Научная статья на тему 'Основополагающие принципы и методы эффективного формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет'

Основополагающие принципы и методы эффективного формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

Статья содержит теоретический анализ основополагающих принципов и методов, способствующих формированию телесной пластичности. Телесная пластичность двойственна по своей природе, в связи с этим основополагающими принципами являются: общепедагогические, специфические, которым относится и метод чувственного и рационального познания как эффективного способа формирующего двигательно-пристрастное переживание у человека и осознания своей собственной телесности. Осознанное выполнение двигательных действий является залогом соматопсихического благополучия девушек 15-16 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental principles and methods for forming the effective bodily plasticity for girls aged 15-16 years old

This article contains a theoretical analysis of the fundamental principles and methods for facilitating the formation of bodily plasticity. Bodily plasticity dual by nature, concerning it the fundamental principles are: pedagogical, specific ones, which apply the method of sensory and rational cognition as an effective method of forming the motor-partisan human experience and awareness of their own physicality. Consciously acting of motor actions is the key to somatopsychic prosperity of the girls aged 15-16 years.

Текст научной работы на тему «Основополагающие принципы и методы эффективного формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет»

ЛИТЕРАТУРА

1. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И.С. Ворошилова, Н.П. Фёдорова, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 2 (96). - 2013. - С. 19-23.

2. Хазова, С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту / С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп : Изд-во АГУ. - 2011. - Выпуск 1. - С. 25-30.

REFERENCES

1. Voroshilova, I.S., Fedorova, N.P., Romanov, D.A. and Tihomirova, T.V. (2013), “Students support in personal and professional self-determination” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No 2, pp. 19-23.

2. Khazova S.A. (2011), “Technological foundations of vocational of competitiveness specialists in physical culture and sport” Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 1, pp. 25-30.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2014.

УДК 612.76

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ У ДЕВУШЕК 15-16 ЛЕТ

Светлана Петровна Клеменчук, старший преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт

Аннотация

Статья содержит теоретический анализ основополагающих принципов и методов, способствующих формированию телесной пластичности. Телесная пластичность двойственна по своей природе, в связи с этим основополагающими принципами являются: общепедагогические, специфические, которым относится и метод чувственного и рационального познания как эффективного способа формирующего двигательно-пристрастное переживание у человека и осознания своей собственной телесности. Осознанное выполнение двигательных действий является залогом соматоп-сихического благополучия девушек 15-16 лет.

Ключевые слова: телесная пластичность, общепедагогические принципы, специфические принципы, методы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p90-94

FUNDAMENTAL PRINCIPLES AND METHODS FOR FORMING THE EFFECTIVE BODILY PLASTICITY FOR GIRLS AGED 15-16 YEARS OLD

Svetlana Petrovna Klemenchuk, the senior teacher,

The Stavropol State Pedagogical Institute

Annotation

This article contains a theoretical analysis of the fundamental principles and methods for facilitating the formation of bodily plasticity. Bodily plasticity dual by nature, concerning it the fundamental principles are: pedagogical, specific ones, which apply the method of sensory and rational cognition as an effective method of forming the motor-partisan human experience and awareness of their own physicality. Consciously acting of motor actions is the key to somatopsychic prosperity of the girls aged 15-16 years.

Keywords: bodily plasticity, general pedagogical principles, specific principles, methods.

ВВЕДЕНИЕ

В теории и методике физического воспитания анализ системы принципов и методов, а также ее унификация занимает основное место. Рефлексивный анализ не только

оптимизирует процесс формирования в процессе физического воспитания, но и выявляет общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальность всестороннего развития личности в соответствии с антропологическим подходом [3, с. 24].

Доказано, что внедрение адекватных принципов и методов в организацию учебновоспитательного процесса значительно превышает эффективность формирования любого структурного компонента физической культуры личности. Исключением не является и процесс формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет.

Необходимость формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет обоснована широким спектром воздействия этого педагогического процесса на весь женский организм. Связано это с тем, что двигательная пластичность двойственна по своей природе. С одной стороны, - это пристрастно-переживаемая символика человеческого тела, проявляющаяся в статике и в динамике другого человека. С другой стороны, как элементарный способ двигательно-пристрастного переживания человеком своей собственной телесности. Значительные физические и аэробные нагрузки, «подъемное» музыкальное сопровождение надежно формируют в женском организме относительно устойчивый эмоциональный заряд. Формирование телесной пластичности обеспечивает становление у девушек 15-16 лет психосоматической целостности [5, с. 48]. Телесная пластичность отражает единство телесного и духовного, становится залогом соматопсихического благополучия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание принципов и методов телесной пластичности коррелирует с основными принципами и методами физического воспитания, так как любой процесс формирования физической культуры личности регламентируется по мере совместной деятельности педагога (субъекта педагогического воздействия) и занимающегося (объекта воздействия). В процессе физического воспитания подбор принципов и методов строится исходя из направленности, общих принципов системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. Здесь разрабатываются конкретные методы физического воспитания учащихся [4, с. 38].

Курамшин Ю.Ф. выделяет следующие общепедагогические принципы: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности. Они определяют соответствие современных педагогических технологий и обеспечивают формирование осознанности в процессе обучения. Из выше сказанного следует, что общепедагогические принципы в процессе физического воспитания соответствуют требованиям всеобщего образовательного пространства и определяются не только прикладным характером, но и позволяют изучать вопросы социализации личности девушек 15-16 лет через осознание своего «Я» способствуют интеллектуализации, обеспечивая духовное и телесное развитие.

К общепедагогическим принципам физического воспитания применяются следующие методы: словесный, метод наглядного воздействия.

Словесный метод - это передача педагогом общепедагогических и специфических функций посредством слова. С помощью слова, педагог излагает учебно-практический материал, передает знания, оценивает результаты и уровень освоения учебного материала, который оказывает воспитательное воздействие на учеников.

Выделяются следующие словесные методы:

- дидактический рассказ (передача учебного материала в повествовательной форме, которая обеспечивает общее представление о двигательной деятельности, сопровождающее объяснением);

- описание (первоначальное представление выразительного раскрытия и основных признаков пластичного движения, краткая характеристика свойств образа, с помо-

щью которого объясняется задача и логическая структура движения);

- объяснение (последовательное, логическое изложение преподавателем сложностей передачи образа в конкретных элементах движения);

- беседа (опросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися);

- разбор (форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, в котором осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого);

- инструктирование (точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания);

- комментарии и замечания (оценка качества выполнения задания и указание на допущенные ошибки);

- распоряжения, команды, указания (основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях) [1, с. 32].

Метод наглядного воздействия - это методы, обеспечивающие наглядность посредством зрительного, слухового и двигательного восприятия занимающихся при выполнении заданий. К ним относятся: метод непосредственной наглядности (показ движения преподавателем или занимающимся, с целью создания правильного представления о технике выполнения пластичного двигательного действия (упражнения)); метод опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, балетов, рисунков, которые создают дополнительные возможности для восприятия образности пластичного двигательного действия); метод направленного прочувствования двигательного действия (направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела); метод срочной информации (срочная и прелиминарная информация после или по ходу выполнения двигательных действий, с целью коррекции заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.)).

Как отмечает, Матвеев Л.В., кроме общепедагогических существуют и специфические принципы физического воспитания, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения». К ним относятся следующие принципы: непрерывности процесса физического воспитания, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания разви-вающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий, возрастной адекватности направлений физического воспитания.

Специфические принципы определяют закономерность в различных сторонах целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиального методического комплекса, который взаимно дополняет и объединяет все элементы [3, с. 49].

Все специфические методы в области физического воспитания подразделяются на две подгруппы: методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.

К первой группе относятся методы обучения двигательным действиям, которые позволят изучить особенности двигательного действия. Простые движения проучиваются с помощью целостного метода (метод целостно-конструктивного упражнения), в котором техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Для более сложных движений предпочтительней расчлененно-конструктивный - предполагает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. Для более

успешного соединения всех элементов в единое движение существует метод сопряженного воздействия, в котором техника двигательного действия совершенствуется в зависимости от предполагаемых условий, требующих увеличения физических усилий.

Вторая группа методов (воспитания физических качеств) определяется в различных сочетаниях нагрузок и отдыха, которые направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек организма: метод стандартного упражнения, стандартнонепрерывного упражнения и круговой метод [1, с. 56].

Анализ современных научных парадигм биомеханики Дмитриева С.В., Донского Д.Д., Евсеева Е.С, Курыся В.Н. и др. показал, что изучение двигательного действия выходит за границы традиционного механико-функционального подхода в контекст изучения и чувственной сферы личности. В этой связи нельзя не отметить в специфических методах метод чувственного и рационального познания.

Под «чувственным» подразумевается метод, основанный на использовании органов чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание, «древняя кора» головного мозга). «Рациональный» метод основывается на логическом аппарате мышления человека. «Познание» - это обретение опыта, необходимого для мозга, который принимает решения решение в предполагаемой или реальной ситуации. Рассматривая процесс накопления опыта человеком можно увидеть, что такой процесс происходит по нескольким схемам.

Первая из них выглядит так: внешний сигнал - орган чувств - мозг - мыслительный процесс. Такая схема прямо демонстрирует взаимосвязь между чувственным и рациональным методом [2, с. 53].

Воспринятый благодаря чувственному методу сигнал, поступает в мозг, где проходит обработку рациональным методом. Так если занимающийся получит задание сделать «вдох», он просто осуществит обычный набор воздуха в легкие. Если, мы скажем «вдохни свежий морской воздух», то в мозге возникнет чувственный сигнал, где на основании опыта возникнет ассоциация морского побережья, с чистотой и свежестью морского бриза. Здесь происходит осознание заданного движения и обычный «вдох» будет исполнен совершенно по-другому.

Из выше сказанного следует, что методы чувственного и рационального познания открывают новые возможности метафизической взаимосвязи между душой и телом человека и кроме физических усилий во время исполнения движений проявляется и при-страстно-переживаемая человеком символика. Данный метод позволят изучить двигательное действие не только с механической стороны, но и пропустить его через собственную сферу сознания и донести информацию к другому человеку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование общепедагогических и специфических принципов и методов обеспечат эффективность процесса формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет в процессе физического воспитания, так как она является современным и эффективным средством, позволяющим укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности женского организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М. : ФиС, 2010. - 465 с.

2. Лекторский, В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1999. - № 8. - С. 72-80

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 280 с.

4. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / Под ред. В. И. Ляха. - М. : ФиС, 1997. - 150 с.

З. Сляднева, Л. Н. Двигательно-пластическая подготовка педагога-воспитателя на основе интериоризации элементарной биомеханики двигательного действия дисс. ... канд. нед. наук : Q1.Q2.Q8, 13.QQ.Q4 / Л.Н. Сляднева. - Майкоп : АГУ, 2QQ2. - 26Q с.

REFERENCES

6. Kuramshin, YF (2QlQ), Theory and Methodology of Physical Education, publishing house “FiS”, Moscow, Russian Federation.

7. Lectorsky, VA (l999), “The theory of knowledge (epistemology, epistemology)”, Problems of Philosophy, No. 8, pp. 72-8Q

8. Matveev, L.P. (1991), Theory and Methodology of Physical Education, publishing house “FiS”, Moscow, Russian Federation.

9. Ed. Lyakh, V.I. (1997), Methods of physical education students grades 10-11, publishing house “FiS”, Moscow, Russian Federation.

1Q. Slyadneva, L.N. (2QQ2), Moto-plastic preparation of teacher-tutor-based internalization elementary biomechanics motor action, dissertation, Maikop, Russian Federation.

Контактная информация: svetipulik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2014.

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК,

ЗАВИСИМЫХ ОТ КУРЕНИЯ

Евгений Анатольевич Кобзев, доцент,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. С. Носова (МГТУ)

Аннотация

В статье анализируется проявления сексуальной активности личности испытуемых юношей и девушек, зависимых от курения. Теоретически обосновывается с позиций психоаналитических позиций взаимосвязь данного сексуального поведения юношей и девушек и процесса курения. Обозначаются показатели сексуальной активности молодых людей, употребляющих и не употребляющих никотин. Рассматриваются показатели увлечённостью мастурбацией испытуемых. Представлены значимые отличия по категориям увлечённости мастурбацией, наличия сексуального опыта, распределения частоты показателей возраста вступления в первый ноловой (сексуальный) контакт испытуемых, употребляющих и не употребляющих никотин. Юноши, употребляющие никотин, чаще прибегают к мастурбации и в большей степени открыто в этом признаются, нежели юноши, не употребляющие никотин. Для девушек, употребляющих никотин, значимо в большей степени характерно наличие сексуального опыта по сравнению с теми респондентами, которые не курят.

Ключевые слова: табачная зависимость, сексуальная активность, мастурбация, сексуальный опыт.

DOI: 10.5930^п.1994-4683.2014.06.112.р94-97

RESEARCH OF SEXUAL BEHAVIOR OF YOUNG MEN AND GIRLS DEPENDENT

ON SMOKING

Evgeni Anatolyevich Kobzev, the senior lecturer,

Magnitogorsk State Technical University named after G.S. Nosov

Annotation

The article presents the manifestations of sexual activity of the young men and girls dependent on smoking. Theoretically, the interrelation of the sexual behavior of young men and girls and smoking process locates from positions of psychoanalytic positions. Indicators of sexual activity of the young people who use and do not use nicotine are designated. Indicators are considered by enthusiasm for masturbation of examinees. Significant differences by the categories of enthusiasm to masturbation, existence of sexual

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.