Научная статья на тему 'Роль телесно-пластической двигательной активности в гармоничном воспитании девочек 7-8 классов'

Роль телесно-пластической двигательной активности в гармоничном воспитании девочек 7-8 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ / HARMONIOUS EDUCATION / ТЕЛЕСНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / BODY-PLASTIC MOTOR ACTIVITY / ДЕВОЧКИ 7-8 КЛАССОВ / GIRLS GRADES 7-8

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

В современных условиях поиск средств для гармоничного воспитания девочек 7-8 классах становится все более актуальной. Автор выделяет телесно-пластическую двигательную активность как естественный "материал", который девочка-подросток может использовать в решении всех психофизиологических проблем данного возраста, стабилизировать эмоциональное состояние, что позволит решить проблему недостающей двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеменчук Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of plastic bodily - motor activity of harmonious education of girls of 7-8 classes

In modern conditions fundraising for harmonious education of girls grades 7-8 is becoming increasingly important. The author identifies the plastic body-motor activity as a natural "material", which is a teenage girl can be used in solving all the problems of psycho-physiological age, to stabilize the emotional state that will solve the problem of missing physical activity.

Текст научной работы на тему «Роль телесно-пластической двигательной активности в гармоничном воспитании девочек 7-8 классов»

вать направления внедрения генерируемых ею инноваций.

Модель инновационного вуза отличается от традиционной (классической) тем, что затраты на подготовку кадров приравниваются к эффективным и долгосрочным инвестициям, а на первый план выходит приобретение необходимых специализированных компетенций. Кроме того, учебный процесс в инновационном вузе должен быть ориентирован на практическую деятельность. Это требует формирования модели учреждений высшего образования, основанной на интеграции фундаментальных исследований, образовательного процесса и производственной деятельности.

Примечания:

1. Делия В.П. Инновационная экономика и устойчивое развитие. - Балашиха : Де-По, 2011. - С. 107.

2. OECD Reviews of innovation policy: Russian Federation. - OECD, 2011. - P. 18.

3. Манушин Э.А. Проблемы и перспективы инновационного развития российского высшего образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.raop.ru/.../Otdelenie_professionalnogo _obrazovaniya.

4. Матвеев В.А. и др. Инновационный комплекс персонифицированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.-С. 15-16.

5. Глотова И.И. Реформирование бюджетных учреждений: основные направления и результаты работы / И.И. Глотова, Е.П. Томилина // Финансы и кредит. - 2013. - № 3. - С. 56-66.

6. Глотова И.И. Инновационные методы и модели обучения специалистов финансового профиля / И.И. Глотова, Е.П. Томилина // Инновации в науке. - 2012. - № 15. - С. 112-120.

7. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Sobchenko N.V. Management of innovative activity of enterprises on the basis of a comprehensive methodology for assessing the sustainability. - В сборнике: Развитие процессов формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы экономики предприятий, отраслей, комплексов: сборник материалов Международной научной конференции / под ред. П.Г. Исаевой. - 2013. - С. 112-118.

8. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г. Управление инновационной активностью экономических субъектов. - В сборнике: Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналити-ческие аспекты функционирования предпринимательских структур: сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" "Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу". - 2013. - С. 420-423.

9. Маркарова В.А., Агаркова Л.В. Кластер как основополагающий элемент инновационной экономики. - В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития экономики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. - Новосибирск, 2014. - С. 165-167.

Ю.Доронин Б.А., Доронин А.Б. Развитие экономики знаний в Российской Федерации // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 1 (5). - С. 59-63.

ROLE OF PLASTIC BODILY - MOTOR ACTIVITY OF HARMONIOUS EDUCATION OF GIRLS OF 7-8 CLASSES Klemenchuk Svetlana Petrovna, Senior Professor, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in modern conditions fundraising for harmonious education of girls grades 7-8 is becoming increasingly important. The author identifies the plastic body-motor activity as a natural "material" which is a teenage girl can be used in solving all the problems of psycho-physiological age, to stabilize the emotional state that will solve the problem of missing physical activity.

Keywords: harmonious education; body-plastic motor activity; girls grades 7-8.

УДК 793.3 РОЛЬ ТЕЛЕСНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙДВИГА ТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ В ГАРМОНИЧНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК 7-8 КЛА ССОВ

© Клеменчук С. П., 2015 В современных условиях поиск средств для гармоничного воспитания девочек

7-8 классах становится все более актуальной. Автор выделяет телесно-пластическую двигательную активность как естественный "материал", который девочка-подросток может использовать в решении всех психофизиологических проблем данного возраста, стабилизировать эмоциональное состояние, что позволит решить проблему недостающей двигательной активности. Ключевые слова: гармоничное воспитание; телесно-пластическая двигательная активность; девочки 7-8 классов.

Сегодня мировая общественность предъявляет новые требования к современному образованию, обеспечивающее развитие физически здоровой, социально-активной и гармонически развитой личности. Проблема гармоничного воспитания возникла не спонтанно, она существуетуже более 60 лет. Как отмечают Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, B.C. Мухина, С.Л. Рубенштейн, переход на мировой образовательный уровень и повышение качества обучения сопровождаются корректированием учебного процесса, направленного на формирование целостной научной картины мира, интеграцию личности в систему мировой и региональной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, формирование здорового образа жизни [7, С. 14].

Гармоничное воспитание девочек-подростков актуально тем, что данный период, хоть и ограничивается тремя годами (11-13 лет), однако, это самый важный период в жизни женского организма, так как активно формируется (увеличение массы тела, роста, интенсивно осуществляются обменные процессы в организме, гормональные изменения), что определенным образом сказывается на состоянии психики девочек, которая имеет свои особенности: легкая возбудимость, непроизвольное внимание, агрессия, беспричинная усталость. Данный период отмечен исследователями в области физического воспитания как спад двигательной активности в силу компьютеризации общественной жизни [2, С. 56]. Как известно, двигательная деятельность в любом возрастном периоде является естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействующей на функцию всех органов и систем. Еще в XVIII веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения [3, С. 36].

Психофизиологические особенности данного возрастного периода обращают внимание на характерную черту данного возраста -специфическую селективность (увлечение), приобретение женственности, которую необходимо направить на формирование интереса девочек-подростков к полноценному развитию [3, С. 90].

При выборе средств, способствующих гармоничному развитию, остановимся на создающем целостную картину мира в единстве мысли и чувства - это телесно-пластическая двигательная активность. Как отмечает, Л.Н. Сляднева, в телесно-двигательной активности, благодаря телесно-двигательной пластичности, "объемно" и целостно концентрируется всё внутреннее состояние человека, вся его субъектность. Данное свойство телесно-двигательной пластичности - ее идентичность субъектности человека. Телесно-двигательная пластичность является таким биомеханическим качеством двигательного действия, через которое оно от механики "прорастает" во внутренний мир субъекта и через него - в мир культуры и искусства, способствующих гармоничному развитию, преобразованию мира [5, С. 3].

Телесно-пластические движения активно используются в хореографии. Вот уже многие тысячелетия оно развивается и выстраивается в специфические направления, в основе которых лежат непреодолимые стремления человека к ритмичному движению, потребности выражения своих эмоций, средствами пластики, гармонично связывать движения и музыку.

Искусство хореографии - вид внеучебной деятельности, синтезированное средство эстетического воспитания широкого профиля, специфика которого определяется организацией разносторон-

LO

гН

О

си

-О Q-

1-0 CK

ь-X LU

о со со

ом

к^ С Ё

35

КЛЕМЕНЧУК Светлана Петровна,

ст. преподаватель, кафедры

Хореографии,

Ставропольский

государственный

педагогический институт,

Ставрополь

него воздействия личность. В танце нагрузка на организм равномерно распределяется на все группы мышц, а также реализуются задачи эстетического и духовного развития, что особенно важно в существующем положении состояния здоровья. Развитие двигательных навыков оказывают существенные изменения мобилизацией,активностью физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Осознание возможностей своего тела способствует воспитательным задачам и фор-мируетуверенность в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Для девочек 7-8 классов танцевальная деятельность привлекательна тем, что художественный образ создается легкими и красивыми движениями тела и является неотъемлемой частью материального субстрата искусства и его смысла, внутреннего строения, чёткости музыкального образа, которые во многом определяются природной материей музыки -акустическими качествами музыкального звука. Воспринимая танец, мы, в первую очередь, видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. И только внутренний смысл (идея) постигается постепенно и опосредовано через движения тела.

Безусловно, что содержание, идея и внешняя форма неразрывно связаны и составляют единое целое: "произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение -понимание и оценку жизни" [6, С. 21].

Формирование чувства ритма является основной составляющей танца, так как он соединяет отдельные танцевальные мотивы в единое целое и создает ассоциации, идею танца, переходящую в формировании художественного образа. Поль Валерии (фр. поэт, эссеист и философ) считал, что".. .задача танца в том, что создать и, возбуждая поддерживать определенное состояние посредством периодического движения, которое порождается и регулируется слуховыми ритмами". "Каждое танцевальное произведение представляет строгую последовательность элементов, длящихся приблизительно равное время - тактов. Каждый такт соотносим, соизмерим с предыдущим и последующим, и такое повторение сходных элементов проходит через произве-

дение, выступая как организующая все в единое целое сила" [4, С. 41 ].

Следовательно, музыкальная основа является ритмическим организующим началом танца. Музыкальное сопровождение отражается в проекции преимущественно человеческих переживаний, тем самым придает особую выразительность танцу, соединяясь с жестами, мимикой и движениями. Таким образом, музыка в танце отображается в трехмерном пространстве: иллюстративное (как средство, усиливающее содержание действия), программное (как характеристика персонажа средствами костюма, грима, музыки и т.д.) и драматическое (как дополнительный стержень действия, являясь отражением всех этапов танца) [6, С. 20].

Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает,учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

По словам Б. В. Асафьева, "танец является языком тела. И если мы не можем что-то предать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче". Танец - явление творческое, и искусство выражения полностью зависит от индивидуальности человека. Формирование у девочек-подростков умения воспроизводить эмоциональное состояние и настроение души, доносить его до зрителя с помощью движений - основная задача телесно-пластической двигательной активности, которая позволяет обеспечить соматопсихическое здоровье и обеспечить процесс гармонизации [4, С. 107].

Таким образом, телесно-пластическая двигательная активность - это естественный "материал", который девочка-подросток может использовать подобно тому, как он использует в речи язык и слово, и только правильное чередование всех средств позволит донести пластический образ до зрителя в ответ на возникновение эмоционального чувства, а также позволит решить проблему недостающей двигательной активности и гармонизировать развитие физическое и интеллектуальное у девочек 7-8 классов.

Литература:

1. Амвросьев Я.А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов : дис.... канд. пед. наук. - Якутск, 2003. - 190 с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка).- М.: Академия, 2009. - 416 с.

3. Клеменчук С.П. Основополагающие принципы и методы эффективного формирования телесной пластичности у девушек 15-16 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Вып. 6 (112).-СПб., 2014.-С. 90-93.

4. Стрельченко В.Ф. Формирование знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся 8-9 классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 56 с.

5. Сляднева Л.Н. Телесная пластичность как биомеханическая реальность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Вып. 3. - Майкоп, 2009.

6. Фокина Елена Николаевна. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности : дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 195 с.

7. Черкашин И.А. Гармоничное развитие личности школьника-спортсмена // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 1 - С. 86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.