Научная статья на тему 'Ценностно-смысловой вектор физического воспитания девочки-подростка'

Ценностно-смысловой вектор физического воспитания девочки-подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЦЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА / ЖЕНСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ / ОБРЕТЕНИЕ ДЕВОЧКОЙ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ / PERSONAL VALUABLE ORIENTATION PHYSICAL EDUCATION TEEN-GIRL / FEMALE CORPOREALITY / FINDING GIRL FEMALE CORPOREALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сляднева Любовь Николаевна, Клеменчук Светлана Петровна, Сляднев Александр Алексеевич

Традиционные ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от тех смысло-жизненных телесных проблем, с которыми она сталкивается в подростковом возрасте. Для девочки в подростковом возрасте важно не столько развитие собственно физических кондиций, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать девичье-подростковой субкультуре телесно-двигательной повседневности. В статье раскрывается специфика биосферных, ноосферных, психологических и субкультурных факторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности физического воспитания девочки-подростка в системе общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сляднева Любовь Николаевна, Клеменчук Светлана Петровна, Сляднев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-semantic vector of physical education teen girl

Traditional values of physical culture, offer the girl to master the lesson of physical culture, are far from those meaning-life physical challenges she faced in adolescence. For girls in adolescence, it is not so much the development of the physical condition as the search for a natural way to be in harmony with yourself and understand your body, to meet girls-teenage subculture bodily musculoskeletal everyday life. The article reveals the specifics of the biosphere, noosphere, psychological and subcultural factors determining the value of the relationship for the teenage girl to the direction of physical education teenage girls in General secondary education system.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловой вектор физического воспитания девочки-подростка»

126

ClemenchukSvetlanaPetrovna, Head of the Chair,

Slyadnev Alexandr Alexeevich, PhD ofPedagogical science, Associate Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Traditional values of physical culture, offer the girl to master the lesson of physical culture, are far from those meaning-life physical challenges shefaced in adolescence. Forgirls in adolescence, itisnotsomuch the development of the physical condition asthe search for a natural way to be in harmony with yourself and understand your body, to meet girls-teenage subculture bodily musculoskeletal everyday life. The article reveals the specifics of the biosphere, noosphere, psychological and subcultural factors determining the value of the relationship for the teenage girl to the direction of physical education teenage girls in General secondary education system.

Keywords: personal valuable orientation physical education teen-girl;female corporeality; finding girl female corporeality.

УДК 372.879.6

© Сляднева Л.Н., 2014 © Клеменчук С.П., 2014 © Сляднев А.А., 2014

СЛЯДНЕВА Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, профессор

КЛЕМЕНЧУК Светлана Петровна, заведующая кафедрой

СЛЯДНЕВ Александр Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент

кафедра Хореографии, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ВЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА

Традиционные ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от техсмысло-жизненных телесных проблем, с которыми она сталкивается в подростковом возрасте. Для девочки в подростковом возрасте важно не столько развитие собственно физических кондиций, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать девичье-подростковой субкультуре телесно-двигательной повседневности. В статье раскрывается специфика биосферных, ноосферных, психологическихисубкультурныхфакторов детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности физического воспитания девочки-подростка в системе общего среднего образования. Ключевые слова: личностно-ценнаянаправленностьфизического воспитания девочки-подростка; женская телесность; обретение девочкой женской телесности.

Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики - в сферу развития культуры, общества и человека. Методологической основой современного переосмысления самого понятия "образование" стала педагогическая антропология К.Д. Ушинского, фиксирующая фундаментальные основы становления человеческого в человеке, закономерности его движения к собственной индивидуальности, к неповторимому и самобытному способу бытия в качестве конкретного субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В теории физической культуры откликом на эти общепедагогические трансформации стала актуализация лич-ностно-развивающей парадигмы физической культуры, феноменов "физическая культура личности" и "личностная физическая культура", креативного потенциала физической культуры личности и многих других теоретических нововведений. Эти инновации, возвращая отечественную теорию физического воспитания в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта о человекосоздающей и куль-турообразующей функциях физической культуры, смещают целевой педагогический вектор от технологического к ценностно-смысловому, культуросообразному измерению.

Антропологическая позиция, сосредотачивая внимание педагога физического воспитания системы среднего общего образования на закономерностях и механизмах многомерного взаимодействия взрослеющего человека с социальным окружением и с самим собой в среде ценностей физической культуры, открывает взору не только и не столько уровень общей его физической подготовленности или степень его соответствия нормам физического развития, сколько культуру его телесно-двигательной повседневности (телесно-двигательные смысло-жизненные ориентиры, идеалы и ценности, стиль жизни, основные формы двигательной активности, двигательно-рек-

реационные акты и т.д.). Такая педагого-ант-ропологическая проекция требует "глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще, и в российском обществе, в частности" [3]. Она объективизирует тот факт, что "буквально на наших глазах свершился качественный скачок - реальный переход человечества в исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизацион-ный слом" [3].

Основными признаками современности эмерджентно (вдруг) стали неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, трансформация телесно-двигательных стереотипов и норм. Эти факторы, а также раскрепощенность полоролевых установок, форм поведения и отношений кардинально влияют на процессы телесно-двигательной социализации и индивидуализации, на зарождающуюся полоролевую идентичность подростка, на его культуру телесно-двигательной повседневности и половой тождественности. В связи с этим, как эмоционально-чувствительные, эмотивно-лабильные (впечатлительные) по своей природе в зоне особого риска сегодня оказались девочки подросткового возраста.

Антрополого-педагогическая призма вскрывает ряд противоречий в современной теории физического воспитания девочек подросткового возраста.

Во-первых, с одной стороны, учеными Российской академии образования достоверно установлено существенное снижение энергичности девочек подросткового возраста и их желания активно действовать,усиление дефицита двигательной произвольности, усугубление эмоционального дискомфорта и тревожности, связанной с неудовлетворением доминирующих возрастных потребностей. Причем серьезные изменения ценностных ориентаций девочек подросткового возраста отмечаются не только по сравнению с 90-ми годами прошлого века, но и с началом нового столетия. Так, "начиная с 2007 года, на первый план выдвигаются интеллектуальные, волевые и соматические ценностные ориентации. Образованность, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения в их понимании, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся осо-

бенно значимыми качествами. Эмоциональные и нравственные ценности - чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций" [3]. С другой стороны, сложившаяся в рамках естественнонаучного русла теория физического воспитания, традиционно дистанцирующаяся от приходящих общекультурологических тенденций, непрерывно мониторит антропометрические и соматотипические подвижки в развитии женского организма, но недостаточно специфицирует как архаичные, так и новейшие реальные культурозависимые телесно-двигательные запросы, которые сформировались в сегодняшней конкретно-исторической среде и в подростково-девичьей культуре телесно-двигательной повседневности, в частности.

Во-вторых, с одной стороны, физическое воспитание в последние десятилетия позиционируется как основная сфера педагогически направленного теоретического и научно-прикладного функционирования физической культуры в обществе как необходимое и достаточное условие двигательной социализации человека, самодетерминации его собственной двигательной активности. С другой стороны, современная теория физического воспитания остается фактически индифферентна (безразлична) к такому двигательному качеству как телесная пластичность. Однако, именно через это качество в подростковом возрасте (у мальчиков непроизвольно, а у девочек осознано и преднамеренно) телесное движение от внешнего плана "прорастает" во внутренний мир субъекта, и через него в мир культуры и искусства [2].

И, наконец, с одной стороны, в последние годы в философской антропологии, в культурологии, в социологии, в психологии накоплен весомый фактологический материал и осуществлены содержательные теоретические разработки, которые констатируют и обосновывают наличие высокого уровня произвольной физической активности женщин во многих видах телесно-пластического художественного творчества (фитнес, хореография, аэробика, ритмическая гимнастика и др.). Отмечается также гармонизирующий психосоматический эффект, который сопутствует эстетическим переживаниям, лежащим в основе такого рода художественной деятельности. С другой стороны, в рамках самой теории физического воспитания отсутствует убедительная акцентуация того, что для педагога, осуществ-

■ Ом

£

ё

127

ляющего физическое воспитание девочки-подростка, эти теоретические наработки приобретают сущностный смысл.

Выделенные теоретические противоречия порождают противоречие практического характера. Сложившаяся в России система непрерывного физического воспитания ориентирована на реализацию методических средств развития, совершенствования, корригирования и поддержки силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости, однако для девочки в подростковом возрасте важно не столько техническое совершенствование разучиваемого двигательного действия, не столько развитие собственно фи-

зических кондиций, даже не столько совершенствование своих телесных форм, сколько поиск естественного способа быть в гармонии с собой и понимать своё тело, соответствовать тинейджерской субкультуре телесно-двигательной повседневности.

Лесгафтовская антропологическая парадигма, обосновывающая в качестве основных функций физической культуры такие функции, как человекосозидающая, культурообразующая, психо-сомато-гармонизирующая, телесно-дви-гательно-социализирующая и индивидуализирующая, дает основания для выделения факторов, определяющих ценностно-смысловой вектор физического воспитания девочки-подростка (рис. 1).

128

Факторы детерминации ценностно-смыслового вектора физического воспитания девочки-подростка

Морфофункциональные особенности физического развития девочки-подростка (биосфера физической культуры)

Специфика надсознательной устойчивой аффективной сферы

психики девочки-подростка (ноосфера физической культуры)

Специфика когнитивно-мотивационной сферы телесного сознания девочки-подростка {психосфера физической культуры)

Специфика подсознательной неустойчивой аффективной сферы

телесности девочки-подростка (современная девичье-подростковая телесно-двигательная субкультура: культура «костюмирования» телесности; культура девичье-телесной гигиены; зависимость от Интернет; сильные горизонтальные связи)

Потребность девочки: «быть в

согласии со своим телом» (системообразующий фактор)

ч «

ф 3 ш ю

и

5.1

Мета предметный пичностно-ценный личностный результат образования: обретение девочкой женской телесности

Стремительное и неуправляемое изменение формы тела. Расстройство двигательных стереотипов. Повышенная чувствительность тепа к слабым внутренним раздражителям по отношению к раздражителям внешней среды.

Определяется спецификой женской телесности: мистериальность; целостностность; экзистенциапьность; виртуальность; симупьтанность; драматичность; визуальность; пластичность; нефункциональность; жертвенность; сценичность; ориентированность на смотрящего; символичность; неисчерпаемость; внещ няя дисциплинируечостъ. Женщина более тепесна, чем мужчина- Мужская телесность «приемлет» прагматичное физическое упражнение, - женская - чувственное. Устойчивая физическая активность мужчины побуждается осознаваемым мотивом, женская -сильным переживанием.

На уровне побуждений: мотивацнонный вакуум (по отношению к нормативным ценностям физической культуры); неосознаваемая потребность «быть в согласии ср своим телом» [системообразующий фактор]. На уровне непосредственно-чувственного отражения: повышенная чувствительность девочки к слабым интерацептивным ощущениям, по отношению к ощущениям, формированным внешней средой; ощущение невозможности управлять своим телом; нарушение восприятия. На уровне мышления: потеря функции реального; постоянное наблюдение за собой «со стороны»; общая неуверенность в правильности выполнения элементарных двигательных действий; телесная одержимость; дефицит взаимопонимания с ближайшим окружением (родителями, учителями); познавательный поиск в Интернет ресурсах и соцсетях.

На уровне действия: нерешительность; внешняя безынициативность.

Негативный эмоциональный фон; мучительная тревога телесного происхождения; переживание телесной неполноценности; боязнь (фобия) урока физической культуры; переживанием нереальности происходящего на уроке физической культуры; телесное стеснение/гордость

Рисунок 1 - Факторы детерминации ценностно-смыслового вектора физического воспитания девочки-подростка

Учитывая выделенную нами специфику факторов детерминации ценностно-смыслового вектора физического воспитания девочки-подростка, можно утверждать, что социальная ситуация обретения девочкой женской телесности разворачивается и достигает кульминации даже на обычном уроке физической культуры. Однако выполнение физических упражнений является лишь официальным фоном выражения девочкой своего отношения к рефферент-ной группе посредством "костюмирования" спортивной формой своей стремительно развивающейся телесности. Очевидно, так было всегда. А.Г. Асмолов считает, что "деятельность определяет личность, но личность выбирает

ту деятельность, которая ее определяет". И далее "...ведущие деятельности не даны развивающемуся человеку, а заданы конкретной социальной ситуацией его развития, в которой совершается его жизнь" [1, 347]. "Сегодня в нашем обществе, с одной стороны, сняты многие табу; с другой - отсутствует доверие к растущим людям, вывод их за пределы узко детских дел и забот" [3,7]. К сожалению, традиционные (интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, по Л.П. Матвееву) ценности физической культуры, предлагаемые девочке для освоения на уроке физической культуры, далеко лежат от тех смысло-жизнен-ных телесных проблем, с которыми она стал-

кивается в подростковом возрасте. Раскрытые выше факторы биологической, психологической макро- и микросоциальной детерминации ценностного отношения девочки-подростка к направленности процесса ее физического воспитания возвращают отечественную теорию школьного физического воспитания в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта о чело-векосоздающей и культурообразующей функциях физической культуры, смещают целевой педагогический вектор государственной стандартизации этого учебного предмета от технологического к ценностно-смысловому, куль-туросообразному измерению.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /А.Г. Асмолов. - М.: МПСИ, 2010. - С. 625642.

2. Сляднева Л.Н. Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения / Сляднева Л.Н., Сляднев А.А // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 162-167.

3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И.Фельдштейн. -М.: АПН, 2013.-15 с.

IN

4L

1 Sfc

рТ

■ Ом

MORAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN Sperber Oksana Igorevna, Senior Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: oksi-sperber@yandex.ru

The article touches upon the issue of spiritual, moral and axiological aspects of Artistic and Aesthetic education of preschoolers. The issues focuses on the peculiarities of axiological approach in historical retrospective review, as well as at the present-day stage of preschool education. Thearticleexplainskeynotions,suchas"humanizationofeducation", "value", "valueorientations" and discusses animportantinfluence of artistic and aesthetic activity in preschool age in shaping personality axiological potential. Keywords: humanization of education; values; value orientations; artistic and aesthetic activity; pedagogical axiology.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье обсуждаются духовно-нравственные и аксиологические аспекты художественно-эстетического воспитания дошкольников. Характеризуется особенности аксиологического подхода в исторической ретроспективе, а также на современном этапе дошкольного образования. Раскрываются такие понятия, как "гуманизацияобразования", "ценность", "ценностныеориентации", обсуждается значение художественно-эстетической деятельности дошкольников в формировании аксиологического потенциала личности.

Ключевые слова: гуманизация образования; педагогическая аксиология; ценности; ценностные ориентации;, художественно-эстетическая деятельность.

Современный, аксиологический этап развития науки ознаменовался выдвижением проблемы осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания. Повышенный интерес к ценностной проблематике - это результат более глубокого понимания природы человеческого познания, его социокультурной обусловленности, целостности. Педагогическая аксиология -это область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой

УДК 18

© Спербер О.И., 2014

СПЕРБЕР Оксана Игоревна,

старший преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Е

ё

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.