Научная статья на тему 'Специфика факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания'

Специфика факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА / ЛИЧНОСТНО-ЦЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА / ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ / ОБРЕТЕНИЕ ДЕВОЧКОЙ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна, Сляднева Любовь Николаевна, Сляднев Александр Алексеевич

Традиционные ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от тех смысло-жизненных телесных проблем, с которыми она сталкивается в подростковом возрасте. Для девочки в подростковом возрасте важно не столько развитие собственно физических кондиций, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать девичье-подростковой субкультуре телесно-двигательной повседневности. В статье раскрывается специфика биосферных, ноосферных, психологических и субкультурных факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания девочки-подростка в системе общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна, Сляднева Любовь Николаевна, Сляднев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the factors determining the value relationship for the teenage girl to the direction of variation component of physical education

Traditional values of physical culture, offered the girl for mastering in the lesson of physical culture, are far from those meaning-life physical challenges she faces in adolescence. For girls in adolescence, the development of the physical condition is not so important as the search for a natural way to be in harmony with yourself and understand her body, to meet the girls-teenage subculture of bodily musculoskeletal everyday life. The article reveals the specifics of the biosphere, noosphere, psychological and subcultural factors determining the value relationship for the teenage girl to the direction of the variation component of the physical education of the teenage girl in the general secondary education system.

Текст научной работы на тему «Специфика факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания»

УДК 796.011

СПЕЦИФИКА ФАКТОРОВ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА К НАПРАВЛЕННОСТИ ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Светлана Петровна Клеменчук, заведующий кафедрой, Любовь Николаевна Сляднева, доктор педагогических наук, профессор, Александр Алексеевич Сляднев, кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ)

Аннотация

Традиционные ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от тех смысло-жизненных телесных проблем, с которыми она сталкивается в подростковом возрасте. Для девочки в подростковом возрасте важно не столько развитие собственно физических кондиций, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать девичье-подростковой субкультуре телесно-двигательной повседневности. В статье раскрывается специфика биосферных, ноосферных, психологических и субкультурных факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания девочки-подростка в системе общего среднего образования.

Ключевые слова: вариативный компонент физического воспитания девочки-подростка, личностно-ценная направленность физического воспитания девочки-подростка, женская телесность, обретение девочкой женской телесности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p201-203

SPECIFICITY OF THE FACTORS DETERMINING THE VALUE RELATIONSHIP

FOR THE TEENAGE GIRL TO THE DIRECTION OF VARIATION COMPONENT

OF PHYSICAL EDUCATION

Svetlana Petrovna Clemenchuk, the department chairman, Lubov Nikolaevna Slyadneva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandr Alekseevich Slyadnev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute

Annotation

Traditional values of physical culture, offered the girl for mastering in the lesson of physical culture, are far from those meaning-life physical challenges she faces in adolescence. For girls in adolescence, the development of the physical condition is not so important as the search for a natural way to be in harmony with yourself and understand her body, to meet the girls-teenage subculture of bodily muscu-loskeletal everyday life. The article reveals the specifics of the biosphere, noosphere, psychological and subcultural factors determining the value relationship for the teenage girl to the direction of the variation component of the physical education of the teenage girl in the general secondary education system.

Keywords: variable component of physical education of the girl-teenager, personal valuable orientation of physical education of teen-girl, female corporeality, finding by girl of female corporeality.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся в России система непрерывного физического воспитания ориентирована на реализацию методических средств развития, совершенствование нормативных физических качеств. Однако, для девочки в подростковом возрасте важно не столько техническое совершенствование разучиваемого двигательного действия, не столько развитие собственно физических кондиций, даже не столько совершенствование своих телесных форм, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать молодежной субкультуре телесно-двигательной повседневности.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Ценностное отношение девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания в системе общего среднего образования определяется его направленностью на удовлетворение актуализирующихся в этом возрасте экзистенциальных потребностей. Специфика такого рода потребностей заключается в том, что в них отражаются доминантные для подросткового возраста аспекты общечеловеческого и индивидуального опыта самоутверждения, навязчивого «ощущения» уникальности собственного бытия и самоидентификации личности.

Несмотря на достаточно развитые в подростковом возрасте возможности девочки к рефлексии и самоотчету о непосредственно испытываемых сомато-психических состояниях, ее ценностное отношение к уроку физической культуры определяется не только и не столько осознаваемыми внутренними факторами, сколько неосознаваемыми культу-рообусловлеными, связанными с глубокими, устойчивыми переживаниями надсозна-тельного уровня (ноосферы физической культуры) и бурными, неустойчивыми аффектами подсознательного уровня (девичье-подростковой субкультуры). На высшем и низшем уровнях телесных переживаний активность девочки-подростка движима и преобразуема ее устремленностью к еще не укоренившимися и в силу этого «непрозрачными» для ее рефлексии ноосферным и субкультурными ценностям и смыслам.

В состав необходимого и достаточного методологического инструментария обоснования личностно-ценной направленности вариативного компонента физического воспитания девочки-подростка входят антрополого-педагогическая и телесно-двигательная парадигмы теории физической культуры, а также, принципы биологической (биосферной), психологической (психосферной), макросоциальной (ноосферной) и микросоциальной (субкультурной) детерминации процесса физического развития человека.

Выполненный нами на основе этого инструментария анализ показал, что факторы детерминации ценностного отношения девочки к направленности вариативного компонента физического воспитания в подростковом возрасте исключительно специфичны.

Специфика морфофункционального развития девочки-подростка (фактор детерминации - биосфера физической культуры) заключаются: в стремительном и неуправляемом изменении формы тела; в расстройстве двигательных стереотипов; в повышении чувствительности тела к слабым внутренним раздражителям как внутренней, так и внешней среды [1, 2]. Специфика надсознательной устойчивой аффективной сферы психики девочки-подростка (фактор детерминации - ноосфера физической культуры) определяется спецификой женской телесности, которая заключается в том, что она мистериальна (ее нельзя познать, но она доступна постижению посвященными), целостностна (телесность отражает внутреннее состояние женщины), экзистенциальна (все, что происходит с женщиной - это одновременно и происходящее с ее телом), виртуальна (обусловлена ситуацией), симультанна (одномоментна), драматична (в телесности восторг и трагизм достигают апогея), визуальна (не поддается описанию), непрерывна, нефункциональна, жертвенна (страдательна), сценична, ориентирована на смотрящего, символична, неисчерпаема, внешне дисциплинируема. Женщина более телесна, чем мужчина. Мужская телесность «приемлет» прагматичное физическое упражнение, - женская - чувственное. Устойчивая физическая активность мужчины побуждается осознаваемым мотивом, женская - сильным переживанием.

Специфика когнитивно-мотивационной сферы телесного сознания девочки-подростка (фактор детерминации - психосфера физической культуры) проявляется в следующем. На уровне побуждений: мотивационный вакуум (по отношению к нормативным ценностям физической культуры); неосознаваемая потребность «быть в согласии со своим телом». На уровне непосредственно-чувственного отражения: повышенная чувствительность девочки к слабым интерацептивным ощущениям, по отношению к ощущениям, формированным внешней средой; нарушение восприятия (дереализация). На

уровне мышления: потеря функции реального; постоянное наблюдение за собой «со стороны»; расстройство самовосприятия (деперсонализация); общая неуверенность в правильности выполнения элементарных двигательных действий; телесная одержимость. На уровне действия: нерешительность; внешняя безынициативность.

Подсознательная неустойчивая аффективная сфера телесности девочки-подростка испытывает сильное влияние такого фактора детерминации как современная девичье-подростковая телесно-двигательная субкультура, основными чертами которой являются: культура «костюмирования» телесности; культура девичье-телесной гигиены; зависимость от Интернет; сильные горизонтальные связи. Специфичными чертами этой сферы являются: негативный эмоциональный фон, мучительная тревога телесного происхождения, переживание телесной неполноценности; боязнь (фобия) урока физической культуры; переживанием нереальности происходящего на уроке физической культуры; телесное стеснение/гордость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системообразующим фактором ценностного отношения девочки-подростка к направленности вариативного компонента физического воспитания является ее потребность «быть в согласии со своим телом». Личностно-ценная направленность вариативного компонента физического воспитания предполагает «обретение девочкой женской телесности». В этом контексте урок физической культуры для нее предстает как действительно конституированное (законное) культурное экзистенциальное (смысло-жизненное) событие, в котором оказываются слитыми в единство социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности (интимно-личное общение). Это единство проявляется в форме кульминационного официального деятельностно-опосредствованного знаково-символического общения девочки-подростка с референтной группой, с ноосферой женской телесности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сляднева, Л.Н. Признаки продуктивности биомеханической парадигмы в теории физического воспитания и спортивной тренировки / Л.Н. Сляднева, А.А. Сляднев // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 257-268.

2. Сляднева, Л.Н. Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения / Л.Н. Сляднева, А.А Сляднев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 162-167.

REFERENCES

1. Slyadneva, L.N. and Slyadnev, A.A. (2010), "Signs of productivity biomechanical paradigm in the theory of physical education and sports training", Bulletin of Adighe state University, No. 1, pp. 257-268.

2. Slyadneva, L.N. and Slyadnev, A.A. (2013), "Corporal plasticity: biomechanical measurement problem", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (102), pp. 162-167.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК: 796.31/32:617.75

АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ГОЛБОЛОМ У СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Александр Владимирович Корнев, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

Аннотация

В статье представлен анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения. В опросе приняли участие спортсмены, представляющие 14 регионов Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.