельского быта. Часто это сопровождается сменой климата, что позволяет потребителю по-настоящему отдохнуть от городской жизни, рабочей атмосферы и погрузиться в другую, ненавязчивую среду.

Естественно, что агротурист не обязан заниматься крестьянским трудом, если он сам того не желает. Но именно благодаря подобной деятельности он сможет почувствовать полное единение с природой и отвлечься от городских забот и навязчивых идей. Для экономики агротуризм важен в качестве дополнительного заработка и поддержки фермеров, которые с развитием больших городов утратили свою привлекательность. Теперь фермеры имеют возможность заработать. Те туристы, которые отказываются от идеи провести свой отпуск в гостинице у моря, а хотят активного и нетрадиционного отдыха, зачастую выбирают именно сельский туризм.

При этом агротурист может рассчитываться с организацией по бартеру. Так, в течение дня турист работает в сельском кооперативе или на ферме, взамен ему предоставляется пища и жильё. Такой тип взаимодействия осуществляется во многих странах на основе программы «Willing Workers on Organic Farms» (Добровольные Работники на Органических Фермах), суть которой заключается в том, что труд туриста обменивается на временное жильё и питание [13, 14].

В развитых странах сельский туризм достаточно популярен и ассоциируется с близостью к природе, культурой, традициями, историей, чем с работой в поле. Помимо отдыха и труда сельским туристам предлагаются натуральные свежие продукты. Вопреки неверному бытующему мнению, что агротурист должен отказаться от благ цивилизации и питаться тем, что соберет сам, агротуристу предоставляется комфортабельный отдых в очень хороших условиях, интернет, местная кухня. Агротуризм позволяет совместить отдых с познавательным процессом, туристы могут наблюдать сельскую жизнь, активно участвовать в работе по выращиванию животных, посадке растений и сбору урожая. Агротуризм главным образом несет в себе образовательную и рекреационную функцию.

Первая функция ориентирована на познание процессов, происходящих в жизни организаций сельскохозяйственной деятельности, может быть использована для обучения студентов агропромышленных специальностей. Полученные знания по сельскохозяйственным работам помогут студенту стать более подготовленным к профессиональной деятельности. К сожалению, сегодня в Казахстане все хозяйства являются частными и принять на практику, а тем более обучать на условиях агротуризма, не хотят. Рекреационная функция ориентирована на возможность духовного и физического оздоровления туриста.

Работа на земле не только снимает стресс и приносит оздоровительный эффект, но и полезна своим результатом - получением экологически чистых продуктов питания. В условиях, когда городские жители не имеют возможности приобретения и последующего содержания загородного дома или дачи, аграрный туризм решает эту проблему. Чтобы понять достоинства агротуризма, сравним эффективность для потребителя двух вариантов туристических услуг: традиционного и агротуризма, осуществляемых в аналогичных условиях [4, 15]. В таблице ниже показан объем минимальных услуг при традиционном и аграрном туризме, оказываемых в аналогичных условиях (регион дислокации и время года одинаковые).

Из сравнения можно сделать вывод о несомненной привлекательности агротуризма по основным критериям затрат и качеству услуг, а также по признакам, не поддающимся прямой формализации - это чистый воздух, соприкосновение с природой, познание мира животных и растений.

2. Опыт организации аграрного туризма в европейских странах

В развитых странах агротуризм приносит 10-20% от общего дохода туриндустрии. Так, по данным корпорации European Tourism, в 2019г. в Европе было зарегистрировано более 2 млн койко-мест в сельских усадьбах [16, 17, 18]. Отдых в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих европейцев плюс несколько миллионов гостей из других стран.

Таблица 1. - Анализ эффективности потребления туристических услуг

№ Услуги Традиционный туризм Агротуризм

1 Проживание Гостиница Частный сектор

Стоимость 6 000 тенге и выше 3000 - 4000 тенге

2 Питание Кафе, ресторан Национальные блюда

Стоимость 2 500 тенге и выше) 700 тенге и выше)

3 Экскурсии Самая разная тематика Народные сказания

Стоимость От 2 000 и выше Бесплатно

4 Развлечения, спорт Концерты, разного рода спортивные развлечения, другое Народные гуляния, обычаи, традиции, скачки на конях, борьба (казакша-курес) футбол и др.

Стоимость От 2 000 тенге и выше Расходы несут организаторы, скорее всего не личные затраты туриста

5 СПА программа Сауна, бани Речка, озеро, горячие и минеральные лечебные источники

Стоимость 1 500 тенге и выше Бесплатно или недорого

6 Активный отдых Прогулка по магазинам Работа в подсобном хозяйстве, в огороде, саду, на ферме

Стоимость Зависит от кошелька туриста Оплата за работу компенсируется стоимостью проживания и питания туриста

Справочно: 1 доллар США 422 тенге на 20.06.2021г. по курсу Нацбанка РК

Доходы от туризма в Швейцарии до пандемии соу1^2019 составили 15 млрд долл. в год, из которых 10 млрд обеспечивали фермеры в горных местностях. Лидером европейского аграрного туризма считалась Италия, получавшая ежегодно прибыль в размере 350 млн долл. Здесь туристов научат приготовлению спагетти и выпеканию хлеба, изготовлению сыров или вин, ловле рыбы и др. в зависимости от конкретного региона.

Франция является одной из первых в мире стран, начавшей развивать сельский туризм. Доходы от агротуризма исчисляются миллиардами долларов. Кроме ночлега и еды, французские фермеры предлагают агротури-стам интересную программу, включающую такие развлечения, как рыбалка, экскурсия в винные погреба или на сыродельню, путешествия к располагающимся неподалеку замкам, увлекательные конные прогулки [18].

Сельский туризм становится популярным и в странах Балтии. Еще 5 лет назад в Литве было порядка 1000 усадеб, предоставляющих услуги сельского туризма, в Латвии - около 300 аналогичных сельских домиков [19].

При этом каждая из европейских стран имеет свои особенности сельского туризма. В Германии фермеры предлагают гостям побыть в роли пастухов. Кроме того, аграрный

туризм не обходится без всевозможных фестивалей и ярмарок, на которых традиционно распивают все селом пиво и глинтвейны и наслаждаются местными блюдами. В стране насчитывается огромное множество деревень, и выделить конкретную область, в которой сельский туризм был бы развит сильнее, чем в других, нельзя [16, 17, 18].

Многих агротуристов привлекает возможность соприкосновения с бытом, культурой, фольклором и традициями своей страны, которые еще сохраняются в деревнях. Например, в Испании любители сельского туризма с удовольствием помогают местным жителям заниматься виноградарством. Уютные фермерские дома готовы принимать посетителей, а старинные поместья стали сельскими гостиницами. Радушные хозяева предлагают гостям еду, ночлег, знакомство с самобытным местным фольклором и историческими событиями. Сельские жители с удовольствием рассказывают легенды, сказки и поверья, проводят экскурсии по достопримечательностям [20].

Сельский туризм пользуется огромной популярностью также в США, где уже давно знаменитые американские ранчо являются излюбленным местом для семейного и индивидуального отдыха и отличной возможно-

стью провести время на природе. Немаловажным фактором популярности агротуризма являются питание натуральными экологически чистыми продуктами, а также богатые экскурсионные возможности - посещение полей и садов, пасек и конезаводов.

В США сельский туризм подразумевает размещение в гостевых домах на ранчо или фермах, редко предлагается размещение в отдельных комнатах в общем доме. Основными направлениями для аграрного туризма здесь являются сельскохозяйственные регионы Среднего запада - штаты Колорадо, Техас, Небраска, Миссури и Южная Дакота [21]. Благодаря агротуризму инфраструктура села сделала резкий скачок вперед: деревни, ранее предлагавшие хотя и колоритные, но все же спартанские условия, могут сейчас похвастаться комфортабельными мини-гостиницами, в которых есть доступ в интернет.

Сельский туризм получил развитие и в странах постсоветского пространства. Так, еще в довоенный период в Западной Беларуси туристы имели уникальную возможность прочувствовать на себе крестьянский быт, прикоснуться к древним традициям сельских жителей, познакомиться с удивительным колоритом села. Издавался ежегодный гид-справочник «Лето в усадьбах», туристам сдавались поместья мелких помещиков, одна из таких усадеб - «Святск» [22].

Аграрный туризм определял во многом занятость местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. В Белоруссии в настоящее время действует около тысячи агроусадеб. Наиболее популярная белорусская агроусадьба «Комарово». Парк, баня, блинная неизменно привлекают людей. Туристы, оставляющие отзывы об агротуризме в селе Комарово, довольны местной природой, развлечениями и сервисом.

В России агротуризм находится в стадии развития. Это обусловлено тем, что на создание комфортных условий для жизни, создание агроусадеб и агрогостиниц, восстановление старых зданий требуются большие затраты [23, 24]. Но, несмотря на это, в некоторых регионах создаются условия для агротуров. Так, Крымский район Краснодарского края известен своим винодельческим хозяйством с названием «Долина Лефкадия» [25]. Это излюбленное место российских агротуристов.

Здесь они приобщаются к особенностям выращивания винограда и изготовления вин, могут поохотиться и порыбачить. Туристы участвуют в разнообразных тематических мероприятиях, таких как сбор лаванды. Лавандовые туры проходят в последний месяц лета.

Одной из замечательных ферм, которые высоко оцениваются агротуристами России, является «Богдарня» во Владимирской области [26]. Она представляет собой полноценный комплекс: отель, рестораны, магазин, конюшни и фермы. Здесь занимаются производством йогурта, сыров (гауда, филадельфия, рикотта), выращивают бычков, руководствуясь голландскими технологиями.

Точно также Заокский район Тульской области обладает всем необходимым для здорового семейного отдыха: фермами, дачными отелями, старинными усадьбами, деревенскими ресторанами и мастерскими [27]. Достаточно разнообразный опыт западных стран наталкивает на необходимость его изучения и использования полезных моментов.

3. Показатели туристской отрасли Казахстана и проблемы ее развития

В Казахстане 603 туристических агентств и фирм, и только 15% занято организацией въездного туризма, остальные работают на выездной туризм, в основном на коммерческий шоп-туризм [8, 28]. За три квартала «ковидного» 2020 года количество въехавших в страну туристов снизилось в 3,6 раза, до 1,8 млн против 6,4 млн в аналогичном периоде годом ранее. Число туристов, выехавших из РК, составило 2,4 млн - в 3,4 раза меньше чем в 2019 году. Внутренний туризм также в минусе на 60,3% - 3,1 млн чел. [29].

В целом, доля отрасли в ВВП страны составляет около 1%, что крайне мало. Объем услуг мест размещения за I полугодие 2020г. составил всего 28 млрд тенге, что в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период 2019г. Количество обслуженных посетителей по типам туризма показано на рисунке 1. По целям поездок это: деловые и профессиональные - 54,1%, отпуск и отдых - 45,6%, с другими целями - 0,3%. Туризм в Казахстане опирается в основном на местное население, а также на деловые и профессиональные поездки иностранных резидентов (конференции, выставки, семинары, фестивали) [29, 30].

10 8 6 4 2 0

4,9 ■

4,9 3,5

8,2 8,2

-3,1

2,4

м

2015 2016 2017 2018 „2019 2020

■ Выездной ■ Въездной ■ Внутренним

Рисунок 1. - Количество обслуженных посетителей по типам туризма в Республике Казахстан,

млн чел.

Примечание - Источник: Бюро национальной статистики Республика Казахстан

9

Национальный бренд, национальный имидж страны, активно способствует развитию въездного туризма и является драйвером экономического сотрудничества. Так, в докризисном 2019г., по данным британской консалтинговой компании Brand Finance, Казахстан являлся одним из быстрорастущих национальных брендов. В сотне лучших страна заняла 44-е место - на 7 позиций выше, чем годом ранее.

Потенциал туризма в Казахстане используется недостаточно. В рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма в 2019г. страна занимала 80-е место из 140 стран. Среди стран бывшего СССР Казахстан уступает многим: Литва (48 место), Латвия (49), Словакия (54), Россия (63), Грузия (66), Украина (76), Азербайджан (78), Армения (79). При этом Кыргызстан (111) и Таджикистан (114) значительно уступают Казахстану [2, 11].

На сегодня существует несколько проблем, препятствующих развитию отрасли: 1) недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма, труднодоступность туристских объектов; 2) невысокий уровень сервиса в местах отдыха туристов, отсутствие объектов придорожной инфраструктуры; 3) слабый маркетинг и брендинг; 4) туризм в регионах развивается бессистемно, отсутствует стра-новая и региональная стратегия по развитию перспективных туристских дестинаций и туристского продукта. При этом качество и уровень обслуживания не соответствуют ценам на предоставляемые туристские услуги.

Средняя стоимость стандартного номера в пятизвездочной гостинице в Астане и Алма-ты ориентировочно на 20% выше средней стоимости стандартного номера в ведущих европейских городах. Именно поэтому, как пишут в СМИ, 90% туристов посещают Казахстан только один раз [31, 32].

Главная проблема - слабое государственное регулирование и господдержка отрасли, недостаточный уровень координации заинтересованных органов для реализации комплексного подхода в развитии туризма, включая культурное и спортивное направление. Провести серьезный анализ и прогноз отрасли мешают недостоверная статистика и отсутствие необходимых данных. Например, нельзя найти достаточную информацию о таких видах туризма, как агротуризм. Есть разрозненные данные, публикуемые в газетах, журналах, на сайтах турфирм, сельхозпредприятий и др.

В ситуации серьезного урона туристической отрасли для ее поддержки был создан Ресурсный центр Qazakhstan Travel and Tourism Council, чтобы сопровождать инновационные проекты в сфере туризма. В целях преодоления указанных недостатков принята Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы [30]. Впервые сформирована единая институциональная основа, закреплены стратегическое видение и основные приоритеты по созданию конкурентоспособной туристской отрасли страны. Ожидается рост туризма за счет появления новых территорий для посещения, доля туризма в структуре

ВВП к 2025 году должна вырасти до 8%. В этой связи нам представляется, что целесообразно разработать механизмы развития МСБ в регионах, занятых в агротуризме, оказывать консультативную помощь предпринимателям, открывающим гостевые дома, определить действенные инструменты для информационной поддержки и продвижения гостевых домов в сельской местности. Надо сказать, развитие агротуризма отдельно не выделено в документе, но принята программа «Единство природы и кочевой культуры», в рамках которой мы предлагает развивать аг-ротуризм

4. Перспективы развития агротуризма на примере южного региона

Изучив литературу по теме, мы выделили несколько услуг аграрного туризма, которые представляют интерес для Казахстана: экологически чистое питание; проживание в домах сельского типа (аулах); знакомство с особенностями сельского быта; работа в селе - на поле, ферме; поход за дикорастущими травами, плодами, ягодами [28, 30]. Сбор плодов диких вишен, яблок, абрикоса, барбариса, боярышника, облепихи и др. является не редкостью для любителей природы в нашей стране. Аграрный туризм в Казахстане можно рассматривать как одну из ключевых отраслей в регионе, когда такие отрасли, как дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла и культурные традиции подстраиваются под соответствующую природно-рекреационную среду.

Несмотря на то, что аграрный туризм в Казахстане еще не так популярен, как на Западе, есть огромный потенциал для его развития. С каждым годом он становится все более востребованным. Меняется и аудитория - если раньше отдых в деревне предпочитали люди с небольшим и средним достатком, то сейчас сельский туризм привлекает и обеспеченных людей. Постепенно расширяется набор доступных туристам развлечений. Так, большую популярность приобретают катание на лошадях, верблюдах, что ранее не практиковалось в виду достаточно высокой стоимости содержания животных во многих местах сельского туризма. На юге страны, в Алматы, восточном Казахстане активно развиваются экскурсионные маршруты и про-

гулки по горным тропам, чему способствуют природные особенности местности.

Иностранными туристами востребован экстремальный - охотничий туризм (тургай-ские степи), гастрономический - национальные блюда (казы, карта), лечебный (кобылье молоко - кумыс, верблюжье молоко - шу-бат). Такую сельскохозяйственную продукцию готовы закупать Израиль, Германия, Япония и ряд других европейских, азиатских стран.

Заманчивые перспективы для внутреннего туризма имеет расположенная на юге Казахстана Туркестанская область [33]. Здесь расположены свыше тысячи памятников истории и культуры: 931 относятся к памятникам археологии, 44 - к историческим памятникам, 136 - к памятникам архитектуры. В области реализуется Программа развития туризма, намечается увеличить объем въездного туризма. Ежегодно из областного бюджета на развитие туризма выделяется свыше 100 млн долл. Согласно программе развития туризма, в 2021 году запланировано увеличение частного инвестирования до 40% в общем объеме инвестиций.

Область имеет выгодное географическое положение на перекрестке Великого Шелкового пути. Большие надежды возлагаются на транзитные маршруты «Ташкент-Шымкент-Тараз-Алматы-Хоргос», «Шымкент-

Кызылорда-Актобе-Уральск-Самара», которые связывают между собой государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока и Европы [6]. Кроме того, регион занимает первое место в республике по развитости малого и среднего бизнеса, это позволит поставить туристский бизнес на доходную и качественную основу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории области находится известный в мире мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, мавзолеи Арыстанбаб, Домалак Ана, древние городища «Отырар», «Сауран». Также в регионе имеются красивые ущелья «А^су-Жабаглы», «Сайрам-су», «Угем», «Бургу-люк», «Кырьщ ^ыз» [34, 35] (таблица 2). Туркестанская область богата живописными природными ландшафтами, которые создают горные хребты Тянь-Шаня. Большая часть из них в настоящее время отнесена к охраняемым территориям различного статуса.

Таблица 2. - Особо охраняемые природные территории Туркестанской области

№ п/п Наименование природного объекта Местоположение

1 Каратауский природный заповедник Туркестанский район

2 Алгабаский заказник Предгорье хребта Каратау

3 Заповедники «Карабастау» и «Аулие» Леонтьевский гребень, хребет Каратау

4 Шалдарский заказник Байдибекский район

5 Тимурский заказник Отрарский район

6 Акдалинский заказник Междуречье «Сырдарья - Арысь»

7 Буржарский заказник Ордабасинский район

8 Байркумский местный заказник Левобережье р. Сырдарьи

9 Задарьиниский заказник Арысский район

10 Шымкентский зоопарк и дендропарк г. Шымкент

11 Ирису-Даубабинский заказник 18км восточнее от ст. Тюлькубас

12 Заповедник Аксу-Джабаглы хр. Таласский Алатау

13 Сайрам-Угамский национальный парк Междуречье Сайрамсу и Бадам

По нашему мнению, агротуризм получит мощное развитие, если будет сформирована агросистема, куда входят отрасли сельского хозяйства, перерабатывающая промышленность, развитая инфраструктура, социально-культурная сфера, которые объединены общей целью производства конкретного агро-продукта.

Это может быть аграрный кластер, холдинг или другая структура в зависимости от целей создания и механизмов финансового построения организации. Нам могут возразить: есть же агропромышленные комплексы (АПК), куда входят отрасли животноводства, растениеводства, переработки и реализации сельхозпродукции, подсистема в виде инфраструктуры. Однако в Казахстане это чисто государственная или чаще всего частная прерогатива, отрасль или подотрасль сельского хозяйства, производство по переработке аг-ропродукции, какое-то предприятие, где трудятся наемные работники.

На протяжении десятилетий основной путь развития сельских территорий сводился к узкоотраслевому аграрному подходу - сохранению «функциональной чистоты» села (ауыла). Поэтому построение модели агроту-ризма «Зеленый ауыл» (Kazakh life) мы рассматриваем как инновационную структуру, интегратором которой выступает аграрный туризм (рисунок 2).

Задачами модели являются создание ком-

плекса, стилизованного под казахскую деревню, содействие развитию нового направления в кооперации туризма и сельского хозяйства, а именно:

1. Создание уникального всесезонного комплекса отдыха, труда и развлечений, стилизованного под казахскую деревню, как бизнеса с высокой организацией и высоким качеством предоставляемых услуг.

2. Создание эффективной инфраструктуры агротуризма, воплотившей в себе казахское зодчество, облик настоящего казахского ауы-ла и современные технологии, удобство, комфорт.

3. Создание базы уникальных анимационных программ, отражающих жизнь сельчан, что позволит клиентам отдохнуть экзотическим образом, проникнуть в жизнь и культуру казахского народа, «пожить другой жизнью».

4. Создание условия для пропаганды и уважения к культуре казахской нации, ее истории, обычаям и традициям. Иностранцы открывают для себя такие понятия, как «казахская душа», «казахское гостеприимство» и т.д. Реализация данной модели обеспечит эффект мультипликации, это новый взгляд на мир не только глазами сельхозяйственных товаропроизводителей, но и туристов, осваивающих новый образ жизни и поведение человека в условиях реального бытия.

Создание агр отурнстского кластера

Рисунок 2 - Организационная модель создания агротуристского кластера

Заключение.

1. Агротуризм приносит 10-20% от общего дохода туриндустрии в развитых странах. Сельский туризм становится популярным и в странах постсоветского пространства, однако в Казахстане отрасль недостаточно развита. Потенциал туризма в Казахстане используется недостаточно. Вместе с тем, национальный имидж страны активно способствует развитию въездного туризма и является драйвером экономического сотрудничества.

2. Анализ показал ряд проблем, препятствующих развитию отрасли, поэтому правительство реализует инновационные проекты в сфере туризма, принята Государственная программа развития отрасли. Механизмы развития МСБ в регионах, занятых в агроту-ризме, консультативная помощь предпринимателям в сельской местности, запуск программы «Единство природы и кочевой культуры» помогут эффективно развивать агро-туризм.

3. Учитывая очевидные достоинства агро-туризма по сравнению с традиционным, его несомненную привлекательность по основным критериям затрат и качеству услуг, предлагается построить модель агротуризма «Зеленый ауыл» (Kazakh life) как инновационную структуру, стилизованную под настоящий казахский ауыл, представляющую кооперацию туризма и аграрного сектора.

Список литературы

1 Tourism in the 2030 Agenda UNWTO. 2015.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/news/unwto-supports-zimbabwe-to-measure-value-of-tourism. - Дата доступа: 15.12.2020.

2 Tourism market 2019. Trends, risks, opportu-

nities, Analytical service ATOR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.goV/pmc/articles/P MC7290228/ - Дата доступа: 15.09.2021.

3. Frolova, E. A. Trends and problems in the development of world tourism, University Bulletin. - 2019. - №. 3. - С. 63.

4. Добросельский, В. В. Аграрный туризм: виды и структура / В. В. Добросельский // Агропродовольственная экономика. - Ялта, 2015. - № 4. - С. 17-24.

5. Амирханов, М. М. Природные рекреационные ресурсы / М. М. Амирханов. - М.: Наука, 2017. - 237 с.

6. Ердавлетов, С. Р. Основы географии туризма: учебное пособие / С. Р. Ердавлетов. - Алма-Ата, 2017. - 167 с.

7. Жолдасбеков, А. А. Организационно-правовые основы туристской деятельности в РК / А.А. Жолдасбеков, А.Н. Пыха-рев, М.Д. Мамадияров. - Алматы : Гы-лым, 2017. - 138 с.

8. Турлыханов, Д. Туризм в Казахстане / Д. Турлыханов // Казахстанская правда, 21 декабря 2018.

9. Как развивается сельское хозяйство в Казахстане. Опубликовано 30 сентября 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://strategy2050.kz/ru/news/kak-razvivaetsya-selskoe-khozyaystvo-v-kazakhstane/ - Дата доступа: 15.09.2021.

10. Kazibaikizi, A. Features and Prospects of Development of Tourism in the World / A. Kazibaikizi, A.E. Mukhanova, Z.B. Smagulova / A. Kazibaikizi, A.E. Mukhanova, Z.B. Smagulova // Advances in current natural sciences. - 2015. - № 1 (part 2) - С. 265-269.

11. The World Tourism Organization (UN-WTO). Prospects for international tourism www.unwto.org

12. Christophe Demunter, Krista Dimitrakopou-lou. Eurostat. Tourism industries - economic analysis. Statistics Explained. Statistics in focus 32/2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/soer/2018/europe/ tourism - Дата доступа: 15.09.2021.

13. WWOOF Around the World [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwoofinternational.org/ - Дата доступа: 15.09.2021.

14. Paull John (2016-07-06). "Organics Olympiad 2016: Global Indices of Leadership in Organic Agriculture". Journal of Social and Development Sciences. 7 (2): 79-87. doi.10.22610/jsds.v7i2.1309. ISSN 22211152

15. Здоров, А. Б. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики / А.Б. Здоров, А.Г. Ан-тонян // Региональная экономика: теория и практика - 2013. - № 36. - С. 88-91.

16. European Tourism: Trends & Prospects (Q2/2020). European Travel Commission. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://etc-corporate.org/ - Дата доступа: 15.09.2021.

17. Ana Maria-Irina. Ecotourism, agro-tourism and rural tourism in the European Union. October 2017. Conference: CACTUS 2017 -Contemporary Approaches and Challenges of Tourism [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.researchgate.net/publication/320 272966 - Дата доступа: 15.09.2021.

18. Ignatenko, M. M.. Models of Implementation of Enterprises in Agricultural Green Tourism in European Countries and Assessment of their Efficiency / M.M. Ignatenko,

0.A. Sarapina, A.Zh. Sakun, L. Marmul, К.А. Pylypenko // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering - Vol. 8. - N 12. - 2019. - С. 337340.

19. Krasnokutskiy, P. The Main Trends and Prospects of Development of International Tourism / P. Krasnokutskiy, A. Kulchittskij, T. Perova, N. Bystrova, A. Khizhnaya // International Journal of Economics and Financial Issues, 2016. - 6(S8) 257-262. ISSN: 21464138 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.researchgate.net/publication/311 801716 - Дата доступа: 15.09.2021.

20. Barbieri, Carla; Sotomayor, Sandra; Aguilar, Francisco (2017). "Perceived Benefits of Agricultural Lands Offering Agritourism". Tourism Planning and Development. 16 (1): 43-60.

21. Kotlyarova O.A., Nekhoroshikh N.A., Pov-alyaeva O.N., Strelnikova M.A. Inclusive tourism as a factor of sustainable development of the territories. E3S Web of Conferences 208, 05011 (2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20202080501

1, IFT 2020 - Дата доступа: 15.09.2021.

22. Marchuk, V. A. Aspects of the growth of attractiveness of Belarus among foreign tourists / V. A. Marchuk // Transactions of BSU, 2018. Серия 1. - №. 2. - С. 151.

23. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ - Дата доступа: 15.09.2021.

24. Statistical data on the Russian Federation in the field of tourism in the period 2014-2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/topics/4803/travel-and-tourism-in-russia/ - Дата доступа: 15.09.2021.

25. Arslanov, G. Kh. The role of the tourism industry in the economy of the region / G. Kh. Arslanov // Russian entrepreneurship, 2016. - T.17. - №. 8. 1061-1070.DOI: 10.18334 / gr. 17.8.35121.

26. Oshkordina, A. A. Problems and Prospects of Tourism Development in the Conditions of a Pandemic. January 2020. Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020) / A. A. Oshkordina, T. Yu. Chikurova // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 486, рр. 331-335. DOI: 10.2991/assehr.k.201105.059

27. Shatko, E.A. Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation / E.A. Shatko // Young scientist. 2019. -№. 7 (245). - С. 65-67.

28. О Концепции развития туризма в Республике Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 июня 2019 года № 381.

29. В Казахстане количество туристов снизилось в 3,6 раза. Внутренний туризм также в минусе. Опубликовано 18.02.2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kapital .kz/economic/93539/v-kazakhstane-kolichestvo-turistov-snizilos-v-3-6-raza.html - Дата доступа 15.09.2021.

30. Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 год. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360.

31. Ионова, Е. Проблемы и потенциал казахстанского туризма в современных условиях / Е. Ионова // Клуб Института политических решений «Перспективы развития туризма: Welcome to KZ». - Алматы, 2017.

32. Найзагарина, Г. А. Проблемы и направления развития туристической отрасли РК / Г. А. Найзагарина // Вестник КазНУ

им.Аль-Фараби. - 2007. - № 5 (63). - С.70-73.

33. Стратегический план Управления туризма, физической культуры и спорта на 2015-2025 годы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000168 -Дата доступа: 15.09.2021

34. Туризм. Южный Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kazembassy.ru/rus/interesnoe_o _kazaxstane/turizm - Дата доступа: 15.09.2021.

35. Достопримечательности ЮжноКазахстанской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2350657-Activities-c47-Turkistan_Region.html - Дата доступа: 15.09.2021.

References

1. Tourism in the 2030 Agenda UNWTO. 2015. Available at: https://www.unwto.org/news/unwto-supports-zimbabwe-to-measure-value-of-tourism (accessed: 15.12.2020)

2. Tourism market 2019. Trends, risks, opportunities, Analytical service ATOR, Electronic resource. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/P MC7290228/ (accessed: 15.10.2020)

3. Frolova E.A. Trends and problems in the development of world tourism. University Bulletin. 2019, no. 3, pp. 63.

4. Dobrosel'skij V.V. Agrarnyj turizm: vidy i struktura [Agricultural tourism: types and structure]. Agroprodovol'stvennaya ekonomi-ka [Agri-food economy]. Yalta, 2015, no 4, pp.17-24.

5. Amirhanov M.M. Prirodnye rekreacionnye resursy [Natural recreational resources] Moscow, Nauka Publ., 2017. 237р. (In Russian)

6. Erdavletov S.R. Osnovy geografii turizma: Uchebnoe posobie. [Fundamentals of Geography of Tourism: Textbook]. Alma-Ata, 2017. 167 p. (In Russian)

7. Zholdasbekov A.A., Pyharev A.N., Mamadi-yarov M.D. Organizacionno-pravovye osno-vy turistskoj deyatel'nosti v RK. [Organizational and legal foundations of tourist activity in the Republic of Kazakhstan]. Almaty, Publ. Gylym, 2017, 138 p. (In Russian)

8. Turlyhanov D. Turizm v Kazahstane [Tourism in Kazakhstan] Kazahstanskaya pravda, December, 21, 2018.

9. Kak razvivaetsya sel'skoe hozyajstvo v Kazahstane [How agriculture is developing in Kazakhstan]. Opublikovano Publ. September, 30, 2020. Available at: https://strategy2050.kz/ru/news/kak-razvivaetsya-selskoe-khozyaystvo-v-kazakhstane/ (accessed: 15.10.2020)

10. Kazibaikizi A., Mukhanova A.E., Smagulova Z.B. Features and Prospects of Development of Tourism in the World. Advances in current natural sciences. 2015, no 1 (part 2), pp. 265-269.

11. The World Tourism Organization (UNWTO). Prospects for international tourism. Available at: www.unwto.org. (accessed: 15.10.2020)

12. Christophe Demunter, Krista Dimitrakopou-lou. Eurostat. Tourism industries - economic analysis. Statistics Explained. Statistics in focus 32/2018. Available at: https://www.eea.europa.eu/soer/2018/europe/ tourism (accessed: 15.10.2020)

13. WWOOF Around the World. Available at: https://wwoofinternational.org/ (accessed 15.10.2020)

14. Paull John (2016-07-06). Organics Olympiad 2016: Global Indices of Leadership in Organic Agriculture. Journal of Social and Development Sciences. 7 (2): 79-87. doi:10.22610/jsds.v7i2.1309. ISSN 22211152

15. Zdorov A.B., Antonyan A.G. Agroturistskij kompleks kak put' realizacii nacional'nyh programm ekonomiki [Agritourism complex as a way to implement national economic programs]. Regional'naya ekonomika: teori-ya i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2013, no36, pp. 88-91.

16. European Tourism: Trends & Prospects (Q2/2020). European Travel Commission. Available at: https://etc-corporate.org/

17. Ana Maria-Irina. Ecotourism, agro-tourism and rural tourism in the European Union. October 2017. Conference: CACTUS 2017 -Contemporary Approaches and Challenges of Tourism Sustainability. Available at: https://www.researchgate.net/publication/320 272966 ( accessed: 15.10.2020)

18. Ignatenko M.M., Sarapina O.A., Sakun A.Zh., Marmul L, Pylypenko К.А. Models of Implementation of Enterprises in Agricultural

Green Tourism in European Countries and Assessment of their Efficiency. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering Vol. 8, no 12, 2019, pp 337-340.

19. Krasnokutskiy P., Kulchittskij A., Perova T., Bystrova N., Khizhnaya A. The Main Trends and Prospects of Development of International Tourism. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(S8) 257-262. ISSN: 2146-4138. Available at: https://www.researchgate.net/publication/311 801716 (accessed: 15.10.2020)

20. Barbieri, Carla; Sotomayor, Sandra; Aguilar, Francisco (2017). "Perceived Benefits of Agricultural Lands Offering Agritourism". Tourism Planning and Development. 16 (1): 43-60.

21. Kotlyarova O.A., Nekhoroshikh N.A., Pov-alyaeva O.N., Strelnikova M.A. Inclusive tourism as a factor of sustainable development of the territories. E3S Web of Conferences 208, 05011 (2020). Available at: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20202080501

1, IFT 2020 (accessed: 15.10.2020)

22. Marchuk V.A. Aspects of the growth of attractiveness of Belarus among foreign tourists, Transactions of BSU, 2018, series 1, no.

2, p. 151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2020. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed: 15.10.2020)

24. Statistical data on the Russian Federation in the field of tourism in the period 2014-2018.

25. Arslanov G.Kh. The role of the tourism industry in the economy of the region, Russian entrepreneurship, 2016, T.17, no. 8, pp. 1061-1070.D0I: 10.18334 / gr. 17.8.35121.

26. Oshkordina A.A., Chikurova T.Yu. Problems and Prospects of Tourism Development in the Conditions of a Pandemic. January 2020. Research Technologies of Pandemic Coronavirus Impact (RTCOV 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 486, рр. 331-335. D0I:10.2991/assehr.k.201105.059

27. Shatko E.A. Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation, Young scientist, 2019, no. 7 (245), p. 65-67

28. O Koncepcii razvitiya turizma v Respublike Kazahstan [About the Concept of tourism

development in the Republic of Kazakhstan]. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Ka-zahstan [Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan], no 381, Publ. Juny, 6, 2019

29. V Kazahstane kolichestvo turistov snizilos' v 3, 6 raza Domestic tourism is also in the red.Vnutrennij turizm takzhe v minuse [In Kazakhstan, the number of tourists decreased by 3.6 times]. Publ. February, 18, 2020. Available at: https://kapital .kz/economic/93539/v-kazakhstane-kolichestvo-turistov-snizilos-v-3-6-raza.html (accessed: 15.10.2020)

30. Gosudarstvennuyu programmu razvitiya turistskoj otrasli Respubliki Kazahstan na 2019-2025 god. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan [State program for the development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan for 2019-2025] Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated May 31, 2019, no. 360.

31. Ionova E. Problemy i potencial kazah-stanskogo turizma v sovremennyh usloviyah. Klub Instituta politicheskih reshenij «Per-spektivy razvitiya turizma: Welcome to KZ» [Problems and potential of Kazakhstani tourism in modern conditions. Club of the Insti-

tute of Political Decisions Perspectives of Tourism Development]. Almaty, 2017.

32. Najzagarina G.A. Problemy i napravleniya razvitiya turisticheskoj otrasli RK [Problems and directions of development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan]. Vestnik KazNU im.Al'-Farabi [Bulletin of KazNU named after Al-Farabi] 2007, no 5 (63), pp.70-73.

33. Strategicheskij plan Upravleniya turizma, fizicheskoj kul'tury i sporta na 2015-2025 gody [Strategic plan of the Department of Tourism, Physical Culture and Sports for 2015-2025]. Available at: accessed 15.10.2020) Available at: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000168 (accessed: 15.09.2021)

34. Turizm. Yuzhnyj Kazahstan [Tourism. South Kazakhstan] Available at: https://www.kazembassy.ru/rus/interesnoe_o _kazaxstane/turizm (accessed: 15.10.2020)

35. Dostoprimechatel'nosti Yuzhno-Kazahstanskoj oblasti [Sights of the South Kazakhstan region.] Available at: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2350657-Activities-c47-Turkistan_Region.html (accessed: 15.10.2020)

Received 28 July 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.